Концепция общественной безопасности Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 29.11.2021 г. N УП-27)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 29.11.2021 г. N УП-27
КОНЦЕПЦИЯ
общественной безопасности
Республики Узбекистан
1. Концепция общественной безопасности Республики Узбекистан (далее - Концепция) является важным документом, регламентирующим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, представляющей собой одно из основных направлений национальной безопасности.
Основные понятия, используемые в Концепции:
общественная безопасность - состояние защищенности общества от противозаконных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и иных угроз (далее - угрозы), которое способствует устойчивому развитию общества и обеспечивает реализацию прав, свобод и законных интересов человека;
обеспечение общественной безопасности - единая система, содержащая политические, социально-экономические, правовые и комплекс других организационных мероприятий, устанавливаемых государством для защиты общества от угроз и совершенствуемых на постоянной основе.
2. Национальные интересы в сфере обеспечения общественной безопасности:
обеспечение общественно-политической стабильности общества;
создание и укрепление правового общества в стране на основе повышения правового сознания и политико-правовой культуры, политической и социальной активности, гражданской ответственности населения;
расширение участия общественности в построении правового демократического государства и сильного гражданского общества, укреплении системы государственного и общественного управления, управлении делами государства и общества;
повышение активной и созидательной роли органов самоуправления, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации в общественно-политической жизни страны, эффективности взаимодействия общества и государства;
всестороннее укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений, культуры религиозной толерантности, дружбы, взаимного сотрудничества и гуманизма в обществе;
укрепление способности и потенциала сохранения социальной идентичности (языка, культуры, социального строя, национального менталитета и религии), то есть способности самосохранения, в условиях постоянно происходящих в мире изменений и возникающих под их воздействием реальных и возможных угроз.
3. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности:
разработка и реализация комплекса мероприятий по пресечению угроз общественной безопасности, в том числе принятие широкомасштабных целевых программ и обеспечение их исполнения;
обеспечение защиты общества от противозаконных посягательств, в том числе раннее предупреждение, выявление и пресечение основных факторов подобных посягательств;
осуществление профилактики социальных и межнациональных конфликтов;
выявление и пресечение любых проявлений террористической и экстремистской деятельности, борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконной миграцией и торговлей людьми, а также преступлениями и правонарушениями против прав и свобод человека;
обеспечение бесперебойной и безопасной работы социальной инфраструктуры, в том числе туристских объектов;
предупреждение ущерба и смертельных исходов от дорожно-транспортных происшествий посредством совершенствования транспортной инфраструктуры, стандартов безопасности транспортных средств и правил дорожного движения;
социализация лиц, склонных к совершению преступлений, состоящих под административным надзором и на учете пробации, попавших под влияние деструктивных идей, в том числе недопущение совершения гражданами данной категории преступлений посредством их профессионального обучения и вовлечения в предпринимательство;
защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская защита, формирование и постоянное совершенствование навыков населения по обеспечению пожарной безопасности;
предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи посредством осуществления мероприятий по воспитанию их в духе любви к Родине, патриотизма, уважения национальных и общечеловеческих ценностей, защите молодого поколения от идей терроризма, экстремизма, насилия и жестокости;
широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и систем в охрану общественного порядка, обеспечение безопасности граждан и борьбу с преступностью;
обеспечение постоянной готовности, повышение оперативности и укрепление материально-технической базы сил и средств уполномоченных государственных органов, задействованных в обеспечении общественной безопасности, а также повышение уровня правовой и социальной защиты личного состава.
4. Деятельность по обеспечению общественной безопасности основывается на следующих основных принципах:
законность;
защита и уважение прав, свобод и законных интересов граждан;
открытость и прозрачность;
приоритетность мер по предупреждению и пресечению угроз общественной безопасности;
единство и последовательность действий всех уполномоченных структур в обеспечении общественной безопасности.
5. Обеспечение общественной безопасности осуществляется во взаимодействии государственных органов и организаций, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, общественных формирований, граждан и средств массовой информации.
Действия сил и средств, задействованных в обеспечении общественной безопасности, основываются на взаимной последовательности и единстве, а также в деятельности в этом направлении не допускаются волокита и противоречия.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6. Система обеспечения общественной безопасности состоит из субъектов, обеспечивающих общественную безопасность, и участвующих в ее обеспечении.
Субъектами, обеспечивающими общественную безопасность, являются Кабинет Министров, Министерство внутренних дел, Национальная гвардия, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Служба государственной безопасности, Генеральная прокуратура, Министерство по поддержке махалли и семьи, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, местные органы государственной власти.
Другие государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане являются субъектами, участвующими в обеспечении общественной безопасности.
7. Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности;
обеспечивает разработку, утверждение и реализацию комплекса целевых государственных программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе предупреждение правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов;
обеспечивает эффективное взаимодействие всех государственных органов и организаций с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в вопросах обеспечения общественной безопасности;
осуществляет материально-техническое обеспечение, а также меры по правовой и социальной защите субъектов, непосредственно обеспечивающих общественную безопасность;
устанавливает порядок поощрения негосударственных некоммерческих организаций и граждан, активно участвовавших в обеспечении общественной безопасности.
8. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:
разрабатывает, утверждает и реализует целевые ведомственные программы, направленные на обеспечение общественной безопасности;
осуществляет меры по охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом;
координирует и оказывает организационно-методическое содействие силам и средствам, задействованным в обеспечении общественной безопасности в общественных местах, в том числе на дорогах, объектах транспортной и туристской инфраструктуры;
обеспечивает соблюдение требований и условий лицензирования и получения разрешений, правил и порядка в сфере оборота гражданского, служебного оружия и их боеприпасов;
осуществляет профилактику правонарушений, выявляет лиц, склонных к совершению правонарушений;
проводит комплексный и системный анализ правонарушений и преступлений, совершаемых в общественных местах, вносит обязательные для рассмотрения представления, рекомендации и предложения по предотвращению факторов, влияющих на их совершение, эффективному использованию имеющихся сил и средств;
обеспечивает общую систему управления по мероприятиям, направленным на пресечение массовых беспорядков, представляющих угрозу общественной безопасности;
оповещает на постоянной основе широкую общественность о состоянии обеспечения общественной безопасности, изучает общественное мнение в данной сфере;
осуществляет научно-исследовательскую и организационно-методическую работу в сфере обеспечения общественной безопасности и криминологии.
9. Национальная гвардия Республики Узбекистан:
разрабатывает, утверждает и реализует целевые ведомственные программы, направленные на обеспечение общественной безопасности;
осуществляет мероприятия по пресечению массовых беспорядков, представляющих угрозу общественной безопасности;
организует охрану общественного порядка на закрепленной территории, в том числе при массовых мероприятиях, в парках, на площадях и рынках в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах;
в пределах компетенции обеспечивает общественную безопасность при чрезвычайных ситуациях и на территориях, на которых объявлено чрезвычайное положение;
участвует совместно с компетентными государственными органами в проведении антитеррористических операций;
охраняет государственные, особо важные, категорированные и иные объекты, собственность физических и юридических лиц;
осуществляет государственную политику в сфере охранной деятельности;
осуществляет научно-исследовательскую и организационно-методическую работу в сфере обеспечения общественной безопасности.
10. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
разрабатывает и участвует в реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;
принимает меры по организации мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров;
организует оказание комплексной помощи при возникновении опасности для жизни, здоровья и имущества населения, своевременное предупреждение и оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
управляет деятельностью государственной системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и действий при таких ситуациях, а также организует мероприятия гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности;
принимает меры по координации и эффективному взаимодействию органов государственного и хозяйственного управления, местных органов государственной власти и органов самоуправления граждан, а также других организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, формирования в данных целях государственных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, стабильного функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, а также утверждает целевые научно-технические программы.
11. Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:
ведет борьбу с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;
принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу общественной безопасности;
осуществляет предупреждение правонарушений и преступлений на государственной границе, в приграничной зоне и приграничных регионах, принимает меры по выявлению и пресечению способствующих им факторов;
координирует, контролирует и оказывает организационно-методическое содействие деятельности сил и средств, задействованных в обеспечении общественной безопасности на территории проведения антитеррористической операции;
обеспечивает общественную безопасность на пунктах пропуска через государственную границу и в других местах, установленных законодательством;
принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного прохода через государственную границу лиц, представляющих угрозу общественной безопасности, ограниченных или запрещенных к обороту предметов и веществ;
осуществляет сбор и анализ оперативной информации о негативных действиях, направленных на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, террористической, подрывной и иной противоправной деятельности, представляющей угрозу государству и обществу, в том числе общественной безопасности, а также принимает меры по предупреждению и пресечению таких действий.
12. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан:
осуществляет прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, ответственными за обеспечение общественной безопасности, координирует их деятельность по борьбе с преступностью;
изучает эффективность профилактических и специальных мероприятий, осуществляемых по обеспечению общественной безопасности, и обсуждает их на совместных совещаниях компетентных государственных органов;
проводит системный и научный анализ факторов, причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, организует разработку и реализацию мероприятий, направленных на их устранение;
применяет акты прокурорского надзора и обеспечивает устранение недостатков и упущений в деятельности по обеспечению общественной безопасности;
взаимодействует с соответствующими государственными органами по широкому внедрению цифровых технологий в сферу обеспечения общественной безопасности и интеграции имеющихся средств в единую информационную платформу;
проводит во взаимодействии с другими правоохранительными органами правовую пропаганду, направленную на повышение правового сознания и культуры граждан, формирование непримиримого отношения к правонарушениям, уважительного отношения к правам и законным интересам граждан, национальным и общечеловеческим ценностям.
13. Министерство по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан:
организует полноценное и эффективное внедрение в обществе принципа "Благоустроенная и безопасная махалля";
реализует мероприятия по оздоровлению социально-духовной атмосферы в семьях и махаллях;
проводит в рамках полномочий мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности в махаллях, в том числе раннее предупреждение правонарушений, усиление у граждан чувства уважения закона и законопослушания;
осуществляет единую государственную политику, направленную на укрепление института семьи, в первую очередь внедрение в жизнь идеи "Здоровая семья - здоровое общество", организует адресное содействие неблагоприятным и проблемным семьям;
обеспечивает эффективное осуществление государственной политики по поддержке женщин, защищает их права и законные интересы, повышает их роль и активность в общественно-политической жизни страны, обеспечивает гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
укрепляет взаимодействие между органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными организациями в вопросах предупреждения правонарушений в махаллях.
14. Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
проводит работу по вопросам создания и развития современных и интеллектуальных систем управления городской и территориальной инфраструктурой, в том числе оказания услуг в жилищно-бытовой сфере, транспортной логистики, экстренных служб, а также по их взаимной интеграции и объединению с единым аппаратно-программным комплексом "Умный город" и "Безопасный город";
разрабатывает соответствующие документы для создания и дальнейшего развития единого аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", определяет единый технологический подход и единые требования, нормы и критерии, принимает меры по интеграции комплекса с системой "Электронное правительство", а также информационными системами государственных органов и другими организациями;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере создания и применения современных информационно-коммуникационных технологий в области обеспечения общественной безопасности.
15. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
содействует реализации государственной политики касательно обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, координирует деятельность государственных органов и организаций в данном направлении;
осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение охраны здоровья населения в общественных местах, привитие здорового образа жизни населению и воспитание у граждан чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
осуществляет меры по оказанию медицинской помощи в целях прекращения алкогольного воздействия на лиц, пребывающих в состоянии сильного алкогольного опьянения в общественных местах, утративших способность самостоятельно передвигаться или найти дорогу, а также представляющих своими действиями угрозу общественной безопасности;
осуществляет меры по медицинской социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, употреблением токсических веществ, психическими заболеваниями, а также другими болезнями, несущими угрозу для окружающих;
осуществляет контроль за соблюдением санитарных норм и правил, а также ограничений на пребывание в общественных местах лицами, заразившимися социально опасными заболеваниями, и отдельными категориями граждан.
16. Местные органы государственной власти:
утверждают и реализуют территориальные программы, направленные на обеспечение общественной безопасности;
осуществляют контроль и реализуют мероприятия по соблюдению единых правовых требований к системам обеспечения пожарной безопасности, экстренным медицинским службам, коммуникациям и инженерно-техническим средствам, а также иным системам в общественных местах;
осуществляют контроль за соблюдением норм строительства, правил технической эксплуатации, коммуникационных, экологических, санитарных, эпидемиологических стандартов и требований в общественных местах на соответствующей территории;
принимают меры по упорядочению дорожного движения и разумному использованию имеющейся транспортной инфраструктуры;
осуществляют мероприятия по материально-техническому оснащению субъектов, непосредственно обеспечивающих общественную безопасность, повышению уровня социальной защиты их сотрудников.
17. Органы самоуправления граждан принимают участие в реализации государственных, территориальных и ведомственных программ в сфере обеспечения общественной безопасности, осуществляют общественный контроль за исполнением актов законодательства в сфере общественной безопасности.
18. Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут принимать участие в обеспечении общественной безопасности путем содействия и оказания необходимой помощи субъектам, непосредственно обеспечивающим общественную безопасность.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
19. Реализация Концепции включает следующее:
совершенствование законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности;
разработку и реализацию целевых и адресных программ, направленных на обеспечение общественной безопасности;
проведение межведомственных практических учебных занятий, направленных на обеспечение общественной безопасности;
подготовку, расстановку, системное повышение квалификации и переподготовку кадров для системы обеспечения общественной безопасности;
разработку и внедрение критериев и основных показателей степени и состояния угроз общественной безопасности;
прогнозирование текущего и перспективного состояния обеспечения общественной безопасности, разработку и реализацию мероприятий по определению и предотвращению возможных и имеющихся угроз;
осуществление профилактики правонарушений, представляющих угрозу общественной безопасности, обеспечение привлечения в установленном порядке к ответственности лиц, совершивших их;
внедрение единой централизованной системы координации и оперативного управления деятельностью уполномоченных государственных органов и общественных формирований по обеспечению общественной безопасности;
широкое внедрение цифровых технологий в обеспечение общественной безопасности;
изучение и принятие мер к внедрению передового зарубежного опыта обеспечения общественной безопасности, осуществление международного сотрудничества в сфере.
20. Угрозы обеспечения общественной безопасности, их состояние и тенденции развития, а также степень обеспеченности общественной безопасности определяются в соответствии с установленными показателями.
21. Общественная безопасность достигается посредством разработки и системной реализации адресных и целевых программ, стратегий развития системы общественной безопасности.
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
22. Посредством реализации Концепции ожидается достижение следующих результатов:
будет еще более усовершенствовано законодательство в сфере обеспечения общественной безопасности, устранены имеющиеся правовые пробелы и коллизии, внедрены международные правовые стандарты и передовой зарубежный опыт с учетом национальных особенностей и условий;
будет повышен уровень обеспечения мира и спокойствия в обществе, укреплено верховенство закона, повышена эффективность защиты конституционных прав и свобод граждан;
будет обеспечена открытость и прозрачность деятельности по обеспечению общественной безопасности, повышена степень взаимодействия с общественностью в данной сфере;
в деятельность по обеспечению общественной безопасности будут широко внедрены современные формы и методы организации работы, а также передовые информационно-коммуникационные технологии.
23. Конечным результатом реализации Концепции является эффективное внедрение качественно новой системы обеспечения общественной безопасности, мира и спокойствия населения, создание надежных и эффективных механизмов обеспечения безопасности личности, общества и государства.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
24. Должностные лица органов государственной власти и управления могут быть привлечены в соответствии с законодательством к ответственности за необеспечение принятия и своевременного исполнения в рамках своих служебных обязанностей необходимых мер по обеспечению общественной безопасности.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 1 декабря 2021 г.