Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.11.2023 г. N ПП-357 "О повышении эффективности мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с химическими веществами высокой степени пожаро- и взрывоопасности"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.11.2023 г.
N ПП-357
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИМИЧЕСКИМИ
ВЕЩЕСТВАМИ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ПОЖАРО-
И ВЗРЫВООПАСНОСТИ
В целях повышения эффективности мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций в процессе хранения, транспортировки, использования и уничтожения химических веществ (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности и оперативной ликвидации их последствий:
1. Возложить на Министерство по чрезвычайным ситуациям задачи по координации деятельности в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения химических веществ (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности (далее - химические вещества (продукция)), а также по осуществлению контроля за соблюдением установленных требований в данной сфере.
2. Образовать в структуре Управления радиационной, химической и медико-биологической защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям и его территориальных подразделений отдел и отделения по защите от чрезвычайных ситуаций, связанных с химическими веществами (продукцией) высокой степени пожаро- и взрывоопасности (далее - отдел (отделения)) в пределах общей штатной численности министерства.
3. Определить основными задачами отдела (отделений):
осуществление контроля за соблюдением установленных требований безопасности при хранении, транспортировке, использовании и уничтожении химических веществ (продукции) министерствами, ведомствами и другими организациями, а также субъектами предпринимательства;
создание и ведение на постоянной основе единой централизованной базы данных о химических веществах (продукции), ввозимых на территорию республики, хранимых на объектах, расположенных на территории республики, и перевозимых транзитом через территорию республики;
координацию работ по предотвращению техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, возникающих при хранении, транспортировке, использовании и уничтожении химических веществ (продукции), а также по ликвидации их последствий;
осуществление взаимодействия с заинтересованными организациями в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения химических веществ (продукции).
4. Министерству по чрезвычайным ситуациям:
совместно с Таможенным комитетом в месячный срок наладить систему электронного обмена данными по химическим веществам (продукции), ввозимым на территорию республики;
обеспечить отдел (отделения) и группы радиационной, химической и медико-биологической защиты, привлекаемые к ликвидации техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с химическими веществами (продукцией), специальной техникой и необходимым оборудованием.
5. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством внутренних дел, Министерством высшего образования, науки и инноваций, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством транспорта, Министерством энергетики и Инспекцией по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности в месячный срок утвердить программу переподготовки работников отдела (отделений) и провести их подготовку на базе государственного учреждения "Контехназоратукув" на основе данной программы.
6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2024 года:
сведения о химических веществах (продукции), ввезенных на территорию республики и прошедших таможенное оформление в установленном порядке, и субъектах, завозящих их, предоставляются Министерству по чрезвычайным ситуациям посредством Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета в режиме реального времени;
хранение химических веществ (продукции) разрешается исключительно на складах, соответствующих требованиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций (пожаров) и промышленной безопасности.
7. Министерству цифровых технологий на основе запроса Министерства по чрезвычайным ситуациям в двухмесячный срок за счет средств республиканского бюджета создать информационную платформу, имеющую возможность внесения субъектами, завозящими химические вещества (продукцию) на территорию республики, сведений о химических веществах (продукции), прошедших таможенное оформление, и местах их хранения (далее - информационная платформа).
8. Установить, что ответственными за обеспечение соблюдения требований безопасности при хранении, транспортировке, использовании и уничтожении химических веществ (продукции) являются:
перевозчик - до размещения химических веществ (продукции) на складе;
владелец склада - при размещении химических веществ (продукции) на складе;
субъект, использующий химические вещества (продукцию) - при их использовании и уничтожении.
9. Внедрить с 1 января 2024 года следующий порядок постоянного контроля за соблюдением установленных требований при ввозе на территорию Республики Узбекистан, транспортировке, хранении, использовании и уничтожении химических веществ (продукции):
а) Министерство по чрезвычайным ситуациям, Таможенный комитет, Министерство внутренних дел и Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности осуществляют взаимодействие при хранении, транспортировке, использовании и уничтожении химических веществ (продукции) в соответствии со схемой в приложении к настоящему постановлению;
б) Таможенный комитет проводит таможенное оформление химических веществ (продукции) и в однодневный срок предоставляет Национальному центру управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - Национальный центр) сведения о виде, объеме химических веществ (продукции) и субъекте, завозящем их, посредством Единой автоматизированной информационной системы;
в) после прохождения таможенного оформления химических веществ (продукции) субъект, завозящий их, в тот же день предоставляет Национальному центру сведения о месте (складе) хранения химических веществ (продукции) посредством информационной платформы. При этом ответственность за достоверность и надежность сведений, предоставленных Национальному центру, возлагается на руководителя субъекта, завозящего химические вещества (продукцию);
г) Национальный центр осуществляет постоянное обновление сведений о каждом действии, связанном с химическими веществам (продукцией);
д) Министерство по чрезвычайным ситуациям:
осуществляет контроль за соблюдением установленных требований при хранении, использовании и уничтожении химических веществ (продукции) с выездом на место, в том числе изучает правильность их размещения на складе, хранение в таре, устойчивой к разрушительному и иному воздействию, а также создание условий, препятствующих их взаимодействию друг с другом и вступлению в реакцию, вызывающую опасные последствия;
осуществляет мониторинг сведений, внесенных в информационную платформу;
принимает меры по ликвидации техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, возникающих при транспортировке химических веществ (продукции) в пункт назначения;
принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении требований актов законодательства в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения химических веществ (продукции), в установленном порядке;
выдает ответственным министерствам, ведомствам и другим организациями заключение на предмет соответствия объекта (склада) для хранения химических веществ (продукции) требованиям пожарной и промышленной безопасности;
е) Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности:
осуществляет контроль за использованием химических веществ (продукции) в порядке, установленном законодательством;
выдает Министерству по чрезвычайным ситуациям заключение на предмет соответствия объекта (склада) для хранения химических веществ (продукции) требованиям промышленной безопасности;
ж) Министерство внутренних дел:
осуществляет сопровождение для безопасной поставки (транспортировки) химических веществ (продукции) в пункт назначения в порядке, установленном законодательством;
принимает меры по охране общественного порядка при техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях, связанных с химическими веществами (продукцией).
При этом контроль за соблюдением установленных требований при транспортировке, хранении, использовании и уничтожении химических веществ (продукции) распространяется также на химические вещества (продукцию), произведенные в республике.
10. Установить, что обеспечение отдела (отделений) и групп радиационной, химической и медико-биологической защиты, привлекаемых к ликвидации техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с химическими веществами (продукцией), специальной техникой и необходимым оборудованием осуществляется в рамках бюджетных средств, ежегодно выделяемых Министерству по чрезвычайным ситуациям, а также за счет внебюджетных средств министерства и иных источников, не запрещенных законодательством.
11. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухмесячный срок:
провести полную инвентаризацию объектов, принадлежащих юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, на которых хранятся и используются химические вещества (продукция);
определить и реализовать оперативные меры по устранению недостатков, допущенных при хранении данных веществ (продукции).
12. Инспекции по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности совместно с Узбекским агентством по техническому регулированию и заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок провести инвентаризацию правил безопасности и технических регламентов, касающихся химических веществ (продукции), и довести их требования до субъектов предпринимательства и других ответственных организаций.
13. Министерству горнодобывающей промышленности и геологии совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Таможенным комитетом, другими заинтересованными министерствами и ведомствами до 15 декабря 2023 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающего утверждение:
перечня химических веществ (продукции) (на основе кодов и наименований Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);
порядка осуществления контроля за хранением, транспортировкой, использованием и уничтожением химических веществ (продукции).
14. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента ежегодно на основе плана основных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провести для субъектов предпринимательства, работников государственных органов и других организаций показательные семинары и учения по безопасной организации мероприятий по хранению, транспортировке, использованию и уничтожению химических веществ (продукции).
15. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Кулдашева А.Х. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 06.11.2023 г. N ПП-357
СХЕМА
взаимодействия по предотвращению техногенных
аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных
с химическими веществами (продукцией) высокой
степени пожаро- и взрывоопасности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ТК |
МЧС |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Владелец склада |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
^ |
Обращается в МЧС по поводу получения заключения для хранения ХВ на складе. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Проводит таможенное оформление ХВ; - предоставляет МЧС сведения по ХВ в онлайн режиме. |
- Ведет учет и мониторинг ХВ; - координирует ликвидацию техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с ХВ; - осуществляет постоянный контроль за соблюдением актов законодательства в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения ХВ; - принимает меры ответственности в установленном порядке в отношении лиц, виновных в нарушении требований по ХВ; - осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями при осуществлении контроля в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения ХВ.
|
^ |
^ |
^ |
- Выдает заключение на предмет соответствия склада для хранения ХВ требованиям пожарной и промышленной безопасности; - направляет сведения по заключению в ТК. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
УЧС |
< |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ИКГГПБ / ТУ ИКГГПБ |
< |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
Физические и юридические лица |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
^ |
^ |
^ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вносят сведения о ХВ и месте их хранения в информационную платформу.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
ТУ ИКГГПБ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
> |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Осуществляет контроль за использованием ХВ в порядке, установленном законодательством. |
Представляет в МЧС заключение на предмет соответствия склада для хранения ХВ требованиям промышленной безопасности.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
МВД / УВД |
< |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Осуществляет сопровождение для безопасной поставки ХВ в определенный пункт назначения; - осуществляет охрану общественного порядка при техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях, связанных с ХВ.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям, УЧС - Управление по чрезвычайным ситуациям;
ИКГГПБ - Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности, ТУ ИКГГПБ - территориальное управление Инспекции по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности;
МВД - Министерство внутренних дел, УВД - Управление внутренних дел;
ТК - Таможенный комитет;
Владелец склада - лицо, осуществляющее хранение химических веществ (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности;
ХВ - химические вещества (продукция) высокой степени пожаро- и взрывоопасности;
- задачи;
- сведения о химических веществах (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности, ввезенных в республику;
- заключение по складу для хранения химических веществ (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности;
- сведения о химических веществах (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности, прошедших таможенное оформление, и месте их хранения;
- взаимодействие в сфере хранения, транспортировки, использования и уничтожения химических веществ (продукции) высокой степени пожаро- и взрывоопасности.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 ноября 2023 г.