Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий (Зарегистрирована 18.10.1995 г. N 184, утверждена 02.10.1995 г. МФ N 99 и ГНК N 64)
ЗАРЕГИСТРИРОВАНА
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.10.1995 г.
N 184
УТВЕРЖДЕНА
МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН N 99 |
ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГОВЫМ КОМИТЕТОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН N 64 |
02.10.1995 г.
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на имущество предприятий
Настоящая инструкция издается на основании Закона Республики Узбекистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций".
В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, налогом облагается имущество предприятий, объединений и организаций, находящихся на территории Республики Узбекистан.
1. Плательщиками налога на имущество предприятий являются:
- предприятия, объединения и организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами по законодательству Республики Узбекистан;
- филиалы, представительства и иные обособленные подразделения предприятий и организаций, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие самостоятельный баланс.
2. Плательщики налога, указанные в настоящем разделе, в дальнейшем именуются "предприятия".
3. Аппараты управления министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций, трестов, главных управлений и других аналогичных организаций, содержащиеся за счет отчислений от прибыли подведомственных предприятий не являются плательщиками налога на имущество.
И ПОРЯДОК ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ
4. Объектом налогообложения на имущество предприятий является стоимость основных производственных фондов.
5. К налогооблагаемому объекту относятся основные фонды производственного назначения - здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, строительные механизмы и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, инструменты и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, транспортные средства, а также фонды других отраслей хозяйства - автомобильный транспорт, подсобные и другие производственные единицы, находящиеся на балансе предприятия.
6. Основные фонды, не принимающие непосредственного или косвенного участия в процессе производства, и предназначенные в основном для обслуживания коммунальных и культурно-бытовых нужд трудящихся, называются непроизводственными и не являются объектом налогообложения.
К таким фондам относятся объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, объекты культуры и спорта, учреждения народного образования, жилищного фонда, находящиеся на балансе предприятий и организаций, а также основные фонды жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения.
7. За имущество, сданное в аренду, налог взимается с предприятий, на балансе которых оно числится.
8. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.
Среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 12 суммы, полученной путем сложения 1/2 стоимости имущества на 1 января данного года и на 1 января следующего года, а также балансовой стоимости имущества на каждое 1-е число остальных месяцев данного года.
Пример расчета
РАСЧЕТ
среднегодовой стоимости имущества предприятия
за 1994 год
НАИМЕНОВАНИЕ |
остатки по балансу на
|
|||||
01.01
|
01.02 |
01.03 |
.... |
01.12 |
01.01 |
|
Основные средства
|
820 |
820 |
830 |
.... |
845 |
848 |
Основные средства не подлежащие налогообложению
|
10 |
30 |
10 |
.... |
45 |
60 |
ИТОГО
|
810 |
790 |
820 |
.... |
800 |
788 |
Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая обложению:
(810:2)+790+820+...+800+(788:2)
-------------------------------------------- = 802
12
Определение средней стоимости имущества по периодам в течение года (квартал, полугодие, 9 месяцев) производится путем деления на число месяцев планируемого периода 1/2 части стоимости имущества на 1-е число первого месяца, 1-е число следующего после окончания периода и суммы имущества на 1-е число всех остальных месяцев периода.
Пример расчета
РАСЧЕТ
среднегодовой стоимости имущества предприятия
за I квартал 1995 года
НАИМЕНОВАНИЕ |
остатки по балансу на
|
|||
01.01
|
01.02 |
01.03 |
01.04 |
|
Основные средства
|
820 |
820 |
830 |
840 |
Основные средства, не подлежащие налогообложению
|
10 |
30 |
10 |
20 |
ИТОГО
|
810 |
790 |
820 |
820 |
Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая обложению:
(810:2)+790+820+(620:2)
--------------------------------- = 808,3
3
Стоимость вводимого или выбывающего имущества учитывается в составе имущества на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором предусматривается ввод или выбытие.
При квартальном планировании стоимость вводимого и выбывающего имущества учитывается на 1-е число третьего месяца квартала.
В среднегодовую стоимость имущества не включается стоимость имущества, по которому предоставлены льготы.
Если предприятие введено в действие в первой половине месяца, то при исчислении среднегодовой стоимости месяц ввода принимается за полный месяц, если предприятие введено в действие во второй половине месяца, среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в действие.
III. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
9. Налогом на имущество предприятий не облагается имущество:
а) бюджетных учреждений и организаций, органов государственного управления;
б) предприятий в сфере производства, селекции и хранения сельскохозяйственной продукции, продукции животноводства, выращивания, лову и переработке рыбы;
в) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют свыше 50 процентов от общего числа работников;
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры.
К нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для:
- дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных мастерских, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и (в сфере образования), детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования;
- стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительской работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; киностудий;
д) вновь созданных юридических лиц, занимающихся туристической деятельностью в городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте на период с момента создания до получения первой прибыли, но на срок не более трех лет с момента их государственной регистрации;
е) Международного благотворительного фонда "Соглом авлод учун", Общества Красного Полумесяца и учрежденных ими предприятий и организаций при условии использования высвобождаемых средств на выполнение уставных задач фонда и Общества: религиозных объединений и организаций;
ж) предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального (кроме гостиниц) и другого городского хозяйства общегражданского назначения к ним относятся:
- домоуправления, ЖЭКи, ЖКО, ЖКК предприятий и организаций, комендатуры жилых домов и общежитий (кроме общежитий для приезжих);
- общежития ВУЗов, техникумов, училище, школ и других учебных заведений;
- организации санитарной очистки и уборки городов и поселков городского типа, по эксплуатации городских дорог, мостов, путепроводов и переходов, набережных и инженерной защиты (подпорные стенки, дамбы, берегоукрепления и т.д.);
- организации по озеленению городов и поселков городского типа, мусороперерабатывающие станции и заводы, противоселевые организации;
- организации по эксплуатации наружного освещения;
- организации по эксплуатации водопроводных распределительных сетей и распределению воды на коммунально-бытовые нужды и населению;
- организации по эксплуатации канализационных сетей (с очистными сооружениями) для коммунально-бытовых нужд;
- организации по эксплуатации газовых распределительных сетей и распределению газа на коммунально-бытовые нужды и населению;
- дома колхозника, общежития;
- хозяйственные управления служебными зданиями;
- профессиональные пожарные команды;
- управления, тресты и другие организации коммунального хозяйства, объектов благоустройства и др. с чисто управленческими функциями;
- бани, душевые, парикмахерские, похоронные бюро, кладбища, крематории и др.;
з) вновь созданных предприятий в течение первых двух лет после их государственной регистрации, за исключением предприятий, созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на предприятия, созданные при предприятиях, объединениях и организациях, при условии если они работают на оборудовании, арендованном у этих предприятий;
и) Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана и Фонда поддержки товаропроизводителей и предпринимателей в течение пяти лет с момента их государственной регистрации.
10. Налогооблагаемая база уменьшается на балансовую стоимость:
а) * объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
б) * объектов, используемых (предназначенных) для охраны природы, санитарно-очистительных целей и пожарной безопасности;
в) имущество, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
г) продуктопроводов, путей сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи, а также земельных полос вдоль них и сооружений, вводимых с целью поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
д) спутников связи;
е) производственных основных фондов, законсервированных по решениям правительства республики.
ж) автотранспортных средств предприятий.
11. Предприятия обязаны обеспечить соответствующий учет указанных объектов.
Примечание.
* По предприятиям производственных отраслей основные фонды указанных объектов не входят в перечень основных производственных фондов.
12. Имущество предприятий облагается налогом по ставке 2 процента от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с пунктами 8 раздела II и 10 раздела III настоящей Инструкции.
13. Налог на имущество зачисляется в местный бюджет.
14. Исчисленная сумма налогового платежа вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке, с отнесением на затраты производства (работ, услуг) и уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
15. В течение календарного года предприятия самостоятельно определяют сумму авансовых платежей в бюджет исходя из балансовой стоимости, имущества по состоянию на 1 января текущего года и ставки налога.
16. Авансовые взносы налога в бюджет производится не позднее 20 числа каждого месяца в размере 1/12 части годовой суммы налоги на имущество.
17. По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на имущество, налоговый орган по месту нахождения плательщика может установить срок уплаты - 20 числа второго месяца квартала.
18. В начале года плательщики налога представляют налоговым органам по месту нахождения перечень имущества, не подлежащего налогообложению, с указанием его стоимости и срока предоставления льготы.
19. По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года плательщик самостоятельно исчисляет нарастающим итогом с начала года сумму налога, исходя из фактической средней стоимости имущества за отчетный период, и представляет уточненный расчет по следующей форме.
Пример расчета
УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ
налога на имущество по заводу N 3
за 1994 год
ПОКАЗАТЕЛИ |
по данным плательщика |
по данным налоговой инспекции |
1. Средняя стоимость всего имущества
|
832 |
|
2. Средняя стоимость имущества, освобожденного от налогообложения
|
30 |
|
3. Средняя стоимость имущества, подлежащая налогообложению (стр1-стр2)
|
802 |
|
4. Ставка налога
|
2,0 |
|
5. Сумма налога, исчисленная к уплате
|
1,6 |
|
6. Начисление налога за отчетный период
|
1,2 |
|
7. К доплате по сроку
|
0,4 |
|
8. К уменьшению
|
20. В случае наличия расхождения между суммами авансовых платежей и суммами налога, исчисленными по расчету, авансовые платежи на последующие периоды определяются исходя из исчисленных сумм налога за предыдущий отчетный период.
21. Уточненные суммы налога, исчисленные плательщиками, вносятся ими в доход бюджета, не ожидая извещения налогового органа по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня установленного для представления квартальный отчетов и балансов, а по годовым расчетам в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
22. Излишне внесенные суммы налога зачисляются в счет платежей будущих периодов или возвращаются предприятию-плательщику в 5-дневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.
23. Платежные поручения на перечисление в бюджет авансовых сумм налога и причитающихся по расчету, исходя из фактической суммы имущества, сдаются плательщиками в учреждения банков до наступления срока платежа.
24. Ответственность за правильное исчисление и своевременный взнос в бюджет налога на имущество, а также представление налоговым органам установленной отчетности возлагается на руководителей и главных бухгалтеров предприятий.
25. Установленные налоговыми органами в результате проверок расчетов суммы доначислений перечисляются в бюджет в 5-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления квартального и 10-дневного срока, со дня установленного для годового бухгалтерского отчета и баланса.
26. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом ведется по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Налог на имущество".
По кредиту этого субсчета отражается сумма начисленного налога в корреспонденции со счетами учета производственных затрат.
Фактическая сумма налога на имущество, перечисленная в доход бюджета, отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Налог на имущество", кредит счета 51 "Расчетный счет".
VII. КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
29. Контроль за правильностью применения законодательства о налоге на имущество предприятий осуществляется в соответствии с Положением "О Государственных налоговых органах Республики Узбекистан", утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 14 июня 1991 года с внесенными к нему изменениями и дополнениями.
30. С изданием настоящей Инструкции считать утратившими силу:
- Инструкцию о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий от 25 марта 1992 года N 4-1-2 утвержденную Министерством Финансов Республики Узбекистан и Главным Государственным налоговым управлением Республики Узбекистан;
- Письмо Министерства финансов Республики Узбекистан и Главного Государственного налогового управления от 13 января 1993 года N 3/03/2-1 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий от 25 марта 1992 года N 4-1-2";
- Рекомендательные письма Главного государственного налогового управления от 30 апреля 1993 года N 08/1-4-1081 и от 9 сентября 1994 года N 10/3-7-3513 в связи с изменениями "Плана счетов бухгалтерского учета" и объекта обложения.
Заместитель министра финансов А. Абдукадыров
Первый заместитель председателя
Государственного налогового комитета М. Куралов