Полезное для бухгалтера в ноябре:
Почему проект объединения ЭТТН и ЭСФ должен пройти широкое общественное обсуждение
В узких кругах специалисты уже обсуждают предлагаемые изменения в законодательстве в связи с совершенствованием системы оформления ЭТТН. Речь идет об объединении ЭТТН и ЭСФ в единый документ.
Buxgalter.uz поговорил об этом с налоговым консультантом Гульнорой ЭРГАШЕВОЙ:
Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
– Пока проект НПА доступен для обсуждения только малой части специалистов, в частности Налоговый комитет сообщал о дискуссиях среди аудиторов. Он содержит много важных изменений, поэтому, на мой взгляд, в обязательном порядке он должен быть представлен общественности на regulation.gov.uz до его принятия.
Изменения планируется внести в положения о порядке использования счетов-фактур в электронной форме в системе взаиморасчетов и о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, предъявления и принятия .
Нельзя не заметить, что в последнее время Налоговый комитет в своем Телеграм-канале выставляет посты, в которых напоминает о необходимости соблюдения сроков оформления счетов-фактур. Я так понимаю, что это – подготовка к тому, что в скором времени ведомство будет жестко контролировать соблюдение норм ст. 242 НК. В ней сказано, что, если иное не предусмотрено данной статьей, датой совершения оборота по реализации товаров является:
1) дата выставления поставщиком счета-фактуры
или
2) дата отгрузки (передачи) товаров, если она предшествует дате выставления счета-фактуры.
Многие сегодня приспособились под другую норму этой статьи:
- «При реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, финансовых и страховых услуг, услуг по транспортировке грузов по системе трубопроводов, в других случаях реализации товаров (услуг) на постоянной (непрерывной) основе датой совершения оборота по реализации товаров (услуг) является последний день календарного месяца, в котором поставлены товары (оказаны услуги)».
Я так поняла, сейчас налоговики планируют ввести ограничение для этих «других случаев». Например, хлебозавод, ежедневно отгружающий продукцию клиентам, может оформлять один счет-фактуру в конце месяца на каждого клиента, вместо многих сотен документов каждому клиенту в строго установленные сроки. Второй вариант – правильный, но очень трудозатратный. И предприятия упрощают себе задачу, у них получаются на каждого клиента – один счет-фактура в конце месяца и 30 ЭТТН. Но когда ЭТТН и ЭСФ будут объединены, этот процесс упростится. При отгрузке и доставке должны быть оформлены ЭСФ и ЭТТН, и оба эти документа будут представлены в одном документе.
Однако очень важно, чтобы разработчики изменений не упустили тот момент, что эту норму важно сохранить для целого ряда субъектов предпринимательства. Например, налоговый консультант заключает договор на оказание консалтинговых услуг и клиент платит ему установленную сумму в месяц независимо от количества полученных консультаций.
Необходимо четче прописать, что подразумевается под непрерывностью оказания услуг.
Общественное обсуждение позволит выявить и другие вопросы, требующие правового урегулирования. В частности, после многочисленных обращений Налоговый комитет отключил функцию, в соответствии с которой ЭТТН в обязательном порядке должен был подписать водитель, лицо, ответственное за перевозку груза. Однако в НПА этот момент остался неурегулированным. Нужно восполнить этот пробел. При этом – четко разделить случаи, когда подпись водителя или лица, сопровождающего груз, должна быть обязательно, а когда – по усмотрению сторон. Это – важный момент. Ведь подписью водитель подтверждает, что он принял товар и отгрузил его, а в момент транспортировки он несет ответственность за его надлежащую транспортировку.
В целом в проекте документа уже нашли свое решение многие проблемы. В частности, есть долгожданная норма: «В следующих случаях электронный счет-фактура и электронная накладная не могут быть выписаны вместе:
- при транспортировке товаров вручную или с использованием специальных устройств (тележек, эскалаторов и других устройств, не подлежащих государственной регистрации согласно нормативным документам) без использования транспортного средства (в том числе – с использованием общественного транспорта);
- когда товар продается отправителем и товар не отгружается одновременно».
Хочу обратить внимание, что после выхода Положения об ЭТТН эти моменты активно обсуждались общественностью на различных площадках. И это очень хорошо, что мнение специалистов услышали разработчики проекта НПА об ЭСФ и ЭТТН. Данная норма в случае ее принятия закроет целый ряд спорных ситуаций.
Надеемся, что широкое общественное обсуждение проекта поможет учесть все подобные нюансы наиболее оптимальным образом.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ