Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.09.2023 г. N ПП-319 "О мерах дальнейшего совершенствования системы оказания социальных услуг и помощи населению"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.09.2023 г.

N ПП-319



О МЕРАХ

ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

УСЛУГ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ


В целях организации социальной защиты на уровне махалли, оказания социальных услуг и помощи на основе комплексного подхода, предупреждения попадания населения в тяжелое социальное положение, повышения адресности и эффективности социальной защиты, а также обеспечения социализации нуждающихся в поддержке слоев населения:


1. Внедрить с 15 октября 2023 года в порядке эксперимента новую систему оказания социальных услуг и помощи группами социальных работников центров социальных услуг "Инсон" Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) на начальном этапе в 28 районах (городах) согласно приложению N 1.


2. Определить основными задачами и направлениями деятельности групп социальных работников (далее - социальные работники) центров социальных услуг "Инсон" районов (городов):

оказание профессиональных социальных услуг лицам и семьям, оказавшимся в тяжелом положении и с высоким риском попадания в тяжелое положение (далее - население, нуждающееся в социальной защите), на основе комплексного подхода непосредственно на уровне махалли;

разработку планов оказания социальных услуг и помощи населению, нуждающемуся в социальной защите, в индивидуальном порядке (далее - план оказания индивидуальных социальных услуг) путем оценки его потребностей и имеющихся возможностей;

организацию оказания социальных услуг и помощи в соответствии с планом оказания индивидуальных социальных услуг, при необходимости - внесение соответствующих корректировок в план оказания индивидуальных социальных услуг;

привлечение внутренних ресурсов, включая добровольцев социальной поддержки (родственников, соседей, волонтеров), к оказанию социальных услуг и помощи, а также координацию их деятельности в данном направлении;

предоставление населению разъяснений о гарантированных государством социальных услугах и помощи, а также правах граждан на доступ к данным услугам.

При этом руководители государственных органов и организаций несут персональную ответственность за всестороннее содействие социальным работникам в оказании социальных услуг и помощи.


3. Установить, что:

начиная с 15 октября 2023 года признание либо отмена признания претендентов в качестве одиноко проживающего или одинокого престарелого и лица с инвалидностью, нуждающегося в постороннем уходе, а также включение в список (исключение из списка) одиноких престарелых и лиц с инвалидностью производятся на основании решения центров социальных услуг "Инсон";

директорам центров социальных услуг "Инсон" предоставляется право на осуществление временной регистрации на срок до шести месяцев населения, нуждающегося в социальной защите, не имеющего определенного места жительства, в учреждения при Агентстве, имеющие жилищный фонд.


4. Утвердить План мер по совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи в республиканском масштабе согласно приложению N 2.


5. Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. принимать меры по решению системных проблем, возникающих в процессе внедрения новой системы оказания социальных услуг и помощи в 28 районах (городах), указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению.

Отметить, что в период эксперимента хокимияты районов (городов) утверждают "дорожные карты" по организации системы оказания социальных услуг и помощи населению в центрах социальных услуг "Инсон".


6. Советнику Президента Республики Узбекистан - директору Агентства Оллоёрову М.П. в трехмесячный срок по результатам эксперимента внести предложение о внедрении системы социальных услуг и помощи во всех регионах.


7. Определить, что:

Агентство и его территориальные подразделения являются полномочным органом по работе с женщинами и детьми, подвергшимися притеснению и насилию;

критерии оценки эффективности деятельности социальных работников утверждаются Агентством в установленном порядке;

вознаграждения, выплачиваемые по результатам оценки эффективности деятельности социальных работников, финансируются за счет средств Государственного фонда социальной защиты;

Социальной инспекции и ее территориальным управлениям предоставляется полномочие вносить в министерства и ведомства, деятельность которых координируется Агентством, и организации их системы предписания по применению мер дисциплинарного наказания в отношении их работников за неоказание социальных услуг и помощи в порядке, установленном законодательством, (или оказание в неполном объеме).

Установить, что государственные закупки, связанные с организацией деятельности центров социальных услуг "Инсон" и социальных работников, осуществляются в порядке исключения путем заключения прямых договоров.


8. Министерству юстиции обеспечить:

в срок до 1 ноября 2023 года утверждение совместно с Агентством регламента, определяющего основные направления деятельности подразделений "Окно социальных услуг";

в срок до 1 декабря 2023 года оснащение по заказам Агентства материально-технической базой, мебелью, включая средства связи (интернет, коммуникации и другое), необходимыми для полноценного осуществления деятельности подразделений "Окно социальных услуг";

начиная с 1 января 2024 года организацию в полном объеме деятельности подразделений "Окно социальных услуг", специализированных на оказании социальных услуг и помощи населению, нуждающемуся в социальной защите, в центрах государственных услуг и их филиалах.


9. Обеспечить:

а) Агентству в срок до 1 ноября 2023 года:

разработку и функционирование отдельного электронного модуля (e-case), осуществляющего координацию социальных услуг в Информационной системе "Единая национальная социальная защита" (далее - ИС "Социальная защита");

совместно с Министерством цифровых технологий - внедрение в порядке эксперимента опыта онлайн-приема заявлений граждан социальными работниками центров социальных услуг "Инсон" в 28 районах (городах), указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению;

б) Министерству цифровых технологий и Агентству совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством молодежной политики и спорта в срок до 1 декабря 2023 года - интеграцию в ИС "Социальная защита" информационных баз "Тетрадь милосердия", "Саховат ва кумак", "Молодежная тетрадь" и "Женская тетрадь", включая сведения о гражданах, включенных в эти тетради, а также назначенных им выплатах.


10. Агентству обеспечить:

а) в срок до 1 марта 2024 года:

совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством молодежной политики и спорта - внедрение в махаллях системы выявления проблем населения, нуждающегося в социальной защите, на основе единого вопросника;

внесение в Правительство предложений о выявлении населения, оказавшегося в тяжелом положении, а также с высоким риском попадания в тяжелое положение;

б) в срок до 1 марта 2024 года - внесение в Правительство предложений о внедрении практики заключения договора на оказание социальных услуг при предоставлении государством социальных услуг и помощи.


11. Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан выделять по заявкам Агентства средства соответствующим негосударственным некоммерческим организациям.


12. Кабинету Министров в недельный срок обеспечить утверждение:

соответствующего постановления Правительства, охватывающего процессы организации деятельности центров социальных услуг "Инсон" и социальных работников в махаллях;

электронных баз данных и перечня данных межведомственного обмена, подлежащих интеграции с ИС "Социальная защита".


13. Агентству совместно с министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


14. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3*.


15. Возложить на советника Президента Республики Узбекистан - директора Агентства Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



*) Приложение N 3 не приводится.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 28.09.2023 г. N ПП-319



ПЕРЕЧЕНЬ

районов (городов), в которых

на начальном этапе внедряется оказание

социальных услуг и помощи

  

  

N

  

Наименование районов (городов)

  

Количество махаллей

(единиц)

Количество социальных работников


Республика Каракалпакстан

  



1.

Берунийский район

  

40

28

2.

Ходжейлийский район

  

28

18


Андижанская область

  



3.

Город Андижан

  

83

52

4.

Ходжаабадский район

  

39

16


Бухарская область

  



5.

Каракульский район

  

50

26

6.

Пешкунский район

  

37

20


Джизакская область

  



7.

Бахмальский район

  

33

22

8.

Галляаральский район

  

35

26


Кашкадарьинская область

  



9.

Каршинский район

  

58

40

10.

Дехканабадский район

  

54

22


Навоийская область

  



11.

Канимехский район

  

15

6

12.

Город Навои

  

36

22


Наманганская область

  



13.

Касансайский район

  

59

24

14.

Чустский район

  

72

36


Самаркандская область

  



15.

Пахтачинский район

  

59

26

16.

Город Каттакурган

  

36

10


Сурхандарьинская область

  



17.

Город Термез

  

37

20

18.

Узунский район

  

51

26


Сырдарьинская область

  



19.

Хавастский район

  

28

14

20.

Город Гулистан

  

24

12


Ташкентская область

  



21.

Янгиюльский район

  

64

28

22.

Ташкентский район

  

70

26


Ферганская область

  



23.

Город Фергана

  

73

46

24.

Дангаринский район

  

46

22


Хорезмская область

  



25.

Ургенчский район

  

60

28

26.

Янгибазарский район

  

30

14


Город Ташкент

  



27.

Алмазарский район

  

64

44

28.

Мирзо-Улугбекский район

  

70

46

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 28.09.2023 г. N ПП-319



ПЛАН МЕР

по совершенствованию системы

оказания социальных услуг и помощи

в республиканском масштабе


  

N

Наименование мер

  

Механизмы реализации

  

Форма реализации

Сроки исполнения

 

Ответственные министерства и ведомства

  

  

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

  

1.

Организация работы по отбору социальных работников на должность.

При назначении социальных работников на должность принятие следующих мер:

формирование списка кандидатов на должности социальных работников;

опубликование списка вакантных должностей в открытых источниках;

принятие на работу на должность социального работника наиболее достойных и обладающих способностями лиц на основе объективной оценки.

  

Практические меры

Октябрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты, Агентство развития государственной службы

2.

Разработка документов по служебной деятельности социального работника.

  

Утверждение Стандартов организации и ведения работ по оказанию социальных услуг (кейс-менеджмент).

  

Практические меры

Октябрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты

3.

Внедрение системы социальных услуг в районах (городах), в которых на начальном этапе в порядке эксперимента внедряется оказание социальных услуг и помощи.

Разработка и утверждение хокимами районов (городов) "дорожных карт", предусматривающих:

выделение и обеспечение необходимым оборудованием отдельного помещения для социального работника в здании схода граждан махалли в каждой махалле;

распределение задач между ответственными органами в сфере оказания социальных услуг и помощи.

  

Практические меры

Октябрь

2023 года

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, хокимияты районов (городов), Национальное агентство социальной защиты

4.

Улучшение условий труда социальных работников.

Принятие мер по выделению отдельного помещения для социальных работников на местах, в том числе в сходах граждан махаллей, а также созданию условий, необходимых для их деятельности.

  

Практические меры

Январь

2024 года

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Национальное агентство социальной защиты

  

  

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

  

5.

Проведение смотра-конкурса "Самый активный социальный работник".

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

определение порядка и сроков проведения смотра-конкурса "Самый активный социальный работник";

опубликование объявления о проведении смотра-конкурса в средствах массовой информации и его пропаганда среди широкой общественности;

разработка критериев оценки и условий смотра-конкурса;

система поощрения победителей смотра-конкурса.

  

Проект нормативно-

правового акта

Декабрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты, Агентство развития государственной службы, Министерство высшего образования, науки и инноваций

6.

Совершенствование системы включения населения, нуждающегося в социальной защите, в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь".

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

процедуры включения центрами оказания социальных услуг "Инсон" и социальными работниками населения, нуждающегося в социальной защите, в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь";

механизм приема заявлений населения, нуждающегося в социальной защите, о включении в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь", а также создания возможности для их направления на рассмотрение по подведомственности руководителям секторов, в отделы семьи и женщин районов (городов), а также районные (городские) отделы Агентства по делам молодежи.

  

Проект нормативно-

правового акта

Март

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство занятости и сокращения бедности, Министерство экономики и финансов, Агентство по делам молодежи, Комитет семьи и женщин

7.

Совершенствование системы подготовки приемных родителей.

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

организация Центром повышения квалификации работников системы социальной защиты при Национальном агентстве социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) в районах (городах) курсов подготовки приемных родителей;

стимулирование организации курсов подготовки также другими государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги семьям и детям;

механизмы повышения квалификации социальных работников, включая работников министерств и ведомств, ведущих деятельность в направлениях, координация и мониторинг которых осуществляется Агентством, на договорной основе.

  

Проект нормативно-

правового акта

Март

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Национальная гвардия, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Комитет семьи и женщин

  

III. РАБОТА С КАТЕГОРИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ,

НУЖДАЮЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

  

8.

Расширение спектра социальных услуг, оказываемых лицам без определенного места жительства.

Предусматривается реализация следующих комплексных мер:


Ноябрь

2023 года

Министерство внутренних дел, Национальное агентство социальной защиты

создание приютов (шелтеров) путем пересмотра деятельности центров реабилитации лиц без определенного места жительства органов внутренних дел;

Практические меры

разработка порядка размещения центрами социальных услуг "Инсон" лиц без определенного места жительства в центры реабилитации лиц без определенного места жительства.

  

Совместное решение

Министерство внутренних дел, Национальное агентство социальной защиты

9.

Совершенствование системы выдачи путевок в санатории населению, нуждающемуся в социальной защите.

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

совершенствование системы выдачи путевок в санатории для пожилых граждан, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда в системе Агентства;

внедрение прозрачного механизма сокращения образующихся очередей на получение путевок в санатории;

компенсирование расходов на лечение пожилых граждан, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда в санаториях системы Федерации профсоюзов Узбекистана;

пересмотр периодичности выдачи путевок;

внедрение системы управления санаториями на условиях государственно-частного партнерства.

  

Проект нормативно-

правового акта

Ноябрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты, Федерация профсоюзов Узбекистана, Фонд "Нуроний"

10.

Совершенствование системы организации образования детей с особыми образовательными потребностями.

В проекте нормативно-правового акта предусматривается создание:

единых психолого-медико-педагогических комиссий;

краткосрочных групп для образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в специализированных дошкольных образовательных организациях, школах, школах-интернатах;

отделений детской реабилитации в региональных центрах реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью.

  

Проект нормативно-

правового акта

Ноябрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство экономики и финансов, Министерство дошкольного и школьного образования

11.

Обеспечение техническими средствами реабилитации населения, нуждающегося в социальной защите.

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

кардинальное совершенствование порядка обеспечения населения, нуждающегося в социальной защите, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

внедрение информационных технологий в процесс обеспечения современными протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации;

внедрение системы стимулирования субъектов, поставляющих протезно-ортопедические изделия и средства реабилитации.

  

Проект нормативно-

правового акта

Ноябрь

2023 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности

12.

Повышение ответственности государственных органов и организаций в сфере социальной защиты.

В проекте нормативно-правового акта предусматривается внесение соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности по прямому применению мер административного наказания за воспрепятствование деятельности работников системы социальной защиты, невыполнение их законных требований и другие нарушения закона.

  

Проект нормативно-

правового акта

Февраль

2025 года

Национальное агентство социальной защиты, Верховный суд, Генеральная прокуратура

13.

Внедрение системы освобождения от государственной пошлины при защите интересов отдельной категории лиц.

В проекте нормативно-правового акта предусматривается освобождение от государственной пошлины:

органов опеки и попечительства по их исковым заявлениям, связанным с признанием родителей ограниченно недееспособными, лишением родительских прав, отобранием детей у родителей без лишения родительских прав, а также выселением родителей, лишенных родительских прав, без предоставления другого жилого помещения, если установлено, что их совместное проживание со своими детьми не представляется возможным;

центров социальных услуг "Инсон" за осуществление ими временной регистрации лиц без определенного места жительства на срок до шести месяцев в учреждениях Агентства, имеющих жилищный фонд.

  

Проект нормативно-

правового акта

Февраль

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство юстиции, Уполномоченный по правам ребенка, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство занятости и сокращения бедности

14.

Совершенствование системы работы с лицами, имеющими инвалидность.

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

совершенствование системы оценки функциональности лиц с инвалидностью;

определение мер по обеспечению поэтапного перехода от медицинской модели к социальной модели оценки и установления инвалидности.

  

Проект нормативно-

правового акта

Апрель

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности

  

15.

Организация трансляции на государственных и частных телеканалах информационных материалов, направленных на обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке, и создание при этом дополнительных возможностей доступа к такой информации лиц с инвалидностью.

Разработка плана мер государственных и частных телеканалов, а также принятие мер по обеспечению трансляции новостей и развлекательных передач с сурдопереводом либо субтитрами на постоянной основе.

Подготовка и передача в эфир на государственных и частных телеканалах цикла сериалов, теленовелл, специальных телепередач и радиотрансляций, способствующих выработке мотивации у семей, оказавшихся в трудном жизненном положении, освещающих проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, а также направленных на изменение существующих в обществе стереотипов, борьбу с насилием, социализацию лиц с инвалидностью.

  

Программа практических мер

Постоянно

Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальная медиаассоциация Узбекистана, Национальное агентство социальной защиты, Агентство информации и массовых коммуникаций, Агентство кинематографии Узбекистана

16.

Совершенствование системы адресной поддержки лиц, нуждающихся в социальной защите.

В проекте нормативно-правовых актов предусматривается предоставление разъяснений о критериях составления договора на оказание социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной защите, а также реализация программы социальной адаптации, разработанной к социальному договору в индивидуальном порядке.

  

Проект нормативно-

правового акта

Февраль

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство занятости и сокращения бедности

17.

Совершенствование системы социальной защиты детей лиц, выехавших на работу в зарубежные страны (трудовых мигрантов).

Подготовка предложений по усилению социальной защиты, а также защиты прав и интересов детей, родители которых выехали в зарубежные государства, в том числе во внешнюю трудовую миграцию.

  

Аналитическая информация

Март

2024 года

Национальная гвардия, Национальное агентство социальной защиты, Уполномоченный по правам ребенка, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство занятости и сокращения бедности

  

18.

Совершенствование системы усыновления.

В проекте нормативно-правового акта предусматриваются:

расширение требований, предъявляемых к усыновителям, исходя из их возраста или семейного положения;

упрощение системы усыновления;

установление испытательного срока для лиц, усыновивших ребенка, или внедрение порядка передачи ребенка в патронат на определенный срок;

усиление ответственности за правонарушения, выявленные в процессе усыновления, и последующем.

  

Проект нормативно-

правового акта

Май

2024 года

Национальное агентство социальной защиты, Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности

  

  

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 октября 2023 г.