Положение о Главном управлении исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 11.08.2017 г. N ПП-3200)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 11.08.2017 г. N ПП-3200
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном управлении исполнения наказания
Министерства внутренних дел Республики
Узбекистан
1. Главное управление исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - ГУИН) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел (далее - МВД) Республики Узбекистан, обеспечивающим координацию и организацию деятельности по исполнению наказания лиц, осужденных к лишению свободы (далее - осужденных), содержанию подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - лица, заключенные под стражу), их охране и конвоированию.
2. ГУИН в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об органах внутренних дел" и другими законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел, а также настоящим Положением.
3. Систему подразделений и учреждений ГУИН составляют:
отряд быстрого реагирования;
центральный склад;
отделы исполнения наказания МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областей;
колонии по исполнению наказания, в том числе на правах лечебных;
воспитательная колония;
следственные изоляторы;
специализированная больница для осужденных.
4. ГУИН осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подразделения и учреждения.
Отряд быстрого реагирования предназначен для выполнения специальных задач по обеспечению безопасности и поддержанию установленного порядка в ГУИН, его подразделениях и учреждениях при чрезвычайных ситуациях.
Центральный склад предназначен для учета и хранения имущества, оборудования и продукции, произведенной в учреждениях по исполнению наказания, а также централизованного закупа и раздачи основных средств, товарно-материальных ценностей для нужд ГУИН, его подразделений и учреждений.
Отделы исполнения наказания МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областей предназначены для организации исполнения наказания, связанных с лишением свободы, осуществления мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение правонарушений, содействия в развитии и совершенствовании производственной, материально-технической базы учреждений по исполнению наказания.
Основные направления деятельности колоний по исполнению наказания, воспитательной колонии, следственных изоляторов и специализированной больницы для осужденных определяются законодательством.
5. ГУИН, его подразделения и учреждения действуют на основе подчинения и подотчетности нижестоящих начальников вышестоящим и министру внутренних дел Республики Узбекистан.
6. ГУИН в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами, организациями, а также средствами массовой информации.
7. ГУИН имеет самостоятельный баланс, банковские счета, бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику с отражением специфики деятельности ГУИН.
И ФУНКЦИИ ГУИН
8. Основными задачами ГУИН являются:
организация и координация исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержания в следственных изоляторах лиц, заключенных под стражу;
обеспечение охраны и безопасности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах, соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;
организация деятельности по исправлению осужденных, выявлению и предупреждению совершения ими правонарушений, а также оказанию им помощи в социальной адаптации после освобождения;
повышение эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности учреждений по исполнению наказания и их организаций, обеспечение занятости осужденных;
организация эффективной системы подбора и расстановки кадров, их переподготовки и повышения квалификации, правовой и социальной защиты сотрудников.
9. В соответствии с возложенными задачами ГУИН осуществляет следующие функции:
а) в сфере организации и координации исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержания в следственных изоляторах лиц, заключенных под стражу:
точное и безусловное исполнение приговоров, определений, постановлений и решений судов, а также органов, в производстве которых находится уголовное дело;
обеспечение своевременного направления осужденных для отбывания наказания, их размещения, а также перевода в установленном порядке осужденных и лиц, заключенных под стражу, из одних учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов в другие;
организация своевременного исполнения актов об амнистии и помиловании;
обеспечение изоляции, охраны и надзора за осужденными и лицами, заключенными под стражу;
организация исполнения решений уполномоченных государственных органов Республики Узбекистан, связанных с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства, в том числе с передачей (экстрадицией) осужденных, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства;
оказание организационно-методической помощи по обеспечению исполнения судебных актов;
б) в сфере обеспечения охраны и безопасности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах, соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу:
обеспечение правопорядка и соблюдения законности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах;
обеспечение безопасности осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также сотрудников (рабочих и служащих) и граждан, находящихся на территории учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов;
разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности в ГУИН, его подразделениях и учреждениях;
организация надлежащей охраны учреждений по исполнению наказания, следственных изоляторов, объектов организаций, которые привлекают осужденных к труду на производствах, с использованием современных инженерно-технических средств охраны, надзора и контроля;
рассмотрение в установленном порядке предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, заключенных под стражу;
обеспечение соблюдения осужденными и лицами, заключенными под стражу, установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей;
создание в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах условий содержания, соответствующих установленным нормам;
организация материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также осуществление принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных и обязательного их лечения;
в) в сфере организации деятельности по исправлению осужденных, выявлению и предупреждению совершения ими правонарушений, а также оказанию им помощи в социальной адаптации после освобождения:
организация воспитательно-профилактической и разъяснительной работы среди осужденных, направленной на формирование у них законопослушного поведения, уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, стремления к повышению знаний и культурного уровня;
организация мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений среди осужденных и лиц, заключенных под стражу;
систематический анализ эффективности оперативно-розыскной деятельности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах;
выявление и пресечение каналов проникновения в учреждения по исполнению наказания и следственные изоляторы запрещенных предметов (наркотических средств, психотропных, взрывчатых и ядовитых веществ, литературы религиозно-экстремистского характера и др.);
координация работы по правовой пропаганде среди осужденных и лиц, заключенных под стражу;
организация профессиональной подготовки осужденных по овладению ими профессиями, востребованными на рынке труда, в целях дальнейшего трудоустройства их после освобождения;
координация розыска и задержания совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, самовольно оставивших территории данных учреждений;
г) в сфере повышения эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности учреждений по исполнению наказания и их организаций, обеспечения занятости осужденных:
организация финансово-экономической деятельности и обеспечение надлежащего ведения бухгалтерского и статистического учетов, контроля за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций, их соответствием законодательству;
координация и развитие производственной и сельскохозяйственной деятельности в учреждениях по исполнению наказания и их организациях;
материально-техническое обеспечение ГУИН, его подразделений и учреждений, обеспечение надлежащей эксплуатации, технического обслуживания и охраны имущества, а также принятие необходимых мер по его сохранению и рациональному использованию;
ведение договорно-правовой и претензионно-исковой работы;
обеспечение развития и совершенствование материально-технической базы учреждений по исполнению наказания, внедрение в производственную деятельность достижений науки и техники, передового опыта и технологий, прогрессивных форм и методов управления;
организация занятости осужденных на производственных (сельскохозяйственных) участках, а в отдельных случаях и на других предприятиях, путем создания условий для их моральной и материальной заинтересованности;
д) в сфере организации эффективной системы подбора и расстановки кадров, их переподготовки и повышения квалификации, правовой и социальной защиты сотрудников:
организация информационно-аналитической работы, планирования и прогнозирования деятельности ГУИН, его подразделений и учреждений;
разработка методических материалов по организации и обеспечению деятельности исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей;
подбор и расстановка кадров, организация мероприятий по их переподготовке и повышению профессионального уровня, боевой, физической и общественно-политической подготовки;
повышение боевой и мобилизационной готовности личного состава ГУИН, его подразделений и учреждений, контроль за подготовкой сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение правовой, социальной защиты и личной безопасности сотрудников (рабочих и служащих) и членов их семей;
осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению злоупотреблений полномочиями и других правонарушений среди сотрудников, обеспечение неукоснительного соблюдения правил этического поведения;
организация работы по повышению правового сознания и правовой культуры сотрудников.
ГУИН может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГУИН
10. Для выполнения возложенных задач и функций ГУИН имеет право:
запрашивать и получать информационные, статистические и иные материалы из баз (в том числе электронных) органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных структур и других организаций по вопросам, входящим в компетенцию ГУИН;
вносить в установленном порядке предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
привлекать представителей правоохранительных, государственных органов, общественных организаций к воспитательно-профилактическим мероприятиям, социальной реабилитации и адаптации осужденных;
осуществлять взаимодействие с соответствующими подразделениями органов внутренних дел при конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным маршрутам;
осуществлять взаимодействие с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), а также организациями по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;
привлекать институты гражданского общества, представителей общественности и граждан для развития духовно-нравственного уровня осужденных, организации и проведения воспитательных мероприятий, оказания социальной и материальной помощи лицам, освобождающимся из учреждений по исполнению наказания;
осуществлять организацию совместно с органами образования общеобразовательного, среднего специального, профессионального обучения осужденных;
осуществлять взаимодействие с центрами социальной адаптации по вопросам трудового и бытового устройства освобождаемых лиц;
оказывать совместно с органами здравоохранения квалифицированную лечебно-диагностическую и экстренную помощь осужденным и лицам, заключенным под стражу, проводить различного рода экспертизы и обследования;
осуществлять взаимодействие с органами здравоохранения по вопросам подготовки и переподготовки медицинских работников ГУИН и его учреждений, оказания ими всех видов медицинской помощи, включая обеспечение медикаментами осужденных, содержащихся в колониях-поселениях;
осуществлять взаимодействие с врачебно-трудовыми экспертными комиссиями внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по вопросам освидетельствования и установления инвалидности осужденных, определения степени утраты их профессиональной трудоспособности;
получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, образовательных, научных учреждений и других организаций предложения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ГУИН, и по согласованию с руководителями соответствующих органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях ГУИН по соблюдению законодательства, указаний и распоряжений руководства МВД Республики Узбекистан;
вносить предложения по улучшению материально-технического и социального обеспечения, повышению квалификации и переподготовки сотрудников;
принимать меры по привлечению инвестиций (в том числе иностранных) для развития и модернизации материально-технической базы учреждений по исполнению наказания и их организаций, осуществляющих производственную и сельскохозяйственную деятельности.
ГУИН может осуществлять и иные права в соответствии с законодательством.
11. ГУИН обязано:
принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;
готовить и представлять руководству МВД Республики Узбекистан необходимые сведения о работе подразделений и учреждений ГУИН.
ГУИН может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
12. ГУИН несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУИН
13. ГУИН возглавляет заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан - начальник ГУИН, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
14. Начальник ГУИН имеет пять заместителей, включая одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан.
15. Начальник ГУИН:
организует работу и осуществляет общее руководство деятельностью ГУИН, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, устанавливает полномочия и определяет функциональные обязанности своих заместителей и начальников структурных подразделений ГУИН;
утверждает положения об учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах, отраслевых управлениях, отделах, отделениях и службах ГУИН, функциональные обязанности личного состава ГУИН;
утверждает смету расходов на содержание сотрудников (рабочих и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений в пределах бюджетных ассигнований;
утверждает перспективные и годовые планы работы, экономического и социального развития, капитального ремонта, трудового использования осужденных и лиц, заключенных под стражу, финансовые планы, экономические нормативы;
рассматривает результаты оперативно-служебной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности ГУИН, его подразделений и учреждений, материалы проверок их работы, представления органов прокуратуры и т.п.;
издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения обязательные для выполнения всем личным составом ГУИН, его подразделений и учреждений, а также обзоры и методические рекомендации;
назначает на должность и освобождает от должности сотрудников (рабочих и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений, за исключением лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется министром внутренних дел Республики Узбекистан;
присваивает в пределах компетенции специальные звания сотрудникам ГУИН, его подразделений и учреждений, дислоцированных в городе Ташкенте;
решает вопросы поощрения сотрудников (работников и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений, применения к ним мер дисциплинарного взыскания;
предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам ГУИН;
в установленном порядке направляет сотрудников ГУИН в служебные командировки;
заслушивает отчеты руководителей подразделений и учреждений ГУИН;
назначает проведение служебных проверок по фактам допущенных со стороны осужденных и лиц, заключенных под стражу, либо сотрудников (рабочих и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений преступлений, происшествий, нарушений законности, служебной и трудовой дисциплины, хищений и недостач товарно-материальных ценностей;
осуществляет прием физических лиц и представителей юридических лиц, рассматривает жалобы, заявления и предложения, принимает по ним решения;
распоряжается в соответствии с законодательством финансовыми средствами, выделяемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан на содержание ГУИН, его подразделений и учреждений, определяет нормы и порядок расходования финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Начальник ГУИН вносит министру внутренних дел Республики Узбекистан предложения о:
предельной численности и фонде оплаты труда сотрудников (рабочих и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений;
внесении изменений и дополнений в структуру и штатную численность ГУИН, его подразделений и учреждений;
создании, реорганизации и ликвидации подразделений и учреждений ГУИН в установленном порядке;
изменении вида режима и лимита наполнения учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов;
создании изолированных участков с различными видами режима в учреждениях по исполнению наказания;
назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальников ГУИН, начальников подразделений и учреждений;
присвоении сотрудникам ГУИН, его подразделений и учреждений специальных званий, присвоение которых не входит в его компетенцию;
представлении к государственным наградам Республики Узбекистан сотрудников (рабочих и служащих) ГУИН, его подразделений и учреждений.
В случае отсутствия начальника ГУИН его обязанности исполняет первый заместитель.
16. Начальники отделов исполнения наказания МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областей одновременно являются заместителями министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников управлений внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областей соответственно.
Начальники отделов исполнения наказания МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Ташкентской областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан.
Начальники учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов в городе Ташкенте назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника ГУИН.
Начальники учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов в Республике Каракалпакстан и областях назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников управлений внутренних дел областей по согласованию с начальником ГУИН.
Заместители начальников учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов, а также сотрудники отделов исполнения наказания назначаются начальником ГУИН.
Сотрудники ГУИН, его подразделений и учреждений в городе Ташкенте назначаются и освобождаются от должности начальником ГУИН.
Сотрудники подразделений и учреждений ГУИН в Республике Каракалпакстан и областях назначаются и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальниками управлений внутренних дел областей по согласованию с ГУИН.
17. Срок службы сотрудников колоний по исполнению наказания, воспитательной колонии, следственных изоляторов и специализированной больницы для осужденных при исчислении стажа работы засчитывается один день службы за два дня службы.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
18. Делопроизводство и мероприятия по организации и обеспечению режима секретности осуществляются ГУИН самостоятельно в установленном порядке.
19. Оснащение ГУИН, его подразделений и учреждений материально-техническими средствами и другим имуществом осуществляется в установленном порядке.
20. Создание и ликвидация учреждений по исполнению наказания, следственных изоляторов и специализированных больниц для осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется в установленном порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
21 августа 2017 г., N 33, ст. 838