Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.04.2024 г. N ПП-165 "О дополнительных мерах по формированию государственных программ развития социальной и производственной инфраструктуры и эффективной организации процессов их реализации"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.04.2024 г.

N ПП-165



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЭФФЕКТИВНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ

ИХ РЕАЛИЗАЦИИ


В целях своевременной, полной и качественной реализации программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и программ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы, внедрения в сферу эффективных механизмов контроля и современных информационных технологий, дальнейшего повышения ответственности участников проектов и контролирующих ведомств:


1. Создать в структуре центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства без образования юридического лица, в пределах утвержденной общей штатной численности министерства, а также за счет привлечения специалистов-экспертов на договорной основе проектный офис (далее - Проектный офис), уполномоченный рассматривать проектно-сметную документацию по строительству и реконструкции объектов, стоимостью свыше 10 миллиардов сумов (далее - отдельные объекты), подготовленную в соответствии с программами развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и программами, финансируемыми за счет бюджетов бюджетной системы (далее - госпрограммы), и определить его основными задачами:

рассмотрение и согласование подготовленных заданий на проектирование для разработки проектно-сметной документации отдельных объектов;

изучение проектно-сметной документации отдельных объектов на предмет их эффективности и обоснованности, функциональной обеспеченности, а также соблюдения удобства и экономичности при их эксплуатации в будущем;

проведение глубокого анализа цен, применяемых в проектно-сметной документации отдельных объектов, предупреждение искусственного завышения стоимости строительных материалов и работ (услуг);

по итогам рассмотрения проектно-сметной документации предоставление рекомендаций по эффективности и обоснованности, соблюдению в ней требований норм и правил градостроительства, обеспечению функциональности и удобства в эксплуатации отдельных объектов, оптимизации сметной стоимости;

обеспечение разработки типовой проектной документации объектов социальной сферы.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства в десятидневный срок утвердить Положение о проектном офисе и порядок организации его деятельности в установленном порядке.


2. Установить, что:

в 2024 году Проектный офис рассматривает проектно-сметную документацию по строительству и реконструкции отдельных объектов, дополнительно включаемых в госпрограммы, стоимостью свыше 10 миллиардов сумов;

согласование заданий на проектирование, рассмотрение проектно-сметной документации и предоставление по ней рекомендаций осуществляются Проектным офисом посредством национальной информационной системы "Прозрачное строительство";

Проектным офисом за рассмотрение и согласование заданий на проектирование взимаются платежи в однократном размере базовой расчетной величины, за предоставление рекомендации на рассмотрение и проведение экспертизы проектно-сметной документации - в размере 0,005 процента сметной стоимости объектов, которые отражаются в расходах заказчика;

не допускается утверждение заданий на проектирование отдельных объектов, не согласованных с Проектным офисом;

при выполнении Проектным офисом возложенных на него задач, в том числе рассмотрении проектно-сметной документации, при необходимости, могут быть привлечены квалифицированные специалисты органов экспертизы и других организаций;

в случае отсутствия рекомендации Проектного офиса по проектно-сметной документации отдельных объектов представление их на экспертизу заказчиками не допускается;

Проектному офису предоставляется право привлекать высококвалифицированных зарубежных и отечественных специалистов, экспертов, консультантов и советников для осуществления возложенных задач на основе прямых договоров;

должностные лица Проектного офиса являются ответственными за своевременное и эффективное выполнение возложенных на них задач при рассмотрении и согласовании заданий на проектирование и предоставлении рекомендации на проведение экспертизы.


3. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках госпрограмм:

а) начиная с 1 января 2025 года при разработке проектно-сметной документации, выполнении строительно-монтажных работ и приемке объектов в эксплуатацию осуществляется переход на "объемный" (учет показателей объема и качества) метод оценки стоимости строительства;

б) начиная с 1 июля 2024 года сметная стоимость объектов формируется на основе данных электронной платформы "Национальный классификатор строительных ресурсов";

в) начиная с 1 октября 2024 года завершенные строительством объекты оформляются посредством электронной платформы "Государственный контроль в строительстве" национальной информационной системы "Прозрачное строительство" с цифровизацией процесса приемки их в эксплуатацию;

г) по объектам, по которым полностью не разработаны проектное задание и прилагаемая к нему документация, установление тендерных торгов на определение проектно-изыскательских организаций запрещается;

д) в национальную информационную систему "Прозрачное строительство":

заказчиком в обязательном порядке размещаются первично-разрешительная документация по объектам, подлежащим строительству, реконструкции и капитальному ремонту, заключения экспертизы и тендерная документация, а также соответствующие договоры о государственных закупках;

направляются вместе с договорами о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сведения о графиках выполнения и финансирования работ на объектах, их фактическом финансировании в электронной форме;

направляются данные о видах, объемах и стоимости работ, выполненных подрядными организациями, которые сформированы на основе электронных счетов-фактур, представленных в налоговые органы;

е) в национальной информационной системе "Прозрачное строительство":

начиная с 1 июля 2024 года регистрируются вспомогательные подрядные организации, привлекаемые по проектам со стоимостью более 10 миллиардов сумов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений;

оферентами тендерных торгов предложения вносятся с полной их оцифровкой;

Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Инспекция по надзору в сфере транспорта не реже одного раза в месяц размещают фотоснимки по текущему состоянию процесса строительства на объектах, включенных в госпрограммы.


4. Внедрить следующий порядок контроля, осуществляемый Генеральной прокуратурой и Счетной палатой в рамках госпрограмм:

а) посредством национальной информационной системы "Прозрачное строительство" устанавливается системный контроль за:

своевременным оформлением документов касательно выделения земельных участков соответствующими хокимиятами и первично-разрешительной документации по проектированию соответствующими организациями по объектам строительства;

проведением экспертизы проектно-сметной документации объектов строительства в установленные сроки;

организацией и проведением в соответствии с законодательством тендерных торгов по определению проектных и подрядных организаций;

своевременным финансированием объектов заказчиками и казначейскими подразделениями, выполнением строительно-монтажных работ и сдачей в эксплуатацию объектов подрядными организациями в установленные сроки;

б) отстающие по реализации проекты и недостатки на проблемных объектах изучаются с выездом на места.

При этом по результатам мониторинга и контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом:

до устранения недостатков, которые невозможно устранить без приостановления строительно-монтажных работ, по объектам, на которых выявлены случаи нарушения актов законодательства о градостроительстве, государственных закупках и бюджете, соответствующим заказчикам и в Комитет казначейской службы вносится представление о временном приостановлении финансирования в установленном законодательством порядке;

при выявлении случаев невыполнения проектными и подрядными организациями своих обязательств на должном уровне в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства вносится указание об ограничении их участия в электронных тендерных торгах.


5. Установить следующий порядок финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов:

а) органы казначейства после рассмотрения полного размещения первично-разрешительной документации, заключений экспертизы и тендерной документации по объектам, подлежащим строительству, реконструкции и капитальному ремонту, регистрируют в национальной информационной системе "Прозрачное строительство" соответствующие договоры о государственных закупках в течение трех рабочих дней;

б) авансовые платежи по договорам о государственных закупках после их регистрации в органах казначейства осуществляются без человеческого фактора в автоматическом порядке;

в) гарантийная сумма объекта, введенного в эксплуатацию, по усмотрению подрядной организации:

выплачивается в течение гарантийного срока путем страхования или гарантирования объекта коммерческими банками в гарантийный срок;

перечисляется после завершения гарантийного срока из системы казначейства на расчетный счет подрядной организации, в случае отсутствия обоснованных возражений эксплуатирующей организации, без человеческого фактора в автоматическом порядке. При этом заключение эксплуатирующей организации направляется в информационную систему Министерства экономики и финансов с утверждением его электронной подписью.


6. Разрешить привлечение субъектов предпринимательства к оказанию услуги технического контроля работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, финансируемых за счет средств Государственного бюджета, на основе аутсорсинга в следующих объектах:

начиная с 1 января 2025 года - школьных, дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, строительные (ремонтные) работы в которых начинаются вновь, в порядке эксперимента;

начиная с 1 января 2026 года - на других строительных (ремонтных) объектах (за исключением объектов, связанных с государственными секретами).


7. Установить, что при разработке Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2025 год 50 процентов средств, выделяемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций, направляется на проекты, сформированные на основе общественного мнения.

При этом:

перечень проектов в разрезе регионов формируется заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом демографической ситуации и потребности населения, который размещается на информационном портале "Открытый бюджет";

проекты, набравшие наибольшее количество голосов общественности, будут признаны победителями и будут включены в проект Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в рамках средств, распределенных для каждого региона.


8. Кабинету Министров до конца 2024 года обеспечить разработку градостроительных норм и правил, определяющих порядок расчета и ведения учета потребностей в финансовых ресурсах для содержания и оказания технического обслуживания зданий в разрезе сфер.

Министерству экономики и финансов на основе разработанных градостроительных норм и правил начиная с 2025 года предусмотреть при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимые средства для расходов, связанных с содержанием и оказанием технического обслуживания зданий.


9. Утвердить:

Перечень дополнительных сведений, предоставляемых в информационные системы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства посредством интегрированных информационных систем министерств и ведомств согласно приложению N 1;

"Дорожную карту" по дальнейшему повышению эффективности реализации, управления и контроля строительных проектов согласно приложению N 2.


10. Министерству экономики и финансов внести в Кабинет Министров на утверждение:

в трехмесячный срок - порядок привлечения на основе аутсорсинга субъектов предпринимательства к оказанию услуги технического контроля, оценки деятельности организаций, оказывающих услуги технического контроля, опубликования их рейтинга в национальной информационной системе "Прозрачное строительство";

до 1 августа 2024 года - проект соответствующего акта по определению порядка страхования или гарантирования коммерческими банками введенных в эксплуатацию объектов в течение гарантийного срока.


11. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой до 1 июня 2024 года проект Положения о цифровизации процесса приемки к эксплуатации завершенных строительством объектов;

совместно с Министерством экономики и финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


12. Внести изменения и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


13. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения мер, определенных в настоящем постановлении.

Генеральному прокурору Республики Узбекистан Йулдошеву Н.Т. и председателю Счетной палаты Бобоеву А.М. установить постоянный контроль за своевременным и качественным выполнением задач, определенных в настоящем постановлении.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств и местных хокимиятов по обеспечению исполнения настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 29.04.2024 г. N ПП-165



ПЕРЕЧЕНЬ

дополнительных сведений, предоставляемых

в информационные системы Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства посредством

интегрированных информационных систем

министерств и ведомств

  

  

N

Наименование министерств и ведомств

  

Предоставляемые сведения

  

Сроки предоставления

  

I. СВЕДЕНИЯ, РАЗМЕЩАЕМЫЕ НА ЭЛЕКТРОННОЙ

ПЛАТФОРМЕ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАССИФИКАТОР

СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ"

  

1.

Министерство экономики и финансов

Данные о строительных ресурсах в сфере государственных закупок.

  

Постоянно

2.

Налоговый комитет

Данные о строительных ресурсах в Едином национальном электронном каталоге продукции (наименование продукции, единица измерения, цена).

  

Постоянно

3.

Агентство по статистике

Стоимостные показатели промышленной продукции.

  

Ежемесячно

4.

Узбекское агентство по техническому регулированию

Стандарты по строительным материалам и показатели их технических параметров на основании сертификатов соответствия.

  

Постоянно

5.

Таможенный комитет

Стоимостные показатели цен по строительным материалам, оборудованию и инвентарю, импортированных на территорию республики.

  

Ежемесячно

  

II. СВЕДЕНИЯ, РАЗМЕЩАЕМЫЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "ПРОЗРАЧНОЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО"

  

6.

Министерство экономики и финансов

Сведения по проектам строительства и ремонта, выделенным им средствам и финансированию.

  

Постоянно

7.

Налоговый комитет

1. Электронные счета-фактуры, подтверждающие выполненные строительно-монтажные работы в рамках программ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы, и приложения к ним.


2. Сведения о работниках в отчетах по налогу на прибыль физических лиц проектных и подрядных организаций.

  

Постоянно

8.

Коммерческие банки через Центральный банк

Сведения о наличии или об отсутствии задолженности по картотеке N 2 от обслуживающего банка и просроченной задолженности по кредиту от кредитного бюро "Кредитно-информационный аналитический центр".

  

Постоянно

9.

Агентство по кадастру

Сведения о своевременном оформлении документов по выделению земельных участков соответствующими хокимиятами по объектам нового строительства.

  

Постоянно

10.

Министерство внутренних дел

Сведения о привлечении к ответственности лиц за административные правонарушения и судимости.

  

Постоянно

  

  

Примечания:


1. Первые руководители соответствующих министерств и ведомств, интегрированных в систему, несут персональную ответственность за своевременное, достоверное и полное предоставление информации и сведений, передаваемых в информационные системы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.


2. Сведения в настоящем перечне предоставляются безвозмездно.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 29.04.2024 г. N ПП-165



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по дальнейшему повышению эффективности

реализации, управления и контроля

строительных проектов

  

  

N

  

Наименование мер

  

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Организация семинар-тренингов по заполнению новых форм счетов-фактур строительно-подрядных организаций и ведению их отчетности.

  

Практические меры

Май

2024 года

Налоговый комитет, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

2.

Обеспечение укомплектования квалифицированными специалистами Управления по осуществлению контрольного замера на объектах строительства Инспекции государственного финансового контроля.

  

Организационные меры

Май

2024 года

Генеральная прокуратура, Агентство развития государственной службы

3.

Интеграция системы "Прозрачное строительство" в автоматизированную информационную систему "Дистанционный аудит" Счетной палаты.

  

Практические меры

Май

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата

4.

Внесение в Кабинет Министров заключения о полном охвате цифровизацией процессов реализации программ, финансируемых за счет Государственного бюджета посредством системы "Прозрачное строительство".

  

Практические меры

Май

2024 года

Министерство цифровых технологий, Счетная палата, Генеральная прокуратура

5.

На основе заключения Министерства цифровых технологий принятие мер по совершенствованию системы "Прозрачное строительство".

Практические меры

По мере необходимости

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство цифровых технологий, Счетная палата, Генеральная прокуратура, Министерство экономики и финансов, ГУП "Центр кибербезопасности"

При этом создание рабочей группы по постоянному совершенствованию системы "Прозрачное строительство".

  

Май

2024 года

6.

Запуск в системе "Прозрачное строительство" платформы "Мониторинг реализации государственных программ".

При этом предоставление Генеральной прокуратуре и Счетной палате доступа к данной платформе.

  

Практические меры

Июнь

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство цифровых технологий, Министерство экономики и финансов

7.

Полный запуск электронной платформы "Национальный классификатор строительных ресурсов" по формированию сметной стоимости объектов.

Практические меры

Июнь

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Налоговый комитет, Министерство экономики и финансов, Агентство статистики, Узбекское агентство по техническому регулированию, Таможенный комитет

  

8.

Разработка и внесение в Кабинет Министров порядка привлечения субъектов предпринимательства для оказания услуг по техническому надзору на основе аутсорсинга.

  

Проект постановления Кабинета Министров

Июнь

2024 года

Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

9.

Внесение в Кабинет Министров проекта положения о цифровизации процесса приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов.

  

Проект постановления Кабинета Министров

Июнь

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Генеральная прокуратура, Министерство экономики и финансов

10.

Внесение в Кабинет Министров порядка реализации в строительных и ремонтных работах, осуществляемых за счет Государственного бюджета, процессов - от подготовки проектно-сметной документации до приемки объектов на основе показателей объема и качества (метод "объем").

  

Проект постановления Кабинета Министров

Июль

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономики и финансов

11.

Разработка и утверждение порядка ведения автоматизированной электронной платформы "Мониторинг реализации проектов государственных программ и согласование адресных перечней" в установленном порядке.

При этом предоставление Генеральной прокуратуре и Счетной палате доступа к данной платформе.

  

Проект межведомственного документа

Июль

2024 года

Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата, Генеральная прокуратура

12.

Внесение на утверждение в Кабинет Министров порядка страхования или гарантирования коммерческими банками в течение гарантийного срока объектов, введенных в эксплуатацию, а также досрочной выплаты гарантийной суммы.

  

Проект постановления Кабинета Министров

Август

2024 года

Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Центральный банк

13.

Интеграция данных о начислении налогов и других платежей подрядным организациям и их работникам в информационной системе налоговых органов с Единой национальной системой труда.

  

Практические меры

Август

2024 года

Налоговый комитет, Министерство занятости и сокращения бедности

14.

Разработка порядка оценки службами внутреннего аудита количественных и качественных показателей, достигнутых по проектам, реализованным за счет бюджетов бюджетной системы.

  

Проект межведомственного документа

Август

2024 года

Счетная палата, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

15.

Разработка порядка проведения аудита после завершения проектно-монтажных работ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы и государственного внешнего долга, в том числе проектов со стоимостью более 100 млрд сумов.

  

Проект межведомственного документа

Август

2024 года

Счетная палата, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

16.

Разработка градостроительных норм и правил, определяющих порядок расчета потребности и ведения учета финансовых ресурсов для содержания и технического обслуживания зданий.

  

Градостроительные нормы и правила

Декабрь

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики, Министерство экономики и финансов

17.

Обновление отраслевых норм проектирования объектов социальной сферы.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономики и финансов

  

18.

Изучение с выездом на места недостатков на отстающих и проблемных объектах по проектам строительства и реконструкции, осуществляемым в рамках государственных программ.

  

Практические меры

Постоянно

Генеральная прокуратура, Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата, Инспекция государственного финансового контроля

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 29.04.2024 г. N ПП-165



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ,

вносимые в некоторые постановления

Президента Республики Узбекистан



1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2020 года N ПП-4929 "О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в регионах":


а) в абзаце первом подпункта "а" пункта 2 слова "и малых промышленных" исключить;


б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Министерству экономики и финансов ежегодно при формировании основных параметров Государственного бюджета предусматривать выделение средств из Государственного бюджета на работы по обеспечению внешней инженерно-коммуникационной инфраструктурой специальных экономических зон, а также крупных производственных проектов с участием прямых иностранных и отечественных инвестиций в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан.


2. В пункте 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 22 января 2022 года N ПП-98 "О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2022-2024 годах":


а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Президиумом Кабинета Министров могут вноситься изменения и (или) дополнения в основные параметры Программы, предусматривающие включение дополнительных проектов (объектов), имеющих утвержденную предпроектную и (или) проектную документацию и источники финансирования, исключение нереализованных проектов (объектов), а также перераспределение капитальных вложений между заказчиками (инициаторами)";


б) абзац третий исключить;


в) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами третьим и четвертым;


г) в абзацах третьем и четвертом слова "Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов" заменить словами "Министерством экономики и финансов".


3. Пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2022 года N ПП-139 "О дополнительных мерах по поддержке строительства жилья и промышленности строительных материалов" дополнить абзацем следующего содержания":

"При этом Президиумом Кабинета Министров могут вноситься изменения и (или) дополнения в основные параметры Программы, предусматривающие исключение неэффективных проектов и (или) включение других перспективных проектов, в соответствии с утвержденными предпроектной и (или) проектной документацией".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 апреля 2024 г.