Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Национальный стандарт аудита Республики Узбекистан (НСА) N 5 "Контроль качества работы аудитора" (Зарегистрирован МЮ 03.09.1999 г. N 811, утвержден МФ 04.08.1999 г. N 62)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.09.1999 г.

N 811




УТВЕРЖДЕН


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.08.1999 г.

N 62



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НСА N 5


Контроль качества работы аудитора


СОДЕРЖАНИЕ

   

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящий стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан  "Об аудиторской деятельности",  постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июня 1999 года N 296 "О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса" и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республики Узбекистан.



ЦЕЛИ СТАНДАРТА


2. Целью настоящего стандарта является определение и установление норм контроля качеством работы аудиторов.



СФЕРА ДЕЙСТВИЯ


3. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.


4. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг (консалтинговых услуг). В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного стандарта аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству хозяйствующего субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.



ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРА


5. Контроль качества работы аудитора представляет собой систему организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг аудиту требований стандартов аудита и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Республике Узбекистан.


6. Каждая аудиторская организация должна разработать и принять принципы и правила контроля за качеством работы, а также процедуры их применения. Это необходимо для того, чтобы в процессе аудита не возникло противоречий с общепринятыми стандартами проверки.


7. Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах:


7.1. Контроль основного аудита за работой своих ассистентов;


7.2. Контроль аудиторской организации за работой аудитора;


7.3. Внешний контроль.



КОНТРОЛЬ ОСНОВНОГО АУДИТОРА ЗА РАБОТОЙ

СВОИХ АССИСТЕНТОВ


8. Основной аудитор в процессе проведения аудита должен постоянно контролировать  и направлять работу, выполняемую ассистентами.


9. Под ассистентом понимается персонал, отличающийся по профессиональному уровню от основного аудитора.


10. В отличие от ассистента основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.


11. Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим   образом   проинструктированы   об   их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности хозяйствующего субъекта и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур.



КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗА РАБОТОЙ АУДИТОРА


12. Контроль со стороны аудиторской организации за работой аудитора осуществляется посредством:


12.1. Обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у клиента;


12.2.    Строгого    соблюдения    организационно-этических аудиторских принципов (в частности аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его' бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.);


12.3. Проведением повторных, бесплатных для клиента перепроверок достоверности отчетности другим аудитором аудиторской организации уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.



ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ


13.  Внешний  контроль  осуществляется  со  стороны государственных органов, что предусмотрено действующими законодательными и нормативными актами.



НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

РАБОТЫ АУДИТОРА


14. Контроль качества работы аудитора имеет два основных направления:


14.1. Контроль отдельных аудиторских проверок;


14.2. Общий контроль качества.


15. Контроль отдельных аудиторских проверок включает в себя следующие понятия:


15.1. Делегирование полномочий:

обеспечение    независимости,    профессионализма   и компетентности аудиторов;

- обеспечение надлежащей свободы действий для аудиторов;

- использование письменной программы аудита.


15.2. Надзор:

- обеспечение текущего контроля работы аудиторов;

- знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта для принятия адекватных действий.


15.3. Проверка:

- проверка всей работы, проведенной аудиторами, для обеспечения выполнения ее в соответствии со стандартами, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки.


16. Общий контроль качества аудита базируется на наличии следующих элементов:


16.1. Независимость.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что служащие всех уровней сохраняют независимость. Для выполнения этого требования аудиторская организация может раз в год распространять перечень своих клиентов и требовать от своих служащих подписания заявления о независимости.


16.2. Задания служащим.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что работа будет выполняться лицами, имеющими специальную подготовку и опыт. Для выполнения этого требования аудиторская организация должна заблаговременно планировать работу таким образом, чтобы можно было определить соответствующие задания для своих служащих.


16.3. Консультации.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что служащие аудиторской организации будут стремиться получить помощь по техническим вопросам у хорошо осведомленных и авторитетных лиц. Для выполнения этого требования аудиторская организация может назначать конкретных лиц в качестве экспертов аудиторской организации в таких областях, как аудит, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности, налогообложение, консультационные услуги.


16.4. Надзор.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что текущая деятельность аудиторской организации отвечает установленным в ней стандартам качества. Ответственность аудиторской организации за установление процедур надзора отделена от ответственности служащих, проводящих аудит, за планирование и выполнение конкретного обязательства по контракту. Чтобы обеспечить этого требования надзора, аудиторская организация может потребовать все рабочие документы,   отчеты   и   представить   их   для   проверки соответствующему контролирующему и техническому персоналу.


16.5. Наем на работу.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что нанимаемые на работу служащие являются квалифицированными специалистами. Для выполнения этого требования   аудиторская   организация   может   установить минимальные квалификационные требования (например, ведение бухгалтерских записей может выполнять выпускник колледжа, который специализировался там на бухгалтерском учете и был в среднем вторым или лучшим по уровню знаний).


16.6. Повышение профессионального уровня.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что служащие аудиторской организации обладают знаниями, необходимыми для исполнения ими своих обязанностей. Чтобы выполнить это требование, аудиторская организация    может    создать    условия    продолжения профессионального обучения и оказывать помощь служащим, желающим повысить свою квалификацию.


16.7. Продвижение по службе.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что те служащие, которые продвигаются по службе, могут занимать новую должность. Для выполнения этого требования необходимо оценивать служащих после каждого выполненного ими обязательства и давать совет относительно их продвижения по крайней мере ежегодно.


16.8. Приемлемость клиентов и длительность отношений с ними.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что аудиторская организация не окажется связанной с хозяйствующим субъектом, руководство которого страдает отсутствием честности. Чтобы выполнить это требование, аудиторской организации полагается навести справки у ревизора, банкиров, юристов и других лиц, уже имевших дело с будущим клиентом.


16.9. Инспектирование.

Правила и процедуры должны обеспечивать обоснованную уверенность в том, что контроль качества работы аудитора проводится эффективно. Для выполнения данного требования подборка обязательств каждого служащего должна быть проведена другим партнером или служащим, которые связаны с выполнением этих обязательств. Административные дела и дела, которые ведут служащие, также необходимо проверять на контрольной основе.

Высказывается рекомендация, согласно которой аудиторская организация     подтверждает     документами     результаты инспектирования. Форма и объем документации зависят от размера аудиторской организации, количества функциональных отделов, характера деятельности и других факторов.


16.10. Партнер или партнеры, в " зависимости от размера хозяйствующего субъекта, должны нести ответственность за эффективность системы контроля над качеством, действующей в данной аудиторской организации. Цель состоит в том, чтобы своевременно определить, насколько правила и процедуры такого контроля, распределение обязанностей и практика сообщения служащим указанных правил и процедур по-прежнему отвечают своему назначению.



УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ И ПРОЦЕДУР


17. Характер и масштабы правил и процедур контроля качества работы аудитора зависят от следующих условий:


17.1. Размера аудиторской организации;


17.2.  Уровня  самостоятельности  служащих  аудиторской организации и функциональных отделов;


17.3. Сущности практической деятельности, принимая во внимание ее компонентов, таких как: аудит акционерных обществ; услуги в сфере бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности; услуги по определению размеров налога на прибыль; обязательства по проведению взаимного аудита;

17.4. Уровня издержек, связанных с разработкой и применением правил и процедур контроля качества работы аудитора, по отношению к полученной прибыли.


18. При установлении аудиторской организацией правил и процедур контроля качества работы аудитора, ей следует предпринять следующее:


18.1. Распределить обязанности между квалифицированными служащими по осуществлению правил и процедур контроля качества работы аудитора;


18.2. Довести до сведения служащих правила и процедуры контроля качества работы аудитора;


18.3. Проверить эффективность системы контроля качества работы аудитора, чтобы определить, по-прежнему ли правила и процедуры соответствуют методам их применения и практике доведения до служащих.



СООБЩЕНИЕ СЛУЖАЩИМ ПРАВИЛ И ПРОЦЕДУР


19. Правила и процедуры контроля качества работы аудитора не обязательно должны быть выражены в письменной форме. Они могут быть сообщены устно при приёме служащих на работу и повторены один раз в год на общем собрании аудиторской организации.


20. В то же время рекомендуется, чтобы аудиторские организации свои правила и процедуры подкрепляли документами. Вид и объем документации зависят, прежде всего, от размера аудиторской организации и характера ее деятельности.



ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ


21. Настоящий Национальный стандарт аудита вступает в силу с 1 января 2000 года.


"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 1999 г., N 11, стр. 126