Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 02.06.2010 г. N 105)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 02.06.2010 г. N 105
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики
Узбекистан по демонополизации
и развитию конкуренции
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (далее - Госкомдемонополизации) является органом государственного управления, осуществляющим реализацию антимонопольной политики, обеспечение развития конкуренции, регулирование деятельности естественных монополий, реорганизацию экономически несостоятельных предприятий, защиту прав потребителей, а также контроль за рекламной деятельностью.
Госкомдемонополизации в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Госкомдемонополизации в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и другими актами законодательства, а также настоящим Положением.
3. В систему Госкомдемонополизации входят Комитет по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, территориальные управления по демонополизации и развитию конкуренции областей и г. Ташкента (далее - территориальные органы), Центр по совершенствованию антимонопольной политики при Госкомдемонополизации (далее - Центр).
4. Госкомдемонополизации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
5. Содержание, материально-техническое обеспечение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров Госкомдемонополизации и его территориальных органов осуществляются за счет:
средств государственного бюджета;
средств внебюджетного фонда;
других источников, не запрещенных законодательством.
6. Госкомдемонополизации, его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, лицевые счета в подразделениях Казначейства.
ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
7. Основными задачами и направлениями деятельности Госкомдемонополизации являются:
реализация эффективной антимонопольной политики, осуществление контроля за соблюдением законодательства о конкуренции и естественных монополиях;
осуществление мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на товарных или финансовых рынках, в первую очередь на внутреннем потребительском рынке и в сфере рекламы, недопущению неправомерных действий со стороны органов государственного управления и государственной власти на местах в отношении хозяйствующих субъектов, обеспечению в тесной координации с общественными структурами защиты законных интересов и прав потребителей;
проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния и конкурентоспособности экономически несостоятельных предприятий, осуществление функций по реструктуризации и банкротству хозяйствующих субъектов, представление интересов государства при рассмотрении вопросов реструктуризации, санации и банкротства.
8. Для выполнения возложенных задач Госкомдемонополизации осуществляет следующие функции:
а) в сфере демонополизации и антимонопольного регулирования, в том числе отраслей естественных монополий, и развития конкурентной среды:
формирует и ведет государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, и субъектов естественных монополий;
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции, о естественных монополиях при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов естественных монополий, а также при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;
проводит изучение и устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, пресечение антиконкурентных действий и необоснованного роста цен;
осуществляет анализ цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, защищает права потребителей от необоснованного завышения цен и снижения качества продукции и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий;
осуществляет контроль за соблюдением регулируемых цен (тарифов) и наценок на товары (работы, услуги);
разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу, направленную на обеспечение эффективного государственного регулирования и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках, и субъектов естественных монополий, развитие конкурентной среды;
участвует в разработке и реализации органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах республиканских, отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции;
разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию антимонопольной политики, развитию конкуренции, направляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан, органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах;
осуществляет в пределах своей компетенции защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестных конкурентов и неправомерных действий органов государственного управления и государственной власти на местах и их должностных лиц, нарушающих законодательство о конкуренции, о банкротстве;
в пределах своей компетенции контролирует исполнение органами государственного управления, органами государственной власти на местах и предприятиями-монополистами принятых законодательных и иных актов в целях обеспечения доступа хозяйствующих субъектов на товарные или финансовые рынки;
принимает в установленном порядке решения о выставлении монопольных видов продукции на биржевые торги;
участвует в проведении конкурсных торгов на осуществление закупок товаров (работ, услуг) и выполнение строительных работ за счет централизованных источников и кредитов под правительственные гарантии;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о конкуренции, в том числе при проведении конкурсных (тендерных) и биржевых торгов;
ведет и публикует реестр хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и органов государственной власти на местах, нарушивших законодательство о конкуренции;
в пределах своих полномочий дает разъяснения по вопросам применения законодательства о конкуренции;
б) в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка:
осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
проводит в установленном порядке мониторинг цен на потребительские товары и тарифов на услуги, принимает меры по пресечению появления на рынке некачественных потребительских товаров и услуг;
осуществляет совместно с общественными структурами защиту прав и интересов потребителей, а также просветительскую работу по повышению потребительской культуры населения;
принимает меры по регулированию рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы;
совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу в области защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка;
рассматривает в установленном порядке обращения юридических и физических лиц по вопросам защиты прав потребителей и рекламы;
дает официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
совместно с другими министерствами и ведомствами координирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;
в) в сфере осуществления государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации экономически несостоятельных предприятий и контроля за деятельностью судебных управляющих:
проводит мониторинг и анализ финансового состояния предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, на основе создания базы данных с целью выявления неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
организует контроль за выполнением ликвидационных процедур на предприятиях-банкротах, а также согласовывает планы досудебной санации, судебной санации и внешнего управления предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства;
совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан участвует в разгосударствлении и приватизации неплатежеспособных предприятий, имеющих признаки банкротства, в уставном фонде которых имеется доля государства;
на основании предложений органов государственного и хозяйственного управления принимает решение об инициировании процедур банкротства, реструктуризации и разукрупнении экономически несостоятельных предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства;
обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (пайщиков) при осуществлении процедур банкротства или досудебной санации экономически несостоятельных предприятий всех форм собственности;
принимает в установленном порядке решение о проведении досудебной санации предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства и (или) имеющего задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;
рассматривает вопросы и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по консервации и продаже объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства;
организует систему подготовки судебных управляющих, проводит их аттестацию и ведет единый реестр судебных управляющих;
принимает решения о прекращении, временном приостановлении действия аттестата судебных управляющих;
принимает решения о продлении и досрочном прекращении досудебной санации предприятий, получивших государственную поддержку;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о предоставлении государственной поддержки в предусмотренных законодательством формах в период осуществления реструктуризации, разукрупнения, финансового оздоровления и проведения досудебной санации убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям;
заслушивает отчеты органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах о реализации программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
заслушивает отчеты внешних управляющих, а также руководителей санируемых предприятий, получивших государственную поддержку либо имеющих государственную долю собственности.
9. Госкомдемонополизации решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные органы и Центр.
ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
10. Для выполнения возложенных на него задач и функций Госкомдемонополизации имеет право:
запрашивать и получать на безвозмездной основе в установленном порядке от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, хозяйствующих субъектов, в том числе коммерческих банков, информацию, необходимую для анализа уровня монополизации товарных и финансовых рынков, а также сведения об экономической состоятельности предприятий;
совместно с Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке осуществлять проверки деятельности субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов на предмет обоснованности представленных расчетов, формирования декларируемых цен;
вносить в соответствующие государственные органы предложения о введении или отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или отмене квот, а также о предоставлении либо отмене льгот по уплате налогов и других обязательных платежей, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
в пределах своих полномочий давать разъяснения по вопросам применения законодательства о конкуренции;
в установленном законодательством порядке выявлять нарушения законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о рекламе и о банкротстве, возбуждать и рассматривать по ним дела;
в установленном законодательством порядке выдавать хозяйствующим субъектам, органам государственного управления, органам государственной власти на местах, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей, о рекламе и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, а также контролировать исполнение выданных предписаний;
привлекать к соответствующей ответственности за нарушение законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах, их должностных лиц и иные физические лица;
выдавать предприятиям-монополистам, предприятиям, имеющим признаки банкротства, предписания о необходимости их разукрупнения и реструктуризации, а также при необходимости по решению суда осуществлять принудительное выполнение таких предписаний в порядке, установленном законодательством;
обращаться в суд с иском и заявлением, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением и нарушением законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе;
рассматривать в установленном порядке в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях;
налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах в случаях и порядке, установленных законодательством;
принимать решение по делу о нарушении законодательства о конкуренции, в том числе об изъятии у хозяйствующих субъектов и (или) о возврате потребителям в установленном законодательством порядке необоснованно полученного дохода (прибыли) в результате антиконкурентных действий и о наложении штрафа;
предоставлять по заявлению хозяйствующего субъекта на основании решения коллегии возможность уплаты в рассрочку сумм, подлежащих взысканию, если исполнение решения об изъятии средств в сроки, установленные законодательством, может повлечь банкротство хозяйствующего субъекта;
осуществлять в установленном законодательством порядке проверки и мониторинги соблюдения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами и их объединениями законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
направлять в соответствующие органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о рекламе и о банкротстве;
по заявлениям и жалобам потребителей об ущемлении их потребительских прав производить, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, проверки предприятий и организаций, нарушивших эти права (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности);
принимать участие в формировании программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий, а также осуществлять мониторинг за ходом их реализации;
осуществлять контроль за ходом досудебной санации при предоставлении государственной поддержки, а также за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется государственная доля;
вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан и органам государственной власти на местах предложения о передаче объектов социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры общего пользования предприятий, на которых осуществляются реструктуризация и санация, на баланс органов государственной власти на местах и соответствующих хозяйственных объединений по их функциональной принадлежности в порядке, установленном законодательством;
обращаться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) имеющих задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;
ходатайствовать в хозяйственном суде о введении внешнего управления в ходе рассмотрения дела о банкротстве, продлении или сокращении срока внешнего управления, а также об освобождении внешнего управляющего от исполнения полномочий;
осуществлять контроль за деятельностью судебных управляющих в соответствии с законодательством, обращаться с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства, приостанавливать и прекращать в установленном порядке действие аттестатов, выданных судебным управляющим;
принимать участие в осуществлении ликвидационного производства по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства и признанным хозяйственным судом банкротами;
распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами внебюджетного фонда;
в пределах своих полномочий и в установленном порядке утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций, должностных лиц и граждан;
в необходимых случаях издавать с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах совместные постановления, приказы и иные акты, а также привлекать специалистов других органов для получения заключений.
Госкомдемонополизации может иметь иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
11. Наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о конкуренции, о защите прав потребителей, о рекламе, а также по делам о банкротстве осуществляется в строгом соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
12. Предоставленные Госкомдемонополизации права и полномочия по наложению штрафных санкций осуществляются исключительно на основании решений специальных комиссий, создаваемых в установленном законодательством порядке в центральном аппарате и территориальных органах Госкомдемонополизации.
13. Госкомдемонополизации координирует свою деятельность со Сводным управлением ценообразования Министерства финансов Республики Узбекистан в части проведения анализа и изучения вопросов по ценообразованию на продукцию и услуги субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов.
14. Госкомдемонополизации несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций в строгом соответствии с порядком, установленным законодательством.
ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
15. Госкомдемонополизации возглавляет председатель, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Председатель Госкомдемонополизации имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.
16. Председатель Госкомдемонополизации:
осуществляет общее руководство деятельностью Госкомдемонополизации и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомдемонополизации задач и функций;
вносит, при необходимости, в установленном порядке изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Госкомдемонополизации и территориальных органов в пределах установленной общей численности, а также смету расходов центрального аппарата Госкомдемонополизации и подведомственных органов;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомдемонополизации, руководителей его территориальных органов, а также директора Центра;
утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных органах Госкомдемонополизации;
отменяет решения (предписания) территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Республики Узбекистан.
Председатель осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
17. В Госкомдемонополизации образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений Госкомдемонополизации, координирующих основные направления его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Госкомдемонополизации.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Госкомдемонополизации, определенных в настоящем Положении, а также по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования, последовательному развитию конкурентной среды, усилению контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и недопущением необоснованного завышения цен хозяйствующими субъектами, осуществлению государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации и разукрупнения экономически несостоятельных предприятий, обеспечению эффективного контроля за деятельностью судебных управляющих, защите прав потребителей и рекламе;
подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Госкомдемонополизации;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Госкомдемонополизации за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Госкомдемонополизации.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Госкомдемонополизации.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются постановлениями Госкомдемонополизации и приказами председателя. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
18. Госкомдемонополизации и его территориальные органы вправе создавать экспертные советы и иные совещательные органы, положения о которых утверждаются соответственно председателем Госкомдемонополизации и руководителем территориального органа.
19. Территориальные органы осуществляют свою деятельность на основе Положения о них, утверждаемого председателем Госкомдемонополизации.
20. Руководители территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке председателем Госкомдемонополизации на основании решения коллегии, по согласованию соответственно с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
Заместители руководителей и главные бухгалтеры территориальных органов назначаются и освобождаются от должности руководителем территориального органа по согласованию с председателем Госкомдемонополизации.
21. На работников центрального аппарата Госкомдемонополизации и его территориальных органов распространяются условия оплаты труда, предусмотренные приложениями NN 3 и 9 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1996 года N 147.
22. В Госкомдемонополизации в установленном порядке создается внебюджетный фонд, средства которого направляются на оплату труда, материальное поощрение работников, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров и материально-техническое обеспечение Госкомдемонополизации.
23. Реорганизация и ликвидация Госкомдемонополизации осуществляются в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2010 г., N 23, ст. 182
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2010 г., N 6, ст. 26