Полезное для бухгалтера в ноябре:
Кто уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке
С 2018 года объединены два налога – на прибыль и на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (пп. 2, 32 ст. 2 ЗРУ-454 от 29.12.2017 г.).
Предприятия, которым были ранее предоставлены временные льготы по одному из этих налогов, с 1 января 2018 года и до окончания срока действия льгот, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза (Прим. к Приложению N 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.).
В 2018 году ставка налога на прибыль – 14 % (прил. № 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.). Ставка, сниженная в два раза – 7 %.
Этот порядок сохранился и в 2019 году (п.4 ПП-4086 от 26.12.2018 г.). Ставка налога на прибыль в этом году – 12 % (ст. 159-1 НК). Ставка, сниженная в два раза – 6 %.
Его применение вызвало ряд вопросов, на которые отвечает заместитель министра финансов Султанов Дильшод Шухратович.
1. Какие предприятия должны уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?
– В связи с объединением налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры предприятия, имеющие льготы в виде освобождения от одного из двух налогов, с 2018 года уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, до окончания срока действия льготы.
То есть этот порядок распространяется на хозяйствующие субъекты, использующие льготу до 2018 года либо по налогу на прибыль, либо по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.
Пример
Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по установленному перечню, до 1 января 2020 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на основании п.14 ПП-2687 от 21.12.2016 г. То есть до 2018 года эти предприятия не уплачивали налог на прибыль, но уплачивали налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В связи с объединением налогов с 2018 года взамен налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры они уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в два раза.
2. Должны ли предприятия, которым предоставлены льготы в виде освобождения от двух налогов (налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры), уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?
– Нет, не должны.
Порядок уплаты налога на прибыль по уменьшенной ставке распространяется на те предприятия, которым предоставлена льгота только по одному из двух налогов: налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры.
Пример
Юрлица, оказывающие негосударственные образовательные услуги в сфере дошкольного и общего среднего образования, до 1 января 2021 года освобождены от уплаты всех видов налогов согласно п. 8 ПП-3276 от 15.09.2017 г. В том числе они освобождены от налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры.
Так как льгота распространяется, в числе прочих, на оба налога, эти юрлица продолжают пользоваться льготой до 1 января 2021 года и не уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке.
3. В связи с отменой в 2018 году налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры упоминание о нем было исключено из текста нормативно-правовых актов, предоставлявших налоговые льготы. Значит ли это, что предприятия, получившие льготы по обоим налогам, с 2018 года должны уплачивать налог на прибыль по сниженной ставке?
– В нормативно-правовые акты, предоставляющие льготы, были внесены изменения именно в связи с тем, что с 2018 года отменен налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры.
Предприятия, которые до 2018 года начали применять льготу по обоим налогам на основании нормативно-правовых актов, в которые внесены изменения в 2018 году, продолжают использовать льготу и дальше до истечения ее срока, не уплачивая налог на прибыль.
Предприятия, применившие льготу после внесения изменений в нормативно-правовой акт, также не уплачивают налог на прибыль.
Пример
Указом Президента УП-4853 от 26.10.2016 г. предприятия – участники свободных экономических зон были освобождены от уплаты нескольких видов налогов и платежей, в числе которых налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры. Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций.
Указом Президента УП-5398 от 04.04.2018 г. налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры исключен из льготного перечня налогов УП-4853, так как объединен с налогом на прибыль. Это не исключает возможности предприятиям свободных экономических зон применять льготу по налогу на прибыль, независимо от того, когда они начали ее применять – до 2018 года или после. Льгота в виде полного освобождения от налога на прибыль применяется в течение всего срока ее действия.
4. Распространяется ли уплата налога на прибыль по ставке, сниженной в два раза, на предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах?
– Здесь важно определить порядок предоставления льгот до 2018 года.
Предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах и использующие льготы в соответствии с правовыми актами, предоставляющими льготы по одному из налогов до 2018 года, также уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза до окончания действия льгот.
Пример
Организация по производству лекарственных средств зарегистрирована в 2018 году. Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств до 1 января 2021 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество согласно п.8 ПП-2595 от 16.09.2016 г.
Освобождения от уплаты налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры в данном случае не было. Несмотря на то, что организация создана после объединения налогов, она уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке до 1 января 2021 года.
Другая ситуация – если вновь созданное предприятие использует льготу в соответствии с правовыми актами до 2018 года, предоставляющими льготы по всем налогам или по налогу на прибыль и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, то оно пользуется льготой по налогу на прибыль в полной мере.
Пример
Предприятиям с иностранными инвестициями по установленному перечню Указом Президента УП-3594 от 11.04.2005 г. предоставлены льготы по налогам на прибыль, на благоустройство и развитие социнфраструктуры, на имущество.
В 2018 году из текста Указа исключен налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры в связи с объединением налогов.
Поскольку изначально Указ предусматривал освобождение от обоих налогов, то предприятия с иностранными инвестициями, создаваемые в 2018–2019 годах могут пользоваться этими льготами в полной мере до окончания срока их действия. Льготный перечень отраслей включает 22 отрасли.
Резюмируя ответ на этот вопрос, еще раз хочу обратить внимание предприятий, созданных в 2018 и 2019 годах – для правильного применения льгот ознакомьтесь с нормативным актом, предоставляющим льготы, в редакции до 2018 года.
5. Должны ли уплачивать налог на прибыль по уменьшенной ставке предприятия, которым предоставлены льготы по налогу на прибыль после объединения налогов, то есть в 2018–2019 годах?
– Нет, не должны, так как акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 3 НК).
Пример
Указом Президента УП-5326 от 03.02.2018 г., в числе прочих, освобождены от налога на прибыль юридические лица, основным видом деятельности которых является организация услуг тематического парка, сроком на 3 года с даты ввода ими в эксплуатацию тематических парков.
Так как льгота введена в 2018 году, когда налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие инфраструктуры были объединены, то льгота применяется в полной мере. То есть налог на прибыль эти предприятия не уплачивают в течение срока действия льготы.
***
В заключении отмечу, что уплата налога на прибыль по уменьшенной ставке правомерна и в случае предоставления льготы по налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры на определенный срок в части выполнения конкретного проекта, программы или реализуемой продукции.
Для удобства бухгалтеров эксперты "Norma" подготовили две таблицы:
- налогоплательщики, применяющие 50% ставки налога на прибыль. Здесь указаны основные отрасли и предприятия, которые вправе пользоваться этой льготой*;
- кто вправе уплачивать налог на прибыль по уменьшенной ставке.
Предприятия, применяющие ставку налога на прибыль, уменьшенную в два раза
Налогоплательщики |
Нормативный акт, предоставляющий льготы |
Срок льготы |
Льгота по налогу на прибыль |
||
Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ |
|
7 лет с начала добычи нефти или газа |
Микрофирмы и малые предприятия, оказывающие услуги по перечню согласно приложению N 35 к Постановлению Президента № ПП-2699 от 27.12.2016 г. |
До 1 января 2020 г. |
|
Предприятия – производители комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, в части реализуемой ими продукции для производства силовых агрегатов АО «Дженерал Моторс Пайэртрейн – Узбекистан» |
На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты начала серийного производства силовых агрегатов |
|
Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств, у которых доля выручки от производства этих товаров составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода |
До 1 января 2021 г. |
|
АО «Узагролизинг» по доходам, полученным от лизинговых операций |
До 1 января 2022 г. |
|
Юридические лица с даты ввода ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее 4-х звезд, сертифицированных в установленном порядке |
5 лет с даты ввода в эксплуатацию |
|
Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по перечню (доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного периода) |
До 1 января 2020 г. |
|
Образовательные и научно-исследовательские организации – в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозсубъектами |
До 1 января 2022 г. |
|
Организации, специализирующиеся на выпуске изделий медицинского назначения, у которых доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода |
До 1 января 2021 г. |
|
Ведущие проектно-изыскательские организации, в том числе вновь создаваемые в регионах республики в рамках ПП-2946 от 02.05.2017 г., а также проектно-изыскательские организации – участники проектов Инвестиционных программ РУз – по основному виду деятельности |
Сроком на 3 года, начиная с 1 июля 2017 г. |
|
Организации – участники малых промышленных зон, создаваемые в Ташкенте и Ташкентской области при внесении инвестиций в объеме не менее 3 000 МРЗП |
В течение 2 лет с даты принятия решения о размещении хозсубъекта на территории МПЗ |
|
Организации – производители комплектующих изделий, материалов и технолгической оснастки – в части реализуемой ими продукциии оказанных услуг для легких коммерческих автомобилей производства ООО «UzPCA» |
На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты ввода в эксплуатацию объекта по производству легких коммерческих автомобилей |
|
Предприятия, создаваемые при участии ООО "NBU INVESTMENT" в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории бывшего завода «Ташигрушка» |
До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента их государственной регистрации |
|
СП ООО «Наманган Шарбати» |
До 1 января 2022 г. |
|
Организации, создаваемые при участии АКБ "Асака" и его управляющей компании в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории государственного предприятия "1-Заргарлик корхонаси" |
До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента государственной регистрации |
|
Нефтеперерабатывающие предприятия АО «Узнефтепродукт» |
До 1 января 2020 г. |
|
Льгота по налогу на благоустройство и развитие инфраструктуры |
||
Предприятия, зарегистрированные в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области, специализирующиеся на производстве фармацевтических продуктов и препаратов, электротехнической продукции (за исключением кабельно-проводниковой продукции), а также отделочных строительных материалов. |
До 1 января 2022 г. |
*Перечень предприятий, уплачивающих налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, может быть неполным.
Кто вправе уплачивать налог на прибыль по уменьшенной ставке
№№ п/п |
Описание льгот |
Обязательство по уплате налога на прибыль по уменьшенной ставке на основании ПП-3454 от 29.12.2017 г. и ПП-4086 от 26.12.2018 г. |
Комментарий |
1 |
Временные льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль (НП) или налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры (НБРС) на основании нормативных актов, принятых до 2018 года |
есть |
Обязательство по уплате налога на прибыль по сниженной ставке распространяется и на предприятия, созданные в 2018–2019 годах |
2 |
Постоянные льготы в виде освобождения от НП и (или) НБРС |
нет |
Обязательство не возникает, если не определен период действия льготы |
3 |
Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС |
нет |
Обязательство не возникает, так как льгота распространялась на оба налога |
4 |
Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, из которых исключено упоминание о НБРС |
нет |
Обязательство не возникает, так как изначально льгота распространялась на оба налога |
5 |
Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых с 2018 года |
нет |
Обязательство не возникает, так как льгота введена после объединения налогов |
6 |
Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, предоставленные нерезидентам |
нет |
Обязательство не возникает, так как нерезиденты не являлись плательщиками НБРС |
Скачать таблицы можно здесь.