Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Департаменте исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 02.04.2021 г. N ПП-5050)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 02.04.2021 г. N ПП-5050



ПОЛОЖЕНИЕ

о Департаменте исполнения наказания

при Министерстве внутренних дел

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Департамент исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (далее - Департамент) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - МВД), обеспечивающим координацию и организацию деятельности по исполнению наказания лиц, осужденных к лишению свободы (далее - осужденные), содержанию подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - лица, заключенные под стражу), их охране и конвоированию.


2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан, Законом "Об органах внутренних дел" и другими законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными актами МВД, а также настоящим Положением.


3. Систему исполнения наказания органов внутренних дел составляют:

Департамент;

центры региональной координации;

колонии по исполнению наказания, в том числе на правах лечебных;

воспитательная колония;

следственные изоляторы;

специализированная больница для осужденных;

отряд быстрого реагирования;

центральный склад.


4. Департамент осуществляет единое управление деятельностью системы исполнения наказания органов внутренних дел.

Центры региональной координации осуществляют работу по организации деятельности и ежедневному контролю за учреждениями по исполнению наказания и следственными изоляторами органов внутренних дел.

Основные направления деятельности учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов определяются в соответствии с актами законодательства.


5. Департамент в установленном порядке по вопросам своей деятельности осуществляет взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами, организациями, а также средствами массовой информации.


6. Департамент имеет самостоятельный баланс, банковские счета, бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемые министром внутренних дел Республики Узбекистан эмблему и знаки различия, отображающие специфику деятельности Департамента.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТА


7. Основными задачами Департамента являются:

организация и координация исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержания в следственных изоляторах лиц, заключенных под стражу;

обеспечение охраны и безопасности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах, соблюдения надежной защиты прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;

организация деятельности по воспитанию осужденных, предупреждению совершения ими правонарушений, а также оказанию им содействия в социальной адаптации после освобождения;

обеспечение занятости осужденных посредством повышения эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности учреждений по исполнению наказания;

организация эффективной системы подбора и расстановки, переподготовки и повышения квалификации кадров, социально-правовой защиты сотрудников.


8. В соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет следующие функции:


а) в сфере организации и координации исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержания в следственных изоляторах лиц, заключенных под стражу:

организацию исполнения наказаний посредством цифровизации системы исполнения наказания и внедрения информационных технологий, обеспечивающих "электронный контроль" за осужденными;

конкретное и безусловное исполнение соответствующих приговоров, определений и постановлений суда, а также других органов, в производстве которых находится уголовное дело;

обеспечение своевременной отправки осужденных для отбывания наказания, их размещения, а также перевода в установленном порядке осужденных и лиц, заключенных под стражу, из одного учреждения по исполнению наказания и следственного изолятора в другое;

организацию своевременного исполнения актов об амнистии и помиловании;

обеспечение изоляции, охраны и надзора за осужденными и лицами, заключенными под стражу;

организацию исполнения решений уполномоченных государственных органов Республики Узбекистан, связанных с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства, в том числе передачей (экстрадицией) осужденных иностранных граждан или лиц без гражданства;

оказание организационно-методической помощи по обеспечению исполнения судебных актов;

организацию информационно-аналитической работы в учреждениях и подразделениях системы исполнения наказания органов внутренних дел, планирование и прогнозирование их деятельности;

разработку методических материалов по организации и обеспечению деятельности по исполнению уголовных наказаний и содержанию под стражей;


б) в сфере обеспечения охраны и безопасности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах, соблюдения надежной защиты прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу:

обеспечение правопорядка и законности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах;

обеспечение безопасности осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также сотрудников (рабочих и служащих) и граждан, находящихся на территории учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов;

организацию надлежащей охраны учреждений по исполнению наказания, следственных изоляторов, объектов организаций, которые привлекают осужденных к труду на производстве, с использованием современных информационных технологий и инженерно-технических средств контроля;

осуществление на системной основе совместно с Караульными войсками, территориальными органами внутренних дел, прокуратурой, Службой государственной безопасности и другими уполномоченными государственными органами технических, оперативных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности учреждений по исполнению наказания;

принятие совместно с местными хокимиятами мер по недопущению выделения земельных участков для строительства административных, бытовых, хозяйственных зданий и сооружений, сдачи их в аренду, строительства зданий и сооружений высотой более 6 метров на расстоянии 50 метров от учреждений по исполнению наказания;

разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности Департамента, его подразделений и учреждений;

организацию добровольных пожарных отрядов из числа осужденных, осуществление взаимодействия с территориальными структурами Министерства по чрезвычайным ситуациям для их инструктажа;

обеспечение рассмотрения в установленном порядке предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, заключенных под стражу;

обеспечение соблюдения осужденными и лицами, заключенными под стражу, установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей;

создание в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах условий содержания, соответствующих установленным нормам;

эффективную организацию материально-бытового обеспечения и оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу, а также применение принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных;


в) в сфере организации деятельности по воспитанию и предупреждению совершения осужденными правонарушений, а также оказанию им помощи в социальной адаптации после освобождения:

принятие мер по созданию условий для пользования осужденными льготами и возможностями в рамках государственной политики для адаптации в обществе после освобождения, а также освоения ими специальностей, востребованных на рынке труда;

проведение мероприятий по повышению правосознания и культуры, воспитанию осужденных в духе национальной идеи и любви к Родине, а также их формированию в качестве духовно зрелой личности, обладающей самостоятельным мнением и широким мировоззрением;

организацию общего среднего и профессионального образования, обеспечивающего получение на высоком уровне знаний и прохождение профессиональной подготовки осужденными, обучающимися в рамках государственных образовательных стандартов, обеспечение взаимодействия с уполномоченными органами в данном направлении;

организацию широкого привлечения уполномоченных государственных органов, общественных организаций и других институтов гражданского общества к процессу исправления осужденных;

обеспечение доведения до осужденных сути и содержания реформ, проводимых в нашей стране в различных сферах и формирования у них чувства сопричастности в данном направлении;

использование передового опыта по организации воспитательной, социальной и психологической работы;

осуществление взаимодействия с территориальными государственными органами по изучению проблем осужденных, решению социальных и материальных проблем их семей на постоянной основе;

применение действенных методов и форм работы по воспитанию в духе законопослушания и подготовке к освобождению осужденных;

организацию мер, направленных на профилактику правонарушений среди осужденных и лиц, заключенных под стражу, в том числе выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений;

принятие мер по проведению и совершенствованию анализа эффективности оперативно-розыскной деятельности в учреждениях по исполнению наказания и следственных изоляторах на системной основе;

выявление и пресечение каналов проникновения запрещенных предметов в учреждения по исполнению наказания и следственные изоляторы;

осуществление координации работы по правовой пропаганде среди осужденных и лиц, заключенных под стражу;


г) в сфере обеспечения занятости осужденных посредством повышения эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности учреждений по исполнению наказания и их организаций:

эффективную организацию финансово-экономической деятельности, обеспечение контроля за целесообразностью и соответствием законодательству осуществляемых финансово-хозяйственных действий;

осуществление координации и развитие производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также внедрение современных методов маркетинга в учреждениях по исполнению наказания;

принятие мер по популяризации произведенной продукции и продвижению ее на рынки, внедрение механизмов государственного и частного партнерства в данном направлении;

привлечение к производственной деятельности учреждений по исполнению наказаний высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере, включая возможность их назначения на должность за счет аттестованных должностей;

материально-техническое обеспечение Департамента, его подразделений и учреждений, обеспечение надлежащей эксплуатации, технического обслуживания и охраны имущества, а также принятие необходимых мер по его сохранности и рациональному использованию;

укрепление материально-технической базы учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов, внедрение в их производственную деятельность достижений науки и техники, передового опыта и технологий, новых форм и методов управления;

ведение договорно-правовой и претензионно-исковой работы;

организацию занятости осужденных на своих производственных (сельскохозяйственных) участках, в отдельных случаях - на других предприятиях путем создания условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных;


д) в сфере организации эффективной системы подбора и расстановки, переподготовки и повышения квалификации кадров, социально-правовой защиты сотрудников:

организацию эффективных мероприятий по подбору и расстановке, переподготовке, боевой и физической подготовке, повышению профессионального уровня кадров, а также духовно-просветительской работе;

повышение мобилизационной готовности личного состава, осуществление контроля за степенью готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение правовой, социальной защиты и личной безопасности сотрудников (рабочих и служащих) и членов их семей;

осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению злоупотребления полномочиями и других правонарушений среди сотрудников, обеспечение неукоснительного соблюдения норм этики и культуры общения;

организацию эффективной работы по повышению правового сознания и правовой культуры сотрудников.

Департамент также может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА


9. При выполнении возложенных на себя задач и функций Департамент имеет следующие права:

запрашивать и получать информационные, статистические и иные материалы из баз (в том числе электронных) органов государственного управления и государственной власти на местах, правоохранительных структур и других учреждений по вопросам, входящим в свою компетенцию;

вносить в установленном порядке предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;

привлекать представителей соответствующих государственных органов и общественных организаций к воспитательно-профилактическим мероприятиям, социальной реабилитации и адаптации осужденных;

организовывать взаимодействие с соответствующими подразделениями органов внутренних дел при конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным маршрутам;

осуществлять взаимодействие с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсманом), Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, а также иными организациями по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;

привлекать институты гражданского общества, представителей общественности и граждан к мероприятиям по повышению духовно-нравственного уровня и воспитанию осужденных, оказанию социальной и материальной помощи лицам, освобождающимся из учреждений по исполнению наказания;

организовывать обучение осужденных и овладение ими профессий во взаимодействии с органами образования и труда;

осуществлять взаимодействие с центрами социальной адаптации в вопросах трудоустройства, улучшения условий быта освобождаемых лиц;

осуществлять в установленном законодательством порядке подготовку и переподготовку медицинских кадров Департамента и его учреждений;

осуществлять взаимодействие с органами здравоохранения в вопросах оказания ими всех видов медицинской помощи, включая обеспечение медикаментами осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, а также квалифицированной лечебно-диагностической и экстренной помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу, с проведением различных экспертиз и обследований;

осуществлять взаимодействие с врачебно-трудовыми экспертными комиссиями внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов по вопросам подтверждения и установления инвалидности осужденных, определения степени утраты ими профессиональной трудоспособности;

получать от государственных органов, образовательных, научных учреждений и других организаций предложения по проектам нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Департамента, и по согласованию с руководителями соответствующих органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;

проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности в системе исполнения наказания на предмет соблюдения законодательства, указаний и распоряжений МВД;

вносить предложения по улучшению материально-технического и социального обеспечения, повышению квалификации и переподготовке сотрудников;

принимать меры по привлечению инвестиций (в том числе иностранных) на развитие и модернизацию материально-технической базы учреждений по исполнению наказания, осуществляющих производственную и сельскохозяйственную деятельность;

вносить изменения и дополнения в штатную численность рабочих и служащих, содержащихся за счет внебюджетной деятельности;

привлекать правоохранительные органы и местные хокимияты к мероприятиям по обеспечению безопасности учреждений.

Департамент также может реализовывать и иные права в соответствии с законодательством.


10. Департамент обязан:

принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по реализации прав, свобод и законных интересов и исполнению обязательств осужденными и лицами, заключенными под стражу;

содержать лиц, заключенных под стражу, и исполнять наказания, связанные с лишением свободы, на основании соответствующих приговоров, определений и постановлений суда, а также других органов, в производстве которых находится уголовное дело;

подготавливать и представлять руководству МВД необходимые сведения о деятельности системы исполнения наказания;

осуществлять полноценную и качественную работу по подготовке осужденных к предстоящей социализации путем воспитания в духе законопослушания, оказания им психологической, социальной, правовой помощи и обучения профессиям.

Департамент также может иметь и иные обязательства в соответствии с законодательством.


11. Департамент несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТА


12. Департамент подчиняется непосредственно министру внутренних дел Республики Узбекистан, на министра возлагается персональная ответственность за обеспечение законности и развитие системы исполнения уголовных наказаний органов внутренних дел.


13. Департаментом руководит начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром внутренних дел по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.


14. Начальник Департамента имеет пять заместителей, включая одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан.


15. Начальник Департамента:

организует работу и осуществляет общее руководство деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на себя задач, определяет полномочия и функциональные задачи своих заместителей, начальников структурных подразделений Департамента и центров региональной координации;

утверждает положения о центрах региональной координации, учреждениях по исполнению наказания, следственных изоляторах, а также функциональные обязанности личного состава Департамента;

утверждает смету расходов на содержание сотрудников (рабочих и служащих) Департамента, его подразделений и учреждений в пределах бюджетных ассигнований;

утверждает перспективные, годовые и финансовые планы, а также экономические нормативы экономического и социального развития, капитального ремонта, использования труда осужденных и лиц, заключенных под стражу;

рассматривает результаты оперативно-служебной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности Департамента, его подразделений и учреждений, материалы проверок их работы, представления органов прокуратуры, результаты мониторинга Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) и другие;

издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всем личным составом Департамента, его подразделений и учреждений;

назначает на должность и освобождает от должности сотрудников (рабочих и служащих) Департамента, его подразделений и учреждений, за исключением лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются министром внутренних дел Республики Узбекистан;

присваивает в пределах своей компетенции звания до специального звания "майор" (включительно) сотрудникам Департамента, его подразделений и учреждений;

решает вопросы поощрения сотрудников (работников и служащих) Департамента, его подразделений и учреждений, применения к ним мер дисциплинарного взыскания;

за счет внебюджетных средств Департамента устанавливает сотрудникам (рабочим и служащим), добросовестно и эффективно выполняющим служебные обязанности, ежемесячные индивидуальные надбавки до 100 процентов их денежного довольствия (фонда оплаты труда);

предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам Департамента;

в установленном порядке направляет сотрудников Департамента в служебные командировки;

заслушивает отчеты руководителей подразделений и учреждений Департамента;

назначает проведение служебной проверки по происшествиям и фактам нарушения законности, служебной и трудовой дисциплины, присвоения товарно-материальных ценностей, допущенных осужденными и лицами, заключенными под стражу, либо сотрудниками (рабочими и служащими) Департамента, его подразделений и учреждений;

осуществляет прием физических лиц и представителей юридических лиц, рассматривает жалобы, заявления и предложения, принимает решения по ним;

распоряжается в соответствии с законодательством финансовыми средствами, выделяемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан на содержание Департамента, его подразделений и учреждений;

определяет нормы и порядок расходования финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

вводит и сокращает штатные единицы рабочих и служащих, содержащихся за счет внебюджетной деятельности Департамента и учреждений системы;

организует оказание финансовой помощи колониями по исполнению наказания другим подразделениям системы или колониям по исполнению наказания, при условии возврата ее в срок не более одного года;

осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства.


16. Начальник Департамента вносит министру внутренних дел Республики Узбекистан предложения о:

предельной численности и фонде оплаты труда сотрудников (рабочих и служащих) Департамента, его подразделений и учреждений;

внесении изменений и дополнений в структуру и штатную численность Департамента, его подразделений и учреждений (за исключением штатных единиц рабочих и служащих, содержащихся за счет внебюджетной деятельности);

создании, реорганизации и упразднении в установленном порядке подразделений и учреждений Департамента;

изменении вида режима и лимита наполнения учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов;

создании в учреждениях по исполнению наказания участков с различными видами режима;

назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, начальников подразделений и учреждений Департамента;

присвоении личному составу специальных званий, присвоение которых не входит в его компетенцию, представлении к государственным и ведомственным наградам.


17. В случае отсутствия начальника Департамента его обязанности исполняет первый заместитель.


18. Начальник Департамента осуществляет контроль и организацию ежедневной деятельности учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов через центры региональной координации.

К основным задачам центров региональной координации относятся:

проведение анализа и оценки эффективности деятельности учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов, организация материально-технического, финансового и социально-бытового обеспечения, осуществление комплексной проверки и контроля, оказание им практической и методической помощи, в том числе разработка предложений о повышении результативности работы;

осуществление координации исполнения уголовных наказаний в учреждениях по исполнению наказания и содержания лиц, заключенных под стражу, в следственных изоляторах;

осуществление действенного контроля за своевременной и полной реализацией прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также выполнением ими своих обязательств;

организация деятельности учреждений по исполнению наказания по воспитанию, обучению профессиям и оказанию осужденным психологической, социальной, правовой помощи, а также обеспечению исправления осужденных.


19. Начальники центров региональной координации являются региональными представителями начальника Департамента, которые по статусу и денежному обеспечению приравниваются к его заместителю.

Начальники центров региональной координации, учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Департамента.

Сотрудники учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов, центров региональной координации назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Департамента на основании представления начальников центров региональной координации.

Рабочие и служащие учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов.


20. При исчислении стажа работы срок службы сотрудников учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов определяется из расчета один день за два дня службы.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


21. Делопроизводство и мероприятия по организации и обеспечению режима секретности осуществляются самостоятельно в порядке, установленном Департаментом.


22. Обеспечение системы исполнения наказания материально-техническими средствами и иным имуществом осуществляется в установленном порядке.


23. Создание и упразднение Департамента, учреждений по исполнению наказания и следственных изоляторов осуществляются в установленном порядке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2 апреля 2021 г.