Закон Республики Узбекистан от 15.11.2021 г. N ЗРУ-728 "О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения" (Принят Законодательной палатой 24.09.2021 г., одобрен Сенатом 30.09.2021 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.11.2021 г.
N ЗРУ-728
О ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Принят Законодательной палатой 24 сентября 2021 года
Одобрен Сенатом 30 сентября 2021 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.
Статья 2. Законодательство о приватизации
земельных участков несельскохозяйственного назначения
Законодательство о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
свободный земельный участок - земельный участок несельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности, на котором не расположены здания и сооружения, не обремененный какими-либо обязательствами или запретами и не отведенный физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством;
государственные объекты недвижимости - имущественные комплексы (предприятия), здания и сооружения, незавершенные строительством объекты, находящиеся в государственной собственности;
приватизация земельного участка - отчуждение земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, в собственность граждан и (или) юридических лиц Республики Узбекистан;
электронный онлайн-аукцион - способ проведения электронных торгов в форме аукциона, при котором земельные участки несельскохозяйственного назначения реализуются на специализированной электронной торговой площадке во Всемирной информационной сети Интернет на основе равного доступа к аукциону потенциальных покупателей;
земельный участок несельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок) - земельный участок, не предоставленный для нужд сельского хозяйства или не предназначенный для этих целей.
Статья 4. Основные принципы приватизации
земельных участков
Основными принципами приватизации земельных участков являются:
законность;
добровольность;
возмездность;
целостность приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
открытость и прозрачность.
Приватизация земельных участков должна осуществляться строго в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных законодательных актов.
Статья 6. Принцип добровольности
Приватизация земельных участков осуществляется на добровольной основе.
Граждане и юридические лица Республики Узбекистан реализуют свои права на приватизацию земельных участков по своему усмотрению и в своих интересах.
Принуждение к приватизации земельных участков запрещается.
Статья 7. Принцип возмездности
Приватизация земельных участков осуществляется на платной основе.
Статья 8. Принцип целостности приватизируемых
земельных участков и расположенных на них
объектов недвижимости
Приватизация земельных участков и расположенных на них государственных объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Статья 9. Принцип открытости и прозрачности
Процесс приватизации земельных участков должен быть открытым и прозрачным.
Государственные органы и организации обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о приватизации земельных участков способами, установленными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Статья 10. Объекты приватизации
Объектами приватизации являются:
земельные участки, предоставленные юридическим лицам, для осуществления предпринимательской, градостроительной и иной не запрещенной законодательством деятельности;
земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности;
земельные участки, на которых расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости;
свободные земельные участки.
Статья 11. Градостроительные требования
к приватизации земельных участков
Приватизация земельных участков осуществляется в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки частей населенных пунктов или иными документами по комплексному развитию и планировке территорий или видами разрешенного использования земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Земельные участки, находящиеся у субъектов приватизации на праве постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения, возникшего до вступления в силу настоящего Закона, а также земельные участки, на которых расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости, могут быть приватизированы до утверждения градостроительных документов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с условием сохранения основного целевого назначения этих земельных участков.
Статья 12. Земельные участки, не подлежащие приватизации
Приватизации не подлежат земельные участки:
на которых расположены месторождения полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых;
входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, парки);
на которых расположены объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством;
расположенные в зонах, на использование территорий которых установлены законодательством ограничения для осуществления градостроительной деятельности;
зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
предоставленные в установленном законодательством порядке участникам специальных экономических зон - на период функционирования специальной экономической зоны;
на которых расположены многоквартирные дома, а также земельные участки, прилегающие к многоквартирным домам;
предоставленные для реализации проектов государственно-частного партнерства, соглашений и договоров о социальном партнерстве, а также юридическим лицам для общественных нужд.
При приватизации земельных участков право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть установлено в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 13. Субъекты приватизации
Субъектами приватизации являются граждане и юридические лица Республики Узбекистан.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, а также государственные органы, учреждения, предприятия и органы самоуправления граждан не являются субъектами приватизации.
Статья 14. Формы приватизации земельных участков
Приватизация земельных участков производится в следующих формах:
выкуп субъектами приватизации земельных участков, находящихся у них на праве постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения;
покупка земельных участков через электронный онлайн-аукцион.
Статья 15. Направление средств, поступающих
от приватизации земельных участков
Средства, поступающие от приватизации земельных участков, за вычетом расходов, перечень и размеры которых устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, направляются в Государственный бюджет Республики Узбекистан.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 16. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области приватизации
земельных участков
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
реализует единую государственную политику в области приватизации земельных участков;
организует разработку, утверждение и опубликование градостроительной документации о планировании и развитии населенных пунктов и территорий;
определяет порядок приватизации земельных участков через электронный онлайн-аукцион;
определяет размеры выкупной стоимости приватизируемых земельных участков, а также порядок ее оплаты;
утверждает классификатор видов разрешенного использования земельных участков;
утверждает Административный регламент оказания государственных услуг по приватизации земельных участков.
Статья 17. Полномочия органов государственной
власти на местах в области приватизации
земельных участков
Органы государственной власти на местах:
обеспечивают определение свободных земельных участков и их выставление на электронный онлайн-аукцион в целях приватизации;
обеспечивают целевое использование средств, поступивших от приватизации земельных участков, на развитие территорий;
размещают на своих официальных веб-сайтах информацию о свободных земельных участках, выставляемых на электронный онлайн-аукцион.
Статья 18. Полномочия Агентства по кадастру
при Государственном налоговом комитете Республики
Узбекистан в области приватизации земельных участков
Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан:
определяет свободные земельные участки для последующей приватизации их через электронный онлайн-аукцион;
составляет карты земельных участков;
определяет площадь и границы приватизируемых земельных участков;
подготавливает материалы по свободным земельным участкам, подлежащим приватизации;
осуществляет государственную регистрацию права собственности на земельные участки.
Статья 19. Полномочия Агентства по управлению
государственными активами Республики Узбекистан
в области приватизации земельных участков
Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан обеспечивает:
определение подлежащих приватизации государственных объектов недвижимости и выставление их на электронный онлайн-аукцион вместе с земельными участками, на которых расположены данные объекты;
выдачу государственного ордера на право собственности на земельный участок и ведение соответствующего реестра;
через организатора торгов открытый и прозрачный механизм приватизации земельных участков;
функционирование специализированной электронной торговой площадки во Всемирной информационной сети Интернет и организацию проведения электронных онлайн-аукционов.
Статья 20. Взаимодействие государственных органов
Государственные органы осуществляют взаимодействие путем обмена информацией и предоставления необходимого доступа к базам данных в части, касающейся вопросов приватизации земельных участков.
ГЛАВА 3. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
НА ПРАВАХ ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(ВЛАДЕНИЯ), АРЕНДЫ ЛИБО ПОЖИЗНЕННОГО
НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ
Статья 21. Порядок подачи и рассмотрения
заявления на приватизацию земельных участков
Заявление на приватизацию земельных участков (далее - заявление) подается:
юридическим лицом Республики Узбекистан - в отношении земельных участков, предоставленных ему для осуществления предпринимательской, градостроительной и иной не запрещенной законодательством деятельности и находящихся у него на праве постоянного пользования (владения) либо аренды;
гражданином Республики Узбекистан - в отношении земельных участков, предоставленных ему для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности и находящихся у него на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования либо аренды.
При переходе к юридическим и физическим лицам Республики Узбекистан соответственно права постоянного пользования (владения), пожизненного наследуемого владения или аренды земельным участком к ним переходит и право на приватизацию данного земельного участка.
Если земельный участок находится в совместном владении или пользовании нескольких субъектов приватизации, заявление подается по соглашению всех субъектов, заключаемому в соответствии с гражданским законодательством, при недостижении такого согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Заявление подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Заявление является основанием для рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка.
Рассмотрение заявления осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы в соответствии с Административным регламентом оказания государственных услуг по приватизации земельных участков.
Результатом рассмотрения заявления является извещение, которое может содержать положительное или отрицательное решение.
Извещение с положительным решением является основанием для оплаты заявителем выкупной стоимости приватизируемого земельного участка.
В извещении с отрицательным решением указываются обоснованные причины невозможности приватизации земельного участка со ссылкой на конкретные требования градостроительных документов или нормы законодательства.
Результаты рассмотрения заявления могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 22. Определение площади и границ
приватизируемого земельного участка
Приватизация земельных участков, находящихся у субъектов приватизации на праве постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения, осуществляется в пределах площади и границ, указанных в Государственном реестре прав на объекты недвижимости. Изменение площади и границы данных земельных участков при их приватизации не допускается.
Статья 23. Основания для отказа в приватизации
земельных участков
Основаниями для отказа в приватизации земельных участков являются:
отсутствие оснований для приватизации земельных участков, предусмотренных в настоящем Законе;
наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении приватизируемых земельных участков;
наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых земельных участках;
наличие в утвержденных генеральных планах населенных пунктов, проектах детальных планировок частей населенного пункта, иных документах по комплексному развитию и застройке территорий либо видах разрешенного использования земельного участка сведений, непосредственно препятствующих приватизации земельных участков;
наличие решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента об изъятии земельных участков для общественных нужд, принятых до подачи заявления;
наличие запрета на продажу или иное отчуждение приватизируемого земельного участка;
обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;
неосуществление или неполное осуществление оплаты выкупной стоимости приватизируемого земельного участка в срок, установленный настоящим Законом.
Отказ в приватизации земельных участков по иным основаниям не допускается.
В случае устранения причин, послуживших основанием для отказа в приватизации земельных участков, заявитель имеет право на повторную подачу заявления без оплаты сбора за оказание государственных услуг в течение одного месяца со дня получения отказа.
Статья 24. Определение и оплата выкупной
стоимости приватизируемого земельного участка
Выкупная стоимость приватизируемого земельного участка, находящегося у субъекта приватизации на праве постоянного пользования (владения), аренды либо пожизненного наследуемого владения, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан в кратных размерах базовой ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц, установленной для соответствующих земель на момент приватизации.
При определении размера выкупной стоимости приватизируемого земельного участка Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе устанавливать дифференцированные коэффициенты в отношении отдельных категорий земельных участков, а также субъектов приватизации, в том числе лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Оплата выкупной стоимости приватизируемого земельного участка осуществляется заявителем в течение десяти рабочих дней после получения извещения с положительным решением.
ГЛАВА 4. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЙ
ОНЛАЙН-АУКЦИОН
Статья 25. Приватизация свободных земельных участков
Свободные земельные участки определяются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальных планировок частей населенных пунктов, иными документами по комплексному развитию и застройке территорий, видами разрешенного использования земельных участков.
Свободные земельные участки приватизируются через электронный онлайн-аукцион.
Статья 26. Приватизация земельных участков,
на которых расположены государственные
объекты недвижимости
Земельные участки, на которых расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости, определяются Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан в соответствии с утвержденными программами приватизации.
Земельные участки, на которых расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости, приватизируются через электронный онлайн-аукцион вместе с данными объектами недвижимости.
Статья 27. Заявка на участие в электронном
онлайн-аукционе по приватизации земельных участков
Заявка на участие в электронном онлайн-аукционе по приватизации земельных участков подается:
для осуществления предпринимательской, градостроительной и иной не запрещенной законодательством деятельности - гражданами и юридическими лицами Республики Узбекистан;
для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома - гражданами Республики Узбекистан.
Статья 28. Стоимость приватизируемого земельного участка
Стоимость приватизируемого земельного участка определяется по результатам проведенного электронного онлайн-аукциона.
Стартовая цена земельного участка, выставляемого на электронный онлайн-аукцион, устанавливается исходя из его рыночной стоимости на момент выставления его на электронный онлайн-аукцион.
Стартовая цена земельного участка, на котором расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости, устанавливается с учетом рыночной стоимости данных объектов недвижимости.
Размер задатка и цена шага устанавливаются в процентах от стартовой цены и в денежном выражении.
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 29. Государственный ордер на право
собственности на земельный участок
Государственный ордер на право собственности на земельный участок является правоустанавливающим документом и выдается Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан в течение одного рабочего дня после осуществления полной и своевременной оплаты стоимости приватизируемого земельного участка.
В случае приватизации земельного участка одновременно с расположенным на нем государственным объектом недвижимости оформляется единый государственный ордер на право собственности на земельный участок и объект недвижимости.
За выдачу государственных ордеров государственная пошлина не взимается.
Статья 30. Право частной собственности
на приватизированный земельный участок
Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота.
Право частной собственности на приватизированный земельный участок возникает с момента государственной регистрации права на него путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр прав на объекты недвижимости в электронном виде.
Право частной собственности на приватизированные земельные участки неприкосновенно и защищается государством в соответствии с законом.
Статья 31. Права собственников
приватизированных земельных участков
Собственники приватизированных земельных участков имеют право:
свободно владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным земельным участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц, государства;
требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
самостоятельно хозяйствовать на приватизированном земельном участке;
возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.
Статья 32. Обязанности собственников
приватизированных земельных участков
Собственники приватизированных земельных участков обязаны:
соблюдать при использовании земельного участка требования законодательства о градостроительстве, нормативных документов в области технического регулирования;
возмещать в установленном порядке причиненный ущерб другим собственникам земельных участков.
Статья 33. Возникновение права собственности
на земельные участки у лиц, не являющихся
субъектами приватизации
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями не имеют права на приобретение приватизированных земельных участков, если иное не предусмотрено законом.
В случае возникновения права собственности на земельные участки у иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юридического лица, предприятия с иностранными инвестициями данные земельные участки в течение шести месяцев с момента наступления такого случая подлежат отчуждению.
При неотчуждении земельных участков в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, земельные участки переходят в собственность государства с сохранением за указанными настоящей статьей лицами преимущественного права приобретения их в аренду в установленном законом порядке.
Статья 34. Прекращение права собственности на земельный
участок, являющийся частной собственностью
юридических и физических лиц
Право собственности на земельный участок, являющийся частной собственностью юридических и физических лиц, прекращается в случаях:
перехода к другому лицу права собственности на земельный участок, а также зданий, сооружений или другого недвижимого имущества вместе с земельным участком, на которых они размещены, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
при выкупе земельных участков, а также здания, сооружения или другого недвижимого имущества вместе с земельными участками, на которых они размещены, для общественных нужд;
конфискации земельного участка, а также зданий, сооружений или другого недвижимого имущества вместе с земельными участками, на которых они размещены, в случаях, установленных законом;
реквизиции земельного участка, здания, сооружения или другого недвижимого имущества вместе с земельными участками, на которых они размещены, в случаях, установленных законодательством;
при обращении взыскания по исполнительным документам на земельный участок.
Статья 35. Определение стоимости земельного
участка, являющегося частной собственностью
юридических и физических лиц, на который
обращено взыскание
Стоимость земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника определяется в соответствии с законом.
Стоимость изымаемого земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, определенная оценочной организацией, может быть оспорена в суде.
Статья 36. Выкуп земельного участка, являющегося
частной собственностью юридических и физических
лиц, для общественных нужд
Выкуп земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, для общественных нужд:
осуществляется исключительно при получении письменного согласия собственника земельного участка;
оформляется договором купли-продажи земельного участка, заключаемым на равных условиях между собственником земельного участка и соответственно от имени Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента;
осуществляется при условии предварительной оплаты государством договорной стоимости земельного участка.
Выкуп земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, для общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:
предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон, зон свободной торговли;
выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;
разведка и разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых);
строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог республиканского и местного значения, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, инженерных объектов и линий системы энергетики и связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, системы ирригации и мелиорации;
исполнение утвержденных генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
осуществление проектов, предусматривающих строительство за счет централизованных инвестиций зданий и сооружений государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и медико-социального обслуживания, указанных в государственных инвестиционных программах.
Выкуп земельных участков, являющихся частной собственностью юридических и физических лиц, для общественных нужд производится исключительно после проведения открытого обсуждения с собственниками земельных участков цены договора и условий выкупа, а также после обязательного согласования с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Расходы, связанные с выкупом земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, покрываются за счет следующих источников:
по инициативе органов государственного управления - республиканским Централизованным фондом по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для общественных нужд при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
по инициативе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента - соответственно территориальными централизованными фондами по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для общественных нужд при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.
Оплата выкупной стоимости земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, производится в полном объеме до момента перехода права собственности на земельный участок к государству.
Разногласия между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента и собственником земельного участка, являющегося частной собственностью, по заключению договора купли-продажи земельного участка подлежат разрешению в судебном порядке.
Статья 37. Реквизиция земельного участка,
являющегося частной собственностью
юридических и физических лиц
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан земельный участок, являющийся частной собственностью юридических и физических лиц, может быть изъят у его собственника (реквизиция) с возмещением собственнику земельного участка, являющегося частной собственностью, причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.
Реквизиция земельного участка, являющегося частной собственностью юридических и физических лиц, осуществляется исключительно в целях защиты прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.
По прекращению действия обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, бывший собственник реквизированного земельного участка вправе требовать возврата ему сохранившегося имущества.
В случае наступления обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
В случае невозможности возврата временно занимаемого земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка и других убытков, причиненных в связи с невозможностью возврата земельного участка.
Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка возмещается рыночная стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением прав собственника земельного участка, могут быть оспорены им в судебном порядке.
Статья 38. Конфискация земельного участка,
являющегося частной собственностью
юридических и физических лиц
В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, земельный участок, являющийся частной собственностью юридических и физических лиц, может быть изъят у собственника по решению суда (конфискация).
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Споры, возникающие в области приватизации земельных участков, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 40. Ответственность за нарушение
законодательства о приватизации земельных
участков несельскохозяйственного назначения
Лица, виновные в нарушении законодательства о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 41. Признание утратившими силу некоторых
законодательных актов Республики Узбекистан
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 13 августа 2019 года N ЗРУ-552 "О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 8, ст. 463);
2) статью 272 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4);
3) статью 14 Закона Республики Узбекистан от 16 августа 2021 года N ЗРУ-708 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка предоставления земельных участков и их пользования, а также системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 8, ст. 800).
Статья 42. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 43. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 ноября 2021 г.
"Народное слово", 16 ноября 2021 г.