Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан, контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте (Утверждена МФ 04.01.1999 г. N 1)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.01.1999 г.

N 1


ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения ревизий и проверок

Главным контрольно-ревизионным управлением

Министерства финансов Республики Узбекистан,

контрольно-ревизионными управлениями

Министерства финансов Республики Узбекистан

в Республике Каракалпакстан,

областях и г. Ташкенте


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Узбекистан, контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Республики Узбекистан, в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте проводят ревизии и проверки на основании Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Республики Узбекистан и его органах на местах", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1992 года N 594 и в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.


2. При проведении ревизий и проверок работники Главного контрольно-ревизионного Управления и его местных подразделений обязаны:

- строго руководствоваться законами Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов Республики Узбекистан и другими нормативными актами:

- неуклонно соблюдать интересы государства;

- принимать меры к устранению фактов нарушений бюджетной и финансовой дисциплины, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства и хищений денежных средств и представления недостоверной отчетности;

- быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым хозяйствующим субъектам в постановке финансовой работы и контроля за правильным и экономным расходованием и сохранностью денежных средств и материальных ценностей.


3 Основными целями ревизии и проверок являются:

- пресечение фактов неправомерного вмешательства руководителей и должностных лиц органов власти и управления в бюджетный процесс;

- обеспечение постоянного контроля за качественным исполнением республиканского и местных бюджетов;

- осуществление контроля за целевым использованием средств централизованных инвестиционных программ,

- контроль и мониторинг за деятельностью коммерческих банков по соблюдению сроков выплаты заработной платы, социальных пособий, стипендий, а также по выдаче бюджетным учреждениям наличных денежных средств на указанные цели,

- контроль за обеспечением соблюдения лимитов расходования бюджетных средств на коммунальные услуги и электроэнергию,

- контроль за обеспечением соблюдения бюджетными учреждениями штатно-сметной дисциплины,

- контроль за целевым использованием средств Фонда для расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, своевременным прохождением платежей и своевременностью расчетов путем проведения ежеквартальных сплошных и выборочных проверок;

- контроль за своевременностью финансирования и выплаты социальных пособий малообеспеченным семьям;

- выявление, устранение и недопущение нарушений в деятельности хозяйствующих субъектов, направленных на укрепление финансовой дисциплины



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕВИЗИЙ

И ПРОВЕРОК


Основными задачами ревизий и проверок являются:


1. При ревизии работы финансовых органов - проверка соблюдения действующего законодательства при составлении и исполнении местных бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и г Ташкента, выполнения плана контрольной и экономической работы, осуществления мероприятий по совершенствованию методов работы, обеспечению полноты и своевременности поступления доходов в республиканский и местные бюджеты Республики Узбекистан, проверка работы финансовых органов по выявлению возможностей увеличения доходов бюджета и предотвращению излишеств в расходах, осуществлению контроля за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины, за правильным, экономным и целевым использованием средств бюджета и правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности в бюджетных учреждениях.


2. При ревизии деятельности хозяйствующих субъектов - проверка сохранности и правильности расходования средств и материальных ценностей, достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения финансовой дисциплины.


3. При ревизии бюджетных учреждений - проверка обоснованности расчетов сметных назначений, исполнения смет и основных производственных показателей, использования средств по целевому назначению, обеспечения экономного расходования и сохранности средств, соблюдения финансово-бюджетной дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.


4. При ревизии работы финансовых органов по исполнению государственного бюджета следует проверять.


- соблюдение порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов,

- обеспечено ли при составлении и исполнении бюджета выявление возможностей по увеличению доходов бюджета и предотвращение излишеств в расходах, осуществляются ли мероприятия по изысканию дополнительных доходов бюджета,

- законность производства дополнительных расходов на мероприятия, не предусмотренные бюджетом,

- правильность и своевременность перечисления средств из бюджета, соответствие отпущенных из бюджета сумм уточненным назначениям, принятым по бюджету, степень выполнения планов по сети, штатам, контингентам и производственным планам, осуществление контроля за своевременным перечислением местными финансовыми органами средств на выплату заработной платы работникам учреждений, состоящих на районных и городских бюджетах, и погашением образовавшейся задолженности по заработной плате,

- состояние экономической и контрольной работы финансовых органов, работы по анализу отчетов о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, выполнение финансовыми органами плана экономической и контрольной работы, своевременность и качество выполнения заданий вышестоящих финансовых органов,

- постановку работы ревизуемого финансового органа по руководству деятельностью подчиненных местных финансовых органов по составлению и исполнению бюджета и осуществлению финансового контроля, а также оказание практической помощи низовым финансовым органам;

- исполнение сметы расходов на содержание аппарата финансового органа, состояние бухгалтерского учета в финансовом органе и правильность составления отчетности;

- состояние дел по рассмотрению поступающих в финансовые органы жалоб на действия работников финансовых органов, а также заявлений и писем граждан о нарушениях финансовой дисциплины;

- организацию работы финорганов по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам предыдущей ревизии, а также принятие мер к возмещению занесенного материального ущерба.


5. При ревизиях и проверках учреждений, финансируемых из бюджета, следует проверять:

- обоснованность расчетов сметных назначений; правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, достоверность учетных и отчетных данных; выполнение планов по сети, штатам и контингентам и соответствие произведенных расходов степени выполнения этих планов; сохранность денежных средств и материальных ценностей, соблюдение законности и строгого режима экономии в расходовании денежных средств и материальных ценностей;

- эффективность затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря; соблюдение установленных норм расходования материальных ценностей и денежных средств, штатов, ставок заработной платы; правильность назначения и выплаты стипендий, пенсий и пособий; правильность расходования фондов заработной платы, правильность составления справок для получения средств в банке на заработную плату; законность образования и правильность расходования внебюджетных (специальных) средств.


6. При ревизиях и проверках бюджетных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, необходимо иметь в виду, что при проведении ревизий исполнения смет расходов бюджетных учреждений в централизованных бухгалтериях подвергаются проверке документы, связанные с операциями по кассе и каждому счету, открытому в учреждениях банка, за время, истекшее после предыдущей ревизии до момента настоящей ревизии, а при выявлении злоупотреблений - и за более продолжительный период.


7. При ревизиях и проверках финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов следует проверять:

- фактическое выполнение хозяйственных финансовых показателей по объему производства, товарообороту, услугам и другим видам деятельности, по ассортименту выпущенной продукции, по выполнению поставок; своевременность установки и правильность использования оборудования и механизмов; анализ себестоимости продукции и работ, полноту и правильность отражения- в учете фактически произведенных затрат, причины неудовлетворительного выполнения качественных показателей работы хозяйствующего субъекта; обеспечена ли материальная ответственность хозяйствующего субъекта за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции;

- правильность расходования денежных средств и материальных ценностей, использования их по целевому назначению и соблюдение экономии в расходовании средств; правильность расходов фондов заработной платы; соблюдение установленных штатов, должностных окладов, смет расходов на содержание аппарата управления и других расходов;

- сохранность денежных средств, материальных ценностей и бланков строгой отчетности, постановку учета и состояние предварительного и текущего контроля за:


а) соответствием фактического наличия оборудования, товарно-материальных ценностей и денежных средств данным бухгалтерского учета;

б) соответствием фактических затрат затратам, показанным в бухгалтерском учете и бухгалтерских документах по расходу сырья и материалов на единицу выпущенной продукции и по расходованию средств на приобретение товарно-материальных ценностей, правильностью отнесения затрат на производство;

в) соответствием данных о фактическом объеме, ассортименте и ценах реализованной продукции данным бухгалтерского учета и документов;

г) соответствием фактических контингентов рабочих и служащих и объемов выполненных ими работ контингентам и объемам работ, принятым в расчетах по выплате заработной платы, правильностью исчисления и выплаты заработной платы;

- полноту оприходования фактически поступивших денежных сумм, сырья и материалов, оборудования и других материальных ценностей;

- правильность списания сырья и материалов на производство, соблюдение установленных норм их расхода, соответствие действующих норм современному уровню передовой технологии и организации производства, нет ли случаев, когда в результате завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные резервы сырья и материальных ценностей, а также списание их в завышенных размерах против фактического расходования;

- своевременность и правильность проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с учреждениями, организациями и лицами, правильность определения результатов инвентаризаций и отражение их в бухгалтерском учете, а также правильность списания недостач, потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли при хранении, реализации и транспортировке их, а также и других операций, связанных с сохранностью денежных средств.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК


1. Ревизии и проверки в министерствах и ведомствах Республики Узбекистан, финансируемых из бюджета, осуществляются Главным контрольно-ревизионным Управлением Министерства финансов Республики Узбекистан.

Ревизии и проверки в министерствах и ведомствах Республики Каракалпакстан, отделах и управлениях областных хокимиятов, а также учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, осуществляются КРУ Министерства финансов Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту.

Главные контролеры-ревизоры и контролеры-ревизоры по городам и районам проводят ревизии и проверки в управлениях и отделах городских и районных хокимиятов и бюджетных учреждениях местного подчинения.


2. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Узбекистан, контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту организуют работу по методологическому руководству и контролю за работой контролеров-ревизоров, оказывают им практическую помощь. Проверка работы контрольно-ревизионного аппарата на местах производится, как правило, при ревизии работы финансового органа по исполнению местных бюджетов.


3. На проведение каждой ревизии и проверки контролеру-ревизору выдается разовое удостоверение. Главные контролеры-ревизоры, контролеры-ревизоры по городам (без районного деления), районам, производят ревизии на основании постоянных служебных удостоверений, выданных Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан.

Ревизии и проверки в министерствах и ведомствах Республики Узбекистан, финансируемых из бюджета, а также ревизии работы Министерства финансов Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского финансовых управлений по исполнению бюджета производятся по приказам и удостоверениям, подписанным Министром финансов Республики Узбекистан или его заместителями.

Ревизии и проверки работы городских и районных финансовых отделов по исполнению бюджета производятся по приказам или удостоверениям, подписанным начальниками контрольно-ревизионных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту или их заместителями.

Ревизии и проверки работы районных финансовых отделов внутригородских районов по исполнению бюджета производятся, по удостоверениям, подписанным главными контролерами-ревизорами по городам или начальниками контрольно-ревизионных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и г.Ташкенту.


4. Ревизии и проверки работы финансовых органов по исполнению бюджета, ревизии финансовой деятельности министерств, ведомств, управлений и отделов областных, городских и районных хокимиятов, а также ревизии бюджетных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, производятся, как правило, комплексно.

Комплексные ревизии и проверки работы финансовых органов проводятся на основе годовых планов, утверждаемых до начала года Министром финансов Республики Узбекистан, начальниками КРУ Министерства финансов Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту.

Ревизии и проверки в централизованных бухгалтериях проводятся на основании годовых планов, составляемых Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан и аппаратами КРУ на местах с учетом планов, составленных контролерами-ревизорами по городам и районам.

Состав ревизионной группы по ревизии и проверке централизованных бухгалтерий определяется в зависимости от количества и объема расходов учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, а также задания (программы ревизий).

Комплексная ревизия и проверка возглавляется наиболее квалифицированным работником контрольно-ревизионного аппарата


5. Сроки проведения ревизий и состав ревизионных групп назначаются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач каждой ревизии и проверки, а также особенностей ревизуемых учреждений. Предельный срок ревизий и проверок - 30 дней


6. Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка, изучение имеющихся в финансовых органах, учреждениях, а также в других органах плановых, отчетных и статистических данных и материалов, характеризующих исполнение бюджета, работу финансового органа.


7. На основе перечисленных материалов и данных разрабатывается программа ревизии и проверки, в которой определяется, за какой период проводится ревизия и проверка, основные вопросы ревизии и проверки работы данного финансового органа, учреждения, организации, на которых следует сосредоточить внимание с тем, чтобы охарактеризовать работу финансового органа по состоянию и исполнению бюджета, исполнению смет бюджетных учреждений и выявить недостатки, обеспечить глубокую проверку сохранности и правильности расходования бюджетных средств, установить действительное положение дел, имея в виду на основе этих данных разработки предложений по обеспечению исполнения бюджета, улучшению финансово-хозяйственной деятельности ревизуемых учреждений.


8. Наряду с программой ревизии и проверки разрабатывается план одновременного проведения ревизии касс и инвентаризации материальных ценностей. Планом определяется персональный состав работников финансовых органов, контрольно-ревизионного аппарата, кто и где осуществляет ревизию кассы или инвентаризацию материальных ценностей (проверка кассовых и банковских операции должна производиться, как правило, работниками контрольно-ревизионного аппарата), проводится инструктирование выделенных лиц о порядке проведения этой работы в соответствии с действующими основными положениями по инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.


9. Программа ревизии и проверки утверждается начальником Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов, начальниками КРУ по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту или их заместителями. Последние проверяют подготовленность участников ревизии к ее проведению и дают им необходимые инструктивные указания.


10. Перед тем как приступить к ревизии и проверке, руководитель ревизионной группы после предъявления своих полномочий руководителю соответствующего финансового органа информирует о назначенной ревизии и проверке Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, г. Ташкента, городов, районов.


11. Руководитель ревизионной группы знакомит с задачами ревизии и проверки руководителей подлежащего ревизии финансового органа и бюджетного учреждения. После этого руководитель ревизионной группы при необходимости уточняет отдельные вопросы ревизии и проверки, предусмотренные программой, составляет план проведения ревизии и проверки с указанием конкретных объектов, вопросов ревизии и проверки, исполнителей и сроков. Согласно плану выделенные участники ревизии и проверки немедленно приступают к ревизии касс и инвентаризации материальных ценностей.

При ревизии и проверке централизованных бухгалтерий руководитель ревизионной группы должен ознакомиться со структурой и Положением о централизованной бухгалтерии, ее штатом, количеством учреждений и общей суммой расходов по сметам учреждений, которые обслуживает централизованная бухгалтерия, распределением обязанностей между счетными работниками и графиком документооборота. После этого составляется рабочий план ревизии и проверки с указанием конкретных сроков и участков работы для участников ревизии и проверки. При составлении рабочего плана рекомендуется учитывать функциональный признак распределения работы в централизованной бухгалтерии.


12. Ревизующие принимают меры к тому, чтобы материально-ответственные лица присутствовали при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально-ответственных лиц.


13. Особое внимание должно быть уделено организации ревизий и проверок, сохранности денежных средств, проводимых по возбужденным следственными органами уголовным делам.


14 Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов проводятся путем:

- проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам,

- фактической проверки действительности совершения операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг.

- сопоставления бухгалтерских записей по учету с определенными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности;

- сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с другими операциями, как например, натуральных показателей отчетности с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей;

- широкого проведения встречных проверок:

- сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

- сличения в необходимых случаях имеющихся в ревизуемой организации выписок банка по текущим и расчетным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей;

- сличения копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка, выполнившем данное поручение.

Ревизующие при необходимости проведения встречных проверок в учреждениях и хозяйствующих субъектах, расположенных в других областях, городах и районах, обращаются по этому вопросу непосредственно в КРУ соответствующего региона или его местные органы которые обязаны обеспечить проведение необходимых встречные проверок и направление материалов этих проверок контролерам-ревизорам, по просьбе которых произведены проверки:

- проверки, в необходимых случаях с участием специалистов, качества продукции, соблюдения технических условий, технологических режимов и других вопросов организации производства, соответствия продукции государственным стандартам;

- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы на предприятиях, обеспечения должного контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей с территории предприятий;

- проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения приписок и разного рода ошибок, искажающих показатели выполнения заданий.


15. Контролеры-ревизоры при проведении ревизий имеют право:

- проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления объяснений должностных и других лиц и необходимые справки по вопросам, возникающим при проведении ревизии и проверки;

- проводить инвентаризации материальных ценностей (сплошные или частичные), опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы;

- привлекать через соответствующие организации специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, услуг и выполненных работ, проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий, сооружений, контрольного обмера строительных работ и определения их качества, условий хранения сырья, материалов и оборудования и в других необходимых случаях;

- при проверке полноты оприходования по кассе денежных средств, полученных в учреждениях банка, тщательно проверять полноту имеющихся выписок из текущих счетов, при необходимости получать в банковских учреждениях сведения о суммах наличных денег, выданных за ревизуемый период;

- получать от учреждений банка и других кредитных учреждений необходимые сведения, справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемыми предприятиями, учреждениями и организациями;

- получать от других хозяйствующих субъектов справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемыми предприятиями, учреждениями и организациями;

- передавать материалы ревизии следственным органам с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию и проверку, принимать меры к возмещению причиненного ущерба;

- давать руководителям проверяемых учреждений указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины, вносить в необходимых случаях предложения в вышестоящие органы.


16. При выявлении фактов нарушения законов Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, неправильного расходования денежных средств, других нарушений финансовой дисциплины или злоупотреблений устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушений, должностные лица, по вине которых совершены нарушения.


17. При выявлении злоупотреблений и в других необходимых случаях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемой организации для подтверждения выявленных фактов копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, поручений банку, чеков, требований на отпуск материальных ценностей, нарядов, актов, приказов, писем и других документов) или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения виновных должностных лиц.

Изъятие ревизующими необходимых подлинных документов в тех случаях, когда сохранность их в ревизуемой организации не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится в соответствии с Положением о Главном контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Республики Узбекистан и его органах на местах или с разрешения следственных органов. Взамен изъятых документов в делах ревизуемой организации оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемой организации.



IV. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ И

ПРОВЕРКИ И ПРИНЯТИЕ МЕР К УСТРАНЕНИЮ

ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ И НЕДОСТАТКОВ


1. О выявленных ревизией и проверкой нарушениях финансовой дисциплины и недостатках в работе составляется акт, подписываемый руководителем группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого учреждения, а в необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшими в ревизуемых учреждениях, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и должностные лица должны представить письменные пояснения мотивов несогласия.

Акт ревизии, произведенной в централизованной бухгалтерии, обслуживающей ряд учреждений, подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем учреждения, при котором находится централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером этой бухгалтерии. Перед подписанием акта ревизии с его содержанием должны быть ознакомлены руководители тех учреждений, в финансовой деятельности которых выявлены недостатки и нарушения финансовой дисциплины.

Акт ревизии работы финансового органа по исполнению бюджета подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем ревизуемого финансового органа, начальником бюджетного управления (отдела), начальником бюджетной инспекции или старшим инспектором (инспектором) по бюджету и главным бухгалтером финансового органа.

При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный (старший) бухгалтер или другие лица, подписавшие акт, делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее пяти дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц ревизуемой организации, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, ревизующим должна быть проверена и дано по ним письменное заключение.

В тех же случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный акт (промежуточный) и потребуются от должностных лиц необходимые объяснения по выявленным фактам.

Промежуточные акты составляются также по результатам ревизии касс. Эти акты подписываются ревизующими и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами, ответственными за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному лицу ревизуемой организации, подписавшему акт. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в общий акт ревизии.

Один экземпляр акта вручается руководителю ревизуемого хозяйствующего субъекта и учреждения.


2. Результаты ревизии и проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемых организациях документов и материалов, данных о результатах произведенных встречных проверок, фактических проверок действительности совершения операции, результатов взвешивания и обмера сырья и материалов, проведения контрольных обмеров соблюдения технических условий и технологических режимов производства.

В изложении акта ревизии должна быть соблюдена строгая объективность, ясность и точность описания выявленных фактов и данных.

Не допускается включение в акт ревизии и проверки различного рода выводов, предположений и не подтвержденных документами данных о финансовой деятельности ревизуемой организации. Не допускается также включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных лиц, данные ими следственным органам.

В актах ревизий контролеры-ревизоры не должны давать оценку действий отдельных должностных лиц, в частности "расхитил денежные средства", "присвоил государственное имущество", "сфабриковал", "преступник", "мошенник" и др.

При составлении акта ревизии и проверки работы финансового органа по исполнению бюджета следует, кроме того, иметь в виду, что в этом акте излагаются факты, которые выявлены в бюджетных учреждениях, если эти факты свидетельствуют о недостатках в работе ревизуемого финансового органа.

В актах ревизий и проверок централизованных бухгалтерий следует указать, какие хозяйственные и финансовые операции и документы проверены, за какой период и каким порядком (сплошным, выборочным).

Ревизующие обязаны тщательно изучить выявленные в бюджетных учреждениях факты нарушений и недостатков, выяснить причины и, если этому способствовали недостатки в работе финансового органа, то отразить их в акте ревизии и проверки работы финансового органа. Внесение в акт ревизии и проверки работы финансового органа выявленных в учреждениях и организациях фактов, не связанных с работой финансового органа, не допускается.


3. В акте ревизии и проверки приводятся:

- общие данные о выполнении бюджета, смет, а в необходимых случаях также данные по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности;

- выявленные факты нарушений законов Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказов, инструкций и указаний Министерства финансов Республики Узбекистан, а также нормативных актов министерств и ведомств, нарушений порядка составления и исполнения смет, факты неправильного расходования средств и другие нарушения финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- выявленные факты бесхозяйственности, недостач, хищений и присвоения денежных средств и материальных ценностей;

- размеры причиненного ущерба и другие последствия допущенных нарушений, фамилии, должности лиц, по вине которых они допущены.


4. По мере выявления нарушений финансовой дисциплины и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого хозяйствующего субъекта и учреждения следует информировать об этом руководителя ревизуемой организации для принятия в ходе ревизии и проверки необходимых мер к устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечению сохранности денежных средств, предотвращению нарушений и злоупотреблений, возмещению причиненного материального ущерба.


5. Материалы каждой ревизии и проверки принимаются от ревизующих начальниками контрольно-ревизионных управлений или их заместителями, начальниками отделов этих управлений, старшими контролерами-ревизорами по городам и районам. Ревизионные материалы контролеров-ревизоров по районам и городам рассматриваются периодически начальниками контрольно-ревизионных управлений на местах и Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан.

Лица, принявшие от ревизующих ревизионные материалы, делают об этом отметку на последней странице акта ревизии: "Акт ревизии или проверки принят", указывается дата и делается подпись лица, принявшего акт ревизии и проверки.


6. Результаты ревизии и проверки предаются гласности, о них информируются хозяйствующие субъекты и учреждения.

Разработка на основе ревизионных материалов предложений о необходимых мероприятиях по устранению причин неудовлетворительной работы ревизуемой организации и улучшению ее финансовой деятельности осуществляется ревизующими совместно с работниками ревизуемой организации, а в необходимых случаях также с участием работников вышестоящих ведомственных органов.


7. В тех случаях, когда принятыми в ходе ревизии мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений финансовой и бюджетной дисциплины и недостатков в работе ревизуемой организации, ревизующие разрабатывают и представляют руководителю, назначившему ревизию, проект указания руководителю ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений финансовой и бюджетной дисциплины и о принятии мер к возмещению причиненного ущерба, необходимые предложения, направленные на предотвращение фактов злоупотреблений и нарушений государственной дисциплины, устранение причин неудовлетворительной работы ревизуемой организации и улучшение ее финансово-хозяйственной деятельности.


8. Указания и предложения об устранении выявленных нарушений финансовой и бюджетной дисциплины даются руководителям ревизуемых объектов:


а) Министром финансов Республики Узбекистан, его заместителями, начальником Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Узбекистан, начальниками контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкент - руководителям ревизуемых объектов, вне зависимости от их подчиненности,

б) главными контролерами-ревизорами и контролерами-ревизорами по городам и районам руководителям ревизуемых объектов городского и районного подчинения.

Материалы ревизии и проверки, произведенных указанными контролерами-ревизорами в организациях республиканского, областного подчинения, представляются Главному контрольно-ревизионному управлению, КРУ в Республике Каракалпакстан, областях и г .Ташкенте с тем, чтобы ими были даны соответствующие указания.

Предложения об устранении вскрытых нарушений руководителям министерств и ведомств Республики Узбекистан даются Министерством финансов Республики Узбекистан.


9. Результаты ревизий и проверок работы местных финансовых органов по исполнению бюджета руководитель ревизионной группы вносит на рассмотрение соответствующего хокимията. Для рассмотрения на месте результатов ревизий и проверок работы финансовых органов и устранения в их работе недостатков, а также для рассмотрения результатов ревизии местными хокимиятами в необходимых случаях выезжают руководящие работники Министерства финансов Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, областных финансовых управлений, начальники КРУ в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте

В необходимых случаях результаты ревизии и проверки работы финансовых органов по исполнению бюджета рассматриваются коллегиями Министерства финансов Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, Советами соответствующих финансовых управлений.

В случаях, когда ревизиями выявляются нарушения законов Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказов, инструкций и указаний Министерства финансов Республики Узбекистан и других нормативных актов, представляются доклады:


а) Министерством финансов Республики Узбекистан - в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

б) аппаратами КРУ в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте совместно с руководителями соответствующего финансового органа - соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, областной и городской хокимияты;

в) главным контролером-ревизором по городу и району, контролером-ревизором по городу и району совместно с руководителем соответствующего финансового отдела - в городской, районный хокимияты.


10. При выявлении нарушений законов, серьезных нарушений государственной финансовой дисциплины или хищений государственных средств и других злоупотреблений материалы ревизии передаются следственным органам и одновременно ставится перед руководство соответствующего органа вопрос о рассмотрении дальнейшего пребывания в занимаемых должностях ответственных лип

Если вопрос о рассмотрении дальнейшего пребывания в должности должен быть поставлен перед республиканскими органами, копии материалов ревизии представляются Министерству финансов Республики Узбекистан.

Передача материалов следственным органам может производиться в необходимых случаях непосредственно теми контролерами-ревизорами, которые производили ревизию и проверку. Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать: заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба, виновные лица, акт ревизии и проверки, подписанные надлежащими лицами, подлинные документы или копии документов, подтверждающие фаты выявленных злоупотреблений, объяснения должностных лиц, а также других лиц, имеющие значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений, заключения ревизующих по этим объяснениям. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии акта ревизии и проверки, объяснений должностных лиц обревизованной организации, виновных в установленных ревизией и проверкой нарушениях и злоупотреблениях, основных документов, подтверждающих отраженные в акте злоупотребления и нарушения.

При передаче материалов в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности перед следственными органами ставится вопрос о принятии мер к обеспечению гражданских исков, а руководителям ревизуемых организаций предлагается предъявить к виновным лицам гражданские иски о возмещении причиненного ущерба.

В случаях, когда причинен материальный ущерб, но действия виновных лиц в уголовном порядке не рассматриваются, или уголовное дело прекращено, следует предложить руководителю ревизуемой организации предъявить гражданский иск к лицам, виновным в причинении материального ущерба.


11. Контрольно-ревизионный аппарат должен устанавливать повседневный деловой контакт с органами следствия при расследовании ими дел.

Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление следственных органов о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам ревизий и проверок контрольно-ревизионного аппарата, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.


12. При выявлении фактов причинения должностными лицами ревизуемых организаций материального ущерба, за который предусмотрено применение администрацией ревизуемой организации мер материальной ответственности, необходимо проверить выполнение этих требований.


13. На основе материалов ревизии и проверок руководитель организации, назначивший ревизию и проверку, обязан принять необходимые меры не позднее чем в пятнадцатидневный срок по окончании ревизии и проверки.


14. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Узбекистан и его органы на местах:

- осуществляют контроль за устранением выявленных недостатков и нарушений и выполнением данных рекомендаций;

- ведут учет ревизий и их результатов, учет поступающих в контрольно-ревизионный аппарат жалоб, заявлений и писем граждан, составляют и представляют статистическую отчетность о работе контрольно-ревизионного аппарата по установленным формам;

- немедленно по окончании ревизии и проверки информируют вышестоящие органы обо всех выявленных случаях грубых нарушений законов, указов, а также о фактах крупных злоупотреблений, растрат, хищений денежных средств, об обстоятельствах и условиях, способствующих совершению указанных нарушений и злоупотреблений, а также представляют предложения о мерах предотвращения подобных случаев в дальнейшем, привлечении виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба;

- систематически изучают и обобщают материалы ревизий и проверок и на основе этого вносят в необходимых случаях предложения о пересмотре действующих положений, правил, инструкций, улучшении системы контроля за соблюдением финансовой и бюджетной дисциплины, законным расходованием и сохранностью бюджетных средств, по предотвращению возможностей злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины, предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и учреждений.


15. В связи с утверждением настоящей Инструкции считать утратившей силу Инструкцию Министерства финансов Республики Узбекистан от 21 июля 1993 года N 54 "О порядке проведения ревизий и проверок Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан, контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту и их местными органами".



Главное контрольно-ревизионное Управление