7.
|
Создание национального и региональных офисов трансфера технологий.
|
до 1 ноября
2019 года
|
Указ Президента Республики Узбекистан
|
Средства Государственного бюджета,
средства предприятий
|
Мининноваций (И. Абдуpaxманов), Минвуз (И. Маджидов), MHO (Ш. Шерматов), Академия наук (Б. Юлдашев)
|
Обеспечение участников инновационных процессов всеми необходимыми услугами для реализации их потенциала и развития инновационных возможностей по принципу "одно окно".
Развитие внутреннего и внешнего трансфера технологий.
|
8.
|
Создание хаба технопарков, свободных экономических зон, свободных индустриальных зон, малых промышленных зон и научно- производственных кластеров для разработки и внедрения передовых технологий.
|
до 1 февраля
2021 года
|
Комплекс мер
|
Средства
Государственного бюджета,
средства предприятий, Фонда поддержки
инноваций, венчурных фондов
|
Минэкономики (Б.Ходжаев), ТПП (А.Икрамов), Мининновации (И. Абдурахманов), Мининвествнешторг (Н.Холмуродов)
|
Организация на территории действующих свободных экономических зон производства современной высокотехнологичной продукции.
|
9.
|
Усиление государственной поддержки для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и ее реализации на внешнем рынке.
|
до 1 мая
2019 года
|
Комплекс мер
|
Средства
Государственного бюджета
|
Мининноваций (И. Абдурахманов), Академия наук (Б. Юлдашев), Минфин (А.Хайдаров)
|
Предоставление льгот, преференций, государственных гарантий и кредитов инвесторам, вкладывающим средства в производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции в республике.
Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов путем обеспечения открытости и прозрачности процедур, пересмотра порядка формирования экспертного совета, механизма отбора проектов исходя из их эффективности и целесообразности.
|
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
10.
|
Увеличение государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и доведение этого показателя к 2021 году до 0,8 процентов от объема валового внутреннего продукта.
|
до 1 января
2019 года
|
Постановление Президента Республики Узбекистан
|
Средства
Государственного бюджета
|
Мининновации (И.Абдурахманов), Академия наук (Б. Юлдашев), Минфин (А.Хайдаров), Центробанк (М.Нурмуратов), Минвуз (И. Маджидов), MHO (Ш. Шерматов), МДО (А.Шин)
|
Увеличение объемов кредитования, в том числе по инновационному финансированию и, как результат, улучшение позиции Узбекистана в Глобальном индексе инноваций в части "Развития внутреннего рынка кредитования" (принятие программы поэтапного увеличения расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан).
Рост инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.
Повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств на цели стимулирования инновационного развития.
|
11.
|
Создание специальных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, инновационные банки, венчурные фонды).
|
до 1 мая
2019 года
|
Комплекс мер
|
|
Мининновации (И.Абдурахманов), Минфин (А.Хайдаров), Центробанк (М. Нурмуратов)
|
Расширение действующих механизмов и источников финансирования инновационной деятельности.
Развитие рыночных институтов коммерциализации инновационных продуктов и услуг.
Повышение доли венчурного капитала в финансировании инновационной деятельности.
|
12.
|
Упрощение процедур и требований к получению банковского кредита для стимулирования инновационного развития страны.
|
до 1 апреля
2019 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
|
Центробанк (М. Нурмуратов), ТПП (А.Икрамов), Минэкономики (Б.Ходжаев), Минфин (Ж.Кучкаров), Мининновации (И.Абдурахманов)
|
Совершенствование нормативно-правовой базы.
Обеспечение доступности субъектов инновационной деятельности к финансовым ресурсам.
Внедрение электронной системы учета получения и расходования банковского кредита.
Улучшение основных параметров, определяющих бизнес-среду, в соответствии с рейтингом Всемирного банка "Ведение бизнеса".
|
13.
|
Совершенствование системы микрофинансирования инновационного развития.
|
до 1 мая
2019 года
|
Внесение изменений и дополнений в законодательство
|
|
Центробанк (М. Нурмуратов), ТПП (А.Икрамов), Минфин (А.Хайдаров)
|
Повышение роли институтов микрофинансирования в реализации малых инновационных проектов.
|
14.
|
Стимулирование участия частного сектора в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития.
|
до 1 июля
2019 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
Средства
хозяйствующих субъектов
|
Мининновации (И.Абдурахманов), Минфин (Ж.Кучкаров)
|
Привлечение к финансированию инновационных проектов широкого круга частных отечественных и иностранных инвесторов.
Повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.
|
15.
|
Создание постоянно обновляющейся единой базы данных инновационных проектов и потенциальных инвесторов.
|
до 1 марта
2019 года
|
База данных
|
Средства
Государственного бюджета
|
Мининновации (И.Абдурахманов)
|
Обеспечение привлечения ведущих международных инновационных компаний и транснациональных корпораций в качестве стратегических инвесторов.
|
16.
|
Упрощение процедур и повышение прозрачности получения и использования грантов и средств технического содействия на инновационные проекты.
|
до 1 марта
2020 года
|
Постановление Кабинета Министров
|
Средства
Государственного бюджета
|
Мининновации (И.Абдурахманов), Мининвествнешторг (Ш.Вафаев), Минфин (А.Хайдаров)
|
Обеспечение дальнейшего развития инновационной деятельности, реализация перспективных инновационных проектов в социально-экономической и иных сферах.
|
III. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
17.
|
Совершенствование системы нормативно-правового регулирования телекоммуникационной сферы, в том числе путем расширения участия субъектов предпринимательства на основе государственно-частного партнерства.
|
до 1 апреля
2020 года
|
Нормативно-
правовые акты
|
-
|
Мининфоком (Ш. Садиков), НТРК (А.Ходжаев), ТПП (А.Икрамов), НАПУ (Д.Ли)
|
Широкое вовлечение субъектов предпринимательства в телекоммуникационную сферу на принципах государственно-частного партнерства.
|
18.
|
Доведение к 2021 году доли экспорта услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий до 4 процентов от общего объема.
|
до 1 апреля
2021 года
|
Комплекс
организационно-
практических мер
|
Средства
Государственного бюджета, технического содействия, гранты и иные средства
|
Мининфоком (Ш. Садиков), ТПП (А.Икрамов),
НАПУ (Д.Ли)
|
Дальнейшее развитие деловой среды для внедрения современных информационно- коммуникационных технологий.
Подготовка востребованных и профессиональных кадров в сфере информационно- коммуникационных технологий.
Проведение на ежегодной основе крупных международных форумов в сфере информационно- коммуникационных технологий.
Разработка плана действий по вхождению Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий в 1000 самых престижных университетов мира.
|
19.
|
Либерализация доступа прямого подключения к международным сетям телекоммуникаций всем операторам.
|
до 1 января
2020 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
Средства частных инвесторов и предпринимателей
|
Мининфоком (Ш.Садиков)
|
Снижение цен на доступ к сети Интернет для конечных пользователей.
|
20.
|
Стимулирование населения к использованию информационно- коммуникационных технологий.
|
до 1 февраля
2020 года
|
Программа мер
|
Средства
Государственного бюджета, кредиты МФИ
|
Мининфоком (Ш.Садиков), Минфин (А.Хайдаров), Минэкономики (Б.Ходжаев)
|
Расширение охвата населения широкополосным доступом к сети Интернет.
Расширение мобильных сетей, предоставляющих широкополосный доступ к сети Интернет (LTK, WIMAX).
|
21.
|
Развитие отечественной индустрии разработки программных продуктов посредством создания технопарка для стартап-проектов.
|
до 1 октября
2019 года
|
Постановление Кабинета Министров
|
Средства частных инвесторов и предпринимателей
|
Мининфоком (Ш. Садиков), НАПУ (Д.Ли)
|
Создание в Инновационном центре по поддержке разработки и внедрения информационных технологий "Mirzo Ulugbek Innovation Center" специализированных служб маркетинговой поддержки разработчиков программных продуктов на международном рынке, а также опытного технопарка для стартапов в области разработки программных продуктов с последующим созданием его региональных филиалов.
|
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
|
22.
|
Дальнейшее улучшение качества обучения в образовательных учреждениях посредством внедрения новых образовательных программ, современных педагогических и smart-технологий в учебно-воспитательный процесс (формирование электронных модулей и внедрение дистанционного обучения).
|
до 1
сентября
2020 года
|
Комплекс мер
|
Средства
Государственного бюджета, частных инвесторов
|
Рабочая группа
их числа представителей МДО, MHO и Минвуз
|
Рост качества образования посредством обеспечения принципа непрерывности образовательного процесса.
Формирование электронных онлайн-модулей и программ дистанционного обучения.
Разработка новых учебных программ на основе широкого использования инновационных методик преподавания и информационно- коммуникационных технологий.
Широкое внедрение системы e-learning (электронное обучение).
|
23.
|
Развитие инклюзивного образования в целях обеспечения условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с инвалидностью, включая:
создание "безбарьерной среды" путем установления в образовательных учреждениях подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами;
создание программ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
обеспечение образовательных учреждений соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).
|
до 1 декабря
2019 года
|
Организационные мероприятия
|
Средства
Государственного бюджета, гранты международных организаций (ПPOOH, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ)
|
MHO
(Ш.Шерматов), МДО (А.Шин), Минвуз (И.Маджидов)
|
Создание равных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями при получении ими образования.
|
24.
|
Разработка и внедрение национальной системы оценки качества образования и его влияния на уровень инновационного развития страны на основе проведения систематического мониторинга результатов образовательного процесса на региональном и национальном уровнях.
|
до 1 марта
2019 года
|
Постановление Кабинета Министров
|
Средства
Государственного бюджета
|
Госинспекция по надзору за качеством образования (У.Ташкенбаев), Минвуз (И.Маджидов), MHO (Ш.Шерматов), МДО (А.Шин), Мининновации (И.Абдурахманов)
|
Внедрение качественной рейтинговой системы образовательных учреждений (кроме общеобразовательных учреждений) на основе передовой зарубежной практики.
Использование итогов рейтингов образовательных учреждений при их аккредитации, аттестации педагогического персонала, проверке и мониторинге деятельности и другие.
Повышение качества и совершенствование образования с учетом требований и принципов международной методологии образовательной статистики (ЮНЕСКО, ОЭСР).
|
25.
|
Организация краткосрочного обучения в профессиональных колледжах для молодежи, нуждающейся в переподготовке с учетом меняющихся тенденций рынка труда.
|
до 1 марта
2020 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
Средства
Государственного бюджета, частных инвесторов
|
Минвуз (И.Маджидов), MHO (Ш.Шерматов), Госинспекция по надзору за качеством образования (У.Ташкенбаев)
|
Создание краткосрочных (от 1 до 6 месяцев) профессиональных образовательных курсов по актуальным и перспективным направлениям.
Обеспечение мобильности в образовании молодежи, скорейшей интеграции в образовательные и производственные процессы согласно потребностям экономики страны.
|
26.
|
Повышение охвата населения высшим образованием.
|
до 1 апреля 2019 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
Средства
Государственного бюджета, частных инвесторов
|
Минвуз (И.Маджидов), Минфин (Ж. Кучкаров)
|
Создание новых высших образовательных учреждений, в том числе филиалов зарубежных и отечественных вузов, а также негосударственных высших образовательных учреждений на основе изучения передовой зарубежной практики.
Поэтапная отмена квот на прием студентов в высшие образовательные учреждения на платно-контрактной основе.
Предоставление высшим образовательным учреждениям право самостоятельно определять квоты приема студентов на платно- контрактной основе, исходя из мощности вузов и потребности в кадрах.
Разрешение абитуриентам поступать одновременно в несколько высших образовательных учреждений.
Расширение административной, академической и финансовой самостоятельности высших образовательных учреждений в обеспечении релевантности потребностям экономики.
|
27.
|
Увеличение доли студентов по направлениям естественных и технических наук.
|
до 1 декабря
2019 года
|
Пересмотр квот приема, создание новых направлений обучения
|
-
|
Минвуз (И.Маджидов), Академия наук (Б.Юлдашев), Минфин (Ж.Кучкаров), Минэкономики (Б.Хаджиев)
|
Развитие системы STEM - Science, Technology, Engineering and Mathematics (Наука, Технология, Инженерия и Математика) образования в стране.
Удовлетворение потребности в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий.
|
28.
|
Усиление исследовательской составляющей высших образовательных учреждений на основе государственной поддержки наиболее активных в данной сфере вузов, выбранных по числу опубликованных научных статей, индексу цитируемости, участию в международных конференциях и семинарах, количеству полученных патентов.
|
до 1 июня
2019 года
|
Программа мер
|
Средства
Фонда поддержки инноваций, предприятий, венчурных фондов
|
Мининноваций (И.Абдурахманов), Минвуз (И.Маджидов)
|
Совершенствование показателей эффективности научно-исследовательской деятельности высших образовательных учреждений: увеличение числа опубликованных научных статей, индекса цитируемости, участия в международных конференциях и семинарах, количества полученных патентов и другие.
Поддержка, в том числе финансовая, наиболее активных и результативных научных школ высших образовательных учреждений.
|
30.
|
Создание Форсайт центров в ведущих высших образовательных учреждениях как отдельного звена системы прогнозирования развития инновационной деятельности в целях разработки предложений по сценариям отраслевой и региональной экономики.
Обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней среды, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений высшего образовательного учреждения.
|
до 1 июня
2019 года
|
Постановление Президента Республики Узбекистан
|
Средства
Государственного бюджета, частных инвесторов, Фонда поддержки инноваций
|
Минвуз (И.Маджидов), Минфин (Ж.Кучкаров), Мининноваций (И.Абдурахманов)
|
Развитие кооперационных процессов в инновационном секторе: повышение ориентации высших образовательных учреждений на реализацию научных достижений в сфере производства, а также проведение маркетинговых исследований.
Обеспечение системы прогнозирования и постоянного мониторинга актуальных научно-технических областей. Достижение ведущих позиций на мировом рынке исследований и разработок.
Формирование фабрики мысли, организация системы обучения и подготовки междисциплинарных аналитических групп, занимающихся прогнозированием, поиском новых областей с применением инновационных технологий.
|
V. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И СОКРАЩЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
|
30.
|
Развитие корпоративного права и внедрение современных принципов корпоративного управления с учетом международного опыта.
|
до 1 апреля
2019 года
|
Постановление Президента Республики Узбекистан
|
Средства
Государственного бюджета
|
Госкомконку-
ренции (И.Шарипов), Мининновации (И. Абдурахманов), Минфин (А.Хайдаров), ГНК (Б.Мусаев), НАПУ (Д.Ли)
|
Широкое использование принципов корпоративного управления в государственных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах с долей государства в уставных фондах.
Внедрение оценки деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства исходя из показателей экономической деятельности (эффективность капиталовложений, повышение производительности труда, объемы привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, прозрачность финансовой отчетности и другие).
Формирование действенной системы защиты прав акционеров, в том числе миноритарных.
|
31.
|
Формирование конкурентного рынка, стимулирующего переход экономики на инновационный путь развития и эффективное использование ресурсов.
|
до 1 января
2020 года
|
Концепция демонополизации и развития конкурентной среды в экономике
|
Средства
Государственного бюджета
|
Госкомконку-
ренции (Н.Шарипов), Мининновации (И.Абдурахманов), Минфин (А.Хайдаров), Минюст (Р.Давлетов), ГНК (Б.Мусаев) НАПУ (Д.Ли)
|
Ликвидация сохранившихся отраслевых монополий (квазиминистерских структур) в виде отраслевых хозяйственных объединений, имеющих во многом статус и функции отраслевых министерств и ведомств.
Приватизация неэффективных государственных монополистических компаний путем развития государственно-частного партнерства.
Разделение хозяйственной и регулирующей функции государственных предприятий, хозяйственных объединений и ассоциаций.
|
32.
|
Совершенствование антимонопольной политики, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства, обеспечение недискриминационного доступа к товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий для всех юридических и физических лиц, внедрение эффективных механизмов ценообразования на продукцию предприятий-монополистов.
|
до 1 марта
2019 года
|
Нормативно-
правовой акт
|
Средства
Государственного бюджета
|
Госкомконку-
ренции (Н.Шарипов), Минэкономики (Б.Хаджиев), Минфин (Ж.Кучкаров)
|
Повышение роли антимонопольной политики в формировании конкурентной среды, стимулировании роста эффективности и конкурентоспособности производства.
Выявление антиконкурентных действий предприятий.
Повышение институционального и кадрового потенциала органов антимонопольного регулирования, подготовка кадров, профессионально разбирающихся в антимонопольных спорах.
Перенос акцента в деятельности органов антимонопольного регулирования с функции контроля за соблюдением декларируемых цен на функции развития конкурентной среды посредством выявления и устранения рыночных барьеров и недопущения злоупотребления доминирующим положением монополистов.
|
33.
|
Создание равных условий осуществления предпринимательской деятельности и предотвращение монополизации внутреннего рынка.
|
до 1 июня
2019 года
|
Внесение изменений и дополнений в законодательство
|
Средства
Государственного бюджета
|
Минфин
(А.Хайдаров), Минэкономики (М.Мирзаев), Генпрокуратура (А.Мавлонов), ТПП (А.Икрамов)
|
Разработка комплексной системы показателей оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках на основе качественных и количественных индикаторов, рассчитываемых на базе социологических опросов, экономических исследований, экспертных оценок и статистической отчетности.
Дальнейшее развитие деловой среды в Республике Узбекистан, способствующей привлечению инвестиций.
|
34.
|
Обеспечение полной цифровизации ведения дел государственного кадастра к 2021 году и упрощение процедуры регистрации собственности.
|
до 1 февраля
2019 года
|
Программа мер
|
Средства
Государственного бюджета, технического содействия, гранты
|
Госкомзем-
геодезкадастр (А.Абдуллаев), Минюст (Р.Давлетов), Минстрой (А.Тухтаев), Мининфоком (Ш.Садиков)
|
Создание единого электронного реестра недвижимости.
Опубликование генеральных планов территорий.
Внедрение передовых механизмов выделения земель.
|
35.
|
Увеличение доли производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии более 20 процентов к 2025 году.
|
до 1 июля
2019 года
|
Комплекс
организационно-
практических мер
|
Средства
Государственного бюджета, технического содействия, гранты и иные средства
|
АО "Узбекэнерго" (У.Мустафоев), АО "Узбекгидроэнерго" (А.Сангинов), АО "НЭК" (Д.Муратов), Мининновации (И. Абдурахманов), Минфин (Ж.Кучкаров), Минэкономики (Б.Ходжаев), Узатом (Ж.Мирзамахмудов)
|
Диверсификация топливно-энергетического баланса в части производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных энергетических ресурсов, вовлечение субъектов предпринимательства в создание генерирующих мощностей на основе апробированных технологий использования солнечной, ветровой энергии, микро- и малых гидроэлектростанций.
Создание условий и механизмов для поддержки и стимулирования производителей энергии, оборудования (установок) из возобновляемых источников, а также инвесторов.
Снижение энергоемкости выпускаемой продукции путем создания новых и модернизации, технического и технологического перевооружения действующих мощностей на основе внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
|