Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.05.2022 г. N ПП-246 "О мерах по обеспечению гармонизации научного потенциала и практической деятельности в работе с международными рейтингами и индексами"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.05.2022 г.

N ПП-246



О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ГАРМОНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ

С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕЙТИНГАМИ

И ИНДЕКСАМИ


В целях ускоренной реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60, широкого привлечения научного потенциала страны к разработке предложений по осуществлению реформ, направленных на улучшение показателей Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах, использования международных стандартов проектного управления, а также повышения знаний и совершенствования навыков государственных служащих в данной сфере:


1. Принять к сведению, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 февраля 2019 года N ПП-4210 "О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах" исследовательские институты республики закреплены за отдельными международными рейтингами (далее - научные организации, закрепленные за международными рейтингами и индексами) и утвержден их перечень.


2. Установить с 1 июня 2022 года порядок разработки и внесения в соответствующие министерства и ведомства научными организациями, закрепленными за международными рейтингами и индексами, предложений в государственные программы по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (далее - Стратегия развития), утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60, исходя из закрепленных за ними международных рейтингов и индексов, в соответствии с которым:

после опубликования годовых отчетов агентств приоритетных международных рейтингов научные организации, закрепленные за международными рейтингами и индексами, ответственные за работу с соответствующими международными рейтингами, в течение 20 дней вносят информационно-аналитическую информацию в государственные органы, ответственные за низкопоказательные индикаторы;

государственные органы, ответственные за низкопоказательные индикаторы, представляют в Министерство инновационного развития заказы на научные гранты для разработки проектов устранения системных ошибок, имеющихся в сферах и отраслях по низкопоказательным индикаторам;

Министерство инновационного развития выделяет научные гранты на конкурсной основе;

научные организации, закрепленные за международными рейтингами и индексами, разрабатывают проекты устранения системных ошибок, имеющихся в сферах и отраслях по низкопоказательным индикаторам, на основе международного стандарта проектного управления PMI PMBOK "Свод знаний по управлению проектами" (далее - международный стандарт PMI PMBOK);

рабочие органы (министерства финансов и юстиции) Республиканского совета по работе с международными рейтингами и индексами(далее - Республиканский совет) включают проекты устранения системных ошибок, имеющихся в сферах и отраслях, по государственным органам, ответственным за низкопоказательные индикаторы, в ежегодные государственные программы, направленные на реализацию Стратегии развития;

государственные органы, ответственные за низкопоказательные индикаторы, реализуют проекты, включенные в государственные программы, и представляют в Республиканский совет информацию о результатах реализации проекта.


3. Утвердить План разработки среднесрочных и долгосрочных стратегий ускоренного развития регулярно низко оцениваемых сфер и отраслей в рамках структурных индикаторов приоритетных международных рейтингов и индексов согласно приложению.

При разработке проектов стратегий, концепций и программ, направленных на улучшение позиций Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах, их структурных индикаторах и субиндикаторах, учитывать в первую очередь предложения, разработанные научными организациями, закрепленными за международными рейтингами и индексами, на основе международного стандарта PMI PMBOK.

Установить персональную ответственность первых руководителей министерств и ведомств за реализацию задач, предусмотренных в Плане разработки среднесрочных и долгосрочных стратегий ускоренного развития регулярно низко оцениваемых сфер и отраслей в рамках структурных индикаторов приоритетных международных рейтингов и индексов.


4. При разработке среднесрочных и долгосрочных стратегий ускоренного развития регулярно низко оцениваемых сфер и отраслей в рамках структурных индикаторов приоритетных международных рейтингов и индексов предусматривать:

выявление и проведение инвентаризации системных ошибок, имеющихся в регулярно низко оцениваемых сферах и отраслях;

изучение реформ, реализованных в странах, набравших самые высокие баллы по указанным индикаторам международных рейтингов, а также добивающихся роста ускоренными темпами;

разработку стратегий, их структурных программ и проектов, гарантирующих резкий рост показателей соответствующих сфер и отраслей по низкопоказательным индикаторам, на основе международного опыта;

включение разработанных проектов и программ в годовые государственные программы и внедрение проектного управления на основе международного стандарта PMI PMBOK.


5. Организовать с 1 сентября 2022 года в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее - Академия) краткосрочные курсы повышения квалификации по приоритетным международным рейтингам и индексам для управленческих кадров государственных органов (далее - курсы повышения квалификации).

Определить, что:

ежегодно в срок до 1 января Агентство развития государственной службы представляет в Академию контингент государственных служащих, участвующих в курсах повышения квалификации по сферам, оцениваемым в рамках структурных индикаторов приоритетных международных рейтингов и индексов;

учебный план-программа курсов повышения квалификации разрабатывается Академией и согласовывается с рабочими органами Республиканского совета;

учебно-методические материалы курсов повышения квалификации разрабатываются Академией в сотрудничестве с научными организациями, закрепленными за международными рейтингами и индексами;

профессора-преподаватели и научные работники Академии, привлеченные к курсам повышения квалификации, направляются на курсы повышения квалификации и стажировки в престижные зарубежные университеты, научные центры и международные организации в целях ознакомления с передовым зарубежным опытом и дальнейшего повышения своего научного потенциала;

расходы, связанные с подготовкой учебно-методических материалов, организацией и проведением курсов повышения квалификации для работников государственных органов, покрываются за счет средств Фонда поддержки развития государственной службы;

курсы повышения квалификации для управленческого персонала территориальных структур государственных органов проводятся в дистанционной форме;

расходы на повышение квалификации по приоритетным международным рейтингам и индексам управленческих кадров хозяйственных обществ и иных организаций покрываются за счет средств заказчиков на договорной основе.


6. Уделять особое внимание обучению в Академии государственных служащих, ответственных за работу с международными рейтингами и индексами, следующим знаниям и навыкам:

соответствующих приоритетных международных рейтинговых агентств, занимающихся оценкой деятельности государственных органов в глобальном масштабе, а также их деятельности;

методик и критериев оценки, индикаторов и субиндикаторов рейтинговых агентств;

субиндикаторов регулярно низко оцениваемых сфер и отраслей нашей страны в годовых отчетах рейтинговых агентств, а также их причин;

опыта стран, лидирующих в глобальном рейтинге по низко оцениваемым критериями стремительными темпами улучшающих свои показатели по указанным критериям, а также осуществляемых ими реформ;

практики разработки проектов устранения системных ошибок по низкооцениваемым субиндикаторам в сферах и отраслях страны.


7. Рабочим органам Республиканского совета (Ишметов Т., Давлетов Р.) оказывать содействие Академии в качественной организации и проведении курсов повышения квалификации, в частности по:

ежеквартальному представлению информации по проектам, разработанным в разрезе сфер и отраслей по структурным индикаторам и субиндикаторам приоритетных международных рейтингов и индексов, а также их реализации;

привлечению квалифицированных и опытных специалистов государственных органов и зарубежных экспертов к организуемым курсам повышения квалификации по улучшению позиций страны в приоритетных международных рейтингах и индексах;

организации в Академии международных научно-практических конференций, направленных на эффективное внедрение приоритетных международных рейтингов и индексов, в сотрудничестве с престижными зарубежными университетами, научными центрами и международными организациями.


8. Внедрить новый порядок по улучшению позиций Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах и индексах, их индикаторах и субиндикаторах, в соответствии с которым:

научные организации, закрепленные за международными рейтингами и индексами, - ежегодно в срок до 1 января разрабатывают и вносят в рабочие органы Республиканского совета ежегодные планы реализации научно-исследовательских проектов выявления и решения системных проблем по низкопоказательным индикаторам и субиндикаторам в сферах, отраслях и регионах;

рабочие органы Республиканского совета - организуют подробное рассмотрение на очередном заседании Республиканского совета годовых планов исследований, проводимых по низкооцениваемым индикаторам научными организациями, закрепленными за международными рейтингами и индексами;

Республиканский совет - рассматривает на своем очередном заседании годовые планы научных организаций, закрепленных за международными рейтингами и индексами, включая их утверждение, предусматривая проведение совместных научных исследований, или возврат на переработку.


9. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.):

ежегодно в срок до 1 марта формировать портфель тем научных проектов на основе годовых планов научных организаций, закрепленных за международными рейтингами и индексами, утверждаемых Республиканским советом, а также дополнительных требований независимых исследователей по международным рейтингам и индексам;

ежеквартально вносить в Республиканский совет информацию о средствах, выделенных на фундаментальные, прикладные исследования и инновационные проекты, финансируемые за счет средств Государственного бюджета;

привлечь представителей рабочих органов Республиканского совета и ответственных государственных органов в состав соответствующего научно-технического совета по проведению и утверждению результатов экспертизы научно-исследовательских проектов, направленных на разработку программ;

предусматривать выделение научных грантов, направленных на исследование приоритетных международных рейтингов и индексов в сфере государственной политики и управления, в целях оказания содействия в дальнейшем повышении потенциала научно-педагогических кадров, привлекаемых на курсы повышения квалификации в Академии.


10. Возложить на министра финансов Ишметова Т.А. и министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление контроля за исполнением настоящего постановления, а также координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 18.05.2022 г. N ПП-246



ПЛАН

разработки среднесрочных и долгосрочных стратегий

ускоренного развития регулярно низко оцениваемых

сфер и отраслей в рамках структурных индикаторов

приоритетных международных рейтингов и индексов


  

N

Наименование и содержание стратегий

Сроки исполнения

 

Ответственные научные

и высшие образовательные

учреждения

 

Ответственные

министерства и ведомства

  

I. СТРУКТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И СУБИНДИКАТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ

РЕЙТИНГОВ И ИНДЕКСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

  

1.

Стратегия улучшения позиций республики в Индексе экономической свободы.

Документ включает программы:

повышения уровня обеспечения свободы бизнеса;

дальнейшего совершенствования свободы рынка труда;

укрепления механизмов повышения монетарной свободы;

усиления механизмов обеспечения свободы инвестиций;

обеспечения гарантий финансовой свободы.

  

Август

2022 года

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

(Абидхаджаев У.)

Министерство экономического развития и сокращения бедности

(Норкулов И.)

2.

Стратегия улучшения показателей республики в Индексе конкурентоспособности промышленности.

Документ включает программы:

увеличения доли республики в мировом производственном экспорте;

увеличения доли добавленной стоимости республики в мировом производстве;

повышения уровня индустриализации;

увеличения доли средне- и высокотехнологичного производства в общей добавленной стоимости производства;

увеличения доли средне- и высокотехнологичного производства в производственном экспорте;

увеличения доли добавленной стоимости производства в ВВП;

повышения качества промышленного экспорта;

увеличения доли производственного экспорта в общем объеме экспорта.

  

Август

2022 года

Центр исследования отраслевых рынков и производительности труда в производстве

(Ярбеков У.)

Министерство экономического развития и сокращения бедности

(Норкулов И.),



Министерство инвестиций и внешней торговли

(Кудратов Л.)

3.

Стратегия достижения высоких показателей

в Индексе эффективности логистики.

Документ включает программы:

дальнейшего совершенствования таможенных процедур;

развития дорожной (автомобильной, железнодорожной) инфраструктуры;

увеличения количественных и качественных показателей услуг международных отправлений;

повышения качества услуг логистики;

улучшения возможностей отслеживания и своевременной доставки грузов.

   

Июль

2022 года

Центр изучения проблем развития транспорта и логистики

(Холметов Б.)

Министерство транспорта

(Махкамов И.)

4.

Стратегия дальнейшего повышения позиций страны в Глобальном инновационном индексе.

Документ включает программы:

уменьшения расходов на увольнение в бизнесе;

увеличения государственного финансирования учащихся учреждений общего среднего образования (доля в ВВП на душу населения);

улучшения результатов оценок PISA по чтению, математике и науке;

увеличения доли иностранных студентов в высших образовательных учреждениях;

увеличения валовых расходов на исследования и разработки;

включения отечественных высших образовательных учреждений в "Рейтинг мировых университетов QS" в среднесрочной перспективе;

увеличения рыночной капитализации (в процентах к ВВП);

увеличения сделок по венчурному капиталу (ВВП к каждому млрд долларов США);

увеличения валовых расходов на исследования и разработки бизнес-предприятий;

повышения занятости женщин с ученой степенью (в процентах);

увеличения валовых расходов на исследования и разработки, финансируемые зарубежными государствами;

увеличения платежей интеллектуальной собственности (в процентах к общему объему торговли);

увеличения количества патентных заявок на основе договоров патентной кооперации;

увеличения количества научно-технических публикаций;

увеличения расходов на компьютерное программное обеспечение (в процентах к ВВП);

увеличения поступлений от интеллектуальной собственности;

увеличения высокотехнологичного экспорта (в процентах к общему объему торговли);

увеличения экспорта услуг информационно-коммуникационных технологий (в процентах к общему объему торговли);

увеличения чистого оттока прямых инвестиций (в процентах к ВВП);

развития рынка развлечений и медиа (для населения в возрасте 15-69 лет);

увеличения количества общих доменов верхнего уровня (gTLD);

увеличения правок в Википедии (среди населения в возрасте 15-69 лет).

  

Ноябрь

2022 года

Научно-практический центр внедрения инновационных разработок

(Туйчиев О.)

Министерство инновационного развития (Абдурахмонов И.)

5.

Стратегия достижения Целей устойчивого развития и улучшения позиций нашей страны в Индексе человеческого развития.

Документ включает программы:

увеличения количественных и качественных показателей продовольственной безопасности и питания;

усиления механизмов обеспечения здоровья и благополучия;

расширения масштабов обеспечения гендерного равенства;

повышения снабжения питьевой водой и санитарной культуры;

расширения устойчивых и надежных источников энергоснабжения;

обеспечения показателей достойного труда и экономического роста;

развития индустриализации, инноваций и инфраструктуры;

сокращения неравенства;

охраны экосистем на суше;

расширения сотрудничества на пути устойчивого развития.

  

Декабрь

2022 года

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

(Абидходжаев У.)

Министерство экономического развития и сокращения бедности

(Норкулов И.)

6.

Стратегия улучшения позиций республики в системе классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития.

Стратегия предусматривает программу совершенствования механизмов кредитной истории заемщиков и участников внешнеэкономической деятельности, а также управления внешними долгами частного сектора.

  

Август

2022 года

Институт бюджетно-налоговых исследований

(Негматов Ж.)

Министерство финансов

(Исаков О.),

Центральный банк

(Захидов Б.)

7.

Стратегия повышения позиций нашей страны в рейтинге развития "Электронного правительства".

Документ включает программы:

резкого увеличения количества, объема и качества онлайн-услуг;

развития телекоммуникационной и интернет-инфраструктуры;

внедрения механизмов увеличения количества и повышения квалификации пользователей всемирной информационной сети, в частности онлайн-услуг.

  

Декабрь

2022 года

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми

(Махкамов Б.),

Университет Инха в городе Ташкенте (Джалалов М.)

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов Ш.)

8.

Стратегия повышения статистического потенциала.

Документ включает программы:

внедрения специальных стандартов распространения данных Международного валютного фонда;

совершенствования системы учета государственных финансов;

оптимизации ведения индекса цен импорта и экспорта;

увеличения периодичности переписи населения;

увеличения периодичности сельскохозяйственной переписи;

увеличения периодичности опросов, связанных с изучением бедности;

увеличения периодичности опросов, связанных с изучением здоровья;

создания и совершенствования баз данных индикаторов.

  

Июль

2022 года

Институт повышения квалификации кадров и статистических исследований

(Гайибназаров Б.)

Государственный комитет

по статистике

(Бегалов Б.)

9.

Стратегия улучшения показателей страны в Индексе регуляторного ограничения прямых иностранных инвестиций.

Стратегия предусматривает программу увеличения масштаба, количественных и качественных показателей бизнес-услуг.

  

Июль

2022 года

-

Министерство инвестиций и внешней торговли

(Кудратов Л.)

  

II. СТРУКТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И СУБИНДИКАТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ

РЕЙТИНГОВ И ИНДЕКСОВ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ


10.

Концепция дальнейшей демократизации государственного управления.

Документ предусматривает следующие приоритетные направления:

усиление парламентского контроля над исполнительной властью;

обеспечение прозрачности государственного сектора;

расширение участия граждан в политических процессах;

укрепление системы многопартийности.


Декабрь

2022 года

Институт проблем законодательства и парламентских исследований

(Отахонов Ф.)

Палаты Олий Мажлиса

(по согласованию)

11.

Стратегия укрепления независимости судебной системы.

Документ предусматривает следующие приоритетные направления:

совершенствование системы подготовки к профессии судьи и назначения квалифицированных кадров;

устранение факторов, порождающих коррупцию в системе судебной власти;

поэтапное внедрение цифровых технологий в отправление правосудия;

укрепление финансовых, материально-технических и правовых основ, гарантирующих независимость судебной власти;

повышение эффективности механизма обеспечения неприкосновенности судей;

решение проблем нехватки судей в судах первой и вышестоящих инстанций, предупреждение возложения излишней нагрузки на судей в судах всех уровней;

внедрение эффективных механизмов альтернативного (внесудебного) и досудебного урегулирования споров.


Август

2022 года

Высшая школа судей

(Исоков Х.),

Исследовательский институт правовой политики

(Махкамов Э.)

Министерство юстиции

(Давлетов Р.)

12.

Стратегия развития механизмов массовых коммуникаций.

Документ предусматривает следующие приоритетные направления:

совершенствование и эффективное внедрение актов законодательства о средствах массовой информации;

усиление прозрачности, достоверности и независимости деятельности средств массовой информации;

повышение эффективности деятельности и подотчетности органов, регулирующих деятельность электронных и печатных средств массовой информации;

обеспечение безопасности и неприкосновенности представителей средств массовой информации и журналистов;

совершенствование культуры работы со средствами массовой информации сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих, повышение коммуникативной грамотности работников;

развитие гражданской журналистики, превращение ее в одну из эффективных платформ обсуждения актуальных проблем в обществе.

  

Сентябрь

2022 года

Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана

(Кудратходжа Ш.)

Агентство информации и массовых коммуникаций

(Ходжаев А.)

13.

Концепция развития конкуренции.

Документ предусматривает следующие приоритетные направления:

обеспечение реализации целей, задач и основных принципов государственной политики в сфере развития конкуренции;

создание эффективных механизмов развития конкуренции на государственном и местном уровнях, включая уменьшение доли государственного участия в экономике;

развитие цифровой экономики и совершенствование ее антимонопольного регулирования;

правовое регулирование деятельности естественных монополий, пересмотр эффективных механизмов регулирования тарифов;

создание условий для эффективной конкуренции в осуществлении закупок для государственных нужд и реализации объектов государственной собственности на аукционных торгах;

ограничение практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, совершенствование системы предоставления льгот и преференций, оценка их экономической целесообразности и эффективности.

  

Декабрь

2023 года

Исследовательский институт правовой политики

(Махкамов Э.)

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей

(Шарахметов Ш.)

14.

Стратегия повышения прозрачности и эффективности деятельности государственных органов.

Документ предусматривает следующие приоритетные направления:

усиление общественного контроля за использованием средств Государственного бюджета (электронный бюджет);

широкое использование государственными органами, иными организациями и должностными лицами информационных технологий в установлении диалога с общественностью и гражданами, повышение у них чувства подотчетности и ответственности перед гражданами;

финансовую прозрачность - обеспечение открытого и оперативного доступа к государственным аукционным торгам (реализации и передаче в аренду государственного недвижимого имущества), градостроительной и землеустроительной документации, данным о государственных заказах и закупках;

привлечение граждан и общественных объединений к обеспечению прозрачности в процессе принятия и реализации планов и решений местных хокимиятов и Правительства;

раскрытие и предупреждение конфликта интересов;

декларирование доходов и имущества государственных служащих, членов их семей;

обеспечение достоверности и широкого использования публикуемых сведений о Государственном бюджете, экономических и финансовых статистических данных, отчетности государственных унитарных предприятий.

  

Октябрь

2022 года

Исследовательский институт правовой политики

(Махкамов Э.)

Министерство инновационного развития

(Абдурахмонов И.)

  


Примечания:


Проекты среднесрочных и долгосрочных стратегий развития разрабатываются и вносятся в ответственные министерства и ведомства научными организациями, закрепленными за международными рейтингами и индексами.

Министерства и ведомства разрабатывают и согласовывают с рабочими органами Республиканского совета проект нормативно-правового акта, предусматривающий утверждение данных проектов и трехлетней программы их реализации.

Проект, согласованный с рабочими органами Республиканского совета, рассматривается на заседании Республиканского совета. Проект, одобренный Республиканским советом, вносится в Правительство в порядке, установленном Регламентом Кабинета Министров.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 мая 2022 г.


"Народное слово", 21 мая 2022 г.