Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 26.07.2006 г. N 10-0509/12276

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.07.2006 г.

N 10-0509/12276


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)



Акт проверки - это документ, составленный инспекторами, который фиксирует результаты проверки налогоплательщика, он не влечет за собой никаких правовых последствий и не является актом государственного органа.


ГНИ Мирзо-Улугбекского района обратилась в хозяйственный суд с иском о применении финансовых санкций к ответчику РХВО "Интерсервис".

Решением суда от 23.12.2005 г. исковые требования удовлетворены. В отношении РХВО "Интерсервис" применены финансовые санкции в размере 75683600 сум.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением кассационной инстанции от 22.03.2006 г. решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела РХВО "Интерсервис" заявило встречное требование о признании частично недействительным акта проверки от 14.02.2005 г. и признании не подлежащими исполнению выставленные инкассовые поручения и обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа.

Управлением юстиции по г. Ташкенту в интересах РХВО "Интерсервис" заявлено требование о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 28.12.2005 г. N 4709041.

Решением суда от 17.05.2006 г. требование ГНИ Мирзо-Улугбекского района удовлетворено частично. В отношении ответчика применены финансовые санкции на сумму 1202750 сум. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Встречное требование РХВО "Интерсервис" удовлетворено частично. Инкассовые поручения N 4709032 от 29.12.2005 г. и N 4709041 от 28.12.2005 г. о списании в бесспорном порядке штрафа в сумме 98702778 сум признаны не подлежащими исполнению. В остальной части встречных требований дело производством прекращено.

Требование органа юстиции удовлетворено полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением, РХВО "Интерсервис" обратилось в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об отмене решения в части прекращения производства по заявленным встречным требованиям и удовлетворении встречных требований в полном объеме.

Судебная коллегия, считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками ГНИ Мирзо-Улугбекского района проведена проверка у налогоплательщика РХВО "Интерсервис" по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и уплаты в бюджет налоговых и других обязательных платежей, в том числе экспортно-импортные и валютные операции, за период с января 2002 г. по январь 2005 г.

В ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, допущенные РХВО "Интерсервис", что нашло отражение в акте проверки от 30 октября 2005 г. На основании акта проверки налоговым органом направлено ответчику представление, в котором предлагалось в добровольном порядке уплатить доначисленные суммы налоговых платежей вместе с финансовыми санкциями.

Не согласившись с выводами проверяющих, ответчик обратился в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан с письменными возражениями. По результатам рассмотрения возражений 14.12.2005 г. внесены изменения в акт от 30.10.2005 г. На основании новой редакции акта проверки истцом вынесено представление об устранении нарушений налогового законодательства от 15.12.2005 г. N 08/1-13337. В резолютивной части представления указывалось на необходимость уплаты налога на развитие инфраструктуры за 2002 год в сумме 12027500 сум, уплаты НДС: за 2003 г. - 433177700 сум; за 2004 г. - 311631300 сум, соответственно пени - 227924500 сум, всего 984761000 сум.

В связи с тем, что РХВО "Интерсервис" не уплатило предъявленную к оплате сумму, ГНИ обратилось с заявлением в суд о применении к ответчику финансовых санкций.

В ходе рассмотрения дела РХВО "Интерсервис" заявлен встречный иск к ГНИ Мирзо-Улугбекского района о признании частично недействительным акта проверки от 14.02.2005 г., признании не подлежащими исполнению выставленные инкассовые поручения и обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа.

Управлением юстиции по г. Ташкенту в интересах РХВО "Интерсервис" заявлено требование о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 28.12.2005 г. N 4709041.

Суд первой инстанции принял правомерное и обоснованное решение о частичном удовлетворении требований истца, частичном удовлетворении требований ответчика и полном удовлетворении требования Управления юстиции по г. Ташкенту.

Основанием для доначисления истцом НДС за оказанные услуги послужил тот факт, что ответчик осуществлял экспорт услуг за СКВ в период с 2003 г. по июнь 2004 г. При этом налогоплательщик руководствовался действующей нормой закона, а именно, ст. 72 Налогового кодекса Республики Узбекистан, где предусматривалось, что экспорт товаров (работ, услуг) за свободно конвертируемую валюту облагается налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено межправительственными соглашениями.

Пунктом 4 раздела 12 Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 30.04.2004 г. N 621-II, в статью 72 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым экспорт услуг стал облагаться НДС по ставке 20% на общих основаниях. Вышеназванный Закон вступил в силу в июне 2004 года.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Республики Узбекистан налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент его совершения.

Из материалов дела усматривается, что ответчик с июня 2004 г. не применял нулевую ставку НДС. Следовательно, доначисление налоговым органом суммы НДС и, как следствие, начисление пени за период с 2003 г. по июнь 2004 г. является неправомерным.

Кроме того, РХВО "Интерсервис" имеет специальную лицензию N 26-97/ 247-02 на оказание туристических услуг и в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О туризме" является субъектом туристской деятельности. Следовательно, деятельность предприятия РХВО "Интерсервис", направленная на размещение, питание, транспортное, информационно-рекламное обслуживание, а также другие услуги, оказываемые для лиц, находящихся в Республике Узбекистан в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без права на занятие оплачиваемой деятельностью в стране пребывания, в соответствии со ст. 71 Налогового кодекса освобождаются от уплаты НДС, независимо от места оказания этих услуг. Данный факт подтверждается заключениями Национальной компании "Узбектуризм" N 01-03/89 и Республиканского информационно-консультативного центра ГНК Республики Узбекистан.

Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с доводами РХВО "Интерсервис", изложенными в кассационной жалобе, о том, что хозяйственному суду подведомственно требование о признании недействительным акта проверки.

В соответствии со ст. 24 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан хозяйственный суд разрешает споры о признании недействительными актов государственных органов. Акт проверки - это документ, составленный инспекторами, который фиксирует результаты проверки налогоплательщика, он не влечет за собой никаких правовых последствий и не является актом государственного органа.

При таких обстоятельствах, решение хозяйственного суда в части требования о применении финансовых санкций к ответчику на сумму 1202750 сум и частичном удовлетворении встречных требований является правомерным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не найдено.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2007 г., N 1