Полезное для бухгалтера в декабре:
Что ждет бизнес в 2022 году
2021 год простым и приятным не назовешь даже на максимальном градусе оптимизма. А каким будет 2022-й с учетом запланированных поправок в НК и прочих нововведений? Кто выиграет от них, а кто, возможно, проиграет?
Зачем ННО, аудиторы и консультанты становятся плательщиками НДС? Почему уходят некоторые налоговые льготы? Что будет происходить с акцизами, налогом на имущество? На вопросы buxgalter.uz ответил заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ:
– НК-2022 предусматривает переход аудиторских фирм и организаций налоговых консультантов на обязательную уплату НДС. Почему для них порог в 1 млрд сум. не будет действовать?
– «Почему-то многие думают, что порог в 1 млрд сум. был введен для того, чтобы «освободить» от НДС тех, у кого оборот ниже этого порога. Это не так. Просто категория плательщиков до 1 млрд. сум не имела достаточного опыта по исчислению НДС. При подготовке предложения по миллиарду были учтены два обстоятельства:
- возможность исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. Сможет ли налогоплательщик, у которого объемы менее 1 млрд, грамотно платить НДС и налог на прибыль:
- смогут ли налоговые органы администрировать большое количество плательщиков НДС.
Уже сегодня 17% всех плательщиков НДС – это лица, которые перешли на его уплату добровольно. Поэтому ожидание в росте порога не совсем обоснованы.
С точки зрения налоговой политики НДС должен облагаться «с нуля», т.е. вовсе не должен иметь порога. Но так как есть определенная категория, которая не может исполнять обязательства по уплате НДС, для них вводится порог. В среднем, он составляет от 30 до 50 тыс. долларов США. Есть страны, где вообще нет порога, НДС платят все.
Поэтому все те, кто могут исполнять налоговые обязательства по НДС, должны его платить. И к этой категории, конечно, относятся налоговые консультанты и аудиторы, у которых не должно возникнуть проблем с расчетами.
– НДС также будут платить ННО. В чем смысл этого нововведения?
– Это эффективно с точки зрения налогового администрирования. Сегодня у нас есть более 40 тыс. некоммерческих организаций, включая бюджетные, из которых только небольшая часть осуществляет какую-то коммерческую деятельность.
Если некоммерческая организация существует на выделенные ресурсы или пожертвования и осуществляет благотворительную, социально-полезную деятельность в рамках уставных задач, не имея облагаемых оборотов, она не платит НДС или налог с оборота. Но как только она начинает осуществлять коммерческую деятельность, – становится плательщиком либо налога с оборота, либо НДС. И тут возникают сложности в налоговом администрировании. Чтобы его упростить, все ННО переводятся на уплату НДС. Это позволит существенно упростить анализ представленных электронных счетов-фактур. Все ННО по умолчанию будут плательщиками НДС при наличии облагаемого оборота.
– Продолжают поэтапно отменяться льготы по НДС, в том числе – для организаций физической культуры и спорта. Кому мешала эта льгота?
– Со льготами по НДС всегда появляются проблемы с администрированием. При этом от льгот выигрывают только потребители с более высокими доходами. Именно они посещают фитнес-центры, а, значит, и пользуются льготами. Получается, что мы освободили услуги по фитнесу от НДС только для платежеспособных лиц, которые и без льгот будут ими пользоваться.
Кроме того, под льготу попадали и доходы от сдачи помещений в аренду для проведения спортивно-зрелищных мероприятий.
Что касается детей, которые занимаются в специализированных спортивных кружках, – для них льгота сохраняется. В основном эти услуги предоставляют бюджетные учреждения, которые освобождены от НДС.
– Среди прочих изменений в НК запланировано увеличение инвестиционных вычетов и норм амортизации. Как это скажется на бизнесе?
– Пересмотр норм амортизации позволит порядка 130 тыс. плательщикам налога на прибыль, инвестирующим в основные средства, дополнительно уменьшить налоговую базу на 10 трлн сум. и оставить в их распоряжении около 1,5 трлн сум.
– Минфин предлагает снизить для юридических лиц ставку налога на имущество на 0,5% и зафиксировать при этом минимальную стоимость одного квадратного метра. Почему?
– Введение минимальной стоимости одного квадратного метра для зданий и сооружений – переходная мера к внедрению кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам.
В среднесрочной перспективе кадастровая стоимость объектов недвижимости юрлиц, приближенная к рыночной стоимости, будет положена в основу налоговой базы для исчисления ими налога на имущество.
При исчислении налога на имущество налоговая база по зданиям и сооружениям не сможет быть ниже минимальной стоимости, установленной в абсолютной величине за 1 кв. м. В г. Ташкенте – 2,5 млн сум., в г. Нукусе и областных центрах – 1,5 млн сум., в других городах и сельской местности – 1 млн сум. Это значительно ниже рыночной стоимости. Так, в г. Ташкенте рыночная цена квадратного метра офиса колеблется вокруг 9,5 млн сум.
Данное правило вводится только в целях исчисления налога на имущество юрлиц. Оно устранит существующую несправедливость, когда некоторые налогоплательщики искусственно занижают стоимость недвижимости, а другие – добросовестно платят налог от ее стоимости. Последние – выиграют от изменений, так как ставка налога на имущество снижается с 2% до 1,5%.
Если стоимость объекта недвижимости окажется ниже установленной минимальной стоимости, налогоплательщик вправе провести независимую оценку. Ее результаты будут признаваться в качестве налоговой базы.
– Для чего снижаются акцизы на импортируемые товары и увеличиваются на производимые внутри страны?
– Для создания равных конкурентных условий на рынке нужны равные с точки зрения налогообложения условия для отечественных и импортных товаров. Это также соответствует международной практике и требованиями Всемирной торговой организации, согласно которым акцизы при импорте и внутреннем производстве должны быть одинаковы.
Поэтому мы будем поэтапно увеличивать внутренние акцизы и снижать внешние. И в ближайшие 5 лет они будут уравновешены. Этот процесс растянут во времени, чтобы наши производители могли технически перевооружить производство и подготовиться к равным условиям конкуренции с иностранными производителями.
Например, ставка акцизного налога на 1 л водки при ее производстве внутри страны составляет 12.5 тыс. сум., а при импорте – 50 тыс. сум. Будем их сближать.
С акцизами на полиэтиленовые гранулы реализуем такую же политику, но здесь исходная ситуация другая. Производитель платит 20%, а по импорту ничего нет. Поэтому предлагается снизить акцизы на внутреннее производство и ввести их для импорта. Тогда будут равные условия для производителей и импортеров.
При этом снижение ставки акциза на внутреннем рынке в 2021 году с 30% до 20% привело к росту объемов реализации гранул на внутреннем рынке. И, соответственно, поступления в бюджет не снизились, а даже возросли. Поэтому дальнейшее снижение ставки с 20% до 10%, скорее всего, позволит нарастить объемы производства внутри страны и не допустить снижения поступлений от акцизов от производителей полиэтиленовых гранул».