Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Концепция развития физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2025 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 24.01.2020 г. N УП-5924)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 24.01.2020 г. N УП-5924



КОНЦЕПЦИЯ

развития физической культуры и спорта

Республики Узбекистан до 2025 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи для реализации и основные направления долгосрочного развития сферы физической культуры и спорта, в том числе:

повышение уровня здоровья населения страны к 2025 году;

увеличение количества спортивных школ, укрепление материально-технической базы спортивных образовательных учреждений и повышение эффективности финансового обеспечения;

увеличение общей численности граждан, учащихся и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;

повышение недельной двигательной активности населения путем организации различных массовых спортивных мероприятий среди работников государственных органов, предприятий, организаций и населения;

обеспечение успешного участия спортивной сборной команды Узбекистана в Олимпийских и Паралимпийских играх, мировых, континентальных и Азиатских спортивных соревнованиях;

поэтапное увеличение качественного состава тренеров и специалистов в спортивных образовательных учреждениях, в том числе количества работников с высшим образованием;

поэтапную реализацию системы тесной связи, а также процесса отбора занятий и талантливых молодых спортсменов по принципу "образовательные учреждения - спортивная школа - высший спорт" в воспитании и обеспечении занятости молодежи;

организацию иных современных методов и направлений в сфере спорта;

создание конкурентной среды в системе физической культуры и спорта за счет развития государственно-частного партнерства;

внедрение спортивного паспорта, а также системы его постоянного применения с целью формирования единой базы данных о спортсменах, регулярно занимающихся видами спорта и постоянно участвующих в спортивных соревнованиях;

реализацию на практике пяти инициатив, включающих в себя комплексные меры, направленные на создание дополнительных условий для образования и воспитания молодежи;

поэтапное повышение оплаты труда, материального поощрения и уровня социальной защиты специалистов и работников спортивных образовательных учреждений с целью повышения привлекательности деятельности в сфере физической культуры и спорта;



ГЛАВА 2. СЕГОДНЯШНЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


2. В более 12 тысяч спортивных сооружений республики сегодня привлечено 30 процентов молодежи. Создана система проведения спортивных соревнований под девизами "Неделя молодежи", "Неделя женщин", "Неделя махалли и старшего поколения" и "Неделя образовательных учреждений", направленная на привлечение к спорту широких слоев населения.

С целью социальной поддержки спортсменов внедрен механизм пожизненной ежемесячной выплаты спортсменам республики, достигшим высоких результатов на престижных международных спортивных соревнованиях, и поощрения их тренеров единовременным денежным вознаграждением.

Создан ряд новых высших спортивных образовательных учреждений, которые наряду с подготовкой профессиональных и современных кадров для данной сферы обеспечивают тесную взаимосвязь науки и практики в спорте.


3. В сфере физической культуры и спорта сохраняется ряд проблем и недостатков, препятствующих проведению массовых спортивных мероприятий, содержательной организации свободного времени молодежи, организации в спортивных образовательных учреждениях занятий на основе современных требований, в том числе:


а) в системе управления физической культурой и спортом:

недостаточная развитость механизма осуществления вертикали управления, ограниченность полномочий районных (городских) отделов физической культуры и спорта приводят к значительному снижению их роли;

недостаточная открытость и прозрачность деятельности руководителей системы управления и спортивных образовательных учреждений, неналаженность общественного контроля, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей спортивных учреждений отрицательно сказываются на своевременности и качестве выполнения поставленных задач и целевых установок;

требуется внедрение эффективных механизмов отбора одаренных детей в спортивные образовательные учреждения, искоренения в разной форме элементов коррупции в учебном процессе;

не обеспечивается на требуемом уровне качество спортивной подготовки по причине отсутствия здоровой конкурентной среды в единственной спортивной школе в регионах, где численность учащихся превышает их мощность;

отсутствие стандартов для тренеров и работников спортивных учреждений, содержащих конкретное описание критериев и требований к их знаниям и навыкам, препятствует росту их потенциала, что приводит к неэффективности действующего порядка назначения руководителей спортивных учреждений;

неполноценное внедрение современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий в процесс управления спортивными учреждениями препятствует созданию эффективной системы управления;

недостаточный уровень открытости и прозрачности в работе органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью спортивных учреждений, слабый общественный контроль, а в некоторых случаях его полное отсутствие приводят к излишней бюрократии и различным проявлениям коррупции;


б) в области высоких спортивных достижений и подготовки национальных сборных команд:

не уделяется должное внимание спортивными федерациями (ассоциациями) и хокимиятами вопросам формирования Олимпийской спортивной сборной команды, а также созданию условий для спортсменов, демонстрирующих высокие результаты;

не налажена системная деятельность по отбору (селекции), подготовке и участию спортсменов в соревнованиях при подготовке к международным соревнованиям различного уровня;

не разработана методология отбора спортсменов, учитывающая своеобразные особенности видов спорта;

не соответствует требованиям организация спортивных соревнований на местах, особенно в сельской местности;

непостоянное участие спортсменов в соревнованиях отрицательно влияет на повышение их мастерства, отбор талантливых спортсменов в состав национальной сборной команды;

органы государственной власти на местах ограничиваются исключительно сбором статистических и иных данных из спортивных образовательных учреждений, не проводят глубокий анализ их деятельности, что препятствует определению реальной ситуации на местах;

отсутствие собственной спортивной базы либо не соответствующая современным требованиям материально-техническая база имеющихся спортивных баз федераций (ассоциаций) по видам спорта препятствует росту высоких спортивных достижений;

не анализируется участие спортсменов национальных сборных команд в период проведения международных спортивных соревнований с научной точки зрения;

не анализируется эффективность и результативность работы главных тренеров национальных сборных команд по видам спорта;

не увеличивается число перспективных олимпийских видов спорта в спортивных образовательных учреждениях исходя из местных особенностей;

существует необходимость создания единого централизованного центра Олимпийской подготовки на основе опыта развитых зарубежных государств с целью системной подготовки к Олимпийским играм и крупным международным спортивным соревнованиям;


в) в области спортивной медицины и медицинского обслуживания лиц, занимающихся физической культурой:

неполноценное использование медицинских услуг лицами, занимающимися физической культурой и спортом, а также необеспеченность качества медицинского обслуживания на практике свидетельствуют о неэффективном использовании имеющегося потенциала физической культуры для оздоровления населения;

не проводились научные изыскания по изучению опыта современных развитых зарубежных стран по созданию новых лекарственных средств для оказания фармакологической поддержки в ускоренном восстановлении спортсменов, выдерживающих большие физические нагрузки во время подготовки и проведения соревнований;

по причине отсутствия знаний по использованию фармакологических веществ, ускоряющих физическое и психологическое восстановление, поддерживающих здоровье, а также низкого уровня психологической подготовки спортсмены не могут достичь высоких показателей на разных международных соревнованиях;

отсутствуют комплексные лаборатории по проведению мониторинга процесса подготовки и восстановления членов Олимпийской сборной республики, что показывает необходимость привлечения специалистов по спортивной психологии и диетологии из государств, являющихся передовыми в данной сфере;


г) в области подготовки кадров специалистов по физической культуре и спорту:

нехватка специалистов с высшим образованием отрицательно влияет на работу, проводимую в данной сфере, качество и эффективность оказываемых услуг;

ограничены льготы победителей республиканских и международных соревнований по командным игровым видам спорта в процессе поступления в высшие образовательные учреждения;

49 процентов из более чем 12 тысяч тренеров, осуществляющих деятельность в спортивных образовательных учреждениях, имеют среднее специальное образование, ощущается потребность в более 7 тысячах тренеров с высшим образованием;

в спортивных образовательных учреждениях отсутствуют штатные единицы таких узких специалистов, как психолог, диетолог и фармаколог;

не внедрена система подготовки и повышения квалификации судей по видам спорта, в том числе по олимпийским видам спорта;

не отвечают требованиям сегодняшнего дня уровень подготовки и знания тренеров и иных специалистов, работающих со сборными командами по причине отсутствия связей с международными федерациями по видам спорта и крупными спортивными организациями;

не внедрены передовые инновационные технологии, методики и научные достижения в спорте в переподготовку и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта;


д) в области спортивной инфраструктуры, оснащения оборудованием и укрепления материально-технической базы:

сегодня спортивные залы более 3 тысяч общеобразовательных школ (32 процента) нуждаются в ремонте, 2,5 тысячи школ (25 процентов) не имеют спортивных залов;

не налажена система укрепления спортивной инфраструктуры и оснащения современным спортивным инвентарем образовательных учреждений и специализированных спортивных образовательных учреждений;

не на должном уровне уделяется внимание вопросам внедрения современных информационных технологий и мультимедийной продукции в сферу физической культуры и массового спорта;

состояние материально-технической базы некоторых спортивных учреждений, их излишняя загруженность, в некоторых случаях недостаточная обеспеченность соответствующим оборудованием и наглядными пособиями для организации деятельности приводят к недостаточно эффективному выполнению возложенных на них задач;


е) в области развития физической культуры и массового спорта:

однодневная мощность проведения спортивных занятий в более 12 тысячах спортивных сооружений республики (стадионах, спортивных залах, бассейнах, манежах и других) составляет около 1,5 миллиона человек, что показывает уровень обеспеченности спортивными сооружениями по отношению к общей численности населения, не превышающий 4,5 процента;

спортивные сооружения высших образовательных учреждений имеют возможность охвата около 50 процентов студентов, на практике в спортивных мероприятиях принимает участие лишь 21 процент студенческой молодежи;

по причине недостаточной организации органами государственной власти на местах работы по созданию условий для широкого привлечения населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом, обеспечению физического совершенства подрастающего поколения охват молодежи, изъявившей желание заниматься физической культурой и массовым спортом, остается низким;

не налажены взаимные сотруднические отношения между образовательными учреждениями, отсутствует четко определенная система в данном направлении;

не используются в должной степени потенциал кадров, спортивные сооружения высших образовательных учреждений и общеобразовательных школ исходя из специфики регионов;

не проводится системная работа по отбору и селекции учащихся-победителей в спортивные школы путем проведения спортивных соревнований и олимпиад по предмету "физическая культура" среди учащихся общеобразовательных школ;

не уделяется должного внимания привлечению учащихся к командным игровым видам спорта в школах;

не применяются инновационные технологии в сфере популяризации физической культуры и массового спорта, пропаганды здорового образа жизни;


ж) в области стимулирования учителей, тренеров и специалистов по физической культуре:

по причине отсутствия конкретного описания критериев и квалификационных требований, определяющих эффективность деятельности тренеров и работников спортивных учреждений, работа данных учреждений остается неэффективной;

в результате отсутствия системы стимулирования преподавателей физической культуры, достигающих эффективных результатов в сфере развития массового спорта в общеобразовательных школах, их мотивация по проведению дополнительных занятий по видам спорта остается на низком уровне;

отсутствие олимпиад по предмету "физическая культура" приводит к снижению интереса к данному предмету;

непропорциональное соотношение заработной платы тренеров спортивных школ, школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства с заработной платой преподавателей физической культуры общеобразовательных школ приводит к увольнению тренеров с работы, что в свою очередь влечет снижение уровня подготовки молодежи;

не внедрен механизм стимулирования преподавателей физической культуры, подготовивших учащихся-студентов, ставших победителями в спортивных соревнованиях;


з) в области финансирования системы физической культуры и спорта:

требуется распределение и использование средств финансирования системы физической культуры и спорта на основе эффективной и прозрачной системы;

основная часть средств, выделяемых учреждениям физической культуры и спорта из Государственного бюджета, расходуется на заработную плату, не выделяется достаточно средств на календарный план спортивных мероприятий, спортивный инвентарь, ремонт зданий и сооружений;

по причине недостаточного выделения органами государственной власти на местах городам и районам средств из местного бюджета на финансирование соревнований, определенных календарным планом, не обеспечено участие областных команд в спортивных соревнованиях республиканского уровня.



ГЛАВА 3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


4. Развитие системы физической культуры и спорта основывается на достижении целевых показателей, определенных в приложении к данной Концепции.


5. Развитие системы физической культуры и спорта осуществляется на основе следующих приоритетных направлений:


5.1. Повышение популяризации физической культуры и спорта среди населения, широкий охват молодежи физической культурой и массовым спортом:

организация и проведение таких этнофестивалей как "Национальные виды спорта и народные игры", "Улок", "Купкари" с целью восстановления наших национальных ценностей и доведения их до подрастающего поколения;

проведение международного марафона "Tashkent Marathon" и международных экомарафонов "Save Aral", развитие спортивного туризма;

создание министерствами и ведомствами, имеющими в своем распоряжении открытые спортивные сооружения (стадионы, футбольные и другие спортивные площадки), условий для бесплатного занятия всех слоев населения физической культурой (бег, ходьба и зарядка);

создание в действующих парках культуры и отдыха условий для бесплатного занятия населения физической культурой, "WorkOut" - махаллинским (уличным) фитнесом, "скандинавской ходьбой", ходьбой и бегом;

организация массовых мероприятий физической культуры "Неделя молодежи", "Неделя девушек и женщин", "Неделя махалли и пожилых";

превращение в традицию проведения мероприятий "день открытых дверей" в спортивных образовательных учреждениях, спортивных сооружениях образовательных учреждений, а также в центрах и клубах физической культуры и спорта;

организация спортивных акций, любительских чемпионатов и конкурсов в сельской местности;

внедрение спортивных испытаний "Уровень спортивной подготовки", показывающих уровень физической подготовки и здоровья населения;

организация спортивных испытаний в форме соревнований и фестивалей среди широких слоев населения, особенно молодежи, превращение спорта в повседневный образ жизни;

включение в коллективные договоры, заключаемые между профсоюзными комитетами и работодателями, вопросов по созданию в трудовых коллективах условий для занятия физической культурой работниками;

разработка программ по физической культуре и оздоровлению для лиц пожилого возраста;

содействие развитию физической активности групп населения различных категорий, занятию новыми видами спорта, спортивным туризмом, национальными видами спорта;

поощрение работодателей, создающих условия для занятия физической культурой и оздоровления, а также пропагандирующих здоровый образ жизни среди работников;

создание условий для укрепления здоровья, обеспечения активной деятельности различных возрастных групп населения, учитывая их интересы, способности и своеобразные особенности;

реализация мероприятий по повышению уровня культуры работников министерств, ведомств, предприятий и организаций, воспитанию у них здорового образа жизни, формированию навыков физической культуры и обеспечению популяризации спорта;

внедрение практики обсуждения результативности деятельности руководителей регионов, министерств, ведомств и организаций по своевременному и качественному исполнению мероприятий;

разработка и внедрение типовой модели взаимодействия спортивных учреждений, государственных органов и органов самоуправления граждан на местах в рамках работы по широкому вовлечению всех слоев населения в занятие физической культурой и массовым спортом;

внедрение производственного физического воспитания в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, регулярное проведение спортивных соревнований по футболу, велоспорту, настольному теннису, бадминтону, легкой атлетике, волейболу, шахматам, шашкам, канатному спорту, баскетболу и др.;

использование спортивной инфраструктуры образовательных учреждений, предприятий и организаций, спортивных учреждений для проведения спортивных и массовых физкультурных мероприятий с участием звезд спорта;

обеспечение частого проведения и разнообразности видов таких популярно-тематических мероприятий спорта и физической культуры как "Спорт - образ жизни", направленных на расширение охвата различных слоев населения;

проведение на регулярной основе региональных спортивных соревнований среди спортивных образовательных учреждений по массовым видам спорта с целью отбора талантливых детей из регионов для обучения в ведущих зарубежных спортивных центрах.


5.2. Привлечение лиц с ограниченными физическими возможностями к занятиям физической культурой и спортом:

привлечение к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц, нуждающихся в социальной защите, а также разработка мер по развитию Сурдлимпийского и Паралимпийского движения;

создание условий для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц, нуждающихся в социальной защите, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также их оснащение специальным спортивным инвентарем;

разработка современных научно обоснованных методов, программ и технологий для физического воспитания и занятия спортом лиц с ограниченными физическими возможностями;

создание условий для регулярных занятий лиц с ограниченными физическими возможностями физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;

разработка нормативно-правовых актов по созданию в спортивных школах отделений и специальных групп для детей с ограниченными физическими возможностями;

программно-методическое обеспечение физической и социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями;

разработка программ по вовлечению лиц с ограниченными физическими возможностями в спортивно-оздоровительный туризм;

разработка мер по подготовке кадров, ведущих деятельность в сфере физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями.


5.3. Создание условий для повышения эффективности физической подготовки в рядах Вооруженных Сил и правоохранительных органах, развитие технических и прикладных, военно-прикладных видов спорта, а также видов спорта по единоборству:

модернизация системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи, в том числе повышение финансового обеспечения технических и прикладных, военно-прикладных видов спорта, а также спортивных видов единоборства;

проведение физкультурно-массовой работы среди всех категорий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, с учетом их интересов и направлений деятельности;

проведение ежегодных смотров-конкурсов по спортивно-массовой работе среди военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу;

принятие программ развития технических и прикладных, военно-прикладных видов спорта, а также спортивных видов единоборства;

проведение межведомственных физкультурно-спортивных мероприятий по техническим и прикладным, военно-прикладным видам спорта, а также спортивным видам единоборства;

проведение соревнований по видам спорта, включенным в программу "Армейских игр";

налаживание в системе образовательных учреждений деятельности факультативных занятий и кружков по видам спорта, включенным в программу "Армейских игр";

обеспечение современным оборудованием и инвентарем по техническим и прикладным, военно-прикладным видам спорта, а также спортивным видам единоборства;

упрощение системы подготовки и аттестации тренеров и судей по техническим и прикладным, военно-прикладным видам спорта, а также спортивным видам единоборства.


5.4. Развитие физической культуры и массового спорта в дошкольных, школьных, профессиональных и высших образовательных учреждениях:

привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой и массовым спортом посредством совершенствования и применения инновационных методов физического воспитания в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных образовательных организаций;

формирование здоровой, сильной и действенной мотивации у детей младшего возраста к занятиям спортом, а также развитие навыков самостоятельного планирования и выбора спортивного занятия на основе их определенных показателей;

поддержка на оздоровительном и начальном подготовительном этапах в первую очередь общего физического развития детей и их интереса к определенному виду спорта, оказание содействия занимающимся детям в освоении предмета "физическое воспитание";

обеспечение участия общественности в анализе управления и эффективности спортивных образовательных учреждений;

развитие массового спорта в общеобразовательных школах методом расширения практики создания классов и школ, специализирующихся на углубленном обучении командным игровым видам спорта;

организация и проведение фестивалей "Школьный спорт", а также соревнований по различным видам спорта, в том числе "Школьные футбольные лиги" среди учащихся общеобразовательных школ;

совершенствование системы подготовки кадров в высших образовательных учреждениях по направлению физической культуры и спорта, уделяя отдельное внимание подготовке ими специалистов по определенному виду спорта;

налаживание деятельности центров подготовки и переподготовки тренеров с точки зрения освоения современных теорий проведения спортивных занятий, понимания спортивной психологии, осуществления медицинского контроля во время спортивной подготовки;

разработка методов, позволяющих определить и оценить интерес к своей деятельности и творческие способности у будущих тренеров и специалистов-кадров;

поэтапное улучшение качественного состава тренеров и специалистов в спортивных образовательных учреждениях, в частности, увеличение количества специалистов с высшим образованием (бакалавров и магистров);

стимулирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала в сфере физической культуры и спорта, в том числе поступления молодых кадров в сферу управления спортом;

внедрение системы переподготовки, позволяющей тренерам спортивных школ, расположенных прежде всего в отдаленных регионах, с малым количеством учащихся-спортсменов, освоить новые специализации и квалификации;

разработка стандартизированных программ по подготовке руководящих кадров в сфере физической культуры и спорта, а также создание системы повышения квалификации по направлению "Управление в сфере физической культуры и спорта" и предоставление возможности выпускникам занимать руководящие должности в спортивных учреждениях;

внедрение практики конкурсного отбора среди кандидатов на руководящие должности спортивных образовательных учреждений и усиление их стимулирования;

повышение эффективности и расширение охвата системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки тренеров и специалистов;

обновление содержания и методов обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки, пересмотр системы оценки;

увеличение квот приема на заочные образовательные направления по спорту высших образовательных учреждений, внедрение механизма определения по рекомендации Министерства молодежной политики и спорта льготных квот приема для абитуриентов из отдаленных горных и пустынных районов с высоким уровнем потребности в спортивных специалистах;

введение обновленных квалификационных требований для тренеров и спортивных специалистов;

разработка критериев, направленных на оценку уровня подготовленности спортсменов, эффективности учреждения с целью создания системы оценки качества спортивного образования в системе физической культуры и спорта;

совершенствование механизма профессиональной поддержки молодых тренеров и специалистов;

создание детско-юношеских физкультурно-спортивных команд в образовательных учреждениях;

налаживание пропаганды здорового образа жизни путем создания в высших образовательных учреждениях системы клубов по бодибилдингу и фитнесу;

разработка и внедрение образовательных программ по физическому воспитанию детей с ограниченными физическими возможностями в спортивных образовательных учреждениях всех типов;

определение требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья занимающихся во время занятий физической культурой и спортом.


5.5. Развитие видов спорта, отбор одаренных детей и молодежи, подготовка высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва, социальная защита и стимулирование спортсменов и тренеров:

а) развитие детско-юношеского спорта, а также системы селекции и подготовки качественного спортивного резерва:

совершенствование методологии подготовки спортсменов с учетом передового международного опыта, внедрение инновационных проектов в процесс формирования спортивного резерва и подготовки высококвалифицированных спортсменов для качественного пополнения состава сборных команд по видам спорта;

пересмотр механизмов проведения спортивных соревнований и обеспечение прозрачности в выявлении наиболее одаренных спортсменов, а также обеспечение их соответствия регламентам соответствующих международных спортивных федераций (ассоциаций);

расширение сети спортивных школ, являющихся основными учреждениями, обеспечивающими регулярные занятия детей и подростков спортом и их вовлечение в активную спортивную деятельность;

совершенствование системы проведения республиканских соревнований по видам спорта среди школьных команд;

увеличение количества спортивных школ исходя из численности населения и интересов;

разработка требований по созданию спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва;

разработка учебно-тренировочных программ по видам спорта спортивных школ с учетом современных спортивных технологий;

проведение региональных, республиканских отборочных соревнований по видам спорта, в том числе учебно-тренировочных сборов среди спортивных школ, образовательных учреждений и спортивных клубов, для выявления талантливых спортсменов;

введение штатов главных тренеров-селекционеров, ответственных за выявление талантливых спортсменов в республиканских школах высшего спортивного мастерства и их привлечение в национальные сборные команды, а также организация их подготовки и переподготовки;

осуществление мер по обеспечению участия победителей и призеров чемпионатов Узбекистана по видам спорта в чемпионатах мира, Азиатских играх и других международных соревнованиях;

б) развитие молодежного, в том числе студенческого спорта:

создание дополнительных условий для содержательной организации молодежного досуга, развитие на системной основе киберспорта;

вручение победителям (1-е место) республиканского этапа "Детских спортивных игр" по командным видам спорта сертификата с трехгодичным сроком действия, предоставляющего право получения максимального балла по предметам специальности на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;

развитие молодежных общественных организаций и волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта;

осуществление мер по дальнейшему развитию студенческого спорта в Узбекистане, в том числе созданию спортивных клубов в каждом высшем образовательном учреждении и их специализации как минимум по одному виду спорта, а также организации всех этапов спортивных соревнований "Универсиады";

внедрение системы предоставления выпускникам специализированных школ-интернатов льгот в виде дополнительных баллов при сдаче профессиональных (творческих) экзаменов для поступления в высшие образовательные учреждения по направлению "физическая культура и спорт";

осуществление критического анализа и мониторинга проведения республиканских спортивных соревнований для выявления талантливых спортсменов, в том числе всех этапов трехступенчатых спортивных соревнований "Умид нихоллари", "Баркамол авлод" и "Универсиада";

в) усиление социальной защиты и стимулирования тренеров и преподавателей:

стимулирование тренеров по селекции на основе достигнутых спортсменами результатов, привлеченных ими в спортивные школы, до трехкратного размера базовой тарифной ставки тренеров;

поощрение денежными вознаграждениями учителей физкультуры, а также тренеров спортивных образовательных учреждений, подготовивших победителей олимпиады по физической культуре среди учащихся школ и "Детских спортивных игр";

предоставление квалификационных категорий учителям общеобразовательных школ, тренерам спортивных образовательных учреждений, подготовивших победителей олимпиад, соревнований по физическому воспитанию, без привлечения к аттестации;

г) совершенствование системы развития высоких спортивных достижений:

повышение уровня и качества национальных чемпионатов по всем видам спорта, организация международных и региональных соревнований, а также принятие мер против нездоровой спортивной конкуренции и использования запрещенных препаратов;

введение должностей тренера по селекции, диетолога, психолога, фармацевта, массажиста в спортивных школах всех типов;

специализация каждой районной (городской) общеобразовательной школы и высшего образовательного учреждения, как минимум, на одном из приоритетных (олимпийских видов спорта), перспективных (игровых и национальных видов спорта), особенно на смежных видах спорта, исходя из специфики регионов, интересов и пожеланий населения;

создание на базе высших образовательных учреждений в перспективе центров спортивной подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта;

формирование резервов сборных команд на основе проведения республиканских соревнований всех видов в четыре этапа;

введение порядка пересмотра и определения статуса спортивных школ на основе их достижений;

развитие спортивных образовательных учреждений, в том числе ведомственных физкультурно-спортивных обществ;

стимулирование развития дополнительной системы образования в сфере физической культуры и спорта, создание спортивных школ, а также секций и спортивных клубов;

формирование единой информационной системы базы данных спортсменов по видам спорта, результатов их участия в спортивных соревнованиях и тренерах, а также принадлежности их к спортивным организациям с ее регулярным обновлением, путем внедрения спортивного паспорта;

проведение научных исследований и разработок в сфере теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

разработка и внедрение системы многолетнего отбора талантливых молодых спортсменов на основе характеристик физической и технической подготовки, физического развития и оценки состояния здоровья;

модернизация системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, в том числе совершенствование системы управления процессом подготовки;

внедрение инновационных технологий в подготовку спортсменов, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями, а также в медицинское обеспечение;

строительство в горных районах республики центра подготовки спортивных сборных команд к Олимпийским играм;

создание в регионах инфраструктуры для зимних Олимпийских видов спорта, налаживание системы подготовки профессиональных спортсменов путем популяризации этих видов спорта;

создание системы стажировки ведущих тренеров из регионов в спортивных сборных командах Узбекистана по видам спорта, а также за рубежом;

подготовка и повышение квалификации специалистов спортивной медицины, спортивных судей;

разработка мер по усилению ответственности лиц, использующих средства и методы, запрещенные в спорте (антидопинг);

разработка системы мер по социальной защите и стимулированию спортсменов и тренеров, в том числе внедрение системы стимулирования тренеров, подготовивших спортсменов, которые переведены ими в другие спортивные образовательные учреждения или клубы.


5.6. Политика международного спорта и расширение сотрудничества с международными спортивными организациями:

разработка и реализация программы действий по увеличению числа представителей спортивных организаций Узбекистана в международных спортивных организациях;

расширение сотрудничества с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;

развитие связей со спортивными организациями Азии и мира, а также со спортивными организациями других ведущих стран;

развитие сотрудничества с международными спортивными организациями, объединяющими лиц с ограниченными физическими возможностями;

привлечение в республику организаций из сферы спортивного шоу-бизнеса;

привлечение ведущих зарубежных тренеров международного уровня для работы со спортивными командами республики, в первую очередь по тем видам спорта, по которым в течение многих лет не было спортивных достижений;

реализация мер по защите интересов спортсменов и спорта Узбекистана на международной арене;

внесение крупных спортивных объектов в карту популярных туристских маршрутов страны, а также формирование спортивных брендов регионов с целью развития спортивного туризма (особенно внутреннего);

внедрение "услуг хоспиталити" и системы дополнительной въездной визы "Sport Visa" (не электронной) с целью широкого привлечения любителей спорта, в том числе зарубежных спортсменов и болельщиков, а также эффективного использования спортивной инфраструктуры.


5.7. Развитие деятельности в сфере физической культуры и спорта путем поддержки кадров научно-методическим, медико-биологическим и антидопинговым обеспечением:

внедрение системы и критериев оценки эффективности деятельности различных организаций в области развития физической культуры и спорта, а также использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

совершенствование системы управления физической культурой и спортом на всех ее уровнях;

организация разработки и работ по внедрению программ по информатизации физической культуры и спорта;

разработка рекомендаций по улучшению деятельности органов государственной власти на местах в области спорта;

а) подготовка специалистов физической культуры и спорта и современно мыслящих административных кадров:

создание платформы интенсивного повышения квалификации в целях обновления учебных программ и методологий по подготовке и повышению квалификации высококвалифицированных тренеров по физическому воспитанию и спорту, судей, внедрения передовых инновационных технологий в процесс подготовки спортсменов, обеспечения квалифицированными кадрами;

организация подготовки специалистов по адаптивным видам спорта для работы с лицами с ограниченными физическими возможностями;

повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, совершенствование системы профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;

организация проведения республиканского смотра-конкурса "Лучший преподаватель по физкультуре, тренер, спортсмен, спортивный врач, психолог и диетолог";

формирование системы непрерывного многоуровневого обучения тренеров-преподавателей;

разработка системы подготовки обслуживающего и технического персонала, а также специалистов по организации и проведению различных спортивных мероприятий;

обновление учебных программ и методологии по подготовке высококвалифицированных тренеров, судей и внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки спортсменов;

использование новейших спортивных технологий для подготовки тренеров и административного персонала новой формации с привлечением специалистов из стран с наиболее успешной системой спортивной подготовки;

внедрение специальных программ спортивного менеджмента в процесс подготовки административных кадров в области физической культуры и массового спорта;

организация повышения опыта специалистов системы управления сферой в ведущих мировых спортивных центрах по направлению Sport Management (спортивный менеджмент), Sport Leadership (спортивное лидерство), Sport Administration (спортивное администрирование);

стимулирование обмена опытом между руководителями спортивных учреждений и обеспечение систематического участия в программах развития;

б) развитие научно-методического, медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта и антидопинговых мер:

научно-методическое обеспечение специалистов по физической культуре и спорту, проведение научных исследований в области физической культуры и спорта и разработка научных рекомендаций для достижения высоких результатов в спорте;

налаживание сотрудничества с Академией наук с целью организации и обеспечения координации научных исследований в области физической культуры и спорта, а также научно-методического обеспечения спортивных сборных команд страны;

обеспечение участия ученых республики в области спорта в международных научных и образовательных программах;

совершенствование системы медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд и спортивного резерва;

разработка комплексных мер по улучшению антидопингового обеспечения спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;

разработка и внедрение системы подготовки и аттестации тренеров и врачей олимпийской и паралимпийской сборных и региональных сборных команд по вопросам борьбы с допингом;

усиление ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и запрещенных методов в области физического воспитания и спорта;

разработка и внедрение порядка медицинского обеспечения спортивных соревнований;

налаживание деятельности отделений спортивной реабилитации в медицинских объединениях каждого региона в целях социальной защиты, в том числе эффективной реабилитации спортсменов, завершивших спортивную деятельность;

внедрение механизма проведения углубленного медицинского осмотра на регулярной основе членов региональной сборной команды по видам спорта в подростковых отделениях областных детских многопрофильных медицинских центров;

создание научно-комплексных лабораторий для спортсменов сборных команд по видам спорта, внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки, а также налаживание эффективного медицинского и фармакологического обеспечения в области спорта;

налаживание поэтапного получения образцов допинговых тестов на республиканских спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта;

организация подготовки и издания современной учебной, учебно-методической и популярной литературы по качеству разработки и содержанию с учетом требований обновленных учебных планов и программ, а также передового опыта и соответствующих приоритетов инновационного развития ведущих мировых спортивных центров;

создание открытой республиканской базы данных методических рекомендаций по выполнению упражнений на разных языках в электронных образовательных ресурсах по массовым видам спорта;

организация на систематической основе оказания качественной медицинской помощи при осуществлении интенсивных физических нагрузок в спорте, а также реабилитации спортсменов и населения после болезней и травм с широким использованием инновационных методов и технологий в области реабилитационной медицины;

усиление организации и проведения широкой разъяснительной работы по здоровому питанию как основы здорового образа жизни населения;

развитие производства продуктов питания, обогащенных незаменимыми компонентами, а также специальных продуктов питания и биологически активных добавок для занимающихся спортом.


5.8. Укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта и повышение эффективности их финансирования:

налаживание системы "спонсоршип" (титульное спонсорство, продвижение рекламы, информационное партнерство и т.д.), а также передачи прав телевизионной медиатрансляции структурам аутсорсинга на среднесрочных и долгосрочных условиях с целью монетизации деятельности субъектов в области спорта;

принятие мер по дополнительному финансированию спорта посредством организации спортивных лотерей;

поэтапное внедрение передового международного опыта с опорой на передовые технологии и инженерные решения в деле строительства, реконструкции и капитального ремонта;

обеспечение оснащения спортивных сооружений спортивных образовательных учреждений спортивным оборудованием, инвентарем, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, а также системой видеонаблюдения;

внедрение практики оказания платных услуг в спортивных образовательных учреждениях, а также формирование внебюджетных фондов за счет спонсорских и благотворительных средств;

укрепление материально-технической базы специализированных школ-интернатов олимпийского резерва, в том числе строительство спортивных залов, общежитий, учебных зданий, а также проведение капитального ремонта и реконструкции действующих зданий;

продолжение поэтапного строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и объектов спортивных учреждений, их инфраструктуры, а также спортивных сооружений общеобразовательных учреждений на основе активного внедрения и использования современных энерго- и ресурсосберегающих, инновационных строительных технологий;

согласование инвестиционных, государственных и других адресных программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов физической культуры и спорта;

разработка проектов спортивных объектов с использованием строительных материалов, современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, основанных на передовом опыте известных зарубежных компаний, с учетом регионально-климатических особенностей регионов.


5.9. Дальнейшее развитие физической культуры и спорта на основе государственно-частного партнерства:

предоставление в аренду на безвозмездной основе земель, переданных в постоянное пользование, на удобных для населения территориях для строительства негосударственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

проведение системного мониторинга за формированием реестра негосударственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, возводимых на основе государственно-частного партнерства;

оказание практической помощи в выделении льготных кредитов субъектам предпринимательства;

предоставление на безвозмездной основе земельных участков для строительства негосударственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с условием реконструкции и оснащения существующих зданий государственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с последующим шефством;

материально-техническое и финансовое обеспечение негосударственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, созданных на базе собственности частного партнера;

налаживание на основе государственно-частного партнерства производства отечественных спортивных товаров, оборудования, брендовой и имиджевой продукции, пошива спортивной экипировки;

оказание помощи субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере развития и популяризации физической культуры и спорта, в том числе посредством механизмов государственно-частного партнерства.


5.10. Обеспечение высокого уровня информатизации и использования мультимедийных продуктов в процессе пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составной части здорового образа жизни:

определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

повышение качества работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни на ведущих телеканалах;

формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и выставочной продукции, теле- и радиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

пропаганда духовных ценностей физической культуры и спорта, олимпийских идей;

разработка и внедрение циклов радиовещаний и информационно-аналитических передач по телевидению в рамках движения "Спорт для всех";

оценка эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;

разработка системы мер по пропаганде здорового образа жизни и популяризации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, на рабочих местах, в местах проживания и отдыха населения;

широкое использование возможностей Интернета для пропаганды физической культуры и спорта, особенно физического оздоровления и здорового образа жизни среди молодого поколения;

активное привлечение ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, актеров к пропаганде спорта, а также использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;

проведение мероприятий по популяризации передового опыта по развитию физической культуры и спорта в стране и за рубежом;

усовершенствование пропаганды и рекламы спорта и здорового образа жизни;

издание научно-методических, общественно-популярных материалов и пособий по пропаганде и привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом;

совершенствование системы и методов сбора информационных и статистических данных в области физической культуры и массового спорта, а также их тщательной обработки на основе передового зарубежного опыта.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


6. Предусматривается путем выполнения задач, определенных в рамках Концепции, достижение следующих показателей в развитии системы физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2025 года:

улучшения уровня здоровья населения страны;

повышения общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, общей численности учащихся и студентов - до 20 процентов;

повышения эффективности использования спортивных сооружений высших образовательных учреждений и общеобразовательных школ до 60 процентов;

поэтапного увеличения качественного состава тренеров и специалистов спортивных образовательных учреждений, в частности работников с высшим образованием, с 51 процента до 80 процентов;

увеличения доли тренеров-преподавателей высшей категории в специализированных школах-интернатах в системе Министерства молодежной политики и спорта до 72 процентов;

обеспечения достойного участия спортивной сборной команды Узбекистана в Олимпийских и Паралимпийских играх, в мировых, континентальных и Азиатских спортивных соревнованиях;

увеличения количества проведения в Узбекистане таких престижных международных спортивных соревнований, как чемпионат мира, Азии, Кубок Азии и Кубок мира, на 34;

увеличение видов спорта на 32 вида путем открытия отделений приоритетных олимпийских видов спорта в спортивных школах, качественного улучшения системы спортивного воспитания и обучения;

поэтапное и системное осуществления процесса отбора талантливых юных спортсменов и их вовлечения в состав национальных сборных команд;

формирование регулярно обновляемой единой электронной базы данных о деятельности и спортивных результатах спортсменов;

повышения эффективности укрепления материально-технической базы и финансирования спортивных образовательных учреждений, создания в системе государственного образования за счет развития государственно-частного партнерства здоровой конкурентной среды;

внедрения непрерывной системы воспитания и обеспечения занятости молодежи по принципу "образовательное учреждение - спортивная школа и высший спорт";

присвоения спортивным школам, осуществляющим эффективную деятельность, статуса спортивных школ олимпийского резерва;

повышения уровня привлекательности деятельности в данной сфере, оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты специалистов и работников спортивных образовательных учреждений;

налаживания в высших образовательных учреждениях подготовки кадров по направлению "Управление в области физической культуры и спорта".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 января 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

27 января 2020 г., N 3, ст. 24