Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.07.2019 г. N ПП-4400 "О мерах по повышению доступности микрофинансовых услуг"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.07.2019 г.
N ПП-4400
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ
МИКРОФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Отметить, что принимаемые меры по совершенствованию правовой основы и упрощению разрешительных процедур для организации деятельности небанковских кредитных организаций, а также по вовлечению коммерческих банков в процесс микрофинансирования способствовали значительному расширению объемов оказания микрофинансовых услуг в республике.
Вместе с тем международный опыт регулирования сферы микрофинансирования свидетельствует о необходимости расширения потенциала кредитных организаций для удовлетворения растущей потребности населения и субъектов предпринимательства в микрофинансовых услугах.
В связи с этим, актуальными направлениями работы по дальнейшему совершенствованию сферы микрофинансирования в республике на современном этапе должны стать улучшение законодательства, внедрение наилучших практик микрофинансирования, в том числе возможности дистанционного обслуживания, расширение линейки оказываемых услуг, предупреждение образования чрезмерной долговой нагрузки населения, повышение финансовой грамотности населения, финансовой доступности и защита прав потребителей данных услуг.
В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития сферы микрофинансирования, а также в соответствии с задачами, определенными Указом Президента Республики Узбекистан от 8 января 2019 года N УП-5614 "О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики":
1. Принять к сведению, что Центральным банком Республики Узбекистан привлечено техническое содействие Всемирного банка в разработке Национальной стратегии повышения финансовой доступности (далее - Национальная стратегия), предусматривающей компоненты расширения доступности финансовых услуг, повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства, защиту прав потребителей финансовых услуг с учетом передового международного опыта в данной сфере.
2. Образовать Координационный совет по разработке и последующей реализации Национальной стратегии повышения финансовой доступности в составе согласно приложению N 1, определив его основными задачами:
обеспечение скоординированного взаимодействия ответственных министерств и ведомств за ходом реализации Национальной стратегии с принятием при необходимости оперативных мер по выполнению намеченных мероприятий;
организацию эффективного взаимодействия с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями, экспертным сообществом и средствами массовой информации по вопросам реализации Национальной стратегии, проведение в этих целях семинаров, "круглых столов", конференций и других мероприятий.
3. Координационному совету (Кучкаров Д.А.):
в месячный срок утвердить план практических мер по выполнению до конца 2019 года мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего постановления, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе реализации плана;
в срок до 1 января 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения "Об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой доступности".
4. Центральному банку Республики Узбекистан:
в срок до 1 января 2020 года при содействии профильных международных экспертов провести исследования и опросы с целью объективной оценки состояния уровня финансовой грамотности населения и финансовой доступности;
усилить взаимодействие с Альянсом финансовой инклюзивности и центральными банками зарубежных стран для совершенствования финансовой доступности.
7. Ввести порядок, в соответствии с которым запрещается:
выдача кредитов (займов) физическим лицам и учет их обязательств по кредитам (займам) в иностранной валюте;
принятие небанковскими кредитными организациями от физических лиц в залог жилого недвижимого имущества, в обеспечение краткосрочных микрофинансовых услуг;
оказание новой микрофинансовой услуги физическому лицу при наличии непогашенной просроченной задолженности по ранее полученным кредитам (займам).
8. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до:
1 сентября 2019 года упростить требования по технической оснащенности зданий и кассовых помещений микрокредитных организаций с учетом современных реалий, международного опыта и совершенствования методов оказания микрофинансовых услуг;
1 октября 2019 года утвердить методологию расчета и допустимые значения показателя долговой нагрузки заемщика - физического лица по кредитам (займам), а также нормы по сдерживанию роста долговой нагрузки физических лиц, в том числе по максимальной дневной процентной ставке;
1 ноября 2019 года утвердить порядок оказания дистанционных услуг кредитными организациями, предусматривающий наличие адекватного управления рисками, обязательное получение кредитной информации от кредитных бюро, обеспечение безопасности и непрерывности деятельности;
1 декабря 2019 года совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан внедрить механизм дистанционной идентификации кредитными организациями физического лица, ранее прошедшего первичную идентификацию в коммерческом банке.
9. Центральному банку, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года:
обеспечить интеграцию базы данных ГУП "Залоговый реестр" при Центральном банке с базами данных Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, предусматривающую расширение доступа кредитных организаций в части наложения, снятия запрета и проверки статуса заложенного движимого имущества по микрофинансовым услугам;
разработать и внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих отмену обязательного нотариального удостоверения договора залога по микрофинансовым услугам и возможности внесения кредитными организациями соответствующих записей в базу данных залогового реестра с одновременным отражением информации в базах данных Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Республики Узбекистан.
10. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2019 года, исходя из анализа влияния норм, установленных настоящим постановлением, а также экспертных заключений профильных международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О небанковских кредитных организациях", предусматривающий в том числе:
организационно-правовые основы деятельности небанковских кредитных организаций;
определение допустимых видов финансовых операций, проводимых небанковскими кредитными организациями;
регулирование отношений в области оказания микрофинансовых услуг и защиты прав их потребителей;
порядок надзора и регулирования деятельности небанковских кредитных организаций.
11. Утвердить План подробных практических мероприятий по реализации настоящего постановления согласно приложению N 2.
Руководителям ответственных министерств, ведомств и других организаций обеспечить неукоснительное и качественное исполнение всех мероприятий в установленные сроки.
12. Признать утратившим силу пункт 41 приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года N ПП-3270 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики".
13. Центральному банку Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
привести принятые ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 23.07.2019 г. N ПП-4400
СОСТАВ
Координационного совета по разработке и последующей
реализации Национальной стратегии повышения
финансовой доступности
Кучкаров Д.А. |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр финансов Республики Узбекистан, председатель Координационного совета
|
Нурмуратов М.Б. |
- |
председатель Центрального банка Республики Узбекистан, заместитель председателя Координационного совета
|
Икрамов А.И. |
- |
председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан
|
Касымов Д.С. |
- |
Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства
|
Маджидов И.У. |
- |
министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
|
Ишметов Т.А. |
- |
первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан |
Истамов М.Ш. |
- |
первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан
|
Умаров О.М. |
- |
первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
|
Захидов Б.Э. |
- |
заместитель председателя Центрального банка Республики Узбекистан
|
Носиров С.С. |
- |
директор департамента Центрального банка Республики Узбекистан |
Примечание. При переходе членов совета на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.
к Постановлению Президента РУз
от 23.07.2019 г. N ПП-4400
ПЛАН
подробных практических мероприятий по реализации
постановления Президента Республики Узбекистан
от 23 июля 2019 года N ПП-4400 "О мерах по повышению
доступности микрофинансовых услуг"
N |
Пункты постановления |
Срок исполнения и механизмы реализации
|
Ответственный за контроль
|
|
от министерств, ведомств и других организаций
|
от Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров
|
|||
1. |
1. Принять к сведению, что Центральным банком Республики Узбекистан привлечено техническое содействие Всемирного банка в разработке Национальной стратегии повышения финансовой доступности (далее - Национальная стратегия), предусматривающей компоненты расширения доступности финансовых услуг, повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства, защиту прав потребителей финансовых услуг с учетом передового международного опыта в данной сфере. |
до 25 августа 2019 года разработка и утверждение плана практических мер по подготовке и внесению Национальной стратегии ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о ходе реализации плана
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
2. |
2. Образовать Координационный совет по разработке и последующей реализации Национальной стратегии повышения финансовой доступности в составе согласно приложению N 1, определив его основными задачами: обеспечение скоординированного взаимодействия ответственных министерств и ведомств за ходом реализации Национальной стратегии с принятием при необходимости оперативных мер по выполнению намеченных мероприятий; организацию эффективного взаимодействия с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями, экспертным сообществом и средствами массовой информации по вопросам реализации Национальной стратегии, проведение в этих целях семинаров, "круглых столов", конференций и других мероприятий. |
до 25 августа 2019 года разработка и утверждение плана практических мер по подготовке и внесению Национальной стратегии ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о ходе реализации плана
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
3. |
3. Координационному совету (Кучкаров Д.А.): в месячный срок утвердить план практических мер по выполнению до конца 2019 года мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего постановления, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе реализации плана; в срок до 1 января 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения "Об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой доступности". |
до 25 августа 2019 года разработка и утверждение плана практических мер по подготовке и внесению Национальной стратегии ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о ходе реализации плана
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
4. |
4. Центральному банку Республики Узбекистан: в срок до 1 января 2020 года при содействии профильных международных экспертов провести исследования и опросы с целью объективной оценки состояния уровня финансовой грамотности населения и финансовой доступности; усилить взаимодействие с Альянсом финансовой инклюзивности и центральными банками зарубежных стран для совершенствования финансовой доступности. |
до 1 января 2020 года постоянно разработка и реализация программы мер по усилению взаимодействия с Альянсом финансовой инклюзивности и центральными банками зарубежных стран
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
5. |
5. Одобрить предложения Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан о введении с 1 августа 2019 года порядка, в соответствии с которым: максимальная сумма микрозайма увеличивается до 50 миллионов сум., микрокредита - до 300 миллионов сум. и микролизинга - до 600 миллионов сум.; срок рассмотрения заявления на выдачу лицензии на право осуществления деятельности микрокредитных организаций и ломбардов сокращается с 30 дней до 15 рабочих дней; микрокредитные организации самостоятельно определяют процентное соотношение всех доверительных (бланковых) кредитов к их сформированному уставному фонду; микрокредитным организациям, созданным в форме акционерного общества, предоставляется право выпуска корпоративных облигаций и размещения их исключительно среди юридических лиц; иностранным микрокредитным организациям разрешается участвовать в уставном фонде действующих микрокредитных организаций в Республике Узбекистан.
|
до 25 сентября 2019 года внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего пункта приведение принятых ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
6. |
6. Установить, что с 1 августа 2019 года: а) микрокредитным организациям разрешается: выступать в качестве агентов банков, страховых компаний, других финансовых организаций с условием оказания агентских услуг только в безналичной форме и раскрытия информации о наличии агентского соглашения, а также выполнения норм законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; привлекать кредиты (займы) и выпускать корпоративные облигации в объемах, обеспечивающих соблюдение норм, установленных в рамках макропруденциального надзора; по решению высших органов управления микрокредитных организаций открывать центры розничных услуг, в том числе микрофинансовых услуг, оказываемых в безналичной форме, с уведомлением Центрального банка Республики Узбекистан в десятидневный срок со дня их открытия; б) банки и иные кредитные организации вправе предоставлять физическим лицам онлайн-кредиты (микрозаймы) при условии обеспечения банками и иными кредитными организациями дистанционной идентификации потенциального заемщика, проведения безопасного обмена данных и оценки кредитоспособности заемщика на основе скоринговой модели.
|
до 25 сентября 2019 года внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего пункта приведение принятых ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением |
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
7. |
7. Ввести порядок, в соответствии с которым запрещается: выдача кредитов (займов) физическим лицам и учет их обязательств по кредитам (займам) в иностранной валюте; принятие небанковскими кредитными организациями от физических лиц в залог жилого недвижимого имущества, в обеспечение краткосрочных микрофинансовых услуг; оказание новой микрофинансовой услуги физическому лицу при наличии непогашенной просроченной задолженности по ранее полученным кредитам (займам). |
до 25 сентября 2019 года внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего пункта приведение принятых ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением
|
М.Нурмуратов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
8. |
8. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до: 1 сентября 2019 года упростить требования по технической оснащенности зданий и кассовых помещений микрокредитных организаций с учетом современных реалий, международного опыта и совершенствования методов оказания микрофинансовых услуг; |
1 сентября 2019 года |
М.Нурмуратов П.Бобожонов |
Д.Кучкаров |
1 октября 2019 года утвердить методологию расчета и допустимые значения показателя долговой нагрузки заемщика - физического лица по кредитам (займам), а также нормы по сдерживанию роста долговой нагрузки физических лиц, в том числе по максимальной дневной процентной ставке; |
1 октября 2019 года |
|||
1 ноября 2019 года утвердить порядок оказания дистанционных услуг кредитными организациями, предусматривающий наличие адекватного управления рисками, обязательное получение кредитной информации от кредитных бюро, обеспечение безопасности и непрерывности деятельности; |
1 ноября 2019 года |
|||
1 декабря 2019 года совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан внедрить механизм дистанционной идентификации кредитными организациями физического лица, ранее прошедшего первичную идентификацию в коммерческом банке. |
1 декабря 2019 года |
|||
9. |
9. Центральному банку, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года: обеспечить интеграцию базы данных ГУП "Залоговый реестр" при Центральном банке с базами данных Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, предусматривающую расширение доступа кредитных организаций в части наложения, снятия запрета и проверки статуса заложенного движимого имущества по микрофинансовым услугам; разработать и внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих отмену обязательного нотариального удостоверения договора залога по микрофинансовым услугам и возможности внесения кредитными организациями соответствующих записей в базу данных залогового реестра с одновременным отражением информации в базах данных Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Республики Узбекистан.
|
до 1 декабря 2019 года создание межведомственной рабочей группы по решению всех технических и организационных вопросов, связанных с интеграцией баз данных |
М.Нурмуратов Ш.Садиков Р.Давлетов П.Бобожонов |
А.Арипов |
10. |
10. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2019 года, исходя из анализа влияния норм, установленных настоящим постановлением, а также экспертных заключений профильных международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О небанковских кредитных организациях", предусматривающий в том числе: организационно-правовые основы деятельности небанковских кредитных организаций; определение допустимых видов финансовых операций, проводимых небанковскими кредитными организациями; регулирование отношений в области оказания микрофинансовых услуг и защиты прав их потребителей; порядок надзора и регулирования деятельности небанковских кредитных организаций.
|
до 1 ноября 2019 года |
М.Нурмуратов Р.Давлетов С.Умурзаков Т.Ишметов А.Назиров МФИ/ИПФО Ассоциация банков Узбекистана Национальная ассоциация микрофинансовых институтов другие негосударственные организации в данной сфере
|
А.Арипов |
11. |
12. Признать утратившим силу пункт 41 приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года N ПП-3270 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики". |
до 25 сентября 2019 года внесение изменений в Правила проведения микрокредитными организациями финансовых операций (рег. N 1642 от 23.11.2006 г.) и другие ведомственные нормативно-правовые акты с учетом требований настоящего пункта
|
М.Нурмуратов |
Д.Кучкаров |
12. |
13. Центральному банку Республики Узбекистан в двухмесячный срок: совместно с Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления; привести принятые ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
|
до 25 сентября 2019 года |
М.Нурмуратов Т.Ишметов |
Г.Саидова Д.Кучкаров |
13. |
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
|
ежемесячное рассмотрение хода реализации настоящего постановления
|
М.Нурмуратов |
А.Арипов Д.Кучкаров |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 июля 2019 г.
"Народное слово", 24 июля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
29 июля 2019 г., N 30, ст. 526