Стратегия "Узбекистан - 2030" (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 11.09.2023 г. N УП-158)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 11.09.2023 г. N УП-158
СТРАТЕГИЯ "УЗБЕКИСТАН - 2030"
N |
Цель |
Показатели эффективности целей, которые будут достигнуты до 2030 года
|
I. СОЗДАНИЕ ДОСТОЙНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
|
||
1.1. Реформы в системе образования
|
||
1. |
Поднятие на новый уровень системы дошкольного образования и обеспечение полного охвата детей. |
Полный охват детей дошкольным образованием и подготовительными группами.
|
Формирование у воспитанников государственных дошкольных образовательных организаций первоначальных навыков компьютерной грамотности путем обеспечения их на 100 процентов компьютерными классами.
|
||
100-процентное обеспечение дошкольных образовательных организаций чистой питьевой водой и современной санитарно-гигиенической инфраструктурой.
|
||
2. |
Реализация программы "Благоприятная среда для образования" в системе общего среднего образования. |
Организация бесплатных автобусов для учащихся 715 средних общеобразовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях.
|
Полное обеспечение средних общеобразовательных учреждений чистой питьевой водой и современной санитарно-гигиенической инфраструктурой.
|
||
3. |
Поднятие на новый уровень системы общего среднего образования. |
Создание около 700 наименований новых учебников, тетрадей для упражнений, методических пособий и мобильных приложений для педагогов.
|
Создание 1 000 мультимедийных программ для планшетов на основе учебников нового поколения.
|
||
Привлечение в образовательные организации ежегодно 500 зарубежных специалистов - носителей языка.
|
||
Внедрение во всех средних общеобразовательных учреждениях курсов обучения профессиям.
|
||
Внедрение в учебный процесс всех средних общеобразовательных учреждений образовательной методики Президентских школ и специализированных школ.
|
||
4. |
Повышение статуса педагогических кадров, развитие их знаний и квалификации в соответствии с международными стандартами. |
Направление 1 000 воспитателей и учителей в зарубежные страны на повышение квалификации и стажировку.
|
Увеличение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций и средних общеобразовательных учреждений в 2 раза.
|
||
Непрерывное повышение квалификации 500 тысяч работников дошкольных образовательных организаций и средних общеобразовательных учреждений.
|
||
Внедрение системы подготовки кадров по высоко востребованным направлениям и направлениям педагогического образования для абитуриентов в отдаленных районах полностью на основе государственного гранта.
|
||
5. |
Широкое привлечение частного сектора для развития общего среднего образования. |
Доведение количества негосударственных средних общеобразовательных организаций до 1 000.
|
Выделение льготных кредитов в размере 1 триллиона сумов для налаживания деятельности негосударственных средних общеобразовательных организаций в ближайшие пять лет.
|
||
Начиная с 2024 года заключение договоров на строительство ежегодно не менее 100 средних общеобразовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства.
|
||
Увеличение в 3 раза доли учащихся, обучающихся в негосударственных средних общеобразовательных организациях.
|
||
Реализация проектов расширения сети средних общеобразовательных организаций на 2 миллиарда долларов на основе государственно-частного партнерства и за счет средств, привлекаемых из международных финансовых институтов.
|
||
6. |
Обучение учащихся современным знаниям и навыкам путем развития системы профессионального образования. |
Повышение качества образования и совершенствование материально-технической базы в 700 профессиональных образовательных учреждениях.
|
Создание 14 региональных центров профессиональной подготовки, доведение доли педагогических кадров, имеющих квалификационную категорию, до 50 процентов, доли курсов повышения квалификации, организуемых в дистанционной или смешанной форме, до 30 процентов.
|
||
Доведение государственного гранта при подготовке специалистов среднего звена в направлениях информационных технологий, строительства, транспорта и логистики до 100 процентов.
|
||
7. |
Расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием. |
Доведение уровня охвата молодежи высшим образованием не менее чем до 50 процентов.
|
Полное укомплектование средних общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами с высшим образованием.
|
||
Проведение международной аккредитации образовательных программ 30 высших образовательных учреждений.
|
||
Внедрение системы двойного диплома на основе не менее 50 совместных образовательных программ совместно с зарубежными университетами, входящими в Топ-500.
|
||
Достижение включения 10 высших образовательных учреждений в рейтинг Топ-1000 самых престижных высших образовательных организаций мира.
|
||
Повышение результативности научных исследований и доведение до 70 процентов научного потенциала в высших образовательных учреждениях.
|
||
8. |
Совершенствование организационно-управленческой деятельности высших образовательных учреждений, укрепление их материально-технического обеспечения. |
Преобразование 5 высших образовательных учреждений в национальные исследовательские институты.
|
Строительство дополнительных учебных зданий на 120 тысяч мест и мест проживания студентов на 150 тысяч мест.
|
||
Пополнение библиотек не менее 1 миллионом единиц современной литературы и осуществление полной оцифровки библиотечного фонда.
|
||
9. |
Обогащение фундаментальных исследований новыми направлениями исходя из современных требований. |
Выделение 3 триллионов сумов на проведение фундаментальных исследований.
|
Налаживание сотрудничества с 8 ведущими зарубежными научными школами по направлению фундаментального исследования.
|
||
Выделение 2 триллионов сумов для научных программ в направлениях языка и литературы, истории, археологии, культуры и искусства.
|
||
10. |
Усиление прикладных исследований в наиболее быстро развивающихся отраслях экономики, внедрение кластерной системы "предприятие - вуз - научная организация". |
Направление 4 триллионов сумов из Государственного бюджета на прикладные исследования.
|
Производство 850 видов инновационной продукции в "драйверных" направлениях отраслей экономики.
|
||
Создание более 2,5 тысячи новых научных разработок на основе результатов прикладных исследований.
|
||
Создание 8 научно-производственных кластеров в таких направлениях, как транспорт и логистика, сельскохозяйственная урожайность, энергетика, биотехнологии, геология и металлообработка, машиностроение и электроника.
|
||
11. |
Увеличение доли молодых исследователей, поддержка их научных изысканий. |
Доведение не менее чем до 60 процентов доли исследователей в возрасте до 40 лет, увеличение в среднем в 2 раза заработной платы сотрудников научных организаций.
|
Доведение до 20 количества ежегодных конкурсов по финансированию научных, прикладных, инновационных и стартап-проектов.
|
||
Доведение количества квот на стажера-исследователя, базовую докторантуру, докторантуру и целевую докторантуру до 5 200.
|
||
12. |
Широкое внедрение инновационной деятельности во всех направлениях, поддержка научных исследований и инновационных инициатив. |
Обеспечение включения Узбекистана в перечень топ-50 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса.
|
Доведение до 2 тысяч числа исследователей на каждый миллион населения.
|
||
Увеличение в 2 раза количества новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.
|
||
1.2. Реформы по обеспечению здоровья населения
|
||
13. |
Повышение средней продолжительности жизни населения. |
Доведение средней продолжительности жизни населения до 78 лет.
|
Увеличение в 2 раза объема средств, выделяемых на медицину.
|
||
Снижение в 2,5 раза показателей ранней смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и болезней дыхательных путей.
|
||
Резкое снижение уровня заболевания туберкулезом с нынешних 34 на 100 тысяч населения.
|
||
14. |
Дальнейшее приближение первичных медицинских услуг к населению. |
Полный охват лечением 350 тысяч больных сахарным диабетом, 1,5 миллиона больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
|
Достижение решения 70 процентов обращений населения, нуждающегося в медицинской помощи, в первичном звене.
|
||
Полный охват больных гемодиализными койко-местами в республике.
|
||
15. |
Повышение эффективности профилактики и лечения наследственных заболеваний у детей. |
Сокращение в 2 раза наследственных заболеваний у детей.
|
Повышение не менее чем на 50 процентов охвата селективными скрининговыми обследованиями на наследственные заболевания у младенцев.
|
||
16. |
Сокращение материнской и детской смертности, обеспечение здорового детства. |
Снижение в 2 раза смертности среди женщин, начиная со времени определения беременности до 42 дней после родов, новорожденных и детей до пяти лет.
|
Увеличение на 35 процентов количества родильных мест.
|
||
Бесплатное обеспечение детей в возрасте 6-23 месяцев микронутриентным порошком, детей в возрасте 2-10 лет - специальными препаратами по профилактике гельминтоза, детей в возрасте 3-15 лет - препаратами йода, девушек и женщин в возрасте 15-35 лет - поливитаминами, препаратами железа и фолиевой кислотой.
|
||
Сокращение среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний на 20 процентов.
|
||
17. |
Ранняя диагностика онкологических заболеваний и снижение показателя смертности. |
Выявление на профилактических осмотрах ранних стадий онкологических заболеваний среди населения в возрасте 30-69 лет, увеличение в 2 раза показателей продолжительности жизни до 5 лет, сокращение в 2 раза показателей смертности до 1 года.
|
Обеспечение полного охвата лечением 120 тысяч онкобольных.
|
||
18. |
Повышение эффективности профилактики неинфекционных заболеваний. |
Доведение уровня ранней диагностики неинфекционных заболеваний до 70 процентов.
|
Увеличение в 2 раза показателя выявления на ранней стадии сахарного диабета и заболеваний артериальной гипертонии среди взрослого населения (40 лет и старше).
|
||
Снижение на 30 процентов смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от сердечно-сосудистых, хронических респираторных заболеваний и сахарного диабета на каждые 100 тысяч населения.
|
||
19. |
Обеспечение здоровой и активной старости. |
Ежегодное проведение профилактического медицинского осмотра и оздоровление 100 процентов населения в возрасте 55 лет и старше.
|
Увеличение в 2 раза доли физически активного населения среди взрослого населения (40 лет и старше).
|
||
20. |
Формирование среди населения правильного питания и здорового образа жизни. |
Снижение на 32 процента доли населения, потребляющего соль выше нормы, на 22 процента - населения, не имеющего достаточной физической активности, взрослого населения, имеющего лишний вес и ожирение, соответственно, на 32 и 23 процента.
|
Снижение в среднем в 2 раза доли детей в возрасте до 5 лет с задержкой роста, недостаточным весом и лишним весом.
|
||
Ограничение 100 процентов привоза, приготовления, реализации в образовательных и медицинских учреждениях продукции с большим количеством в составе трансжиров, соли и сахара.
|
||
21. |
Широкое внедрение цифровых технологий в сферу медицины. |
Доведение цифровизации медицинских учреждений до 100 процентов.
|
1.3. Реформы по оказанию социальных услуг и сокращению бедности
|
||
22. |
Коренное совершенствование системы оказания профессиональных социальных услуг. |
Достижение полного охвата всех нуждающихся лиц системой социальной защиты.
|
Организация деятельности центров социальных услуг "Инсон" во всех районах и городах республики для комплексной реализации социальных услуг.
|
||
23. |
Создание новой системы по поддержке лиц с инвалидностью, а также формирование для них комфортной и благоприятной среды. |
Доведение уровня обеспечения качественными и современными протезно-ортопедическими изделиями нуждающихся лиц с инвалидностью до 100 процентов.
|
Повышение в 2 раза занятости лиц с инвалидностью путем обеспечения их достойной работой.
|
||
Полный охват нуждающихся лиц с инвалидностью услугами реабилитации.
|
||
Внедрение системы оценки состояния имеющейся инфраструктуры для лиц с инвалидностью с созданием для них комфортной и благоприятной среды.
|
||
Организация в рамках программы "Беспрепятственный туризм" бесплатных поездок в Самарканд, Бухару и Хиву ежегодно для 1 тысячи лиц с инвалидностью с каждого региона.
|
||
24. |
Совершенствование системы социальной защиты детей. |
Формирование в обществе культуры неприятия притеснения и насилия в отношении детей.
|
Внедрение альтернативных неинституциональных форм по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.
|
||
25. |
Усиление системы поддержки женщин, обеспечение их прав и законных интересов, повышение социальной, экономической, политической активности женщин и обеспечение гендерного равенства. |
Увеличение доли женщин на руководящих должностях до 30 процентов путем продолжения политики обеспечения гендерного равенства, повышения социально-политической активности женщин.
|
Формирование в обществе культуры неприятия притеснения и насилия в отношении женщин, обеспечение прав и законных интересов женщин.
|
||
Создание прозрачного механизма адресной работы с "Женской тетрадью", установление общественного контроля в данном направлении.
|
||
26. |
Всесторонняя поддержка представителей старшего поколения. |
Организация ежегодно экскурсий для более 1 миллиона пожилых людей по достопримечательностям республики, в том числе в исторические города, к древним памятникам архитектуры, местам паломничества и живописным местам нашей страны.
|
Повышение не менее чем до 30 процентов масштаба мероприятий, осуществляемых в рамках программ поддержки представителей старшего поколения.
|
||
27. |
Сокращение уровня бедности в стране. |
Сокращение бедности до 2026 года в 2 раза в соотношении с 2022 годом, кардинальное сокращение до 2030 года.
|
Повышение доходов 4,5 миллиона человек, имеющих риск оказаться за чертой бедности.
|
||
Подготовка 500 тысяч квалифицированных специалистов на основе социального партнерства.
|
||
28. |
Обеспечение занятости населения трудом, приносящим доход, совершенствование системы социального страхования. |
Снижение до 7 процентов уровня безработицы путем обеспечения стабильной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе молодежи и лиц с инвалидностью.
|
Организация осуществления выплаты пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, увольнению с работы в случаях ликвидации юридического лица - работодателя и отсутствия средств для выплат у ликвидируемого предприятия, страховых выплат вследствие несчастных случаев на производстве через систему гарантированного социального страхования.
|
||
29. |
Обучение граждан профессии за счет государства, развитие их профессиональных навыков и квалификации по использованию современной техники и технологий. |
Обучение 2 миллионов граждан профессиям, бизнес-навыкам и иностранным языкам.
|
Повышение квалификации 1,6 тысячи преподавателей центров профессионального обучения на основе международных стандартов.
|
||
Доведение доли частного сектора в профессиональном обучении до 30 процентов.
|
||
1.4. Реформы в направлениях государственной молодежной политики и спорта
|
||
30. |
Создание системы обучения молодежи современным профессиям и иностранным языкам. |
Организация в каждом регионе по одному "креативному парку" для обеспечения занятости молодежи по современным профессиям, привлечение в них не менее 40 тысяч молодых людей ежегодно.
|
Обеспечение овладения выпускниками школ не менее 2 иностранными языками и одной профессией.
|
||
31. |
Повышение интеллектуального потенциала молодежи, стимулирование ее научной деятельности. |
Развитие таланта не менее 2 миллионов молодых людей путем их привлечения к научной и инновационной деятельности, интеллектуальным играм и изучению иностранных языков.
|
Направление ежегодно 500 одаренных юношей и девушек на учебу в престижные зарубежные вузы.
|
||
32. |
Усиление социальной защиты молодежи и снижение уровня безработицы. |
Обеспечение занятости 400 тысяч молодых людей и достижение решения их проблем.
|
Снижение уровня безработицы молодежи с 14 до 11 процентов.
|
||
33. |
Дальнейшая популяризация IT-сферы среди молодежи и повышение экспорта услуг в сфере. |
Обеспечение занятости 300 тысяч молодых людей в IT-сфере.
|
Обучение учащихся школ современным профессиям, востребованным на международном IT-рынке.
|
||
Расширение проекта "Один миллион программистов" и подготовка ежегодно 15 тысяч самых одаренных юношей и девушек на основе программ в соответствии с требованиями престижных международных компаний.
|
||
34. |
Расширение охвата молодежи, занимающейся физической культурой и спортом. |
Повышение охвата молодежи с 8 миллионов путем организации массовых спортивных мероприятий.
|
Доведение до 36 процентов доли населения, привлеченного к занятиям спортом.
|
||
Создание не менее чем в 5 тысячах махаллей спортивных площадок для занятий физической культурой и массового спорта.
|
||
35. |
Увеличение доли молодежи в республике, занимающейся спортом профессионально и на постоянной основе. |
Доведение числа молодежи, регулярно занимающейся в спортивно-образовательных учреждениях, до 1 миллиона.
|
Создание возможности для регулярных занятий спортом около 130 тысячи молодых людей.
|
||
36. |
Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных и результативных спортсменов для национальных сборных команд. |
Достижение включения спортсменов Узбекистана на очередных Азиатских играх 2030 года в городе Доха (Катар) в ТОП-5 сильнейших в общекомандном зачете.
|
Доведение до 25 тысяч числа спортсменов с разрядами и званиями.
|
||
Доведение до 85 процентов доли работников с высшим образованием в сфере спорта.
|
||
Доведение до 140 количества научных исследований и изысканий по развитию сферы.
|
||
37. |
Развитие Олимпийского и Паралимпийского движения.
|
Достижение занятия места среди сильнейших 15 стран в Олимпийских и Паралимпийских играх.
|
1.5. Реформы по обеспечению духовного роста и поднятию на новый уровень сферы культуры
|
||
38. |
Обеспечение стабильной социально-духовной среды в обществе. |
Совместная борьба против идеологических воздействий на основе национальной идеи, укрепление сотрудничества семьи, школы и махалли и обеспечение на этой основе непрерывности духовного воспитания.
|
Внедрение образовательно-воспитательных интерактивных методов для превращения школ по-настоящему в очаг духовности и просвещения, культуры.
|
||
Внедрение новых подходов по сохранению, широкой популяризации и развитию национальных ценностей и духовного наследия узбекского народа.
|
||
Достижение охвата всех основных задач по обеспечению стабильности социально-духовной среды в обществе научными и социологическими исследованиями.
|
||
39. |
Широкая популяризация жемчужин узбекской и мировой литературы, развитие в обществе культуры чтения книг и оказания населению информационно-библиотечных услуг. |
Доведение числа молодых книголюбов до 5 миллионов.
|
Создание ежегодно 100 лучших художественных произведений и 50 художественных книг для детей и подростков.
|
||
Издание многотомника "Узбек адабиёти хазинасидан" ("Из сокровищницы узбекской литературы"), 100-томника "Жаҳон болалар адабиёти дурдоналари" ("Жемчужины всемирной детской литературы") на узбекском языке.
|
||
Цифровизация книжного фонда из около 40 миллионов книг.
|
||
40. |
Всестороннее развитие современного театрального и циркового искусства, создание художественно-идейных сценических произведений. |
Ремонт и оснащение зданий 40 театров.
|
Строительство зданий 6 новых театров, доведение ежегодных посещений государственных театров зрителями до 5 миллионов.
|
||
Создание 2 новых кукольных театров.
|
||
Выведение на новый уровень международного сотрудничества в направлении современного театрального и циркового искусства.
|
||
41. |
Повышение туристского потенциала страны путем популяризации узбекского национального искусства. |
Проведение не менее 10 международных фестивалей и форумов в направлениях искусства макома, бахши, танца и театра.
|
Привлечение не менее 20 высококвалифицированных зарубежных специалистов к преподаванию в сфере.
|
||
42. |
Дальнейшее совершенствование деятельности по сохранению, научному изучению и популяризации культурного наследия. |
Перевод в современный формат более 3 тысяч материалов, хранящихся в архивах Института искусствоведения, Института узбекского языка, литературы и фольклора.
|
Достижение включения не менее 3 образцов уникального нематериального культурного наследия во всемирные списки ЮНЕСКО.
|
||
Глубокое научное исследование более 30 элементов нематериального культурного наследия.
|
||
Выполнение работ по сохранению 158 объектов культурного наследия.
|
||
Доведение ежегодных посещений музеев до 5 миллионов.
|
||
Цифровизация 2,5 миллиона музейных экспонатов.
|
||
43. |
Развитие деятельности и укрепление материально-технической базы организаций культуры, поддержка работников сферы, развитие направлений изобразительного и прикладного искусства. |
Осуществление в 2024-2030 годах строительно-ремонтных работ и оснащение 432 центров культуры, подлежащих ремонту, с привлечением частного сектора.
|
Оснащение 13 детских школ музыки и искусства, доведение количества кружков до 7 тысяч.
|
||
Организация в парках культуры и отдыха деятельности 64 современных летних кинотеатров и 24 бук-кафе.
|
||
Создание специальных 18 аллей для пожилых людей, матерей с детьми.
|
||
Создание необходимых условий для увеличения с 5 процентов доли творческой экономики в валовом внутреннем продукте страны.
|
||
Развитие национальной кинематографии. |
Размещение национальных фильмов на 10 самых популярных в мире интернет-платформах.
|
|
Создание в 2024-2030 годах серии фильмов, состоящей из 50 кинопроектов, отражающих более чем трехтысячелетнюю историю развития нашей государственности, научное, культурное и духовное наследие наших великих предков, а также их показ за рубежом, в частности, на кинофестивалях и телеканалах.
|
||
Создание 10 мультипликационных фильмов и сериалов о национальных героях.
|
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
|
||
45. |
Повышение до 2030 года объема экономики в 2 раза и вхождение в ряд государств с доходами выше среднего. |
Доведение объема ВВП до 160 миллиардов долларов и доходов на душу населения - до 4 тысяч долларов.
|
Обеспечение энергетическими, водными и инфраструктурными ресурсами на уровне, необходимом для макроэкономической стабильности и экономического развития.
|
||
Обеспечение к 2030 году годового уровня инфляции 5-6 процентов путем продолжения осуществления структурных реформ, направленных на взаимную координацию денежно-кредитной, фискальной и внешнеторговой политики, а также улучшение конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
|
||
Последовательное продолжение трансформации и институциональных реформ в экономике, обеспечение благоприятного инвестиционного и делового климата в стране, а также осуществление сбалансированной денежно-кредитной политики.
|
||
Осуществление среднесрочной стратегии управления государственным долгом для непревышения государственного долга от 50 процентов относительно ВВП.
|
||
Обеспечение роста объема инвестиций, ежегодно вкладываемых в основной капитал, в среднем на 7 процентов.
|
||
46. |
Обеспечение фискальной стабильности и эффективное управление государственными обязательствами. |
Обеспечение сохранения консолидированного дефицита бюджета в объеме ниже 4 процентов в 2024 году относительно ВВП и 3 процентов - в последующие годы.
|
Переход к практике "бюджетирования, направленного на результат".
|
||
Использование возможности дополнительного расширения налоговой базы путем сокращения "теневой экономики".
|
||
Дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования путем повышения эффективности и расширения системы маркировки и цифровизации.
|
||
Классификация проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, с учетом их доходности и нагрузки на Государственный бюджет, а также внедрение системы управления по направлениям проекта.
|
||
47. |
Эффективное использование местной сырьевой базы и развитие основанной на передовых технологиях промышленности. |
Доведение доли промышленной технологической продукции с 25 процентов до 32 процентов.
|
Повышение производительности труда в перерабатывающей промышленности в 2 раза.
|
||
Увеличение производства необходимой для получения высокодоходной продукции меди в 3,5 раза, золота - в 1,5 раза, серебра - в 3 раза, урана - в 3 раза.
|
||
Широкое внедрение передовых международных стандартов в оценку запасов месторождений.
|
||
Создание в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Навоийской, Ташкентской и Ферганской областях крупных химико-полимерных кластеров и задействование предприятий по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
|
||
Создание конкурентной среды в сфере автомобилестроения и доведение объема производства до 1 миллиона автомобилей.
|
||
Увеличение объемов переработки меди в электротехнической промышленности на 300 тысяч тонн и привлечение 1,5 миллиарда долларов инвестиций в локализацию производства всей бытовой техники.
|
||
Внедрение системы промышленной ипотеки, предусматривающей механизмы предоставления предпринимателям зданий в форме "готового бизнеса".
|
||
Налаживание деятельности передовых школ инженеров в таких сферах, как горно-металлургическая, химическая, текстильная, электротехника, организация на крупных предприятиях собственных центров профессиональной подготовки.
|
||
Организация 8 научно-производственных кластеров в направлениях металлообработки, машиностроения и электроники, транспорта и логистики, сельскохозяйственной урожайности.
|
||
Создание центров "Поиск и развитие" (R&D) в таких направлениях, как электротехника, машиностроение, текстильная, химическая отрасли, промышленность строительных материалов, металлообработка, геология, энергетика, биотехнологии, переработка продовольственной продукции, транспорт и логистика.
|
||
48. |
Развитие "драйверных" отраслей промышленности и полное задействование промышленного потенциала регионов. |
Доведение объема добавленной стоимости в промышленности до 45 миллиардов долларов и создание 2,5 миллиона высокодоходных рабочих мест.
|
Производство крупными предприятиями импортозамещающей продукции и расширение кооперационных связей с территориальными предприятиями, внедрение системы активного стимулирования предприятий, наладивших промышленную кооперацию.
|
||
Создание в каждом районе современных технологических промышленных зон.
|
||
Осуществление геологоразведочных работ на 60 тысячах квадратных метров площади в республике.
|
||
Доведение уровня переработки пряжи в текстильной промышленности до 100 процентов, налаживание производства 400 тысяч тонн искусственного и смешанного волокна для удовлетворения спроса на высококачественное полотно.
|
||
Увеличение объемов производства строительных материалов в 2 раза и расширение производства новых видов энергосберегающих материалов.
|
||
Покрытие потребности в лекарственных средствах в фармацевтической отрасли на 70 процентов за счет отечественных производителей.
|
||
Повышение в 5 раз добавленной стоимости за счет привлечения в кожевенно-обувную промышленность более 30 престижных зарубежных брендов.
|
||
Увеличение в 3 раза объема производства мебельной продукции.
|
||
49. |
Дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности страны и ускоренное развитие рынка ценных бумаг. |
Освоение 250 миллиардов долларов инвестиций в стране, в частности, привлечение 110 миллиардов долларов зарубежных инвестиций и 30 миллиардов долларов инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.
|
Доведение объема рынка ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, до 8 миллиардов долларов.
|
||
Реализация более 500 стратегически значимых технологических и инфраструктурных проектов общей стоимостью 150 миллиардов долларов.
|
||
Ведение инвестиционного рейтинга регионов, дальнейшее повышение привлекательности каждой территории для инвесторов исходя из их возможностей.
|
||
Повышение в 2 раза объема портфельных инвестиций путем налаживания деятельности паевых и венчурных фондов.
|
||
Включение акций 40 предприятий с участием государства в "Халк IPO", внедрение механизмов стимулирования населения к участию в IPO.
|
||
Создание инфраструктуры для участия зарубежных номинальных вкладчиков и кастодианских банков на местном рынке капитала.
|
||
Создание возможности бесперебойного доступа к необходимой инфраструктуре во всех экономических зонах (дорожной, водной и канализационной системам, электрической энергии).
|
||
50. |
Ускорение реформ в банковской системе, увеличение объема рынка банковских услуг и развитие конкуренции в сфере. |
Доведение годового объема кредитования в банковской и финансовой системе до 40 миллиардов долларов, увеличение объема банковских вкладов в 4 раза.
|
Приватизация банков и сохранение в распоряжении государства 3-4 банков, привлечение на банковский рынок не менее 4 крупных авторитетных зарубежных банков.
|
||
Совершенствование норм и контрольных баз путем внедрения в банках международно признанных минимальных стандартов и требований.
|
||
Внедрение критериев и порядков исламского финансирования в не менее 3 коммерческих банках, формирование законодательных основ исламского финансирования.
|
||
Внедрение механизмов приостановления начисления процентов и штрафов, установленных на кредиты по внесенным в суды искам.
|
||
51. |
Переход к зеленой экономике, кардинальное повышение показателей использования возобновляемой энергии как ее основы. |
Доведение возобновляемых источников энергии до 25 тысяч мегаватт и доли в общем потреблении - до 40 процентов.
|
Развитие рынка "зеленых сертификатов" в промышленности и внедрение практики "экологической маркировки".
|
||
Снижение расхода природного газа путем модернизации 3 тепловых электростанций мощностью 3 ГВт.
|
||
Внедрение системы оценки энергоэффективности (энергоаудита) квартир в многоэтажных домах.
|
||
Перевод городского общественного транспорта полностью на экологически чистое топливо.
|
||
Создание системы мониторинга, охватывающей все парниковые газы, в сфере изменения климата (MRV).
|
||
Сокращение парниковых газов относительно единицы ВВП на 30 процентов по сравнению с их уровнем в 2010 году.
|
||
52. |
Бесперебойное обеспечение отраслей экономики и населения необходимыми энергоресурсами. |
Доведение объема поставки электроэнергии для отраслей экономики и нужд населения до 120 миллиардов кВт.
|
Доведение объема добычи природного газа до 62 миллиардов кубометров.
|
||
Увеличение энергоэффективности отраслей экономики в 2 раза.
|
||
Создание независимого регулятора по упорядочению рынка энергоресурсов, разделение функций закупки, реализации и поставки электроэнергии.
|
||
Модернизация инфраструктуры распределения, генерации и поставки потребителю электроэнергии и природного газа.
|
||
Привлечение зарубежных инвесторов к геологоразведочным работам, направленным на увеличение запасов углеводородного сырья.
|
||
Полная цифровизация ведения учета всех видов энергоресурсов.
|
||
Достижение устойчивой работы энергетической системы Узбекистана с энергетическими системами соседних государств.
|
||
53. |
Углубление интеграции Республики Узбекистан в глобальные транспортно-логистические сети и повышение потенциала национальной транспортной системы. |
Доведение объема перевозки транзитных грузов через территорию республики до 16 миллионов тонн.
|
Сокращение сроков перевозки грузов по железной дороге в северном направлении на 40 процентов.
|
||
Увеличение объемов услуг пассажирских и грузоперевозок в 3 раза.
|
||
Доведение доли электрифицированных железных дорог до 65 процентов.
|
||
Увеличение количества авиаполетов в 4 раза.
|
||
Строительство и ремонт 56 тысяч километров дорог.
|
||
Переход на рыночные принципы при формировании тарифов на услуги пассажирских и грузоперевозок на железнодорожном и воздушном транспорте, а также привлечение в сферу частных и зарубежных операторов.
|
||
Строительство в общем объеме 5,5 тысячи километров дорог с цементобетонным покрытием, пролегающих из районных центров до сельских населенных пунктов.
|
||
Строительство новых автомобильных дорог по маршрутам "Ташкент - Самарканд" и "Ташкент - Ферганская долина" на основе государственно-частного партнерства.
|
||
Полный охват городов и районов общественным транспортом, доведение количества новых автобусов до 5 тысяч и электробусов - до 2 тысяч.
|
||
Строительство новых скоростных железных дорог в направлениях "Ташкент - Самарканд", "Самарканд - Навои - Бухара", увеличение количества пассажироперевозок на скоростных поездах в 2,5 раза.
|
||
Модернизация низкорентабельных региональных аэропортов на основе государственно-частного партнерства и их передача в доверительное управление.
|
||
Модернизация 6 крупных аэропортов республики, в том числе на основе государственно-частного партнерства, и доведение количества частных авиакомпаний до 10.
|
||
Внедрение режима "Открытое небо" со стратегическими партнерами во всех аэропортах, доведение авиапарка республики до 100.
|
||
54. |
Резкое увеличение уровня урожайности и рентабельности в сельском хозяйстве. |
Доведение среднего дохода с гектара до 5 тысяч долларов.
|
Доведение объема экспорта в сфере сельского хозяйства до 10 миллиардов долларов в год.
|
||
Привлечение в аграрный сектор всего 15 миллиардов долларов инвестиций.
|
||
Доведение средних показателей урожайности хлопка до 45-50 центнеров, зерна - до 80-85 центнеров.
|
||
Освоение дополнительно 300 тысяч гектаров земельной площади путем применения водосберегающих технологий и посадка на данных землях кормовых, лекарственных, масленичных, бобовых культур, риса, пшеницы, овощей, бахчевых культур, создание интенсивных садов и виноградников.
|
||
Доведение обеспечения местными семенами овощей, бахчевых, картофеля до 50 процентов.
|
||
Обеспечение показателя переработки сельхозпродукции на уровне выше 25 процентов.
|
||
Организация на территориях республики деятельности 100 новых агрологистических центров мощностью 2,5 миллиона тонн и доведение их экспортного потенциала до 1 миллиарда долларов.
|
||
Внедрение механизма передачи в залог права аренды земельных площадей в рамках реформирования земельных отношений.
|
||
Ведение реестра питомнических хозяйств и внедрение системы сертификации саженцев.
|
||
Организация в каждом районе центров по содействию внедрению науки и инноваций, новых подходов в аграрной отрасли, осуществлению современных агротехнических мероприятий.
|
||
Предоставление всех субсидий дехканским и фермерским хозяйствам, а также кластерам через единую платформу "Агросубсидия" на основе принципа "шаговой доступности".
|
||
Реформирование системы страхования сельхозпродукции и скота, создание отдельного страхового фонда и привлечение в данный фонд 100 миллионов долларов, внедрение системы субсидирования 50 процентов страхового вознаграждения дехканам и фермерам.
|
||
Укрепление кормовой базы в сфере животноводства, обеспечение эффективного использования пастбищных земель.
|
||
Создание 105 тысяч гектаров новых тутовых плантаций на основе кластерной системы в сфере шелководства и создание более 1 миллиона новых рабочих мест.
|
||
55. |
Усиление экспортного потенциала национальной экономики и кардинальное увеличение в ее составе доли продукции с высокой добавленной стоимостью. |
Повышение объема экспорта в 2 раза и доведение до 45 миллиардов долларов, доведение количества предприятий-экспортеров с 6,5 тысяч до 15 тысяч.
|
Повышение объемов готовой и полуготовой продукции в составе экспорта в 3,3 раза, расширение экспорта готовой и технологической продукции в государства Европы в рамках GSP+ и других систем.
|
||
Увеличение количества предприятий, внедривших международные стандарты, в 10 раз и доведение их количества до 5 тысяч.
|
||
Создание специальных экономических зон совместно с 50 престижными брендами мира.
|
||
Всесторонняя поддержка экспортеров, продвигающих на зарубежные рынки национальные бренды на основе идеи "Новый Узбекистан - страна конкурентоспособной продукции".
|
||
56. |
Последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы, повышение доли частного сектора в экономике, создание наиболее благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей. |
Доведение доли негосударственного сектора в экономике до 85 процентов, уменьшение в 6 раз количества 2,3 тысячи предприятий, имеющих государственную долю.
|
Отмена 17 видов государственной монополии в республике, широкое привлечение частного сектора в данные сферы, сохранение в ведении государства исключительно магистральных энергетических и транспортных сетей, сфер, связанных с государственным управлением и безопасностью.
|
||
Передача частному сектору услуг по железнодорожным перевозкам, строительству и управлению автомобильными дорогами, поставке газа и электроэнергии.
|
||
Широкое внедрение механизмов частного партнерства в таких государственных монопольных сферах, как ирригация, переработка отходов, управление системой энерго- и теплоснабжения на социальных объектах.
|
||
Расширение практики предоставления отечественным субъектам предпринимательства месторождений стратегических полезных ископаемых, увеличение в 4 раза количества разрешений, предоставленных месторождениям по добыче золота, серебра, цветных металлов, вольфрама, угля и нерудных ископаемых.
|
||
В целях обеспечения стабильности налоговой системы гарантирование неповышения для бизнеса ставок по налогам на добавленную стоимость и прибыль в течение трех лет.
|
||
Полная цифровизация, упрощение налоговой системы и создание равных возможностей для всех предпринимателей, обеспечение всех необходимых условий для того, чтобы официальный сектор стал предпочтительнее и выгоднее, чем нелегальная деятельность.
|
||
Расширение возможностей продвижения малого и среднего бизнеса на международные рынки, развитие микрофинансирования, поддержка инноваций и стартапов, а также внедрение в практику новых инструментов развития кооперации с крупным бизнесом.
|
||
Переход от простого "ручного труда" к этапу промышленного производства в обеспечении занятости на основе семейного предпринимательства, повышение до 100 миллионов сумов размеров льготного кредита для покупки оборудования.
|
||
Сокращение в среднем в 3 раза времени обслуживания и оказания субъектам предпринимательства всех услуг на основе принципа "единое окно" через онлайн-портал.
|
||
57. |
Превращение страны в региональный "IT-HUB" путем развития цифровых технологий. |
Полный охват всех населенных пунктов интернетом и повышение его скорости в 10 раз, доведение скорости подключения к международному интернету до 5 000 Гбит/с, доведение охвата оптико-волоконными линиями связи и широкополосными сетями передачи данных до 100 процентов.
|
Доведение объема экспорта IT-услуг и программных продуктов до 5 миллиардов долларов.
|
||
Достижение вхождения в топ-30 рейтинга ООН по Электронному правительству.
|
||
Увеличение количества резидентов IT-Парка в 10 раз, доведение доли объема оказанных ими услуг в ВВП до 2,2 процента и количества созданных в них рабочих мест до 100 тысяч.
|
||
Доведение количества представительств (офисов) зарубежных компаний до 1 000 путем создания в IT-парке Международного центра цифровых технологий для зарубежных компаний.
|
||
Разработка первого (Unicorn) стартап-проекта по капитализации национального рынка на 1 миллиард долларов путем поддержки стартап-проектов посредством программы акселерации (развития) IT-парка.
|
||
Запуск 300 приоритетных проектов в рамках программы "Цифровое правительство", охват города Ташкента, Республики Каракалпакстан и областных центров сетями связи пятого поколения.
|
||
Полное обеспечение автомагистральных дорог международного значения мобильным интернетом.
|
||
58. |
Увеличение числа туристов путем создания широких условий для развития внешнего и внутреннего туризма в Узбекистане. |
Доведение числа зарубежных туристов до 15 миллионов, внутренних туристов - до 25 миллионов, туристов, приезжающих по паломническому туризму, - до 3 миллионов.
|
Создание в республике 30 крупных туристских кластеров, увеличение не менее чем в 2 раза количества гостевых мест, строительство 25 канатных дорог в горной местности, доведение количества туристских махаллей до 175.
|
||
Доведение экспорта туристских услуг до 5 миллиардов долларов, медицинского и образовательного туризма - до 1,5 миллиарда долларов в год.
|
||
Внедрение системы "Tax free" во всех международных аэропортах для приобретенной и оформленной в республике продукции иностранных туристов.
|
||
Разработка национальной программы "Жемчужины древней истории" и реставрация в ее рамках объектов культурного наследия, создание на территории памятников "музеев под открытым небом".
|
||
Дальнейшее стимулирование создания компаний, обеспечивающих междугородние автобусные маршруты в масштабах страны.
|
||
Создание всего более 1 000 электрозарядных станций, пунктов питания и отдыха, торговли и обслуживания.
|
||
59. |
Ускоренное развитие сферы услуг в регионах. |
Повышение в 3 раза объема оказания услуг путем развития сфер услуг и сервиса в регионах.
|
Развитие в средних и крупных городах, а также в районах с численностью населения более 300 тысяч современных рыночных услуг, IT-услуг, образовательных, медицинских, юридических, услуг в сфере искусства, туризма, гостиничного хозяйства, общественного питания и транспорта.
|
||
Развитие торговых, бытовых, парковых и развлекательных услуг путем выставления на аукционные торги 233 тысяч пустующих земельных участков на оживленных улицах с наличием необходимой инфраструктуры на основе градостроительных проектов.
|
||
Создание 36 тысяч торговых и сервисных объектов путем организации в центрах средних и крупных городов центральных улиц, специализированных на оказании услуг.
|
||
Строительство на массивах "Янги Узбекистон" и вдоль международных автомобильных дорог 6 тысяч объектов торговли и сервиса.
|
||
Привлечение ведущих проектных организаций, превращение рынков в современные, удобные торговые комплексы, отвечающие всем требованиям безопасности.
|
||
60. |
Комплексное развитие регионов, реализация стратегии урбанизации, повышение уровня обеспечения населения доступным жильем. |
Принятие мер по доведению уровня урбанизации с 51 процента до 60 процентов, превращение городов Самарканда и Намангана в "города-миллионники", доведение количества городов и районов с численностью населения более 300 тысяч до 28, разработка генеральных планов всех населенных пунктов.
|
Строительство в регионах жилых домов на 1 миллион квартир, доведение количества массивов "Янги Узбекистон" до 100, возведение дополнительно жилья на 200 тысяч семей, строительство в республике социальных домов, предназначенных для не менее 140 тысяч семей.
|
||
Внедрение практики разработки генеральных планов и мастер-планов районов (городов) с разделением на 3 категории (реновация, реконструкция и консервация) в упрощенном порядке, а также с учетом предложений населения и предпринимателей.
|
||
В целях обновления массивов с истекшим сроком эксплуатации и ветхого жилья разработка программ реновации на основе мнения широкой общественности, возведение на густонаселенных территориях многоэтажных домов на основе принципа "развитие в рост".
|
||
Осуществление строительства инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры на местах с учетом долгосрочного социально-экономического и демографического развития территории.
|
||
Внедрение новых стандартов развитых государств на основе норм безопасности строительства зданий и сооружений.
|
||
Широкое привлечение частного сектора в систему оценки, проверки и приемки монтажных работ при строительстве.
|
||
Пересмотр системы подготовки специалистов среднего звена в строительстве, подготовка 20 тысяч профессиональных мастеров в год.
|
||
Формирование законодательных основ, регулирующих строительство многоквартирных домов и других объектов недвижимости на долевой основе.
|
||
61. |
Обеспечение инфраструктурных проектов стабильными и долгосрочными источниками финансирования. |
Создание совместно с международными финансовыми институтами Фонда разработки проектов государственно-частного партнерства в Узбекистане.
|
Налаживание практики выпуска "инфраструктурных облигаций".
|
||
Внедрение финансовых механизмов гарантированного обеспечения всех населенных пунктов чистой питьевой водой и услугами канализации.
|
||
Оснащение лабораторий водоснабжающих предприятий современным лабораторным оборудованием и реактивами для осуществления мониторинга качества питьевой воды.
|
||
Обеспечение создания локальных очистных сооружений на отдаленных территориях, не имеющих централизованную систему канализации.
|
||
III. СБЕРЕЖЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
||
3.1. Реформы по сбережению водных ресурсов
|
||
62. |
Повышение культуры рационального водопользования и эффективности расхода воды в республике. |
Увеличение на 25 процентов эффективности водопользования, доведение общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями при поливе сельскохозяйственных культур, до 2 млн гектаров, в том числе технологии капельного орошения - до 600 тысяч гектаров.
|
Доведение показателя КПД ирригационной системы и поливных сетей до 0,73 в рамках семилетней программы по переводу каналов с земляным покрытием на бетонное и внутренних поливных сетей - на закрытые трубные поливные системы.
|
||
Разработка долгосрочного баланса водных ресурсов республики и внедрение системы установления его постоянного мониторинга.
|
||
Привлечение частного сектора в систему обработки, подачи и распределения воды, передача объектов подачи воды на поля в управление предпринимателям (фермерским хозяйствам и кластерам).
|
||
Продолжение активного двустороннего взаимовыгодного сотрудничества с соседними государствами в вопросах интегрального управления водными ресурсами, обоюдного использования трансграничных водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных объектов.
|
||
Доведение годовой мощности отечественных предприятий по производству водосберегающих технологий до 300 тысяч гектаров.
|
||
Обеспечение установления счетчиков всем пользователям питьевой воды.
|
||
Внедрение показателей качества питьевой воды, уровня питьевого водоснабжения, эффективности предприятий водоснабжения и канализации.
|
||
63. |
Обеспечение рационального водопользования в сельскохозяйственной отрасли. |
Доведение доли бетонных покрытий 18,7 тысячи километров или 66 процентов магистральных и межхозяйственных каналов с земельным руслом до 13,1 тысячи километров или 46 процентов.
|
Снижение засоленных площадей до 1,7 миллиона гектаров на орошаемых земельных участках в результате осуществления строительства и реконструкции на мелиоративных объектах.
|
||
Модернизация ирригационной системы и увеличение доли каналов с бетонным покрытием до 46 процентов или 13,2 тысячи километров.
|
||
Снижение орошаемых земельных площадей с сильным и средним уровнем засоленности до 430,0 тысячи гектаров, земельных площадей с проблемным состоянием подземных вод - до 773,4 тысячи гектаров.
|
||
64. |
Развитие системы ирригации и водосберегающих технологий, широкое внедрение в управление сферой частного сектора и механизмов государственно-частного партнерства. |
Внедрение не менее чем на 100 крупных водохозяйственных объектах автоматизированной системы управления.
|
Расширение объема Туямуйинского водохранилища дополнительно на 1 миллиард кубометров, улучшение водоснабжения на 1,2 миллиона гектаров и создание запаса питьевой воды.
|
||
Увеличение потока частных инвестиций в сферу ирригации за счет привлечения частного сектора, широкого внедрения механизмов государственно-частного партнерства.
|
||
65. |
Снижение потребления электроэнергии насосными станциями в рамках широкого внедрения технологий "зеленой энергии". |
Замена изношенных 1 069 насосов и 1 079 электродвигателей на насосных станциях на энергосберегающие.
|
Установка энергосберегающих устройств, модернизация насосных станций, снижение их годового потребления электроэнергии на 30 процентов.
|
||
Перевод насосных станций на альтернативную энергию за счет широкого внедрения современных технологий, сберегающих электроэнергию и другие ресурсы.
|
||
3.2. Реформы по охране окружающей среды
|
||
66. |
Кардинальное улучшение экологической обстановки в республике, устранение экологических проблем, влияющих на жизнь человека. |
Установка и модернизация имеющихся высокоэффективного пылегазоочистного оборудования и локальных водоочистных сооружений, внедрение в 14 регионах режима экологически чистой территории.
|
При составлении генеральных планов городов обеспечение создания не менее чем на 30 процентах их территории зеленых площадей, при строительстве жилых зданий - пропорциональности "зеленых площадей" на численность населения.
|
||
Внедрение системы автоматического забора образцов из источников загрязнения объектов с высоким уровнем (I категория) риска воздействия на окружающую среду.
|
||
Совершенствование механизмов оценки уровня загрязненности окружающей среды, развитие системы наблюдения за окружающей средой, прогнозирования уровня ее загрязненности.
|
||
Внедрение системы идентификации и вакцинации бездомных животных, организация деятельности 14 питомников, занимающихся их содержанием.
|
||
Внедрение практики постоянной публикации для общественности на официальных веб-сайтах и в средствах массовой информации данных об уровне и качестве промышленных сточных вод.
|
||
67. |
Расширение общенационального проекта "Яшил макон", направленного на стабилизацию экологической обстановки. |
Посадка ежегодно 200 миллионов саженцев деревьев и доведение уровня озеленения республики до 30 процентов, создание системы ухода и орошения каждого высаживаемого дерева.
|
Создание 1 984 зеленых садов, в том числе 112 крупными промышленными предприятиями на собственных и прилегающих территориях в течение трех лет "зеленых поясов" из 30 миллионов саженцев.
|
||
Создание на территории всех государственных органов, предприятий, образовательных учреждений "зеленых садов".
|
||
Увеличение в городе Ташкенте территории зеленых площадей в 5 раз, доведение ее до 5 тысяч гектаров.
|
||
Организация в 10 регионах республики системы аэробиологического мониторинга в соответствии с инициативами общенационального проекта "Яшил макон".
|
||
Создание в городских и районных центрах общественных парков на каждые 50-100 тысяч населения.
|
||
68. |
Расширение площади лесов. |
Создание 26 200 гектаров защитных лесных насаждений для сохранения земель от эрозии и мелиоративных объектов - от песчаных сходов.
|
Доведение в республике площадей с лесными насаждениями до 6,1 миллиона гектаров, увеличение заготовки семян деревьев и кустарников на 840 тонн.
|
||
Создание плантаций лесного фонда на горных и предгорных территориях, увеличение растений в степной зоне, создание защитных лесных насаждений на территориях.
|
||
Развитие экотуризма, горного, охотничьего и сафари-туризма на территориях лесных хозяйств и национальных природных парков, в горной и степной местности, а также охраняемых зонах водных объектов.
|
||
69. |
Стабилизация экологической обстановки в регионе Приаралья, смягчение негативного воздействия экологических проблем, возникших в результате высыхания Аральского моря. |
Доведение лесопосадок в регионе Приаралья до 2,3 миллиона гектаров.
|
Создание на дне высохшего Аральского моря дополнительно 600 тысяч гектаров зеленых площадей, доведение их общего объема до 2,6 миллиона гектаров или до 80 процентов территории.
|
||
Реализация проектов фонда "Зеленый климат" и Глобального экологического фонда стоимостью 300 миллионов долларов на основе программ, направленных на сохранение биоразнообразия, предотвращение изменения климата и эрозии почвы.
|
||
Реализация совместно с международными партнерами проекта "Улучшение состояния земель, подверженных деградации в нижнем течении бассейна Аральского моря".
|
||
70. |
Предотвращение негативного воздействия изменения климата. |
Создание на 600 тысячах гектаров площади зеленых насаждений - защитных лесопосадок в качестве меры против опустынивания, засухи, пыльно-песчаных бурь и повышения температуры.
|
Доведение уровня раннего предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях до 100 процентов, уровня достоверности прогнозов потока горных рек - до 98 процентов.
|
||
Доведение уровня достоверности агрометеорологических прогнозов о развитии сельхозпосевов и урожайности до 96 процентов.
|
||
Рекультивация 6 075 гектаров земельных площадей, деградированных в результате добычи полезных ископаемых.
|
||
Создание высокоурожайных сортов сельхозкультур, плодов и винограда, стойких к маловодью и засухе, соответствующих климату каждой территории, повышение урожайности на 30-35 процентов.
|
||
71. |
Обеспечение устойчивого сохранения биоразнообразия. |
Расширение природоохранных территорий до 12 процентов, ежегодное проведение биоботанической проверки растений естественных пастбищ и сенокосов на 2 миллионах гектаров.
|
Создание ежегодно на 25 тысячах гектаров площади культурных плантаций по выращиванию и разведению лекарственных и пищевых растений.
|
||
Усиление контроля за незаконным использованием объектов животного и растительного мира, повышение экологической культуры и уровня осведомленности населения о биоразнообразии.
|
||
Создание в Ташкентском, Термезском и Ферганском государственных зоопарках реабилитационных центров по временному содержанию, лечению и уходу за конфискованными дикими животными.
|
||
72. |
Улучшение качества услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. |
Повышение уровня охвата услугами сбора и вывоза твердых бытовых отходов на 100 процентов, уровня переработки отходов - на 65 процентов.
|
Доведение доли сжигаемых отходов до 35 процентов, сокращение полигонов бытовых отходов - не менее чем на 50 процентов.
|
||
Внедрение кластерной системы, охватывающей процессы вывоза из городов, переработки бытовых отходов и производства экологически чистой энергии и другой продукции из них в рамках системы "Ноль отходов".
|
||
73. |
Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, принятие решительных мер по сохранению его природного состава. |
Уменьшение на 10,5 процента количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ.
|
Полная модернизация загрязняющих технологий в хозяйствующих субъектах, относящихся к I и II категории воздействия на окружающую среду, строительство и реконструкция локальных дренажно-очистных сооружений на 249 промышленных предприятиях.
|
||
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА, ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ
|
||
4.1. Реформы по организации государственного управления, ориентированного на служение народу, и совершенствованию общественного управления
|
||
74. |
Превращение махалли в "связующий мост" между общественностью и государственными органами в обеспечении благосостояния населения и решении повседневных вопросов в регионах. |
Внедрение практики направления средств махалли, согласно голосованию жителей, на инфраструктурные проекты в махаллях, увеличение размера средств, выделяемых на решение проблем в махаллях, не менее чем в 3 раза.
|
Доведение объема средств, выделяемых на улучшение инфраструктуры по инициативе населения, до 24 триллионов сумов.
|
||
Организация оказания в махаллях более 100 государственных услуг на основе принципа "шаговой доступности".
|
||
100-процентная цифровизация процессов по работе с населением в махаллях, задействование в каждой махалле "пунктов электронных услуг".
|
||
75. |
Превращение представительных органов государственной власти на местах в настоящий голос народа. |
Полная отмена практики руководства хокимами местным Кенгашем, конкретное определение правового статуса, основных задач и функций, круга ответственности председателя Кенгаша.
|
Создание необходимых условий для участия общественности в деятельности местных Кенгашей, широкое вовлечение институтов гражданского общества, поэтапная цифровизация их деятельности.
|
||
Пересмотр более 300 функций местных Кенгашей, отмена не относящихся к их компетенции.
|
||
Систематизация более 500 актов законодательства, касающихся деятельности местных Кенгашей.
|
||
76. |
Трансформация деятельности исполнительных органов государственной власти на местах, налаживание территориального управления на основе принципа "служение интересам населения". |
Четкое разграничение задач и функций хокимиятов областей и районов (городов).
|
Создание правовых основ формирования органов исполнительной власти на местах на основе демократических принципов, создание правовых основ досрочного освобождения их от должности.
|
||
Повышение роли хокимиятов в определении штатных единиц и структур территориальных исполнительных органов, формирование "реестра полномочий" по реализуемым на территориях задачам (функциям).
|
||
Оптимизация более 70 дублирующих функций хокимиятов и подразделений министерств.
|
||
Из более 500 задач, возложенных на хокимияты, отмена не присущих их деятельности.
|
||
Систематизация более 500 актов законодательства, касающихся деятельности хокимиятов.
|
||
77. |
Внедрение системы "Сервисное государство" для населения путем расширения масштаба цифровизации государственных услуг, устранение бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством. |
Доведение доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме, до 100 процентов.
|
Доведение доли услуг, предоставляемых исключительно через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 50 процентов.
|
||
Увеличение до не менее 40 видов государственных услуг, оказываемых в композитном и проактивном порядке.
|
||
Передача не менее 300 государственных услуг частному сектору.
|
||
Сокращение минимум на 20 процентов и упрощение 50 процентов лицензируемых и разрешительных документов.
|
||
Упрощение около 300 процедур оказания государственных услуг.
|
||
Цифровизация государственных услуг на основе принципов "3 шага", "адаптированный к пользователю", "все в одном мобильном приложении".
|
||
Передача 40 процентов государственных услуг частному сектору и сокращение личного участия граждан в 2 раза.
|
||
Переход на новый этап от системы "Электронное правительство" - к системе "Цифровое правительство", обеспечение преобразования в цифровой формат всех документов и отношений.
|
||
Отмена таких излишних формальных процедур, как написание заявления, заполнение различных форм гражданами при обращении для доступа к государственным услугам, создание системы, при которой государственные ведомства самостоятельно получают необходимые документы из электронной базы.
|
||
78. |
Организация деятельности органов государственного управления на основе принципа "Государство, служащее народу". |
Увеличение не менее чем в 3 раза доли частного сектора в таких сферах, как здравоохранение, строительство, транспорт, образование.
|
100-процентная цифровизация процессов осуществления около 5 тысяч функций, имеющихся в государственном управлении.
|
||
Уменьшение минимум на 20 процентов обязательных требований, включенных в Единый электронный реестр обязательных требований.
|
||
Передача в рамках политики децентрализации государственного управления не менее 30 процентов задач и функций республиканских органов исполнительной власти местным исполнительным органам.
|
||
Внедрение института политической ответственности за серьезные ошибки и недостатки, допущенные руководителями государственных органов в деятельности возглавляемых ими ведомств или системы.
|
||
Направление контрольных функций государства исключительно на обеспечение жизни, здоровья и безопасности граждан.
|
||
79. |
Дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в строительстве Нового Узбекистана. |
Цифровая трансформация процессов работы парламента и его органов, в том числе 100-процентная цифровизация процессов принятия и обнародования решений.
|
Обеспечение возможности электронного общения с избирателями, направления и контроля депутатского запроса в электронной форме.
|
||
Внедрение порядка внесения и рассмотрения предложений по законодательству.
|
||
Внедрение смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов в представительные органы с целью дальнейшего повышения роли политических партий в процессе углубления демократических реформ и модернизации страны.
|
||
80. |
Обеспечение гармонизации нормотворческой деятельности и реформ, развитие институциональных основ правовой политики государства. |
Сокращение не менее чем на 30 процентов регуляторной нагрузки в результате оптимизации актов законодательства.
|
Расширение практики принятия законов прямого действия, доведение их доли до не менее 60 процентов.
|
||
Доведение охвата эффективным мониторингом исполнения нормативно-правовых актов до 100 процентов.
|
||
Увеличение минимум в 2 раза объема оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.
|
||
Повышение конкурентоспособности правовой системы, создание упрощенной и компактной законодательной системы, удобной для населения и субъектов предпринимательства.
|
||
Резкое сокращение количества ведомственных нормативно-правовых актов путем определения конкретных пределов их принятия.
|
||
81. |
Организация государственной гражданской службы на основе принципов меритократии, честности и профессионализма. |
Полная цифровизация деятельности более 2 тысяч структурных подразделений по работе с кадрами.
|
Доведение уровня охвата государственных гражданских служащих системой непрерывного повышения квалификации до 100 процентов.
|
||
Обеспечение охвата системой государственной гражданской службы более 70 государственных органов в рамках полного задействования системы государственной гражданской службы, предусмотренной в Законе "О государственной гражданской службе".
|
||
Доведение количества кандидатов на руководящие должности Национального кадрового резерва до не менее тысячи человек.
|
||
Налаживание практики оценки деятельности руководителей государственных органов и их заместителей на основе общественного мнения.
|
||
82. |
Повышение эффективности системы выявления и решения проблем населения путем дальнейшего расширения диалога с народом. |
Отмена в государственных органах и организациях практики регистрации обращений в бумажной форме.
|
Создание возможности обращения во все государственные органы и организации, а также их территориальные подразделения в электронной форме, в том числе через соответствующее мобильное приложение.
|
||
Обеспечение удовлетворения на местном уровне не менее 80 процентов обращений.
|
||
Сокращение доли повторных обращений не менее чем в 2 раза.
|
||
Создание народной системы решения социально-экономических проблем территорий в самой махалле.
|
||
Доведение до 100 процентов возможностей участия в приемах должностных лиц республиканских органов исполнительной власти в дистанционной форме по видеосвязи.
|
||
83. |
Дальнейшее развитие свободного гражданского общества и деятельности средств массовой информации, превращение Узбекистана в хаб по развитию гражданского общества. |
Совершенствование системы защиты прав средств массовой информации, усиление ответственности за воспрепятствование их профессиональной деятельности.
|
Последовательное продолжение политики открытости, гарантированное обеспечение реализации прав граждан на получение, использование и распространение информации.
|
||
Увеличение не менее чем в 3 раза количества проектов, реализуемых в социальном партнерстве.
|
||
Доведение количества негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в государственных программах, до не менее 80.
|
||
4.2. Реформы по обеспечению верховенства закона и в судебно-правовой системе
|
||
84. |
Обеспечение верховенства Конституции и законов, превращение надежной защиты прав и свобод человека в главный критерий судебно-правовых реформ. |
Полное оснащение светофорами (с управляемой кнопкой) пешеходных дорожек на нерегулируемых дорогах в две и более полос в населенных пунктах.
|
Сокращение с 30 процентов до 20 процентов практики назначения наказания в виде лишения свободы.
|
||
Увеличение не менее чем в 2 раза возможностей дистанционного осуществления некоторых процессуальных действий в деятельности судов и следственных органов.
|
||
85. |
Установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также дальнейшее развитие системы административной юстиции. |
Полное устранение факторов, препятствующих непосредственному обращению в административные суды.
|
Повышение на 50 процентов эффективности решения споров, решаемых на досудебном этапе.
|
||
Снижение на 50 процентов количества дел, поступающих в суды по спорам, которые могут быть решены до суда.
|
||
Полное внедрение принципов административных процедур в регулирующие дорожное движение знаки и жесты.
|
||
86. |
Повышение уровня достижения правосудия путем усиления независимости судебной власти и обеспечения открытости ее деятельности. |
Достижение направления 50 процентов жалоб в суды по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в электронной форме.
|
Достижение обеспечения участия защитника или общественного защитника в 100 процентах уголовных дел, рассматриваемых в отношении субъектов предпринимательства.
|
||
Полное внедрение в управление судебной системой принципа самоуправления судей и формирование системы органов судейского сообщества.
|
||
Достижение накопления 0,64 балла по Индексу Верховенства права проекта Всемирного правосудия.
|
||
Достижение накопления 61,5 балла по направлению Верховенства права Индикаторов качества управления.
|
||
87. |
Направление деятельности правоохранительных органов на защиту интересов, чести, достоинства и прав человека. |
Внедрение возможности наблюдения через индивидуальный номер и QR-код за процессом - от возбуждения уголовного дела до вынесения приговора путем создания Единого электронного реестра.
|
Полная цифровизация деятельности по сбору и закреплению доказательств путем внедрения современных технологий и последних научных достижений.
|
||
Налаживание исполнения не менее 30 процентов категории дел по обеспечению исполнения судебных актов и актов иных органов с помощью частного сектора.
|
||
Уменьшение не менее чем на 50 процентов количества дорожно-транспортных происшествий, имеющих серьезные последствия.
|
||
Ведение электронной версии 100 процентов уголовных дел и материалов, обеспечение электронного документооборота по данным делам.
|
||
88. |
Кардинальное повышение статуса института адвокатуры, а также развитие системы оказания квалифицированной правовой помощи. |
Перевод института адвокатуры на систему самоуправления, обеспечение его подлинной независимости от государственных органов и других структур.
|
Внедрение системы повышения квалификации адвокатов, соответствующей современным международным стандартам и основанной на принципах альтернативности.
|
||
Увеличение количества адвокатов не менее чем на 2 000.
|
||
Достижение доведения не менее чем до 50 процентов уровня электронного документооборота между адвокатами и судами, правоохранительными органами и другими государственными органами по гражданским, административным и экономическим делам.
|
||
89. |
Повышение эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, ускоренное продолжение работы по формированию в обществе непримиримого отношения к коррупции. |
Достижение обретения не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией "Transparency International".
|
Достижение уменьшения в 2 раза случаев нарушения требований актов законодательства о государственных закупках.
|
||
При осуществлении государственных закупок путем заключения прямых договоров широкое внедрение общественного контроля для предотвращения фактов хищения средств, завышения цен на товары и услуги относительно рыночной стоимости.
|
||
Обеспечение разработки 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа "законодательство, свободное от коррупции".
|
||
V. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПЕ "БЕЗОПАСНОЕ И МИРОЛЮБИВОЕ ГОСУДАРСТВО"
|
||
5.1. Реформы, направленные на проведение открытой, прагматичной и активной внешней политики
|
||
90. |
Последовательное осуществление внешней политики Нового Узбекистана исходя из интересов народа и государства. |
Последовательное продолжение осуществления открытой, прагматичной, активной и добрососедской внешней политики на фоне происходящих в мире сложных процессов.
|
Установление со странами-партнерами и в рамках авторитетных международных организаций взвешенного и постоянного диалога по региональным и глобальным вопросам.
|
||
Ускоренное развитие отношений добрососедства и стратегического партнерства со всеми соседними государствами, регулярное и эффективное ведение двусторонних и многосторонних переговоров в политическом, экономическом, культурном и гуманитарном направлениях.
|
||
91. |
Поднятие на качественно новый уровень практического сотрудничества в регионе Центральной Азии. |
Усиление тесного сотрудничества в регионе в разных приоритетных направлениях, особенно в области экологии и охраны природы, рационального использования водных ресурсов, дальнейшего развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
|
Углубление полномасштабных отношений стратегического партнерства и союзничества в Центральной Азии с учетом международного права и национальных интересов всех государств региона.
|
||
Поэтапное достижение свободного передвижения граждан на территории государств Центральной Азии, а также оборота товаров, услуг и капитала без искусственных ограничений, продолжение работы по формированию общего туристского пространства.
|
||
Развитие многогранных и взаимовыгодных отношений с Афганистаном, оказание тесного содействия его экономическому восстановлению, внесение вклада в реализацию транспортно-транзитного потенциала.
|
||
92. |
Развитие взаимовыгодных связей с традиционными партнерами, расширение географии международного сотрудничества, присоединение к глобальным цепочкам производства и поставки. |
Повышение эффективности и активизация экономической дипломатии в продвижении и защите национальных интересов.
|
Дальнейшее эффективное расширение традиционных, многоплановых связей и связей стратегического партнерства со странами СНГ.
|
||
Развитие торгово-экономического, финансового, инвестиционного и технологического сотрудничества со странами Европы, дальнейшее укрепление правовых основ многопланового партнерского и практического взаимодействия.
|
||
Усиление сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объемов экспорта и номенклатуры на региональные рынки, а также повышение притока инвестиций в страну.
|
||
Дальнейшее расширение имеющихся связей со странами регионов Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, налаживание взаимовыгодного сотрудничества в новых и перспективных направлениях, формирование транспортно-логистических коридоров, соединяющих регионы и создающих возможность для выхода Узбекистана на мировой рынок.
|
||
Дальнейшее расширение на новом уровне стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества со странами Америки, в частности США, усиление взаимосвязей в сферах инвестиций, экспорта и передовых технологий.
|
||
93. |
Вступление в полноценные члены Всемирной торговой организации. |
Приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие правилам, нормам и соглашениям Всемирной торговой организации.
|
Завершение переговоров не менее чем с 10 зарубежными государствами в год по выходу на их рынок.
|
||
Системное проведение переговоров с государствами - членами ВТО по выходу на рынки, эффективное завершение процесса вступления в члены Организации.
|
||
94. |
Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, внедрение системы постоянного диалога с ними. |
Всестороннее стимулирование деятельности общественных объединений, созданных соотечественниками, и доведение их количества до 300.
|
Выделение 200 грантов для соотечественников за рубежом, обучающихся в вузах в направлениях узбекского языка и литературы, истории, культуры, искусства и ремесленничества.
|
||
Реализация 100 проектов в сферах медицины, образования и науки с участием соотечественников.
|
||
Увеличение на 100 тысяч количества изданий художественной литературы, доставляемых общественным объединениям соотечественников.
|
||
95. |
Совершенствование системы внешней трудовой миграции, оказание всестороннего содействия гражданам, осуществляющим трудовую деятельность за рубежом. |
Увеличение на 30 количества соглашений с зарубежными государствами по трудоустройству.
|
Организация системы обучения профессии и обеспечения работой граждан с 2 тысячами зарубежных компаний в рамках обучения профессиям и иностранным языкам совместно с зарубежными партнерами на основе государственно-частного партнерства.
|
||
Реинтеграция лиц, вернувшихся из трудовой миграции, в том числе обеспечение их занятости, повышение профессиональной квалификации и стимулирование предпринимательских инициатив.
|
||
Дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальной внешней трудовой миграции и торговле людьми.
|
||
5.2. Реформы по усилению безопасности и оборонного потенциала страны
|
||
96. |
Дальнейшее усиление гарантий реализации прав граждан на свободный поиск, получение и распространение информации. |
Обеспечение соблюдения законодательства на национальном информационном пространстве, повышение культуры использования информации, защита населения от воздействия чуждой и деструктивной информации, предотвращение радикализации.
|
Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к всемирной информационной сети Интернет, обеспечение кибербезопасности на национальном Интернет-пространстве и повышение грамотности граждан по пользованию Интернетом.
|
||
97. |
Дальнейшее повышение мощи Вооруженных Сил, обороноспособности и военного потенциала страны с учетом происходящих в мире сложных глобальных процессов. |
Повышение цифрового потенциала и обеспечение информационной безопасности Вооруженных Сил, повышение знаний и навыков военнослужащих в использовании современных информационно-коммуникационных технологий.
|
Укрепление боевого духа и потенциала войск, развитие боеготовности и мастерства войск на основе изучения современного боя и военных конфликтов, а также передового опыта зарубежных армий.
|
||
Усиление сотрудничества с силовыми структурами Вооруженных Сил, повышение эффективности и уровня скоординированности совместных действий.
|
||
Регулярное совершенствование системы подготовки высококвалифицированных военных кадров, широкое внедрение в учебные процессы современных методов военной подготовки.
|
||
98. |
Предотвращение чрезвычайных ситуаций и бедствий, связанных с глобальными изменениями климата и представляющих угрозу жизни человека. |
Внедрение Национальной системы раннего предупреждения о мощных землетрясениях в республике на основе интеграции с глобальной системой международных сейсмических наблюдений.
|
Создание системы мониторинга и заблаговременного прогнозирования чрезвычайных ситуаций на водохранилищах и других объектах с высоким уровнем опасности.
|
||
Углубление сотрудничества в таких направлениях, как обеспечение единой глобальной безопасности, усиление потенциала реагирования при чрезвычайных ситуациях, оперативный информационный обмен со всеми государствами региона, проведение совместных учений.
|
||
99. |
Укрепление безопасности границ. |
Широкое внедрение в систему охраны Государственной границы современных технологий, средств коммуникации и технических (инженерных) сооружений.
|
Дальнейшая автоматизация процесса обеспечения безопасности Государственной границы с использованием технологий искусственного интеллекта.
|
||
Повышение уровня оснащенности с точки зрения замедления и усложнения действий нарушителей границы.
|
||
100. |
Укрепление в обществе атмосферы межнационального согласия и развитие дружеских связей с зарубежными странами. |
Проведение конкурса "Ёш китобхон" ("Юный книголюб") дополнительно на 6 языках (каракалпакском, таджикском, казахском, русском, кыргызском и туркменском).
|
Увеличение в 2 раза фонда художественной литературы в школах с обучением на иностранных языках.
|
||
Увеличение в 3 раза количества научно-популярных статей в сфере межнациональных отношений.
|
||
Доведение количества обществ дружбы до 60 и увеличение в 2 раза количества городов-побратимов.
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 12 сентября 2023 г.
"Народное слово", 12 сентября 2023 г.