Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.02.2003 г. "Об итогах социально-экономического развития за 2002 год и основных направлениях углубления экономических реформ в 2003 году"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.02.2003 г.




ОБ ИТОГАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЗА 2002 ГОД И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

УГЛУБЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

РЕФОРМ В 2003 ГОДУ


1. Кабинет Министров отмечает, что в 2002 году последовательно и целенаправленно реализовывался курс по либерализации, углублению экономических реформ, обеспечению стабильного и сбалансированного экономического роста. В результате:

- активно формируется многоукладная экономика, реализовывались меры по стимулированию предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса, расширению экономической свободы предприятий, увеличению доли частного сектора;

- темп роста ВВП составил 104,2%, в промышленности - 108,5%, сельском хозяйстве - 106,1%, розничного товарооборота - 101,7% и платных услуг населению - 108,3%. Среднедушевые доходы населения выросли на 12,6%. Достигнуто положительное сальдо внешней торговли в сумме 276,4 млн долларов США;

- за счет проведения жесткой денежно-кредитной политики темп прироста среднемесячной инфляции снизился до уровня 1,6%, уменьшились темпы роста денежной массы, государственный бюджет исполнен с дефицитом в размере 0,8%  к ВВП;

- последовательно проводится политика инвестирования в базовые отрасли реального сектора экономики, введены в эксплуатацию производства, основанные на высоких технологиях и выпускающие конкурентоспособную продукцию;

- обеспечиваются меры по оздоровлению, реструктуризации и ликвидации экономически несостоятельных, убыточных предприятий. Из состояния убыточности выведено 304 предприятия, по 154 предприятиям инициированы различные процедуры банкротства;

- сокращается вмешательство государства и контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий;

- значительно либерализирован доступ предприятий на внебиржевой валютный рынок, значительно упрощен порядок конвертации и покупки иностранной валюты для юридических лиц.

Вместе с тем продолжают иметь место в отраслях экономики и социальной сферы нерешенные вопросы и проблемы, которые являются тормозом на пути реформ.

Экономические реформы во многих отраслях и сферах экономики - сельском хозяйстве, капитальном строительстве, коммунальном обслуживании - и в целом в экономике на практике реализуются половинчато, еще не доведены до логического конца, что снижает эффект от реализуемых на практике мер.

Приватизация во многом носит формальный характер. Не соблюдаются принципы корпоративного управления. Ассоциации и компании продолжают вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, по-прежнему занимаются различного рода регламентированием.

Многие предприятия крайне медленно адаптируются к рыночным условиям и требованиям. Продолжается выпуск продукции низкого качества, не пользующейся спросом, в ряде отраслей высокой остается доля низкорентабельных и убыточных предприятий.

Крайне неудовлетворительно обеспечивается насыщение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, прежде всего отечественного производства, слабо организована система оптовой и розничной торговли, не искоренены факты незаконного, контрабандного проникновения товаров на рынки республики.


2. Руководителям комплексов Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям критически рассмотреть итоги экономических реформ в регионах, отраслях и секторах экономики, обеспечить выработку практических мер по реализации задач, поставленных в докладе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова.


3. Исходя из требований, изложенных в докладе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, определить приоритетными направлениями дальнейшей либерализации и углубления экономических реформ, на решении которых должны быть сосредоточены усилия и ресурсы в 2003 году:

- ликвидацию половинчатости в реализации экономических реформ и в первую очередь усиление роли частного сектора в экономике страны;

- переход от формальной к реальной приватизации, кардинальное сокращение доли государства в уставном капитале приватизированных предприятий, укрепление корпоративной системы управления, усиление роли акционеров в управлении акционированным обществом, устранение незаконного вмешательства хозяйственных объединений в финансово-хозяйственную деятельность предприятий;

- дальнейшее внедрение рыночных отношений на селе, переход на принципиально новые оценочные критерии, которые носят рыночный характер и не ограничивают свободу деятельности сельскохозяйственных производителей, коренной пересмотр системы управления сельским хозяйством;

- обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста, проведение жесткой денежно-кредитной политики, резкое сокращение уровня инфляции, обеспечение стабильности национальной валюты;

- углубление реформ в налогово-бюджетной сфере, сокращение государственных расходов с оптимизацией механизма их расходования;

- реализацию конкретных мер по недопущению незаконного, контрабандного ввоза на территорию республики потребительских товаров, стимулированию расширения их производства в республике и на этой основе обеспечение насыщения внутреннего потребительского рынка, совершенствованию системы организации торговли;

- дальнейшую либерализацию валютного рынка, обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям;

- дальнейшую реализацию Национальной программы по подготовке кадров, создание целостной системы по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров, стимулированию их профессионального роста;

- усиление действенности и адресности проводимой социальной политики, направленной на повышение благополучия населения на основе реализации принятых социальных программ, прежде всего программ адресной поддержки социально уязвимых слоев населения, воспитания здорового поколения, "Год махалли" и других.


4. Обратить внимание Госкомимущества (Аскаров), руководителей отраслевых органов управления на отсутствие должного контроля за деятельностью предприятий в постприватизационный период, эффективностью использования государственной собственности, слабую работу по привлечению инвесторов в процессы акционирования предприятий, подбору государственных поверенных и доверительных управляющих в акционерных обществах с государственной долей акций.

Специальной комиссии по вопросам совершенствования управления приватизированными предприятиями (Азимов), Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами обеспечить:

- осуществление комплекса практических мер по реализации требований Указа Президента Республики Узбекистан от 24 января 2003 г. N УП-3202 "О мерах по кардинальному укреплению доли и значения частного сектора в экономике Узбекистана";

- внедрение в первом квартале 2003 г. системы мониторинга деятельности приватизированных предприятий, акционерных компаний с государственной долей собственности, доверительных управляющих и государственных поверенных;

- реализацию комплекса мер по совершенствованию вторичного рынка ценных бумаг, имея в виду заключение сделок с ценными бумагами исключительно на организованном фондовом рынке, обеспечение гласности и доступности торгов.

О результатах доложить в Кабинет Министров Республики Узбекистан по итогам I полугодия 2003 года.


5. Министерству юстиции совместно с Госкомимуществом в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, отменяющей практику передачи в доверительное управление хозяйственным объединениям пакетов акций, принадлежащих государству, четко регулирующей порядок назначения доверительных управляющих и их ответственность, конкретно регламентирующей механизм корпоративного управления приватизированным предприятием и др.


6. Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий (Саидова) при Министерстве экономики Республики Узбекистан:

совместно с Высшим хозяйственным судом (Абдусаломов) активизировать работу по неукоснительному выполнению принятой Программы по ликвидации и реструктуризации экономически несостоятельных и убыточных предприятий, оздоровлению финансового положения в реальных секторах экономики;

совместно с Госкомимуществом, Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения правительства по совершенствованию механизма передачи объектов социальной сферы на баланс органов власти на местах и консервации неиспользуемых мощностей предприятий, имеющих утвержденные программы реструктуризации, а также оценки имущества приватизируемых убыточных предприятий.


7. Минсельводхозу, Министерству экономики, Госкомзему, Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан с учетом совершенствования нормативно-правовой базы в месячный срок внести изменения в действующие типовые договоры на поставку сельскохозяйственной продукции, имея в виду создание конкретного механизма, четко прослеживающего составление договоров и соблюдение обязательств между конкретными субъектами - производителями сельскохозяйственной продукции и организациями, обслуживающими село, повышение ответственности за их выполнение.

Министерству юстиции Республики Узбекистан и его органам на местах ужесточить контроль за качеством и обязательным выполнением заключенных договоров на всех уровнях.


8. Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан шире практиковать направление в межсезонный период фермеров в зарубежные страны для изучения передового опыта агротехники и организации сельскохозяйственного производства.


9. Министерству сельского и водного хозяйства совместно с Министерством экономики, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения правительства по дальнейшему ускорению развития птицеводства, имея в виду обеспечение рационального территориального размещения предприятий отрасли, укрепление кормовой базы и увеличение объемов производства продукции.


10. Специальной комиссии во главе с министром финансов Нурмуродовым М.Б. до 15 апреля т.г. глубоко изучить факторы, влияющие на рост стоимости строительства, критически оценить результаты проводимых конкурсных торгов, сложившуюся систему закупок строительных материалов и оборудования, и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по этим вопросам.


11. Указать Госархитектстрою (Тохтаев), АК "Узстройматериалы" (Акрамов), Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента на отсутствие положительных сдвигов в преодолении формального проведения тендерных торгов, создании рынка подрядных работ, в системе ценообразования, обновлении ассортимента и наращивании производства импортозамещающих видов продукции.

Кабинету Министров Республики Узбекистан (Туляганову К.Н.) в месячный срок внести проект правительственного решения по коренному изменению положения дел в капитальном строительстве.


12. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей критически пересмотреть намеченные параметры программы обеспечения сельских населенных пунктов питьевой водой и природным газом на 2003-2005 годы и принять дополнительные меры, подкрепленные реальными финансовыми источниками, по ускорению ввода газовых и водопроводных сетей, особенно в регионах с низким уровнем обеспеченности ими.


13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента, агентству "Узкоммунхизмат" обеспечить безусловное выполнение утвержденных на 2003 год графика по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, построенных до 1991 года, с учетом восполнения допущенного отставания и заданий по оснащению жилого фонда приборами учета природного газа и воды.


14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента усилить взаимодействие с подразделениями Государственного таможенного комитета по вопросам предотвращения незаконного, контрабандного ввоза потребительских товаров в республику.


15. Кабинету Министров по итогам I полугодия т.г. рассмотреть ход выполнения принятых правительством решений, направленных на упорядочение оптовой и розничной торговли, развитие по территории республики сети оптовых баз, магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания и при необходимости внести соответствующие коррективы.


16. Обратить внимание:

- руководителей АО "Уголь" (Клименко), РО "Спецсплав" (Шарипов), ассоциации "Узмашпром" (Набиев), компаний "Узкимёсаноат" (Хасанов), "Узбекнефтегаз" (Мажитов), "Узбекенгилсаноат" (Исмаилов) - на отсутствие инициативы и предприимчивости в развитии экспортного потенциала предприятий, необеспечение прогнозных объемов экспортных поставок;

- Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан (Тангирберганов), хокимов Андижанской (Обидов), Бухарской (Хусенов), Наманганской (Жабборов), Самаркандской (Мирзияев), Ташкентской (Мирзакулов), Ферганской (Отабоев) областей и г.Ташкента (Шоабдурахманов) - на недостаточную работу по формированию конкурентной среды, снижению задолженности в сфере оказания коммунальных услуг.

О результатах принятых мер доложить в Кабинет Министров по итогам работы за первое полугодие 2003 года.


17. В двухнедельный срок создать специальную комиссию во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан Султановым У.Т. по выработке предложений по созданию в республике целостной системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Включить в состав этой комиссии представителей ассоциаций, корпораций, концернов, компаний, других хозяйственных объединений и предприятий, непосредственно заинтересованных в повышении квалификации своих работников, а также тех, кто может обеспечить организацию процесса повышения квалификации и обучения кадров.

Комиссии:

- в двухмесячный срок разработать конкретную программу по созданию и эффективному функционированию сети переподготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего рабочих кадров;

- проводить активную работу по привлечению к процессу переподготовки и повышения квалификации кадров крупных зарубежных компаний, присутствующих в Узбекистане, и других иностранных партнеров, а также грантов и технической помощи международных финансовых структур.

О результатах проведенной работы доложить по итогам за I полугодие 2003 года.


18. Министерству народного образования, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Государственному центру тестирования, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента образовать республиканскую и региональные комиссии и в двухмесячный срок:

- на основе разработанных специальных тестовых программ провести аттестацию работников областных управлений, районных и городских отделов народного образования и по результатам обеспечить усиление их профессионального состава и заключение новых трудовых соглашений на контрактной основе;

- изучить соответствие образовательного и профессионального уровня учителей общеобразовательных школ квалификационным требованиям, предъявляемым к преподавателям, наличие условий и стимулов для их эффективной деятельности и повышения профессионального роста. По результатам изучения разработать и осуществить соответствующие меры по улучшению сложившегося положения по каждой школе, району и региону;

- внести предложения по механизму присвоения категорий педагогическим кадрам по результатам основной деятельности и прохождения переподготовки и повышения квалификации.


19. Социальному комплексу (Караматов), Информационно-аналитическому управлению Кабинета Министров (Ходжаев), Узтелерадио (Кучимов), Агентству по печати и информации (Шогулямов) в целях объективного, профессионального и глубокого освещения в средствах массовой информации процессов реформирования экономики страны:

- широко привлекать к этой работе руководителей и ведущих специалистов министерств, ведомств, местных органов власти и управления, работников науки и представителей общественности;

- организовать проведение регулярных семинаров для журналистов, специализирующихся на социально-экономических проблемах, обеспечивать их статистическими и другими материалами.


20. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, Минсельводхозу (Бегалиев), ассоциации "Узагромашсервис" (Нишанов), компании "Узсельхозмаш-холдинг" (Матчанов) до 15 марта 2003 года обеспечить подготовку всей сельскохозяйственной техники, необходимой для проведения весенне-полевых работ, а до 1 мая - зерноуборочных комбайнов и кормоуборочной техники.

Минсельводхозу завершить до начала посевной кампании очистку и ремонт коллекторно-дренажной и оросительной сети, ремонт насосных станций и гидротехнических сооружений.

Ассоциации "Узхлопкопром" и Минсельводхозу до 1 марта т.г. обеспечить согласно утвержденной схеме размещения хлопчатника подготовку высококлассных семян хлопчатника и своевременную качественную их протравку.


21. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У.Т.

Ход выполнения настоящего решения рассматривать на заседаниях Кабинета Министров ежеквартально и по итогам 2003 года в целом.



Председатель

Кабинета Министров                                И. Каримов



г.Ташкент



"Народное слово" N 41 (3133) за 19.02. 2003 г.