Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.04.2024 г. N ПП-165 "О дополнительных мерах по формированию государственных программ развития социальной и производственной инфраструктуры и эффективной организации процессов их реализации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.04.2024 г.
N ПП-165
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЭФФЕКТИВНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ
ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В целях своевременной, полной и качественной реализации программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и программ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы, внедрения в сферу эффективных механизмов контроля и современных информационных технологий, дальнейшего повышения ответственности участников проектов и контролирующих ведомств:
1. Создать в структуре центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства без образования юридического лица, в пределах утвержденной общей штатной численности министерства, а также за счет привлечения специалистов-экспертов на договорной основе проектный офис (далее - Проектный офис), уполномоченный рассматривать проектно-сметную документацию по строительству и реконструкции объектов, стоимостью свыше 10 миллиардов сумов (далее - отдельные объекты), подготовленную в соответствии с программами развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и программами, финансируемыми за счет бюджетов бюджетной системы (далее - госпрограммы), и определить его основными задачами:
рассмотрение и согласование подготовленных заданий на проектирование для разработки проектно-сметной документации отдельных объектов;
изучение проектно-сметной документации отдельных объектов на предмет их эффективности и обоснованности, функциональной обеспеченности, а также соблюдения удобства и экономичности при их эксплуатации в будущем;
проведение глубокого анализа цен, применяемых в проектно-сметной документации отдельных объектов, предупреждение искусственного завышения стоимости строительных материалов и работ (услуг);
по итогам рассмотрения проектно-сметной документации предоставление рекомендаций по эффективности и обоснованности, соблюдению в ней требований норм и правил градостроительства, обеспечению функциональности и удобства в эксплуатации отдельных объектов, оптимизации сметной стоимости;
обеспечение разработки типовой проектной документации объектов социальной сферы.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства в десятидневный срок утвердить Положение о проектном офисе и порядок организации его деятельности в установленном порядке.
2. Установить, что:
в 2024 году Проектный офис рассматривает проектно-сметную документацию по строительству и реконструкции отдельных объектов, дополнительно включаемых в госпрограммы, стоимостью свыше 10 миллиардов сумов;
согласование заданий на проектирование, рассмотрение проектно-сметной документации и предоставление по ней рекомендаций осуществляются Проектным офисом посредством национальной информационной системы "Прозрачное строительство";
Проектным офисом за рассмотрение и согласование заданий на проектирование взимаются платежи в однократном размере базовой расчетной величины, за предоставление рекомендации на рассмотрение и проведение экспертизы проектно-сметной документации - в размере 0,005 процента сметной стоимости объектов, которые отражаются в расходах заказчика;
не допускается утверждение заданий на проектирование отдельных объектов, не согласованных с Проектным офисом;
при выполнении Проектным офисом возложенных на него задач, в том числе рассмотрении проектно-сметной документации, при необходимости, могут быть привлечены квалифицированные специалисты органов экспертизы и других организаций;
в случае отсутствия рекомендации Проектного офиса по проектно-сметной документации отдельных объектов представление их на экспертизу заказчиками не допускается;
Проектному офису предоставляется право привлекать высококвалифицированных зарубежных и отечественных специалистов, экспертов, консультантов и советников для осуществления возложенных задач на основе прямых договоров;
должностные лица Проектного офиса являются ответственными за своевременное и эффективное выполнение возложенных на них задач при рассмотрении и согласовании заданий на проектирование и предоставлении рекомендации на проведение экспертизы.
3. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках госпрограмм:
а) начиная с 1 января 2025 года при разработке проектно-сметной документации, выполнении строительно-монтажных работ и приемке объектов в эксплуатацию осуществляется переход на "объемный" (учет показателей объема и качества) метод оценки стоимости строительства;
б) начиная с 1 июля 2024 года сметная стоимость объектов формируется на основе данных электронной платформы "Национальный классификатор строительных ресурсов";
в) начиная с 1 октября 2024 года завершенные строительством объекты оформляются посредством электронной платформы "Государственный контроль в строительстве" национальной информационной системы "Прозрачное строительство" с цифровизацией процесса приемки их в эксплуатацию;
г) по объектам, по которым полностью не разработаны проектное задание и прилагаемая к нему документация, установление тендерных торгов на определение проектно-изыскательских организаций запрещается;
д) в национальную информационную систему "Прозрачное строительство":
заказчиком в обязательном порядке размещаются первично-разрешительная документация по объектам, подлежащим строительству, реконструкции и капитальному ремонту, заключения экспертизы и тендерная документация, а также соответствующие договоры о государственных закупках;
направляются вместе с договорами о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сведения о графиках выполнения и финансирования работ на объектах, их фактическом финансировании в электронной форме;
направляются данные о видах, объемах и стоимости работ, выполненных подрядными организациями, которые сформированы на основе электронных счетов-фактур, представленных в налоговые органы;
е) в национальной информационной системе "Прозрачное строительство":
начиная с 1 июля 2024 года регистрируются вспомогательные подрядные организации, привлекаемые по проектам со стоимостью более 10 миллиардов сумов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений;
оферентами тендерных торгов предложения вносятся с полной их оцифровкой;
Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Инспекция по надзору в сфере транспорта не реже одного раза в месяц размещают фотоснимки по текущему состоянию процесса строительства на объектах, включенных в госпрограммы.
4. Внедрить следующий порядок контроля, осуществляемый Генеральной прокуратурой и Счетной палатой в рамках госпрограмм:
а) посредством национальной информационной системы "Прозрачное строительство" устанавливается системный контроль за:
своевременным оформлением документов касательно выделения земельных участков соответствующими хокимиятами и первично-разрешительной документации по проектированию соответствующими организациями по объектам строительства;
проведением экспертизы проектно-сметной документации объектов строительства в установленные сроки;
организацией и проведением в соответствии с законодательством тендерных торгов по определению проектных и подрядных организаций;
своевременным финансированием объектов заказчиками и казначейскими подразделениями, выполнением строительно-монтажных работ и сдачей в эксплуатацию объектов подрядными организациями в установленные сроки;
б) отстающие по реализации проекты и недостатки на проблемных объектах изучаются с выездом на места.
При этом по результатам мониторинга и контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом:
до устранения недостатков, которые невозможно устранить без приостановления строительно-монтажных работ, по объектам, на которых выявлены случаи нарушения актов законодательства о градостроительстве, государственных закупках и бюджете, соответствующим заказчикам и в Комитет казначейской службы вносится представление о временном приостановлении финансирования в установленном законодательством порядке;
при выявлении случаев невыполнения проектными и подрядными организациями своих обязательств на должном уровне в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства вносится указание об ограничении их участия в электронных тендерных торгах.
5. Установить следующий порядок финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов:
а) органы казначейства после рассмотрения полного размещения первично-разрешительной документации, заключений экспертизы и тендерной документации по объектам, подлежащим строительству, реконструкции и капитальному ремонту, регистрируют в национальной информационной системе "Прозрачное строительство" соответствующие договоры о государственных закупках в течение трех рабочих дней;
б) авансовые платежи по договорам о государственных закупках после их регистрации в органах казначейства осуществляются без человеческого фактора в автоматическом порядке;
в) гарантийная сумма объекта, введенного в эксплуатацию, по усмотрению подрядной организации:
выплачивается в течение гарантийного срока путем страхования или гарантирования объекта коммерческими банками в гарантийный срок;
перечисляется после завершения гарантийного срока из системы казначейства на расчетный счет подрядной организации, в случае отсутствия обоснованных возражений эксплуатирующей организации, без человеческого фактора в автоматическом порядке. При этом заключение эксплуатирующей организации направляется в информационную систему Министерства экономики и финансов с утверждением его электронной подписью.
6. Разрешить привлечение субъектов предпринимательства к оказанию услуги технического контроля работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, финансируемых за счет средств Государственного бюджета, на основе аутсорсинга в следующих объектах:
начиная с 1 января 2025 года - школьных, дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, строительные (ремонтные) работы в которых начинаются вновь, в порядке эксперимента;
начиная с 1 января 2026 года - на других строительных (ремонтных) объектах (за исключением объектов, связанных с государственными секретами).
7. Установить, что при разработке Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2025 год 50 процентов средств, выделяемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций, направляется на проекты, сформированные на основе общественного мнения.
При этом:
перечень проектов в разрезе регионов формируется заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом демографической ситуации и потребности населения, который размещается на информационном портале "Открытый бюджет";
проекты, набравшие наибольшее количество голосов общественности, будут признаны победителями и будут включены в проект Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в рамках средств, распределенных для каждого региона.
8. Кабинету Министров до конца 2024 года обеспечить разработку градостроительных норм и правил, определяющих порядок расчета и ведения учета потребностей в финансовых ресурсах для содержания и оказания технического обслуживания зданий в разрезе сфер.
Министерству экономики и финансов на основе разработанных градостроительных норм и правил начиная с 2025 года предусмотреть при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимые средства для расходов, связанных с содержанием и оказанием технического обслуживания зданий.
9. Утвердить:
Перечень дополнительных сведений, предоставляемых в информационные системы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства посредством интегрированных информационных систем министерств и ведомств согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по дальнейшему повышению эффективности реализации, управления и контроля строительных проектов согласно приложению N 2.
10. Министерству экономики и финансов внести в Кабинет Министров на утверждение:
в трехмесячный срок - порядок привлечения на основе аутсорсинга субъектов предпринимательства к оказанию услуги технического контроля, оценки деятельности организаций, оказывающих услуги технического контроля, опубликования их рейтинга в национальной информационной системе "Прозрачное строительство";
до 1 августа 2024 года - проект соответствующего акта по определению порядка страхования или гарантирования коммерческими банками введенных в эксплуатацию объектов в течение гарантийного срока.
11. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства внести в Кабинет Министров:
совместно с Генеральной прокуратурой до 1 июня 2024 года проект Положения о цифровизации процесса приемки к эксплуатации завершенных строительством объектов;
совместно с Министерством экономики и финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
12. Внести изменения и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3.
13. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения мер, определенных в настоящем постановлении.
Генеральному прокурору Республики Узбекистан Йулдошеву Н.Т. и председателю Счетной палаты Бобоеву А.М. установить постоянный контроль за своевременным и качественным выполнением задач, определенных в настоящем постановлении.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств и местных хокимиятов по обеспечению исполнения настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 29.04.2024 г. N ПП-165
ПЕРЕЧЕНЬ
дополнительных сведений, предоставляемых
в информационные системы Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства посредством
интегрированных информационных систем
министерств и ведомств
N |
Наименование министерств и ведомств |
Предоставляемые сведения
|
Сроки предоставления |
I. СВЕДЕНИЯ, РАЗМЕЩАЕМЫЕ НА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЕ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ"
|
|||
1. |
Министерство экономики и финансов |
Данные о строительных ресурсах в сфере государственных закупок.
|
Постоянно |
2. |
Налоговый комитет |
Данные о строительных ресурсах в Едином национальном электронном каталоге продукции (наименование продукции, единица измерения, цена).
|
Постоянно |
3. |
Агентство по статистике |
Стоимостные показатели промышленной продукции.
|
Ежемесячно |
4. |
Узбекское агентство по техническому регулированию |
Стандарты по строительным материалам и показатели их технических параметров на основании сертификатов соответствия.
|
Постоянно |
5. |
Таможенный комитет |
Стоимостные показатели цен по строительным материалам, оборудованию и инвентарю, импортированных на территорию республики.
|
Ежемесячно |
II. СВЕДЕНИЯ, РАЗМЕЩАЕМЫЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "ПРОЗРАЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО"
|
|||
6. |
Министерство экономики и финансов |
Сведения по проектам строительства и ремонта, выделенным им средствам и финансированию.
|
Постоянно |
7. |
Налоговый комитет |
1. Электронные счета-фактуры, подтверждающие выполненные строительно-монтажные работы в рамках программ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы, и приложения к ним. 2. Сведения о работниках в отчетах по налогу на прибыль физических лиц проектных и подрядных организаций.
|
Постоянно |
8. |
Коммерческие банки через Центральный банк |
Сведения о наличии или об отсутствии задолженности по картотеке N 2 от обслуживающего банка и просроченной задолженности по кредиту от кредитного бюро "Кредитно-информационный аналитический центр".
|
Постоянно |
9. |
Агентство по кадастру |
Сведения о своевременном оформлении документов по выделению земельных участков соответствующими хокимиятами по объектам нового строительства.
|
Постоянно |
10. |
Министерство внутренних дел |
Сведения о привлечении к ответственности лиц за административные правонарушения и судимости.
|
Постоянно |
Примечания:
1. Первые руководители соответствующих министерств и ведомств, интегрированных в систему, несут персональную ответственность за своевременное, достоверное и полное предоставление информации и сведений, передаваемых в информационные системы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Сведения в настоящем перечне предоставляются безвозмездно.
к Постановлению Президента РУз
от 29.04.2024 г. N ПП-165
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по дальнейшему повышению эффективности
реализации, управления и контроля
строительных проектов
N |
Наименование мер
|
Механизм реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Организация семинар-тренингов по заполнению новых форм счетов-фактур строительно-подрядных организаций и ведению их отчетности.
|
Практические меры |
Май 2024 года |
Налоговый комитет, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
2. |
Обеспечение укомплектования квалифицированными специалистами Управления по осуществлению контрольного замера на объектах строительства Инспекции государственного финансового контроля.
|
Организационные меры |
Май 2024 года |
Генеральная прокуратура, Агентство развития государственной службы |
3. |
Интеграция системы "Прозрачное строительство" в автоматизированную информационную систему "Дистанционный аудит" Счетной палаты.
|
Практические меры |
Май 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата |
4. |
Внесение в Кабинет Министров заключения о полном охвате цифровизацией процессов реализации программ, финансируемых за счет Государственного бюджета посредством системы "Прозрачное строительство".
|
Практические меры |
Май 2024 года |
Министерство цифровых технологий, Счетная палата, Генеральная прокуратура |
5. |
На основе заключения Министерства цифровых технологий принятие мер по совершенствованию системы "Прозрачное строительство". |
Практические меры |
По мере необходимости |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство цифровых технологий, Счетная палата, Генеральная прокуратура, Министерство экономики и финансов, ГУП "Центр кибербезопасности" |
При этом создание рабочей группы по постоянному совершенствованию системы "Прозрачное строительство".
|
Май 2024 года |
|||
6. |
Запуск в системе "Прозрачное строительство" платформы "Мониторинг реализации государственных программ". При этом предоставление Генеральной прокуратуре и Счетной палате доступа к данной платформе.
|
Практические меры |
Июнь 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство цифровых технологий, Министерство экономики и финансов |
7. |
Полный запуск электронной платформы "Национальный классификатор строительных ресурсов" по формированию сметной стоимости объектов. |
Практические меры |
Июнь 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Налоговый комитет, Министерство экономики и финансов, Агентство статистики, Узбекское агентство по техническому регулированию, Таможенный комитет
|
8. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров порядка привлечения субъектов предпринимательства для оказания услуг по техническому надзору на основе аутсорсинга.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Июнь 2024 года |
Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
9. |
Внесение в Кабинет Министров проекта положения о цифровизации процесса приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Июнь 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Генеральная прокуратура, Министерство экономики и финансов |
10. |
Внесение в Кабинет Министров порядка реализации в строительных и ремонтных работах, осуществляемых за счет Государственного бюджета, процессов - от подготовки проектно-сметной документации до приемки объектов на основе показателей объема и качества (метод "объем").
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Июль 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономики и финансов |
11. |
Разработка и утверждение порядка ведения автоматизированной электронной платформы "Мониторинг реализации проектов государственных программ и согласование адресных перечней" в установленном порядке. При этом предоставление Генеральной прокуратуре и Счетной палате доступа к данной платформе.
|
Проект межведомственного документа |
Июль 2024 года |
Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата, Генеральная прокуратура |
12. |
Внесение на утверждение в Кабинет Министров порядка страхования или гарантирования коммерческими банками в течение гарантийного срока объектов, введенных в эксплуатацию, а также досрочной выплаты гарантийной суммы.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Август 2024 года |
Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Центральный банк |
13. |
Интеграция данных о начислении налогов и других платежей подрядным организациям и их работникам в информационной системе налоговых органов с Единой национальной системой труда.
|
Практические меры |
Август 2024 года |
Налоговый комитет, Министерство занятости и сокращения бедности |
14. |
Разработка порядка оценки службами внутреннего аудита количественных и качественных показателей, достигнутых по проектам, реализованным за счет бюджетов бюджетной системы.
|
Проект межведомственного документа |
Август 2024 года |
Счетная палата, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
15. |
Разработка порядка проведения аудита после завершения проектно-монтажных работ, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы и государственного внешнего долга, в том числе проектов со стоимостью более 100 млрд сумов.
|
Проект межведомственного документа |
Август 2024 года |
Счетная палата, Министерство экономики и финансов, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
16. |
Разработка градостроительных норм и правил, определяющих порядок расчета потребности и ведения учета финансовых ресурсов для содержания и технического обслуживания зданий.
|
Градостроительные нормы и правила |
Декабрь 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики, Министерство экономики и финансов |
17. |
Обновление отраслевых норм проектирования объектов социальной сферы. |
Проект нормативно-правового акта |
Декабрь 2024 года |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономики и финансов
|
18. |
Изучение с выездом на места недостатков на отстающих и проблемных объектах по проектам строительства и реконструкции, осуществляемым в рамках государственных программ.
|
Практические меры |
Постоянно |
Генеральная прокуратура, Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Счетная палата, Инспекция государственного финансового контроля |
к Постановлению Президента РУз
от 29.04.2024 г. N ПП-165
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ,
вносимые в некоторые постановления
Президента Республики Узбекистан
1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2020 года N ПП-4929 "О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в регионах":
а) в абзаце первом подпункта "а" пункта 2 слова "и малых промышленных" исключить;
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Министерству экономики и финансов ежегодно при формировании основных параметров Государственного бюджета предусматривать выделение средств из Государственного бюджета на работы по обеспечению внешней инженерно-коммуникационной инфраструктурой специальных экономических зон, а также крупных производственных проектов с участием прямых иностранных и отечественных инвестиций в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан.
2. В пункте 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 22 января 2022 года N ПП-98 "О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2022-2024 годах":
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Президиумом Кабинета Министров могут вноситься изменения и (или) дополнения в основные параметры Программы, предусматривающие включение дополнительных проектов (объектов), имеющих утвержденную предпроектную и (или) проектную документацию и источники финансирования, исключение нереализованных проектов (объектов), а также перераспределение капитальных вложений между заказчиками (инициаторами)";
б) абзац третий исключить;
в) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
г) в абзацах третьем и четвертом слова "Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов" заменить словами "Министерством экономики и финансов".
3. Пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2022 года N ПП-139 "О дополнительных мерах по поддержке строительства жилья и промышленности строительных материалов" дополнить абзацем следующего содержания":
"При этом Президиумом Кабинета Министров могут вноситься изменения и (или) дополнения в основные параметры Программы, предусматривающие исключение неэффективных проектов и (или) включение других перспективных проектов, в соответствии с утвержденными предпроектной и (или) проектной документацией".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 апреля 2024 г.