Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 27.02.2023 г. N ЗРУ-820 "Об аккредитации органов по оценке соответствия" (Принят Законодательной палатой 07.07.2022 г., одобрен Сенатом 27.12.2022 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.02.2023 г.

N ЗРУ-820



ОБ АККРЕДИТАЦИИ

ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ


Принят Законодательной палатой 7 июля 2022 года

Одобрен Сенатом 27 декабря 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области аккредитации органов по оценке соответствия.



Статья 2. Законодательство об аккредитации

органов по оценке соответствия


Законодательство об аккредитации органов по оценке соответствия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об аккредитации органов по оценке соответствия, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


аккредитация - официальное подтверждение органом по аккредитации компетентности органов по оценке соответствия на выполнение работ по оценке соответствия в определенной сфере деятельности;


оценщик по аккредитации - физическое лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки органа по оценке соответствия, осуществляющее данную деятельность самостоятельно или в составе группы по оценке;


совет по аккредитации - коллегиальный совещательный орган, созданный для оценки функционирования национальной системы аккредитации, мониторинга за достижением поставленных целей и разработки рекомендаций по развитию национальной системы аккредитации;


технический эксперт по аккредитации - физическое лицо, назначенное органом по аккредитации, работающее под руководством оценщика по аккредитации, обладающее специальными знаниями или навыками в подвергаемой оценке области аккредитации и не проводящее оценку самостоятельно;


орган по аккредитации - уполномоченный орган, осуществляющий деятельность по аккредитации органов по оценке соответствия;


сфера аккредитации - определенная сфера деятельности, в которой подтверждается или подтверждена компетентность заявителя на аккредитацию либо аккредитованного субъекта;


заявитель на аккредитацию - орган по оценке соответствия, подавший заявление на аккредитацию;


цикл аккредитации - срок действия аккредитации начиная с даты регистрации аккредитованного субъекта в реестре национальной системы аккредитации;


аккредитованный субъект - орган по оценке соответствия, аккредитованный в национальной системе аккредитации;


апелляция - письменный запрос заявителя на аккредитацию или аккредитованного субъекта о пересмотре отрицательного решения по аккредитации, принятого в отношении него органом по аккредитации;


периодическая оценка - процедура повторной оценки деятельности аккредитованного субъекта в цикле аккредитации на соответствие требованиям, установленным в период аккредитации;


оценка соответствия - деятельность по определению соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия;


орган по оценке соответствия - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оценке соответствия.



Статья 4. Основные задачи аккредитации


Основными задачами аккредитации являются:

обеспечение доверия заинтересованных сторон к деятельности аккредитованных субъектов;

обеспечение реализации единой технической политики в области оценки соответствия;

создание условий для признания и принятия на международном уровне результатов деятельности аккредитованных субъектов.



Статья 5. Основные принципы аккредитации


Основными принципами аккредитации являются:

добровольность;

объективность и беспристрастность;

компетентность;

прозрачность и открытость процедур аккредитации;

равенство условий аккредитации;

недопущение разглашения конфиденциальной информации;

недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ


Статья 6. Основные направления государственной

политики в области аккредитации


Основными направлениями государственной политики в области аккредитации являются:

разработка и реализация государственных и иных программ;

гармонизация национальных стандартов в области аккредитации с международными стандартами;

внедрение передовых инновационных и информационно-коммуникационных технологий;

развитие и совершенствование единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

развитие международного сотрудничества.



Статья 7. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области аккредитации


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области аккредитации;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области аккредитации;

определяет приоритетные направления развития в области аккредитации, обеспечивает разработку и реализацию государственных и иных программ;

принимает меры по развитию международного сотрудничества в области аккредитации.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Узбекского агентства

по техническому регулированию

в области аккредитации

Узбекское агентство по техническому регулированию является специально уполномоченным органом государственного управления в области аккредитации (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

осуществляет единую государственную политику в области аккредитации;

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов в области аккредитации и в пределах своих полномочий принимает их;

принимает стандарты, устанавливающие требования и критерии компетентности органов по оценке соответствия;

организует систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области аккредитации;

проводит периодический анализ результатов рассмотрения органом по аккредитации апелляций и жалоб, выводов паритетной оценки, финансовых отчетов, реализацию стратегических и других планов по развитию системы аккредитации;

осуществляет мониторинг деятельности органа по аккредитации путем привлечения независимых консалтинговых или аудиторских организаций;

вносит предложения по развитию и регулированию системы аккредитации в Кабинет Министров Республики Узбекистан, представления органу по аккредитации;

утверждает положение о совете по аккредитации и его состав.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ


Статья 9. Национальная система аккредитации

и ее участники


Национальной системой аккредитации является система, действующая на государственном уровне в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также нормативными документами в области технического регулирования, определяющими правила и процедуру аккредитации органов по оценке соответствия.

Участниками национальной системы аккредитации являются:

специально уполномоченный государственный орган;

совет по аккредитации;

орган по аккредитации;

аккредитованные субъекты;

оценщики и технические эксперты по аккредитации;

технические комитеты по аккредитации.



Статья 10. Объект аккредитации и установленные

к нему требования


Объектом аккредитации является компетентность органов по оценке соответствия в выполнении работ по оценке соответствия в определенной сфере аккредитации.

Требования и критерии компетентности органов по оценке соответствия определяются законодательством Республики Узбекистан, а также международными и национальными стандартами.



Статья 11. Применение знака аккредитации


Аккредитованный субъект для обозначения своего статуса аккредитации может применять знак аккредитации, выданный органом по аккредитации.

Аккредитованный субъект получает право на применение знака аккредитации одновременно с получением свидетельства об аккредитации на срок его действия.

Аккредитованный субъект по своему усмотрению может применять текстовую ссылку на номер, зарегистрированный в реестре национальной системы аккредитации, которая является равнозначной знаку аккредитации.

Форма знака аккредитации и порядок его применения устанавливаются органом по аккредитации.

Применение знака аккредитации осуществляется на платной основе. Размер оплаты за применение знака аккредитации определяется законодательством.



Статья 12. Формирование и ведение реестра

национальной системы аккредитации


Реестром национальной системы аккредитации является официальная информационная база об аккредитованных субъектах, а также о текущем статусе свидетельств об аккредитации.

Формирование и ведение реестра национальной системы аккредитации осуществляются органом по аккредитации.

Реестр национальной системы аккредитации является открытым для ознакомления.

Порядок формирования и ведения реестра национальной системы аккредитации определяется органом по аккредитации.



Статья 13. Свидетельство об аккредитации

и сфера аккредитации


Свидетельство об аккредитации является документом, удостоверяющим компетентность аккредитованного субъекта на выполнение работ в определенной сфере аккредитации.

Сфера аккредитации определяется в приложении к свидетельству об аккредитации, которое является его неотъемлемой частью.

Сфера аккредитации определяется в соответствии с нормативными документами в области технического регулирования и обеспечения единства измерений методами (методологиями) испытаний или документами, определяющими процедуры аккредитации органов по оценке соответствия.

Форма свидетельства об аккредитации устанавливается органом по аккредитации.

В случае изменения сведений, указанных в свидетельстве об аккредитации, аккредитованный субъект может обратиться в орган по аккредитации для внесения в свидетельство об аккредитации соответствующих изменений и (или) дополнений.

Свидетельство об аккредитации выдается сроком на пять лет в цикле аккредитации.

Использование свидетельства об аккредитации другим лицом запрещается.



Статья 14. Признание аккредитации


Аккредитация, полученная вне национальной системы аккредитации, признается на территории Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.



ГЛАВА 4. ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ


Статья 15. Условия деятельности органа по аккредитации


Орган по аккредитации является самостоятельным юридическим лицом и входит в систему и организационную структуру специально уполномоченного государственного органа.

Деятельность органа по аккредитации должна быть организована в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов, устанавливающих общие требования к органу по аккредитации.

В деятельности органа по аккредитации должны обеспечиваться:

независимость от органов по оценке соответствия, в которых он проводит аккредитацию;

недопустимость предоставления консультативных услуг органам по оценке соответствия;

недопустимость осуществления деятельности по оценке соответствия, подвергаемой аккредитации;

недопустимость наличия имущественных прав и (или) права управления в органах по оценке соответствия;

недопустимость получения безвозмездной, спонсорской или другой материальной помощи от пользователей его услуг.

Государственные органы и другие организации, а также их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность органа по аккредитации, осуществляемую в соответствии с настоящим Законом.



Статья 16. Полномочия органа по аккредитации


Орган по аккредитации:

проводит аккредитацию, повторную аккредитацию и в случае соответствия заявителя на аккредитацию установленным требованиям и критериям компетентности принимает решение об аккредитации;

оформляет свидетельства об аккредитации, вносит в них изменения и (или) дополнения;

проводит периодическую оценку;

устанавливает форму свидетельства об аккредитации, а также форму знака аккредитации и порядок его применения;

приостанавливает, возобновляет или прекращает действие свидетельства об аккредитации;

осуществляет оценку квалификации оценщиков и технических экспертов по аккредитации и ведет их перечень;

заключает в пределах своих полномочий международные договоры в области аккредитации;

определяет порядок формирования и ведения реестра национальной системы аккредитации;

утверждает положения о технических комитетах по аккредитации, апелляционной комиссии и их состав.

Орган по аккредитации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 17. Технические комитеты по аккредитации


Технические комитеты по аккредитации являются консультативными органами в области аккредитации и создаются органом по аккредитации для разработки методических рекомендаций по вопросам аккредитации, а также при необходимости для подготовки рекомендаций органу по аккредитации в отношении принимаемых им решений, связанных с аккредитацией.

Технические комитеты по аккредитации не являются юридическими лицами.

Положение о технических комитетах по аккредитации и их состав утверждаются органом по аккредитации.



Статья 18. Апелляционная комиссия


Апелляционная комиссия создается при органе по аккредитации в целях рассмотрения и принятия решений по апелляциям на решения органа по аккредитации касательно проведения аккредитации, отказа в аккредитации, приостановления или прекращения действия аккредитации, расширения и сокращения сферы аккредитации.

Апелляционная комиссия формируется из числа оценщиков и технических экспертов по аккредитации, не принимавших участие в принятии рассматриваемого решения.

Положение об апелляционной комиссии и ее состав утверждаются органом по аккредитации.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ


Статья 19. Проведение аккредитации


Аккредитация проводится органом по аккредитации на основании поданного заявления на получение аккредитации, а также при условии заключения договора на выполнение работ по аккредитации.

Последовательность прохождения процедуры аккредитации определяется в соответствии с порядком проведения аккредитации, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, с учетом требований настоящего Закона.

При положительном результате прохождения аккредитации принимается решение об аккредитации на цикл аккредитации и оформляется свидетельство об аккредитации.

В случае непредставления всех необходимых документов и сведений, определенных порядком проведения аккредитации, орган по аккредитации отказывает в проведении аккредитации.

В случае неподтверждения по результатам аккредитации компетентности заявителя на аккредитацию по выполнению работ по оценке соответствия в заявленной сфере аккредитации орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации.

В случае принятия решения об аккредитации между органом по аккредитации и аккредитованным субъектом заключается постаккредитационный договор, в котором отражаются:

взаимоотношения между органом по аккредитации и аккредитованным субъектом, в том числе права, обязательства и ответственность сторон;

условия проведения периодической оценки аккредитованного субъекта;

условия применения знака аккредитации.



Статья 20. Периодическая оценка


Периодическая оценка проводится в целях определения постоянного соответствия аккредитованных субъектов требованиям и критериям компетентности, установленным в отношении них, а также повторного подтверждения их соответствия.

Процедура периодической оценки и ее сроки определяются в соответствии с порядком проведения аккредитации, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и является неотъемлемой частью аккредитации. При периодической оценке заключается договор по выполнению работ с аккредитованным субъектом.



Статья 21. Действие аккредитации

и повторная аккредитация


Аккредитация действует в течение срока, указанного в свидетельстве об аккредитации, если действие аккредитации не было прекращено.

В случае прекращения действия аккредитации ее действие не возобновляется.

Повторная аккредитация осуществляется при условии подачи аккредитованным субъектом заявления до истечения действия аккредитации с учетом результатов его предыдущей деятельности.



Статья 22. Приостановление, возобновление

и прекращение действия аккредитации


Действие аккредитации приостанавливается, возобновляется или прекращается по решению органа по аккредитации в установленном порядке.

Действие аккредитации может быть приостановлено, возобновлено или прекращено по инициативе аккредитованного субъекта.

Решение органа по аккредитации о приостановлении и прекращении действия аккредитации может быть обжаловано в апелляционной комиссии или судебном порядке.

Процедуры приостановления, возобновления или прекращения действия аккредитации определяются порядком проведения аккредитации, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 23. Расширение и сокращение сферы аккредитации


Расширение и сокращение сферы аккредитации осуществляются органом по аккредитации путем внесения изменений в сферу аккредитации аккредитованного субъекта в соответствии с порядком проведения аккредитации.



Статья 24. Договоры на выполнение работ по аккредитации,

периодической оценке и расширению сферы аккредитации


Аккредитация, периодическая оценка и расширение сферы аккредитации осуществляются на основании настоящего Закона, а также договора, заключаемого между органом по аккредитации и заявителем на аккредитацию или аккредитованным субъектом в соответствии с требованиями законодательства.

Договор на выполнение работ по аккредитации, периодической оценке и расширению сферы аккредитации аккредитованного субъекта может включать по соглашению сторон и другие условия.

Стоимость услуг, предусмотренных настоящей статьей, определяется исходя из затраченного времени и командировочных расходов.

В соответствии с договором все расходы, связанные с выполнением работ по аккредитации, оплачиваются заявителем на аккредитацию, а работы по периодической оценке и расширению сферы аккредитации оплачиваются аккредитованным субъектом независимо от их результатов.

Методика расчета затраченного времени на выполнение работ по аккредитации, периодической оценке и расширению сферы аккредитации определяется органом по аккредитации и размещается на его официальном веб-сайте.



Статья 25. Права и обязанности заявителя на аккредитацию


Заявитель на аккредитацию имеет право:

обращаться в орган по аккредитации с заявлением на аккредитацию;

заключить договор на выполнение работ по аккредитации;

подать апелляцию в апелляционную комиссию и (или) обжаловать в судебном порядке решение органа по аккредитации.

Заявитель на аккредитацию может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором на выполнение работ по аккредитации.

Заявитель на аккредитацию обязан соблюдать требования законодательства об аккредитации, требования и критерии, установленные международными и национальными стандартами, документами международных организаций в области аккредитации в отношении органов по оценке соответствия, а также доказывать их выполнение в процессе аккредитации.



Статья 26. Права и обязанности аккредитованного субъекта


Аккредитованный субъект имеет право:

обратиться в орган по аккредитации с заявлением о расширении и сокращении сферы аккредитации, проведении повторной аккредитации;

обратиться в орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство об аккредитации, приостановлении, возобновлении или прекращении срока действия свидетельства об аккредитации;

применять знак аккредитации в соответствии с требованиями настоящего Закона и порядком проведения аккредитации, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

подать апелляцию в апелляционную комиссию и (или) обжаловать в судебном порядке решение органа по аккредитации.

Аккредитованные субъекты в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать объединения аккредитованных субъектов, соблюдая все требования законодательства, правил, руководств, инструкций и иных документов, определяющих порядок и процедуры аккредитации в национальной системе аккредитации.

Аккредитованный субъект может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором на выполнение работ по периодической оценке по расширению сферы аккредитации, а также постаккредитационным договором.

Аккредитованный субъект обязан:

представлять органу по аккредитации информацию о своей деятельности по выполнению работ по оценке соответствия;

заключать договоры на выполнение работ по проведению периодической оценки в соответствии с периодичностью такой оценки;

соблюдать установленные в отношении него требования законодательства Республики Узбекистан, а также требования и критерии, предусмотренные международными и национальными стандартами, документами международных организаций в области аккредитации;

создавать необходимые условия для работы оценщиков и технических экспертов по аккредитации при проведении работ по периодической оценке и расширению сферы аккредитации;

ссылаться на номер, зарегистрированный в реестре национальной системы аккредитации, либо в иной форме заявлять о своей аккредитации только в отношении работ по оценке соответствия, на которые распространяется сфера аккредитации.

Аккредитованный субъект может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором на выполнение работ по периодической оценке, расширению сферы аккредитации, а также постаккредитационным договором.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 27. Финансирование работ по аккредитации


Финансирование работ по аккредитации осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, средств, полученных от оказываемых услуг по аккредитации, отчислений за применение знака аккредитации, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Членские взносы, оплачиваемые за участие органа по аккредитации в международных организациях по аккредитации, финансируются из Государственного бюджета Республики Узбекистан.



Статья 28. Разрешение споров


Споры в области аккредитации разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 29. Ответственность за нарушение

законодательства об аккредитации


Лица, виновные в нарушении законодательства об аккредитации, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 30. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Узбекскому агентству по техническому регулированию и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 31. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 февраля 2023 г.


"Народное слово", 28 февраля 2023 г.