Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30.04.1999 г. N 6 "О судебной практике по делам о хищениях чужого имущества путем кражи, грабежа и разбоя"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.04.1999 г.

N 6



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

О ХИЩЕНИЯХ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА

ПУТЕМ КРАЖИ, ГРАБЕЖА И РАЗБОЯ


В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан основу экономики страны составляет собственность в ее различных формах. Собственность является неприкосновенной и защищается государством, а любые посягательства на нее признаются противоправными.

Изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно применяют законодательство по делам о хищениях чужого имущества путем кражи, грабежа и разбоя. Вместе с тем в их практической деятельности имеются отдельные ошибки, недостатки. По ряду проблем нет единства понимания требований закона.

В целях устранения имеющихся недостатков, а также правильного и точного применения судами законодательства по делам данной категории, на основании статьи 17 Закона "О судах" Пленум Верховного судаПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Тайное хищение чужого имущества является кражей, если оно совершено как в отсутствие потерпевшего или других лиц, так и в их присутствии, но незаметно для них. Если потерпевший или посторонние лица видели, что происходит изъятие имущества, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, считал, что действует незаметно, содеянное также следует квалифицировать как кражу.


2. Действия, начатые как тайное хищение чужого имущества, но затем обнаруженные потерпевшим или другими лицами и, несмотря на это, продолженные виновным с целью завладения имуществом или его удержания с применением им насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, должны квалифицироваться как грабеж, а в случае нападения с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия как разбой.

Насильственные действия, совершенные виновным после окончания тайного хищения чужого имущества с целью избежания задержания, не могут рассматриваться как грабеж или разбой. В зависимости от характера насилия и наступивших последствий, содеянное следует квалифицировать как кражу, при наличии признаков других преступлений по совокупности с ними.

Хищение, совершенное у лиц, заведомо для виновного не способных понимать значения происходящего (например, по малолетству, вследствие психической неполноценности, сильного алкогольного или наркотического опьянения, спящего и т.п.), должно квалифицироваться как тайное хищение чужого имущества.

Тайное хищение чужого имущества, совершенное из одежды, находящейся на потерпевшем, из сумки, чемодана и другой ручной клади, находящихся в руках либо непосредственно при потерпевшем, считается карманной кражей и должна квалифицироваться по пункту "а" части 2 статьи 169 УК.


3. Хищение считается открытым (грабеж), если виновный сознавал, что завладевает чужим имуществом в присутствии потерпевшего или других лиц и они понимают преступный характер его действий.

При квалификации содеянного по пункту "а" части 2 ст. 166 УК следует иметь в виду, что:

- насильственный грабеж имеет место не только при фактическом применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, но и при угрозе применения такого насилия;

- насилие или угроза его применения могут быть направлены как против лица, во владении, ведении или под охраной которого находилось имущество, так и против других лиц, препятствующих открытому завладению чужим имуществом;

- под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать причинение легких телесных повреждений. Оно может выразиться и в таких насильственных действиях, которые связаны с причинением потерпевшему физической боли или ограничением его свободы.


4. При отграничении вымогательства от грабежа или разбоя следует иметь в виду, что при вымогательстве угроза насилием направлена на получение имущества в будущем, а не в момент применения угрозы. Если угроза была приведена в исполнение, содеянное подлежит квалификации по статье УК о вымогательстве и, при наличии оснований, и по статье, предусматривающей ответственность за действия, которые совершены при реализации угрозы.


5. Хищение чужого имущества путем кражи, и грабежа считаются оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению; разбой - с момента нападения, сопряженного с применением или с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего.


6. Под применением насилия, опасного для жизни, следует понимать обстоятельства, свидетельствующие о реальности угрозы для жизни потерпевшего (например, удушье потерпевшего, удержание его головы под водой и др.).

Под применением насилия, опасного для здоровья, следует понимать действия, причинившие потерпевшему телесные повреждения, которые повлекли расстройство здоровья либо могли создать угрозу причинения тяжких телесных повреждений (удар в висок солнечное сплетение и т.д.).

По смыслу закона насилие при разбое может быть как физическим, так и психическим.


7. Одним из признаков завладения имуществом путем разбоя, предусмотренных пунктом "а" части 2 статьи 164, является применение оружия или других предметов, используемых в качестве оружия.

При признании оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, орудиями преступления судам следует руководствоваться Законом Республики Узбекистан "Об оружии".

В случае угрозы заведомо негодным оружием или имитацией оружия (например, макетом пистолета или стартового пистолета) без цели использования этих предметов для причинения телесных повреждений, опасных для жизни и здоровья потерпевшего нельзя такие действия расценивать как разбой с применением оружия.

При использовании в процессе разбойного нападения огнестрельного оружия, на которое требуется разрешение, а также оружия или других предметов (взрывчатые, ядовитые вещества и т.д.), используемых в качестве оружия действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений.


8. В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 17 апреля 1998 года N 11 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики" при правовой оценке действий виновного в совершении хищения чужого имущества, независимо от его способа (кража, грабеж, разбой), преступление квалифицируется по той части соответствующей статьи Уголовного кодекса, которая предусматривает более строгую ответственность, и дополнительной квалификации по другим частям данной статьи не требует. Например, при квалификации преступления по части 4 статьи 169 УК по признаку хищения в особо крупном размере, не требуется дополнительная квалификация по частям 1, 2 и 3 данной статьи УК.

В случаях совершения продолжаемого хищения действия виновного необходимо квалифицировать с учетом общей суммы похищенного.

Если деяния лица не носили характера продолжаемого преступления, но состояли из нескольких самостоятельных эпизодов, например, краж, грабежей, разбоев, они не могут квалифицироваться исходя из общей суммы похищенного. В этих случаях преступления следует квалифицировать в соответствии с диспозицией статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за хищение чужого имущества, в частности, по признаку повторности.


9. Проникновение - это вторжение в жилище, хранилище или иное помещение с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Оно может совершаться не только тайно, но и открыто, с преодолением препятствий или сопротивления людей, в том числе работников охраны. Проникновением должно признаваться и появление в помещении путем использования обмана, в том числе и подложных пропусков, например, под видом сантехника, работника узла связи, инспектора пожарного энергонадзора и т.д.

Проникновение - не самоцель, а способ получить доступ к хранящимся ценностям, которые виновный намерен похитить. Проникновению поэтому всегда предшествует формирование умысла на хищение в жилище, помещении или ином хранилище чужого имущества. Если виновный вошел в квартиру по иным причинам и умысел на тайное или открытое изъятие материальных ценностей возник уже после этого, в содеянном отсутствует комментируемый квалифицирующий признак хищения.

Жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, санатории, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения других потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.).

Под хранилищем следует понимать особое устройство или место, специально оборудованное, приспособленное или предназначенное для постоянного или хотя бы временного хранения в нем и сбережения от хищения, порчи и уничтожения, стихийных сил природы и т.п. товарно- материальных ценностей.

Не могут квалифицироваться как комментируемый квалифицирующий признак хищение чужого имущества из жилища, хранилища или иного помещения с помощью приспособлений (например, крюков, удочек, магнитов, засасывающих шлангов, щипцов и др.).


11. При расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел о хищениях чужого имущества путем кражи, грабежа и разбоя надлежит выявлять все причины и условия, способствующие совершению преступлений и должным образом на них реагировать.


12. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан, Суд Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентский городской суды, а также Военный суд Республики Узбекистан при рассмотрении дел данной категории в апелляционном, кассационном порядках должны регулярно обобщать и устранять ошибки, допускаемые судами первой инстанции при применении законов.

13. Признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 28 сентября 1979 года "О судебной практике по делам о грабеже и разбое" с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 12 декабря 1983 года за N 8.



Председатель

Верховного суда                                                            У.К. Мингбаев


Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                 А.А. Мухаммадиев