Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.02.2023 г. N ПП-59 "О мерах по реформированию системы общественного транспорта"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16.02.2023 г.
N ПП-59
О МЕРАХ
ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
За последние годы проведена широкомасштабная работа по улучшению автотранспортного обслуживания населения, расширению маршрутной сети общественного транспорта и обновлению парка подвижного состава современными экологически чистыми автобусами.
На основе новых подходов с участием зарубежных экспертов разработана новая маршрутная сеть общественного транспорта города Ташкента.
Вместе с тем несоблюдение регулярности движения, требований к безопасности и качеству перевозок, отсутствие дифференцированных тарифов за проезд, необеспечение приоритетности движения общественного транспорта снижают его привлекательность.
Действующая система финансирования общественного транспорта не позволяет на системной основе обновлять парк подвижного состава и широко привлекать частные инвестиции в отрасль.
В целях полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках надлежащего качества и комфортности, создания привлекательной бизнес-среды для частного сектора путем внедрения в отрасль рыночных принципов, в частности, совершенствования системы финансирования и тарифной политики, а также в соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы:
1. Одобрить предложение Министерства транспорта и Министерства экономики и финансов о поэтапном внедрении системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта.
2. В рамках системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта установить порядок, в соответствии с которым:
расчеты с перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автобусами (далее - перевозчики), осуществляются уполномоченным государственным органом на основании критериев "пройденный путь" и "качество";
отменяется практика установления для перевозчиков плана-задания по ежедневному сбору платы за проезд с передачей поступлений платы за проезд в ведение уполномоченного государственного органа;
по каждому автобусному маршруту перевозчики определяются по результатам электронного тендера;
начальная стоимость маршрута, выставляемого на тендерные торги, формируется по каждому автобусному маршруту за каждый километр пройденного расстояния с учетом затрат, связанных с перевозкой пассажиров, а также 10-процентной рентабельности;
при Министерстве транспорта Республики Каракалпакстан, управлениях транспорта областей и города Ташкента организуется автоматизированное диспетчерское управление и система контроля для мониторинга выполнения перевозчиками показателей маршрута, определения и оценки объема и качества выполненных работ, контроля оплаты за проезд и качества предоставленных услуг;
создаются специальные фонды при Министерстве экономики и финансов Республики Каракалпакстан, управлениях экономики и финансов областей и города Ташкента (далее - Специальные фонды) для содержания автоматизированного диспетчерского управления и системы контроля, аккумулирования поступлений от оплаты за проезд и осуществления расчетов с перевозчиками;
разница между расходами и доходами Специальных фондов компенсируется за счет средств Государственного бюджета;
к перевозчикам не применяется порядок возмещения убытков, понесенных в связи с оказанием услуг по предельным тарифам, и затрат, связанных с приобретением автобусов, за счет Государственного бюджета.
Министерству экономики и финансов принять во внимание, что при формировании параметров Государственного бюджета на 2024 год перевозчикам не возмещаются убытки, понесенные в связи с оказанием услуг по предельным тарифам на городских автобусных маршрутах, и затраты, связанные с приобретением автобусов.
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством транспорта и Министерством экономики и финансов:
а) обеспечить внедрение в городах новой сети автобусных маршрутов, поэтапную организацию автоматизированной системы оплаты и автоматизированной диспетчерской службы:
до 1 марта 2023 года - в городе Ташкенте;
до 1 августа 2023 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане Карши и Ургенче;
до 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах;
б) обеспечить поэтапное введение в действие системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта:
с 15 апреля 2023 года - в городе Ташкенте;
с 1 января 2024 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане, Карши и Ургенче;
с 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах;
в) не менее чем за два месяца до сроков, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, в рамках внедрения системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта обеспечить:
определение начальной стоимости каждого маршрута, выставляемого на тендерные торги, и своевременное проведение электронных тендеров;
формирование средств, подлежащих выделению за счет Государственного бюджета, на основе расчетов.
Определить, что средства, необходимые для системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта, в 2023 году выделяются за счет дополнительных средств республиканского бюджета, с 2024 года предусматриваются в параметрах местных бюджетов.
4. Запретить закрепление за перевозчиками автобусных маршрутов в ином порядке, чем предусмотрено настоящим постановлением:
с 15 апреля 2023 года - в городе Ташкенте;
с 1 января 2024 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане, Карши и Ургенче;
с 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах.
5. В целях внедрения гибких тарифов для пассажиров при пользовании общественным транспортом, а также популяризации электронных платежей внедрить порядок, в соответствии с которым:
применяются льготные и бесплатные тарифы исходя из количества пересадок с одного маршрутного пассажирского транспорта на другое в течение одного часа;
вводятся лимитные и безлимитные однодневные, одно-, трех-, шестимесячные и годовые тарифные планы при пользовании маршрутным пассажирским транспортом независимо от его вида;
устанавливаются стимулирующие тарифы при использовании на маршрутах электронной системы оплаты за проезд.
Хокимияту города Ташкента, исходя из настоящего пункта, разработать новые тарифы, провести их общественное обсуждение и рассмотрение в городском Кенгаше народных депутатов и ввести в практику с 1 апреля 2023 года.
6. Определить дополнительными источниками формирования средств Специальных фондов:
50 процентов от суммы штрафов, взимаемых за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное посредством специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, установленных на маршрутных автобусах;
50 процентов средств, поступающих от размещения рекламы на маршрутных автобусах, а также часть поступлений от размещения рекламы на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры;
100 процентов от суммы штрафов, применяемых в соответствии с актами законодательства в отношении пассажиров за безбилетный проезд на регулярных маршрутах, а также перевозчиков за безбилетный провоз пассажиров;
часть выручки, подлежащую переводу государственному партнеру, за использование придорожных автоматизированных платных автомобильных стоянок, организованных на городских улицах на основе государственно-частного партнерства.
7. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление о системе организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта, предусматривающее:
порядок осуществления расчетов между уполномоченными органами и перевозчиками на основании критериев "пройденный путь" и "качество";
совершенствование процедур открытия, закрытия и изменения автобусных маршрутов, а также дальнейшее расширение участия общественности в этом процессе;
источники формирования средств специальных фондов Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и города Ташкента, а также порядок их использования.
8. Утвердить:
"Дорожную карту" по внедрению системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта согласно приложению N 1*;
"дорожные карты" по совершенствованию системы общественного транспорта в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах согласно приложениям NN 2 - 15*.
9. Принять к сведению, что Министерством транспорта, Министерством инвестиций, промышленности и торговли, АО "Узавтосаноат", АО "Узнацбанк" и АО "Тошшахартрансхизмат" по результатам переговоров, проведенных с крупными производителями автобусов Китайской Народной Республики, достигнуты договоренности о закупке:
200 восемнадцатиметровых и 500 двенадцатиметровых автобусов, работающих на природном газе, а также 300 двенадцатиметровых электробусов для общественного транспорта города Ташкента;
1 000 автобусов, работающих на природном газе, для общественного транспорта города Нукуса и областных центров.
Согласиться с предложением Министерства транспорта, Министерства инвестиций, промышленности и торговли, Министерства экономики и финансов и АО "Узнацбанк" о закупке автобусов и электробусов, предусмотренных настоящим пунктом, у производителей автобусов Китайской Народной Республики по прямым договорам.
10. Определить источниками финансирования заключаемых импортных контрактов по приобретению автобусов для города Ташкента:
15 процентов - кредиты, выделяемые за счет собственных средств АО "Узнацбанк" путем полного направления ожидаемой чистой прибыли банка по итогам первого полугодия 2023 года в его капитал;
85 процентов - кредиты за счет международных финансовых институтов и иностранных банков, выделяемые под государственную гарантию.
При этом банковские кредиты выделяются АО "Тошшахартрансхизмат" в китайских юанях по ставке 6,07 процента годовых, сроком до 10 лет с льготным периодом 1 год.
11. Разрешить АО "Узнацбанк" выделение кредитов до утверждения технико-экономического обоснования по приобретаемым автобусам для города Ташкента. При этом:
в порядке исключения, экономические нормативы по максимальному размеру риска на одного заемщика, в том числе лиц, связанных с банком, или группу взаимосвязанных заемщиков не распространяются на выделяемые кредиты АО "Узнацбанк";
расходы, связанные с погашением основного долга, выплатой процентов, комиссий и всех прочих расходов по обслуживанию привлекаемого кредита, покрываются до 1 января 2024 года за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с 2024 года - за счет собственных средств перевозчиков.
12. Определить источниками финансирования приобретения автобусов для города Нукуса и областных центров:
15 процентов - авансовые платежи за счет собственных средств предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки;
85 процентов - кредиты за счет средств международных финансовых институтов и иностранных банков, выделяемые под государственную гарантию.
При этом банковские кредиты выделяются перевозчикам в китайских юанях по ставке 6,07 процента годовых, сроком до 10 лет с льготным периодом 1 год.
13. Министерству экономики и финансов:
оформить государственную гарантию в пользу международных финансовых институтов и иностранных банков по кредитным линиям, привлекаемым АО "Узнацбанк" для приобретения автобусов;
предоставить гарантийное письмо в пользу АО "Узнацбанк" по обязательствам АО "Тошшахартрансхизмат" в качестве обеспечения по заключаемым кредитным контрактам.
14. Министерству транспорта совместно с Агентством по управлению государственными активами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по закреплению за АО "Узнацбанк", АКБ "Узпромстройбанк" и АО "Асакабанк" автобусных парков АО "Тошшахартрансхизмат" для совершенствования их деятельности, финансового оздоровления и обеспечения перехода обслуживающих автобусных маршрутов на брутто-контракты.
14-1. Освободить сроком до 1 января 2026 года от таможенной пошлины технологическое оборудование, автобусные запасные части, комплектующие изделия и материалы, используемые для технического обслуживания, диагностики, промывки, очистки и ремонта автобусов и электробусов, не производимые в республике, ввозимые по перечням, формируемым в установленном порядке.
15. Министерству транспорта:
в месячный срок организовать в Ташкентском государственном транспортном университете регулярные учебные курсы для работников компетентных органов, перевозчиков, других организаций, занятых в пассажирских перевозках, с привлечением передовых специалистов в целях организации учебной работы по внедряемой настоящим постановлением системе;
в двухнедельный срок привлечь зарубежных экспертов по прямым договорам в целях эффективной организации внедряемой настоящим постановлением системы. При этом финансирование расходов, связанных с привлечением экспертов и оплатой их услуг, осуществляется за счет Фонда развития транспорта и логистики;
совместно с хокимиятом города Ташкента до 1 мая 2023 года с учетом транспорта, прибывающего из областей, совершенствовать новую маршрутную сеть, разработанную для города Ташкента, путем изучения пассажиропотока на всех видах транспорта, определения спроса на транспорт и проведения социологических опросов.
И.о. хокима города Ташкента Рахмонову Б. для осуществления мер, предусмотренных в абзаце четвертом настоящего пункта, обеспечить до 1 марта 2023 года выделение средств за счет дополнительных источников местного бюджета города Ташкента на IV квартал 2022 года.
16. Министерству внутренних дел и Национальной гвардии:
в двухмесячный срок внести предложения в Кабинет Министров по установлению специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации на отдельно выделенных полосах для общественного транспорта и на автобусах, созданию возможности для граждан отправлять через мобильное приложение видеозаписи о нарушениях правил дорожного движения, увеличению размера их стимулирования путем денежного вознаграждения за счет штрафов, взысканных с правонарушителей;
на постоянной основе обеспечить безопасность движения на маршрутах общественного транспорта, приоритетность общественного транспорта, незанятость полос и остановок, выделенных для общественного транспорта, другими видами транспорта.
17. Одобрить предложение Министерства экономики и финансов о внедрении практики строительства многоэтажных автостоянок в городе Ташкенте за счет Государственного бюджета или на основе государственно-частного партнерства с прямым выделением земельных участков специально создаваемому государственному учреждению и реализации их в качестве готового бизнеса субъектам предпринимательства с условием сохранения профиля автостоянки.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с хокимиятом города Ташкента, Министерством транспорта, Министерством экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров на утверждение порядок строительства многоэтажных автостоянок, предусмотренный настоящим пунктом.
18. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством транспорта и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства до конца 2023 года обеспечить разработку планов мероприятий по совершенствованию системы и инфраструктуры общественного транспорта в городе Нукусе и областных центрах, а также целевых программ по их реализации.
19. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Министерством транспорта, Министерством экономики и финансов, органами государственной власти на местах с привлечением средств массовой информации, представителей общественности и экспертов обеспечить:
а) широкое освещение среди населения:
преимущества, удобства, мобильности и регулярности новых создаваемых маршрутов общественного транспорта;
преимущества и удобства использования электронных систем оплаты на общественном транспорте, а также дифференцированных тарифов;
организации деятельности группы контролеров, осуществляющих контроль оплаты за проезд в общественном транспорте;
б) проведение брифингов среди субъектов предпринимательства о привлекательности и превращении в гарантированный бизнес новой системы финансирования деятельности общественного транспорта на основе объема выполненных работ в соответствии с критериями "пройденный путь" и "качество".
20. Министерству транспорта совместно с Министерством экономики и финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения:
а) до конца года, исходя из требований настоящего постановления, о совершенствовании деятельности и бизнес-процессов, финансовом оздоровлении, цифровизации деятельности АО "Тошшахартрансхизмат" и внедрении современных методов корпоративного управления;
б) в двухмесячный срок:
о мерах государственной поддержки, направленных на стимулирование привлечения частного сектора в строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры общественного транспорта, в частности автовокзалов и автостанций;
о совершенствовании электронных тендерных процедур по закреплению автобусных маршрутов за перевозчиками с привлечением зарубежных экспертов;
в) в недельный срок о внесении автобусов, предназначенных для городского общественного транспорта, в перечень технологического оборудования, освобождаемого при импорте на территорию Республики Узбекистан от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость;
г) в трехмесячный срок о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
21. Возложить на министра транспорта Махкамова И.Р. и министра экономики и финансов Кудбиева Ш.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 февраля 2023 г.