Полезное для бухгалтера в декабре:
Как реагировать на уведомление по результатам предпроверочного анализа
Налогоплательщики получили от налоговиков очередные уведомления по результатам предпроверочного анализа, в которых сообщается о доначислениях по налогам.
По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
– У многих бухгалтеров такие уведомления вызвали недоумение: как это без проверки им сделали доначисление?
Хочу напомнить, что с 1 января 2022 года в ст. 138 НК были внесены изменения и дополнения, согласно которым налоговики вправе перед камеральной проверкой проводить предпроверочный анализ. Правила его проведения также установлены в этой статье НК. К слову, в октябре–ноябре 2022 года идет уже вторая массовая рассылка уведомлений по результатам предпроверочного анализа, первая была в начале года.
Как реагировать
Речь идет об автоматизированном анализе представленной налоговой отчетности и другой информации о деятельности налогоплательщика. Проводят его налоговые органы с использованием информационных систем, без участия налогоплательщика и приказа руководителя (или его зама) налогового органа.
Вам в любом случае нужно отреагировать на уведомление в 10-дневный срок с момента его получения. Если вы согласны с выводами налоговиков, оплатите доначисления. Если – нет, направьте обоснованный ответ.
Ко мне уже обращались бухгалтеры с просьбой помочь разобраться с предъявляемыми требованиями. Хочу поделиться несколькими советами, основанными на личных наблюдениях. Надеюсь, они помогут в сложившейся ситуации.
Во-первых, поднимите уведомление, которое вы уже получали в начале года.
Некоторые претензии перекочевали из него в новое. Бухгалтеры возмущаются: почему налоговики вновь к ним обращаются с этим же вопросом? Ведь они уже отвечали на него в начале года, и налоговики не возражали против представленных аргументов.
Здесь главное – спокойствие! Скорее всего, проблема заключается в том, что программа «автокамерала» – новая, налоговики еще продолжают ее совершенствовать на основе опыта, полученного в начале года. На это нужно время, отнеситесь с пониманием...
В ответ на такое требование, можно повторить то же самое, что писали в феврале. При этом не советую копировать вслепую. Еще раз обдумайте ответ, может быть, и ваша позиция изменится.
Во-вторых, если вы получили «свежие» требования… Как правило, такое происходит, если:
- вы пересдавали расчеты и доплачивали налоги;
- вам уже выставлялись требования, но в результате диалога с налоговой они были пересмотрены;
- изменилось законодательство;
- организация сдает финансовую отчетность на квартальной основе.
К примеру, на днях ко мне обратился предприниматель, который в 2021 году платил налог с оборота, а потом перешел на НДС и налог на прибыль. При переходе возникла ситуация, в результате которой пришлось уплатить пеню. В октябре он получил требование, из которого следует, что он должен был отразить пени в Расчете налога на прибыль на 4 млн сум. больше. Сейчас поднимаем карточки лицевых счетов, перепроверяем расчеты.
Очень много спорных ситуаций возникает из-за изменений в законодательстве. К примеру, с 1 января 2022 года после введения целого ряда новшеств в исчисление налога на прибыль, учет, необходимый для его исчисления, еще больше стал расходиться с бухгалтерским. И это вызывает многие сложности как у налогоплательщиков, так и у налоговиков.
Во всех этих случаях нужно детально изучать ситуацию и уже затем принимать решение – соглашаться или не соглашаться с требованием налоговых органов.
В-третьих, не отвечайте «вслепую».
В феврале налогоплательщики на сайте ГНК могли видеть формулу, по результатам которой у них выявлена ошибка и произведены доначисления. В этот раз почему-то эти формулы не столь легко доступны. Их отсутствие на сайте налоговики поясняют техническими работами. Но без них сложно понять, кто прав.
Вместе с тем получить формулу можно. Для этого свяжитесь с инспектором, дозвониться до которого можно по телефонам, указанным в уведомлении и вашей инспекции.
Без формулы невозможно подготовить четкое обоснование своей позиции. Когда указываешь на недочеты в формуле и подкрепляешь свои выводы нормами закона, налоговики, как правило, соглашаются с позицией и пересматривают требование. Чаще всего такое разбирательство завершается в пользу налогоплательщика.
Есть несколько пожеланий к налоговикам:
1. Нужно постараться не допускать ситуаций, когда одно и то же требование приходит к налогоплательщику повторно. Ведь в прошлый раз вы уже получили обоснованный ответ и согласились с ним. Если так, то действие за вами – нужно совершенствовать программу, формулы и т.п.
2. Нередко можно встретить доначисления на небольшие суммы – в пределах 10 сум. или 100 сум., что обычно является результатом округления данных.
Нужно унифицировать правила округления в налоговом администрировании для всех случаев и определить значения, которыми можно пренебречь. Т.е. расхождения, например, в 1–10 сум. не считать нарушением.
3. Развивайте программу в сторону «самообучения», чтобы в ней формировались данные о налогоплательщике, обусловленные спецификой его бизнес-процессов. Это позволит не обращаться к нему с одним и тем же вопросом, на который ранее уже был получен обоснованный ответ.
К примеру, у предпринимателя – две онлайн-ККМ, но работает он на одной, вторая – запасная и не используется до возникновения такой необходимости. Ведь это – нормальная ситуация, нигде нет ограничений на количество онлайн-ККМ.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ