Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила регистрации актов гражданского состояния (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 20.10.2023 г. N 550)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 20.10.2023 г. N 550



Настоящие  Правила  приняты  на  государственном  языке.

Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами

информационно-поисковой    системы    "Norma"         и        носит

информационный    характер.   При   возникновении   неясностей

следует    обращаться    к   тексту     нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ПРАВИЛА

регистрации актов гражданского состояния


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила определяют порядок регистрации актов гражданского состояния органами записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), председателями сходов граждан поселков, кишлаков и аулов (далее - сход граждан) и консульскими учреждениями Республики Узбекистан, а также консульскими отделами дипломатических представительств Республики Узбекистан (далее - консульские учреждения Республики Узбекистан).

Органами ЗАГС являются:

отделы ЗАГС районов и городов (далее - отделы ЗАГС);

архивы ЗАГС (далее - архивы ЗАГС территориальных органов юстиции) управлений юстиции Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - территориальные органы юстиции).


2. Органы ЗАГС, сходы граждан и консульские учреждения Республики Узбекистан осуществляют свою деятельность по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, международными договорами Республики Узбекистан, Семейным кодексом Республики Узбекистан, настоящими Правилами и другими нормативно-правовыми актами, относящимися к деятельности органов ЗАГС.


3. Создание органов ЗАГС, общее руководство их деятельностью и осуществление системного контроля, ведение информационной системы "Единый электронный архив ЗАГС" осуществляется Министерством юстиции Республики.

Положение о порядке ведения делопроизводства в органах ЗАГС утверждается Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Министерство юстиции Республики Узбекистан обеспечивает органы ЗАГС, консульские учреждения Республики Узбекистан и сходы граждан бланками гербовых свидетельств строгой отчетности по образцам согласно приложениям NN 1 - к настоящим Правилам.


4. Органы ЗАГС, консульские учреждения Республики Узбекистан и сходы граждан обеспечиваются бланками записей актов гражданского состояния и другими документами Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.


5. Органы ЗАГС регистрируют путем составления соответствующих записей следующие акты гражданского состояния:

о рождении;

о заключении брака;

о расторжении брака;

о смерти.

Записи актов гражданского состояния (далее - записи актов) являются документами государственной важности, составляются в одном экземпляре и хранятся 75 лет с момента регистрации их в органах ЗАГС.

События и факты - усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, изменение пола - находят свое отражение в перечисленных выше актах гражданского состояния путем внесения в них соответствующих изменений.


6. Сходы граждан производят регистрацию смерти путем составления записи акта гражданского состояния.

При этом не допускается регистрация смерти сходами граждан неопознанных лиц и лиц, объявленных судом умершими.


7. Действия, указанные в пункте 5 настоящих Правил, по отношению к проживающим за границей гражданам Республики Узбекистан производят консульские учреждения Республики Узбекистан.

Консул принимает от граждан Республики Узбекистан, постоянно или временно проживающих за границей, от граждан иностранных государств и лиц без гражданства, зарегистрировавших гражданское состояние в Республике Узбекистан, заявления о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов, о восстановлении записей актов, а также о перемене фамилии, имени и отчества вместе с соответствующими документами и передает эти документы в компетентные органы для рассмотрения.

В случаях, когда один из обратившихся к консулу лиц является гражданином Узбекистана, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства, вопросы регистрации актов гражданского состояния разрешаются при условии, если регистрация актов гражданского состояния не противоречит законодательству государства, в котором функционирует консульское учреждение Республики Узбекистан, а также международным договорам или соглашениям, подписанным Республикой Узбекистан.

Если в подписанном Республикой Узбекистан договоре предусмотрены иные нормы, не содержащиеся в нормах семейного законодательства Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.


8. При регистрации актов гражданского состояния консульскими учреждениями Республики Узбекистан консульский сбор взимается в установленном законодательством порядке.


9. В регистрации записей актов может быть отказано в следующих случаях:

если регистрация записи акта противоречит законодательству;

если представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящими Правилами и другими актами законодательства;

если лицо, обратившееся за регистрацией акта, не имеет на это права или признано судом недееспособным.

По требованию лица, которому отказано в регистрации записи акта гражданского состояния, орган ЗАГС в пятнадцатидневный срок в письменной или в электронной форме должен сообщить данному лицу причины отказа.


10. Отказ в регистрации актов гражданского состояния может быть обжалован в территориальные органы юстиции, в Министерство юстиции Республики Узбекистан в порядке подчиненности или в суд в установленном порядке.


11. Отказ консула в регистрации актов гражданского состояния может быть обжалован в порядке подчиненности руководителю находящегося в иностранном государстве дипломатического представительства Республики Узбекистан, в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан или в суд Республики Узбекистан в установленном порядке.


12. Работники органов ЗАГС, а также консул не имеют права регистрировать записи актов или вносить в них соответствующие изменения, исправления и дополнения в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).

Регистрация записи актов или внесение в них соответствующих изменений, исправлений и дополнений в таких случаях производится другим работником или в другом органе ЗАГС на основании письменного указания вышестоящего в порядке подчиненности органа. В графу "Для отметок" записи акта вносится соответствующая запись об этом.



ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕГИСТРАЦИИ

АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ


13. Закон определяет защиту личных и имущественных прав граждан и регистрацию в компетентных органах с учетом интересов государства и общества важнейших событий в жизни граждан - рождение, вступление в брак, смерть и других случаев, являющихся причиной возникновения, изменения и прекращения значительных субъективных прав и обязанностей человека.

Регистрация актов гражданского состояния является основанием для выдачи документа (гербового свидетельства), служащего причиной возникновения прав и обязанностей граждан. Значение регистрации актов гражданского состояния заключается в том, что она является неоспоримым доказательством, удостоверяющим обоснованность выданного органом ЗАГС свидетельства и достоверность факта, указанного в свидетельстве.

Свидетельство о рождении является единственным документом, подтверждающим рождение ребенка, отцовство и материнство его родителей.

Свидетельство о заключении брака - документ, подтверждающий супружество лиц, вступивших в брак, и выражающий возникновение взаимных прав и обязанностей.

Свидетельство о расторжении брака - документ, подтверждающий прекращение брака лиц, состоявших в браке.

Свидетельство о смерти - документ, подтверждающий смерть лица и прекращение его правоспособности.


14. Ответственность за своевременную регистрацию рождения и смерти, за правильность и точность заполнения медицинской справки о рождении, а также медицинской справки о перинатальной смерти и смерти в учреждениях здравоохранения Республики Узбекистан возлагается на руководителей районных и городских отделов здравоохранения.



ГЛАВА 3. ОРГАНЫ, РЕГИСТРИРУЮЩИЕ АКТЫ

ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ


15. Регистрация актов гражданского состояния производится в районах и городах органами ЗАГС, а регистрация смерти в поселках, кишлаках и аулах может производиться также председателями сходов граждан.

Действия органов самоуправления граждан в части регистрации смерти подконтрольны соответствующим органам ЗАГС, на территории которых они находятся.

Регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Узбекистан, постоянно или временно проживающих за границей, производится консулом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

При временном отсутствии консула акты гражданского состояния регистрируются должностным лицом консульства, назначенным консулом.

При отсутствии дипломатического представительства Республики Узбекистан в иностранных государствах регистрация актов гражданского состояния производится консульским учреждением Республики Узбекистан в другом иностранном государстве, определяемом Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.



ГЛАВА 4. РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ


§ 1. Порядок регистрации рождения


16. Рождение ребенка подлежит обязательной регистрации органом ЗАГС, независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан.

По желанию родителей орган ЗАГС может производить регистрацию рождения ребенка в торжественной обстановке.


17. Заявление о рождении должно быть сделано в устной или письменной форме в течение одного месяца со дня рождения ребенка.

Заявление о рождении ребенка может подаваться его родителями или одним из родителей, а в особых случаях - родственниками, соседями или иными лицами, уполномоченными родителями или одним из родителей, а также должностными лицами медицинских учреждений, органов внутренних дел или органов опеки и попечительства.


18. Пропуск установленного срока не является препятствием для регистрации рождения.

В этом случае заявление о регистрации рождения ребенка в возрасте до шестнадцати лет с указанием причин задержки регистрации рождения подается в орган ЗАГС родителями ребенка, одним из родителей при наличии законного брака между ними или другим заинтересованным лицом, на основании доверенности, лицом, заменяющим родителей, либо должностными лицами органов опеки и попечительства.

В этих случаях орган ЗАГС истребует дополнительно к документу, подтверждающему факт рождения, и другие документы в установленном законодательством порядке.

Если заявление о регистрации рождения подано по истечении установленного срока, рождение регистрируется в текущей книге регистрации актов о рождении.


19. Регистрация рождения лиц старше 16 лет, рожденных вне медицинского учреждения и без медицинской помощи, в отношении которых не имеется оформленной со стороны медицинского учреждения справки о рождении, производится на основании решения суда.

Регистрация рождения лиц 16 лет и старше, в отношении которых имеется оформленная со стороны медицинского учреждения медицинская справка о рождении, производится на основании заявления родителей либо одного из них и заявления совершеннолетнего ребенка.


20. Для регистрации рождения представляются: медицинская справка о рождении ребенка (за исключением регистрации рождения в качестве комплексной государственной услуги), документы, удостоверяющие личность родителей (гражданский паспорт, паспорт для выезда за границу, идентификационная ID-карта, военный билет военнослужащего), гербовое свидетельство о заключении брака или заявление об установлении отцовства либо заявление матери, не состоящей в браке.

В медицинской справке о рождении ребенка должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, место жительства, дата рождения, национальность, гражданство, семейное положение, образование матери;

время, дата и место рождения, пол, вес, рост ребенка;

срок беременности, которая по счету беременность;

критерии живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, непроизвольное сокращение мускулатуры);

время выдачи, порядковый номер медицинской справки и наименование медицинского учреждения.

Справка о рождении ребенка подписывается должностным лицом медицинского учреждения и скрепляется печатью.

Регистрация рождения ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, производится на основании справки, выданной участковым врачом (фельдшером или акушером).

Основанием для выдачи медицинской справки в таких случаях является акт, составленный с участием свидетелей рождения ребенка от данной матери и утвержденный участковым врачом (фельдшером или акушером).

Медицинская справка подшивается вместе с записью акта о рождении ребенка.

В особых случаях при отсутствии документа, удостоверяющего личность одного из родителей, орган ЗАГС не может отказать в регистрации рождения. При этом сведения об отце или матери, не имеющих документов, указываются на основании свидетельства о заключении брака или о рождении предыдущих детей.

При отсутствии документов, удостоверяющих личность обоих родителей, регистрация рождения ребенка производится на основании письменного обращения медицинского учреждения или органов опеки и попечительства.

Регистрация рождения ребенка у родителей (одного из них), не достигших совершеннолетия, производится на общих основаниях.

При этом требуется участие законного представителя несовершеннолетних родителей, не состоящих в законном браке, либо органа опеки и попечительства.


21. Запись акта о рождении ребенка, родители которого состоят в браке, производится на основании документов, удостоверяющих личность, и свидетельства или справки о заключении брака.

В таком же порядке сведения об отце записываются, если с момента смерти отца, расторжения брака или со дня признания судом недействительным брака родителей до рождения ребенка прошло не более 300 дней.

В этих случаях заявитель должен представить свидетельство о расторжении брака, выписку (копию) из решения суда о расторжении брака или выписку (копию) из вступившего в законную силу решения суда о признании брака недействительным или свидетельство о смерти отца. В графе "Для отметок" записи акта указываются место и дата расторжения брака или регистрации смерти, порядковый номер записи, наименование суда, вынесшего решение, и дата вынесенного решения.

Все споры о происхождении ребенка разрешаются в судебном порядке.


22. Если брак между родителями не был зарегистрирован (в случае отсутствия матери при регистрации рождения), запись об отце ребенка производится по заявлению матери, заверенному нотариально или медицинским учреждением.

При этом фамилия отца ребенка в записи акта о рождении записывается по фамилии матери, имя, отчество и национальность отца

...