Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 19.01.2024 г. N ЗРУ-900 "О дорожном движении" (Принят Законодательной палатой 31.01.2023 г., одобрен Сенатом 27.10.2023 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

19.01.2024 г.

N ЗРУ-900



О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ


Принят Законодательной палатой 31 января 2023 года

Одобрен Сенатом 27 октября 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере дорожного движения.



Статья 2. Законодательство о дорожном движении


Законодательство о дорожном движении состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о дорожном движении, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Понятие дороги


Дорогой являются участки земли, обустроенные, приспособленные для движения транспортных средств и пешеходов и выделенные для размещения комплекса дорожных объектов, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, и пространство над ними.

Дороги делятся на автомобильные дороги общего пользования (далее - дороги общего пользования), улицы районов (городов), поселков, кишлаков и аулов, хозяйственные дороги, пути городского электрического транспорта, велосипедные и пешеходные дорожки.

Дороги, пролегающие в сельской местности и соединяющие между собой хозяйства, являются межхозяйственными сельскими дорогами.



Статья 4. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


дорожные объекты - искусственные дорожные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и иные инженерные сооружения), защитные сооружения (устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и иные устройства), являющиеся конструктивными элементами дороги, а также элементы обустройства дорог (остановочные площадки, павильоны для пассажиров, площадки отдыха, места стоянок транспортных средств и другие);


владелец дороги - предприятия, учреждения, организации или физические лица, в ведении которых находится дорога;


дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих с участием транспортных средств и участников дорожного движения в пределах дорог при организации дорожного движения;


участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства или пешехода;


мониторинг дорожного движения - учет, обобщение, обработка и анализ информации об основных показателях и о состоянии технических средств организации дорожного движения;


организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дорожным движением и обеспечению безопасности дорожного движения;


аудит проектов организации дорожного движения - проверка результатов деятельности организаций при проектировании (независимо от проектной организации), строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации дорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации дорожного движения;


технические средства организации дорожного движения - устройства и сооружения, предназначенные для организации дорожного движения (дорожные знаки, полосы движения, светофоры, проблесковые маячки, дорожная разметка, путевые столбы, ограждения, ограничители скорости, шлагбаумы, островки безопасности, системы (средства) автоматического управления дорожным движением, а также иные устройства и сооружения);


безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;


пропускная способность дороги - самый высокий показатель интенсивности движения транспортных средств в одном направлении на определенном участке дороги;


дорожно-транспортное происшествие - событие, произошедшее в процессе дорожного движения транспортного средства и с его участием, при котором наступила смерть или причинен вред здоровью граждан, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;


железнодорожный переезд - место пересечения дороги с железнодорожными путями на одном уровне;


транспортное средство - устройство, предназначенное для передвижения или перевозки по дорогам пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений или оборудования для осуществления специальных работ;


места стоянок транспортных средств (далее - места стоянок) - участок дороги, имеющий местное уширение проезжей части, здание, сооружение (их часть), специальная открытая площадка, предназначенные для временного или постоянного хранения транспортных средств;


водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.



Статья 5. Основные принципы в сфере дорожного движения


Основными принципами в сфере дорожного движения являются:

законность;

системность;

научность;

открытость и гласность;

приоритет охраны жизни и здоровья граждан;

приоритет экологической безопасности и охраны окружающей среды;

учет мнения местного населения и участников дорожного движения.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 6. Государственное управление

в сфере дорожного движения


Государственное управление в сфере дорожного движения осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах и специально уполномоченными государственными органами в сфере дорожного движения.

К специально уполномоченным государственным органам в сфере дорожного движения (далее - специально уполномоченные государственные органы) относятся Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные организации, Служба безопасности дорожного движения Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, управления безопасности дорожного движения службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Каракалпакстан, главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлений внутренних дел областей, а также подразделения безопасности дорожного движения службы общественной безопасности районных (городских) отделов внутренних дел (управлений координации деятельности органов внутренних дел) (далее - Государственная служба безопасности дорожного движения), Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан, Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан.



Статья 7. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в сфере

дорожного движения


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

утверждает государственные программы в сфере дорожного движения и обеспечивает их реализацию;

в пределах своих полномочий разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты в сфере дорожного движения;

координирует деятельность органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах в сфере дорожного движения;

определяет перечень специальностей, профессий и должностей, связанных со сферой дорожного движения, а также квалификационные требования к ним;

утверждает порядок формирования, ведения учета и использования основных показателей организации дорожного движения;

устанавливает единые требования к техническому состоянию транспортных средств и дорог, безопасности дорожного движения по дорогам и железнодорожным переездам;

устанавливает общие требования к подготовке водителей транспортных средств, а также обучению населения Правилам дорожного движения;

утверждает единую систему учета водителей, транспортных средств, нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и иных сведений в сфере дорожного движения.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия органов государственной

власти на местах в сфере дорожного движения


Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в сфере дорожного движения;

разрабатывают, утверждают территориальные программы в сфере дорожного движения и обеспечивают их реализацию;

организуют и осуществляют мониторинг дорожного движения на межхозяйственных сельских дорогах, на улицах районов (городов), поселков, кишлаков и аулов;

ведут реестр мест стоянок, расположенных на межхозяйственных сельских дорогах, на улицах районов (городов), поселков, кишлаков и аулов, в том числе платных мест стоянок;

по согласованию с Государственной службой безопасности дорожного движения осуществляют установку, замену, демонтаж и техническое обслуживание технических средств организации дорожного движения на межхозяйственных сельских дорогах, улицах районов (городов), поселков, кишлаков и аулов;

ведут дислокацию технических средств организации дорожного движения и осуществляют контроль за их дислокационным соответствием и техническим состоянием;

внедряют информационно-коммуникационные технологии в сфере дорожного движения;

организуют и развивают объекты сервисной инфраструктуры на прилегающих к дорогам территориях;

организуют медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, а также оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивают обустройство и содержание в исправном состоянии межхозяйственных сельских дорог, улиц районов (городов), поселков, кишлаков и аулов, путей городского электрического транспорта, а также технических средств организации дорожного движения;

принимают меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий, осуществляют пропаганду среди населения по соблюдению Правил дорожного движения.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Министерства транспорта

Республики Узбекистан и его подведомственных

организаций в сфере дорожного движения


Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные организации:

участвуют в разработке и реализации государственных программ в сфере дорожного движения;

в пределах своих полномочий разрабатывают проекты нормативно-правовых актов и нормативных документов в сфере дорожного движения;

в пределах своих полномочий осуществляют государственный контроль в сфере дорожного движения;

разрабатывают и реализуют мероприятия в сфере дорожного движения и утверждают методические рекомендации по их проведению;

организуют и осуществляют мониторинг дорожного движения на дорогах общего пользования;

подготавливают проекты установки технических средств организации дорожного движения на дорогах общего пользования, осуществляют их установку, замену, демонтаж и техническое обслуживание по согласованию с Государственной службой безопасности дорожного движения;

ведут дислокацию технических средств организации дорожного движения и осуществляют государственный контроль за их дислокационным соответствием и техническим состоянием;

определяют опасные для движения участки дорог и принимают меры по совершенствованию организации дорожного движения на таких участках;

проводят аудит проектов организации дорожного движения;

внедряют информационно-коммуникационные технологии при организации дорожного движения, эксплуатации дорог, а также при организации логистики и обслуживании участников дорожного движения;

осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, занятых в сфере дорожного движения;

ведут реестр мест стоянок, расположенных вдоль дорог общего пользования, в том числе платных мест стоянок;

определяют маршруты следования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы, а также согласовывают расположение дорожно-сервисных объектов;

рассматривают и согласовывают проекты по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, железнодорожных переездов, а также автозаправочных станций и других объектов обслуживания, расположенных на придорожных территориях, в части организации дорожного движения;

участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) и капитальным ремонтом дорожных объектов, железнодорожных переездов;

определяют порядок использования железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;

с целью сохранения технического состояния дорог и искусственных дорожных сооружений при экстремальных климатических условиях, в частности в условиях повышенной температуры воздуха, в установленном порядке ограничивают движение транспортных средств категорий N2, N3 и M3 в определенное время суток.

Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные организации могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия Государственной службы

безопасности дорожного движения в сфере

дорожного движения


Государственная служба безопасности дорожного движения:

участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере дорожного движения;

в пределах своих полномочий разрабатывает проекты нормативно-правовых актов и нормативных документов в сфере дорожного движения;

в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о дорожном движении;

принимает участие в определении маршрутов следования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы;

рассматривает и согласовывает проекты по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, железнодорожных переездов, а также автозаправочных станций и других сооружений, расположенных вдоль дорог и на придорожных территориях, в части организации дорожного движения;

участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) и капитальным ремонтом дорожных объектов, железнодорожных переездов;

осуществляет контроль за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводит обязательный технический осмотр транспортных средств (за исключением транспортных средств категории М1, принадлежащих физическим лицам);

организует и осуществляет мониторинг дорожного движения;

осуществляет контроль за техническим состоянием технических средств организации дорожного движения, а также за содержанием дорог и железнодорожных переездов, оборудованием их средствами регулирования дорожного движения;

запрещает в установленном порядке эксплуатацию дорог и железнодорожных переездов, не соответствующих требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения;

осуществляет деятельность по организации дорожного движения;

вносит владельцам дорог предписания по установке или снятию технических средств организации дорожного движения, осуществляет контроль за сроками и качеством их выполнения;

ограничивает или запрещает движение на дороге (участке дороги) транспортных средств в соответствии со статьей 23 настоящего Закона;

внедряет информационно-коммуникационные технологии в сфере дорожного движения;

рассматривает предложения, согласованные с соответствующими организациями, по проведению работ на дорогах и придорожных территориях;

в пределах своих полномочий вносит в государственные органы или другие организации, их должностным лицам обязательные для выполнения представления об устранении недостатков в деятельности по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, об устранении недостатков при возникновении на каком-либо участке дорог ситуации, угрожающей безопасности движения, способствующей нарушению Правил дорожного движения, применяет административные взыскания при непринятии мер по выполнению данных письменных представлений;

организует проектирование, установку (монтаж), замену, демонтаж технических средств организации дорожного движения, контролирует их выполнение;

осуществляет установку (монтаж), замену, демонтаж и техническое обслуживание технических средств организации дорожного движения на улицах городов Ташкента и Нукуса, областных, районных (городских) центров;

ведет дислокацию технических средств организации дорожного движения на улицах городов Ташкента и Нукуса, областных, районных (городских) центров и осуществляет государственный контроль за их дислокационным соответствием и техническим состоянием;

ведет учет и осуществляет регистрацию транспортных средств, нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий;

выдает национальные водительские удостоверения, свидетельства о регистрации автомототранспортных средств и государственные регистрационные номерные знаки для автомототранспортных средств и их прицепов (полуприцепов);

в пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях.

Государственная служба безопасности дорожного движения может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия Государственной службы

безопасности Президента Республики Узбекистан

в сфере дорожного движения


Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан:

вносит в специально уполномоченные государственные органы предложения о разработке мероприятий по организации дорожного движения вокруг объектов пребывания охраняемых лиц и по маршрутам (постоянные, регулярные и резервные) их передвижения и осуществляет контроль за их выполнением;

рассматривает предложения по выполнению любых видов работ, планируемых вокруг объектов пребывания охраняемых лиц и по маршрутам (постоянные, регулярные и резервные) их передвижения;

рассматривает и согласовывает проекты по ремонту, строительству, реконструкции подземных коммуникационных сетей, железнодорожных переездов, автозаправочных станций, дорожных объектов, расположенных вокруг объектов пребывания охраняемых лиц и по маршрутам (постоянные, регулярные и резервные) их передвижения;

после изучения Государственной службой безопасности дорожного движения согласовывает предложения, вносимые органами государственной власти на местах, об открытии или закрытии отдельных дорог, ведущих к объектам, планируемым к строительству, расположенным вокруг объектов пребывания охраняемых лиц и по маршрутам (постоянные, регулярные и резервные) их передвижения;

рассматривает предложения по установке (монтажу), замене и демонтажу технических средств организации дорожного движения вокруг объектов пребывания охраняемых лиц и по маршрутам (постоянных, регулярных и резервных) их передвижения;

дает поручения специально уполномоченным государственным органам по организации дорожного движения и ведению внеочередного контроля за дорожным движением в районе объектов пребывания охраняемых лиц и на маршрутах (постоянных, регулярных и резервных) их передвижения.

Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Таможенного комитета

при Министерстве экономики и финансов

Республики Узбекистан в сфере

дорожного движения


Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан:

организует дорожное движение на территориях таможенных постов;

обеспечивает территории таможенных постов техническими средствами организации дорожного движения;

обеспечивает взимание штрафов, назначенных за нарушение Правил дорожного движения на территории Республики Узбекистан, с водителей или иных лиц, вывозящих с территории Республики Узбекистан транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах и водители которых нарушили Правила дорожного движения на территории Республики Узбекистан.

Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

и граждан в реализации мероприятий в сфере

дорожного движения


Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане:

участвуют в реализации мероприятий по организации дорожного движения, а также профилактике дорожно-транспортных происшествий;

вносят предложения по совершенствованию законодательства о дорожном движении, нормативных документов в сфере дорожного движения;

осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о дорожном движении;

участвуют в разработке органами государственной власти и управления решений в сфере дорожного движения в порядке, предусмотренном законодательством.

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.



Статья 14. Участие предприятий, учреждений

и организаций в реализации мероприятий

в сфере дорожного движения


Органами государственной власти на местах и специально уполномоченными государственными органами мероприятия в сфере дорожного движения могут осуществляться с привлечением предприятий, учреждений и организаций, в том числе субъектов предпринимательства.

Предприятия, учреждения и организации, в том числе субъекты предпринимательства, участвуют в реализации мероприятий в сфере дорожного движения в порядке, установленном законодательством.



Статья 15. Права и обязанности владельца дороги


Владелец дороги имеет право:

участвовать в согласовании и утверждении проектов строительства, ремонта и реконструкции дорог, а также в организации ремонтных работ;

вносить предложения в Государственную службу безопасности дорожного движения об ограничении движения транспортных средств категорий N2, N3 и M3 в определенное время суток с целью поддержания технического состояния дорог и искусственных дорожных сооружений в экстремальных климатических условиях, в частности в условиях повышенной температуры воздуха.

Владелец дороги может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Владелец дороги обязан:

обеспечивать установку (монтаж), замену, демонтаж, техническое обслуживание и своевременный ремонт технических средств организации дорожного движения на дорогах;

обеспечивать удаление с проезжей части многолетних насаждений, их веток, кустарников, незаконных устройств, представляющих опасность для организации дорожного движения, а также материалов и отходов, при этом осуществлять вырубку деревьев и кустарников по согласованию с органами природных ресурсов;

по согласованию с Государственной службой безопасности дорожного движения устанавливать предупредительные, а также направляющие технические средства организации дорожного движения в местах дорожно-транспортного происшествия или в местах, представляющих опасность для участников дорожного движения;

принимать меры по ограничению или запрещению передвижения на дорогах (участках дорог) транспортных средств в случаях, предусмотренных частью первой статьи 23 настоящего Закона;

обеспечивать безопасность участников дорожного движения, а также создавать условия для пассажиров общественного транспорта при посадке в транспортное средство и высадке;

внедрять информационно-коммуникационные технологии в сфере дорожного движения;

не менее чем за сутки доводить до участников дорожного движения информацию об изменениях в организации дорожного движения посредством средств массовой информации, а также с использованием всемирной информационной сети Интернет;

предоставлять Государственной службе безопасности дорожного движения информацию о состоянии дорог, об их обслуживании, закрытии и открытии, об установленных ограничениях и запретах на дорогах;

при экстремальных климатических условиях, образовании гололеда на проезжей части и возникновении чрезвычайных ситуаций незамедлительно направлять информацию об изменениях в организации дорожного движения специально уполномоченным государственным органам и органам государственной власти на местах, а также информировать об этом участников дорожного движения.

Владелец дороги может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 16. Общие требования к организации

дорожного движения


Организация дорожного движения осуществляется с использованием технических средств, отвечающих требованиям, установленным нормативными документами в области технического регулирования.

Организация дорожного движения на всей территории Республики Узбекистан осуществляется на основе единого порядка, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

На дорогах устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.



Статья 17. Мероприятия по организации

дорожного движения


К мероприятиям по организации дорожного движения относятся:

управление распределением транспортных потоков по полосам движения, в том числе разделение движения транспортных потоков на группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, времени их движения;

повышение пропускной способности дорог, в том числе устранение препятствий и условий, угрожающих безопасности движения транспортных средств, реконструкция перекрестков, строительство путепроводов;

системное управление светофорными объектами, оптимизация их циклов регулирования дорожного движения;

установление взаимосвязи показаний светофорных объектов между собой в границах территорий, установленных документами об организации дорожного движения;

развитие дорожной инфраструктуры с целью обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, включая разметку, строительство, оборудование и обустройство пешеходных переходов и велосипедных дорожек;

введение приоритета для движения маршрутных транспортных средств;

развитие мест стоянок за пределами дороги;

ограничение или запрещение движения транспортных средств.

При управлении распределением транспортных средств на дорогах должны учитываться мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог, а также другие виды капитального строительства, влияющие на основные показатели организации дорожного движения.

Не допускается размещение технических средств организации дорожного движения, не соответствующих требованиям национальных стандартов.

Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются специально уполномоченными государственными органами и органами государственной власти на местах непосредственно или с привлечением предприятий, учреждений и организаций, в том числе, субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством.



Статья 18. Основные показатели организации

дорожного движения


Основные показатели организации дорожного движения используются специально уполномоченными государственными органами и органами государственной власти на местах при установке технических средств организации дорожного движения, осуществлении мониторинга дорожного движения, определении пропускной способности дороги, ограничении или запрещении движения транспортных средств.

Основными показателями организации дорожного движения являются:

показатели, характеризующие дорожное движение, - пропускная способность дороги, интенсивность движения, состав транспортного потока, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств, движущихся в километре дороги (плотность движения);

транспортно-эксплуатационные показатели дороги - обеспеченность движения с заданными скоростями, пропускная способность дороги, степень загруженности дороги движением, непрерывность и комфорт движения, пропускная способность по массе и грузоподъемности, приходящейся на оси транспортных средств, или общая грузоподъемность в зависимости от категории дороги;

геометрические и физические показатели дороги - ширина проезжей части и укрепленной части обочины, величина продольных уклонов, радиусы вертикальных и горизонтальных искривлений, уклон скатов дорожного земляного полотна поворотов, расстояния видимости, размеры мостов, путепроводов и иных искусственных дорожных сооружений, грузоподъемность, состояние инженерных сооружений и элементов дороги, ширина проезжей части и придорожных покрытий, прочность, текучесть, сцепляемость и состояние дорожного грунтового полотна, состояние и исправность гидроизоляционной системы;

показатели, характеризующие потери времени (задержки) участников дорожного движения при движении, количество мест заторов;

показатели, характеризующие безопасность дорожного движения, - количество произошедших дорожно-транспортных происшествий, лиц, получивших телесные повреждения и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, очагов аварий, а также административных правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения.



Статья 19. Технические средства организации

дорожного движения


Технические средства организации дорожного движения применяются в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Требования к техническим средствам организации дорожного движения устанавливаются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 20. Объекты (конструкции) внешней

рекламы и информации


Размещение объектов (конструкций) внешней рекламы и информации осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Узбекистан "О рекламе".

Не допускается размещение объектов (конструкций) внешней рекламы и информации, препятствующих организации дорожного движения.



Статья 21. Организация дорожного движения

на участках дороги, где ведутся ремонтные работы


При выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участков дороги проезжая часть на данных участках дороги может быть ограничена или закрыта для проезда не более чем на пятьдесят процентов.

В случае необходимости закрытия на участках дороги проезжей части более чем на пятьдесят процентов должен быть обеспечен объезд данных участков дороги.

За три дня до начала работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участков дороги или осуществления иных работ на участках дороги и на период выполнения этих работ устанавливаются необходимые технические средства организации дорожного движения.

Информация о выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участков дороги либо об осуществлении иных работ на участках дороги заблаговременно размещается в средствах массовой информации.

При выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участка дороги установка ограждений, не определенных в договорах на выполнение данных работ, не допускается.



Статья 22. Порядок организации дорожного движения

на объектах капитального строительства


При организации дорожного движения на объектах капитального строительства учитываются требования по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанные в градостроительных нормах и правилах.

Размещение объектов капитального строительства в нарушение требований организации дорожного движения не допускается.



Статья 23. Ограничение или запрещение движения

транспортных средств на дорогах (участках дороги)


Ограничение или запрещение движения транспортных средств на дорогах (участках дороги) осуществляется на основании информации соответствующих уполномоченных государственных органов, в случаях:

угрозы безопасности дорожного движения, в том числе жизни или здоровью граждан;

поступления предупреждения в установленном порядке об экстремальных климатических условиях, об угрозе возникновения стихийных бедствий, аварий, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

возникновения экстремальных климатических условий, стихийных бедствий, аварий, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

совершения дорожно-транспортных происшествий;

проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальных действий, предусмотренных законом;

проведения массовых мероприятий (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гулянья, ярмарки, массовые шествия и иные мероприятия);

передвижения по дороге охраняемых лиц.

Ограничение или запрещение движения транспортных средств на дорогах (участках дороги) может осуществляться и в иных случаях, предусмотренных законом.

Организации по ремонту и содержанию дорог, привлекаемые владельцами дорог, по согласованию с Государственной службой безопасности дорожного движения и подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан имеют право на ограничение или запрещение движения транспортных средств в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при ухудшении транспортно-эксплуатационных качеств дороги (участка дороги) и других подобных случаях, при проведении ремонтно-строительных работ с уведомлением об этом органов государственной власти на местах, оповещением пользователей дорог через средства массовой информации и установлением соответствующих технических средств организации дорожного движения.

Владельцы дорог вправе ограничивать или запрещать движение на дорогах или их отдельных участках также при производстве работ в полосе отвода в случаях, когда проведение таких работ угрожает безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Ограничение или запрещение движения на дорогах или их отдельных участках для проведения работ производится с согласия владельцев дорог.

В экстренных, не терпящих отлагательства случаях ограничение или запрещение движения на дорогах (участках дороги) может вводиться без предварительного получения согласия на проведение работ, но при обязательном извещении об этом владельцев дорог и Государственной службы безопасности дорожного движения.



Статья 24. Требования к местам стоянок


Решения о строительстве мест стоянок в установленных границах территорий, прилегающих к многоквартирным домам, принимаются органами государственной власти на местах в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. При этом строительные работы проводятся в порядке, установленном градостроительными нормами и правилами.

Размещение мест стоянок осуществляется с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.

Назначение и возможности мест стоянок (количество мест) определяются в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

Для определения потребностей в местах стоянок учитывается количество транспортных средств, необходимых для обслуживания пользователей на данной территории, а также их дальнейшее увеличение.

Места стоянок организуются в количестве, соответствующем потребности, указанной в документации по организации дорожного движения.

Регистрация мест стоянок производится владельцем дороги.

В соответствии с законодательством на местах стоянок для транспортных средств, управляемых лицами с инвалидностью и перевозящих этих лиц, в обязательном порядке выделяются отдельные места, прилегающие к входу места стоянки или выходу из него.

Для транспортных средств, работающих на электродвигателе, выделяются отдельные места. В таких местах может быть создана возможность подключения к электрическим источникам питания.

Запрещается установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию мест стоянок.

Организация въезда, выезда и движения транспортных средств на местах стоянок осуществляется в соответствии с проектом, согласованным со специально уполномоченными государственными органами.

Пользователи мест стоянок при размещении транспортных средств обязаны соблюдать правила пользования местами стоянок, установленные владельцами мест стоянок. Владельцы мест стоянок общего пользования обязаны размещать правила пользования местами стоянок общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.

Контроль за соблюдением правил пользования местами стоянок осуществляется владельцами данных мест стоянок.

Контроль за соблюдением требований к местам стоянок, установленных настоящей статьей, осуществляется специально уполномоченными государственными органами и органами государственной власти на местах.



Статья 25. Требования к платным местам стоянок.

Права и обязанности владельцев платных мест стоянок


Размер платы за пользование платными местами стоянок устанавливается владельцами платных мест стоянок самостоятельно по тарифам не выше предельных размеров, устанавливаемых Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан.

Плата за пользование платными местами стоянок производится в наличной форме или безналичной форме с использованием платежных систем, в том числе автоматизированных платежных систем.

При организации платных мест стоянок выполняются требования, установленные статьей 24 настоящего Закона.

Владельцы платных мест стоянок имеют право:

устанавливать перечень пользователей, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платными местами стоянок;

устанавливать перечень транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платными местами стоянок.

Владельцы платных мест стоянок обязаны:

внедрить автоматизированную систему оплаты за пользование платными местами стоянок;

обеспечить установку дорожных знаков, а также установку и бесперебойную работу систем видеонаблюдения или иных технических средств охраны на территории, где организованы платные места стоянок;

обеспечить выделение мест стоянок для транспортных средств, управляемых лицами с инвалидностью или перевозящих их, из числа стояночных мест, прилегающих к входу места стоянки или выходу из него.

Владельцы платных мест стоянок могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 26. Мониторинг дорожного движения


Мониторинг дорожного движения осуществляется специально уполномоченными государственными органами и органами государственной власти на местах.

В целях осуществления мониторинга дорожного движения в специально уполномоченных государственных органах могут создаваться отдельные подразделения.



ГЛАВА 4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 27. Общие требования к документации

по организации дорожного движения


Документация по организации дорожного движения должна соответствовать требованиям законодательства Республики Узбекистан.

Документация по организации дорожного движения разрабатывается с учетом обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и снижения негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду.



Статья 28. Комплексные программы по организации

дорожного движения


Комплексные программы по организации дорожного движения разрабатываются для определения стратегических направлений организации дорожного движения и принятия решений по обеспечению эффективности управления дорожным движением.

Комплексные программы по организации дорожного движения разрабатываются в разрезе районов (городов) сроком на пять лет, и на их основе подготавливаются комплексные программы по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

Комплексные программы по организации дорожного движения по улицам районов (городов), поселков, кишлаков и аулов, а также хозяйственным дорогам разрабатываются и утверждаются органами государственной власти на местах.

Комплексные программы по организации дорожного движения на дорогах общего пользования подготавливаются и утверждаются Министерством транспорта Республики Узбекистан.

В комплексных программах по организации дорожного движения предусматриваются:

мероприятия по организации дорожного движения;

мероприятия по обеспечению снижения негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду;

внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением;

в городах с численностью населения более пятисот тысяч человек - внедрение автоматизированных информационных систем об объездных (кольцевых) дорогах для транзитных перевозчиков, о местах стоянок при въезде в город с целью предупреждения заторов, об имеющихся местах стоянок на территории города;

мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог и дорожных объектов.

Реализация мероприятий, содержащихся в комплексных программах по организации дорожного движения, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных средств.

Комплексные программы по организации дорожного движения размещаются в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах специально уполномоченных государственных органов и органов государственной власти на местах.



Статья 29. Проекты организации дорожного движения


Проекты организации дорожного движения разрабатываются проектными организациями в целях реализации мероприятий, содержащихся в комплексных программах по организации дорожного движения, а также определения маршрутов движения транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы.

Проекты организации дорожного движения на дорогах международного значения выполняются с учетом требований международных норм.

При разработке проектов организации дорожного движения по маршрутам движения транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы, учитываются:

правила перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных и специальных грузов;

установление запрещающих дорожных знаков;

порядок проезда транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы, через искусственные дорожные сооружения.

Порядок проезда транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы, через искусственные дорожные сооружения определяется специально уполномоченными государственными органами.

Не допускается реализация мероприятий по неутвержденным проектам организации дорожного движения.



Статья 30. Проекты организации отдельного

дорожного движения


В случае ограничения или запрещения движения транспортных средств на дорогах на срок более суток разрабатываются проекты организации отдельного дорожного движения.

Проекты организации отдельного дорожного движения на период ограничения или запрещения движения транспортных средств на дорогах разрабатываются с целью установления маршрута движения участников дорожного движения при следующих обстоятельствах:

при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте или ремонте дорог;

при выполнении строительных, ремонтных и иных работ, влияющих на движение транспортных средств, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте или ремонте объектов инженерной инфраструктуры;

при проведении массовых мероприятий (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гулянья, ярмарки, массовые шествия и иные мероприятия);

в выходные и праздничные нерабочие дни, при превышении нормы интенсивности движения по дорогам, соединяющим объекты и зоны отдыха.



Статья 31. Аудит проектов организации дорожного движения


Проекты организации дорожного движения подлежат аудиту на соответствие требованиям безопасности дорожного движения.

Аудит проектов организации дорожного движения проводится специально уполномоченными государственными органами самостоятельно или с привлечением на договорной основе субъекта предпринимательства, имеющего право на проведение такого аудита.

Аудит проектов организации дорожного движения проводится на следующих стадиях:

обоснование (планирование);

эскизное проектирование;

детальное проектирование;

перед сдачей дороги в эксплуатацию;

после сдачи дороги в эксплуатацию.

Аудит проектов организации дорожного движения подразделяется на следующие виды в зависимости от того, на какой стадии он проведен:

аудит безопасности строительства или реконструкции дороги;

аудит безопасности эксплуатируемой дороги;

аудит безопасности дорожных объектов специфического назначения.

Аудит проектов организации дорожного движения направлен на решение следующих задач:

сведение к минимуму вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий при эксплуатации объекта;

применение эффективных решений для сведения к минимуму последствий вероятных дорожно-транспортных происшествий на тех участках дороги, где невозможно исключить риск полностью;

снижение затрат по устранению дефектов при эксплуатации дороги за счет выявления и исключения дефектов на стадиях проектирования и строительства дорог.

Рекомендации, подготовленные в результате аудита проектов организации дорожного движения, предоставляются для рассмотрения на соответствующем этапе заказчику и исполнителям работ (организации-планировщику, организации-проектировщику, организации-подрядчику, эксплуатирующей организации).

По результатам аудита проекта организации дорожного движения составляется заключение, в котором указывается соответствие или несоответствие проекта организации дорожного движения требованиям законодательства.

Если в результате аудита проекта организации дорожного движения установлено несоответствие проекта организации дорожного движения требованиям законодательства, то в данный проект вносятся соответствующие изменения.



Статья 32. Требования к проектированию, строительству,

реконструкции, ремонту и содержанию дорог


Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения определяется Министерством транспорта Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Ответственность за соответствие дорог требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения на этапе проектирования возлагается на разработчика проекта организации дорожного движения, а на этапах строительства и реконструкции - на исполнителя работ.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения при их ремонте и содержании возлагается на владельцев дорог.

Ущерб, причиненный участникам дорожного движения и транспортному средству вследствие невыполнения владельцами дорог возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению ими в порядке, установленном законодательством.



Статья 33. Обустройство дорог объектами сервиса


Владельцы дорог принимают меры по обустройству дорог, находящихся в их ведении, объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют работу объектов сервиса в целях удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют участникам дорожного движения информацию о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а также информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 34. Обеспечение безопасности дорожного движения


Обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.



Статья 35. Обязанности владельцев транспортных

средств по обеспечению безопасности

дорожного движения


Владельцем транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления или на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или договора гражданско-правового характера с собственником либо иным владельцем транспортного средства.

Владельцы транспортных средств обязаны:

эксплуатировать технически исправные транспортные средства;

допускать к управлению транспортными средствами лиц, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших медицинский осмотр;

осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу иных лиц при использовании транспортных средств в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психоактивных веществ либо чрезмерной усталости;

соблюдать законодательство о дорожном движении.



Статья 36. Требования к транспортным средствам,

составным частям их конструкций, запасным

частям и принадлежностям


Транспортные средства, составные части их конструкций, запасные части и принадлежности должны соответствовать техническим параметрам транспортного средства и требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежат обязательной сертификации.



Статья 37. Требования к техническому состоянию

и оборудованию транспортных средств


Техническое состояние и оборудование транспортных средств должны соответствовать требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения. Транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Республики Узбекистан и зарегистрированные в установленном порядке, подлежат обязательному техническому осмотру.

Порядок проведения обязательного технического осмотра транспортных средств устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 38. Требования к техническому обслуживанию

и ремонту транспортных средств


Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны соответствовать требованиям нормативных документов в сфере дорожного движения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны оказывать данные услуги в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере дорожного движения.



Статья 39. Запрет на эксплуатацию транспортных средств


Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень технических неисправностей транспортных средств и условия, при наличии которых запрещается их эксплуатация, определяются Правилами дорожного движения.

Запрет на эксплуатацию транспортных средств осуществляется уполномоченными должностными лицами Государственной службы безопасности дорожного движения в установленном законодательством порядке.



Статья 40. Основные требования к юридическим

лицам, занимающимся деятельностью, связанной

с эксплуатацией транспортных средств


Юридические лица, занимающиеся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей;

создавать необходимые условия для повышения квалификации водителей;

обеспечивать исправность и сохранность транспортных средств, не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

анализировать причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных с участием принадлежащих им транспортных средств, и принимать меры по их предотвращению;

организовывать и проводить с привлечением медицинских работников медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первичной неотложной доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на месте происшествия;

застраховать в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя", свою гражданскую ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

Юридические лица, занимающиеся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным или наземным городским электрическим транспортом, в соответствии с законодательством о дорожном движении, с учетом особенностей перевозок, могут предъявлять к водителям дополнительные требования в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Юридические лица в зависимости от количества транспортных средств создают службы или вводят должности по безопасности дорожного движения. Нормативы определения численности работников службы безопасности дорожного движения устанавливаются законодательством.

Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, проводимых юридическими лицами, осуществляется за счет их средств и других источников, не запрещенных законодательством.



Статья 41. Обучение, повышение квалификации,

инструктирование и проверка знаний по вопросам

безопасности дорожного движения работников

юридических лиц, занимающихся деятельностью,

связанной с эксплуатацией транспортных средств


Обучение, повышение квалификации, инструктирование и проверка знаний по вопросам безопасности дорожного движения работников юридических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, проводятся юридическим лицом за счет собственных средств.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий юридическое лицо обязано обеспечить проведение вводных, предрейсовых, специальных, сезонных и дополнительных (внеочередных) инструктажей по безопасности дорожного движения.

Работники службы безопасности дорожного движения юридических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, не реже одного раза в три года должны повышать свою квалификацию по специальным программам, утвержденным Министерством транспорта Республики Узбекистан, со сдачей квалификационного экзамена.



Статья 42. Права водителей, работающих

по трудовому договору


Водители, работающие по трудовому договору, имеют право на:

получение достоверной информации от работодателя о маршруте движения, перевозимом грузе, существующей угрозе для их жизни и здоровья, а также о мерах по их защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов при осуществлении перевозки;

обеспечение средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой в соответствии с установленными требованиями;

участие в рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий по обеспечению безопасности дорожного движения;

отказ от выполнения перевозки при возникновении ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью, с извещением об этом непосредственного руководителя или иного представителя работодателя;

повышение квалификации и профессиональную переподготовку в области безопасности дорожного движения;

возмещение вреда, причиненного их здоровью при исполнении трудовых обязанностей;

обжалование неправомерных решений и действий (бездействия) работодателя в сфере дорожного движения.

Водители, работающие по трудовому договору, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 43. Права и обязанности участников

дорожного движения


Права участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам гарантируются государством.

Реализация своих прав участниками дорожного движения не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Участники дорожного движения имеют право на:

свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам в соответствии с Правилами дорожного движения;

получение разъяснения от должностных лиц специально уполномоченных государственных органов о причинах ограничений или нарушений их прав, предусмотренных законодательством;

получение полной и достоверной информации о безопасных условиях движения, качестве технических средств и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортных происшествиях от организаций и должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность оказывать такую помощь;

возмещение ущерба в случаях причинения им телесных повреждений, повреждения транспортного средства и груза в результате дорожно-транспортного происшествия, а также на компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательством;

обжалование в установленном порядке незаконных решений специально уполномоченных государственных органов и органов государственной власти на местах в сфере дорожного движения, а также действий (бездействия) их должностных лиц;

обращение в соответствующие органы с предложениями по изменению и установке дорожных знаков, разметок, светофоров, о состоянии дорожного покрытия и другими предложениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны:

соблюдать требования законодательства о дорожном движении;

выполнять законные требования должностных лиц специально уполномоченных государственных органов и органов государственной власти на местах в сфере дорожного движения.

Участники дорожного движения могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 44. Право на управление транспортными средствами


Право на управление:

мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами предоставляется лицам, достигшим возраста шестнадцати лет;

автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, за исключением такси, предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет;

грузовыми автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет;

автомобилями, используемыми в качестве такси, а также автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, трамваями и троллейбусами предоставляется лицам, достигшим возраста двадцати одного года;

составами транспортных средств предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами, указанными в абзацах третьем, четвертом и пятом настоящей части, при наличии стажа управления транспортным средством не менее двенадцати месяцев.

Право на управление транспортными средствами подтверждается удостоверением установленного образца, которое предоставляется лицам, прошедшим медицинское освидетельствование и сдавшим квалификационные экзамены.

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи удостоверения на право управления транспортными средствами устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

На территории Республики Узбекистан действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие установленным требованиям.



Статья 45. Требования к подготовке водителей


К сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей соответствующей категории.

Единые программы подготовки водителей соответствующих категорий утверждаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 46. Прекращение права на управление

транспортными средствами


Право на управление транспортными средствами прекращается в случае:

подтвержденного медицинским заключением ухудшения здоровья водителя, препятствующего безопасному управлению транспортным средством;

лишения водителя права управления транспортными средствами за совершенное правонарушение.

Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются законом.

Лишение права на управление транспортными средствами применяется судом.



ГЛАВА 6. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 47. Основы медицинского обеспечения

безопасности дорожного движения


Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется путем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, в том числе предрейсовых медицинских осмотров, а также оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, периодического обучения участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел, других специализированных подразделений и населения приемам оказания первичной неотложной доврачебной помощи на месте происшествия лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Медицинская помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, заключается в оказании первичной неотложной доврачебной помощи на месте происшествия, а также в квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение и в лечебно-профилактическом учреждении.

Порядок проведения медицинских осмотров и организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, перечень обязательных медицинских принадлежностей, которые должны находиться в салоне транспортного средства для оказания первичной неотложной доврачебной помощи, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.



Статья 48. Медицинское освидетельствование

на отсутствие медицинских противопоказаний

к управлению транспортными средствами


В целях установления отсутствия медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством лица, достигшие возраста, указанного в статье 44 настоящего Закона, прежде чем сдать документы в образовательные организации по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в медицинских учреждениях.

Медицинское освидетельствование проводится на платной основе в целях установления отсутствия медицинских противопоказаний, указанных в приложении к настоящему Закону.

Перечень медицинских учреждений, которым разрешено проведение медицинского освидетельствования, размеры тарифов за проведение медицинского освидетельствования и форма заключения по результатам медицинского освидетельствования устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.



Статья 49. Порядок прохождения

медицинского освидетельствования на отсутствие

медицинских противопоказаний к управлению

транспортными средствами


Медицинское освидетельствование проводится медицинским учреждением, которому разрешено проведение медицинского освидетельствования, по предъявлении лицом, проходящим освидетельствование, документа, удостоверяющего личность (идентификационная ID-карта, паспорт, другой документ, удостоверяющий личность).

Для проведения медицинского освидетельствования медицинским учреждением образуется специальная медицинская комиссия. Состав медицинской комиссии утверждается администрацией медицинского учреждения.

Медицинской комиссией для отражения сведений, связанных с прохождением медицинского освидетельствования, ведутся амбулаторные карты лиц, проходящих медицинское освидетельствование.

В амбулаторной карте должны быть указаны медицинские заключения всех участвующих в проведении медицинского освидетельствования врачей и специалистов в отношении лица, проходящего медицинское освидетельствование.

По результатам медицинского освидетельствования медицинским учреждением оформляется в электронной форме заключение медицинской комиссии о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами и в течение одного рабочего дня с момента прохождения медицинского освидетельствования направляется посредством информационной системы в Государственную службу безопасности дорожного движения с обеспечением конфиденциальности информации.

Копия заключения медицинской комиссии выдается лицу, прошедшему медицинское освидетельствование.

В случае выявления медицинских противопоказаний, указанных в приложении к настоящему Закону, у граждан, обратившихся за медицинской помощью в медицинские учреждения, медицинскими учреждениями данная информация направляется посредством информационной системы в Государственную службу безопасности дорожного движения с обеспечением конфиденциальности информации.

Заключение медицинской комиссии о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, а также информация об обнаружении заболеваний, указанных в приложении к настоящему Закону, являются основанием для отказа в приеме документов кандидатов в образовательные организации по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта и лишения судами водителей права на управление транспортными средствами.

Порядок функционирования информационной системы по вводу, ведению учета заключений (информации) медицинских комиссий о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 50. Использование достижений науки

в сфере дорожного движения


В целях повышения эффективности организации дорожного движения, пропускной способности дорог, создания благоприятных условий для участников дорожного движения в системе специально уполномоченных государственных органов могут создаваться структуры, осуществляющие научные исследования в сфере дорожного движения.

Достижения науки, результаты научных исследований по организации дорожного движения используются специально уполномоченными государственными органами при организации дорожного движения, в том числе для совершенствования информационных систем и технических средств организации дорожного движения.



Статья 51. Государственный контроль в сфере

дорожного движения


Государственный контроль в сфере дорожного движения осуществляется с целью изучения исполнения представлений об устранении нарушений требований законодательства о дорожном движении, устранения выявленных недостатков в организации дорожного движения.

Государственный контроль в сфере дорожного движения осуществляют соответствующие государственные органы и организации в случаях и порядке, установленных законодательством.



Статья 52. Финансовое и материально-техническое

обеспечение мероприятий в сфере дорожного движения


Финансовое обеспечение мероприятий в сфере дорожного движения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок материально-технического обеспечения мероприятий в сфере дорожного движения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 53. Разрешение споров


Споры в сфере дорожного движения разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 54. Ответственность за нарушение

законодательства о дорожном движении


Лица, виновные в нарушении законодательства о дорожном движении, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 55. Внесение дополнений, а также признание

утратившими силу некоторых законодательных актов

Республики Узбекистан


1. Внести в статью 147 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189, 192, N 9, ст.ст. 486, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., N 5, ст.ст. 175, 179, N 6, ст. 231, N 9, ст.ст. 335, 339, 341, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., N 1, ст. 1, N 4, ст.ст. 104, 105, N 9, ст.ст. 247, 252, N 12/2, ст. 365; 2012 г., N 4, ст. 108, N 9/1, ст. 242, N 12, ст. 336; 2013 г., N 4, ст. 98, N 10, ст. 263; 2014 г., N 1, ст. 2, N 5, ст. 130, N 9, ст. 244, N 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., N 6, ст. 228, N 8, ст.ст. 310, 312, N 12, ст. 452; 2016 г., N 1, ст. 2, N 4, ст. 125, N 9, ст. 276, N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 4, ст. 137, N 6, ст. 300, N 9, ст. 510, N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст.ст. 1, 4, 5, N 4, ст. 224, N 7, ст.ст. 430, 431, 432, N 10, ст.ст. 671, 673, 679; 2019 г., N 1, ст.ст. 1, 3, 5, N 2, ст. 47, N 3, ст.ст. 161, 165, 166, N 5, ст.ст. 259, 261, 267, 268, N 7, ст. 386, N 8, ст.ст. 469, 471, N 9, ст.ст. 591, 592, N 10, ст.ст. 674, 676, N 11, ст.ст. 787, 791, N 12, ст.ст. 880, 891; 2020 г., N 1, ст. 4, N 3, ст.ст. 203, 204, N 7, ст. 449, N 9, ст.ст. 539, 540, N 10, ст.ст. 593, 596, N 11, ст. 651, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 5, 7, 12, 13, 14, N 2, ст. 142, N 3, ст. 217, N 4, ст.ст. 290, 293, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 800, 802, 803, N 9, ст. 903, N 10, ст.ст. 966, 967, 968, 973, N 11, ст. 1066; 2022 г., N 1, ст.ст. 1, 2, N 2, ст.ст. 80, 81, N 3, ст.ст. 215, 216, N 4, ст. 337, N 5, ст.ст. 464, 465, 466, 467, N 8, ст. 787, N 10, ст.ст. 981, 984, N 12, ст. 1189), следующие дополнения:

наименование после слов "правил их содержания" дополнить словами "невыполнение требований по организации дорожного движения";

часть вторую после слов "угрожает безопасности движения" дополнить словами "а также невыполнение требований по организации дорожного движения".


2. Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года N 818-I "О безопасности дорожного движения" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 215);


2) постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года N 819-I "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 216);


3) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 года N ЗРУ-31 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 157);


4) Закон Республики Узбекистан от 5 апреля 2007 года N ЗРУ-82 "О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 4, ст. 155);


5) Закон Республики Узбекистан от 10 апреля 2013 года N ЗРУ-348 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 94);


6) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года N ЗРУ-396 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 12, ст. 452);


7) статью 108 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4);


8) статью 15 Закона Республики Узбекистан от 12 октября 2021 года N ЗРУ-721 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 10, ст. 968).



Статья 56. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству внутренних дел, Министерству транспорта Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 57. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

разработать и утвердить Общий технический регламент безопасности объектов (конструкций) внешней рекламы и информации, учитывающий также требования части второй статьи 20 настоящего Закона;

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 58. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 20 января 2024 г.


"Народное слово", 20 января 2024 г.