Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.05.2018 г. N ПП-3694 "О мерах по улучшению финансового состояния и дальнейшему совершенствованию деятельности Акционерно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан и Акционерно-коммерческого банка "Микрокредитбанк"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
04.05.2018 г.
N ПП-3694
О МЕРАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
И ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНО-КОММЕРЧЕСКОГО
НАРОДНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
И АКЦИОНЕРНО-КОММЕРЧЕСКОГО
БАНКА "МИКРОКРЕДИТБАНК"
(В извлечениях)
Последовательно осуществляемые меры по реформированию и укреплению банковско-финансовой системы республики способствовали обеспечению ликвидности и устойчивости коммерческих банков, расширению спектра и повышению качества банковских услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства.
В частности, Акционерно-коммерческий Народный банк Республики Узбекистан (далее - Народный банк), наряду с активной работой с населением и субъектами предпринимательства, расширяет свою деятельность в области развития животноводства в регионах, выполняет такие социальные функции, как учет индивидуальной накопительной пенсионной системы граждан, доставка до мест выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей.
Деятельность Акционерно-коммерческого банка "Микрокредитбанк" (далее - Микрокредитбанк) преимущественно направлена на предоставление льготных микрофинансовых услуг для всесторонней поддержки малого бизнеса, оказания содействия в налаживании семейного предпринимательства, развития ремесленничества и других актуальных бизнес-инициатив.
Ввиду приоритетной социальной направленности проводимой кредитной политики, Народный банк и Микрокредитбанк остаются низкорентабельными, их кредитный портфель не диверсифицирован надлежащим образом, что, в свою очередь, препятствует внедрению новых банковских услуг, основанных на использовании современных информационных технологий.
Учитывая, что филиальная сеть данных банков охватывает все регионы страны, эффективная организация их деятельности с активным внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием обеспечения расширения перечня и максимальной доступности предоставляемых ими банковских услуг.
В целях улучшения финансового состояния и дальнейшего совершенствования деятельности Народного банка и Микрокредитбанка:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития Народного банка и Микрокредитбанка:
расширение перечня видов и увеличение объемов оказания розничных банковских услуг населению, субъектам малого бизнеса, семейного предпринимательства, народных промыслов и прикладного искусства, разработку и внедрение действенных механизмов стимулирования эффективного использования приусадебных участков, особенно в сельской местности;
финансирование проектов по развитию малого бизнеса и предпринимательства в рамках государственных программ развития семейного предпринимательства;
оптимизацию деятельности филиалов и подразделений, структуры расходов и тарифной политики на услуги банков с позиции обеспечения финансовой состоятельности и привлекательности оказываемых услуг;
внедрение современных инновационных и клиентоориентированных видов банковских услуг;
дальнейшее укрепление подразделений банков квалифицированными, инициативными руководителями и специалистами, способными эффективно решать актуальные задачи в сфере улучшения качества банковского обслуживания населения с целью активизации и системного развития банков в соответствии с современными требованиями, а также стимулирование руководителей и специалистов исходя из оценки их деятельности.
2. Рекомендовать наблюдательным советам и руководителям исполнительных органов Народного банка и Микрокредитбанка:
в месячный срок разработать и утвердить комплекс мер по финансовому оздоровлению банков, включая их филиальные сети, предусмотрев оптимизацию их затрат и штатной численности;
принимать необходимые меры по повышению качества предоставления банковских услуг и увеличению их видов, расширению перечня розничных банковских услуг, включая микрофинансовых;
обеспечить доступность финансовых ресурсов во всех регионах республики с учетом современных тенденций инновационного развития, соблюдения прав и интересов потребителей банковских услуг;
внедрить современные информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности и безубыточности оказываемых банковских услуг;
активно внедрять новые механизмы оперативного предоставления кредитов, обеспечивать прозрачность регистрации и рассмотрения кредитных заявок с учетом применения современных подходов к выстраиванию партнерских отношений с клиентами;
принимать необходимые меры по своевременному выявлению и предотвращению системных недостатков в целях исключения возможности для создания искусственных препон и проявления излишней бюрократии.
3. Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить действенные меры по расширению сотрудничества с Народным банком и Микрокредитбанком в сфере предоставления поручительств по кредитам, выделяемым на развитие семейного и малого предпринимательства, ремесленничества, животноводства и кролиководства в сельской местности.
4. Согласиться с предложениями органов управления Народного банка и Микрокредитбанка, а также Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан:
об увеличении в 2018-2019 годах уставного капитала Народного банка на сумму 1,245 триллиона сум, из них 645 миллиардов сум за счет средств республиканского бюджета и в эквиваленте 75 миллионов долларов США за счет средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана, в том числе в 2018 году - 250 миллиардов сум и в эквиваленте 30 миллионов долларов США, соответственно;
об увеличении в 2018-2019 годах уставного капитала Микрокредитбанка на сумму 450 миллиардов сум, из них в 2018 году - 100 миллиардов сум за счет средств республиканского бюджета;
о передаче Министерству финансов Республики Узбекистан 37,5 процентов доли в уставном фонде ООО "UzPaynet", обращенной в доход государства приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 4 октября 2016 года, для последующей передачи данной доли Народному банку в счет увеличения доли государства.
6. Освободить Народный банк и Микрокредитбанк до 1 января 2023 года:
от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые банковское оборудование и технику, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
6-2. Разрешить всем коммерческим банкам ввозить на срок до 1 января 2024 года не производимые в Республике Узбекистан банковское оборудование, технику и банковские карты по перечням, утверждаемым в установленном порядке, и освободить их от уплаты связанных с этим таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление).
7. Народному банку эмитировать по желанию получателей социальных выплат международные пластиковые карты для осуществления данных выплат в национальной валюте на базе международных платежных систем.
8. Принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан о безвозмездном оказании услуг по перевозке денежной наличности филиалам Народного банка для выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей населению.
9. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по пересмотру процентных ставок микрофинансовых услуг исходя из фактических затрат Микрокредитбанка на их оказание.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить применение льготных тарифов для Народного банка и Микрокредитбанка на внедрение оптоволоконной информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей возможность использования инновационных решений и качественного повышения уровня информационной безопасности в межфилиальных коммуникациях.
12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить бесплатную трансляцию и широкое освещение социально ориентированной рекламной информации, а также предоставить льготу в виде 50 процентной скидки от стоимости трансляции для рекламы и тематических передач, связанных с коммерческой деятельностью Народного банка и Микрокредитбанка.
13. Одобрить обновленный состав наблюдательного совета Акционерно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан согласно приложению.
14. Центральному банку совместно с Народным банком, Микрокредитбанком и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 04.05.2018 г. N ПП-3694
СОСТАВ
Наблюдательного совета Акционерно-
коммерческого Народного банка
Республики Узбекистан
Кучкаров Д.А. |
- |
заместитель Премьер-министра - министр финансов Республики Узбекистан, председатель Наблюдательного совета |
Мирзаев М.М. |
- |
первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан, заместитель председателя Наблюдательного совета |
Турсунов Ё.Э. |
- |
исполнительный директор Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан |
Хусанов Н.Ж. |
- |
начальник Управления финансового рынка и контроля за поступлением доходов по государственным активам Министерства финансов Республики Узбекистан |
Ибрагимов Д.К. |
- |
заместитель начальника Управления экспертизы инвестиционных проектов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан |
Примечание. При переходе членов Наблюдательного совета на другую работу, в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо на которых возложены соответствующие функции.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
7 мая 2018 г., N 18, ст. 364