Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. N ЗРУ-561 "О защите женщин от притеснения и насилия" (Принят Законодательной палатой 17.08.2019 г., одобрен Сенатом 23.08.2019 г.)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.09.2019 г.

N ЗРУ-561



О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН

ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ И НАСИЛИЯ


Принят Законодательной палатой 17 августа 2019 года

Одобрен Сенатом 23 августа 2019 года


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты женщин от всех форм притеснения и насилия.



Статья 2. Законодательство о защите женщин

от притеснения и насилия


Законодательство о защите женщин от притеснения и насилия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите женщин от притеснения и насилия, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


половое насилие - форма насилия в отношении женщин, посягающая на половую неприкосновенность и половую свободу путем совершения действий сексуального характера, без их согласия, а также принуждение к вступлению в половую связь с третьим лицом посредством применения насилия или угрозы его применения либо совершения развратных действий в отношении несовершеннолетних лиц женского пола;


физическое насилие - форма насилия в отношении женщин, посягающая на их жизнь, здоровье, свободу и иные охраняемые законом права и свободы путем причинения телесных повреждений различной степени тяжести, оставления в опасности, неоказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, совершения других правонарушений насильственного характера, применения или угрозы применения иных мер физического воздействия;


насилие - противоправное действие (бездействие) в отношении женщин, посягающее на их жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, честь, достоинство и иные охраняемые законом права и свободы путем применения или угрозы применения мер физического, психологического, полового или экономического воздействия;


экономическое насилие - форма насилия, осуществляемая в быту, на рабочих местах и в иных местах, действие (бездействие) в отношении женщин, вызывающее ограничение их права на обеспечение питанием, жилищными и другими необходимыми для нормального существования и развития условиями, ограничение в осуществлении права на собственность, образование и труд;


рабочее место - прямо или косвенно контролируемое работодателем место, где женщина должна находиться или куда ей необходимо следовать для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с заключенным с ней договором либо исполнения служебной обязанности;


психологическое насилие - форма насилия, выраженная в оскорблении женщин, клевете, угрозе, унижении чести, достоинства, дискриминации, а также других действиях, направленных на ограничение их волеизъявления, включая контроль в репродуктивной сфере, действие (бездействие), вызвавшее у жертвы притеснения и насилия опасения за свою безопасность, повлекшее неспособность защитить себя или наносившее вред психическому здоровью;


притеснение - действие (бездействие), унижающее честь и достоинство женщин, домогательство, преследование, за совершение которых не предусмотрена административная или уголовная ответственность;

жертва притеснения и насилия - лицо женского пола, находящееся под угрозой совершения притеснения и насилия в отношении нее или пострадавшая в результате притеснения и насилия;


защита от притеснения и насилия - система неотложных мероприятий экономического, социального, правового, организационного, психологического и иного характера с целью устранения опасности, возникшей для жизни, здоровья женщин, обеспечения их безопасности при наступлении жизненных обстоятельств, требующих срочных мер, а также недопущения повторных противозаконных действий со стороны лица, притесняющего и совершающего насилие в отношении жертвы притеснения и насилия;


предупреждение притеснения и насилия - система экономических, социальных, правовых, медицинских и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих притеснению и совершению насилия в отношении женщин, повышение осведомленности в обществе о правах женщин быть свободными от насилия;


преследование - действия, совершаемые против воли жертвы, несмотря на ее два или более сопротивления или предупреждения, выраженные в поиске жертвы, вступлении с ней в общение устно, посредством сетей телекоммуникаций, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет либо путем применения иных способов, посещении места ее работы, учебы и (или) проживания, и вызывающие у жертвы опасение за свою безопасность;

охранный ордер - документ, предоставляющий государственную защиту жертве притеснения и насилия, влекущий применение определенных настоящим Законом мер воздействия к лицу или группе лиц, притесняющих женщин или совершивших в отношении них насилие.



Статья 4. Права жертвы притеснения и насилия


Жертва притеснения и насилия имеет право на:

обращение в соответствующие уполномоченные органы и организации или суд с заявлением о совершении в отношении нее притеснения и насилия или угрозе их совершения;

получение бесплатной правовой консультации, экономической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи в специальных центрах, а также посредством бесплатной телефонной линии;

обращение в органы внутренних дел с требованием о выдаче охранного ордера, а в случае нарушения условий охранного ордера информирование их об этом;

обращение в суд с требованием о возмещении причиненного ей материального ущерба и компенсации морального вреда вследствие совершенного притеснения и насилия.

Жертва притеснения и насилия при обращении в суд с заявлением о возмещении причиненного ей материального ущерба и компенсации морального вреда освобождается от уплаты государственной пошлины.



Статья 5. Основные направления государственной политики

в области защиты женщин от притеснения и насилия


Основными направлениями государственной политики в области защиты женщин от притеснения и насилия являются:

разработка и реализация гендерной политики, государственных программ и стратегий в области защиты женщин от притеснения и насилия;

создание в обществе атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов женщин от притеснения и насилия;

повышение в обществе правового сознания и правовой культуры, укрепление законности;

создание эффективных организационно-правовых механизмов для предупреждения, выявления, пресечения притеснения и насилия в отношении женщин;

принятие мер по устранению причин и условий, способствующих притеснению и совершению насилия в отношении женщин;

обеспечение сотрудничества государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в целях предупреждения притеснения и насилия.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан

в области защиты женщин от притеснения и насилия


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области защиты женщин от притеснения и насилия;

утверждает государственные программы и стратегии в области защиты женщин от притеснения и насилия;

создает структуры поддержки, обеспечения безопасности, физической и психологической реабилитации и адаптации жертв притеснения и насилия;

координирует взаимодействие уполномоченных органов, осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах

в области защиты женщин от притеснения и насилия


Органы государственной власти на местах:

принимают участие в разработке и реализации государственных программ и стратегий в области защиты женщин от притеснения и насилия;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области защиты женщин от притеснения и насилия;

сотрудничают с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в области защиты женщин от притеснения и насилия;

осуществляют меры по обеспечению гарантий правовой и социально-экономической защиты женщин.



Статья 8. Полномочия органов внутренних дел в области

защиты женщин от притеснения и насилия


Органы внутренних дел:

принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;

принимают меры по предупреждению притеснения и насилия, в том числе определению и устранению их причин и условий, проводят на регулярной основе профилактическую работу с лицами, притесняющими женщин и совершившими в отношении них насилие;

рассматривают обращения о притеснении и насилии в отношении женщин или угрозе их совершения;

выдают официальное предупреждение лицу, склонному к совершению притеснения или насилия;

выдают охранный ордер;

принимают меры в пределах своих полномочий по привлечению к ответственности лиц, совершивших насилие;

взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 9. Полномочия органов по труду в области

защиты женщин от притеснения и насилия


Органы по труду:

принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;

осуществляют меры по учету нетрудоустроенных женщин, обеспечению их занятости и социальной поддержки;

проводят профилактические мероприятия в организациях независимо от форм собственности по предупреждению случаев притеснения и насилия на рабочих местах в отношении женщин и повышению культуры взаимоотношений с женщинами;

принимают меры по обеспечению занятости и оказанию содействия профессиональной ориентации женщин, ищущих работу и оказавшихся в тяжелом социальном положении, в том числе столкнувшихся с семейными проблемами и насилием;

взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 10. Полномочия органов государственного управления

образованием и образовательных учреждений в области

защиты женщин от притеснения и насилия


Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения:

принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;

уведомляют правоохранительные органы о фактах выявления случаев привлечения женщин к принудительному труду и антисоциальному поведению;

выявляют из числа учащихся лиц, склонных к притеснению и совершению насилия в отношении женщин в образовательных учреждениях, и осуществляют меры по коррекции их поведения, а также социальной реабилитации и адаптации жертв притеснения и насилия;

организуют досуг в образовательных учреждениях с целью обеспечения содержательного проведения свободного времени;

взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 11. Полномочия органов управления государственной

системой здравоохранения и учреждений здравоохранения

в области защиты женщин от притеснения и насилия


Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения:

принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;

осуществляют меры по оказанию первичной медицинской помощи, проведению медицинского осмотра жертв притеснения и насилия и их детей, в том числе доставленных в центры реабилитации и адаптации женщин, а также по бесплатному лечению жертв притеснения и насилия;

разрабатывают и внедряют в практику работы учреждений здравоохранения методические рекомендации по оказанию медицинской и психологической помощи жертвам притеснения и насилия;

информируют правоохранительные органы о фактах, угрожающих жизни или здоровью женщин, и выявленных причинах;

взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 12. Полномочия Комитета семьи и женщин

при Министерстве занятости и сокращения бедности

Республики Узбекистан в области защиты женщин

от притеснения и насилия

Комитет семьи и женщин при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан:

принимает участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;

участвует в мероприятиях по выявлению причин и условий, влекущих случаи притеснения и насилия в отношении женщин, и принимает практические меры по их устранению;

проводит мероприятия по социальной реабилитации в центрах реабилитации и адаптации женщин и предотвращению суицидов;

принимает участие в проведении индивидуальных профилактических мероприятий с лицами, состоящими на профилактическом учете, за совершение притеснения и насилия в отношении женщин;

разрабатывает и реализует программы и методические рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций, предупреждению притеснения и насилия;

взаимодействует с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.



Статья 13. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

и других институтов гражданского общества

в защите женщин от притеснения и насилия


Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут:

участвовать в разработке и реализации государственных, территориальных и иных программ в области защиты женщин от притеснения и насилия;

содействовать государственным органам в осуществлении мероприятий по защите женщин от притеснения и насилия;

осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о защите женщин от притеснения и насилия;

вносить предложения по совершенствованию законодательства о защите женщин от притеснения и насилия и правоприменительной практики в данной области;

взаимодействовать с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.

Органы самоуправления граждан принимают меры, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения.



Статья 14. Взаимодействие уполномоченных органов и организаций,

осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия


Уполномоченные органы и организации при осуществлении мероприятий в области защиты женщин от притеснения и насилия взаимодействуют в следующих направлениях:

взаимное информирование о выявленных фактах притеснения и насилия;

согласование мер реагирования на случаи притеснения и насилия и оказание действенной помощи жертвам притеснения и насилия;

совместное осуществление мер в сфере предотвращения и противодействия притеснению и насилию и обмена опытом;

подготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих мероприятия в сфере предотвращения и противодействия притеснению и насилию;

осуществление мониторинга соблюдения законодательства о защите женщин от притеснения и насилия, разработка предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.



Статья 15. Общие меры предупреждения, выявления и пресечения

случаев притеснения и насилия в отношении женщин


Общие меры предупреждения, выявления и пресечения случаев притеснения и насилия в отношении женщин заключаются в:

разработке и реализации государственных, территориальных и иных программ в области предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин;

анализе, изучении и оценке факторов, являющихся причинами и условиями притеснения и насилия;

правовой пропаганде среди населения;

ведении статистического учета и отчетности случаев притеснения и насилия в отношении женщин и предоставление их в органы государственной статистики;

проведении информационно-просветительской деятельности в целях обеспечения граждан, особенно женщин, информацией о своих правах, свободах и обязанностях, а также о гарантиях защиты;

внедрении эффективных правовых механизмов выявления случаев притеснения и насилия в отношении женщин;

проведении превентивных мероприятий в отношении лиц, относящихся к группам риска совершения притеснения и насилия или их совершивших;

осуществлении мероприятий по оказанию помощи и защите жертв притеснения и насилия;

применении мер воздействия к лицам, совершившим либо склонным к совершению притеснения и насилия в отношении женщин;

привлечении виновных к установленной законом ответственности.



Статья 16. Статистический учет и отчетность случаев

притеснения и насилия в отношении женщин


Сведения о жертвах притеснения и насилия, а также о лицах, совершивших насилие либо склонных к совершению насилия, вносятся в единую электронную базу данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике уполномоченными органами и организациями.



Статья 17. Информирование жертвы притеснения и насилия


Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту женщин от притеснения и насилия, ознакамливают жертву притеснения и насилия с информацией о механизмах оказания социальной и правовой защиты, видах помощи и услугах, оказываемых жертве притеснения и насилия.

Уполномоченные органы и организации в случае необходимости оказывают практическую помощь в подаче заявления, связанного с совершенным фактом притеснения и насилия.

Учреждения по исполнению наказания незамедлительно сообщают жертве притеснения и насилия об освобождении из места исполнения наказания, краткосрочном выезде за пределы места лишения свободы или побеге лица, совершившего в отношении нее насилие.



Статья 18. Телефон доверия для жертв притеснения и насилия


С целью обеспечения получения информации о механизме и мерах по оказанию помощи, консультации, предупреждении случаев притеснения и насилия в отношении женщин Комитет семьи и женщин при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан обеспечивает круглосуточную бесплатную сеть телефонной линии (телефон доверия) на всей территории Республики Узбекистан.

Сеть телефонной линии функционирует с соблюдением конфиденциальности. Не допускается разглашение информации, полученной по телефону доверия, за исключением случаев, установленных законодательством.



Статья 19. Индивидуальные меры предупреждения

притеснения и насилия в отношении женщин


Индивидуальными мерами предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин является деятельность соответствующих уполномоченных органов и организаций, осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия, связанная с выявлением лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению или совершивших притеснение и насилие в отношении женщин, и оказанием на них профилактического воздействия.

Индивидуальные меры предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин применяются с учетом особенностей конкретного лица, специфики его социальной среды, социально-бытовых условий и образа жизни, его антисоциального поведения, склонности к притеснению и совершению насилия, а также иных факторов, характеризующих степень общественной опасности совершенного им притеснения и насилия.



Статья 20. Основания для применения индивидуальных мер

предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин


Основанием для применения индивидуальных мер предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин являются:

обращение жертвы притеснения и насилия;

сообщения физических или юридических лиц;

непосредственное обнаружение работниками уполномоченных органов и организаций фактов совершения притеснения или насилия либо попытки их совершения;

материалы, поступившие из государственных органов и других организаций.

Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту женщин от притеснения и насилия, в случае выявления фактов притеснения и насилия обязаны незамедлительно сообщать об этом в соответствующие органы внутренних дел.

Органы внутренних дел при получении устного или письменного сообщения о притеснении и насилии обязаны предпринять неотложные индивидуальные меры по пресечению и предупреждению данных действий.



Статья 21. Виды индивидуальных мер предупреждения

притеснения и насилия в отношении женщин


К видам индивидуальных мер предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин относятся:

проведение профилактической беседы;

выдача охранного ордера;

размещение в специальные центры по оказанию помощи жертвам притеснения и насилия;

прохождение коррекционных программ по изменению насильственного поведения.



Статья 22. Профилактическая беседа


В целях убеждения конкретного лица соблюдать нормы и общепринятые правила поведения в обществе, разъяснения социальных и правовых последствий антисоциального поведения, а также предупреждения об установленной законом ответственности проводится профилактическая беседа.

Профилактическая беседа проводится представителем уполномоченного органа, выявившего случаи притеснения и насилия, с лицами, склонными к совершению притеснения и насилия, в порядке, установленном законом.



Статья 23. Выдача охранного ордера

Охранный ордер выдается жертве притеснения и насилия. Лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению, выдается экземпляр охранного ордера.

Должностное лицо органа внутренних дел, выдавшее охранный ордер, информирует лицо, совершившее притеснение и насилие, с условиями охранного ордера и последствиями его неисполнения и о необходимости прохождения коррекционных программ по изменению насильственного поведения.

При отказе лица подписать соответствующий документ о получении охранного ордера должностным лицом органа внутренних дел, вручающим охранный ордер, составляется акт с участием понятых.

Охранный ордер выдается в течение 24 часов с момента установления факта притеснения и насилия или угрозы их совершения должностным лицом органа внутренних дел, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия на соответствующей территории, сроком до тридцати дней и вступает в силу с момента оформления.

В случае если жертва притеснения и насилия и лицо, совершившее притеснение и (или) насилие либо склонное к их совершению, работают или учатся в одном месте, должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим индивидуальную профилактику притеснения и насилия на соответствующей территории, после выдачи охранного ордера в течение одного рабочего дня направляется представление по месту работы или учебы потерпевшего, а если лицо, совершившее притеснение и (или) насилие либо склонное к их совершению, является руководителем организации, - вышестоящему органу о запрещении прямого контакта между потерпевшим и лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению.

После получения представления руководитель организации, в которой жертва притеснения и насилия работает или получает образование, в течение трех рабочих дней предпринимает действия, направленные на устранение прямого контакта между жертвой и лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению.

По заявлению жертвы притеснения и насилия, если угроза еще не была устранена, срок действия охранного ордера продлевается судом по уголовным делам не более чем на один год.

Выдача охранного ордера или отказ в выдаче или продлении охранного ордера могут быть обжалованы в суд.

Контроль за исполнением требований охранного ордера осуществляется органом внутренних дел.

Форма охранного ордера и порядок его предоставления утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 23-1. Продление срока действия охранного ордера

В случае если угроза притеснения и насилия или угроза их совершения еще не устранены, по заявлению жертвы притеснения и насилия в течение одного рабочего дня должностным лицом органа внутренних дел, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия на соответствующей территории, готовятся материалы о продлении срока действия охранного ордера и направляются в районный (городской) суд по уголовным делам по месту жительства жертвы с оформлением ходатайства о продлении срока действия охранного ордера.

Ходатайство о продлении срока действия охранного ордера рассматривается на закрытом судебном заседании в течение двадцати четырех часов с момента поступления материалов в присутствии жертвы и лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению.

При рассмотрении ходатайства в суде может участвовать адвокат.

Прибытие на судебное заседание жертвы и лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению, осуществляется под наблюдением сотрудника органа внутренних дел.

Неявка на судебное заседание лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению, без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела. Если явка данного лица признана судом обязательной, судом может быть вынесено определение о применении привода.

После ознакомления с материалами дела судья выносит решение о продлении срока действия охранного ордера или об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия охранного ордера.

В решении о продлении срока действия охранного ордера указывается следующее:

сведения о времени и месте принятия решения о продлении срока действия охранного ордера, название суда, принявшего решение, фамилия, имя и отчество судьи, сторон, других лиц, участвующих в деле;

фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, род занятий и место жительства жертвы притеснения и насилия, лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению;

обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о продлении срока действия охранного ордера;

перечень ограничений, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона, примененных к лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению.

Решение суда о продлении срока действия охранного ордера вступает в силу с момента оглашения и немедленно исполняется органами внутренних дел.

Судья разъясняет лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению, порядок и срок обжалования решения, а также требования охранного ордера и последствия их невыполнения.

Копия решения немедленно вручается должностному лицу органа внутренних дел, ответственному за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия, жертве притеснения и насилия, а также лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению.

Если они не явились на судебное заседание, копия решения направляется сторонам по почте в течение суток.

Решение суда о продлении срока действия охранного ордера или об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия охранного ордера может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 72 часов жертвой притеснения и насилия, лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению, а также их адвокатом, законным представителем, если они участвовали в деле.

Обжалование решения о продлении срока действия охранного ордера не приостанавливает его исполнение.

Контроль за выполнением требований охранного ордера осуществляется органом внутренних дел.



Статья 24. Охранный ордер в отношении жертв притеснения

и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста,

или лиц, признанных судом недееспособными


От имени жертв притеснения и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также лиц, признанных судом недееспособными, с заявлением о выдаче и продлении охранного ордера могут обратиться их законный представитель либо орган опеки и попечительства.

Жертвы притеснения и насилия, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, вправе лично обратиться с заявлением о получении охранного ордера.

Заявление о выдаче и продлении срока действия охранного ордера жертвы притеснения и насилия, не достигшей восемнадцатилетнего возраста, а также признанной судом недееспособной, рассматривается в присутствии ее законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.

Охранный ордер в отношении жертв притеснения и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста, или лиц, признанных судом недееспособными, выдается их законному представителю либо органу опеки и попечительства.

Информация о выдаче и продлении охранного ордера в течение 24 часов направляется органу опеки и попечительства, органу самоуправления граждан.



Статья 25. Содержание охранного ордера


В охранном ордере указываются:

дата и место его оформления;

обстоятельства, послужившие основанием для его оформления;

фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, профессия и место жительства жертвы притеснения и насилия и лица, притесняющего или совершившего насилие;

перечень ограничений, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.

Охранный ордер содержит сведения о праве жертвы притеснения и насилия на обращение в суд об административной ответственности лица, совершившего притеснение и насилие, за неисполнение требований охранного ордера.



Статья 26. Ограничения, предусмотренные охранным ордером


В охранном ордере могут быть предусмотрены следующие ограничения:

запрет совершать притеснение и насилие;

запрет на контакт с жертвами притеснения и насилия лица, притесняющего и совершившего насилие (допускается опосредованный контакт между жертвой притеснения и насилия и лицом, притесняющим и совершившим насилие, на рабочих местах и в образовательных учреждениях);

запрет на нахождение наедине в одном помещении жертвы притеснения и насилия и лица, притесняющего и совершившего насилие, в случае притеснения и совершения насилия;

возложение на лицо, притесняющее и совершившее насилие, обязанности возмещения расходов на лечение, консультации, размещение жертвы притеснения и насилия в специальный центр по оказанию помощи жертвам притеснения и насилия, причиненного материального ущерба, а также компенсации морального вреда;

ограничение лица, притесняющего и совершившего насилие, в праве на хранение и ношение или запрет на хранение и ношение оружия (за исключением служебного оружия) в период действия охранного ордера или в период, определенный указанным ордером, а также запрет на право получения разрешения на приобретение оружия.

При решении вопроса о продлении срока действия охранного ордера суд вправе применить, помимо ограничений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, следующие ограничения:

запрет на посещение определенных мест лицу, притесняющему и совершившему насилие;

возложение на лицо, притесняющее и совершившее насилие, одного или нескольких таких обязательств, как амбулаторное или стационарное лечение наркологического заболевания;

временное ограничение лица, притесняющего и совершившего насилие, в праве на использование жилой площади или ее части, где проживает жертва, на приближение к месту работы жертвы или другим местам ее расположения.

В случае продления срока действия охранного ордера, помимо требований, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, в него обязательно включается условие о прохождении лицом, совершившим притеснение и насилие, коррекционной программы по изменению насильственного поведения.

Если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче и продлении срока действия охранного ордера выявляются признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Узбекистан, одновременно с рассмотрением вопроса о выдаче охранного ордера материалы дела направляются соответствующему правоохранительному органу для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.


Статья 27. Специальные центры по оказанию помощи

жертвам притеснения и насилия


Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту от притеснения и насилия, могут создавать специальные центры по оказанию жертвам притеснения и насилия экономической, правовой, социальной, психологической, медицинской и иной помощи (далее - специальные центры).



Статья 28. Размещение жертв притеснения и насилия

в специальные центры


При наличии факта насилия по требованию жертвы притеснения и насилия или ее законного представителя о предоставлении убежища соответствующие уполномоченные органы и организации обеспечивают размещение жертв притеснения и насилия в специальные центры. Несовершеннолетние дети жертвы притеснения и насилия могут быть размещены в специальных центрах вместе с ней.

Размещение жертвы притеснения и насилия в специальный центр производится по ее желанию на срок до тридцати дней. В случае необходимости этот срок продлевается в порядке, установленном уставом специального центра. По истечении срока размещения в специальном центре при наличии угрозы жертве притеснения и насилия администрация специального центра обязана сообщить об этом правоохранительным органам.

В случае размещения жертвы притеснения и насилия в специальный центр за ней сохраняется рабочее место.

Время пребывания жертвы притеснения и насилия в специальном центре не является основанием для отчисления из образовательного учреждения в связи с пропуском занятий.

Расходы, связанные с оказанием помощи жертвам притеснения и насилия, а также несовершеннолетним детям, размещенным вместе с ними в специальных центрах, могут быть взысканы с лица, признанного виновным в совершении притеснения и насилия.


Статья 29. Мероприятия, направленные на коррекцию

поведения лица, совершившего насилие


С целью предупреждения повторного совершения насилия и обеспечения безопасности жертвы насилия осуществляются меры, направленные на оказание лицу психологической и социальной помощи в изменении его поведения, склонного к насилию.

Лицо, совершившее насилие или склонное к его совершению, проходит коррекционную программу по изменению насильственного поведения.

Порядок прохождения коррекционной программы по изменению насильственного поведения лица, совершившего насилие или склонного к его совершению, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 30. Конфиденциальность сведений


Все персональные данные, ставшие известными лицам, оказавшим помощь жертве притеснения и насилия, охраняются законодательством о персональных данных.

Лица, допустившие разглашение персональных данных жертвы притеснения и насилия, которые им были доверены или стали известны в связи с выполнением профессиональных, служебных или трудовых обязанностей, привлекаются к ответственности, предусмотренной законом.



Статья 31. Финансирование мер защиты женщин

от притеснения и насилия


Финансирование мер защиты женщин от притеснения и насилия может осуществляться за счет средств соответствующих уполномоченных органов и организаций, отчислений юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.



Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства

о защите женщин от притеснения и насилия


Лица, виновные в нарушении законодательства о защите женщин от притеснения и насилия, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 33. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения

сути и значения настоящего Закона


Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 34. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 сентября 2019 г.


"Народное слово", 3 сентября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

9 сентября 2019 г., N 36, ст. 653