Полезное для бухгалтера в ноябре:
Что делать, если налоговики приостановили возможность оформлять ЭСФ
«Во время выездной налоговой проверки (инвентаризации) налоговый орган приостановил для налогоплательщика возможность выставлять ЭСФ по совершенным сделкам купли-продажи. Каким НПА установлена такая мера? Не нарушаются ли при этом права налогоплательщика?»
Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение специалистов, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
– Ситуация, конечно, спорная и неоднозначная. С одной стороны, Налоговый кодекс не допускает приостановку деятельности налогоплательщика. С 1 июля 2005 года такие меры применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке . Исключение составляет только приостановка деятельности хозсубъекта на срок не более 10 рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
С другой стороны, есть еще один документ – ПКМ №595 от 22.09.2021 г. – внесший изменения в Порядок использования ЭСФ в системе взаиморасчетов. Теперь в п. 15 Порядка сказано: входящий ЭСФ проверяет роуминговый оператор на соответствие требованиям регламента, потом он доставляется покупателю через его оператора ЭДО и в специальном программном продукте переводится в статус «доставлено».
В следующих случаях роуминг-оператор не примет ЭСФ и вернет его продавцу через соответствующего оператора не позднее дня получения документа (обратите внимание, именно этот абзац внесен ПКМ №595 от 22.09.2021 г.), если:
- при выдаче ЭСФ не были соблюдены требования регламента;
- информация и реквизиты внесены в ЭСФ не полностью или с ошибками;
- использована недействительная ЭЦП;
- поступил запрос от налогового органа, проводящего налоговую проверку, о необходимости временного приостановления функций приема и отправки электронных счетов-фактур, выставленных на определенный период, в связи с проведением инвентаризации товаров и материальных ценностей.
Каких правил придерживаться?
В поиске ответа на этот вопрос обратимся к ст. 3 НК – «Признание нормативно-правовых актов или их частей, не соответствующими положениям настоящего Кодекса». В ней говорится, что нормативно-правовой акт или его часть признается не соответствующим положениям Налогового кодекса, если в отношении этого акта выполняется хотя бы одно из следующих условий. Он:
1) принят органом, не имеющим в соответствии с НК права принимать такие акты, либо принят с нарушением установленного порядка принятия НПА;
2) отменяет или ограничивает права субъектов налоговых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом;
3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий субъектов налоговых отношений;
4) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
5) иным образом противоречит нормам или смыслу положений настоящего Кодекса.
И далее сказано: «Орган, принявший нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, или его вышестоящие органы вправе его отменить или внести в него необходимые изменения. При отказе этих органов отменить или внести необходимые изменения в нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, он может быть признан судом недействительным.
Нормативно-правовой акт или его часть признается не соответствующей настоящему Кодексу с даты их принятия».
Подчеркну, – норма в подзаконном акте (изменения в ПКМ №522 от 25.06.2019 г. внесены в ПКМ №595 от 22.09.2021 г.) противоречит нормам Налогового кодекса и №УП-3619 от 14.06.2005 г. Исходя из требований Налогового кодекса придерживаться нужно Налогового кодекса и №УП-3619, они имеют более высокую юридическую силу. В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой .
Получается, что действия налоговых органов, которые временно приостанавливают функции приема и отправки электронных счетов-фактур в связи с проведением инвентаризации товаров и материальных ценностей:
1) нарушают права налогоплательщика, не дают субъекту предпринимательства исполнить обязанность по ст. 22 НК;
2) фактически приостанавливают непрерывную финансово-хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства, не создающую реальную угрозу жизни и здоровью населения.
Следовательно, действия должностных лиц могут быть оспорены.
Также ситуация требует незамедлительного внимания со стороны уполномоченных органов. Противоречия между нормативно-правовыми актами должны быть устранены.
Приостановка деятельности субъекта предпринимательства путем отключения функции по оформлению ЭСФ негативно сказывается на его работе. Следовательно, ПКМ №522 от 25.06.2019 г. должно быть приведено в соответствие с требованиями документов более высокой юридической силы – НК и №УП-3619 от 14.06.2005 г.
Buxgalter.uz рекомендует:
Подготовил Олег ГАЕВОЙ