Указ Президента Республики Узбекистан от 06.04.2021 г. N УП-6199 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.04.2021 г.
N УП-6199
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРАХ ТУРИЗМА, СПОРТА
И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В последние годы в республике поэтапно реализуется комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сфер туризма и спорта, широкое привлечение населения к физической культуре и спорту, улучшение инфраструктуры, сохранение культурного наследия и создание благоприятных условий для путешествий туристов путем обеспечения взаимосвязи территорий с высоким туристским потенциалом.
Наряду с этим, несмотря на созданные возможности, деятельность по развитию сфер туризма, спорта и культурного наследия не организована на должном уровне, имеются не нашедшие своего решения вопросы в цифровизации и государственно-частном партнерстве, в том числе повышении роли частного сектора в данных направлениях.
В целях внедрения современных механизмов управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия, а также ускоренного развития инфраструктуры в данных направлениях, эффективной эксплуатации объектов и создания необходимых условий для населения на основе передового зарубежного опыта:
Министерство туризма и спорта Республики Каракалпакстан, а также главные управления областей и города Ташкента, отделы районов (городов) Министерства туризма и спорта областей и города Ташкента на базе соответствующих территориальных подразделений Министерства физической культуры и спорта и Государственного комитета по развитию туризма;
главные управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, отделы районов (городов) Министерства туризма и спорта на базе соответствующих территориальных подразделений Министерства физической культуры и спорта и Государственного комитета по развитию туризма.
Определить, что Министерство туризма и спорта является правопреемником по правам, обязательствам и договорам, включая международные, Министерства физической культуры и спорта и Государственного комитета по развитию туризма.
2. Установить, что:
Министерство туризма и спорта является органом государственного управления по реализации единой государственной политики в сферах туризма, физической культуры, спорта и культурного наследия;
Министерство туризма и спорта вправе принимать общеобязательные нормативно-правовые акты в рамках своих полномочий;
государственные органы и организации, а также дипломатические представительства республики за рубежом в установленном порядке представляют соответствующую информацию на основании обращений Министерства туризма и спорта;
проекты нормативно-правовых актов по вопросам туризма, физической культуры, спорта и культурного наследия в обязательном порядке согласовываются с Министерством туризма и спорта.
3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства туризма и спорта:
а) в сфере туризма:
эффективное управление туристскими объектами на основе государственно-частного партнерства и внедрение в данную сферу современных информационных технологий;
формирование и реализацию целостной концепции развития туризма, ориентированной на коренное повышение туристского потенциала страны, а также осуществление единой государственной политики в сфере туризма;
осуществление маркетинговых исследований на внешних и внутреннем рынках туристских услуг, реализацию активной рекламно-информационной политики в сфере туризма, направленной на широкую пропаганду историко-культурного наследия, сохранение и развитие туристского имиджа нашей страны, продвижение национальных туристских продуктов и брендов на международные туристские рынки;
координацию разработки национальной и региональных программ комплексного развития внутреннего, въездного и выездного туризма, привлечение инвестиций, кредитов и грантов международных финансовых институтов и других организаций на развитие туристской инфраструктуры, соответствующей международным стандартам;
диверсификацию видов туризма, прежде всего реализацию комплекса мер по развитию паломнического, экологического, этнографического, делового, спортивного, гастрономического, медицинского, образовательного и научного туризма, а также их инфраструктур;
лицензирование и сертификацию услуг в сфере туризма, осуществление инспекционного контроля за соответствием туристских услуг установленным требованиям и стандартам;
разработку стандартов качества и безопасности оказания туристских услуг, направленных на обеспечение безопасности и охрану здоровья туристов при организации туристских услуг;
развитие конкуренции на рынке туристских услуг, всестороннее содействие повышению предпринимательской активности и активное внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма;
организацию работы по планированию и проектированию, а также создание благоприятных условий для привлечения инвесторов в регионы с высоким туристским потенциалом в целях рационального размещения туристских объектов;
расширение международного сотрудничества в сфере туристской деятельности с авторитетными международными, национальными и зарубежными организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, внедрение в деятельность и практику туризма международных и межгосударственных стандартов и норм;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма на высоком уровне, оказание содействия развитию отраслевой туристской науки;
б) в сфере физической культуры и спорта:
эффективное управление спортивными объектами на основе государственно-частного партнерства и внедрение в данную сферу современных информационных технологий;
реализацию единой государственной политики, направленной на приобщение широких слоев населения к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, воспитание физически здорового подрастающего поколения, развитие спортивной индустрии и инфраструктуры, обеспечение достойного представления страны в области спорта высших достижений на международной спортивной арене;
координацию деятельности физкультурных, спортивных обществ и клубов министерств и ведомств, спортивных федераций (ассоциаций), а также осуществление организационно-методического руководства деятельностью учителей физической культуры, инструкторов и тренеров дошкольных образовательных организаций, учреждений общего среднего, среднего специального и профессионального образования, а также высших образовательных учреждений республики;
организацию совместно с органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, физкультурными и спортивными обществами, образовательными учреждениями и общественными организациями широкомасштабной работы по популяризации среди населения, особенно детей и молодежи, занятий по физической культуре и спорту, его широкому привлечению к массовому спорту;
всемерное развитие детского спорта путем широкого вовлечения детей в регулярные занятия спортом, повышения качества детского спортивного образования, дальнейшего расширения сети детских спортивных объектов во всех регионах, особенно в сельских и отдаленных районах;
осуществление взаимодействия с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, спортивными федерациями (ассоциациями) в создании эффективной системы отбора (селекции), подготовки и повышения мастерства перспективных спортсменов, формирования из их числа качественного спортивного резерва и составов сборных команд страны для обеспечения успешного участия в Олимпийских, Паралимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира, Азии и других международных соревнованиях и турнирах;
ведение единой политики по разработке и принятию спортивных нормативов для всех министерств и ведомств республики (в том числе правоохранительных органов);
стимулирование и поддержку развития в стране массового и профессионального спорта, в том числе игровых, экстремальных и зимних видов, внедрения современных технологий в процесс спортивной подготовки с учетом передового международного опыта, повышения уровня и качества национальных чемпионатов по всем видам спорта, организации международных и региональных соревнований, а также принятие системных мер по противодействию нездоровой спортивной конкуренции и применению запрещенных препаратов;
развитие и укрепление материально-технической базы по направлениям массового и профессионального спорта, обеспечение максимального и эффективного их использования, участие в разработке предложений по организации и расширению производства отечественного спортивного оборудования и инвентаря;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта, обеспечение высококвалифицированными тренерами и другими спортивными специалистами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, образовательных и спортивно-образовательных учреждений;
налаживание и укрепление сотрудничества с международными спортивными организациями;
расширение и укрепление международных и межгосударственных спортивных связей, организацию работы по привлечению иностранных инвестиций и грантов, созданию популярных спортивных программ;
в) в сфере материального культурного наследия:
эффективное управление объектами материально-культурного наследия на основе государственно-частного партнерства и внедрение в данную сферу современных информационных технологий;
осуществление государственного контроля, ведение государственного учета, охрану, научное исследование и популяризацию, а также обеспечение рациональной эксплуатации объектов материального культурного наследия, в том числе музейных экспонатов и коллекций;
эффективное исполнение международных договоров Республики Узбекистан, в частности требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, а также рекомендаций ЮНЕСКО и иных соответствующих международных организаций, осуществление тесного сотрудничества с международными и зарубежными организациями, учеными, экспертами и широкой общественностью;
сохранение историко-культурной ценности, уникальности, природного ландшафта и своеобразного колорита особо охраняемых историко-культурных территорий, а также территорий, включенных в Список всемирного культурного наследия, и исторических махаллей;
выявление культурных ценностей, хранящихся за рубежом, связанных с историей и культурой нашей страны, создание полноценной базы данных по ним и организацию ее регулярного обновления.
4. Утвердить состав Координационного совета по развитию туризма (далее - Совет) согласно приложению.
5. Кабинету Министров:
а) в трехмесячный срок обеспечить:
утверждение порядка внедрения государственно-частного партнерства в сфере с учетом своеобразных особенностей объектов культурного наследия, предусмотрев при этом предупреждение любого негативного воздействия, а также непрерывный государственный и научно-технический надзор на указанных объектах;
проведение инвентаризации объектов туризма, спорта и культурного наследия, в том числе на предмет передачи земельных участков, зданий, частей объектов и помещений в них на основе государственно-частного партнерства, по результатам инвентаризации - утверждение перечня указанных объектов (далее - перечень);
б) подготовить проект, концепцию, соглашение и тендерную документацию государственно-частного партнерства каждого объекта, включенного в перечень.
Предоставить Совету право на выдачу разрешений для заключения соглашений о государственно-частном партнерстве по проектам государственно-частного партнерства, включенным в перечень, на сумму в эквиваленте более одного миллиона долларов США на основе прямых переговоров без проведения тендера.
7. Образовать Агентство культурного наследия при Министерстве туризма и спорта, его управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте на базе Департамента культурного наследия при Министерстве культуры, его управлений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также Центра исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом.
Упразднить отделы по рациональному использованию и охране объектов материального культурного наследия в структурах территориальных управлений культуры Министерства культуры и передать их штатные единицы соответственно Агентству культурного наследия и его территориальным управлениям.
8. Передать Агентству культурного наследия государственные музеи, музеи-заповедники, дома-музеи, объекты недвижимого имущества материального культурного наследия и журнал "Мозийдан садо" из системы Министерства культуры в полном объеме вместе с имеющимися штатными единицами и материально-технической базой, с сохранением при этом действующего порядка финансирования, оплаты труда и материального стимулирования.
9. Установить, что:
Агентство культурного наследия является правопреемником по правам, обязательствам и договорам, включая международные, Департамента культурного наследия при Министерстве культуры и Центра исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом;
средства Государственного бюджета, выделяемые Министерству культуры на расходы по реставрации и восстановлению объектов культурного наследия, а также выполнению археологических работ, в 2021 году и в последующие годы выделяются Министерству туризма и спорта;
Агентство культурного наследия является заказчиком работ по сохранению объектов недвижимого имущества материального культурного наследия, осуществляемых за счет средств Государственного бюджета.
11. Министерству туризма и спорта совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентством по кадастру и Министерством юстиции до 1 июня 2022 года:
создать специальный электронный портал, обеспечить размещение на нем данных (в том числе паспортов и государственных кадастров) всех объектов спорта и культурного наследия, а также интеграцию данного портала с государственными электронными услугами за счет внебюджетных средств Министерства туризма и спорта, Фонда культурного наследия и средств Государственного бюджета, выделенных на сферу культурного наследия;
провести повторную историко-культурную экспертизу всех объектов недвижимого имущества материального культурного наследия и сформировать Государственный реестр объектов недвижимого имущества материального культурного наследия, их электронный каталог, паспорта и государственные кадастры в полном объеме.
12. Ввести должность советника министра по вопросам развития транспортной логистики в сфере туризма в рамках установленных штатных единиц Министерства транспорта.
13. Определить, что советник министра транспорта по вопросам развития транспортной логистики в сфере туризма:
назначается Кабинетом Министров по представлению Совета;
ежемесячно отчитывается перед Советом о проделанной работе в период своей деятельности.
14. Запретить выполнение работ по:
капитальному строительству и деятельности, связанной с причинением вреда зонам охраны, прилегающим к территории объектов материального культурного наследия в целях сохранения не подлежащих изменению своеобразных особенностей и исторического колорита данных объектов;
консервации, реставрации, восстановлению, ремонту и приспособлению под использование в современных условиях объектов материального культурного наследия, а также научному и научно-техническому исследованию работ связанных с ними, проектированию и производству без получения разрешения.
15. Министерству туризма и спорта, Академии наук, Министерству строительства, Агентству по кадастру, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
а) в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров предложение о внедрении новой системы ограждений (перекрытия) вдоль зон охраны, защиты и охраны объектов культурного наследия с конкретным указанием источников финансирования;
б) в трехмесячный срок совместно с Генеральной прокуратурой определить меры по сносу незаконных построек, зданий и сооружений, возведенных в зонах охраны объектов культурного наследия, а также предупреждению незаконного использования их земельных площадей;
в) в срок до 1 января 2022 года:
обеспечить идентификацию объектов недвижимости, имеющих историческую, научную, художественную или особую культурную ценность, с выездом при этом на место нахождения каждого объекта, проведение историко-культурной экспертизы и взятие под охрану государства новых объектов;
определить зоны охраны объектов материального культурного наследия, в том числе зон строительства зданий и регулирования хозяйственной деятельности, зон охраняемого природного ландшафта;
г) до 1 апреля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров проект единого закона прямого действия, объединив нормы законодательных актов и международных договоров о культурном наследии, объектах культурного, в том числе археологического наследия, ввозе и вывозе культурных ценностей, а также в сфере нематериального наследия с привлечением международных экспертов.
16. Принять к сведению, что в структуре Генеральной прокуратуры создан Отдел по контролю за исполнением законодательства в сфере культурного наследия за счет сокращения численности работников территориальных подразделений Министерства физической культуры и спорта и Государственного комитета по развитию туризма в количестве 3 штатных единиц.
Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Министерства туризма и спорта о:
создании Управления по контролю за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма Генеральной прокуратуры на базе Отдела по контролю за исполнением законодательства в сфере культурного наследия в количестве 7 штатных единиц;
введении должностей старших помощников прокуроров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по контролю за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма.
Установить, что выделение дополнительных штатных единиц Управлению по надзору за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма и формирование штатных единиц старших помощников, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет сокращения штатных единиц спортивно-образовательных учреждений системы Министерства туризма и спорта.
Определить одной из основных задач Управления по контролю за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма в том числе надзор за рациональным, экономным и эффективным использованием средств Государственного бюджета, выделяемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма.
Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.):
а) в месячный срок:
осуществить необходимые работы по организации деятельности Управления по надзору за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма, а также старших помощников;
укомплектовать Управление по контролю за исполнением законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма и должности старших помощников квалифицированными кадрами, способными обеспечить выполнение возложенных на них задач на высоком и профессиональном уровне;
б) в срок до 1 апреля 2022 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию и предложения о состоянии законодательства в сферах спорта, культуры, культурного наследия и туризма, в том числе по выполнению задач, возложенных соответствующими указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан в данных направлениях.
17. Министерству туризма и спорта совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок пересмотреть требования по приему в Университет физической культуры и спорта и внести соответствующее предложение в Кабинет Министров.
18. Министерствам и ведомствам в целях дальнейшего развития делового туризма (MICE-туризм) в регионах принять меры по проведению крупных международных мероприятий по спорту, культуре, науке, просвещению, экономике, инвестициям и другим направлениям в Республике Каракалпакстан и областях, запланированных на 2021-2022 годы.
19. Министерству туризма и спорта совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
20. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 июля 2021 года и до 1 января 2022 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 06.04.2021 г. N УП-6199
СОСТАВ
Координационного совета по развитию туризма
1. |
А.Н. Арипов |
- |
Премьер-министр, председатель Координационного совета |
2. |
А.А. Абдухакимов |
- |
министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, заместитель председателя Координационного совета |
3. |
О.А. Назарбеков |
- |
министр культуры |
4. |
И.Р. Махкамов |
- |
министр транспорта |
5. |
Б.О. Саидов |
- |
министр иностранных дел |
6. |
Ш.Д. Кудбиев |
- |
министр экономики и финансов |
7. |
Б.И. Закиров |
- |
министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
8. |
А.З. Саъдуллаев |
- |
директор Агентства по делам молодежи |
9. |
Б.Г. Абдикаримов |
- |
директор Агентства культурного наследия |
10. |
Г.Б. Исраилова |
- |
председатель Ассоциации частных туристических организаций |
11. |
По должности |
- |
председатель Комитета по туризму, секретарь Координационного совета |
Примечание. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 апреля 2021 г.
"Народное слово", 7 апреля 2021 г.