Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.09.2023 г. N ПП-291 "О дополнительных мерах по развитию рынка капитала"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.09.2023 г.

N ПП-291



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА КАПИТАЛА


В целях дальнейшего развития рынка капитала, улучшения его инфраструктуры, стимулирования привлечения инвесторов на рынок капитала, упрощения процедуры участия иностранных инвесторов на местном фондовом рынке и защиты прав инвесторов:


1. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов, Центрального банка:

о преобразовании ГУП "Центральный депозитарий ценных бумаг" в акционерное общество "Центральный депозитарий ценных бумаг";

о безвозмездной передаче Центральному банку государственного пакета акций в уставном капитале АО "Центральный депозитарий ценных бумаг";

о создании при учредительстве АО "Узбекская республиканская валютная биржа" акционерного общества "Национальный клиринговый центр".


2. Установить порядок, в соответствии с которым:

деятельность АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" по постановке на учет, учету и хранению ценных бумаг, а также осуществлению расчетов по ценным бумагам регулируется уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг, а по расчетам денежными средствами по результатам сделок с ценными бумагами - Центральным банком;

с 1 января 2025 года единый учет государственных и корпоративных ценных бумаг ведется в АО "Центральный депозитарий ценных бумаг";

деятельность АО "Национальный клиринговый центр" в качестве "Центрального контрагента" и по осуществлению централизованного клиринга (Clearinghouse) регулируется Центральным банком;

до 1 мая 2024 года для осуществления расчетов в Центральном банке открываются корреспондентские счета АО "Национальный клиринговый центр" и АО "Центральный депозитарий ценных бумаг";

до 31 декабря 2028 года АО "Центральный депозитарий ценных бумаг", АО "Узбекская республиканская валютная биржа", АО "Республиканская фондовая биржа "Ташкент" освобождаются от начисления и выплаты дивидендов с целевым направлением данных средств на их развитие.


3. Ввести специальный правовой режим "Регуляторная песочница" в сфере рынка капитала и в его рамках утвердить:

основные понятия, применяемые на рынке капитала, согласно приложению N 1;

отдельные правила деятельности и операций иностранных участников на рынке капитала согласно приложению N 2;

механизмы обеспечения конфиденциальности информации о владельцах ценных бумаг и защиты их имущественных прав согласно приложению N 3.


4. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий:

предоставление гражданам права по направлению добровольных накопительных пенсионных взносов на приобретение ценных бумаг на местном фондовом рынке. При этом граждане могут самостоятельно распоряжаться дополнительными доходами, получаемыми от купли-продажи ценных бумаг и в виде дивидендов (процентов), также

до достижения ими пенсионного возраста;

предоставление преимущественного права на приобретение акций работникам предприятий в случае публичного размещения этих акций в рамках вводимого предприятием плана владения акциями своими работниками (ESOP). При этом их средства, не превышающие их месячную заработную плату и приравненные к ним выплаты, направляемые на приобретение акций, освобождаются от налога на доходы физических лиц;

продление до 31 декабря 2028 года срока действия льгот, предусмотренных пунктом 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2022 года N ПП-90 "О дополнительных мерах по внедрению эффективных механизмов поддержки рынка капитала";

освобождение от налога на доходы физических лиц доходов налогоплательщика, направляемых из заработной платы и иных доходов, составляющих в совокупности до стократного размера минимального размера оплаты труда в течение налогового периода, на индивидуальный инвестиционный счет для приобретения ценных бумаг, эмитированных на местном фондовом рынке, при условии их невозврата в течение двенадцати месяцев.


5. В целях защиты прав миноритарных акционеров и инвесторов и стимулирования привлечения их на рынок капитала:

а) начиная с 1 октября 2023 года:

после размещения акций предприятий с долей государства 50 процентов и более на фондовом рынке путем публичного приглашения не менее 30 процентов чистой прибыли этих предприятий направлять на выплату дивидендов в течение не менее семи лет, за исключением ограничений, установленных законодательными актами;

отменить ограничение о непревышении более чем на 10 процентов первоначальной суммы договора в случае, если оплата за услуги андеррайтеров, обслуживающих предприятия с долей государства 50 процентов и более, превышает предусмотренный договором размер в результате размещения ценных бумаг по более высокой цене и (или) в большем количестве, чем планировалось;

б) начиная с 1 декабря 2023 года предоставить уполномоченному государственному органу право вносить предписания о рассмотрении вопроса смены исполнительного органа эмитента и приостанавливать выпуск ценных бумаг эмитентом за несвоевременное раскрытие информации и отчетности, предусмотренной актами законодательства о рынке ценных бумаг, два и более раз в течение одного года.


6. Отменить обязательное требование о наличии официального веб-сайта акционерных обществ, ценные бумаги которых не включены в листинг фондовой биржи, за исключением акционерных обществ с долей государства 50 процентов и более.


7. Принять к сведению, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об управлении государственным имуществом" не допускается в отношении предприятий с участием государства одновременное выполнение функций как собственника, так и регулятора.


8. Одобрить предложения Национального агентства перспективных проектов (далее - Агентство) и Министерства экономики и финансов:

о передаче Агентству задач, функций и полномочий Министерства экономики и финансов по регулированию рынка капитала, включая деятельность организаторов торгов ценными бумагами и Центрального депозитария ценных бумаг, развитию корпоративного управления, а также контролю за деятельностью страховых организаций, определив его уполномоченным органом по осуществлению регулирования, лицензирования, разрешительных процедур в данных сферах;

о безвозмездной передаче Агентству государственного унитарного предприятия "Информационно-ресурсный центр фондового рынка" и Единого портала корпоративной информации.


9. Установить, что:

Агентство является правопреемником по договорам Министерства экономики и финансов в сфере рынка капитала;

ранее выданные лицензии и иные разрешительные документы в сфере рынка капитала сохраняют свою силу, принятие данного постановления не влечет их отмены или изменения;

начиная с 1 октября 2023 года документы в сфере рынка капитала, находящиеся в процессе рассмотрения в Министерстве экономики и финансов (лицензирование соответствующей деятельности, регистрация выпуска ценных бумаг, обращения и другие документы), передаются Агентству, которое оформляет результаты их рассмотрения;

порядок осуществления лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур деятельности фондовой биржи и деятельности организатора внебиржевых торгов ценными бумагами, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также порядок предоставления специального правового режима "Регуляторная песочница" в сфере рынка капитала устанавливается Агентством.


10. Утвердить "Дорожную карту" по развитию рынка капитала в 2023-2025 годах согласно приложению N 4.


11. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5.


12. Агентству совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект постановления Президента Республики Узбекистан по дальнейшему развитию страхового рынка;

предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 02.09.2023 г. N ПП-291



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

применяемые на рынке капитала

в рамках специального правового

режима "Регуляторная песочница"



1. Признанная иностранная юрисдикция - иностранная юрисдикция, признанная уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан.


2. Иностранный уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг признанной иностранной юрисдикции.


3. Иностранный клиент - клиент (физическое или юридическое лицо, в том числе другой иностранный номинальный держатель) иностранного номинального держателя, который оказывает услуги клиентам за пределами юрисдикции Республики Узбекистан на основании разрешения, выданного иностранным уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.


4. Иностранный инвестиционный посредник - инвестиционная компания (инвестиционный или депозитарный банк, брокер или инвестиционный посредник), глобальный кастодиан, кастодиан, банк или иное юридическое лицо, правомочное осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг признанной иностранной юрисдикции, приравниваемой к профессиональной деятельности инвестиционного посредника, определенной Законом Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг".


5. Иностранный бенефициарный владелец - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное или не зарегистрированное в качестве владельца ценных бумаг в учете Центрального депозитария ценных бумаг Республики Узбекистан или в депозитарной системе АО "Узбекская республиканская валютная биржа" (далее - АО "УзРВБ"), но имеющее право прямо или косвенно владеть ценными бумагами или получать от них выгоду и являющееся конечным владельцем ценных бумаг в учете иностранного номинального держателя.


6. Иностранный номинальный держатель - иностранный инвестиционный посредник, иностранный или международный центральный депозитарий ценных бумаг, признанный уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан по итогам консультаций с Центральным банком Республики Узбекистан, имеющие полномочия на осуществление профессиональной деятельности, в том числе:

действовать от имени и по поручению своих иностранных клиентов (иностранных бенефициарных владельцев или иных иностранных номинальных держателей);

осуществлять расчеты ценными бумагами, если они являются иностранным или международным центральным депозитарием ценных бумаг;

осуществлять расчеты ценными бумагами и денежными средствами  за своих иностранных клиентов на основании расчетов иностранного или международного центрального депозитария ценных бумаг по итогам торгов на иностранных биржах, регулируемых иностранным уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг;

передавать, регистрировать, вести учет, хранить и (или) подтверждать права на ценные бумаги по поручению или от имени своих иностранных клиентов.


7. Иностранный номинальный счет - вид счета депо, открываемый иностранным номинальным держателем в Центральном депозитарии ценных бумаг Республики Узбекистан или в депозитарной системе АО "УзРВБ" непосредственно на имя одного иностранного бенефициарного владельца в виде прямого индивидуального счета либо в виде счета омнибус.


8. Прямой индивидуальный счет - счет депо, открываемый иностранным номинальным держателем в Центральном депозитарии ценных бумаг Республики Узбекистан или в депозитарной системе АО "УзРВБ" непосредственно от имени и на имя иностранного бенефициарного владельца.


9. Счет омнибус - вид иностранного номинального счета, открываемого иностранным номинальным держателем в Центральном депозитарии ценных бумаг Республики Узбекистан или в депозитарной системе АО "УзРВБ", на котором количество и стоимость ценных бумаг, принадлежащих всем иностранным бенефициарным владельцам и/или иностранным номинальным держателям, учитываются в совокупности.



Примечание. Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан вправе вносить изменения и дополнения в основные понятия.

Открытие счетов депо в депозитарной системе АО "УзРВБ" осуществляется до внедрения единой депозитарной системы.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 02.09.2023 г. N ПП-291



ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

деятельности и операций иностранных

участников на рынке капитала в рамках

специального правового режима

"Регуляторная песочница"



1. Перечень признанных иностранных юрисдикций определяется уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан и им могут вносится изменения в данный перечень.


2. Иностранные инвестиционные посредники могут осуществлять деятельность инвестиционного посредника на рынке ценных бумаг Республики Узбекистан и открывать счетa депо.


3. Иностранные номинальные держатели могут открывать счета ценных бумаг и осуществлять свою деятельность в Республике Узбекистан непосредственно или через агента.


4. Иностранным номинальным держателям, в том числе банкам-кастодианам, разрешается открывать счета в Центральном банке Республики Узбекистан в иностранной и национальной валюте, а также счета депо в Центральном депозитарии ценных бумаг и в депозитарной системе АО "Узбекская республиканская валютная биржа" (далее - АО "УзРВБ").


5. Юридическим лицам-нерезидентам, продающим (покупающим) ценные бумаги на организованных торгах, разрешается открывать счета в национальной валюте в коммерческих банках Республики Узбекистан.


6. При выпуске и обращении корпоративных облигаций и проведении по ним расчетов допускается устанавливать стоимость облигаций и производить оплату в иностранной валюте.


7. Иностранные номинальные держатели не считаются бенефициарными владельцами ценных бумаг или денежных средств, учитываемых на их счетах, открытых в Республике Узбекистан.

Перевод ценных бумаг с иностранного номинального счета (или на иностранный номинальный счет) путем "поставки ценных бумаг без платежа" (Free of Payment transfer of securities) без смены бенефициарного владельца не считается реализацией (продажей) этих ценных бумаг и не создает налогового обязательства ни для одной из сторон, в том числе для иностранного номинального держателя.


8. Иностранные номинальные держатели осуществляют свою деятельность в Республике Узбекистан без получения отдельной лицензии, создания филиала или нового юридического лица либо без участия в уставном капитале местного юридического лица в порядке, установленном уполномоченным государственным органом.


9. Квалификационные сертификаты, позволяющие работать с ценными бумагами, выдаваемые работникам иностранных инвестиционных посредников в признанных иностранных юрисдикциях, дают этим работникам право осуществлять в Республике Узбекистан операции с ценными бумагами без получения отдельного квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг в порядке, утверждаемом уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан.


10. АО "УзРВБ" вправе вести счета депо иностранных номинальных держателей в своей депозитарной системе для хранения и учета государственных ценных бумаг и оказания других депозитарных услуг иностранным номинальным держателям.



Примечание. Открытие счетов депо в депозитарной системе АО "УзРВБ" осуществляется до внедрения единой депозитарной системы.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 02.09.2023 г. N ПП-291



МЕХАНИЗМЫ

обеспечения конфиденциальности

информации о владельцах ценных бумаг

и защиты их имущественных прав



1. Не допускается наложение ареста, конфискация, обращение к взысканию, приостановление (замораживание) либо иное принудительное взыскание по обязательствам:

а) иностранных номинальных держателей в отношении ценных бумаг, не являющихся их собственностью и хранящихся на иностранных номинальных счетах (прямые индивидуальные счета и омнибус-счета);

б) клиентов иностранных номинальных держателей, в отношении ценных бумаг, находящихся на омнибус-счетах, за исключением ценных бумаг, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие конкретному лицу и переведены непосредственно на прямой индивидуальный счет, открытый на имя этого лица.


2. Центральный депозитарий ценных бумаг вправе потребовать от иностранного номинального держателя раскрытия информации об иностранных бенефициарных владельцах ценных бумаг, учитываемых на омнибус-счете, открытом в Центральном депозитарии ценных бумаг,

в соответствии с действующим законодательством. При этом:

а) при возможности установления принадлежности ценных бумаг на омнибус-счете конкретному бенефициарному владельцу данные ценные бумаги на основании решения суда могут быть переведены иностранным номинальным держателем на прямой индивидуальный счет, открытый на имя указанного бенефициарного владельца в Центральном депозитарии ценных бумаг, и обращены к взысканию;

б) при невозможности установления конкретного бенефициарного владельца ценных бумаг, находящихся на омнибус-счете, каждый иностранный номинальный держатель должен обеспечить направление запроса по вертикальной цепочке владения ценных бумаг до выявления бенефициарного владельца ценных бумаг.


3. Право собственности и иные права на ценные бумаги, хранящиеся на омнибус-счете иностранного номинального держателя, подтверждаются сводной выпиской со счета депо, предоставляемой Центральным депозитарием ценных бумаг.


4. Сведения о владельцах ценных бумаг предоставляются иностранными номинальными держателями Центральному депозитарию ценных бумаг:

а) для формирования реестра владельцев ценных бумаг;

б) по запросу уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг, антимонопольного органа, органов налоговой службы, судов, органов следствия и дознания, направляемому в Центральный депозитарий ценных бумаг, по вопросам, отнесенным к их полномочиям, в случаях и в порядке, установленных законодательством.

При этом иностранные номинальные держатели, имеющие омнибус-счет в Центральном депозитарии ценных бумаг Республики Узбекистан, не несут ответственности за непредоставление другими иностранными номинальными держателями, находящимися в цепочке хранения ценных бумаг, сведений об иностранном бенефициарном владельце ценных бумаг в установленные сроки и в надлежащем порядке.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 02.09.2023 г. N ПП-291



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по развитию рынка капитала в 2023-2025 годах


  

N

Наименование мер

  

Механизмы реализации

  

Форма реализации

Срок исполнения

Ответственные исполнители

  

I. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА КАПИТАЛА

  

1.

Упрощение порядка торговли на рынке государственных ценных бумаг для иностранных инвесторов.

1. Распространение рыночных данных третьим лицам с помощью протокола обмена финансовой информацией (FIX) или стандартизированного API и создание возможностей приема торговых заказов от иностранных инвестиционных посредников во внутренних системах, включая системы управления заказами (OMS).

  

Организационные меры

Сентябрь

2024 года

Узбекская республиканская валютная биржа (УзРВБ)

2. Создание иностранным инвесторам (признанным зарубежным банкам, в том числе банкам-кастодианам) возможности осуществлять деятельность первичного дилера на рынке государственных ценных бумаг.

  

Организационные меры

Декабрь

2024 года

Минэкономфин, Центральный банк, УзРВБ

3. Создание АО "Узбекская республиканская валютная биржа" соответствующих условий для ведения счетов депо государственных ценных бумаг и оказания депозитарных услуг иностранным номинальным держателям и инвестиционным посредникам в своей депозитарной системе до момента создания единой депозитарной системы учета государственных и корпоративных ценных бумаг.

  

Организационные меры

Март

2024 года

УзРВБ, Центральный банк

2.

Внедрение новой расчетной (клиринговой) модели для осуществления торговли с государственными ценными бумагами.

1. Осуществление расчетов с денежными средствами через Центральный банк при проведении операций с государственными ценными бумагами.

  

Организационные меры

Июль

2024 года

УзРВБ, Центральный банк, Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦДЦБ)

  

2. Открытие прямых счетов в национальной и иностранной валюте в Центральном банке с целью проведения денежных расчетов по государственным ценным бумагам в соответствии с заявками признанных иностранных номинальных держателей (Clearstream, Euroclear) и банков-кастодианов.

  

Организационные меры

Июль

2024 года

Центральный банк

3. Обеспечение участия местных и иностранных профессиональных участников, в том числе других иностранных номинальных держателей, через местные банки в платежной системе Центрального банка (RTGS - "Real Time Gross Settlement").

  

Организационные меры

Июль

2024 года

Центральный банк, ЦДЦБ, УзРВБ

4. Введение расчетов по государственным ценным бумагам на вторичном рынке также по форме "Т+2".

  

Организационные меры

Июль

2024 года

ЦДЦБ, УзРВБ

5. Внедрение функции иностранного номинального держателя, в том числе кастодиана, в программное обеспечение депозитария, обеспечивающее хранение, учет и расчеты по государственным ценным бумагам.

  

Организационные меры

Июль

2024 года

ЦДЦБ, УзРВБ

6. Отмена требований по предварительному депонированию ценных бумаг и денежных средств при торговле государственными ценными бумагами и внедрение практики управления рисками в качестве составной части новой расчетной (клиринговой) модели.

  

Проект нормативно-

правового акта

Июль

2024 года

УзРВБ, ЦДЦБ

3.

Внедрение новой расчетной (клиринговой) модели для осуществления торговли с корпоративными ценными бумагами.

1. Передача функции АО РФБ "Тошкент" по осуществлению расчетов (клиринга) по сделкам с ценными бумагами и функций расчетно-клиринговой палаты Центральному депозитарию ценных бумаг.

  

Организационные меры

Октябрь

2024 года

РФБ "Тошкент", ЦДЦБ

2. Проведение расчетов с денежными средствами по операциям с корпоративными ценными бумагами через Центральный банк.

  

Организационные меры

Октябрь

2024 года

Центральный банк, ЦДЦБ

3. Открытие прямых счетов в национальной и иностранной валюте в соответствии с заявками признанных иностранных номинальных держателей (Clearstream, Euroclear) и банков-кастодианов непосредственно в Центральном банке.

  

Организационные меры

Январь

2024 года

Центральный банк, ЦДЦБ

4. Обеспечение участия через местные банки местных и иностранных профессиональных участников, в том числе других иностранных номинальных держателей, в платежной системе Центрального банка (RTGS - "Real Time Gross Settlement").

  

Организационные меры

Октябрь

2024 года

Центральный банк, ЦДЦБ

5. Внедрение в новой расчетной (клиринговой) модели расчетов по корпоративным ценным бумагам в форме "Т+2" для торговой площадки "Main Board" фондовой биржи и "Т+2", "Т+1" и "Т" - для других торговых площадок ("Nego Board", "IPO/SPO/PO Board", "Special Buy In/Special Sell Out Board", "Buy In/Sell Out Board" и др.).

  

Организационные меры

Октябрь

2024 года

ГУП "Информационно- ресурсный центр фондового рынка" (Информационно- ресурсный центр), ЦДЦБ

6. Внедрение функции иностранного номинального держателя, в том числе кастодиана, в программное обеспечение депозитария Единый программно-технический комплекс (ЕПТК), обеспечивающий хранение, учет и расчеты по корпоративным ценным бумагам.

  

Организационные меры

Октябрь

2024 года

Информационно- ресурсный центр, ЦДЦБ

7. Отмена требований по предварительному депонированию ценных бумаг и денежных средств при совершении торговых операций и внедрение практики риск-менеджмента в новой расчетной (клиринговой) модели, в том числе в депозитарной программе ЕПТК, обеспечивающей хранение, учет и расчеты по корпоративным ценным бумагам.

  

Проект нормативно-

правового акта

Июль

2024 года

УзРВБ, ЦДЦБ, Центральный банк, Национальное агентство перспективных проектов (НАПП)

4.

Внедрение системы SWIFT в АО "Центральный депозитарий ценных бумаг".

1. Изучение и анализ типов SWIFT-коммуникаций, внедренных для государственных и корпоративных ценных бумаг.

  

Аналитическая информация

Декабрь

2023 года

УзРВБ, ЦДЦБ

2. Организация соответствующих учебных курсов по использованию системы SWIFT, ее техническому обслуживанию, а также стандартам ISO 15022 и ISO 20022.

  

Организационные меры

Декабрь

2023 года

УзРВБ, ЦДЦБ

3. Установление следующих соединений "SWIFT" по государственным и корпоративным ценным бумагам:

обеспечение соответствия всех операций стандартам ISO 15022;

обеспечение соответствия стандартов ISO 20022, применяемых в зарубежном опыте, операциям в Узбекистане;

налаживание двухсторонней конвертации (переход от одного стандарта к другому) сообщений ISO 15022 и ISO 20022;

поэтапное внедрение стандартов ISO 20022 для остальных операций к 2028 году в соответствии с зарубежным опытом.

  

Организационные меры

Июль

2024 года

УзРВБ, ЦДЦБ

5.

Подключение к иностранным и международным центральным депозитариям ценных бумаг.

1. Открытие иностранных номинальных счетов в Центральном депозитарии ценных бумаг для международных и иностранных центральных депозитариев ценных бумаг, в том числе клиентов "Clearstream", а также установление двусторонних корреспондентских отношений путем открытия счета Центрального депозитария в организации "Clearstream".

  

Организационные меры

Февраль

2025 года

ЦДЦБ, УзРВБ

6.

Совершенствование деятельности АО "Центральный депозитарий ценных бумаг", обеспечивающего хранение, учет и расчеты по корпоративным и государственным ценным бумагам.

1. Передача левого крыла первого этажа и подвальных помещений здания, расположенного по адресу:

Мирзо-Улугбекский район, улица Мустакиллик, дом 107, по балансовой стоимости в уставный фонд АО "Центральный депозитарий ценных бумаг".

  

Акт, приказ

Октябрь

2023 года

Агентство госактивов, ЦДЦБ

2. Реорганизация ГУП "Центральный депозитарий ценных бумаг" в акционерное общество.

  

Выпуск акций

Октябрь

2023 года

Агентство госактивов, Центральный банк, НАПП

  

3. Безвозмездная передача Центральному банку государственного пакета акций АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" для реализации права акционера по ним.

  

Акт

Ноябрь

2023 года

Агентство госактивов, Центральный банк

4. Внесение предложения о реализации части пакета акций АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" участникам рынка ценных бумаг с сохранением контрольного пакета.

  

Предложения

В течение

2024 года

НАПП, Центральный банк, Агентство госактивов

5. Внесение предложения о создании единого депозитарного программного комплекса, осуществляющего хранение, учет и расчеты по корпоративным и государственным ценным бумагам.

  

Аналитическая информация

Апрель

2024 года

ЦДЦБ, УзРВБ, Информационно- ресурсный центр

6. Внедрение в практику хранения и учета ценных бумаг, расчетной системы, соответствующей принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

  

План мер

Апрель

2024 года

НАПП, ЦДЦБ, УзРВБ

7.

Совершенствование порядка выпуска в обращение ценных бумаг нерезидентов на  внутреннем рынке и ценных бумаг резидента - на зарубежных рынках.

 

Внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта документа, предусматривающего внесение соответствующих изменений и дополнений в Положение о квотах и порядке допуска к обращению ценных бумаг, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 20 августа 2014 года N 239.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2024 года

НАПП, РФБ "Тошкент", ЦДЦБ, заинтересованные министерства и ведомства

8.

Обеспечение актуальности информации об акционерах акционерных обществ.

1. Утверждение плана мероприятий по налаживанию информационного обмена с Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Налоговым комитетом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в целях сравнения и обеспечения актуальности информации об акционерах акционерных обществ.

  

План мер

Ноябрь

2023 года

НАПП, ЦДЦБ, Минцифры, Налоговый комитет, МВД, Министерство юстиции, Агентство персонализации

2. Внесение в Кабинет Министров предложения по акциям, принадлежащим умершим физическим лицам, физическим лицам, переехавшим в зарубежное государство на постоянное место жительства, физическим лицам, личность которых не может быть установлена, физическим лицам, наследники которых отказались от получения акций, а также юридическим лицам, исключенным из Государственного реестра.

  

Аналитическая информация

Декабрь

2023 года

Агентство госактивов, ЦДЦБ, НАПП

9.

Дальнейшее совершенствование деятельности ГУП "Информационно-ресурсный центр фондового рынка", Центрального депозитария и РФБ "Тошкент".

1. Принятие мер по совершенствованию деятельности ГУП "Информационно-ресурсный центр фондового рынка", Центрального депозитария и РФБ "Тошкент". При этом пересмотр тарифов ГУП "Информационно-ресурсный центр фондового рынка" с учетом средств, ежегодно выделяемых из бюджета и сделок, проводимых в Центральном депозитарии и РФБ "Тошкент".

  

Практические меры

Декабрь

2023 года

НАПП, Информационно- ресурсный центр, Комитет по конкуренции

2. Проведение переговоров с Корейской биржей по лицензии программного обеспечения и серверов Единого программно-технического комплекса (ЕПТК) и внесение предложений.

  

Организационные меры

Декабрь

2023 года

Информационно- ресурсный центр, НАПП

3. Проведение переговоров с создателями ЕПТК по вопросу организации соответствующих учебно-тренинговых курсов по использованию данного программного обеспечения.

  

На основе графика

Сентябрь

2023 года

4. Организация соответствующих учебно-тренинговых курсов по использованию программного обеспечения "Total Market Surveillance".

  

На основе графика

Декабрь

2023 года

10.

Совершенствование процедуры доведения до акционеров важной информации об обществе.

1. Внесение предложения о внедрении порядка направления обществом информации о начисленных дивидендах и иной важной информации посредством SMS-сообщений и (или) электронной почты.

  

Предложение

Март

2024 года

НАПП, Минцифры, ЦДЦБ

2. Внесение соответствующих изменений и дополнений в акты законодательства по реализации настоящего предложения.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2024 года

11.

Внедрение специального правового режима "Регуляторная песочница".

  

Разработка и утверждение в установленном порядке актов, связанных с внедрением специального правового режима "Регуляторная песочница".

  

Проекты ведомственных

нормативно-правовых

актов

Декабрь

2023 года

НАПП, Центральный банк

  

II. РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВА ЭМИТЕНТОВ, НОВЫХ ФИНАНСОВЫХ

ПРОДУКТОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

  

12.

Упрощение требований к малым и средним категориям субъектов предпринимательства.

  

Разработка и согласование с Национальным агентством перспективных проектов правил создания торговых площадок для малых и средних категорий субъектов предпринимательства.

  

Решение Наблюдательного совета

Декабрь

2024 года

РФБ "Тошкент", Информационно- ресурсный центр, НАПП

13.

Увеличение видов финансовых инструментов на фондовой бирже.

  

Внесение предложения об организации в порядке эксперимента на основе передового зарубежного опыта фонда "Gold ETF" в форме "Траст-фонда", предусмотрев нормы по успешному размещению его долей.

  

Предложение

Июль

2024 года

НАПП, Центральный банк, Министерство юстиции

14.

Совершенствование Единого портала корпоративной информации.

Подготовка технического задания по совершенствованию Единого портала корпоративной информации с привлечением местных и международных консалтинговых организаций. При этом на Портале предусмотреть возможность автоматического формирования аналитической информации и предоставления информации заинтересованным лицам.

  

План мер

Ноябрь

2023 года

НАПП, Информационно- ресурсный центр

15.

Создание возможностей для использования гражданами добровольных накопительных пенсионных взносов.

  

Разработка и внесение в Кабинет Министров порядка направления добровольных накопительных пенсионных взносов граждан на приобретение ценных бумаг на местном фондовом рынке и получения дохода.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2023 года

НАПП, Минэкономфин

16.

Внедрение плана владения акциями для работников (ESOP).

1. Утверждение Положения о порядке введения плана владения акциями работниками (ESOP).

Проект ведомственного

нормативно-правового

акта

  

Апрель

2024 года

НАПП

2. Внедрение плана владения акциями работниками (ESOP) акционерными обществами с долей государства 50 и более процентов, акции которых будут продаваться путем первичного публичного предложения.

  

Решения органов управления

Август

2024 года

Минэкономфин, Агентство госактивов, НАПП

17.

Открытие лицевого инвестиционного счета и ведение учета денежных средств.

1. Разработка и внесение в Кабинет Министров положения о порядке открытия лицевого инвестиционного счета и учета средств на нем.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2023 года

НАПП

2. Проведение широкой просветительской и агитационной работы среди населения о лицевом инвестиционном счете.

  

План мер

Февраль

2024 года

РФБ "Тошкент", НАПП, НТРК

18.

Увеличение объема ценных бумаг.

1. Увеличение объема вложений коммерческих банков и страховых организаций с долей государства 50 и более процентов в ценные бумаги на организованных торгах (за исключением государственных ценных бумаг) до 3 (трех) процентов от общего объема их вложений в государственные ценные бумаги и депозиты и (или) депозитные сертификаты.

  

План мер

Июнь

2024 года

Минэкономфин, Агентство госактивов, НАПП

2. Привлечение путем размещения биржевых и корпоративных облигаций на организованных торгах ценных бумаг на местном рынке капитала, части общих средств (не менее 5 процентов кредита), привлекаемых государственными предприятиями с долей государства 50 и более процентов в течение одного финансового года.

  

График

на 2024-2025

годы

Март

2025 года

Минэкономфин, Агентство госактивов, НАПП

  

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РЫНКА КАПИТАЛА

  

19.

Разработка проекта закона "О рынке капитала".

Разработка закона прямого действия, предусматривающего унификацию нормативно-правовых актов в сфере  регулирования рынка ценных бумаг на основе передового зарубежного  опыта.

  

Проект закона

Июль

2024 года

НАПП, Минэкономфин, Центральный банк, Агентство госактивов, МИПТ, Министерство юстиции

  

20.

Организация собраний и совещаний органов управления хозяйственных обществ с использованием информационно- коммуникационных технологий.

Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего дистанционное участие и голосование на общем собрании или собрании органов управления хозяйственных обществ (учредителей, акционеров, участников, Наблюдательного совета). При этом предусмотреть следующие вопросы:

создание акционерными обществами, включенными в котировальный лист биржи, наряду с проведением собраний акционеров в очной форме, возможности участия акционеров в этих собраниях дистанционно по коммуникационным каналам, обеспечивающим авторизацию и идентификацию;

создание правовой базы и технологической системы, предоставляющей возможность номинальному держателю ценных бумаг, в том числе иностранному номинальному держателю, голосовать по вопросам повестки дня общего собрания акционеров в соответствии с указаниями бенефициарных владельцев акций, в том числе голосовать отдельно от имени каждого бенефициарного владельца (то есть номинальный держатель ценных бумаг может голосовать "за" от имени части бенефициарных владельцев, являющихся его клиентами, и "против" от имени другой части);

предусмотрение автоматизированного информационного обмена, обеспечивающего направление от общества акционерам объявлений, связанных с возникновением прав на дополнительные ценные бумаги, распределяемые в ходе глобальных депозитарных действий в результате корпоративных решений в данной системе, а также направление от акционеров обществу ответов на такие объявления, обращений, заявлений об осуществлении прав акционеров.

  

Проект нормативно-

правового акта

Июль

2024 года

НАПП, Агентство госактивов, ЦДЦБ, Минцифры

21.

Совершенствование порядка выплаты доходов по ценным бумагам.

Утверждение порядка выплаты дивидендов и процентных доходов на счета владельцев ценных бумаг, инвестиционных посредников или иностранных номинальных держателей через АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" и (или) инвестиционных посредников.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2023 года

НАПП, Центральный банк, ЦДЦБ

22.

Совершенствование системы проведения квалификационных экзаменов и повышения квалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг с учетом передового международного опыта.

1. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере проведения квалификационных экзаменов и повышения квалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

  

Аналитическая информация

Февраля

2024 года

НАПП

2. Пересмотр порядка проведения квалификационных экзаменов для получения квалификационного аттестата на рынке капитала, его выдачи и переоформления, с учетом рассмотрения вопроса целесообразности передачи местным и иностранным ассоциациям (объединениям) профессиональных участников рынка ценных бумаг функций по:

проведению квалификационных экзаменов для получения квалификационного аттестата на рынке капитала, его выдачи и переоформления;

утверждению программ повышения квалификации специалистов рынка капитала.

  

Проект нормативно-

правового акта

Апрель

2024 года

23.

Пересмотр ограничений на приобретение акций для инвесторов, зарегистрированных в оффшорных зонах.

  

Внесение предложений о пересмотре перечня оффшорных зон на основе изучения передового зарубежного опыта.

Аналитическая информация

Декабрь

2023 года

НАПП, Центральный банк, Минэкономфин, Налоговый комитет, РФБ "Тошкент"

24.

Упрощение процедуры регистрации выпуска ценных бумаг.

  

Внесение предложения о введении практики "регистрация на полке" (shelf-registration) при учете ценных бумаг.

Аналитическая информация

Сентябрь

2024 года

НАПП, Министерство юстиции

25.

Усиление защиты прав акционеров и совершенствование порядка раскрытия информации.

Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта закона, предусматривающего:

отмену порядка оставления невостребованных дивидендов в распоряжении акционерных обществ в  течение трех лет;

автоматическую загрузку на веб-странице РФБ "Тошкент" и опубликование на Едином корпоративном информационном портале отчетов, важных фактов и информации, подлежащих раскрытию эмитентами.

  

Проект закона

Декабрь

2023 года

НАПП, Министерство юстиции

  

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ

СИСТЕМЫ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА

  

26.

Совершенствование налоговых процедур на рынке капитала.

Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта закона, предусматривающего:

предоставление гражданам права направлять добровольные накопительные пенсионные взносы на приобретение ценных бумаг на местном фондовом рынке. При этом дополнительными доходами в виде операций с ценными бумагами и дивидендов (процентов) граждане могут самостоятельно распоряжаться еще до достижения пенсионного возраста;

предоставление работникам предприятий преимущественного права на приобретение акций в рамках вводимой предприятием программы владения акциями для работников (ESOP) при публичном размещении акций (IPO). При этом освобождение их средств, не превышающих их месячную заработную плату и приравненные к ним выплаты, направляемые в течение одного календарного года с их согласия на приобретение акций, от налога на доходы физических лиц;

освобождение от НДФЛ доходов налогоплательщика в размере до стократного размера минимальной суммы общей заработной платы в течение налогового периода, который направляется из заработной платы и других доходов на лицевой инвестиционный счет для приобретения ценных бумаг, выпущенных на местном фондовом рынке. При этом налогоплательщик обязуется приобрести ценные бумаги и не изымать денежные средства в течение двенадцати месяцев. При неисполнении налогоплательщиком указанных обязательств действие налогового кредита аннулируется с восстановлением обязанности по уплате налога за весь период применения налогового кредита;

продление срока действия льгот, предусмотренных пунктом 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2022 года N ПП-90 "О дополнительных мерах по внедрению эффективных механизмов поддержки рынка капитала", до 31 декабря 2028 года;

исключение доходов по операциям РЕПО из совокупного дохода.

  

Проект закона

Октябрь

2023 года

Минэкономфин, НАПП, Агентство госактивов, заинтересованные министерства и ведомства

  

V. РАСШИРЕНИЕ БАЗЫ ИНВЕСТОРОВ И ПОВЫШЕНИЕ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

  

27.

Упрощение процедуры открытия нерезидентами депозитных счетов до востребования в национальной валюте.

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты об открытии депозитных счетов до востребования в национальной валюте иностранным инвесторам при продаже (покупке) корпоративных облигаций наряду с акциями на организованных торгах.

  

Проект нормативно-

правового акта

Октябрь

2023 года

Центральный банк, НАПП, Минэкономфин

28.

Расширение возможности участия членов биржи в торгах.

Утверждение единого порядка упрощенного приема членов РФБ "Тошкент" в члены АО "УзРВБ".

При этом предусматривается принцип взаимного признания членов двух бирж.

  

Проект нормативно-

правового акта

Октябрь

2023 года

УзРВБ, РФБ "Тошкент", НАПП, Центральный банк

29.

Создание возможности дистанционного открытия счета депо.

Разработка и внесение в Кабинет Министров порядка открытия дистанционного счета депо и заключения договора с инвесторами.

При этом следует предусмотреть, что идентификация инвесторов осуществляется через систему "Электронное правительство" с использованием свободно доступных данных государственных информационных систем.

  

Проект нормативно-

правового акта

Октябрь

2023 года

НАПП, Минцифры

30.

Последовательная реализация программ по повышению финансовой грамотности населения по вопросам, связанным с рынком капитала.

1. Сотрудничество по созданию статей и другого контента по изучению основ рынка капитала и их размещению на сайте финансовой грамотности finlit.uz и страницах социальных сетей Центрального банка Республики Узбекистан.


2. Создание и поддержка информационно-образовательных ресурсов через веб-сайт и телеграм-канал с целью освещения вопросов и проблем повышения финансовой грамотности населения на рынке капитала.

  

Организационные меры

Ноябрь

2023 года

НАПП, Центральный банк

31.

Освещение ситуации на рынке капитала, в том числе на фондовой бирже, а также повышение финансовой грамотности населения.

1. Организация телепередач по рынку капитала.

  

График

Декабрь

2023 года

РФБ "Тошкент", УзРВБ, ЦДЦБ, НАПП, Национальное информационное агентство Узбекистана, НТРК

  

2. Повышение финансовой грамотности населения по вопросам, касающимся сферы рынка капитала.

  

План мер

Декабрь

2023 года

РФБ "Тошкент", УзРВБ, ЦДЦБ, негосударственные некоммерческие организации рынка капитала (по согласованию)

  

  

VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ, ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

УЧАСТНИКОВ РЫНКА КАПИТАЛА

  

32.

Развитие институциональной базы для повышения потенциала персонала.

1. Непрерывная подготовка кадров по специальности "Рынок капитала" с охватом всех уровней образования вплоть до послевузовской подготовки (магистратура, PhD) и включение в список магистерских диссертаций и научных работ тем, связанных с исследованием недостатков и проблем на рынке капитала в вузах с участием Министерства высшего образования, науки и инноваций, Высшей школы бизнеса и предпринимательства и высших образовательных учреждений.

  

Организационные меры

В течение

2023 года

МВОНИ, Высшая школа бизнеса и предпринимательства, НАПП, высшие образовательные учреждения

2. Регулярное обучение специалистов в рамках Программы рынков капитала института Милкен Международной финансовой корпорации (IFC-Milken Institute Capital Markets Program).

  

Организационные меры

В течение

2024-2025 годов

НАПП, МВОНИ, Высшая школа бизнеса и предпринимательства, высшие образовательные учреждения

3. Организация местных и международных конференций для обмена опытом и обсуждения вопросов финансовой грамотности и рынка капитала.

  

Организационные меры

Постоянно,

начиная

с 2024 года

4. Обучение и переподготовка работников и повышение их квалификации в зарубежных странах с развитыми рынками капитала.

  

Организационные меры

Постоянно

НАПП, Центральный банк

5. Принятие мер по привлечению высококвалифицированных специалистов, в том числе имеющих опыт работы в органах регулирования рынка ценных бумаг зарубежных стран.

  

Организационные меры

Постоянно

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 02.09.2023 г. N ПП-291



ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления

Президента Республики Узбекистан



1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2021 года N ПП-5073 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы регулирования рынка капитала":


а) в пункте 2:

в абзаце первом слова "Министерство финансов" заменить словами "Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан";

из абзаца шестого слова ", а также деятельности по организации лотерей" исключить;


б) пункты 3 и 4 признать утратившими силу;


в) в пункте 5:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"5. Начиная с 15 сентября 2023 года направить в Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан следующие средства";

абзац шестой исключить;

абзацы седьмой - девятый считать абзацами шестым - восьмым соответственно;

в абзаце восьмом слова "Министерством финансов" заменить словами "Национальным агентством перспективных проектов Республики Узбекистан".


2. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 января 2022 года N ПП-90 "О дополнительных мерах по внедрению эффективных механизмов поддержки рынка капитала":


а) в абзаце первом пункта 1 слова "31 декабря 2024 года" заменить словами "31 декабря 2028 года";


б) абзацы второй, третий и четвертый пункта 4 заменить абзацем вторым следующего содержания:

"Национальному агентству перспективных проектов в срок до 1 февраля 2025 года внести предложение о целесообразности применения эксперимента ко всем участникам, имеющим право осуществления андеррайтинговой деятельности на рынке ценных бумаг, с проведением глубокого анализа его результатов".


3. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2022 года N ПП-415 "О мерах по дальнейшему совершенствованию правовых основ корпоративных отношений":


а) в абзаце первом пункта 7 слова "Министерством финансов" заменить  словами "Национальным агентством перспективных проектов";


б) в приложении:

позиции 7 и 11 исключить;

в графе "Сроки исполнения" позиций 10 и 12 слова "Декабрь 2023 года" заменить словами "Декабрь 2025 года".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 сентября 2023 г.