Полезное для бухгалтера в ноябре:
Кто попадет под камеральный контроль в первую очередь
В последние два года камеральный контроль становится одним из основных инструментов налогового администрирования. При этом многие бухгалтеры, столкнувшиеся с требованиями, выдвинутыми по его итогам, задаются вопросом: «Как проводится отбор налогоплательщиков для камерального контроля?» На этот и другие вопросы ответили специалисты Государственного налогового комитета.
– Отбор проводится в автоматическом режиме при помощи специальной информационной системы,– напомнили в начале беседы собеседники Шухрат Гафуров, начальник управления риск-анализа и сегментации налогоплательщиков, и Азиз Хашимов, начальник управления камерального контроля.
– Какие предприятия в первую очередь подпадают под систему риск-анализа и камеральный контроль?
Ш. Гафуров: – Это «лидеры» по баллам, которые им выставила система риск-анализа.
На основании какой информации система риск-анализа выставляет баллы налогоплательщикам? Функционирует система взаимодействия по обмену информацией ГНК с более чем сорока министерствами, ведомствами и организациями (ст. 84 Налогового Кодекса и № ПП-1843 от 30.10.2012 г.). Поступающая по этим каналам информация анализируется системой риск-анализа и сопоставляется с данными из отчетности юридических и физических лиц. Выявленные отклонения подвергаются риск-анализу с выставлением баллов, оценивающих степень риска. Баллы позволяют легко отделить серьезные риски и недостатки от менее значимых, исходя из ожидаемых последствий.
– Как система позволяет выявлять несоблюдение налоговой дисциплины?
Ш. Гафуров: – Путем обработки и сопоставления данных. Этот процесс включает в себя:
– исследование и анализ большого объема данных, которые позволяют найти конкретные последовательности и корреляции;
– определение характеристик недобросовестных налогоплательщиков. Это делается при помощи использования сложных компьютерных моделей и интегрированных структур баз данных;
– сравнивание полученной информации с набором предопределенных индикаторов риска;
– ранжировку результатов с точки зрения выявленных рисков.
– Приведите примеры выявляемых нарушений.
А. Хашимов: – К примеру, система легко выявляет случаи, когда объемы выручки, поступившей через терминалы для расчетов по пластиковым картам, и наличной выручки, сданной в коммерческие банки, превышают объем валовой выручки, указанной в отчетности за определенный отчетный период. То есть субъект предпринимательства в отчете указал меньшую сумму, чем получил от продаж. Это достаточно часто встречается у организаций торговли и общественного питания. По выявленному факту направляем требование о доначислении сумм налога, исходя из расхождений.
Или вот еще один пример. Организация торговли или общественного питания получила разрешение на торговлю алкогольной и табачной продукции, но не предоставила расчеты по сбору на право торговли алкогольной и табачной продукции. Система с легкостью выявляет такие факты по информации, поступившей из организации, выдающей это разрешение. По выявленному факту налогоплательщику автоматически направляется соответствующее требование.
И таких примеров много. При этом хочу подчеркнуть, что выявляемые недочеты не всегда следствие умышленных действий, направленных на уменьшение обязательных платежей в казну. Много ошибок по невнимательности, из-за высокой загруженности ответственных сотрудников организаций, а у начинающих еще и по незнанию норм. Поэтому система камерального контроля стала эффективным инструментом обеспечения полноты сборов налогов.
– При выставлении требований не всегда в полной мере учитываются все нюансы и это приводит к их необоснованности. Это, наверное, издержки машинной обработки информации. Бухгалтеры свидетельствуют о том, что доказать свою правоту бывает очень сложно, контраргументы приходится подтверждать порой достаточно большим количеством документов.
А. Хашимов: – Да, таких случаев действительно много. Но ни один из них не остается без внимания. Все они учитываются при совершенствовании программного обеспечения. Изо дня в день наш программный комплекс становится более современным. Следовательно, и предпринимателей беспокоим реже. Тем не менее без должного внимания эти случаи оставлять нельзя, так нередко мы сталкиваемся с фактами, когда налогоплательщик пытается желаемое выдать за действительность.
– Может ли субъект предпринимательства попасть под камеральный контроль повторно по налогу, который уже попадал под проверку?
Ш. Гафуров: – Да, может, если в течение 5 лет после окончания налогового периода (ст. 38 Налогового кодекса) будут выявлены новые основания и факты, ранее не известные специалистам ГНК.
– К примеру, специалист налоговых органов, проверявший предприятие в рамках камерального контроля, уволился. Не будет ли новый проверять субъект предпринимательства по тому же вопросу?
А. Хашимов: – Нет, не будет. Новая проверка возможна только по вновь открывшимся, ранее не известным налоговым органам обстоятельствам.
– А из каких источников новый инспектор получит информацию о ранее проведенных проверках?
А. Хашимов: – Каждое требование, направленное налогоплательщику по итогам камерального контроля, заносится сотрудниками налоговых органов в базу данных программы риск-анализа. Она же и будет для сотрудников налоговых органов источником информации обо всех ранее проведенных мероприятиях камерального контроля.
Система риск-анализа позволяет легко выявить налогоплательщиков, которые в установленный законом десятидневный срок в ответ на требования ГНК не предоставили обоснования правильности своих действий либо уточненную налоговую отчетность. Так что требования налоговых органов, во избежание более строгих мер, нужно выполнять в установленный законодательством срок.