Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Регламент Конституционного суда Республики Узбекистан (Утвержден решением Конституционного суда РУз N 1 от 30.01.2004 г.)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

РЕГЛАМЕНТ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



Настоящим Регламентом определяются процесс судопроизводства в Конституционном суде Республики Узбекистан*, требования к деятельности суда или судей, другие вопросы, относящиеся к организационной работе в целях осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О Конституционном суде Республики Узбекистан"**.




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Задачи Конституционного суда


В соответствии со статьей 108 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.



Статья 2. Полномочия Конституционного суда


В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Узбекистан, частью второй статьи 1 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" Конституционный суд в порядке конституционного судопроизводства:

1) определяет соответствие законов Республики Узбекистан и постановлений, принятых палатами Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан;

2) дает заключения о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан;

3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

4) рассматривает другие дела в пределах полномочий, данных Конституцией и законами Республики Узбекистан.


Конституционный суд осуществляет следующие полномочия, определенные в Законе "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и настоящем Регламенте:

1) в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд, имея право законодательной инициативы, вносит законопроект в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

2) приостанавливает полномочия судьи Конституционного суда;

3) принимает Регламент Конституционного суда;

4) принимает Кодекс чести судьи Конституционного суда;

5) утверждает Положение об аппарате Конституционного суда;

6) утверждает Положение о Научно-консультативном совете при Конституционном суде и состав этого Совета;

7) утверждает Инструкцию по делопроизводству в аппарате Конституционного суда и организации контроля за исполнением;

8) утверждает Должностную инструкцию работников аппарата Конституционного суда;

9) утверждает Положение о рассмотрении обращений граждан в Конституционном суде.

Конституционный суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности. В этих случаях решения Конституционного суда оформляются в виде протокола.



Статья 3. Основные принципы деятельности Конституционного суда


Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей. Конституционный суд при исполнении своих функций независим.

Независимость Конституционного суда обеспечивается установленным законом порядком избрания членов Конституционного суда и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, юридической процедурой разрешения дел и вопросов, относящихся к компетенции суда, тайным совещанием судей при вынесении решений, ответственностью за неуважение к Конституционному суду или вмешательство в его деятельность, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности Конституционного суда, а также материальным и социальным обеспечением судей.

Конституционный суд при разрешении дел руководствуется исключительно Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, а также международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

Разрешение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного суда, осуществляется коллегиально.

Дела в Конституционном суде, как правило, рассматриваются открыто, решение суда объявляется гласно.



Статья 4. Независимость Конституционного суда


Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность по закону.



Статья 5. Равенство сторон заседания перед законом и судом


Рассмотрение вопросов в Конституционном суде осуществляется на началах равенства сторон перед законом и судом независимо от их служебного положения, подчиненности и места нахождения.



Статья 6. Презумпция конституционности

нормативно-правовых актов


При рассмотрении вопросов о конституционности нормативно-правовых актов Конституционный суд исходит из презумпции конституционности законов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также нормативно-правовых актов местных органов государственной власти.



Статья 7. Задачи конституционного судопроизводства


Задачи конституционного судопроизводства заключаются в правильном и своевременном рассмотрении дел в целях защиты личных, политических, экономических, социальных прав и свобод граждан, а также прав, охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и органов самоуправления граждан.

Конституционное судопроизводство обязано обеспечить укрепление законности и правопорядка, демократизм, социальную справедливость, гражданский мир и межнациональное согласие.



Статья 8. Обеспечение всесторонней, полной

и объективной проверки фактов при рассмотрении вопросов


При рассмотрении вопросов Конституционный суд не связан доводами сторон. Конституционный суд, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, обязан принять все меры для всесторонней, полной и объективной проверки обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей.



Статья 9. Язык конституционного судопроизводства


В Конституционном суде производство дел осуществляется на государственном языке Республики Узбекистан.

Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Обязанность обеспечения судебного заседания переводчиком возлагается на секретариат аппарата Конституционного суда.



Статья 10. Обеспечение порядка и безопасности

на заседании Конституционного суда


Все участники судебного заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и установленным правилам судебной процедуры и этикета, беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания.

Нарушение порядка заседания Конституционного суда, неподчинение распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правилами влекут установленную законом ответственность.



Статья 11. Полномочия председателя Конституционного суда

по подготовке судебных заседаний


1. Председатель Конституционного суда осуществляет общее руководство подготовкой судебных заседаний.


2. Председатель Конституционного суда по поступившим вопросам принимает одно из следующих решений:

а) о принятии дела к судебному рассмотрению;

б) о передаче дела одному из судей либо экспертам Конституционного суда для предварительного изучения с указанием срока исполнения;

в) о возврате дела в случае снятия вопроса.


3. После вынесения решения о принятии дела к рассмотрению председатель Конституционного суда назначает судью-докладчика, готовящего дело к судебному заседанию, и устанавливает срок завершения этой работы, как правило, не превышающий двух месяцев со дня поступления материалов в Конституционный суд. Председатель Конституционного суда может продлить установленный срок в связи с особой сложностью рассматриваемого вопроса на время, не превышающее один месяц.


4. Если судья-докладчик по не зависящей от него причине (болезнь, трудовой отпуск, служебная командировка) не сможет на судебном заседании дать информацию по переданному ему делу, он письменно сообщает об этом председателю Конституционного суда с конкретным указанием причины, после чего председатель Конституционного суда назначает другого судью-докладчика.


5. Судья-докладчик готовит проект окончательного решения.


6. Председатель Конституционного суда, заслушав мнение судьи-докладчика о готовности материалов дела к рассмотрению в Конституционном суде, определяет круг лиц, которых надо пригласить на судебное заседание, дает распоряжения о месте и времени его проведения, а также направлении участникам заседания и передаче судьям необходимых материалов.



Статья 12. Полномочия заведующего секретариатом

Конституционного суда по подготовке судебных заседаний


Заведующий секретариатом Конституционного суда, осуществляя работу по подготовке судебных заседаний, организует:

- контроль за деятельностью аппарата Конституционного суда по соблюдению сроков подготовки дела к рассмотрению, установленных председателем Конституционного суда, и процессом подготовки;

- составление проекта плана рассмотрения Конституционным судом предложений о даче заключений, представление его суду;

- рассылку плана, утвержденного Конституционным судом, работникам аппарата;

- рассылку судьям копий дела и приложенных к ним материалов в срок, не превышающий трех дней после принятия решения председателем Конституционного суда о внесении вопроса на рассмотрение суда;

- рассылку судьям и участникам повесток дня очередного заседания Конституционного суда;

- техническое и организационное обеспечение заседания Конституционного суда, в том числе проверку явки на него участников, принятие мер безопасности, готовность технических средств для его нормального проведения;

- протоколирование заседаний Конституционного суда.



II. ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ


Статья 13. Созыв заседаний Конституционного суда


Председателем Конституционного суда на основании пункта 6 статьи 11 Регламента все вопросы, по которым должно состояться решение, поступившие от субъектов, имеющих право их внесения в Конституционный суд, выносятся на судебное заседание.

Заседание Конституционного суда проводится с соблюдением правил и процедур, установленных Регламентом.

Заседания Конституционного суда созываются председателем, в его отсутствие - заместителем председателя Конституционного суда, а при отсутствии председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей - старшим по возрасту судьей Конституционного суда.

О времени и месте очередного заседания судьи Конституционного суда и участники уведомляются не позднее, чем за десять дней до его начала. Одновременно им вручаются повестка дня заседания и все необходимые для рассмотрения дела документы.



Статья 14. Состав Конституционного суда


Членами Конституционного суда являются председатель, заместитель председателя Конституционного суда и пять судей.

Конституционный суд вправе приступить к работе и принимать решения в составе не менее четырех судей.



Статья 15. Неизменность состава Конституционного суда

в судебном заседании


Дело рассматривается Конституционным судом, как правило, в одном и том же составе судей.



Статья 16. Количество вопросов, выносимых

на заседание Конституционного суда


На заседании Конституционного суда могут рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу принимается отдельное решение.



Статья 17. Непосредственность и устность рассмотрения вопросов

на заседании Конституционного суда


При рассмотрении вопросов Конституционный суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, мнения специалистов, выступления других участников судебного заседания, оглашает необходимые документы.

Документы, имеющиеся у всех судей и сторон заседания, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе разбирательства. Однако, если кто-либо из судей или участников заседания настаивает на их полном или частичном оглашении, то оно может быть произведено по решению Конституционного суда.

Заседание Конституционного суда по каждому вопросу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного участникам заседания для отдыха или подготовки заключительных речей. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случае возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.



Статья 18. Отложение заседания Конституционного суда


Заседание Конституционного суда может быть отложено:

1) если Конституционный суд признает рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным;

2) ввиду неявки сторон или одной стороны, свидетеля или эксперта, если их отсутствие может повлиять на правильное разрешение дела;

3) ввиду непредставления или несвоевременного представления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для рассмотрения и разрешения дела;

4) если на отложении рассмотрения вопроса настаивает кто-либо из судей, стороны или сторона, их представители и приведенные ими аргументы признаны Конституционным судом убедительными;

5) если нарушен кворум на заседании Конституционного суда ввиду отсутствия кого-либо из судей или его заболевания во время заседания;

6) при наличии других обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания или всестороннему и полному рассмотрению вопроса, если эти обстоятельства не могут быть устранены в сроки, позволяющие прервать заседание Конституционного суда.

Решение об отложении заседания Конституционного суда принимается простым большинством голосов судей, участвующих в заседании. В случае принятия решения об отложении заседания Конституционным судом могут быть заслушаны явившиеся эксперты, специалисты и свидетели.

Рассмотрение отложенного дела продолжается Конституционным судом после отпадения обстоятельств, послуживших основанием для его отложения. При этом заседание Конституционного суда возобновляется, как правило, с момента, на котором оно было остановлено. Повторный вызов заслушанных экспертов, специалистов и свидетелей производится лишь в необходимых случаях.



Статья 19. Приостановление производства по делу


Конституционный суд может приостановить производство по делу по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения вопроса.

Приостановленное производство возобновляется Конституционным судом по ходатайству сторон или по инициативе судей после отпадения обстоятельств, явившихся основанием к его приостановлению.

Приостановление рассмотрения одного вопроса не препятствует рассмотрению Конституционным судом других вопросов.



Статья 20. Основания прекращения рассмотрения дела


Рассмотрение дела на заседании Конституционного суда может быть прекращено в следующих случаях:

1) если субъект, внесший предложение на заседание Конституционного суда, отказавшись от требований, отозвал свое предложение;

2) если установлено, что по рассматриваемому вопросу имеется решение Конституционного суда, вступившее в законную силу;

3) если нормативно-правовой акт или определенная норма потеряли свою силу или отменены после начала рассмотрения дела судом;

4) в случае установления во время заседания Конституционного суда оснований для отказа в принятии вопроса к рассмотрению;

5) если во время заседания Конституционного суда установлено, что предлагаемый вопрос, конституционность которого разрешается законом или другим нормативно-правовым актом, не нашел своего разрешения в Конституции или по существу не относится к разряду конституционных вопросов.



Статья 21. Председательствующий на заседании

Конституционного суда


На заседании Конституционного суда председательствует председатель Конституционного суда, в его отсутствие или по его поручению - заместитель председателя Конституционного суда, а в случае отсутствия председателя и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей - старший по возрасту судья Конституционного суда.

Председательствующий руководит заседанием Конституционного суда. Он принимает все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного и объективного разбирательства путем:

- предоставления сторонам и их представителям равных возможностей давать объяснения по всем обстоятельствам дела, аргументировать свои доводы и задавать друг другу вопросы в целях выявления и уточнения их позиций;

- проверки и оценки судом устных и письменных заключений экспертов;

- заслушивания мнений специалистов, показаний вызванных в суд свидетелей по делу;

- предоставления возможности сторонам и другим участникам судебного заседания задавать экспертам, специалистам и свидетелям вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела;

- анализа Конституционным судом документов, представленных сторонами и другими участниками судебного заседания, а также истребованных судом;

- фиксации хода и результатов судебного разбирательства. Председательствующий в процессе рассмотрения дела устраняет

все, что не имеет к нему отношения.

Председательствующий руководит совещанием судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивая им возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение.



Статья 22. Последствия неявки сторон

на заседание Конституционного суда


Неявка на заседание Конституционного суда одной из сторон или ее представителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса и принятию по нему решения. В случае неявки на заседание Конституционного суда одной из сторон или ее представителя вследствие неполучения или несвоевременного получения уведомления о времени и месте судебного заседания либо при отсутствии данных о его получении стороной, если ею было заявлено о своем намерении участвовать при рассмотрении соответствующего вопроса, заседание суда должно быть отложено. Разбирательство по делу может быть также отложено в случае неявки сторон, когда причины их неявки суду неизвестны.



Статья 23. Последствия неявки свидетелей, экспертов,

специалистов на заседание Конституционного суда


В соответствии со статьей 23 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" явка свидетелей, экспертов и специалистов, вызванных Конституционным судом, обязательна.

В случае их неявки Конституционный суд принимает одно из следующих решений:

1) о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие свидетелей, экспертов или специалистов;

2) об отложении решения вопроса о последствиях неявки свидетелей, экспертов или специалистов до завершения проверки материалов дела и о начале рассмотрения вопроса по существу;

3) об объявлении перерыва в судебном заседании и принятии мер по обеспечению явки свидетелей, экспертов или специалистов;

4) об отложении рассмотрения дела, если правильное разрешение его в отсутствие не явившихся свидетелей, экспертов или специалистов невозможно.



Статья 24. Разрешение ходатайств сторон и их представителей


Ходатайства сторон и их представителей об истребовании документов, дополнительном вызове и заслушивании экспертов, специалистов или свидетелей разрешаются судом большинством голосов состава судей.



Статья 25. Обязательность решений

и требований Конституционного суда


Решения Конституционного суда обязательны для всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Требования Конституционного суда о представлении нормативных и других документов, их копий, даче разъяснений и консультаций по рассматриваемым вопросам обязательны для органов, должностных лиц и граждан, которым они направлены.



Статья 26. Принятие решения по вновь открытому факту

в процессе рассмотрения дела на заседании Конституционного суда


Конституционный суд на основании Конституции, Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан", Регламента может вынести решение по новому факту, открытому в процессе рассмотрения дела на заседании Конституционного суда.



Статья 27. Протокол заседания Конституционного суда


На заседании Конституционного суда ведется протокол. В протоколе должны содержаться:

- сведения о времени и месте заседания;

- список присутствующих и отсутствующих судей;

- фамилия, имя, отчество и должность председательствующего;

- фамилия, имя, отчество секретаря заседания;

- повестка дня;

- сведения о сторонах и других участниках заседания;

- действия Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место, их результаты;

- объяснения сторон и их представителей;

- показания свидетелей, заключения экспертов и мнения специалистов, заданные им вопросы и ответы на них;

- выступления других лиц, участвующих в деле;

- сведения о фактах и обстоятельствах, которые стороны и другие участники заседания просили засвидетельствовать в протоколе;

- вопросы, поставленные на голосование, и его результаты;

- формулировки протокольных решений, принятых Конституционным судом.

Если во время заседания Конституционного суда по его решению применялись звукозапись, видеозапись, фотокиносъемка, то фонограмма, видеопленка, фотокинопленка приобщаются к протоколу судебного заседания, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Протоколы заседаний Конституционного суда составляются секретарем (секретарями) судебного заседания.

Стороны и другие участники заседания вправе ходатайствовать о внесении в протокол сведений о фактах и обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Все изменения и дополнения должны быть в протоколе оговорены.

Протокол должен быть оформлен в течение пяти суток с момента окончания заседания.

Протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем (секретарями) судебного заседания и приобщается к делу.

Стороны и их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и высказывать замечания по протоколу, которые должны быть рассмотрены председательствующим единолично в течение десяти дней. По результатам рассмотрения высказанных замечаний по протоколу судебного заседания председательствующий принимает решение о приобщении их к протоколу или об отказе в удовлетворении.



Статья 28. Лица, принимающие участие

в заседании Конституционного суда


Участниками заседания Конституционного суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты.

В соответствии со статьей 21 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" в заседании Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса, его заместители, Председатель Сената Олий Мажлиса, его заместители, Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председатель Верховного суда Республики Узбекистан, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор Республики Узбекистан и министр юстиции. Они вправе излагать свое мнение по всем рассматриваемым вопросам.

В заседании Конституционного суда могут участвовать по приглашению председателя Конституционного суда члены Научно-консультативного совета при Конституционном суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать по рассматриваемым вопросам с разрешения председательствующего.



Статья 29. Стороны и их представители


Инициаторы, обратившиеся с предложением о проверке конституционности нормативно-правового акта, а также органы, должностные лица, издавшие нормативно-правовой акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос, являются сторонами в конституционном судопроизводстве.

Лица, которым сторонами поручено защищать их интересы в Конституционном суде, именуются представителями.

В качестве представителей стороны (сторон) в судебном заседании могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной, с указанием их полномочий.

Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать: руководитель органа, внесшего предложение, руководители органов, должностные лица, издавшие нормативно-правовой акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых поставлен вопрос.



Статья 30. Права и обязанности сторон и их представителей


Стороны и их представители имеют право:

- знакомиться со всеми материалами, полученными в ходе подготовки заседания Конституционного суда по рассматриваемому вопросу;

- представлять письменные отзывы;

- предлагать кандидатуры экспертов при назначении экспертизы;

- ходатайствовать о вызове в суд свидетелей, экспертов и специалистов;

- ставить вопрос об оглашении имеющихся в деле или дополнительно представленных документов;

- давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика;

- задавать вопросы другой стороне, свидетелям, экспертам и специалистам;

- излагать собственное мнение по делу.

Стороны и их представители должны точно и правильно излагать обстоятельства, известные им по делу.



Статья 31. Свидетели


К рассмотрению вопросов, внесенных на заседание Конституционного суда, могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и граждане, располагающие необходимыми сведениями или материалами, имеющими значение для правильного разрешения дела или вопроса, включенного в повестку дня. Эти лица обязаны явиться на заседание Конституционного суда по его вызову, сообщить известные им сведения по рассматриваемому вопросу, представить по требованию суда соответствующие материалы, которыми они располагают, отвечать на вопросы судей и лиц, участвующих в судебном заседании.

Перед выступлением на заседании Конституционного суда свидетель берет на себя обязательство в соответствии со статьями 35 и 36 настоящего Регламента.



Статья 32. Экспертиза. Права и обязанности эксперта


При изучении вопроса, а равно в ходе его рассмотрения Конституционным судом может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям либо конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности. Экспертное заключение должно быть представлено в Конституционный суд в установленные сроки в письменном виде.

Эксперт обязан по поставленным вопросам дать объективное и научно обоснованное заключение. В случае разногласий между экспертами эксперт, оставшийся при особом мнении, дает свое заключение.

Эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, просить Конституционный суд о предоставлении ему возможности получить дополнительные материалы в случае, если это необходимо для дачи заключения.

Эксперт обязан явиться по вызову Конституционного суда, дать пояснения по результатам проведенных экспертных исследований и ответить на вопросы судей и участников судебного заседания.

Перед выступлением в Конституционном суде эксперт берет на себя обязательство в соответствии со статьями 35 и 36  настоящего Регламента.



Статья 33. Специалист, его права и обязанности


Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями по определенным вопросам.

Конституционный суд, судья вправе вызвать специалиста, если использование его знаний необходимо для обеспечения полноты рассмотрения отдельных вопросов.

Перед выступлением в Конституционном суде специалист берет на себя обязательство в соответствии со статьями 35 и 36  настоящего Регламента.



Статья 34. Переводчик, его права и обязанности


Переводчиком является лицо, назначенное Конституционным судом или судьей для перевода с языка судопроизводства на язык, которым владеют участники заседания, а также с языка, которым владеют участники заседания, на язык судопроизводства.

Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.



Статья 35. Обязательства свидетеля, эксперта, специалиста


Текст обязательства свидетеля:

"Беру на себя обязательство в качестве свидетеля, приглашенного в Конституционный суд Республики Узбекистан, говорить правду и только правду Конституционному суду об известных мне обстоятельствах дела и добросовестно отвечать на поставленные вопросы".

Текст обязательства эксперта:

"Беру на себя обязательство в качестве эксперта, приглашенного в Конституционный суд Республики Узбекистан, дать объективное, научно обоснованное заключение на основе исследования представленных материалов и правдиво отвечать на вопросы в соответствии со своими знаниями и квалификацией".

Текст обязательства специалиста:

"Беру на себя обязательство в качестве специалиста, приглашенного в Конституционный суд Республики Узбекистан, правдиво отвечать на поставленные передо мной вопросы в соответствии со своими знаниями и квалификацией".



Статья 36. Порядок принятия обязательства


По предложению председательствующего свидетель, эксперт, специалист зачитывают текст обязательства на судебном заседании, подписывают его и передают секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу.



Статья 37. Требования, предъявляемые к делу,

вносимому для рассмотрения в Конституционном суде


В соответствии со статьей 19 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" вопрос должен быть внесен субъектами, имеющими право внесения вопросов в Конституционный суд.

Материалы дела о проверке конституционности нормативно-правовых актов должны содержать:

- название международного договора или нормативно-правового акта, который подлежит проверке, сведения об источниках его опубликования;

- основания для рассмотрения вопроса в Конституционном суде;

- мнение стороны, его правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

- перечень прилагаемых документов.



III. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ


Статья 38. Секретарь судебного заседания


Секретарь судебного заседания при входе и выходе из зала заседания судей предупреждает об этом участников судебного заседания и поднимает их с места.

Сообщает о явке участников, вручены ли своевременно уведомления неявившимся лицам, о причинах их неявки.



Статья 39. Открытие судебного заседания


Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет состав Конституционного суда, вопрос, подлежащий рассмотрению, сообщает, кто участвует в деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика.



Статья 40. Решение вопросов в связи с неявкой

на судебное заседание кого-либо из участников


В случае неявки на судебное заседание сторон (стороны) или их представителей Конституционный суд выносит решение о начале разбирательства по делу или его отложении. При отсутствии у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, когда само должностное лицо, являющееся стороной в процессе, не явилось на судебное заседание, председательствующий выносит на обсуждение судей вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны и без ее представителя.

В случае неявки на судебное заседание кого-либо из свидетелей, экспертов или специалистов Конституционный суд заслушивает мнения сторон о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. После этого суд выносит решение о продолжении разбирательства по делу или об объявлении перерыва в судебном заседании, или о его отложении.



Статья 41. Разъяснение переводчику его обязанностей


Председательствующий разъясняет переводчику его обязанность полно и точно выполнять перевод доклада судьи, объяснений и выступлений участвующих в деле лиц, распоряжений председательствующего, оглашаемых на судебном заседании документов, задаваемых в суде вопросов и ответов на них, а также решений Конституционного суда.



Статья 42. Разъяснение участникам судебного заседания

их прав и обязанностей


Председательствующий разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. Экспертам, специалистам и свидетелям, кроме того, разъясняется предусмотренная законом ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на них обязанностей или отказ от их исполнения.



Статья 43. Разрешение ходатайств участников

судебного заседания


Председательствующий опрашивает стороны, их представителей, других участников судебного заседания, имеются ли у них ходатайства об истребовании дополнительных материалов, о вызове других свидетелей и допуске к участию в рассмотрении дела новых экспертов и специалистов.

В случае поступления таких ходатайств в письменном виде они оглашаются на судебном заседании и приобщаются к материалам рассматриваемого дела. Устные ходатайства должны заноситься в протокол судебного заседания.



Статья 44. Выступление судьи


Рассмотрение вопроса начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо рассматриваемого вопроса, основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся материалов и информирует о проделанной работе по подготовке вопроса к рассмотрению. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в предложении, и давать им свою оценку.



Статья 45. Объяснения сторон и их представителей


После окончания выступления судьи-докладчика председательствующий предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса.

Первой выступает сторона, обратившаяся с предложением о рассмотрении вопроса, или ее представитель, после чего председательствующий предоставляет возможность выступить другой стороне или ее представителю.

Сторона, обратившаяся с предложением о рассмотрении вопроса, а также ее представитель в своих выступлениях излагают существо внесенного на рассмотрение Конституционного суда вопроса, правовые аргументы и доказательства в обоснование своего мнения. Другая сторона или ее представитель излагает свои возражения по заявленному предложению, правовые аргументы и доказательства в обоснование этих возражений.

Председательствующий вправе прервать выступление стороны или ее представителя, других участников судебного заседания, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса или допускает грубые по форме или содержанию высказывания, нарушает установленные правила производства в суде.

После выступления каждой из сторон, их представителей председательствующий дает возможность судьям задавать вопросы стороне, ее представителю; затем право задавать вопросы выступившей стороне предоставляется другой стороне и ее представителю.



Статья 46. Порядок заслушивания свидетелей


Порядок очередности заслушивания свидетелей определяется Конституционным судом.

Председательствующий предлагает свидетелю сообщить все, что ему известно по существу рассматриваемого дела. Свидетелю могут быть заданы вопросы. Первыми свидетелю задают вопросы сторона или ее представитель, по заявлению которых вызван свидетель, затем - другая сторона или ее представитель, а также иные участники заседания. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первыми задают вопросы сторона, обратившаяся с предложением о рассмотрении дела, и ее представитель. Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент.

Суд может не заслушивать других свидетелей, если признает, что обстоятельства, о которых они могут свидетельствовать, установлены с достаточной полнотой.



Статья 47. Проверка документов


Документы оглашаются на судебном заседании и предъявляются по мере необходимости сторонам, их представителям, а в отдельных случаях - экспертам, специалистам, свидетелям и другим лицам, участвующим в рассмотрении дела. После этого стороны или их представители могут дать объяснения в связи с оглашенным документом (документами). По проверенным на заседании Конституционного суда документам, полученным в установленном порядке и имеющим значение для правильного разрешения вопроса, судом выносится решение о приобщении их к делу.



Статья 48. Порядок заслушивания экспертов, специалистов


Конституционный суд при необходимости заслушивает экспертов, специалистов. Порядок очередности заслушивания экспертов, специалистов на судебном заседании определяется судом.

Председательствующий предлагает эксперту, специалисту огласить представляемое им от своего имени, группы экспертов или научного учреждения заключение (мнение специалистов) по рассматриваемому вопросу.

Эксперту, специалисту могут быть заданы вопросы в том же порядке, как это установлено для свидетелей.



Статья 49. Выступления участников судебного заседания


По окончании проверки представленных материалов, объяснений сторон, их представителей, показаний свидетелей, заключений экспертов, мнений специалистов суд переходит к заслушиванию выступлений Президента Республики Узбекистан, Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, его заместителей, Председателя Сената Олий Мажлиса, его заместителей, Премьер-министра, Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председателя Верховного суда Республики Узбекистан, председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан, министра юстиции, если они пожелают выступить.

Стороны и их представители могут выступить с заключительными речами, которые должны содержать анализ материалов и доказательств, проверенных на заседании Конституционного суда, их правовую оценку и значение для разрешения рассматриваемого вопроса, а также выводы и предложения сторон, которые, по их мнению, должны быть учтены судом при вынесении решения.

Конституционный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным речам, объявив для этого перерыв в судебном заседании.



Статья 50. Возобновление проверки материалов дела


После заслушивания заключительных речей, если Конституционный суд признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, или проверить новые доказательства, он выносит решение о возобновлении его рассмотрения. При этом Конституционный суд может объявить перерыв в судебном заседании и отложить рассмотрение вопроса.

По окончании дополнительного разбирательства по делу лица, перечисленные в статье 49 настоящего Регламента, имеют право на новое выступление, а стороны - на заключительную речь, но лишь по поводу результатов возобновленного судебного разбирательства и их значения для разрешения дела, после чего Конституционный суд удаляется на совещание для вынесения решения.



Статья 51. Порядок проведения совещания судей

для вынесения решения


Совещание судей для вынесения решения проводится в совещательной комнате.

Совещание судей проводится тайно.

Председательствующий предоставляет слово каждому судье, желающему высказаться по рассматриваемому вопросу.

Во время совещания судьи могут просить друг друга уточнить их мнения по делу. Закончив совещание, председательствующий ставит на голосование предложения по решению.



Статья 52. Принятие решения


Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием.

Голосование проводится поименным опросом судей.

Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование предложения по решению в порядке поступления. В заключение текст решения ставится на голосование в целом.

Судья не имеет права воздержаться от голосования либо не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него подано простое большинство голосов присутствующих на заседании судей. При равном количестве голосов голос председательствующего является определяющим.

Решение излагается в письменном виде судьей-докладчиком или по поручению председательствующего другим судьей.



Статья 53. Особое мнение судьи


Судья Конституционного суда, не согласный с принятым решением, имеет право изложить особое мнение в письменном виде, которое приобщается к протоколу заседания Конституционного суда.



Статья 54. Решение Конституционного суда


Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нормативно-правового акта именуется постановлением. Постановления выносятся Конституционным судом именем Республики Узбекистан.

В случаях, предусмотренных статьей 25 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан", решение Конституционного суда принимается в виде заключения, излагаемого в форме отдельного документа.



Статья 55. Структура решения Конституционного суда


Решение Конституционного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части решения указываются:

- название решения, дата и место его принятия;

- состав Конституционного суда, принявший решение;

- стороны и другие участники заседания;

- формулировка вопроса, основания его рассмотрения. Описательная часть решения должна содержать:

- нормы Конституции Республики Узбекистан и Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан", устанавливающие право либо обязанность Конституционного суда рассмотреть данный вопрос;

- полное название акта, конституционность которого проверяется, с указанием источника его опубликования (получения).

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

- обстоятельства дела, установленные Конституционным судом и положенные в основу решения;

- нормативные акты, которыми руководствовался Конституционный суд.

Резолютивная часть решения должна содержать вывод о конституционности (неконституционности) акта, порядок вступления решения Конституционного суда в законную силу и срок исполнения.



Статья 56. Оглашение решения Конституционного суда


Решение Конституционного суда оглашается председательствующим сразу же после окончания совещания судей.



Статья 57. Вступление решения Конституционного суда

в законную силу


Постановления, заключения и другие решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации. Решение Конституционного суда вступает в силу со дня его опубликования.

Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.



Статья 58. Пересмотр решения Конституционного суда


Решение Конституционного суда может быть пересмотрено в следующих случаях:

- если открылись новые обстоятельства, неизвестные на момент принятия решения;

- при изменении конституционной нормы, на основании которой принято решение;

- если Конституционный суд признает, что оно было принято с нарушением установленного порядка производства.



Статья 59. Рассылка решения Конституционного суда


Решение Конституционного суда направляется сторонам, а также Президенту Республики Узбекистан, Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Председателю Сената Олий Мажлиса, Премьер-министру Республики Узбекистан, Председателю Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председателю Верховного суда Республики Узбекистан, председателю Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральному прокурору Республики Узбекистан, министру юстиции Республики Узбекистан. Председатель Конституционного суда может распорядиться о направлении решения Конституционного суда и другим органам и лицам.



Статья 60. Исполнение решений Конституционного суда


1. Секретариат Конституционного суда регулярно анализирует состояние работы по исполнению судебных решений, причины частичного или полного их неисполнения.


2. Заведующий секретариатом Конституционного суда представляет председателю суда полугодовой и годовой аналитическо-информационные отчеты.


3. В случае выявления неисполнения или частичного исполнения решения Конституционного суда судья-докладчик, подготовивший данное решение, вносит председателю суда предложение о мерах, направленных на обеспечение его исполнения.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА


Статья 61. Служебное совещание


Председатель Конституционного суда или его заместитель созывает судей, работников аппарата Конституционного суда на служебные совещания по вопросам деятельности Конституционного суда и работы аппарата суда.

В случае отсутствия председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей служебные совещания по вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, созывает старший по возрасту судья.

Решения служебного совещания оформляются в виде протокола.



Статья 62. Полномочия председателя Конституционного суда


Председатель Конституционного суда:

- руководит работой Конституционного суда, распределяет обязанности между судьями;

- созывает заседания Конституционного суда и председательствует на них;

- утверждает структуру и штатное расписание аппарата Конституционного суда;

- осуществляет общее руководство работой аппарата Конституционного суда, принимает на работу и увольняет с работы работников аппарата;

- применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников аппарата;

- утверждает Правила внутреннего распорядка Конституционного суда;

- выполняет иные функции, связанные с организацией работы Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает распоряжения по вопросам организации деятельности Конституционного суда.



Статья 63. Полномочия заместителя председателя

Конституционного суда


Заместитель председателя Конституционного суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного суда, исполняет обязанности председателя Конституционного суда в случае его отсутствия либо по его поручению.



Статья 64. Полномочия судьи Конституционного суда


Судья Конституционного суда:

- имеет право вносить предложения на заседание Конституционного суда, выражать особое мнение относительно решений Конституционного суда;

- участвует во всех заседаниях Конституционного суда с правом решающего голоса;

- обладает правами и несет обязанности, предусмотренные Законом "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и настоящим Регламентом.

При разрешении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного суда, судьи пользуются равными правами.



Статья 65. Прием, регистрация, рассмотрение

и отправка корреспонденции


Прием, регистрация, рассмотрение и отправка корреспонденции, а также работа с документами в Конституционном суде осуществляются в соответствии с Инструкцией об организации делопроизводства и контроля за исполнением в аппарате Конституционного суда Республики Узбекистан.



Статья 66. Аппарат Конституционного суда


Аппарат Конституционного суда создается для обеспечения функционирования Конституционного суда. Работа аппарата организуется на основании Положения об аппарате Конституционного суда Республики Узбекистан.



Статья 67. Судебные издержки


Судебные издержки состоят из сумм, подлежащих выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, а также из иных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 30 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" финансовое обеспечение работы Конституционного суда осуществляется за счет республиканского бюджета.

Книги финансовой отчетности ведутся в соответствии с законодательством.



Статья 68. Научно-консультативный совет

при Конституционном суде


Для оказания судьям Конституционного суда научно-консультативной помощи, научной разработки отдельных проблем, связанных с осуществлением Конституционным судом своих функций, укрепления его связей с научными юридическими учреждениями, юристами-практиками при Конституционном суде создается Научно-консультативный совет.



Статья 69. Состав Научно-консультативного совета


Научно-консультативный совет образуется Конституционным судом. Члены совета состоят из ученых и иных специалистов в области политики и права. Совет действует на общественных началах.

Научно-консультативный совет состоит из председателя, заместителя председателя, ученого секретаря и членов совета.



Статья 70. Международные связи Конституционного суда


Конституционный суд устанавливает сотрудничество с органами конституционного контроля иностранных государств и соответствующими международными организациями, их представительствами в Узбекистане.

Стороны направляют друг другу юридическую литературу, информацию и справочники, решения, принятые по актуальным вопросам, участвуют в совместно и отдельно организуемых научных конференциях, симпозиумах и других форумах.



Статья 71. Вступление в силу Регламента Конституционного суда


Настоящий Регламент вступает в силу со дня его утверждения Конституционным судом.



--------------------------------------

*) Далее в тексте - Конституционный суд или суд.

**) Далее в тексте - Закон "О Конституционном суде Республики Узбекистан".



"Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан",

2004 г., выпуск десятый