Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Положение о государственном контроле и надзоре за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 13.01.1997 г. N 19 )

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 13.01.1997 г. N 19



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственном контроле и надзоре

за использованием и охраной недр, геологическим

изучением недр и рациональным использованием

минеральных ресурсов


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан "О недрах", "Об охране природы", другими законодательными актами и определяет функции и компетенцию органов государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов, их задачи, права и обязанности, а также устанавливает порядок осуществления государственного контроля и надзора.


2. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, установленного порядка пользования недрами, утвержденных правил и норм в области геологического изучения, использования и охраны недр, их мониторингом требований по геолого-маркшейдерскому обеспечению работ, правил ведения государственного учета и отчетности.


3. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов осуществляется органами государственного контроля и надзора, образуемыми в структуре Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее - Госкомприрода Республики Узбекистан), Государственную инспекцию по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан - "Саноатгеоконтехназорат" (далее - Государственная инспекция Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат") и Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеология Республики Узбекистан):

экологический контроль за охраной и использованием недр и обращением с отходами - Госкомприродой Республики Узбекистан и ее территориальными подразделениями (органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр);

за охраной недр, переработкой минерального сырья и геолого-маркшейдерский контроль - республиканскими инспекциями по надзору за охраной недр, переработкой минерального сырья и геолого-маркшейдерскому контролю и по надзору в нефтяной и газовой промышленности Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" и их территориальными инспекциями (органы государственного надзора);

за геологическим изучением недр и использованием минеральных ресурсов - Госкомгеологией Республики Узбекистан (органы геологического контроля).

Органы государственного контроля и надзора Госкомприроды, Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" и Госкомгеологии Республики Узбекистан осуществляют свои функции в пределах компетенции, установленной законодательством и настоящим Положением.

4. Начальник управления государственного экологического контроля за охраной и использованием недр и обращением с отходами Госкомприроды Республики Узбекистан является Главным государственным инспектором Госкомприроды Республики Узбекистан по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр.

Заместитель начальника управления государственного экологического контроля за охраной и использованием недр и обращением с отходами Госкомприроды Республики Узбекистан является заместителем Главного государственного инспектора Госкомприроды Республики Узбекистан по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр.

Ведущие специалисты управления государственного экологического контроля за охраной и использованием недр и обращением с отходами Госкомприроды Республики Узбекистан являются государственными инспекторами Госкомприроды Республики Узбекистан по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр.

Руководители и ведущие специалисты территориальных подразделений органов государственного экологического контроля за охраной и использованием недр Госкомприроды Республики Узбекистан являются государственными инспекторами по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр на территории их деятельности.


5. Начальник республиканской инспекции по надзору за охраной недр, переработкой минерального сырья и геолого-маркшейдерскому контролю Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" является главным государственным инспектором Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору.

Заместитель начальника республиканской инспекции по надзору за охраной недр, переработкой минерального сырья и геолого-маркшейдерскому контролю является заместителем Главного государственного инспектора Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору.

Главный специалист республиканской инспекции по надзору в нефтяной и газовой промышленности Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" является заместителем Главного государственного инспектора Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору на объектах нефтяной и газовой промышленности.

Ведущие специалисты республиканской инспекции по надзору за охраной недр, переработкой минерального сырья и геолого-маркшейдерскому контролю Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" являются государственными инспекторами Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору.

Ведущие специалисты республиканской инспекции по надзору в нефтяной и газовой промышленности Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" являются государственными инспекторами Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору на объектах нефтяной и газовой промышленности.

Руководители и ведущие специалисты территориальных подразделений органов государственного горного надзора являются государственными инспекторами по горному надзору по своим направлениям на территории их деятельности.


6. Начальник управления государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан является Главным государственным инспектором государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан.

Заместитель начальника управления государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан является заместителем Главного государственного инспектора государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан.

Ведущие специалисты управления государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан являются государственными инспекторами государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан.

7. Государственные инспектора органов государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов назначаются на должность и освобождаются от должности председателями соответствующих комитетов Республики Узбекистан.


8. Органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр Госкомприроды Республики Узбекистан, государственного горного надзора Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" и государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан совместно осуществляют контроль и надзор за:

соблюдением установленных в лицензиях условий пользования участками недр, а в случае предоставления участков недр на условиях соглашения о разделе продукции - в соглашениях о разделе продукции;

- предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также предотвращением отрицательного влияния работ, которые могут привести к порче месторождений полезных ископаемых, не вовлеченных в промышленную эксплуатацию;

- соблюдением условий застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также площадей над подземными сооружениями, не связанными с добычей полезных ископаемых;

- организацией и осуществлением ведомственного контроля за соблюдением требований законодательства в области использования и охраны недр.


9. Госкомприрода Республики Узбекистан координирует деятельность Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат", Госкомгеологии Республики Узбекистан, а также других министерств, государственных комитетов и ведомств в области охраны природы и использования природных ресурсов.

10. Органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр Госкомприроды Республики Узбекистан осуществляют государственный контроль за:

- соблюдением установленных в лицензиях экологических условий и требований пользования недрами, включая своевременность и правильность внесения платежей за пользование ими;

- выполнением пользователями недр законодательства и мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- разработкой и внедрением республиканских, отраслевых экологических стандартов и нормативов по рациональному использованию минеральных ресурсов;

- своевременным проведением государственной экологической экспертизы проектов разработки месторождений полезных ископаемых, а также проектов строительства, реконструкции и расширения предприятий по добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья;

- экологической безопасностью окружающей среды при проведении работ, связанных с пользованием недрами, рациональным и комплексным использованием минерального сырья;

- проектированием, развитием и внедрением ресурсосберегающих технологий разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья;

- проектированием и проведением открытых горных работ в части рационального размещения отвалов вскрышных и вмещающих пород в зависимости от морфологии тел полезного ископаемого и горнотехнических условий разработки месторождений;

- соблюдением установленных правил и норм разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

- комплексным использованием минерального сырья при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, сохранением и учетом попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, рациональным использованием вскрышных пород;

- соблюдением при пользовании недрами и переработке минерального сырья требований по охране окружающей среды от загрязнения, засорения и истощения;

- размещением отвалов вскрышных и вмещающих пород, хвостохранилищ, терриконов, обеспечивающим минимальное вредное влияние на окружающую среду;

- соблюдением установленного порядка захоронения в недрах вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;

- использованием водных ресурсов при пользовании недрами, предотвращением загрязнения, засорения и истощения подземных вод;

- приведением земель, нарушенных в процессе пользования недрами, в том числе не связанного с добычей полезных ископаемых, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.


11. Органы государственного горного надзора Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" осуществляют государственный контроль и надзор за:

- технической и технологической обеспеченностью претендента на получение лицензии на право пользования недрами;

- соблюдением установленного порядка согласования заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий по добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, а также подземных сооружений и объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, в части обеспечения технической безопасности и охраны недр;

- соблюдением установленного порядка согласования и предоставления горных отводов;

- соблюдением установленных правил и норм разработки месторождений полезных ископаемых;

- учетом состояния и движения запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;

- использованием и охраной недр, состоянием маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ на месторождениях, переданных в промышленную и опытно-промышленную разработку, эффективностью ведомственного контроля за использованием и охраной недр;

- выполнением пользователями недр решений органов, утвердивших запасы полезных ископаемых;

- составлением и реализацией планов развития горных работ, соблюдением установленных нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче и переработке;

- соблюдением пользователями недр правил и норм безопасности ведения горных, буровых и иных работ, в том числе на объектах нефтяной и газовой промышленности;

- правильностью определения и нанесения на горнографическую документацию границ опасных зон, учета состояния горных выработок;

- выбором площадок для строительства предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья;

- соблюдением пользователями недр установленного порядка ликвидации и консервации предприятий и объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- достоверностью данных по списанию с учета пользователя недр добытых и потерянных в процессе добычи запасов полезных ископаемых, а также запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах;

- достоверностью списания с учета нефтегазодобывающих предприятий запасов углеводородного сырья и попутных компонентов, добытых и потерянных в процессе добычи, подготовки, транспортировки и хранения;

- охраной недр, безопасным, безаварийным ведением работ на объектах нефтяной и газовой промышленности;

- соблюдением правил и норм проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации глубоких скважин на нефть и газ;

- своевременным проведением аттестации руководящих работников и специалистов предприятий и организаций в области охраны недр и техники безопасности.


12. Органы государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан осуществляют контроль за:

- соответствием направлений региональных, геологосъемочных, гидрогеологических, инженерно-геологических, геоэкологических, поисковых, научно-исследовательских и других работ по геологическому изучению недр, выполняемых за счет государственных средств, государственным программам развития минерально-сырьевой базы, рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, геологическим заданиям, проектам, а также иным документам, регламентирующим проведение этих работ;

- своевременностью и правильностью государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;

- соблюдением условий, установленных в лицензиях на право пользования недрами для геологического изучения;

- соблюдением установленного порядка реализации (передача, обмен, продажа) геологической и иной информации о недрах;

- полнотой геологического изучения недр, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, геоэкологических и других условий разработки разведанных месторождений полезных ископаемых, геологического строения участков недр, предназначенных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также условий захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;

- соответствием проводимых работ по геологическому изучению недр методическим указаниям и другим нормативным документам, имеющим обязательную силу для всех пользователей недр;

- полнотой и достоверностью исходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентах, а также о природных особенностях участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- качеством лабораторно-аналитических исследований;

- обеспечением выполнения гидрогеологических исследований на участках эксплуатации водозаборов, работающих на неутвержденных запасах;

- ведением работ по геологическому изучению недр методами и способами, исключающими неоправданно высокие потери полезных ископаемых и снижение их качества;

- соблюдением раздельного складирования и хранения попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых при проведении геологоразведочных работ;

- сохранностью геологической и производственно-технической документации, образцов горных пород и руд, керна буровых скважин, дубликатов проб, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- состоянием участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений палеонтологических остатков, редких минеральных образований;

- рациональным расходованием государственных средств, выделяемых на проведение работ по геологическому изучению недр.


13. Главный государственный инспектор Госкомприроды Республики Узбекистан по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр и его заместитель, главный государственный инспектор Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" по горному надзору и его заместители по соответствующим направлениям деятельности имеют право:

- проводить беспрепятственно, в любое время, обследования на предприятиях и объектах, с учетом координации деятельности контролирующих органов, а также привлекать, по согласованию с соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами и предприятиями, специалистов для участия в проведении обследований и проверок;

- давать руководителям подконтрольных предприятий, организаций и объектов, а также государственным органам управления обязательные для исполнения предписания, постановления об устранении выявленных нарушений, правил и норм в области использования и охраны недр, экологической и технической безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- приостанавливать работы, которые ведутся с нарушениями экологических требований, правил и норм по безопасному ведению работ и охране недр, опечатывать места работ и оборудование;

- привлекать в установленном законодательством порядке к ответственности должностных лиц и граждан за нарушение требований в области охраны природы, правил и норм по безопасному ведению работ, охране и рациональному использованию недр;

- участвовать в проверке знаний, правил и норм технической, экологической безопасности и охраны недр у руководителей и инженерно-технических работников подконтрольных предприятий и объектов;

- вносить соответственно на рассмотрение руководства Госкомприроды и Государственной инспекции Республики Узбекистан "Саноатгеоконтехназорат" обоснованные представления об освобождении от занимаемой должности или о лишении на срок до одного года права технического руководства работами лиц, систематически нарушающих требования охраны природы, правил и норм по безопасному ведению работ и охране недр, или за их однократное грубое нарушение;

- в необходимых случаях передавать в установленном порядке материалы обследований в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

- заслушивать отчеты и сообщения руководителей министерств, ведомств, органов управления, а также предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам охраны природы, недр и безопасному ведению горных работ;

- назначать проведение контрольных испытаний оборудования и материалов, анализов рабочей и окружающей среды, а также проведение независимой экспертизы проектных и проектно-конструкторских решений;

- бесплатно получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам использования и охраны недр, окружающей природной среды.


14. Государственные инспектора Республики Узбекистан по государственному экологическому контролю за охраной и использованием недр и горному надзору на территории своей деятельности имеют право:

- проводить беспрепятственно, в любое время, обследования на предприятиях и объектах, с учетом координации деятельности контролирующих органов;

- давать руководителям подконтрольных предприятий, организаций и объектов обязательные для исполнения предписания, постановления об устранении выявленных нарушений правил и норм в области использования и охраны недр, экологической и технической безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- приостанавливать работы, которые ведутся с нарушениями требований в области охраны природы, правил и норм по безопасному ведению работ и охране недр, опечатывать места работ и оборудование;

- привлекать в установленном законодательством порядке к ответственности должностных лиц и граждан за нарушение требований в области охраны природы, правил и норм по безопасному ведению работ, охране и рациональному использованию недр;

- участвовать в проверке знаний правил и норм безопасности и охраны недр у руководителей и инженерно-технических работников подконтрольных предприятий;

- бесплатно получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, ведомств, других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам использования и охраны недр.


15. Главный государственный инспектор государственного геологического контроля Госкомгеологии Республики Узбекистан и его заместитель имеют право:

- давать пользователю недр, другим должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений действующего порядка проведения этих работ;

- выносить решения о прекращении, приостановке или ограничении права пользования недрами в случаях нарушения установленных правил и норм геологического изучения недр, нерационального использования минеральных ресурсов;

- запрашивать у пользователя недр письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил и норм ведения работ по геологическому изучению недр и использованию минеральных ресурсов;

- уведомлять в письменной форме пользователя недр о результатах проверки, выявленных нарушениях правил и норм ведения работ по геологическому изучению недр, а при необходимости давать предложения об аннулировании лицензии на право пользования недрами;

- ставить перед руководителями предприятий, организаций и учреждений вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного порядка ведения работ по геологическому изучению недр и рациональному использованию минеральных ресурсов, а в случае самовольного пользования недрами - и перед местными органами власти;

- направлять в соответствующие учреждения банков материалы для принятия необходимых санкций в случаях приостановки работ по геологическому нарушению недр, невыполнения существующих требований к полноте и качеству проводимых работ, завышения объемов и стоимости отдельных видов работ, а также других нарушений, связанных с неоправданным расходованием государственных средств;

- привлекать по согласованию с руководителями предприятий, организаций и учреждений специалистов для участия в работе по осуществлению государственного геологического контроля;

- привлекать на договорной основе независимых экспертов для оценки состояния и дальнейшего направления работ по геологическому изучению недр по наиболее сложным объектам;

- бесплатно получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, ведомств, других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам геологического изучения недр и использования минеральных ресурсов.


16. Государственные инспектора государственного геологического контроля Республики Узбекистан имеют право:

- давать пользователю недр, другим должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений действующего порядка проведения этих работ;

- запрашивать у пользователя недр письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил и норм ведения работ по геологическому изучению недр и использованию минеральных ресурсов;

- уведомлять в письменной форме пользователя недр о результатах проверки, выявленных нарушениях правил и норм ведения работ по геологическому изучению недр;

- бесплатно получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, ведомств, других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам геологического изучения недр и использования минеральных ресурсов.


17. Органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр, государственного горного надзора и государственного геологического контроля несут ответственность в соответствии с законодательством за организацию и осуществление государственного контроля и надзора по направлениям деятельности, определенным настоящим Положением.


18. Органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр, государственного горного надзора и государственного экологического контроля осуществляют свои функции путем непосредственного обследования контролируемых объектов, а также изучения геологической, маркшейдерской, производственно-технической, финансовой и проектно-сметной документации.


19. Органы государственного контроля и надзора проводят свою работу в тесном взаимодействии с местными органами власти.

Обо всех нарушениях законодательства о недрах, об охране природы, а также установленных правил и норм в области использования и охраны недр органы государственного контроля и надзора обязаны информировать местные органы власти, а также учитывать их предложения по предотвращению указанных нарушений.


20. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам органов государственного контроля и надзора, осуществляющим проверку, необходимые условия для работы (обеспечивать транспортом, служебными и жилыми помещениями, спецодеждой, средствами защиты и связи), предоставлять геологическую, маркшейдерскую, производственно-техническую, проектно-сметную, финансовую и иную документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов контроля и надзора.


21. Решения органов государственного контроля и надзора о приостановке деятельности или о досрочном прекращении права пользования недрами подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.


22. Органы государственного экологического контроля за охраной и использованием недр, горного надзора и государственного геологического контроля имеют печати и специальные бланки со своими наименованиями.