Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Положение о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.03.2018 г. N 249)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 30.03.2018 г. N 249



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке определения монопольно высоких

и монопольно низких цен на товары (работы, услуги),

реализуемые на товарном рынке


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" предусматривает порядок определения монопольно высоких и монопольно низких цен на реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (далее - субъект), по которым положение данного субъекта признано доминирующим.


2. Требования настоящего Положения не распространяются на хозяйствующих субъектов, производящих товары (работы, услуги) (далее - товар), цены на которые подлежат государственному регулированию.


3. Монопольно высокой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена:

превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;

направлена на компенсацию необоснованных затрат или получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Цена товара не признается монопольно высокой ценой в случае, если она сложилась по итогам биржевых торгов. При этом, нормы настоящего Положения распространяются на применение цен на биржевых торгах в качестве стартовых.


4. Монопольно низкой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца или покупателя, на уровне ниже его себестоимости и приносящая убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является ограничение конкуренции.


5. Определение монопольно высоких и монопольно низких цен на товары субъектов, по которым положение данного субъекта признано доминирующим, осуществляется в соответствии со схемой, приведенной в приложении к настоящему Положению.



ГЛАВА 2. ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ

И МОНОПОЛЬНО НИЗКИХ ЦЕН ТОВАРА


6. Хозяйствующие субъекты, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представляют в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.


7. Антимонопольный комитет Республики Узбекистан и его территориальные органы (далее - антимонопольный орган) в целях отслеживания динамики изменения цен на товары субъектов регулярно анализируют:

ежеквартально предоставляемую субъектами информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;

информацию органов статистики (справочники, бюллетени и другие);

сведения средств массовой информации;

материалы по результатам осуществляемых в установленном порядке контрольных функций (акты проверок и справки по результатам изучений, выданные предписания и другие);

данные иных источников, не запрещенных законодательством.


8. В случаях выявления изменений цен на товары субъектов или поступления обращений от физических и юридических лиц о фактах применения монопольно высоких или низких цен, антимонопольный орган в течение трех дней направляет письменный запрос в государственные органы, хозяйствующие субъекты и другие организации для получения:

информации об объемах производства, реализации, импорта и экспорта товаров;

расчетных и подтверждающих документов, необходимых для проведения изучения (анализа) на предмет выявления признаков изменения цены, а также для определения необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализаций товара, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения;

других документов, исходя из специфики товарного рынка.


9. Государственные органы, хозяйствующие субъекты и их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять ему, в установленном порядке, на безвозмездной основе необходимые документы и информацию. Информация представляется в антимонопольный орган в течение пятнадцати дней со дня получения запроса.


10. Антимонопольным органом в течение одного месяца со дня получения информации осуществляется изучение полученных данных и по их результатам выявляются признаки установления монопольно высоких цен на товар, выраженные в:

установлении цены на товар в размере, значительно превышающем цену на такой же товар, в том числе на взаимозаменяемые товары других субъектов рынка;

повышении установленной цены на товар более чем на 10 процентов, не поддающемся объяснению экономическими и технологическими факторами;

необоснованном повышении цены на товар по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом товарном рынке на 10 процентов;

повышении или сохранении цены на товар путем значительного снижения физических характеристик (вес или количество единицы товара, изменение качества) товара;

других действий, которые могут свидетельствовать о необоснованном изменении цены на товар.


11. Признаком установления монопольно низкой цены является применение цены на товар, которая не покрывает стоимость расходов, необходимых для производства товара, и не подразумевает получение прибыли, результатом чего может стать:

ограничение конкуренции;

вытеснение с рынка конкурентов;

другие последствия, противоречащие законодательству о конкуренции.


12. Для выявления признаков изменения цены на товар субъекта и влияющих на данные изменения факторов проводится анализ:

финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

изменения себестоимости товара, производственных затрат и расходов периода;

прибыли или убытка, полученных субъектом от реализации товара;

динамики изменения цены на товар субъекта и других участников рынка;

объемов производства, реализации товара и рыночной доли субъекта и других участников рынка;

использования производственных мощностей.


13. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализацией товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, учитываются:

материальные расходы, входящие в себестоимость, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;

расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;

амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта;

расходы по обслуживанию привлеченных средств;

другие расходы, непосредственно относящиеся к производству и реализации товара субъекта;

уровень прибыли, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие предприятия.


14. Прибыль определяется как разница между доходом от производства и реализации товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, а также фактически уплаченными налогами.


15. Величина необходимой прибыли, требуемой для развития субъекта, должна отражать особенности производимого и реализуемого товара, специфику товарного рынка и условия функционирования субъекта, а также учитывать:

инвестиции в создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;

уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов);

иные выплаты, предусмотренные законодательством.


16. При оценке необходимых расходов и прибыли субъекта на единицу товара при необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других участников рынка.


17. В ходе осуществления анализа во внимание принимается наличие государственного регулирования цен на товарном рынке, а также наличие исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на соответствующем рынке.



ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНО

ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА


18. При определении монопольно высокой цены товара учитывается факт установления субъектом цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли от цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на товарном рынке:

а) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению уровня цены товара;

спрос и (или) предложение на товар остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

б) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

состав продавцов или покупателей товара обуславливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

изменение спроса и (или) предложения по товару обуславливает изменения цены товара в сторону уменьшения.



ГЛАВА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНО

НИЗКОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА


19. При определении монопольно низкой цены товара учитывается факт установления субъектом цены, не покрывающей необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке:

а) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

спрос и (или) предложение по товару остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

б) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

изменение спроса и (или) предложения по товару обуславливает изменение цены товара в сторону увеличения.


20. Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если:

она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов, не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ МЕР ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

ПРИМЕНЕНИЯ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКОЙ

И МОНОПОЛЬНО НИЗКОЙ ЦЕНЫ


21. При установлении признаков применения монопольно высокой или монопольно низкой цены по итогам проведенного анализа антимонопольный орган в течение трех дней после завершения изучения принимает меры в соответствии с Положением о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2005 г. N 225.

В соответствии с вышеуказанным Положением возбуждаемое дело в отношении субъекта, нарушившего законодательство о конкуренции, рассматривается специальной комиссией антимонопольного органа. По итогам рассмотрения принимается решение о выдаче предписания или об отсутствии правонарушения.


22. При выявлении монопольно высокой или монопольно низкой цены ущерб (упущенная выгода), нанесенный применением такой цены, может взыскиваться хозяйствующими субъектами-конкурентами или потребителями (контрагентами) в судебном порядке.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


23. За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.


24. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

порядка определения монопольно высоких

и монопольно низких цен на товары (работы, услуги),

реализуемые на товарном рынке

             

              

Этапы

Субъекты

Мероприятия

Сроки выполнения

1-й этап

      

Хозяйствующие субъекты, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее - положение на товарном или финансовом рынке

         

       

Представляют в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.

        

Ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала

2-й этап

Антимонопольный орган

      

Направляет письменный запрос в государственные органы, хозяйствующие субъекты и другие организации для получения необходимой информации в целях проведения изучения, в случаях выявления изменения цен на товары или поступления обращений о применении монопольно высоких или низких цен.

         

          

В течение трех дней после получения информации о применяемых ценах на товары или поступления обращения физических и юридических лиц

     

3-й этап

      

Государственные органы, хозяйствующие субъекты и другие организации

        

        

Представляют запрашиваемую информацию в антимонопольный орган.


В течение пятнадцати дней со дня получения запроса

     

4-й этап

Антимонопольный орган

         

Проводит изучение на предмет определения применения монопольно высоких и монопольно низких цен на основании полученной информации и сведений.

           

Один месяц со дня получения информации

5-й этап

Антимонопольный орган

     

При выявлении признаков применения монопольно высокой или монопольно низкой цены возбуждает дело в соответствии с Положением о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 октября 2005 года N 225 (далее - Положение).

        

В течение трех дней после завершения изучения


6-й этап

Антимонопольный орган

         

Рассматривает возбужденное в отношении субъекта дело по признакам нарушения законодательства о конкуренции в соответствии с Положением. По итогам рассмотрения дела принимается решение о выдаче предписания или об отсутствии правонарушения.

         

В течение одного месяца






         

В соответствии с пунктом 20 Положения производство по делу может быть прекращено в случае добровольного устранения хозяйствующим субъектом нарушения законодательства.

        


В ходе рассмотрения дела






























7-й этап

       

Хозяйствующие субъекты, в отношении которых возбуждено дело

           


          

Исполняют решение и предписание антимонопольного органа.



В установленный в решении и предписании срок






























            

В случае несогласия с решением и предписанием антимонопольного органа - обжалуют их в судебном порядке.

       


В течение одного месяца после




















            

           

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 марта 2018 г.