Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы предприятий от 25.03.1992 г. N 4-1-1

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


25.03.1992 г.

N 4-1-1




ИНСТРУКЦИЯ

о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога

на доходы предприятий


Настоящая инструкция издается на основании Закона Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года N 225-ХII "О налогах с предприятий, объединений и организаций" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Узбекистан от 14 января 1992 года N 521-ХII "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

Положения настоящей инструкции не распространяются на созданные на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями, а также на иностранные юридические лица, получающие доходы от деятельности в Республике Узбекистан.

В порядке, предусмотренном настоящей инструкцией, облагаются доходы, полученные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.



I. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА


1. Плательщиками налога являются:

а) предприятия, объединения и организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами по законодательству Республики Узбекистан (за исключением перечисленных в пункте 2), а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения предприятий, объединений, организаций, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банковских учреждениях;

б) организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получающие доходы от хозяйственной (коммерческой) деятельности, кроме бюджетных научно-исследовательских организаций, а также предприятий, получающих дотации из бюджета на покрытие плановых расходов в части, не обеспеченной собственными доходами;

в) международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность;

г) банки, страховые органы.

Плательщики налога, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются "предприятия".


2. Колхозы, совхозы, дехканские хозяйства и другие сельскохозяйственные предприятия (перечень этих предприятий приведен в приложении N 1) являются плательщиками налога только по доходам, полученным от несельскохозяйственной деятельности и доходам от сельскохозяйственной деятельности в той части, которая не обеспечивается собственным землепользованием плательщика (доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции не собственного производства).

Особые категории плательщиков ежегодно пересматриваются и утверждаются Верховным Советом Республики Узбекистан при утверждении бюджета.


3. По предприятиям, относящимся к основной деятельности Среднеазиатской железной дороги, Управления гражданской авиации, Министерства энергетики и электрификации, Узгосстраха, расчеты с бюджетом по налогу на доходы производятся в централизованном порядке.



II. ИСЧИСЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ДОХОДА


4. Объектом налогообложения является валовой доход предприятия за отчетный период.

Валовой доход предприятия, исчисленный для целей налогообложения, представляет собой сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и результатов от внереализационных операций.

Под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) понимается сумма по оплаченным счетам за отгруженную продукцию и оказанные работы и услуги, а также сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции к дате окончания налогооблагаемого периода, если иное не предусмотрено специальными нормативными актами.

По строительно-монтажным, ремонтно-строительным, пусконаладочным, проектно-изыскательским и научным организациям для целей налогообложения под выручкой понимается стоимость выполненных работ, подтвержденных заказчиком.

Для предприятий торговли и общественного питания, снабженческо-бытовых и заготовительных предприятий, торгующих покупными товарами, под доходом от реализации (выручкой) для целей налогообложения понимается разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.

Для предприятий, получающих доходы от посреднической деятельности (как комиссионное вознаграждение), под доходом от реализации для целей налогообложения понимается сумма полученных комиссионных вознаграждений (процентов) по всем сделкам, осуществленным в налогооблагаемый период.

По биржам, кроме комиссионных вознаграждений, следует включать доходы, получаемые от продажи брокерских мест, плату за право участия в торгах, доходы от оказания платных услуг.

Под результатами от внереализационных операций понимаются поступления от сдачи имущества в аренду, поступившие штрафы и неустойки (за минусом уплаченных), доходы от облигаций, проценты по выданным ссудам и другие поступления, относимые к доходам за минусом расходов по ним.

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, относятся за счет дохода, остающегося в распоряжении предприятия.

К результатам от внереализационных операций, учитываемым для целей налогообложения, не относятся дивиденды по акциям и другие доходы от капитала, вложенного в уставной фонд других предприятий.

Для предприятий, осуществляющих товарообменные операции, как в форме прямого обмена, так и в форме отпуска продукции по ценам ниже себестоимости, под доходом от реализации понимается сумма сделки, которая определяется расчетно исходя из цен реализации аналогичной продукции, применявшихся в порядке совершения сделки.

При этом для предприятий, работающих по фиксированным ценам и тарифам, под расчетной ценой понимается фиксированная цена, а для предприятий, работающих по любым другим ценам и тарифам, средняя биржевая цена, взвешенная по объемам сделок на биржах, рассчитанная органами государственной статистики.


5. Взносы, паи и иные целевые финансовые средства, объединяемые для решения общих задач, не являются доходами юридического лица, созданного специально для решения этих общих задач, и не являются объектом налогообложения. Объектом налогообложения является доход, полученный этим юридическим лицом от коммерческого или иного использования аккумулированных средств.


6. Для целей налогообложения предприятий определяется налогооблагаемая база как валовой доход предприятия, уменьшенный на следующие суммы обязательных платежей, материальных и приравненных к ним затрат:

а) суммы, причитающиеся к уплате в бюджет в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы республики, налога на фонд оплаты труда колхозников, земельного налога, отчислений на содержание, ремонт и строительство дорог общего пользования;

б) отчисления в пенсионный фонд Республики Узбекистан, фонд занятости населения Республики Узбекистан, фонд социального страхования Республики Узбекистан, суммы, вносимые по обязательным страховым платежам, а также другие обязательные платежи, определяемые законодательством Республики Узбекистан;

в) суммы платежей по процентам за краткосрочные кредиты банков, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам;

г) суммы рентных платежей, вносимых в установленном порядке;

д) суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода и учтенных в калькуляции себестоимости реализованной продукции.

При этом амортизационные отчисления на полное восстановление производятся в соответствии с нормами, утвержденными Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан. До утверждения норм амортизации действуют нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов народного хозяйства СССР";

е) арендную плату (расчеты по финансовому лизингу). При этом предприятия, арендующие все или часть основных фондов (в том числе с правом выкупа этих фондов у собственника, либо использующие финансовый лизинг), включают амортизационные отчисления на полное восстановление арендуемых основных фондов в арендную плату (в расчеты по финансовому лизингу).

Арендная плата по арендным предприятиям, образованным на базе государственных предприятий, их структурных подразделений и филиалов перечисляется в доход республиканского или местных бюджетов, если эти предприятия являются государственной собственностью;

ж) суммы приобретаемых нематериальных активов, не имеющих вещественно-натуральной формы, но приносящих доход предприятию или создающих условия для получения дохода.

В состав нематериальных активов включается стоимость:

приобретаемых патентов, авторских прав, лицензий, "ноу-хау", программного обеспечения;

собственного патентования;

права использовать торговую марку.

Расходы, проводимые по статье "нематериальные активы", разрешается вычитать из валового дохода по типу амортизационных отчислений. Порядок вычета определяется плательщиком. При этом срок амортизации не должен превышать пяти лет;

з) все виды платежей, связанных с использованием прав на нематериальные активы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

и) суммы расходов на оплату работ по сертификации продукции, консультационных, информационных и аудиторских услуг;

к) плату сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану;

л) суммы расходов по оплате услуг связи и вычислительных цен ров;

м) суммы расходов на служебные командировки (включая полевое довольствие и выплаты в строительных организациях за передвижной характер работы) в соответствии с действующим законодательством;

н) суммы расходов на представительские цели по действующим нормам;

о) суммы расходов на рекламу;

п) стоимости материальных затрат, отнесенных на реализованную продукцию (услуги), оплата которых произведена предприятием к дате окончания налогооблагаемого периода.

Перечень материальных затрат, вычитаемых из валового дохода при определении налогооблагаемой базы, приведен в приложении N 2.

До разработки и утверждения нормативов и норм, расходы на оплату работ по частям и), к), л), о) настоящего пункта исключаются из налогооблагаемой базы в фактически произведенных суммах, подтвержденных соответствующими расчетными документами.

Особенности определения налогооблагаемой базы банков приводятся в приложении N 3 к данной инструкции.

По страховым организациям, кроме перечисленных в настоящем пункте затрат и обязательных платежей, налогооблагаемая база уменьшается на следующие суммы затрат и отчислений:

- суммы расходов по страховым и перестраховочным операциям, включающие:

суммы платежей, переданных по договорам перестрахования; суммы платежей по договорам страхования и перестрахования, действие которых не прекратилось на конец отчетного года; суммы произведенных и начисленных выплат по страховым и перестраховочным обязательствам; суммы неоконченных выплат по страховым событиям прошлых лет (включая обязательства в пределах срока исковой давности); страховые суммы по договорам, по которым заявлено о наступлении страхового случая, но не представлены размеры убытка;

- суммы отчислений в страховые и резервные фонды. Отчисления в страховые и резервные фонды производятся в процентах от суммы дохода. Процент отчислений определятся по совокупности нормативов, определяемых страховой организацией для каждого вида страхования, осуществляемого в соответствии с имеющейся лицензией, исходя из количества заключенных договоров страхования, сроков их действия, объема страховых обязательств, характера страховых рисков, размеров выплат, произведенных по ранее действующим договорам, и иных особенностей складывающейся динамики в данном виде страхования и в деятельности страховой организации в целом.

При этом отчисления в страховые и резервные фонды не могут превышать 20 процентов от доходов страховой организации до достижения размеров 25 процентов уставного фонда страховой организации;

- суммы средств, направляемых страховой организацией на финансирование мероприятий по предотвращению и предупреждению наступления страховых событий (превентивные мероприятия);

- суммы комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам государственных страховых организаций по страховым и перестраховочным операциям.


7. Для предприятий, осуществляющих товарообменные операции, как в форме прямого обмена, так и в форме отпуска продукции ниже себестоимости, налогооблагаемая база совпадает с объектом налогообложения (пункты 4, 5, 6 не применяются).



III. СТАВКИ НАЛОГА И ПОРЯДОК

ЕГО ЗАЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ


Налогооблагаемая база, исчисленная в соответствии с разделом II, облагается налогом следующим образом.


8. По доходам предприятий отдельных отраслей народного хозяйства установлены ставки налога согласно перечню, утвержденному Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан (приложение N 4). Предприятия других отраслей народного хозяйства, не вошедшие в указанный перечень, вносят налог на доходы по ставке 18 процентов.

Доходы предприятия, учрежденного частным лицом, облагаются налогом в соответствии с разделом III настоящей Инструкции. Личные доходы предпринимателя, полученные от выполнения им трудовых обязанностей на этом предприятии, а также иные доходы, полученные от этого предприятия, облагаются налогом в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О подоходном налоге с граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства".

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности уплачивают налог по ставкам, установленным для того вида деятельности, который является для них основным (по сумме выручки от реализации продукции, работ, услуг).


9. По доходам, полученным от видеосалонов (видеопоказа), аукционов, казино, игровых автоматов с денежным выигрышем, лотерейных розыгрышей, проводимых негосударственными органами, проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий (на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи) по ставке 60 процентов.

Для целей налогообложения в соответствии с настоящей инструкцией к категории массовых концертно-зрелищных мероприятий не относятся спектакли, концерты, цирковые представления, творческие вечера, проводимые в помещениях театров, цирков, концертных залах, предназначенных исключительно для концертной деятельности, а также аналогичная деятельность, осуществляемая в рамках международных и республиканских фестивалей, конкурсов и смотров.


10. Доходы предприятия по дивидендам от акций и другие доходы от капитала, вложенного в уставной фонд других предприятий, облагаются налогом по ставке 15 процентов.


11. Размеры налоговых ставок, а также состав налоговых льгот и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом Республики Узбекистан при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.


12. Суммы налоговых платежей зачисляются в бюджет Республики Узбекистан, бюджеты Республики Каракалпакстан, областей г. Ташкента и другие местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым ежегодно в законодательном порядке.



IV. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ


13. От уплаты налога на доходы освобождаются предприятия:

- в общей численности основных работников которых инвалиды составляют не менее 50 процентов; учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ составляют не менее 75 процентов;

- специализированные на производстве протезно-ортопедических изделий, оказании услуг инвалидам по протезированию;

- предприятия по доходам, полученным от реставрации и восстановления памятников истории и культуры;

- лечебно-производственные мастерские при лечебных учреждениях;

- общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения;

- общество Красного Полумесяца, общество ветеранов войны и труда, Союз ветеранов Афганистана, фонды "Арал", имени Улугбека, Навои, Кадыри, помощи детям с отклонениями в развитии, Главная миссия фонда народной дипломатии, Ассоциация культуры Узбекистана, Ассоциация воинов-интернационалистов и воинов запаса, другие благотворительные фонды и ассоциации и их отделения, а также молодежные фонды, зарегистрированные в установленном порядке, по доходам, направленным на реализацию их уставной деятельности;

- доходы предприятий, созданных молодежными, профсоюзными организациями при высших, средних специальных учебных заведениях, средних и профессионально-технических училищах, направляемые ими на улучшение социально-бытовых условий студентов и учащихся;

- доходы дехканских рынков, используемые на строительство и расширение их материально-технической базы, развитие подведомственного гостиничного хозяйства, благоустройство и покрытие расходов по эксплуатации рынков;

- доходы городского пассажирского транспорта (кроме такси);

- доходы от оказания услуг населению по распространению печати (распространение периодической печати в розницу и по подписке);

- доходы, полученные от производства работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

- предприятия, объединения и организации ветеранов войны и труда, в которых работает не менее 50 процентов лиц, достигших пенсионного возраста (пенсионеров).


14. Вновь созданные предприятия уплачивают налог в первый год с момента создания (регистрации) в размере 25 процентов, во второй год - в размере 50 процентов от установленной ставки.

Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ранее действовавших предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на предприятия, созданные при предприятиях, объединениях и организациях при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у предприятий.

При прекращении деятельности предприятия до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности.


15. Временно от уплаты налога на доходы освобождаются:

- в течение 2-х лет доходы и валютная выручка, получаемые предприятием-патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве - с даты начала использования изобретения в пределах срока действия патента;

- в первые два года работы с момента создания (регистрации) дехканские (фермерские) хозяйства и частные предприятия (зарегистрированные в качестве юридического лица) по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, производству строительных материалов, продукции производственно-технического назначения, а также осуществление строительной деятельности, оказание ремонтных, ремонтно-строительных, бытовых и коммунальных услуг.

Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ранее действовавших предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на предприятия, созданные при предприятиях, объединениях и организациях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у предприятий.

При ликвидации дехканского (фермерского) хозяйства или частного предприятия, освобожденного от уплаты налога, до истечения трехлетнего срока сумма налога взимается в полном размере за весь период его деятельности.


16. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму:

- затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами власти и управления нормативами по содержанию находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, жилищного фонда, а также затрат предприятий на эти цели при долевом участии предприятий в содержании перечисленных учреждений.

Нормативы затрат на содержание указанных объектов утверждаются теми органами власти и управления, на территории которых находятся учреждения социальной сферы конкретных предприятий. Если такие нормативы местными органами власти и управления не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории подведомственных местным органам власти и управления;

- 30 процентов затрат на инвестиции, а также на погашение кредитов, полученных на инвестиции для производства продовольствия, строительных материалов, товаров народного потребления;

Указанная льгота предоставляется предприятиям, которые полностью использовали для осуществления инвестиций имеющиеся у них амортизационные отчисления;

- дохода, использованного на погашение кредита, предоставленного предприятиям связи на финансирование капитальных вложений в размере, не покрываемом доходами, оставляемыми в распоряжении предприятий;

- 30 процентов затрат на проведение природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоение новых технологий и видов продукции.

Указанная льгота не относится к предприятиям, непосредственно выполняющим заказы на проведение природоохранных мероприятий;

- 20 процентов дохода предприятий, полученного за счет повышения против соответствующего периода прошлого года физических объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления, товаров для детей, детского питания и медикаментов;

- взносов в экологические, оздоровительные и иные благотворительные фонды (если эти фонды зарегистрированы в качестве юридических лиц), предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, но не более 1 процента налогооблагаемого дохода;

- отчислений от доходов предприятий, находящихся в собственности религиозных и общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и движений), творческих союзов, благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, направляемых на осуществление уставной деятельности этих организаций, обществ, объединений, союзов и фондов;

- 30 процентов затрат, направляемых на подготовку, оснащение материально-технической базы специализированных аварийно-спасательных подразделений Гражданской обороны Республики Узбекистан, связанных с ведением спасательных работ при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

- затрат, направляемых на профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировку работников и внешкольную работу с подростками;

- 20 процентов дохода, полученного от выпуска изданий периодической печати, изданий детской, учебной, малотиражной (до 2000) экземпляров, научной и технической литературы, литературы на языке малочисленных народов и изданий для лиц с сенсорной недостаточностью;

- 15 процентов дохода строительных организаций, осуществляющих строительство объектов социальной сферы;

- затрат, направленных частным предприятиям на расширение, реконструкцию, техническое оснащение производства.

17. Местные органы власти и управления могут предоставлять дополнительные льготы по налогу на доходы в пределах сумм налога, зачисляемого в местные бюджеты, взимаемых с плательщиков, находящихся на их территории.


18. От налогообложения освобождаются проценты и дивиденды, получаемые по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам.



V. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ

И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА


19. Сумма налога определяется плательщиками самостоятельно, исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом предоставленных льгот и ставок налога.

В течение квартала все плательщики производят авансовые взносы налога в бюджет в размере согласно расчетам исходя из показателей по доходу на соответствующий период и ставки налога на доход, установленной в соответствии с Законом.

Авансовые взносы налога в бюджет производятся не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере 1/6 части квартальной суммы налога на доход.

По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на доход, налоговый орган по месту нахождения плательщика может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога.

По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года предприятие исчисляет нарастающим итогом с начала года сумму налога, исходя из фактически полученного дохода, подлежащего налогообложению.

Предприятия системы потребительской кооперации, частные предприятия, кооперативы, малые предприятия, общественные предприятия, объединения и организации, сельскохозяйственные предприятия определяют налог ежеквартально нарастающим итогом с начала года, с зачетом сумм налога, исчисленного за предшествующие кварталы исходя из фактически полученного дохода без уплаты авансовых взносов.

Плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан, и расчеты сумм налога на доход по форме согласно приложению N 5.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога предприятия до начала нового года представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки о фактических суммах налога на доход за текущий год, по форме согласно приложению N 6.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня установленного для представления бухгалтерских отчетов и балансов, а по годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в 5-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчета производится в 5-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса.

Платежные поручения на перечисление в бюджет авансовых сумм налога и причитающихся по расчетам, исходя из фактического дохода, сдаются плательщиками в учреждения банков до наступления срока платежа.

До принятия документа о сроках представления бухгалтерских отчетов и балансов Министерством финансов Республики Узбекистан следует руководствоваться Положением о бухгалтерских отчетах и балансах от 29 июня 1979 г. N 633 (Приложение к приказу Министерства финансов СССР от 23 июля 1979 г. N 105).

Зачисление сумм налога с предприятий производится на соответствующие главы и параграфы раздела 2 классификации доходов и расходов бюджетов.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы ведется на счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Налог на доходы". Исчисленный в установленном порядке налог отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Налог на доходы" в корреспонденции со счетом 81 "Использование прибыли (дохода)". Перечисление суммы налога отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Налог на доходы" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".



VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


20. Сумма дохода, полученная за границей в переводе по курсу Госбанка Республики Узбекистан, включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в Республике Узбекистан, и учитывается при определении размера налога.

Суммы налогов на доходы, полученные за пределами территории Республики Узбекистан, уплаченные предприятием за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ими налога на доходы в Республике Узбекистан. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога на доход, подлежащую уплате в Республике Узбекистан в отношении дохода, полученного за границей.



VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПЛАТЕЛЬЩИКОВ


21. Плательщики налога на доходы обязаны:

- вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов;

- предъявлять, а в соответствующих случаях представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

- своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов;

- допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятельность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.

Руководители и соответствующие должностные лица предприятий, учреждений и организаций обязаны подписать акт проверки, произведенной налоговыми органами, а в случае несогласия с фактами, отраженными в акте, представить письменное пояснение мотивов несогласия. Они также обязаны выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.


22. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на доходы предприятий возлагается на плательщиков и их должностных лиц. За нарушение настоящего Закона к плательщикам применяются финансовые санкции, предусмотренные "Положением о государственных налоговых органах Республики Узбекистан", утвержденным постановлением Верховного Совета республики от 14 июня 1991 года.


23. Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налога, бухгалтерских отчетов и балансов за соответствующий период, уплачивают 110 процентов суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После представления названных документов производится перерасчет налогов, исходя из фактически полученного дохода.


24. Плательщики налогов за отсутствие учета налога на доходы или ведение этого учета нарушением установленного порядка, а также за непредставление, несвоевременное представление налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, уплачивают в бюджет 10 процентов с причитающихся сумм налога.


25. В случае сокрытия (занижения) дохода с плательщика взыскивается сумма сокрытого (заниженного) дохода, а также штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. Суммы сокрытого (заниженного) дохода и штрафа вносят за счет дохода, остающегося в распоряжении предприятия, в 10-дневный срок со дня составления должностными лицами налоговых органов акта проверки о выявленных нарушениях.


26. На должностных лиц, виновных в сокрытии (занижении) дохода, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушениями установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, в несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налога, налоговыми органами налагается административный штраф в размере от 400 до 800 рублей, а за те же действия, совершенные в течение года после наложения административного штрафа, в размере от 800 до 1500 рублей.


27. Суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытого (заниженного) дохода и штрафы за сокрытие (занижение) дохода взыскиваются за все время уклонения по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке.

Своевременно неуплаченная сумма налога взыскивается за все время задолжности бюджету с начислением пени в размере 0,5 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты).


28. Суммы налога на доходы, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годичный срок со дня их поступления.

Подача заявления о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока.

Возврат неправильно уплаченного налога из бюджета производится не более чем за один год до обнаружения неправильной уплаты.



VIII. КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


29. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на доходы с предприятий осуществляется налоговыми органами Республики Узбекистан в соответствии с "Положением о государственных налоговых органах Республики Узбекистан".



IX. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


30. Жалобы на действия должностных лиц налоговых органов подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются, и решения по ним выносятся не позднее 30-дневного срока с момента поступления жалоб.

Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий налоговый орган. Подача жалобы не приостанавливает взыскание налогов и финансовых санкций. Орган, рассматривающий жалобы, имеет право приостановить взимание причитающейся суммы налога до разрешения жалобы.



Первый заместитель

министра финансов                                                    Т. Н. Гуськова


Первый заместитель

начальника Главного

Государственного

налогового управления                                              Х. Х. Ташходжаев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Инструкции



ПЕРЕЧЕНЬ

сельскохозяйственных предприятий, подлежащих

освобождению от налога на доходы предприятий


1. Колхозы всех производственных направлений.


2. Совхозы, птицефабрики, племенные заводы, животноводческие промкомплексы, плодо- и тутовые питомники, инкубаторно-птицеводческие станции.


3. Дехканские (фермерские) хозяйства.


4. Сельскохозяйственные кооперативы, малые предприятия и другие виды предприятий, специализирующиеся на выращивании сельскохозяйственной продукции.


5. Межхозы сельскохозяйственного направления.


6. Откормочные пункты и хозяйства.


7. Районные конторы (предприятия) по заготовке и доращиванию скота.


8. Головные коконосушилки и пункты первичной обработки коконов, гренажные заводы и племшелкостанции.


9. Учебные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, специализирующиеся на сельскохозяйственной деятельности.


10. Госплемстанции, станции искусственного осеменения скота.


11. Межхозяйственные биолаборатории.


12. Подсобные сельскохозяйственные предприятия на самостоятельном балансе.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Инструкции



ПЕРЕЧЕНЬ

материальных затрат, вычитаемых из валового дохода

предприятия при расчете налогооблагаемой базы


1. К материальным затратам предприятия (независимо от этапов производства, на которых они совершаются) относятся при исчислении налогооблагаемой базы оплаченные и учтенные в калькуляции себестоимости реализованной продукции расходы на:

а) сырье и материалы, приобретаемые со стороны и подвергающиеся обработке, переработке на данном предприятии (за исключением сырья и материалов, приобретаемых с целью перепродажи);

б) покупные материалы, используемые на производственные и хозяйственные нужды предприятия;

в) износ не относимых к основных фондам инструментов, приспособлений, инвентаря, оборудования, спецодежды и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отнесенных на себестоимость реализованной продукции;

г) покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу и дополнительной обработке на данном предприятии;

д) работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями или подразделениями самого предприятия, имеющими самостоятельный баланс. В последнем случае плата за работы и услуги включается в доходы такого подразделения;

е) приобретаемое со стороны топливо всех видов, расходуемое на технологические цели, выработку других видов энергии, на отопление, на собственные транспортные расходы;

ж) покупная энергия всех видов, расходуемых на производственные и хозяйственные нужды предприятия, включая расходы на ее трансформацию и передачу внутри предприятия;

з) отчисления на геологоразведочные и геологопоисковые работы;

и) рекультивацию земель, в том числе рекультивацию, выполняемую сторонними организациями;

к) проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) основных производственных фондов;

л) использование природного сырья, плату за древесину, отпускаемую на корню, воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов. При этом другие виды платежей за природные ресурсы, включая платежи в форме аренды и штрафы, осуществляются за счет остающегося у предприятий дохода;

м) тару и упаковку, не включенные в цену приобретаемых ресурсов;

н) транспортировку, доставку, хранение, осуществляемые силами поставщика (эти расходы не включаются в цену, но относятся на соответствующие статьи затрат на производство в случае, если транспортировка, доставка, включая погрузочно-разгрузочные работы, хранение производятся третьими организациями или силами самого плательщика);

о) возмещение стоимости питания рабочих и служащих.


2. Из расходов на материальные ресурсы, включаемые в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.


3. Все остальные статьи материальных затрат, относимые на себестоимость, при ее калькулировании не должны вычитаться из валового дохода предприятия при расчете налогооблагаемой базы.


4. Кабинет министров при Президенте Республики Узбекистан вправе вносить связанные с социальной защитой населения уточнения в перечень материальных и приравненных к ним затратам.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Инструкции



ОСОБЕННОСТИ

определения налогооблагаемой базы банков


1. В состав доходов банков, исчисленных для целей налогообложения, включаются следующие виды доходов:

проценты, полученные за предоставление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов;

доходы от платы за кредитные ресурсы, размещаемые в Госбанке (для Сбербанка);

доходы от коммерческо-хозяйственной деятельности учреждений банка;

плата, полученная от клиентов за расчетное и кассовое обслуживание;

доходы от лизинговых операций;

доходы от факторинговых операций;

комиссионные вознаграждения, полученные от клиентов за оказание банковских услуг;

доходы, получаемые по операциям с иностранной валютой при наличии лицензии Госбанка Республики Узбекистан на эти операции;

другие доходы, полученные банком от оказания услуг (консультации, разработка отдельных нормативных актов для хозорганов и др.), а также штрафы, пени и т.п.


2. Для целей налогообложения банков налогооблагаемая база определяется как доходы банка, уменьшенные на суммы затрат и обязательных платежей, определенные в пункте 6 настоящей инструкции, а также на следующие суммы затрат и обязательных платежей:

платежей за кредитные ресурсы, полученные во временное пользование от банков, операционные расходы, расходы по перевозке и хранению денежных средств и ценностей;

начисленные и уплаченные проценты по расчетным и текущим счетам, депозитным счетам, вкладам населения, по счетам Госстраха;

отчисления в резервные и страховые фонды банков в размере до 20 процентов доходов банков до достижения размеров этих фондов 25 процентов уставного фонда банка. Для Сберегательного банка норматив отчислений в резервный фонд банка устанавливается Государственным банком Республики Узбекистан.

При этом отчисления в резервные и страховые фонды банков в размере до 20 процентов производятся с налогооблагаемого дохода, т.е. с дохода, остающегося после уплаты всех обязательных платежей и уменьшенного на суммы материальных и приравненных к ним затрат, в соответствии с пунктами 4, 5, 6 и приложения N 3 настоящей Инструкции.

Приобретение банками машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества для лизинговых операций осуществляется за счет уставных фондов и других собственных источников, а также за счет привлеченных средств.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Инструкции



СТАВКИ

налога на доходы предприятий

отдельных отраслей народного хозяйства


Отрасли народного хозяйства

Ставки налога на доходы в % к налогооблагаемой базе

1.1. Строительство (строительные, ремонтно-строительные, строительно-монтажные предприятия)

15

1.2. Наука (научно-исследовательские, конструкторские, проектно-изыскательские организации)

15

1.3. Бытовое обслуживание населения

15

1.4. Коммунальное хозяйство

15

1.5. Потребкооперация, включая Уззаготторг

15

1.6. Узгосстрах

15

1.7. Связь

15

1.8. Угольная промышленность и вольфрамовые рудники

15

1.9. Хозяйственные организации народного образования, здравоохранения, культуры, науки, физической культуры и спорта

15

1.10.Торговля (государственная)

15

1.11.Предприятия и организации туризма и экскурсий

15

1.12.Геологоразведка

15

2.1. Топливно-энергетическая промышленность (кроме угольной)

25

2.2. Металлургическая промышленность

25

2.3. Химическая промышленность

25

2.4. Машиностроительная промышленность

25

2.5. Перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса

25

2.6. Снабжение и сбыт (системы Узконтрактторга, Госкомнефтепродукта, Узхлопкопромсбыта)

25

3.1. Банки (кроме Узсбербанка)

35

3.2. Биржи и брокерские конторы

35

3.3. Коммерческие страховые организации

35

3.4. Торгово-коммерческая и посредническая деятельность

35

  

Примечание. Для отраслей народного хозяйства, не вошедших в данный перечень, ставка налога на доходы устанавливается в размере 18 процентов.

Государственные издательства и предприятия полиграфии относятся к хозорганам социальной сферы.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Инструкции



РАСЧЕТ

налога на доходы по _________________________

____________________________________________

(наименование предприятия)

за ______________ 199 __ г.


По данным плательщика

По данным налоговой инспекции

1

2

3

I. Валовой доход предприятия - всего



в том числе:



1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) счет 46



2. Выручка от прочей реализации счет 47, 48



3. Сальдо внереализационных операций



II. Из валового дохода исключаются



1. Материальные и приравненные к ним затраты, обязательные платежи



III. Налогооблагаемая база (стр.I - стр.II)



1. Льготы по налогу



IV. Налогооблагаемый доход (стр.III - стр.I)



V. Ставка налога на доходы в %



VI. Причитается в государственный бюджет налога на доходы (стр.IV x стр.V : 100)



VII. Начислено налога на доходы



VIII.К доплате по сроку



IX. К уменьшению



Установленный срок для представления баланса:



квартального



годового



     

Примечания:

1. К материальным и приравненным к ним затратам относятся затраты, перечисленные в пункте 6.

2. В начисленную сумму налога на доходы, отражаемую по строке IX расчета, включаются причитающиеся суммы налога в бюджет за предыдущий отчетный период и авансовые платежи за отчетный период.

3. К результатам от внереализационных операций, учитываемых для целей налогообложения, не относятся дивиденды по акциям и другим доходам от капитала, вложенного в уставный фонд других предприятий, в связи с тем, что расчет по этим доходам составляется плательщиками отдельно по следующей форме.




РАСЧЕТ

налога на доходы по дивидендам от акций

и другие доходы от капитала, вложенного

в уставный фонд других предприятий

______________________________________

(наименование предприятия)


за __________________199 __ г.


Показатели

по данным плательщика

по данным налоговой инспекции

1. Доход по дивидендам от акций и другие доходы от капитала вложенного в уставный фонд других предприятий



2. Ставка налога



3. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет

всего (стр.1 х стр.2 : 100)



4. Начислено средств в бюджет за предыдущий период - всего



5. К доплате по сроку



6. К уменьшению



  

Руководитель предприятия

Руководитель налогового органа

/подпись/

/подпись/

Главный бухгалтер

Начальник отдела

/подпись/

/подпись/

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Инструкции



Кому _______________________________________

_____________________________________________

наименование районной (городской) налоговой инспекции



СПРАВКА

о взаимоотношениях с бюджетом по налогу на доходы

_____________________________________________

(наименование предприятия)


(тыс. руб.)


За год

в том числе по кварталам

I

II

III

IV

1. Облагаемый доход







2. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет






   

Руководитель предприятия


/подпись/


Главный бухгалтер


/подпись/