Указ Президента Республики Узбекистан от 14.11.2024 г. N УП-185 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты детей"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.11.2024 г.
N УП-185
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
Приложение N 2. Изменения и дополнения,
вносимые в некоторые акты Президента Республики
Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан
В целях совершенствования форм альтернативного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пострадавших от насилия и по этой причине отобранных из семьи (далее - дети, нуждающиеся в социальной защите), а также обеспечения интеграции в общество молодежи из числа сирот и оставшихся без попечения родителей:
1. Определить приоритетными направлениями государственной политики по социальной защите детей:
внедрение системы социальной защиты, ориентированной на обеспечение воспитания детей в семейном окружении, предупреждение социального сиротства путем поддержки и содействия в выведении из бедности семей;
расширение масштаба услуг, ориентированных на интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
размещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с формами альтернативного устройства исходя из их наилучших интересов;
проведение поэтапной деинституционализации формы альтернативного устройства в виде помещения в специализированные воспитательные учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение эффективной системы защиты прав и интересов, обеспечения представительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Согласиться с предложением Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) по определению следующих форм альтернативного устройства детей исходя из их наилучших интересов:
установление опеки и попечительства;
усыновление (удочерение) ребенка;
передача в приемную (фостерную) семью (принятие в семью на воспитание (патронат), а также в детские дома семейного типа (краткосрочное, долгосрочное либо специализированное размещение);
размещение в специализированных воспитательных, оздоровительных и медико-социальных учреждениях.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 января 2025 года отменяется порядок временного приема детей из малообеспеченных семей в дома милосердия и детские дома. При этом помощники хокимов и социальные работники принимают меры по выведению семей из бедности в рамках Программы "От бедности к благополучию";
б) с 1 февраля 2025 года в детских домах внедряется услуга "Дом матери" для матерей, в том числе беременных женщин, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию и остались без поддержки близких родственников, в результате чего были готовы отказаться от воспитания собственного ребенка (далее - матери, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию). При этом:
матерям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и их детям (не достигшим возраста 4 лет) предоставляется временный приют на срок до 1 года на основании социального договора;
матерям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, оказываются социальные, правовые, психологические и медицинские услуги, им прививаются материнские и профессиональные навыки;
центры социальных услуг "Инсон" (далее - центры "Инсон") оказывают содействие в овладении профессий и обеспечении занятости матерей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию;
в) с 1 марта 2025 года официально занятым одиноким матерям (отцам), включенным в Реестр бедных семей, за счет средств Государственного фонда социальной защиты на основании социального договора оказывается материальная помощь до полуторакратного размера базовой расчетной величины из расчета на одного ребенка для пользования услугами дошкольного образования до достижения ребенком (детьми) возраста трех лет.
При этом если дети - близнецы, то материальная помощь выделяется каждому из близнецов.
4. Определить, что с 1 февраля 2025 года:
а) касательно выявления детей, нуждающихся в социальной защите:
центры "Инсон" проводят комплексную оценку социального состояния и условий жизни детей, нуждающихся в социальной защите, по результатам которой устанавливают социальный статус детей;
до установления социального статуса и формы альтернативного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пострадавших от насилия и по этой причине отобранных из семьи, внедряется порядок их краткосрочного размещения в детских домах семейного типа на срок до шести месяцев;
размещение детей в соответствии с формами альтернативного устройства (кроме усыновления (удочерения) и принятия в приемную (фостерную) семью) осуществляется на основании решения центров "Инсон", создание и упразднение детских домов семейного типа - региональных управлений Агентства;
помещение в приемную (фостерную) семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договора, заключаемого между центрами "Инсон" и лицами, принявшими ребенка на воспитание. При этом соглашения, заключенные с приемными родителями, и (или) решения о размещении детей, принятые до принятия настоящего Указа, остаются в силе до истечения срока размещения детей в соответствии с формами альтернативного устройства;
б) касательно ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, изъявивших желание принять их по одной из форм альтернативного устройства:
выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ведение учета таких детей и лиц, изъявивших желание принять их по одной из форм альтернативного устройства (далее - кандидаты), осуществляются в информационной системе "Единая национальная социальная защита" (далее - ИС "ЕНСЗ");
на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан создается возможность приема заявлений от кандидатов;
некоторые виды требуемых документов от кандидатов центры "Инсон" получают самостоятельно посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство";
сведения о размещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планы индивидуального развития и интеграции, разработанные для детей, а также данные по результатам мониторинга их исполнения регулярно вносятся в ИС "ЕНСЗ";
в) касательно форм альтернативного устройства детей, нуждающихся в социальной защите:
отменяется требование необходимости полной семьи, состоящей из мужа и жены, для создания детских домов семейного типа, а также гражданам Республики Узбекистан, достигшим возраста 30 лет, разрешается создание детских домов семейного типа;
граждане, создавшие детские дома семейного типа, признаются самозанятыми лицами и не допускается возложение ими своих обязательств на других лиц или привлечение третьих лиц;
дети, нуждающиеся в социальной защите, передаются на воспитание в семью (патронат) только их родственникам;
средства, выделяемые государством на расходы по проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных (фостерных) семьях, а также на воспитание (уход) детей гражданами, создавшими детские дома семейного типа, сохраняются до окончания их воспитанниками общих средних, средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждений.
5. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию" определено, что:
с 1 апреля 2025 года в целях предупреждения социального сиротства, заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также оказания услуг по воспитанию на основе индивидуального подхода в атмосфере, максимально приближенной к семейному окружению, в махаллях создаются компактные детские дома семейного типа;
на первом этапе данные мероприятия проводятся в 2024 году в городе Ташкенте за счет средств Государственного фонда социальной защиты.
6. Создать с 1 января 2025 года на поэтапной основе компактные детские дома в Андижанской области при медико-социальном учреждении в системе Агентства, в городе Ташкенте и Самаркандской области при воспитательных учреждениях в системе Агентства для размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Внедрить с 1 апреля 2025 года порядок привлечения негосударственного сектора к процессу предупреждения социального сиротства, оказания услуг по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе, в соответствии с которым:
услуги по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе оказываются негосударственными организациями на основании договоров государственного социального заказа, аутсорсинга или иных видов договоров, заключаемых с Агентством в соответствии с законодательством;
количество размещаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания негосударственными организациями услуг по уходу и воспитанию таких детей на долгосрочной или краткосрочной основе определяется Агентством;
центры "Инсон" ведут мониторинг оказания негосударственными организациями услуг по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе;
Агентству разрешается финансировать расходы на услуги по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе в соответствии с договорами государственного социального заказа, аутсорсинга или иными видами договоров за счет средств Государственного фонда социальной защиты.
8. Установить, что с 1 февраля 2025 года центры "Инсон" являются законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенных в соответствии с формами альтернативного устройства (за исключением принятия под опеку, попечительства и усыновления (удочерения) ребенка). При этом на центры "Инсон" возлагаются задачи по:
осуществлению контроля за оказанием услуг по уходу и воспитанию детей в приемных (фостерных) семьях и специализированными воспитательными учреждениями, а также иных услуг в соответствии с актами законодательства;
защите прав и интересов детей, принятых на воспитание в соответствии с формами альтернативного устройства (за исключением усыновленных (удочеренных) детей), а также осуществлению от их имени действий и исходя из наилучших интересов таких детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде, в качестве законного представителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
9. Предоставить центрам "Инсон" права на:
ведение мониторинга условий проживания детей, размещенных в соответствии с формами альтернативного устройства, использования выделяемых государством средств на обеспечение интересов этих детей и выполнения своих обязательств лицами, принявшими детей на воспитание;
внесение в суды заявлений (исковых заявлений) о взыскании с родителей или лиц, лишенных родительских прав, в пользу детей сумм алиментных выплат, дополнительных расходов на восстановление здоровья и реабилитацию детей при обеспечении прав на получение материального содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся на иждивении одиноких матерей;
внесение в суды заявлений о признании безвестно отсутствующим(ей) и (или) об объявлении умершим(ей) отца (матери) ребенка;
принятие мер по предупреждению отчуждения имущества, принадлежащего детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке наследования или на основе других форм владения имуществом, до их совершеннолетия;
получение на бесплатной основе от всех государственных органов, организаций и учреждений на основании запроса сведений, документов и их копий, необходимых для осуществления их задач по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
10. Определить, что:
центры "Инсон" освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суды о взыскании в пользу ребенка сумм дополнительных расходов на восстановление его здоровья и реабилитацию с родителей или лиц, лишенных родительских прав;
отменяется порядок уменьшения судами размера или освобождения от уплаты алиментов на несовершеннолетнего ребенка, находящегося на полном содержании государственных или негосударственных учреждений, независимо от материального положения выплачивающих алименты отца или матери;
центры "Инсон" привлекаются к рассмотрению в судах дел по уменьшению размера назначенных на ребенка алиментов. При этом центры "Инсон" проводят комплексную оценку условий проживания ребенка и плательщика алиментов.
11. В целях предупреждения оставления без присмотра и социальной поддержки детей, родители которых выехали в зарубежные государства, в том числе во внешнюю трудовую миграцию, установить порядок, в соответствии с которым:
с 1 января 2025 года Агентство персонализации при Министерстве юстиции представляет Агентству сведения о гражданах (супругах, одиноких матери или отце), со дня выезда которых за пределы территории Республики Узбекистан прошло более трех месяцев;
с 1 июля 2025 года Агентство миграции при Кабинете Министров ежеквартально представляет Агентству сведения о гражданах (супругах, одиноких матери или отце), отправленных во внешнюю трудовую миграцию на срок свыше трех месяцев.
12. Упразднить с 1 января 2025 года фонды "Мехр дафтари" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента с передачей их действующих источников финансирования и остатка денежных средств Государственному фонду социальной защиты.
При этом выделенные Государственным фондом социальной защиты средства на мероприятия по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в "Мехр дафтари", распределяются по казначейским счетам Каракалпакского Республиканского, областных и Ташкентского городского управлений Агентства соразмерно количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих регионах.
13. Одобрить предложение Агентства о реализации Программы сопровождения молодежи для молодежи из числа сирот и оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 лет до 23 лет (далее - молодежь из числа сирот и оставшихся без попечения родителей), размещенных в соответствии с формами альтернативного устройства. При этом в рамках Программы сопровождения молодежи:
а) центры "Инсон":
закрепляют социальных работников за молодежью из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
утверждают и ведут мониторинг реализации индивидуальных планов интеграции, исполнение которых государственными органами и организациями является обязательным. При этом контроль за своевременным и эффективным проведением мероприятий, определенных индивидуальными планами интеграции, осуществляется Социальной инспекцией при Агентстве;
б) молодежь из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, окончившая высшие образовательные учреждения, принимается на государственную гражданскую службу без конкурса;
в) с 1 января 2025 года молодежи из числа сирот и оставшихся без попечения родителей оказывается социальная помощь для получения образования, обеспечения занятости, лечения и улучшения жилищных условий за счет средств Государственного фонда социальной защиты.
14. Согласиться с предложением Агентства об охвате с 1 января 2025 года курсами подготовки приемных родителей также кандидатов, изъявивших желание усыновить (удочерить) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установить, что обучение кандидатов, изъявивших желание усыновить (удочерить) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также приемных родителей организуется и координируется Центром повышения квалификации работников системы социальной защиты.
15. Утвердить Программу мер по социальной защите детей согласно приложению N 1*.
16. Министерству внутренних дел совместно с Агентством
в двухмесячный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности центров оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним.
17. Агентству:
в двухмесячный срок внести в Правительство Порядок оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям из семей, нуждающихся в социальной защите;
в трехмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Правительство предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа;
в срок до 1 ноября 2025 года совместно с Узбекским агентством по техническому регулированию обеспечить разработку и утверждение стандартов ухода за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
18. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 2.
19. Возложить на советника Президента Республики Узбекистан - директора Агентства Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ответственных организаций возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложение N 1 приводится на узбекском языке.
к Указу Президента РУз
от 14.11.2024 г. N УП-185
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента Республики
Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан
1. В пункте 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2003 года N УП-3227 "О введении с 1 апреля 2003 года компенсационных денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг":
абзац первый заменить абзацами первым - четвертым следующего содержания:
"2. Установить, что суммы компенсационных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг не включаются в совокупный доход физических лиц и выплачиваются в порядке и в сроки выплаты пенсии и пособия:
получателям пенсии за счет республиканского бюджета - через организацию, в которой назначена пенсия;
получателям пенсии за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Пенсионный фонд) - через Пенсионный фонд;
получателям пособия - через Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан";
абзац второй считать абзацем пятым;
в абзаце пятом слова "пенсии и пособия через внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан" заменить словами "пенсии через Пенсионный фонд".
2. Пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 декабря 2007 года N УП-3942 "Об увеличении размеров выплат за почетные звания" изложить в следующей редакции:
"2. Определить, что выплаты лицам, имеющим почетные звания, в том числе лицам, имеющим почетные звания Республики Каракалпакстан, осуществляются ежемесячно за счет следующих средств:
лицам, осуществляющим трудовую деятельность в бюджетных организациях, - за счет соответствующих бюджетов;
лицам, осуществляющим трудовую деятельность в хозрасчетных хозяйствующих субъектах, - за счет собственных средств хозяйствующих субъектов;
получателям пенсии - за счет средств республиканского бюджета через организацию, в которой назначена пенсия, и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан;
получателям пособия - за счет средств республиканского бюджета Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан".
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года N УП-4161 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан":
а) в преамбуле слова "пенсий и социальных пособий" заменить словами "пенсий, компенсационных и других выплат";
б) в абзаце втором пункта 1 слова "назначение, финансирование, учет и мониторинг выплаты пенсий, а также социальных пособий, компенсационных и других выплат" заменить словами "назначение, финансирование, учет и изучение выплаты пенсий, а также компенсационных и других выплат";
в) в абзаце втором пункта 2 слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов";
г) в пункте 3:
в абзаце первом слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"организацию государственного пенсионного обеспечения граждан, назначение пенсий, компенсационных и других выплат гражданам, обеспечение перерасчета размеров пенсий и других выплат в установленном актами законодательства порядке";
в абзаце четвертом слово "мониторинга" заменить словом "изучения";
д) в абзаце первом пункта 4 слова "Министерство финансов" заменить словами "Министерство экономики и финансов".
4. В абзаце втором пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 14 апреля 2015 года N УП-4715 "О дополнительных мерах по дальнейшему усилению социальной защиты и материальной поддержки старшего поколения" слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
5. В пункте 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года N УП-5291 "О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий отдельным категориям пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность" слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
6. Позицию 9 приложения N 15 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года N УП-6079 "Об утверждении Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" и мерах по ее эффективной реализации" исключить.
7. В Указе Президента Республики Узбекистан от 23 марта 2021 года N УП-6191 "О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении":
а) в пункте 8:
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"внебюджетному Пенсионному фонду - прекращение выплаты пенсии, ранее назначенной умершему лицу, и других выплат, выплачиваемых ему вместе с пенсией";
дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"Национальному агентству социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан - прекращение выплаты пособий, ранее назначенных умершему лицу";
абзацы девятый и десятый считать абзацами десятым и одиннадцатым соответственно;
б) в приложении N 1:
позиции 13 и 14 изложить в следующей редакции:
" |
13. |
Сведения о размере пенсий |
Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве экономики и финансов |
|
14. |
Сведения о нахождении либо отсутствии в списке получателей пенсий |
"; |
дополнить позициями 19 и 20 следующего содержания:
" |
19. |
Сведения о размере пособий |
Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан |
|
20. |
Сведения о нахождении либо отсутствии в списке получателей пособий |
". |
8. В подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2021 года N УП-6241 "О дополнительных мерах, направленных на дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки населения" слова "в установленном минимальном размере пенсии по возрасту и ниже" заменить словами "ниже установленного минимального размера пенсии по возрасту".
9. Абзац четвертый пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-58 "О дальнейшем совершенствовании системы материальной поддержки нуждающихся в социальной защите категорий населения" изложить в следующей редакции:
"При этом ежемесячная доплата к пособиям граждан, достигших возраста 100 лет и более, финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан через организацию, в которой назначено пособие".
10. Подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 февраля 2022 года N УП-74 "О дополнительных мерах по поддержке лиц с инвалидностью и категорий населения, нуждающихся в социальной защите" изложить в следующей редакции:
"б) пособия по уходу назначаются и выплачиваются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан в проактивной форме на основании электронных сведений без требования от граждан обращения".
11. Главу 2 Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2022 года N УП-175, дополнить целью 5-1 следующего содержания:
"Цель 5-1: Внедрение альтернативных моделей экономики ухода.
В данном направлении будут осуществлены следующие меры:
а) разработка и утверждение Концепции альтернативных моделей экономики ухода;
б) формирование перечня социальных услуг по уходу, разработка стандартов и установление порядка лицензирования деятельности субъектов, оказывающих услуги;
в) принятие мер по переводу лиц неформальной занятости по уходу на официальную занятость путем повышения их квалификации, переподготовки и выдачи сертификата".
12. В тексте на государственном языке в графе "Муддати" позиции 205 приложения к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2023 года N УП-27 "О Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в "Год заботы о человеке и качественного образования" слова "2024 йил" заменить словами "2025 йил".
13. В Указе Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2023 года N УП-82 "О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля":
а) в пункте 4:
подпункт "г" изложить в следующей редакции:
"г) с 1 января 2025 года из системы Министерства экономики и финансов - Фонд социального страхования";
дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) с 1 января 2028 года из системы Министерства внутренних дел - центры по реабилитации лиц без определенного места жительства";
б) раздел VIII приложения N 1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"организация назначения, перерасчета, восстановления и выплаты пособий, а также удержания из них отдельным категориям лиц, нуждающимся в социальной защите";
в) в тексте на государственном языке в графе "Ижро муддати" позиции 6 приложения N 3 слова "2024 йил август" заменить словами "2026 йил август".
14. Позицию 7 приложения N 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2024 года N УП-111 "О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений" исключить.
15. В пункте 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2007 года N ПП-738 "О мерах государственного содействия гражданам Республики Узбекистан в получении пенсионных отчислений, произведенных в период их трудовой деятельности в Республике Корея" слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
16. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года N ПП-1252 "О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан":
а) в наименовании и пункте 1 слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов";
б) в абзаце пятом пункта 2 слова "для работников финансовых органов" заменить словами "соответственно для работников центрального аппарата Министерства экономики и финансов и его территориальных экономических и финансовых органов";
в) в приложении N 1:
в наименовании слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов";
в блоке "Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан" слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
17. Пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2017 года N ПП-2753 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизма выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий" изложить в следующей редакции:
"3. Министерству экономики и финансов, внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан, АК "Халк банки" обеспечивать выплату пенсий в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, в установленные законодательством сроки, не позднее 27 числа соответствующего месяца".
18. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года N ПП-4185 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
а) в пункте 2:
абзацы второй и шестой исключить;
абзацы третий - пятый считать абзацами вторым - четвертым соответственно;
б) в пункте 8:
абзац второй исключить;
абзацы третий и четвертый считать абзацами вторым и третьим соответственно;
в) в графе "Ответственные исполнители" позиции 13 приложения слова "МНО (Ш. Шерматов)" заменить словами "Национальное агентство социальной защиты (М. Оллоёров)".
19. Позицию 2.3 приложения N 5 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года N ПП-4699 "О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства" исключить.
20. Приложение к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2020 года N ПП-4742 "О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости" дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Создание и осуществление деятельности детских домов семейного типа".
21. Пункт 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 августа 2020 года N ПП-4797 "О дополнительных мерах по автоматизации процедур предоставления государственных социальных услуг и помощи населению" и приложение N 5 к нему признать утратившими силу.
22. В приложении N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2020 года N ПП-4895 "О мерах по реализации положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года":
а) позицию 6 изложить в следующей редакции:
" |
6. |
Министерство дошкольного и школьного образования |
Направление и рассмотрение запросов об истребовании сведений о среднем общем образовании. |
|
"; |
б) дополнить позицией 61 следующего содержания:
" |
6-1 |
Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан |
Вопросы, связанные с установлением и отменой опеки и попечительства; вопросы, связанные с усыновлением (удочерением) и отменой усыновления (удочерения). |
|
"; |
23. В абзаце четвертом пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 23 марта 2021 года N ПП-5033 "О мерах по ускоренному развитию и поддержке гончарного дела" слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
24. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2021 года N ПП-5102 "О мерах по дальнейшему упрощению процесса назначения государственных пенсий и совершенствованию системы доставки пенсий и пособий гражданам":
а) абзацы второй и третий подпункта "а" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"выплата пенсий, компенсаций и иных выплат (далее - пенсии и иные выплаты), финансируемых внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве экономики и финансов (далее - Пенсионный фонд), осуществляется АК "Халк банки". При этом в соответствии с договором, заключенным с АК "Халк банки", на него возлагается обязательство по доставке пенсий непосредственно в сходы граждан махаллей и по адресу проживания граждан в форме наличных денежных средств;
исходя из условий доставки пенсий и иных выплат со стороны АК "Халк банки" в здания сходов граждан махаллей или по адресу проживания граждан оплата за услугу может составлять 1 процент суммы выплачиваемой (доставляемой) пенсии и иных выплат. При этом расходы, связанные с доставкой пенсий и иных выплат, оплачиваются за счет Пенсионного фонда и республиканского бюджета Республики Узбекистан";
б) в абзаце первом пункта 3 слово "пособий" заменить словами "иных выплат".
25. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года N ПП-5215 "О мерах по внедрению кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
а) из абзаца первого пункта 1 слова "системы Министерства здравоохранения" исключить;
б) из абзаца второго пункта 2 слова ", назначению опекуна либо попечителя, усыновлению (удочерению) и применению иных форм устройства воспитанников учебно-воспитательных учреждений" исключить;
в) в пункте 10:
абзац второй заменить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"мероприятия по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в "Мехр дафтари", финансируются через Государственный фонд социальной защиты за счет источников, предусмотренных в абзаце пятом настоящего пункта.
При этом средства, выделенные Государственным фондом социальной защиты на мероприятия по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в "Мехр дафтари", распределяются по казначейским счетам управлений Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента соразмерно количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих регионах";
абзацы третий - пятый считать абзацами четвертым - шестым соответственно;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"спонсорские средства на финансирование мероприятий по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в "Мехр дафтари", начиная с 1 января 2022 года - отчислений с чистой прибыли предприятий, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукцией (за исключением пива и натурального вина), в размере трех процентов, а также иных источников, не запрещенных законодательством";
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"начиная с 1 января 2025 года разрешается направлять средства также на финансирование мероприятий по поддержке детей из семей, нуждающихся в социальной защите, за счет источников, предусмотренных настоящим пунктом";
г) в подпункте "б" пункта 11 слова "Министерства народного образования" заменить словами "Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан";
д) графу "Ответственные исполнители" позиции 16 приложения дополнить словами ", Национальное агентство социальной защиты (М. Оллоёров)".
26. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года N ПП-5216 "О мерах по внедрению новой системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
а) абзацы второй - пятый пункта 1 изложить в следующей редакции:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, после достижения ими возраста 18 лет выделяются квартиры в многоквартирных жилых домах общей площадью в пределах 25-50 квадратных метров, в случае заключения брака между такими детьми - квартиры в многоквартирных жилых домах общей площадью в пределах 50-70 квадратных метров или индивидуальное жилье ("двор") стоимостью, не превышающей цену таких квартир. При этом детям с инвалидностью, отнесенным к данной категории, квартиры выделяются до третьего этажа многоэтажных жилых домов;
жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается управлениями Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - территориальные управления) на первичном рынке недвижимости в многоквартирных жилых домах, построенных в городах и районах;
в случае отсутствия на первичном рынке недвижимости в соответствующих районах (городах) жилья, соответствующего критериям, предусмотренным настоящим пунктом, жилье приобретается на вторичном рынке недвижимости по соответствующим критериям;
обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе системы "онлайн-очередь";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что:
а) жилье выделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основе права собственности, но без права продажи, дарения или передачи в залог либо аренду, регистрации по месту постоянного проживания в данном жилье других граждан, за исключением себя самого и членов своей семьи (супруга или супруги, детей), до достижения ими возраста 30 лет;
б) в процессе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запрещается:
размещение более одного ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в квартирах каждого подъезда одного многоквартирного жилого дома, если в одном подъезде имеется свыше 10 квартир - более одного ребенка в каждых 10 квартирах данного подъезда (за исключением случаев заключения между ними брака);
выделение двум и более детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, одной квартиры в многоквартирном жилом доме (за исключением случаев заключения между ними брака);
строительство для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельных многоэтажных жилых домов и размещение их всех в этих домах;
выделение (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общежитиях;
приобретение жилья на мансардных и цокольных этажах многоэтажных жилых домов;
в) в период обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледжах, академических лицеях, техникумах и высших образовательных учреждениях пятьдесят процентов платежей за коммунальные услуги, оказанные выделенным им жилым помещениям, компенсируются за счет дополнительных источников местных бюджетов соответствующих районов и городов, в соответствии с нормативными показателями оказания коммунальных услуг.
При этом нормативные показатели коммунальных услуг, оказываемых выделенным жилым помещениям, определяются хокимиятами соответствующих районов и городов";
в) в пункте 3:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Типовой состав комиссий районов (городов) по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссии районов (городов)), согласно приложению N 1а";
абзац третий считать абзацем четвертым;
дополнить абзацами пятым - девятым следующего содержания:
"Определить задачами комиссий районов (городов):
предоставление заключения на первичное и вторичное жилье, приобретаемое территориальными управлениями;
определение и выбор оценщика для оценки жилья, планируемого к приобретению;
на основе обоснованного обращения детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление разрешения на продажу жилья на условиях расширения общей площади и сохранения требований, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления;
мониторинг процесса обеспечения жильем детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на территории осуществления деятельности";
г) из абзаца пятого пункта 4 слова ", Фонда “Мехр дафтари" и Государственного фонда социальной защиты Агентству" заменить словами "и Государственного фонда социальной защиты Агентства";
д) абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:
"6. Агентству совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить";
е) в абзаце первом пункта 8 слова "Министерству народного образования (Ш. Шерматов) и Национальной гвардии (Р. Джураев)" заменить словом "Агентству";
ж) в пункте 11:
в абзаце первом слова "на выпускников "SOS" - детские деревни, детских домов семейного типа" и "Министерством народного образования и Национальной гвардией" заменить словами "на детей-сирот, являющихся выпускниками "SOS" - детские деревни и детских домов семейного типа" и "Агентством" соответственно;
в абзаце втором слова "выпускников “SOS" - детские деревни, детских домов семейного типа" заменить словами "детей-сирот, являющихся выпускниками "SOS" - детские деревни и детских домов семейного типа";
з) в пункте 14:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) Министерством занятости и сокращения бедности:
организуется ежегодное прохождение практики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на крупных производственных предприятиях и предприятиях сферы услуг, на основе их списка, составленного Агентством и Министерством высшего образования, науки и инноваций;
налаживается обучение профессиям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступивших на учебу в техникумы, колледжи или высшие образовательные учреждения, изъявивших желание освоить профессию, в центрах профессиональных навыков своей системы;
совместно с Агентством и Агентством по делам молодежи осуществляется постоянный мониторинг занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) учебно-воспитательные учреждения обеспечиваются Агентством по делам молодежи и Агентством коучинг- видеоматериалами, мотивационными роликами и комплектами учебников, направленными на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путям улучшения своей жизни и получения дохода посредством овладения профессией и занятия бизнесом, а также практическим аспектам налаживания данной деятельности, за счет средств Фонда по поддержке государственной молодежной политики и Государственного фонда социальной защиты Агентства";
и) дополнить приложением N 1а следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1а
к Постановлению Президента Республики Узбекистан
от 9 августа 2021 года N ПП-5216
ТИПОВОЙ СОСТАВ
комиссий районов (городов) по обеспечению жильем детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
1. |
По должности |
- хоким района (города), председатель Комиссии |
2. |
По должности |
- директор центра социальных услуг "Инсон" района (города), заместитель председателя Комиссии |
3. |
По должности |
- прокурор района (города) |
4. |
По должности |
- начальник отдела юстиции района (города) |
5. |
По должности |
- начальник отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства района (города) |
6. |
По должности |
- начальник районного (городского) филиала Палаты государственных кадастров |
7. |
По должности |
- ответственный работник Центра социальных услуг "Инсон" района (города), секретарь Комиссии". |
27. В пункте 27 Перечня государственных органов и организаций, осуществляющих электронное взаимодействие с органами дознания и следствия в рамках Единой информационной системы "Электронное дознание и предварительное следствие", утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N ПП-105, слова "при Министерстве финансов" заменить словами "при Министерстве экономики и финансов".
28. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2022 года N ПП-198 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы выплаты государственных пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат" изложить в следующей редакции:
"для получателей всех видов государственных пенсий, компенсаций и иных выплат, осуществляемых внебюджетным Пенсионным фондом, а также выплачиваемых посредством банковских карт пособий, компенсаций и иных выплат, детского пособия и материальной помощи малообеспеченным семьям (далее - пенсии и пособия), осуществляемых Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, вводится дополнительная плата в размере 1 процента суммы ежемесячной пенсии и пособия. При этом отменяется ведение документации в бумажной форме путем зачисления денежных средств на банковские карты на основании согласия граждан".
29. В пункте 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2022 года N ПП-274 "О дальнейшем совершенствовании системы улучшения материального обеспечения участников и ветеранов Второй мировой войны, а также поддержки одиноких престарелых и лиц с инвалидностью":
а) в абзаце первом подпункта "а" слова "и пособий" исключить;
б) в подпункте "б" слова "Национальной гвардией и Государственным таможенным комитетом" заменить словами "Национальной гвардией, Таможенным комитетом при Министерстве экономики и финансов и Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан".
30. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 августа 2022 года N ПП-345 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности детских домов семейного типа":
а) в пункте 1:
в абзаце втором слова "хокима соответствующего района (города)" заменить словами "соответствующих управлений Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента";
в абзаце пятом слова "Национальной гвардией и секторами по защите детей хокимиятов районов (городов)" заменить словами "центрами социальных услуг "Инсон";
б) в абзаце третьем пункта 2 слова "выбытия по иным причинам" заменить словами "окончания общих средних, средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждений";
в) в пункте 3:
абзац второй исключить;
абзац третий считать абзацем вторым;
г) в пункте 5 слова "Секторам по защите детей хокимиятов районов (городов)" заменить словами "Центрам социальных услуг "Инсон".
31. Позицию 86 приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2023 года N ПП-162 "О мерах по расширению охвата и повышению качества цифровых услуг, а также цифровой трансформации сфер, отраслей и регионов" исключить.
32. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2023 года N ПП-176 "Об организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан":
а) в абзаце втором пункта 5 примечания приложения N 2 цифру "5 424" заменить цифрой "9 964";
б) в приложении N 3:
в графе "Количество передаваемых штатных единиц" цифру "4 198" заменить цифрой "4 262";
слова "С 1 января 2025 года" и позицию 9 исключить;
Примечания изложить в следующей редакции:
"*а) вводятся:
с 15 июня 2023 года вводятся 200, с 1 октября 2023 года - 73 и с 1 января 2025 года - 33 дополнительные штатные единицы. При этом Министерство экономики и финансов вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложение об оптимизации действующих штатных единиц министерств и ведомств;
с 1 августа 2024 года вводятся 14 дополнительных штатных единиц за счет штатов, высвобождаемых в связи с созданием средних общеобразовательных учреждений на базе государственных специализированных образовательных учреждений санаторного типа;
90 штатных единиц вводятся в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию";
б) в систему Агентства переводятся:
все социальные работники Министерства занятости и сокращения бедности, оказывающие на дому социально-бытовые услуги нуждающимся в постороннем уходе одиноко проживающим, одиноким престарелым и лицам с инвалидностью;
2 528 штатных единиц в государственных учреждениях общего среднего образования упраздняемой должности пропагандиста по творческо-культурным вопросам, а также 2 896 штатных единиц государственных организаций дошкольного образования;
высвобождаемые в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию" 854 штатные единицы - за счет штатных единиц в связи с совершенствованием деятельности школ-интернатов санаторного типа, а также 3 686 штатных единиц - за счет штатных единиц женских активистов махалли".
33. Пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2023 года N ПП-353 "О дополнительных мерах, направленных на дальнейшее повышение качества предоставляемых государственных услуг по назначению пенсии населению" изложить в следующей редакции:
"3.Министерству экономики и финансов (И. Норкулов) до 1 марта 2025 года обеспечить:
совместно с Министерством цифровых технологий и операторами мобильной связи на бесплатной основе отправку на мобильное средство связи гражданина СМС-сообщения касательно пенсионного обеспечения.
При этом отправка СМС-сообщения на мобильное средство связи гражданина осуществляется на основании данных ПИНФЛ гражданина, которые отправляются через информационную систему Пенсионного фонда;
внесение в Кабинет Министров проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан", предусматривающих внедрение системы назначения гражданам пенсии в проактивной форме без их отдельного обращения по достижении ими возраста на получение пенсии по возрасту, установленного в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении".
34. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 27 декабря 2023 года N ПП-410 "О мерах по совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи престарелым и лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе":
а) в пункте 6 после слов "одиноким престарелым и лицам с инвалидностью" дополнить словами "(за исключением одиноко проживающих престарелых и одиноко проживающих лиц с инвалидностью)";
б) в графе "Сроки исполнения" позиции 17 приложения слова "2024 года" заменить словами "2025 года".
35. В тексте на государственном языке Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 25 октября 2021 года N 656:
а) пункт 3-1 изложить в следующей редакции:
"3-1. Етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга уй-жой улар жойлаштиришнинг муқобил шакли бўйича жойлаштирилган ёки ўқув-тарбия муассасасига йўналтирилган дастлабки жой бўйича туман (шаҳар) ҳудудидан сотиб олинади.
Тошкент шаҳрида етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга уй-жой сотиб олишда улар жойлаштиришнинг муқобил шакли бўйича жойлаштирилган ёки ўқув-тарбия муассасасига йўналтирилган дастлабки жой бўйича мазкур Низомда белгиланган мезонларга жавоб берувчи уй-жой мавжуд бўлмаган тақдирда, истисно тариқасида бошқа тумандан сотиб олишга рухсат берилади";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга уй-жойлар Агентликнинг Қорақалпоғистон Республикаси, вилоятлар ва Тошкент шаҳар бошқармалари (кейинги ўринларда - ҳудудий бошқармалар) томонидан:
а) кўчмас мулкнинг бирламчи бозоридаги кўп квартирали уйлардаги турар жойлар;
б) кўчмас мулкнинг иккиламчи бозоридаги кўп квартирали уйлардаги турар жойлар;
в) белгиланган нарх доирасида якка тартибдаги турар жой сотиб олинади.
Бунда уй-жойга муҳтож етим ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга:
уй-жойлар Етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларни уй-жой билан таъминлаш туман (шаҳар) комиссияларининг (кейинги ўринларда - туман (шаҳар) комиссиялари) хулосасига асосан ажратилади;
тегишли туман (шаҳар)да кўчмас мулкнинг бирламчи бозорида мазкур Низомнинг 24-бандида назарда тутилган мезонларга мос келадиган уй-жойлар мавжуд бўлмаганда, уй-жойлар кўчмас мулкнинг иккиламчи бозоридан тегишли мезонларга мувофиқ ҳолда харид қилинади;
уй-жойлар Қорақалпоғистон Республикаси Вазирлар Кенгаши, вилоятлар ва Тошкент шаҳар ҳокимликлари томонидан Агентликнинг ҳудудий бошқармалари томонидан харид қилинган уйлар ҳисобидан ажратилади;
кўчмас мулкнинг иккиламчи бозоридаги кўп квартирали уйлардаги турар жойлар ёки якка тартибдаги турар жой харид қилинганда, унинг нархи шу ҳудуддаги кўчмас мулкнинг бирламчи бозоридаги кўп квартирали уйлардан умумий майдони мазкур Низомнинг 24-бандида белгиланган мезонлардаги уй-жойлар нархидан ошмаслиги ҳамда туман (шаҳар) комиссиялари томонидан танланган қонунчиликда белгиланган тартибда баҳоловчи ташкилот томонидан баҳоланган бўлиши лозим";
в) в абзаце третьем пункта 18 слова "Халқ таълими вазирлигининг" заменить словами "ҳудудий бошқармаларнинг";
г) абзац первый пункта 24 изложить в следующей редакции:
"24. Ўзларига бириктирилган турар жойга эга бўлмаган ва турар жойга муҳтожлар сифатида ҳисобда турган етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга улар 18 ёшга тўлгандан кейин кўп квартирали уй-жойлардан умумий майдони 25-50 квадрат метр оралиғида бўлган, мазкур болалар ўртасида никоҳ тузилган ҳолларда, 50-70 квадрат метр оралиғида бўлган квартиралар ёки мазкур квартиралар нархидан ортиқ бўлмаган нархда якка тартибдаги турар жой (ҳовли) ажратилади";
д) пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга уй-жойлар мулк ҳуқуқи асосида, бироқ улар 30 ёшга тўлгунга қадар уй-жойни сотиш, ҳадя қилиш ёки гаровга қўйиш ёхуд ижарага бериш ҳамда уй-жойда ўзи ва оила аъзолари (эри ёки хотини, фарзандлари)дан ташқари бошқа фуқароларни доимий яшаш жойи бўйича рўйхатга олиш ҳуқуқисиз ажратилади.
Бунда етим бола ёки ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган боланинг асослантирилган мурожаати асосида туман (шаҳар) комиссиялари томонидан уй-жойнинг умумий майдонини кенгайтириш мақсадида мазкур бандда назарда тутилган талабларни сақлаб қолиш шарти билан сотишга рухсат берилади";
е) в пункте 26:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"битта кўп квартирали уй-жойнинг ҳар бир кириш йўлагидаги квартираларда бир нафардан ортиқ, агар кириш йўлагида квартираларнинг сони 10 тадан ортиқ бўлса ҳар 10 та квартирага бир нафардан ортиқ етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларни жойлаштириш (улар ўртасида никоҳ тузилган ҳоллар бундан мустасно)";
дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"кўп квартирали уйлардаги турар жойларнинг мансарда ва цокол қаватларидан уй-жой харид қилиш";
ж) из абзаца третьего пункта 33 слова", "Меҳр дафтари" жамғармаси" исключить;
з) в пункте 34:
в абзаце первом после слов "уй-жойга кўчиб кириш" дополнить словами "ҳамда расмийлаштириш";
абзац второй исключить;
и) в пункте 40:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"40. Уй-жойга муҳтож сифатида рўйхатга туриш ва уй-жой билан таъминланиш даври оралиғида икки етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган бола ўртасида ўзаро никоҳ шартномаси тузилган тақдирда, томонларнинг мурожаатига кўра, истисно тариқасида, уларнинг бирига мазкур Низомнинг 24-бандида белгиланган мезонлардаги уй-жой ажратилади";
абзац второй исключить;
к) пункт 41 признать утратившим силу;
л) в пункте 48:
в абзаце первом слова "маҳаллий ҳокимликлар томонидан" заменить словом "уларга";
из абзаца второго слова "маҳаллий ҳокимликлар томонидан" исключить;
м) пункт 50 признать утратившим силу;
н) пункт 51 изложить в следующей редакции:
"51. Етим болалар ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган болаларга ўз вақтида уй-жой ажратилиши таъминланмаган ёки кечиктириш ҳолатлари кузатилган тақдирда тегишлилиги бўйича Агентлик ҳудудий бошқармалари ёки туман (шаҳар) ҳокимлигига туман (шаҳар) прокуратураси томонидан қонун бузилиши, унинг келиб чиқиш сабаблари ва бунга имконият яратиб бераётган шарт-шароитларни бартараф этиш юзасидан тақдимнома киритилади";
о) в приложении N 1:
в графе "Муддатлар" блока "2-босқич" пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Етим бола ва ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган бола 18 ёшга тўлгандан кейин";
в графе "Механизм" блока "3-босқич" после слов "уй-жойга кириб яшаши" дополнить словами "ҳамда расмийлаштириши";
в графе "Механизм" блока "4-босқич" после слов "етим бола" дополнить словами "ёки ота-она қарамоғидан маҳрум бўлган бола".