Полезное для бухгалтера в декабре:
Информационное сообщение МФ и ГНК по вопросам налогового администрирования
В связи с поступающими запросами и предложениями от профессиональных организаций и предпринимателей, озвучиваемых на встречах с государственными органами и в средствах массовой информации, а также повышения их осведомленности о принимаемых мерах по поднимаемым ими вопросам и вовлечения их в дальнейшее совершенствование программных продуктов налогового администрирования, Министерство финансов и Государственный налоговый комитет сообщают следующее.
I. По применению новых автоматизированных информационных систем.
1. Программный продукт «E-aktiv»:
а) привлечение субъектов предпринимательства к использованию.
В 2022 году субъекты предпринимательства начнут использовать программу поэтапно, по группам товаров. Так, с 1 апреля 2022 года требование об обязательном использовании программы «E-aktiv» будет распространяться только на 4 категории товаров (цемент, стекло, древесина и хлопок).
Исходя из результатов использования программы по пилотным 4 категориям товаров, перечень со стороны Государственного налогового комитета поэтапно может расширяться.
При этом планируется внедрение программы на все категории товаров с 1 октября 2023 года;
б) совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы отраслевые рабочие группы для полного формирования каталога товаров и услуг, определения их базовых условных единиц в наиболее простой и доступной форме до конца 2022 года.
За неиспользование программного продукта «E-aktiv», а также в случае использования в ЭСФ не соответствующего фактически поставленной продукции/услуге ИКПУ к налогоплательщикам меры ответственности применяться не будут, за исключением категорий товаров, по которым осуществляется апробация.
2. По автоматизированной системе риск-анализа плательщиков НДС:
а) в дополнение к ранее представленному 3-месячному периоду (с октября по декабрь 2021 года) до 1 января 2023 года приостанавливается применение нижеследующих признаков (обстоятельств) налогового риска налогоплательщиков:
- личность руководителя или лица, выполняющего функции финансового управления, не подтверждена в ЕНСТ (фактор №1);
- отсутствие собственного, арендуемого или безвозмездно используемого недвижимого имущества (фактор №4);
- совпадение адреса налогоплательщика с адресом номинального местонахождения (менее 18 кв. м) (фактор №6);
- наличие фактов несвоевременного представления налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев (фактор №14);
- отсутствуют наемные работники или их менее 4 человек (фактор №15).
Данные критерии не будут приостановлены в отношении крупных налогоплательщиков и вновь регистрируемых в качестве плательщиков НДС;
б) совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы рабочие группы по совершенствованию признаков (обстоятельств) налогового риска и оказанию практической помощи налогоплательщикам по их предотвращению.
II. По налогу на имущество.
В соответствии с Налоговым кодексом с 1 января 2022 года налог на имущество исчисляется с учетом установленной в абсолютной величине минимальной стоимости за 1 кв. м (в качестве налоговой базы).
1. При этом территориальным финансовым и налоговым органам даны рекомендации по внесению в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей предложений по более широкому применению понижающих коэффициентов.
2. В Министерстве финансов с участием представителей Государственного налогового комитета, Агентства по кадастру проведена встреча с профессиональными объединениями оценщиков, на которой оценщики озвучили вопросы проведения независимой оценки, поднимаемые налогоплательщиками. По итогам встречи приняты следующие дополнительные меры:
а) результаты независимой оценки, проведенные налогоплательщиком в 2020–2021 годах, будут приниматься для определения налоговой базы.
При этом налогоплательщикам предоставлено право оценки отдельно стоящего здания либо сооружений, являющихся частью единого имущественного комплекса.
Налоговым кодексом предоставлено налогоплательщикам право привлекать независимых оценщиков для проведения оценки фактической стоимости объектов недвижимого имущества в случае, если фактическая стоимость 1 кв. м объекта ниже установленной минимальной стоимости. В таких случаях результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы;
б) сохраняется порядок определения налоговой базы по аналогии с порядком 2021 года (не применяется минимальная стоимость 1 кв. м) по водонапорным вышкам, резервуарам, навесам, беседкам, бетонным площадкам и стенам (бордюрам) и другим аналогичным объектам.
По мере взаимодействия с оценщиками перечень объектов недвижимости, на которые не распространяется минимальная стоимость, будет дополняться.
III. Диалог с бизнес–сообществом.
Для продолжения диалога с бизнес–сообществом по принимаемым мерам и новым продуктам Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом совместно с профессиональными организациями будут проводиться регулярные встречи с субъектами предпринимательства, а также обсуждаться предложения и вопросы предпринимателей, в том числе поступающие через Телеграм-каналы в налоговые органы.
Более активно продолжит работу Общественный совет при Государственном налоговом комитете, рассматриваемые на нем вопросы, а также их результаты будут доводиться до общественности через средства массовой информации.
Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом достигнута договоренность по организации регулярных встреч с членами Торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, Палаты аудиторов Узбекистана и Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана. Целью данных встреч является открытое взаимодействие и диалог с бизнесом, профессиональным сообществом и экспертами по интересующим их вопросам в области налогового законодательства.
Налогоплательщики также могут представить свои предложения и вопросы через сайт buxgalter.uz, которые после их обобщения будут рассмотрены Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом.
Налаживание конструктивного диалога позволит определить вопросы, требующие более детального разъяснения, а также выработать предложения по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства.
Также будет продолжена работа по освещению новшеств в налоговом законодательстве, а также разъяснению актуальных вопросов, возникающих на практике у налогоплательщиков в средствах массовой информации и официальных Телеграм-каналах и страницах в социальных сетях.
К открытому диалогу приглашаются и иные заинтересованные лица.
См. источник.