Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 14.04.2009 г. N 14-0804/17424(30)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.04.2009 г.

N 14-0804/17424(30)


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг), влечет наложение штрафа в размере соответственно стоимости неоприходованного товара либо суммы сокрытой (заниженной) выручки


ГНИ г.Самарканда обратилась с иском в хозяйственный суд о применении в отношении АООТ "Водрем-25" финансовых санкций в размере 7948,7 тысяч сум на основании статьи 114 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и кассационном протесте ставится вопрос об отмене решения и постановления и принятии нового решения об удовлетворении иска, а в возражении АООТ "Водрем-25" на кассационную жалобу об оставлении решения и постановления без изменения.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, протеста и возражения, изучив материалы дела, считает решение и постановление суда подлежащими отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов N 06-9104 от 7 августа 2009 года была проведена налоговая проверка, по итогам которой установлено, что в результате проведенной инвентаризации установлена недостача основных средств в размере 7948709 сум. В связи этим, налоговый орган предъявил иск в хозяйственный суд о применении в отношении ОАО "Водрем-25" финансовых санкций в размере 7948,7 тысяч сум на основании статьи 114 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Суд первой инстанции отказ в иске мотивировал тем, что недостача является сокрытием выручки в отношении товаров, а недостача основных средств не трактуется как сокрытая выручка.

Согласно статье 2 Закона Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе" налоговый контроль представляет собой единую систему учета субъектов и объектов налогообложения, а также контроля за соблюдением налогового законодательства. Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета субъектов и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков, других лиц и в иных формах, предусмотренных законодательством. Формы осуществления налогового контроля регламентированы статьей 67 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Республики Узбекистан, налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства, вести бухгалтерский учет, составлять финансовую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством, представлять органам государственной налоговой службы во время проведения налоговых проверок документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.

Согласно статье 114 Налогового кодекса Республики Узбекистан хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) - влечет наложение штрафа в размере соответственно стоимости неоприходованного товара либо суммы сокрытой (заниженной) выручки.

Согласно пункту 3 параграфа 1 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан НСБУ N 5, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан N 1299 от 20 января 2004 года, основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности.

Налоговый орган правомерно трактовал, что в данном случае сокрытием выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается отсутствие основных средств (помещений, автотранспортных средств, бытовой техники и т. д.), числящихся в учете как нереализованные.

При таких обстоятельствах, решение и постановление суда подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска, с отнесением судебных расходов на АООТ "Водрем-25".



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2009 г., N 9