Как составить акт об уничтожении печати и штампов в Узбекистане

preview

Если у компании возникает необходимость уничтожить свою печать или штамп (например, при ликвидации, реорганизации и в других случаях), об этом нужно составить акт. Кто несет ответственность за уничтожение печати и документальное оформление процесса и как все сделать правильно и по закону, читайте на buxgalter.uz.

В разъяснении есть образцы нужных для этого документов 2025 года, инструкция по оформлению всего процесса, рекомендации по хранению печати и полезные ссылки для бухгалтера:

Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

В материале:

 

В каких случаях составляется акт об уничтожении печати и штампов

Акт об уничтожении печати или штампов – это официальный документ, в котором фиксируется факт уничтожения печати или штампа предприятия. Его нужно оформлять в случаях:

  • ликвидации предприятия;
  • изменения данных компании (например, юридического адреса или банковских реквизитов);
  • смены наименования компании;
  • реорганизации предприятия (слияния, разделения, смены формы и т. п.);
  • утраты актуальности печати или штампа (например, устарела по дизайну или содержанию либо предприятие малого бизнеса решило отказаться от применения круглой печати, что разрешено законодательством) ;
  • физического износа печати (штампа).

В Узбекистане нет действующего нормативного акта, обязывающего составлять акт об уничтожении печати. Но на практике документальное оформление уничтожения важно для внутреннего учета и защиты от возможных претензий.

Также акт помогает подтвердить, что печать или штамп не могут быть использованы повторно, и тем самым – предотвратить возможные риски мошенничества.

 

Комиссия по уничтожению печатей и штампов

Для уничтожения печати и штампов эксперты рекомендуют создать специальную комиссию. В нее должны входить как минимум 3 человека (четное количество не желательно). Советуем включить в комиссию:

  • директора или его заместителя;
  • бухгалтера или представителя финансовой службы;
  • специалиста службы безопасности;
  • юриста;
  • специалиста кадрового отдела;
  • сотрудника, ответственного за содержание и хранение печатей и штампов.

Формируется комиссия по приказу руководителя.

В приказе указывают:

  • причины уничтожения печати или штампа;
  • состав комиссии;
  • дату и способ уничтожения.

Печать или штамп обязательно должны быть уничтожены физически. Выбирая способ уничтожения, обратите внимание на преимущества и недостатки каждого:

Способ уничтожения

Преимущества

Недостатки

Механическое разрушение (например, с помощью молотка)

– Не требует специальных навыков или оборудования;

– печать становится непригодной для использования сразу после разрушения

Если печать не разрушена до конца, ее можно восстановить

Сжигание в огне

Печати, сделанные из резины, пластика или бумаги, полностью сгорают

– Сжигание должно проводиться в безопасных условиях, чтобы избежать пожара или выброса токсичных веществ;

– требуется доступ к огню или специальным устройствам для сжигания

Распиливание на мелкие части

– Делает печать непригодной для использования, так как ее части становятся слишком малы для восстановления;

– можно контролировать степень разрушения

Процесс может занять больше времени по сравнению с другими методами

После формирования комиссии и выбора способа уничтожения печати начинается сам процесс уничтожения, который нужно тщательно зафиксировать в акте.

 

Пошаговая инструкция по оформлению акта: кто составляет, кто подписывает, как фиксируется факт уничтожения

Шаг 1. Физическое уничтожение печати и штампов организации

Члены комиссии должны присутствовать при уничтожении печати и фиксировать процесс визуально и документально. Можно сделать фото- или видеосьемку процесса.

Шаг 2. Составление акта     

Акт составляет председатель комиссии. Установленной законом формы акта – нет, поэтому компании его разрабатывают самостоятельно.

Обязательные реквизиты и структура акта:

  • наименование документа;
  • номер и дата акта;
  • наименование предприятия;
  • основание (приказ, причины);
  • описательная часть (что именно уничтожено);
  • подписи.

С учетом обязательной структуры документа председатель комиссии должен включить в него следующую информацию:

  • дату и место составления;
  • состав комиссии: Ф. И. О. и должности членов комиссии;
  • причину уничтожения;
  • документальное основание для уничтожения;
  • описание печатей или штампов (реквизиты компании, отображенных на клише, вид оттиска, количество);
  • способ уничтожения и подробное его описание;
  • подписи членов комиссии. Без подписей акт будет считаться недействительным.

Внимание

Комиссия должна подписать акт об уничтожении печати именно в день уничтожения. Это обеспечит юридическую силу документа и подтвердит факт уничтожения в установленный срок. Подписи членов комиссии в день уничтожения служат гарантией того, что все они были свидетелями уничтожения и согласны с его результатами.

 

Шаг 3. Передача акта на хранение

Акт передается на хранение в архив предприятия, а при ликвидации предприятия – в государственный архив. На предприятии акт хранится не менее 5 лет, в госархиве – 75 лет.

 

Нужно ли подавать сведения в госорган об уничтожении печати 

Законодательство не требует обязательно представлять акт об уничтожении печати в контролирующие органы. Тем не менее – при необходимости – копию акта можно представить в налоговые и другие госорганы в качестве подтверждения законности действий, предпринятых руководством компании.

 

 

 

Шпаргалки главного бухгалтера: нормативные акты бухгалтерского учета шпаргалка бухгалтера, главный бухгалтер, учет и налоги, бухгалтерская отчетность, проверка и учет, консультации для бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера в Узбекистане: краткие подсказки по бухучету, налогообложению, составлению отчетности, работе с первичкой, подготовке к проверкам и актуальным изменениям законодательства. Консультации по ключевым темам для бухгалтера на каждый день. Все ответы на частые вопросы на Buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text208911_kak_sostavit_akt_ob_unichtojenii_pechati_i_shtampov_v_uzbekistane