Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 20.10.2009 г. N 11-0822/14052

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.10.2009 г.

N 11-0822/14052


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Транспортные расходы налогоплательщика относятся к материальным расходам и являются вычитаемыми расходами


ОАО "Ахангаранцемент" (далее - ОАО) обратилось с иском в хозяйственный суд о признании решения ГНИ г. Ахангарана частично недействительным.

Решением суда первой инстанции от 27 октября 2008 года производство по делу в части требований ОАО о признании недействительным акта проверки по вопросу неприменения льгот за 2007 год в сумме 266301,1 тыс. сум и таможенным платежам в сумме 80810,3 тыс. сум прекращено. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23 декабря 2008 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 3 февраля 2009 года постановление суда оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 апреля 2009 года решение суда первой инстанции, постановления суда апелляционной и кассационной инстанций отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

Решением суда первой инстанции от 10 июня 2009 года иск удовлетворен частично. Решение ГНИ г.Ахангарана признано недействительным в части:

- за 2006 год: доначисленных отчислений в дорожный фонд в сумме 48922,2 тыс. сум, доначисленных отчислений в фонд развития школьного образования в сумме 33347,8 тыс. сум;

- за 2007 год: доначисленных отчислений в дорожный фонд в сумме 52150,7 тыс. сум, доначисленных отчислений в фонд развития школьного образования в сумме 34744,3 тыс. сум, доначисленных отчислений в Пенсионный фонд в сумме 24264,2 тыс. сум. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

Производство по делу в части вопроса неприменения льгот за 2007 год в сумме 266301,1 тыс. сум и таможенным платежам в сумме 80810,3 тьк5. сум прекращено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 19 августа 2009 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановления суда и удовлетворении требований ГНИ.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, Государственного налогового управления Ташкентской области и государственных налоговых инспекций Чиназского района и г. Ангрена на основании разрешения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов N 06-6360 от 7 июня 2008 года и приказов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан N 310-ХС от 9 июня 2008 года, N 331-Х/С от 19 июня 2008 года, N 367-Х/С от 11 июля 2008 года, а также приказов Государственного налогового управления Ташкентской области N 566-х/с от 20 июня 2008 года и N 614-ХС от 10 июля 2008 года, приказов ГНИ г. Ангрена Ташкентской области N 58-х/с от 12 июня 2008 года и N 176-ПР от 10 июля 2008 года, произведена проверка в ОАО по вопросу правильности исчисления налоговых и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года.

По итогам проверки 19 июля 2008 года составлен акт, на основании которого ГНИ г. Ахангарана вынесено решение о взыскании 268043,3 тыс. сум и пени, за необоснованное указание в счетах-фактурах суммы НДС - сумму штрафных санкций в размере 105169,32 тыс. сум.

Не согласившись с решением налогового органа, истец обратился с иском в хозяйственный суд о признании его недействительным в части:

за 2005 год - суммы доначисленного налога с валового дохода в размере 10018,9 тыс. сум по оптовой торговой деятельности;

за 2006 год - суммы доначисленных отчислений в дорожный фонд в размере 48922,2 тыс. сум, в фонд развития школьного образования в размере 33347,8 тыс. сум, в Пенсионный фонд в размере 23466,1 тыс. сум, суммы доначисленного налога с валового дохода в размере 10018,9 тыс. сум оптовой торговой деятельности;

за 2007 год - суммы доначисленных отчислений в дорожный фонд в размере 52150,7 тыс. сум, в фонд развития школьного образования в размере 34744,3 тыс. сум, в Пенсионный фонд в размере 24264,2 тыс. сум и начисленных пени на сумму доначисленных налогов и отчислений;

применения финансовых санкций в размере 105169,7 тыс. сум за необоснованное указание в 2005-2006 гг. в счетах-фактурах суммы НДС в размере 87641,2 тыс. сум;

в части неприменения льгот за 2007 год в сумме 266301,1 тыс. сум и таможенным платежам в сумме 80810,3 тыс. сум.

Налоговое законодательство Республики Узбекистан определяет два вида налогооблагаемых доходов налогоплательщика, признаваемых объектом налогообложения: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы.

Объектом налогообложения во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и фонд развития школьного образования) являются только доходы от реализации. Следовательно, прочие доходы не облагаются обязательными отчислениями во внебюджетные фонды. Данные выводы следуют из пункта 35 Положения "Об исчислении, уплате и распределении единого социального платежа и обязательных отчислений и взносов на государственное социальное страхование", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 6 апреля 2004 года N 1333, пункта 3 Положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на развитие школьного образования", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 31 января 2005 года N 1446, подпункта "а" пункта 7 Положения "О порядке формирования доходов и расходования средств Республиканского дорожного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан", утвержденного Постановлением Президента Республики Узбекистан N ПП-499 от 25 октября 2006 года, действовавших в проведенный налоговый период, а также статьи 132, 313, 317 Налогового кодекса Республики Узбекистан (в новой редакции).

Согласно условиям договоров, заключаемых истцом с покупателями, доставка цемента осуществляется по железной дороге за счет средств покупателя. Истец, имея соглашение с ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", оплачивал услуги железной дороги с последующим их возмещением покупателями.

Суммы, поступающие от покупателей в качестве возмещения расходов по оплате железнодорожных услуг, для истца не являются выручкой от реализации продукции, а являются прочими доходами, полученными в виде возмещения ранее вычтенных расходов (пункт 10 статьи 17 Налогового кодекса Республики Узбекистан в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года).

Однако объем оказанных ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" услуг по перевозке грузов необоснованно был включен налоговым органом в фактический объем реализованной истцом продукции, от которого производятся обязательные отчисления в вышеназванные фонды.

В соответствии с нормами действующего Налогового кодекса Республики Узбекистан транспортные расходы ответчика относятся к материальным расходам (пункт 4 части первой статьи 142 Налогового кодекса Республики Узбекистан) и являются вычитаемыми расходами (пункт 1 части шестой статьи 141 Налогового кодекса Республики Узбекистан).

Доводы истца о правомерности и обоснованности обязательных отчислений также подтверждены совместным заключением Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 25 февраля 2009 года N ММ/04-01-31/183 и N 16/2-2220.

При таких обстоятельствах, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление оставлению без изменения, с отнесением уплаченных 5000 сум почтовых расходов на заявителя жалобы.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2010 г., N 10