Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
«Предприятие – резидент IT-парка рекламирует свое ПО через СММ, привлекая блогеров. Большинство из них просят оплатить их услуги через платежное приложение. Директор платит со своей банковской карты, а нам приходится компенсировать его расходы «с целью продвижения бизнеса». Как правильно классифицировать такие расходы? Какими документами их оформлять? Какие налоговые последствия возникают у предприятия и работника?»
На вопрос подписчика Buxgalter Pro ответила эксперт «Нормы», специалист сервиса «Мы отвечаем!» Азизахон ТОШХУЖАЕВА:
Чтобы иметь возможность задавать экспертам свои собственные вопросы и видеть всю базу готовых ответов «Мы отвечаем!», оформите доступ к Buxgalter Pro.
– При такой схеме есть серьезные нарушения законодательства, использовать ее на практике рискованно, особенно – для резидента IT-парка, находящегося под особыми льготными условиями.
Почему так делать нельзя:
1. Нелегальный доход блогера. Он получает деньги напрямую на карту через платежное приложение – без договора, ЭСФ, акта выполненных работ. Сомневаемся, что он платит налоги. Следовательно, налоговая инспекция при проверке может доначислить налоги, а ваши расходы признать необоснованными. Не исключаются и риски административных штрафов.
2. Неправомерная компенсация директору:
Компенсировать неподтвержденные неофициальные расходы – нельзя. Даже если директор действительно заплатил за продвижение компании, компенсация может быть признана доходом директора в виде материальной выгоды, что влечет доначисление НДФЛ и налога на прибыль
.
Вывод: оплата блогеру должна исходит от юрлица на основании договора, а не от директора.
Как делать правильно:
1. Оформлять договор с блогером. Можно заключить договор с самозанятым лицом, ИП, юрлицом. Блогер выставляет ЭСФ, оформляет акт выполненных работ (оказанных услуг). Соответственно, оплата идет только от имени юрлица, не с личной карты директора или других сотрудников.
Если блогер не может или не хочет оформлять документы, лучше отказаться от таких схем.
2. Все расходы – только по документам. В этом случае можно признать расход экономически обоснованным и учесть его при расчете налогов.
3. Альтернативный вариант: вы можете заключить договор с маркетинговым агентством, а они уже будут платить блогеру. Это безопасно для вашего предприятия, поскольку вы будете работать с юрлицом, перевод денег будет осуществляться перечислением от юрлица юрлицу, будут оформлены ЭСФ и акт оказания услуг. И вам не будут грозить доначисления налогов за блогера.
Внимание
С 1 января 2026 года резиденты IT-парка могут оплачивать платежи за рекламные услуги и подписку на пользование программным обеспечением посредством корпоративных банковских карт в рамках экспортных поступлений (не более 500 тыс. долл. США) в течение календарного года при условии:
1) размещения рекламы в информационных ресурсах и системах (включая веб-сайты, межплатформные ресурсы, мессенджеры и социальные сети) с аудиторией свыше 100 млн, включенных в перечень, утвержденный Правительственной комиссией по вопросам привлечения инвестиций, развития промышленности и регулирования торговли;
2) публичная оферта, инвойсы и сведения о платежах за рекламные услуги и подписку на пользование свыше 5 тыс. долл. США ПО вносятся в «E-contract». Если сумма – меньше, вносить такую информацию в «E-contract» не нужно, данные расходы не учитываются в качестве дебиторской задолженности.
Buxgalter.uz рекомендует
![]()