Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Президентском Фонде коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 03.12.2018 г. N 979)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 03.12.2018 г. N 979



ПОЛОЖЕНИЕ

о Президентском Фонде коммерциализации

результатов научной и научно-технической деятельности

при Министерстве инновационного развития

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и использования средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее - Фонд), а также порядок оценки, отбора и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, финансируемой за счет средств Фонда.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


заявитель - владелец и (или) разработчик результатов научной и научно-технической деятельности;


коммерциализация - введение в экономический (гражданский) оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных разработок;


коммерческий научно-технический и/или инновационный проект - комплекс мероприятий, направленных на внедрение и коммерциализацию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных работ (далее - проект);


коммерческая организация (стартап-компания) - юридическое лицо, созданное для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе с участием государственных научных и высших образовательных учреждений и коммерческих банков (далее - организация), находящееся на стадии развития;


коллегиальный орган - коллегия Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;


рабочий орган - Управление коммерциализации и трансфера научных технологий и разработок Министерства инновационного развития Республики Узбекистан.


3. Фонд создается при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее - Министерство) без образования юридического лица.


4. Аккумулирование средств Фонда осуществляется на специальном счете Министерства, открываемом в одном из обслуживающих его коммерческих банках.


5. Требования настоящего Положения распространяются на порядок коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, финансируемой за счет средств Фонда.



ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА


6. Основными источниками формирования средств Фонда являются:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

гранты и кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозитах коммерческих банков;

другие источники, не запрещенные законодательством.



ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА


7. Основными направлениями использования средств Фонда являются:

участие в финансировании мероприятий, связанных с внедрением результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также выпуском опытно-промышленной партии инновационной продукции для дальнейшего запуска серийного производства;

стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, направленной на получение практических результатов, путем софинансирования высокотехнологичных предпринимательских стартап-проектов;

финансирование (софинансирование) проектов путем инвестирования в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций, одним из учредителей которых является организация, внесшая в качестве вклада в уставный фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию.


8. Распорядителем средств Фонда является Министерство.


9. Фонд осуществляет финансирование (софинансирование) проектов путем выделения денежных средств коммерческим банкам на безвозмездной основе.


10. В случае использования средств Фонда для целей, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, коммерческие банки направляют денежные средства в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций.


11. Коммерческие банки, участвующие в финансировании проектов, обязаны ежеквартально представлять сведения в Министерство об использовании средств Фонда.


12. Коммерческие банки обязаны обеспечить возврат неиспользованной части денежных средств на счет Фонда.


13. Денежные средства, оставшиеся на банковских счетах Фонда на конец календарного года, изъятию не подлежат и учитываются на внебюджетных счетах.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ


14. Для рассмотрения проекта заявитель письменно обращается в Министерство и представляет необходимые документы по перечню согласно приложению N 1 к настоящему Положению.


15. Рабочий орган в течение пяти рабочих дней осуществляет изучение и предварительный анализ представленных заявителем проектов на предмет их соответствия перечню необходимых документов, указанных в приложении N 1, проводит предварительный отбор согласно критериям, определенным в пункте 26 настоящего Положения и направляет их в коммерческие банки для рассмотрения.

Проекты направляются в коммерческие банки сопроводительным письмом за подписью министра инновационного развития Республики Узбекистан или заместителя министра, ответственного за деятельность рабочего органа.


16. Заявитель проекта несет ответственность за достоверность представленных в документах сведений.


17. Коммерческие банки в течение пяти рабочих дней проводят независимую экспертизу проектов, предлагаемых для финансирования за счет средств Фонда.


18. Коммерческие банки по результатам экспертизы проектов определяют размер выделяемых денежных средств и представляют обоснованное заключение о принятии проекта к финансированию за счет средств Фонда либо об отказе в финансировании проекта с указанием конкретных причин, а также мер и сроков их устранения.


19. В случае одобрения проекта после проведения необходимых внутренних процедур коммерческий банк вносит в Министерство заявку с приложением обоснованного заключения на открытие финансирования проекта с использованием средств Фонда.

Заявка оформляется на фирменном бланке коммерческого банка и подписывается уполномоченным лицом коммерческого банка.


20. В случае признания недостаточными обоснований для выделения денежных средств, коммерческим банком направляется письменное уведомление заявителю и в рабочий орган об отказе с разъяснением причин отказа.


21. Коллегиальный орган в течение трех рабочих дней рассматривает заявку и приложенное к ней заключение коммерческого банка.


22. По результатам рассмотрения заявки и заключения коммерческого банка коллегиальный орган принимает решение о финансировании проекта за счет средств Фонда или об отказе в финансировании.

Решение коллегиального органа оформляется в виде протокола заседания, который утверждается его председателем.


23. Решения о финансировании проектов за счет средств Фонда принимаются в пределах средств, выделенных на эти цели.


24. Рабочий орган в двухдневный срок со дня оформления протокола коллегиального органа уведомляет о принятом решении заявителя и соответствующий коммерческий банк.


25. После принятия коллегиальным органом положительного решения коммерческий банк в течение трех рабочих дней заключает с Министерством соглашение о выделении средств для целей, определенных в заявке и настоящем Положении.



ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ОТБОРА ПРОЕКТОВ


26. Основными критериями оценки и отбора проектов являются:

актуальность предлагаемого отечественного и зарубежного проекта - оценивается значение идеи, сформулированной в проекте, для решения современных проблем и задач;

инновационная направленность проекта - предполагает, что в проекте должны использоваться новые, усовершенствованные не применявшиеся ранее в республике технологии и (или) принципы организации, а также проект предусматривает производство (или создание) нового, не выпускавшегося ранее в республике продукта, а также внедрение оказания новой услуги;

оценка достижимости результатов проекта - оценивается наличие, обоснованность и достаточность предложенных методов и способов решения задач для получения результатов проекта;

оценка востребованности продукта на рынке - оценивается рыночная востребованность и коммерческие перспективы продукта;

перспективы коммерциализации проекта - будущий продукт должен иметь перспективу внедрения и выхода на рынок, применимость для конкретного потребителя;

оценка потенциальных конкурентных преимуществ проекта - оцениваются ключевые для потребителя характеристики, по которым у продукта/технологии есть преимущества перед существующими аналогами;

инвестиционная привлекательность проекта - совокупность благоприятных инвестиционных и инновационных условий и преимуществ, которые принесут дополнительную прибыль и уменьшат риск неокупаемости вложений;

экономическая эффективность проекта - экономическая эффективность, учитывающая финансовые результаты реализации проекта для его непосредственных участников, а также бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта.


27. При необходимости рабочий орган имеет право запрашивать у заявителя дополнительную информацию для предварительного отбора проекта.


28. Рабочий орган вправе привлекать независимых экспертов, специалистов и ученых для проведения независимой оценки проектов.


29. Порядок оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности, финансируемых за счет средств Фонда, осуществляется по схеме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.



ГЛАВА 6. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ


30. Мониторинг хода реализации и выполнения проектов обеспечивается коммерческими банками, рабочим органом, соответствующими (отраслевыми) министерствами, ведомствами и другими организациями.


31. Мониторинг осуществляется с целью:

обеспечения своевременной и эффективной реализации проектов;

координации деятельности органов государственного управления, других участников проектов, повышения их ответственности за своевременное решение вопросов, связанных с реализацией проектов;

выявления и изучения факторов, препятствующих реализации проектов на всех этапах, а также принятия оперативных мер по их устранению;

контроля за обеспечением своевременного финансирования проектов строго в соответствии с утвержденными объемами и сроками их реализации.


32. Инициаторы проектов ежеквартально представляют информацию о ходе реализации проектов и достигнутых результатах в рабочий орган.


33. Результаты мониторинга ежеквартально вносятся Министерством в Кабинет Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 7. СПОСОБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


34. Коммерциализация результатов научной и научно-технической деятельности осуществляется следующим образом:

путем реализации товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов разработок научной и научно-технической деятельности, или использования данных результатов для собственных нужд на договорной основе;

в результате создания коммерческих организаций, одним из учредителей которых могут быть физические и юридические лица, являющиеся автором (авторами), внесшими в качестве вклада в уставной фонд свой объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

при передаче имущественных прав на созданные объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставлении права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав;

другими способами, предусмотренными законодательством.


35. Обладатели имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности вправе использовать для их коммерциализации любой из способов, указанных в пункте 34 настоящего Положения.


36. Государственным научным и высшим образовательным учреждениям разрешается создавать, в том числе совместно с иными лицами, коммерческие организации (стартап-компании), деятельность которых заключается в практическом применении (коммерциализации) результатов научной и научно-технической деятельности.


37. Право на объекты интеллектуальной собственности, полученное субъектами научной и научно-технической деятельности в результате научной и научно-технической деятельности, осуществляемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, принадлежит государству в лице его научных и высших образовательных учреждений, а также иных государственных учреждений, если иное не предусмотрено договором, заключенным с автором (авторами) объекта интеллектуальной собственности.


38. Государственными научными и высшими образовательными учреждениями в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, могут вноситься права на объекты интеллектуальной собственности.


39. Уведомление о создании коммерческой организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, направляется его учредителями в Министерство не позднее семи рабочих дней с момента ее государственной регистрации.


40. Другими субъектами научной и научно-технической деятельности в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, наряду с правами на объекты интеллектуальной собственности, может быть внесено иное имущество.


41. Доходы от использования результатов научной и научно-технической деятельности и от распоряжения исключительными правами на эти результаты поступают в самостоятельное распоряжение государственных научных и высших образовательных учреждений.



ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


42. Коммерческие банки и получатели средств Фонда несут ответственность за правильное и целевое использование средств, предоставленных Фондом, в соответствии с законодательством.


43. Министерство в установленном порядке проводит регулярный мониторинг целевого использования средств Фонда.


44. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



ПЕРЕЧЕНЬ

необходимых документов, представляемых

для проведения экспертизы проекта


      

   

Для физических лиц

  

Для юридических лиц

   

I. Официальное письмо/заявка на рассмотрение проекта, содержащее:

  

1.1. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

1.2. Местонахождение (почтовый адрес).

1.3. Контактные данные: тел., факс, e-mail, веб-сайт.

1.4. Ф.И.О. и должность руководителя.

1.5. Банковские реквизиты.

1.1. Копия паспорта заявителя.

1.2. Профессиональные данные (профессия, специальность, ученая степень и ученое звание (при наличии) и др.).

1.3. Контактные данные: домашний адрес, тел., факс, e-mail, веб-сайт.

    

II. Бизнес-план проекта

     

2.1. Обзорный раздел (резюме).

2.2. Описание организации.

2.3. Описание продукции (услуг).

2.3.1. Себестоимость проекта.

2.4. Портфель заказов и наличие рынка сбыта.

2.4.1. Потребитель товара (услуги).

2.4.2. Потребность (месяц, квартал и год).

2.5. Анализ рынка (товар, ценообразование, реклама и т.д.).

2.6. План производства (сырье, материалы, комплектующие, вид оборудования и страна происхождения).

2.7. Прогноз прибыли (объем реализации, баланс денежных доходов и расходов, прогноз денежных поступлений на счет).


   

III. Технико-экономическое обоснование проекта


3.1. Структурный план (резюме всех основных положений и глав).

3.2. Условия осуществления проекта (разработчики (авторы) проекта, исходные данные по проекту).

3.3. Рынок и мощность производства (спрос на рынке, прогноз продаж, производственная мощность и т.д.).

3.4. Материальные ресурсы производства (сырье и материалы, потребность в ресурсах, расчет годовых издержек, в т.ч. на отечественные и импортные материальные ресурсы и т.д.).

3.5. Место нахождения и территория (расчет затрат на приобретение основных средств или аренду земельного участка и т.д.).

3.6. Проектно-конструкторская документация (технология производства и оборудование, объекты, необходимые для функционирования предприятия и т.д.).

3.7. Организационная структура организации.

3.8. Трудовые ресурсы (расчет потребности в трудовых ресурсах и ежегодных расходов на трудовые ресурсы, включая накладные расходы, расходы на фонд оплаты труда и т.д.).

3.9. Сроки реализации проекта (график осуществления проекта).

3.10. Смета расходов на реализацию проекта.

3.11. Финансовая и экономическая оценка (данные об источниках и условиях финансирования, информация о размере производственных издержек, сведения о денежных потоках, финансово-экономические показатели проекта).

IV. Калькуляция сметных затрат (базовые цены материальных ресурсов, трудоемкость работ, затраты на использование машин и механизмов, накладные и другие расходы, оптовые цены на продукцию).

V. Документы о сертификации (копии сертификатов соответствия, пожарных и других сертификатов) представляются в случае, если инновационная продукция подлежит обязательной сертификации.

VI. Перечень объектов, на которых реализована, а также планируется к реализации продукция, технология или технические решения.

       





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



СХЕМА

проведения оценки и отбора результатов научной

и научно-технической деятельности, финансируемой за счет

средств Президентского Фонда коммерциализации результатов

научной и научно-технической деятельности при Министерстве

инновационного развития Республики Узбекистан

     

Этапы


Субъекты


Мероприятия


Сроки рассмотрения

1-й этап

Заявитель

Письменно обращается в Министерство с пакетом необходимых документов (письмо/заявка, бизнес-план/ТЭО проекта и другие необходимые документы).


По желанию заявителя

2-й этап

Рабочий орган

  

Осуществляет изучение и предварительный анализ предоставленных заявителем документов на предмет их соответствия перечню необходимых документов и организует их направление в коммерческие банки на рассмотрение.


В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления

3-й этап

Коммерческие банки

  

Проводят независимую экспертизу проектов, предлагаемых для финансирования за счет средств Фонда.

В случае одобрения проекта вносят в Министерство заявку с обоснованным заключением на открытие финансирования за счет средств Фонда.


В течение 5 рабочих дней после поступления проекта на рассмотрение

4-й этап

Коллегия

   

Рассматривает заявку и приложенное к ней заключение коммерческого банка.

По результатам рассмотрения заявки и заключения коммерческого банка принимает решение о финансировании проекта за счет средств Фонда или об отказе в финансировании.


В течение 3 рабочих дней после поступления заявки и заключения коммерческого банка

5-й этап

Рабочий орган

   

Уведомляет о принятом решении Министерство, заявителя и соответствующий коммерческий банк.


В течение 2-х рабочих дней со дня оформления протокола

6-й этап

Коммерческий банк

   

Заключает с Министерством соглашение о выделении средств на безвозмездной основе.

  

В течение 3 рабочих дней

                 


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 декабря 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 12, ст. 295