Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Временное положение о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 01.03.1993 г. N 111)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 01.03.1993 г. N 111



ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном таможенном комитете

Республики Узбекистан


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан (в дальнейшем "Комитет") в соответствии с Конституцией республики является органом государственного управления Республики. Узбекистан.

Комитет в пределах своей компетенции обеспечивает единую таможенную политику республики, соблюдение законодательства Республики Узбекистан о таможенном деле, эффективное функционирование таможенной системы республики.


2. Комитет образуется и упраздняется Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Узбекистан и подотчетен Президенту Республики Узбекистан, Верховному Совету Республики Узбекистан и Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Комитет в своей деятельности независим от общественных объединений.


3. Задачами Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан являются:

обеспечение экономической безопасности Республики Узбекистан; защита внутреннего потребительского рынка Республики Узбекистан, недопущение незаконного вывоза товаров (под "товарами" понимаются любые движимые предметы материального мира, в том числе электрическая, тепловая и иная энергия)

борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресечение незаконного ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ, предметов культурного и исторического наследия., объектов интеллектуальной собственности, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Узбекистан в деятельность международной гражданской авиации;

общее руководство, координация деятельности таможенных органов, оказание им организационно-методической помощи и обеспечение эффективности их работы;

разработка и эффективное применение средств таможенного регулирования торгово-экономических, валютно-финансовых отношений республики с другими государствами;

обеспечение соблюдений разрешительного порядка (контроль за соблюдением предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами порядка вывоза, ввоза, транзита через территорию республики товаров, транспортных средств, валюты, валютных ценностей, количественных либо стоимостных ограничений, установленных Кабинетом Министров, порядка лицензирования и квотирования) при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств из Республики Узбекистан;

содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Узбекистан;

организация научно-исследовательских работ и консультирование в области таможенного дела; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; обеспечение высших органов государственной власти и управления, иных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и граждан информацией по таможенным вопросам.


4. Комитет при осуществлении своих задач руководствуется принципами:

- коллегиальности в сочетании с единоначалием;

- законности;

- гласности;

- взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами, учета общественного мнения и другими закрепленными и ратифицированными республикой международными нормами.


5. Правовую деятельность Комитета составляют:

- Конституция Республики Узбекистан;

- законы Республики Узбекистан;

- указы Президента Республики Узбекистан;

- постановления Верховного Совета Республики Узбекистан;

- нормативные акты Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- ведомственные нормативные акты Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и принятые им совместно с республиканскими органами государственного управления по вопросам таможенного дела.


6. Комитет в пределах своей компетенции на основе и во исполнение указанных нормативных актов издает приказы, инструкции, правила.


7. Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан информирует государственные органы, население и средства массовой информации о состоянии таможенного дела  в республике и деятельности таможенных органов по его укреплению, а также выполнению возложенных на Комитет задач.



КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА


8. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:

руководит региональными управлениями, во взаимодействии с ними проводит работу по основным направлениям деятельности таможенных органов;

участвует в разработке и обеспечении механизмов реализации экономических, правовых, организационных аспектов таможенной политики, защите внутреннего потребительского рынка Республики Узбекистан;

готовит проекты законодательных актов Республики Узбекистан о таможенном деле;

разрабатывает и принимает меры, направленные на обеспечение соблюдения законодательства Республики Узбекистан о таможенном деле;

обеспечивает применение средств таможенного регулирования, включая таможенно-тарифный механизм, соблюдение лицензионно-разрешительного порядка вывоза и ввоза товаров и иных предметов;

участвует, по поручению Правительства Республики Узбекистан, в разработке и реализации установленного порядка квотирования, лицензирования и декларирования;

обеспечивает своевременное и полное внесение в бюджет республики плановых таможенных доходов, а также в соответствии с установленными нормами отчислений в бюджет республики иных сумм, поступающих в результате деятельности таможенных органов Республики Узбекистан;

проводит аналитическую работу, прогнозирование, разрабатывает меры и вносит в Кабинет Министров предложения по защите внутреннего рынка;

создает условия, способствующие ускорению товарооборота и пассажиропотока, развитию внешнеэкономических связей республики, включая расширение сети пунктов оформления экспортно-импортных грузов и других объектов таможенной инфраструктуры;

ведет разработку и внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о деятельности в области таможенного дела, а также представляет данную информацию по статистике в соответствующие вышестоящие организации;

ведет производство и рассматривает дела о нарушении таможенных правил и правил вывоза за пределы республики товаров, контрабанде. Разрабатывает и принимает меры по их предупреждению, а также меры по оказанию содействия в борьбе с международным терроризмом и незаконным вмешательством в аэропортах Узбекистана в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов республики законности при производстве дел о контрабанде, нарушениях таможенных правил и порядка вывоза товаров за пределы республики;

при перемещении за пределы республики товаров совместно с компетентными органами осуществляет проверки товарообменных (бартерных) договоров и контрактов;

обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение обращений предприятий и учреждений, организаций и граждан по вопросам деятельности таможенных органов республики, принимает меры к устранению причин, порождающих нарушения прав предприятий, учреждений, организаций и граждан;

является уполномоченным органом на право управления государственным имуществом подведомственных органов, предприятий и организаций;

осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенного дела республики за счет выделяемых на эти цели средств из бюджета, а также за счет внеплановых доходов;

разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о заключении международных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений республики в области таможенного дела, проводит переговоры по их подписанию, участвует в разработке проектов международных соглашений в этой области;

участвует в деятельности международных организаций по вопросам таможенного дела, взаимодействует с межгосударственными таможенными службами суверенных государств;

содействует в осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, защите жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природы;

осуществляет контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Узбекистан товарно-материальных ценностей;

участвует в разработке международных договоров Республики Узбекистан в части, касающейся таможенного дела, сотрудничает с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися таможенными вопросами;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по таможенному регулированию торгово-экономических отношений Республики Узбекистан.



ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО

КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


9. Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан имеет право:

в соответствии с законодательством Республики Узбекистан пресекать любые проявления нарушений таможенных правил перемещения товаров, задерживать предметы контрабанды и другие незаконно вывозимые и ввозимые товары;

получать от министерств, ведомств, организаций и местных органов власти, от участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории Республики Узбекистан (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), материалы и документы для установления законности перемещения товаров через границу;

в пределах установленных Правительством Республики Узбекистан штатной численности и фонда заработной платы создавать, реорганизовывать и упразднять подведомственные Комитету хозяйственные структуры;

создавать научно-технические службы, лаборатории, специальные учебные центры и заведения для подготовки и переподготовки сотрудников таможенных служба формировать при необходимости по согласованию с правоохранительными органами и ведомствами временные рабочие группы из числа специалистов различных отраслей для подготовки проектов документов, предложений, инструкций, правил по вопросам таможенно-тарифного регулирования, борьбы с наркобизнесом и контрабандой;

вносить мотивированные  представления в Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан о приостановлении (прекращении) внешнеэкономической деятельности участников ВЭС в установленном порядке;

запрашивать у Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан данные о зарегистрированных участниках внешнеэкономической деятельности, выданных лицензиях и по другим вопросам, касающимся организации эффективного таможенного контроля на территории Республики Узбекистан, сбора информации и подготовки достоверной таможенной статистики;

в рамках действующего таможенного законодательства определять формы и методы работа таможенных органов республики для эффективного выполнения возложенных на Комитет задач и функций;

взаимодействовать с таможенными службами зарубежных стран, международными организациями и объединениями по вопросам таможенного дела, подписывать по поручению Правительства республики таможенные соглашения и договоры;

осуществлять на основе взаимности обмен взаимовыгодной технической и иной информацией с таможенными службами зарубежных стран;

вступать в международные таможенные организации, участвовать в международных экспертных комиссиях, специальных совещаниях, семинарах, организуемых в республике и за рубежом по вопросам таможенного сотрудничества, борьбы с контрабандой и наркобизнесом;

принимать в установленном порядке решения о выезде специалистов таможенных служб, направляемых в краткосрочные или длительные служебные командировки в зарубежные страны;

взаимодействовать с компетентными органами Республики Узбекистан, с таможенными службами зарубежных стран в целях осуществления операций по контролируемым поставкам наркотических средств, психотропных веществ и других предусмотренных таможенным законодательством Республики Узбекистан.


10. Должностные лица Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан имеют право:

останавливать в таможенных пунктах для досмотра товаров все виды транспортных средств, ввозящие и вывозящие товары;

требовать от юридических и физических лиц предъявлять для досмотра и передосмотра транспортные средства, товары, багаж и ручную кладь в целях пресечения незаконного ввоза и вывоза товаров, обложения таможенной пошлиной, а также документы, подтверждающие законность перемещения товаров;

при производстве таможенного оформления применять технические средства контроля;

в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность таможенных органов, вскрывать пломбы, открывать запорные устройства багажников, грузовых отсеков, кузовов, контейнеров, вагонов и иной транспортной тары с участием перевозчика составлением комиссионного  акта вскрытия;

по выявленным фактам незаконного вывоза товаров за пределы республики направлять информации и представления в соответствующие организации;

производить личный досмотр граждан в установленном законом порядке;

для обложения таможенной пошлиной товаров и иных предметов, а также в других целях таможенного оформления и таможенного контроля брать пробы и образцы товаров  и иных предметов, а таможенным лабораториям проводить их исследование (экспертизу);

при декларировании товаров требовать от лица предъявления документов, подтверждающих его полномочия;

доступа на территории и в помещения предприятия и организации, где находятся товары, подлежащие таможенному контролю;

составлять протоколы по нарушениям таможенных правил;

изымать предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

осуществлять взаимодействие с органами внутренних дел и Службой национальной безопасности Республики Узбекистан;

применять в случае необходимости специальные технические средства для принудительной остановки автотранспорта на территории Республики Узбекистан;

задерживать незаконно перемещаемые товары и транспортные средства и передавать их соответствующим организациям в срок до 3-х суток;

при установлении лиц, находящихся в состоянии опьянения или не имеющих право на управление данным видом транспортного  средства, сообщать в органы ГАИ для принятия предусмотренных законом мер;

налагать на должностных лиц и граждан, виновных в нарушении установленного порядка ввоза и вывоза товаров, административные взыскания в порядке размерах, определяемых законодательством Республики Узбекистан;

хранения и ношения огнестрельного оружия, специальных средств и средств индивидуальной защиты и в случаях необходимости применять их в соответствии с правилами, установленными для работников внутренних дел Республики Узбекистан;

бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси) при выполнении служебных обязанностей.



ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


11. Комитет возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Узбекистан.


12. Председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан:

обеспечивает общее руководство системой таможенных органов республики;

вносит на утверждение Правительству Республики Узбекистан предложения по структуре, нормативам штатной численности центрального аппарата Комитета и его органов на местах, их финансированию,  материально-техническому обеспечению, строительству необходимых комплексов, помещений и размещению вновь создаваемых таможенных органов;

утверждает штатное  расписание аппарата Комитета и таможенных органов в пределах  денежного содержания;

утверждает положения о структурных подразделениях;

представляет Комитет во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления, организациями, учреждениями, предприятиями, общественными  объединениями, трудовыми коллективами, населением, а также в международных организациях;

осуществляет руководство, расположенными на территории Республики Узбекистан учебными заведениями системы Государственного таможенного комитета Республика Узбекистан;

организует материально-техническое снабжение учебных заведений;

издает в пределах предоставленной Комитету компетенции приказы, инструкции и иные акты, организует проверку их исполнения;

распределяет обязанности между заместителями председателя, контролирует их исполнение;

вносит Президенту Республики Узбекистан представление о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава таможенных органов;

присваивает первичные и очередные специальные звания лицам начальствующего состава таможенных органов до полковника таможенной службы, советника таможенной службы I ранга включительно;

определяет перечень должностей, замещаемых лицами  начальствующего состава таможенные органов до полковника таможенной службы и советника таможенной службы I ранга включительно;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень должностей, замещаемых высшим начальствующим составом в центральном аппарате Комитета и его органах;

вносит предложения Президенту Республики Узбекистан о представлении работников таможенных органов к наградам и присвоении почетных званий Республики Узбекистан, награждает в установленном порядке нагрудными знаками, почетными грамотами и другими видами  поощрений отличившихся работников таможенных органов и граждан, оказывающих активное Содействие в таможенном деле;

принимает решение по другие вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

В случае отсутствия председателя, его обязанности выполняет первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.


13. Заместители председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.

В соответствии с распределением обязанностей заместители председателя осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности Комитета.


14. Для согласованного решения задач и осуществления функций в Комитете создается коллегия.

В состав коллегии входят: председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, заместители председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан по должности, работники комитета, а также руководители региональных управлений, утверждаемые по представлению председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Решения коллеги подписываются председателем и являются обязательными для выполнения таможенными органами.

Коллегия Комитета  может принимать решения совместно с другими министерствами и ведомствами. В этом случае принятые решения проводятся в жизнь, как правило, совместными приказами председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и руководителями соответствующих министерств и ведомств.

Регламент коллеги Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан определяется ее председателем.


15. Для комплексного решения вопросов совершенствования деятельности таможенные органов, их научного, социального и материально-технического развития, кадрового обеспечения, согласованной выработки управленческих решений и рекомендаций в Комитете создаются советы и комиссии.

Членами советов и комиссий, могут назначаться представители региональных управлений, органов власти и управления, государственных и общественных организаций и  объединений.

Состав советов и комиссий, а также положения о них утверждаются председателем Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.


16. Численность работников и структура центрального аппарата Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, управлений по Республике Каракалпакстан, областям и г.Ташкенту определяются председателем Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в пределах имеющейся численности и выделенных ассигнований на их содержание.

Центральный аппарат Комитета и таможенные органы комплектуются лицами начальствующего состава и служащими, способными по своим личным, моральным профессиональным качествам выполнять задачи, возложенные на Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан.

Порядок и условия прохождения службы работниками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и его региональных органов регламентируются положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Узбекистан.


17. Действия должностных лиц органов Государственного Таможенного комитета Республики Узбекистан могут быть обжалованы в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Обжалование действий должностных лиц органов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


18. Комитет имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием на государственном языке республики.