Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.01.2013 г. "Об итогах социально-экономического развития республики в 2012 году и основных приоритетах экономической программы на 2013 год"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.01.2013 г.




ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ В 2012 ГОДУ И ОСНОВНЫХ

ПРИОРИТЕТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ НА 2013 ГОД



1. Кабинет Министров отмечает, что, несмотря на сохраняющиеся серьезные проблемы в глобальной экономике, в результате реализации важнейших приоритетов экономической программы на 2012 год обеспечены устойчивые высокие темпы экономического развития, макроэкономическая сбалансированность, стабильный рост уровня жизни населения и упрочение позиций страны на мировом рынке.

ВВП возрос на 8,2%, объемы производства промышленной продукции - на 7,7%, сельского хозяйства - на 7,0%, подрядных строительных работ - на 11,5%, розничного товарооборота - на 13,9%. Темпы инфляции сохранились на запланированном уровне и не превысили 7%.

Государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 0,4% к ВВП. На развитие социальной сферы направлено 59,2% всех его расходов. Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии, пособия и стипендии выросли за год в среднем на 26,5%, а реальные доходы населения - на 17,5%.

Важнейшим источником устойчиво высоких темпов роста экономики и диверсификации ее структуры явился растущий объем инвестиций в основной капитал, составивший 22,9% к ВВП. Привлечено инвестиций в эквиваленте 11,7 млрд долларов, или на 14% больше, чем в 2011 году. Более 22% всех инвестиций, или свыше 2,5 млрд долларов, составили иностранные инвестиции, из которых более 79% - прямые иностранные инвестиции. Около 74% всех инвестиций были направлены на производственное строительство. Завершена реализация 205 инвестиционных проектов.

Объем экспорта возрос на 11,6%, обеспечено положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере более 1,12 млрд долларов. В структуре экспорта доля несырьевых готовых товаров составила более 70%.

Устойчиво функционировала финансово-банковская система, совокупный капитал которой увеличился за 2012 год на 24,2%, объем депозитов - на 31,5%, в том числе депозиты населения - на 34,6%. Объем долгосрочных кредитов банков, выделенных на инвестиционные цели, увеличился на 30,7%.

Последовательно проводилась работа по дальнейшему кардинальному совершенствованию деловой среды - отменены 80 разрешительных процедур, 15 лицензируемых видов деятельности, в 1,5-2 раза сокращены формы и периодичность представления статистической, налоговой и иной отчетности. Это способствовало созданию за 2012 год свыше 23 тыс. новых субъектов малого бизнеса, доля которого в ВВП возросла до 54,6%, а объем его экспорта превысил 2,2 млрд долларов.

Высокими темпами развивалась сфера услуг, особенно такие высокотехнологичные и рыночные виды услуг, как услуги связи и информатизации - на 24,5%, компьютерное программирование - на 18%, ремонт и обслуживание технологического оборудования - на 17%, финансово-банковские услуги - на 17,6%. Доля сферы услуг в ВВП страны составила более 52%.

В рамках реализации программ занятости населения создано 973,5 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности - более 602,4 тыс. Обеспечено трудоустройство свыше 450 тыс. выпускников профессиональных колледжей, окончивших учебу в 2012 году.

Вместе с тем имеются значительные неиспользованные резервы и возможности по обеспечению комплексного развития территорий, прежде всего за счет развития промышленности, в первую очередь по углубленной переработке сельскохозяйственного и минерального сырья, созданию в сельской местности современной сферы услуг и сервиса, ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Слабо используется имеющийся потенциал в Самаркандской, Бухарской, Сырдарьинской, Джизакской, Сурхандарьинской и других областях.

В условиях продолжающегося экономического кризиса и замедления темпов роста мировой экономики особое значение приобретает ускорение реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, расширению номенклатуры и увеличению производства качественной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции и современных видов услуг, сокращению энергоемкости производства.


2. Исходя из достигнутых рубежей в экономике, долгосрочных целей на перспективу, реальной и прогнозируемой ситуации, складывающейся на мировом рынке, определить важнейшими направлениями и приоритетами экономической программы на 2013 год:

сохранение устойчивых высоких темпов роста, макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономики страны;

ускорение и расширение масштабов модернизации, технического и технологического обновления экономики и ведущих ее отраслей, диверсификация производства;

опережающее развитие дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры;

проведение активной инвестиционной политики и привлечение иностранных инвестиций, создание необходимой деловой среды как важнейшие условия и источники реализации мер по модернизации и обновлению страны;

создание рабочих мест и обеспечение занятости населения страны;

обеспечение неуклонного повышения уровня и качества жизни населения.


3. Кабинету Министров установить системный контроль за реализацией важнейших приоритетов экономической программы на 2013 год с ежеквартальным заслушиванием отчетов руководителей министерств, ведомств, коммерческих банков, хозяйственных объединений и предприятий о состоянии дел в отдельных отраслях и сферах экономики.


4. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Азимову Р.С., Министерству экономики (Саидова) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями в срок до 1 апреля т.г. критически пересмотреть принятые программы социально-экономического развития регионов на 2012-2016 годы.

Исходя из оценки неиспользуемых резервов и производственных мощностей внести коррективы в принятые программы, обратив особое внимание на комплексное развитие регионов, определение приоритетных направлений с учетом специфики региона, ускоренный рост перерабатывающих отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, информационно-коммуникационных технологий и сферы услуг и на этой основе обеспечение занятости молодежи, достижение финансовой самообеспеченности и снижение субвенций.

О результатах проведенной работы доложить Кабинету Министров по итогам I квартала т.г.

Кабинету Министров ежеквартально рассматривать на своих заседаниях ход реализации программ экономического и социального развития регионов.


5. Министерству экономики (Саидова) принять конкретные меры по усилению работы с министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и местными органами власти и управления, направленной на обеспечение тесной взаимоувязки отраслевого и территориального развития, рационального размещения производительных сил с учетом специфических условий регионов, комплексного развития территорий.

О принятых мерах доложить Кабинету Министров по итогам I квартала и полугодия.


6. Комплексам Кабинета Министров совместно с Министерством экономики (Саидова), Министерством финансов (Юсупов), Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Фондом реконструкции и развития (Гулямов), хозяйственными объединениями - ответственными исполнителями в двухнедельный срок критически проанализировать состояние разработки проектно-сметной документации и хода реализации инвестиционных проектов, имеющих ключевое значение в выполнении экономической программы на 2013 год, и выработать конкретные меры по ускорению их реализации с корректировкой графиков работ.

О проделанной работе доложить на Президиуме Кабинета Министров.


7. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Ибрагимову Г.И., ГАК "Узбекэнерго" (Басидов) в двухнедельный срок разработать и утвердить комплекс дополнительных мер по ускорению реализации проектов строительства парогазовых электростанций, использованию альтернативных источников энергии, внедрению автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии, сокращению технологических потерь при выработке и транспортировке электроэнергии.


8. Кабинету Министров с привлечением Министерства экономики (Саидова), Министерства финансов (Гуськова), Министерства внешних экономических связей инвестиций и торговли (Ганиев) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями в месячный срок подготовить и внести проект Указа Президента Республики Узбекистан о поддержке и субсидировании экспорта, предусмотрев в нем создание Фонда поддержки и поощрения экспорта.


9. Кабинету Министров, Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Абдухакимов) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и институтами ежеквартально подводить итоги оценки состояния делового климата в стране в соответствии с принятыми в мировой практике критериями и принимать необходимые меры по дальнейшему улучшению деловой среды, устранению излишних ограничений, бюрократических барьеров и препон.

Результаты изменения состояния делового климата в стране ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.


10. Кабинету Министров (Азимов) совместно с Министерством экономики (Саидова), ГАК "Узбекэнерго" (Басидов), НХК "Узбекнефтегаз" (Файзуллаев), ГАК "Узавтойул" (Абдуллаев), ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" (Раматов), Агентством "Узкоммунхизмат" (Холмухамедов), хокимиятом Ташкентской области (Холматов) в двухнедельный срок утвердить графики по ускорению строительства и реконструкции объектов транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры к вводимым в 2013 году производственным объектам на территории СИЗ "Ангрен".


11. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Азимову Р.С. совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Министерством экономики (Саидова) и Министерством финансов (Гуськова), хокимиятом Джизакской области и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в I квартале 2013 года завершить все подготовительные мероприятия и согласование с уполномоченными органами КНР учредительных документов по созданию свободной индустриальной зоны с целью привлечения инвестиций и передовых инновационных технологий для эффективного использования ресурсной базы, развития промышленного и экспортного потенциала Джизакской области и граничащих с ней регионов.


12. Кабинету Министров обеспечить на ежеквартальной основе рассмотрение с участием руководителей соответствующих министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента хода реализации проектов, предусмотренных Программой "Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах", с принятием действенных мер по решению вопросов, препятствующих ускорению их реализации.


13. ГАК "Узавтойул" (Абдуллаев), Республиканскому дорожному фонду (Шукуров), Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента принять действенные меры по безусловному выполнению намеченных на 2013 год параметров строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и развития придорожной инфраструктуры.

О проводимой работе ежеквартально докладывать Кабинету Министров.


14. ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" (Раматов) в двухнедельный срок критически оценить ход реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожных коммуникаций и транспорта и внести уточнения в сетевые графики с определением необходимых мер по обеспечению безусловного их выполнения, обратив особое внимание на своевременное проведение в 2013 году работ по электрификации участков железной дороги Мараканд-Карши и Карши-Термез, реабилитации 240 км железнодорожных путей, а также завершение модернизации литейно-механического завода ГАЖК "Узбекистон темир йуллари".


15. Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий (Мирзахидов) принять необходимые меры по:

внедрению в практику международных и отраслевых стандартов, системы критериев и индикаторов оценки уровня информатизации отраслей и сфер экономики страны и осуществлению по ним системного мониторинга;

ускорению разработки концепции и комплексной программы формирования системы "Электронное правительство", внедрению электронных форм оказания интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению;

дальнейшему развитию коммуникационных технологий, повышению скорости передачи информации, завершению строительства более 2 тыс. км волоконно-оптических сетей и обеспечению широкополосного доступа к информационным ресурсам и информационным системам, созданию современных отечественных веб-ресурсов различной направленности в сети Интернет;

внесению до 1 апреля 2013 года на утверждение в Кабинет Министров проекта Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы на период 2013-2017 годы.

Кабинету Министров ежеквартально рассматривать ход выполнения Указа и постановления Президента Республики Узбекистан о создании и организации деятельности комитета и реализации принятых программ дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий.


16. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей, ИК "Кишлок курилиш инвест" (Хошимбеков), Госархитектстрою (Закиров), Министерству экономики (Саидова), Министерству финансов (Юсупов), "Кишлок курилиш банку" (Муллаханов) совместно с другими заинтересованными структурами до конца февраля текущего года обеспечить открытие финансирования и начало строительства жилых домов по типовым проектам, внешних инженерных и транспортных коммуникаций, объектов социальной и рыночной инфраструктуры в массивах индивидуального жилья в сельской местности.

Предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, руководителей ИК "Кишлок курилиш инвест", ОАКБ "Кишлок курилиш банк", Госархитектстроя (Тохтаев), ГАК "Узбекэнерго" (Басидов) и АК "Узтрансгаз" (Джураев) об их персональной ответственности за качественное и своевременное выполнение параметров утвержденной Программы строительства индивидуальных домов в сельской местности по типовым проектам.

Результаты принимаемых мер ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.


17. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Закирову Б.И., Госархитектстрою (Тохтаев), Ассоциации "Узмонтажспецстрой" (Шодиев) совместно с Министерством экономики (Ходжаев), Министерством финансов (Юсупов), АК "Узкурилишматериаллари" (Акрамов), другими заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями в срок до 1 мая т.г. разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров проект комплексной программы развития строительной индустрии на 2013-2015 гг., предусматривающей расширение производства современных видов строительных и отделочных материалов, повышение технической оснащенности подрядных организаций.


18. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, руководителям хозяйственных объединений и предприятий в месячный срок разработать комплекс дополнительных мер по реализации основных направлений и параметров одобренной Олий Мажлисом Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год в разрезе отраслей и территорий.

Министерству труда и социальной защиты населения (Хаитов) установить системный мониторинг за реализацией мероприятий, предусмотренных в Программе создания рабочих мест и повышения занятости населения на 2013 год, с проведением совместно с Госкомстатом (Тураев) выборочных обследований на предмет достоверности показателей создаваемых рабочих мест и своевременно принимать меры, направленные на обеспечение безусловного ее выполнения.

Кабинету Министров ежеквартально рассматривать на заседаниях ход реализации утвержденной Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год в разрезе отраслей и территорий страны.


19. Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента персональную ответственность за обеспечение трудоустройства выпускников профессиональных колледжей 2012/2013 учебного года, создание всех необходимых условий для вовлечения их в предпринимательскую деятельность, расширение практики заключения трехсторонних договоров по приему на работу выпускников, а также проведение в областных центрах ярмарок вакантных рабочих мест с участием потенциальных работодателей для обеспечения занятости населения.

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Кадыров) усилить надзор за достоверностью представляемых сведений о трудоустройстве выпускников профессиональных колледжей с привлечением виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.


20. Кабинету Министров в двухнедельный срок завершить разработку и внести проект Государственной программы "Год благополучия и процветания", предусмотрев в нем конкретные меры по дальнейшему совершенствованию норм законодательства, направленных на защиту прав, свобод и интересов человека, повышению эффективности системы государственной адресной социальной поддержки уязвимых слоев населения и малообеспеченных семей, улучшению условий и качества жизни, прежде всего сельского населения, укреплению материально-технической базы учреждений системы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, повышению качества предоставляемых населению государственных услуг.


21. Контроль за исполнением настоящего протокольного решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева.



Президент

Республики Узбекистан                                               И. Каримов



"Народное слово", 22 января 2013 года