Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 16.03.2010 г. N 10-0914/2081

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.03.2010 г.

N 10-0914/2081


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Правом применения упрощенной системы налогообложения обладают те субъекты предпринимательства, которые подпадают под перечень, предусмотренный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 439 от 11 октября 2003 года "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)"


ГАК "Узфармсаноат" (далее - ГАК) обратился с иском в хозяйственный суд к ГНИ Юнусабадского района г. Ташкента (далее - ГНИ) и Министерству финансов Республики Узбекистан о признании недействительным решения ГНИ N 0918-2755 от 2 февраля 2009 года и взыскании 1840600 сум убытков.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и постановления суда в части взыскания с ГАК пени в размере 16840,2 тыс. сум и финансовых санкций в размере 250,0 млн. сум.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает решение и постановление суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 9 августа 2004 года ГАК обратился в ГНИ с письмом о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Решением ГНИ N 1710 от 19 августа 2004 года ГАК разрешено перейти на упрощенную систему налогообложения, начиная с IV квартала 2004 года. В соответствии с планом графиком проверок на IV квартал 2007 года за ноябрь месяц была проведена плановая налоговая проверка деятельности ГАК, по результатам которой составлен акт от 30 ноября 2007 года. В ее ходе установлено, что код предприятия 19900 не предусмотрен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 439 от 11 октября 2003 года "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)", в связи с чем, ГАК неправомерно являлся налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения. По результатам проверки были произведены доначисления по общей системе налогообложения (налог на прибыль, налог на развитие инфраструктуры, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, земельный налог). Решением ГНИ N 10/5-17436 от 7 декабря 2007 года доначислено ГАК 39471500 сум налогов и 1840600 сум пени.

В соответствии с постановлением следователя прокуратуры г.Ташкента от 17 июля 2008 года, в рамках уголовного дела N 28/08-289 была проведена налоговая проверка ГАК, по итогам которой за период за 2005 - 2007 годы доначислено 37175400 сум налогов. При этом, актом проверки от 10 декабря 2008 года отмечены выводы акта проверки от 30 ноября 2007 года о доначислении 41312100 сум.

Решением ГНИ N 09/18 - 2755 от 2 февраля 2009 года ГАК доначислено налогов и других обязательных платежей на сумму 37175400 сум и пени в размере 16840200 сум.

Правом применения упрощенной системы налогообложения обладают те субъекты предпринимательства, которые подпадают под перечень, предусмотренный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 439 от 11 октября 2003 года "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)". Код ОКОНХ 19900 в данном перечне не предусмотрен, следовательно, налоговым органом правомерно установлена необоснованность перевода ГАК на упрощенную систему налогообложения и произведен перерасчет налогов и других обязательных платежей по общей системе налогообложения.

Таким образом, налоговый период с 2005 по 2007 годы был предметом двух налоговых проверок. При этом, доначисления по акту проверки от 10 декабря 2008 года произведены в рамках исчисления налогов ГАК по общей системе налогообложения, в то время как доначисления по акту проверки от 30 ноября 2007 года связаны только с переводом ГАК с упрощенной на общую систему налогообложения. Следовательно, доначисленные по актам проверок суммы не являются одинаковыми (т.е. не одни и те же).

Из раздела третьего пункта 3 решения ГНИ N 09/18 - 2755 от 2 февраля 2009 года следует, что проверяющими Министерства финансов Республики Узбекистан было установлено нецелевое использование средств Фонда развития в сумме 250000,0 тыс. сум.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 538 от 21 декабря 1999 года "О мерах по дальнейшему расширению ассортимента и объемов производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения в республике" было предусмотрено создание Фонда развития с аккумулированием в нем высвобождающихся от налогообложения средств. При этом было установлено, что средства Фонда развития аккумулируются на отдельном банковском счете, распорядителем которого является концерн "Узфармсаноат"; используются для финансирования научных разработок, реконструкции и технического перевооружения предприятий и организаций концерна, а также создания и обновления инфраструктуры, обеспечивающей производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения; расходуются согласно смете, ежегодно утверждаемой концерном по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан. Однако, в ходе проверки было установлено, что в нарушение пункта 4 указанного постановления, ГАК использовал средства Фонда развития на оплату коммунальных услуг, приобретение сырья и других услуг.

При таких обстоятельствах, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение и постановление суда оставлению без изменения, с отнесением уплаченных 188400 сум государственной пошлины и 5000 сум почтовых расходов на заявителя жалобы.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2010 г., N 11