Информационное сообщение об отдельных видах налогов

preview

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

№06/04-01-32/59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 №17/3-00726

10.01.2020 г.

 

Государственным налоговым управлениям

Республики Каракалпакстан,

областей и г. Ташкента

 

 

Министерству финансов

Республики Каракалпакстан,

финансовым управлениям хокимиятов

областей и г. Ташкента

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

об отдельных видах налогов в связи с принятием

Налогового кодекса Республики Узбекистан

в новой редакции

 

I. По переходу на уплату налога с оборота либо налога

на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль

II. По налогу на добавленную стоимость

III. По налогу на имущество и земельному налогу

юридических лиц

IV. По переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей

на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота

 

 

Обобщив поступающие вопросы от налогоплательщиков в ходе проведенных семинаров в связи с принятием с 1 января 2020 года Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают.

 

I. По переходу на уплату налога с оборота либо налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль.

 

1. Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум., вправе с 1 января 2020 года:

а) платить налог с оборота;

б) отказаться от налога с оборота и перейти на уплату налога на прибыль и продолжить уплачивать НДС.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату налога на прибыль и НДС налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота, и он исключается из реестра плательщиков НДС с 1 января 2020 года. При этом, принимая во внимание, что налоговым периодом является месяц, взамен всех счетов-фактур, выставленных покупателям в январе 2020 года, необходимо выставить корректировочные счета-фактуры («Без НДС») и довести их до получателей товаров (услуг) для последующей корректировки ими зачета. В данном случае финансовые санкции не применяются.

Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, при отказе от применения с 1 января 2020 года налога с оборота, сохраняют регистрационный код плательщика НДС.

 

2. Плательщики единого налогового платежа в 2019 году, совокупный доход которых по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум., при выборе уплаты налога с оборота с 1 января 2020 года, уведомление об этом в налоговые органы не представляют.

 

3. Налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2019 года либо ранее на уплату НДС и налога на прибыль, чей совокупный доход по итогам года не превысил 1 млрд сум., при переходе с 1 января 2020 года на уплату налога с оборота, в срок до 1 февраля 2020 года представляют в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

При этом налогоплательщики, отказавшиеся в 2019 году от уплаты единого налогового платежа и чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум., вправе перейти на уплату налога с оборота с 1 января 2021 года.

Для этого в срок до 20 декабря 2020 года необходимо представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

 

4. Юридические лица, перешедшие на уплату НДС в 2019 году в связи с осуществлением импорта товаров наряду с уплатой единого налогового платежа, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум., с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, или выбрать уплату НДС и налога на прибыль.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

В аналогичном порядке индивидуальные предприниматели, осуществляющие уплату НДС наряду с уплатой налогов по упрощенной системе налогообложения, вправе отказаться от уплаты НДС, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, и совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум.

 

II. По налогу на добавленную стоимость.

 

1. Зачет НДС по транспортным средствам.

Налогоплательщики, перешедшие в 2019 году либо ранее на уплату НДС и принявшие частично (с учетом разбивки на 12 месяцев) к зачету сумму НДС по приобретенным в 2019 году транспортным средствам, в том числе которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, оставшуюся сумму НДС с 1 января 2020 года вправе полностью отнести к зачету.

При этом налогоплательщики, переходящие после 1 января 2020 года с налога с оборота на уплату НДС и налога на прибыль, сумму НДС по приобретенным транспортным средствам, которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, к зачету не относят.

 

III. По налогу на имущество и земельному налогу юридических лиц.

 

1. В соответствии со статьей 412 Налогового кодекса Республики Узбекистан налоговой базой по полностью амортизированным зданиям является их переоцененная (рыночная) стоимость, определяемая не реже одного раза в три года.

До 10 января 2020 года налогоплательщики заполняют справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период по всем объектам налогообложения, включая по полностью амортизированным зданиям.

Стоимость полностью амортизированных зданий можно определить одним из следующих способов:

по имеющимся у налогоплательщика данным оценочных организаций (например, предприятие получало кредит и у него есть такая оценка);

самостоятельно, на основе стоимости аналогичных объектов – по данным сайтов недвижимости, средств массовой информации, биржи недвижимости и т.п.

Самостоятельно проведенная оценка может оказаться заниженной или завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объекта. В связи с этим налогоплательщик вправе воспользоваться услугами оценочных организаций.

Если оценка, проведенная организацией, имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности, будет отличаться от расчетов налогоплательщика, то налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога за 2020 год. Так, при снижении рыночной стоимости по сравнению с расчетной налог должен быть пересчитан в сторону уменьшения. При увеличении – налог возрастет, но при предоставлении уточненной справки до 1 апреля текущего года и доплате авансового платежа пеня начисляться не будет.

При увеличении в течение 2020 года предполагаемой налоговой базы (то есть с появлением новых объектов налогообложения, в т.ч. полностью амортизированных зданий) налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога. При этом авансовые платежи за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения налога равными долями.

 

2. В Налоговом кодексе Республики Узбекистан предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также земельные участки, занятые этими объектами (и другие объекты, предусмотренные в части четвертой статьи 415 и части третьей статьи 429 Налогового кодекса Республики Узбекистан), подлежат налогообложению налогом на имущество (по ставке 0,2 процента) и земельным налогом (применяется коэффициент 0,1 к налоговым ставкам).

Указанная норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года в соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года №ЗРУ-599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

Налогоплательщики, представившие до 10 января текущего года справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период и (или) налоговую отчетность по земельному налогу в части земель несельскохозяйственного назначения без отражения в них вышеперечисленных объектов, вправе представить уточненную справку о сумме налога на имущество и (или) уточненную налоговую отчетность по земельному налогу до 10 апреля 2020 года без начисления пени. При этом авансовые платежи по налогу на имущество и сумма земельного налога за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения по каждому налогу.

Согласно статье 82 Налогового кодекса Республики Узбекистан крупные налогоплательщики, независимо от местонахождения, представляют налоговую отчетность в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам. При этом налогоплательщики, не относящиеся к категории крупных налогоплательщиков, представляют:

налоговую отчетность по налогу на имущество в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности. Если недвижимое имущество (за исключением железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач) находится не по месту налогового учета налогоплательщика, налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества (статья 417 Налогового кодекса Республики Узбекистан);

налоговую отчетность по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (статья 431 Налогового кодекса Республики Узбекистан):

по землям несельскохозяйственного назначения – до 10 января текущего налогового периода;

по землям сельскохозяйственного назначения – до 1 мая текущего налогового периода.

 

IV. По переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота.

 

С 1 января 2020 года отменен единый земельный налог, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота (если совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сум. и площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий составляет менее 50 гектаров).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся в 2019 году плательщиками единого земельного налога и НДС, в связи с превышением порогового размера совокупного дохода в размере 1 млрд сум. или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров либо осуществляющие производство хлопка-сырца, с 1 января 2020 года уплачивают НДС, налог на прибыль и другие налоги, предусмотренные для юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся плательщиками единого земельного налога, в том числе перешедшие на уплату НДС на добровольной основе при не превышении по итогам 2019 года порогового значения совокупного дохода в размере 1 млрд сум. или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота или НДС и налога на прибыль.

Для перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

 

Заместитель министра                                                               Д. Султанов


Первый заместитель председателя                                         М. Мирзаев

 

Официальные разъяснения Официальные разъяснения Официальные разъяснения /ul/publish/doc/text157350_informacionnoe_soobshchenie_ob_otdelnyh_vidah_nalogov