Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Закон Республики Узбекистан от 28.12.2021 г. N ЗРУ-740 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (Принят Законодательной палатой 10.12.2021 г., одобрен Сенатом 15.12.2021 г.)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.12.2021 г.

N ЗРУ-740



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ

БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА


Принят Законодательной палатой 10 декабря 2021 года

Одобрен Сенатом 15 декабря 2021 года


Статья 1. Внести в статью 25 Закона Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года N 913-XII "О государственной власти на местах" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст. 320; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 9, ст. 241; 1999 г., N 1, ст. 20; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 418; 2007 г., N 4, ст. 163, N 9, ст. 420; 2008 г., N 12, ст. 640; 2013 г., N 12, ст. 350; 2014 г., N 4, ст. 86, N 5, ст. 130; 2015 г., N 6, ст. 228; 2017 г., N. 6, ст. 300, N 8, ст. 383, N 9, ст. 510, N 12, ст. 772; 2018 г., N 7, ст. 431; 2019 г., N 1, ст. 1, N 11, ст. 792, N 12, ст. 891; 2020 г., N 9, ст. 537; 2021 г., N 1. ст.ст. 3, 7, 13, приложение к N 4; N 8, ст. 800) следующие дополнение и изменение:

дополнить частью второй следующего содержания:

"Хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан:

проекты местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год для рассмотрения и представления соответствующего заключения;

годовой отчет об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год для проведения внешнего аудита и оценки";

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.



Статья 2. Внести в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 2013 года N ЗРУ-360 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., приложение 1 к N 12; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 6, ст. 300, N 10, ст. 605, N 12, ст. 772; 2018 г., N 1, ст. 1, N 7, ст.ст. 431, 433, N 12, ст. 783; 2019 г., N 1, ст. 1, N 5, ст. 265, N 8, ст. 470, N 9, ст. 588, N 11, ст. 791, N 12, ст.ст. 884, 891; 2020 г., N 3, ст. 203, N 11, ст. 652, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 7, 13, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804, N 10, ст. 973), следующие изменения и дополнения:


1) абзац двенадцатый части первой статьи 25 изложить в следующей редакции:

"вносит в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан для рассмотрения проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан вместе с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан";


2) в части первой статьи 26:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента по бюджету Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента соответственно";

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"проводит внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов и представляет по ним заключение в Кабинет Министров Республики Узбекистан";

дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания:

"проводит внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и представляет по ним заключения в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента соответственно;

представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан";

абзацы девятый и десятый считать соответственно абзацами одиннадцатым и двенадцатым;


3) в статье 28:

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан:

для рассмотрения и представления соответствующего заключения проекты бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год;

для проведения внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год";

часть четвертую считать частью пятой;


4) в статье 36:

в части первой слова "а также бюджетных субсидий" заменить словами "спонсорских средств и других доходов, установленных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также бюджетных трансфертов и субсидий";

часть третью после слов "без образования юридического лица" дополнить словами "в том числе при министерствах, государственных комитетах и ведомствах";


5) часть вторую статьи 46 изложить в следующей редакции:

"Не допускается создание фондов, формируемых за счет средств консолидированного бюджета Республики Узбекистан, но не входящих в его состав";


6) абзац шестой статьи 50 изложить в следующей редакции:

"платежей в счет возврата средств бюджетных ссуд, кредитных линий и кредитов, предоставленных юридическим лицам-резидентам и кредитов, выданных иностранным государствам, а также процентных поступлений по ним";


7) в пункте 4 статьи 51 слова "от размещения, предоставления в пользование и продажи" заменить словами "от размещения и предоставления в пользование";


8) статью 72 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:

"5-1) на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения";


9) статью 94 дополнить частью пятой следующего содержания:

"Хокимияты районов и городов направляют средства, равные 5 процентам утвержденных расходов бюджетов районов и городов (за исключением средств резервных фондов бюджетов районов и городов), на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения";


10) текст статьи 99 изложить в следующей редакции:

"Проекты бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год:

направляются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в Счетную палату Республики Узбекистан для представления соответствующего заключения - до 20 сентября текущего года. Счетная палата Республики Узбекистан не позднее 1 октября текущего года представляет заключение по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента;

размещаются для общественного обсуждения Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента не позднее 10 октября текущего года;

пересматриваются на основании поступивших обоснованных предложений и замечаний по итогам их общественного обсуждения и вносятся Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан не позднее 25 октября текущего года.

В течение одной недели после официального опубликования Закона о Государственном бюджете Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента принимаются соответственно решения о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента в соответствии с Законом о Государственном бюджете.

Проекты бюджетов районов и городов на очередной год хокимиятами районов и городов:

размещаются для общественного обсуждения не позднее 10 октября текущего года;

пересматриваются на основании поступивших обоснованных предложений и замечаний по итогам их общественного обсуждения и вносятся соответственно в Кенгаши народных депутатов районов и городов не позднее 1 ноября текущего года.

В течение трех рабочих дней после принятия решений о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента Кенгашами народных депутатов районов и городов принимаются соответственно решения о бюджетах районов и городов в соответствии с данными решениями.

Соответствующие решения о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента, районов и городов размещаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, районов и городов на своих официальных веб-сайтах в течение трех рабочих дней после их принятия";


11) в статье 119:

в части первой:

абзац четвертый исключить;

абзацы пятый, шестой и седьмой считать соответственно абзацами четвертым, пятым и шестым;

из части второй слова "(за исключением суммы остатков средств на начало года, поступивших от приватизации государственных активов)" исключить;


12) в части шестой статьи 126 цифру "10" заменить цифрой "30";


13) часть вторую статьи 143 изложить в следующей редакции:

"Расходы за счет перевыполнения прогноза доходов Государственного бюджета, средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также от реализации права на земельные участки на электронной торговой площадке, осуществляются без внесения изменений в Государственный бюджет";


14) абзац второй части первой статьи 145 изложить в следующей редакции:

"10 и более процентов - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основании заключения Счетной палаты Республики Узбекистан";


15) в части первой статьи 151:

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"отчислений от доходов, полученных от продажи государственных активов, в республиканский бюджет Республики Узбекистан по установленным нормативам";

абзацы второй, третий и четвертый считать соответственно абзацами третьим, четвертым и пятым;


16) в статье 158:

дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

"Бюджетные ссуды и кредитные линии предоставляются резидентам - юридическим лицам по процентным ставкам не менее 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан.

Запрещается предоставление бюджетных ссуд и кредитных линий резидентам - юридическим лицам в иностранной валюте";

части вторую и третью считать соответственно частями четвертой и пятой;


17) часть седьмую статьи 165 изложить в следующей редакции:

"Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и города Ташкента представляют:

а) квартальный отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за отчетный период по формам, установленным Министерством финансов Республики Узбекистан:

в Министерство финансов Республики Узбекистан - в установленные им сроки;

в Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты - в течение трех рабочих дней после представления в Министерство финансов Республики Узбекистан отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;

б) годовой отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за отчетный период по формам и в сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан, в Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты, а также в Министерство финансов Республики Узбекистан";


18) в статье 166-1:

абзац пятый части первой заменить абзацами пятым и шестым следующего содержания:

"реализации проектов, осуществляемых за счет капитальных вложений;

проведенных конкурсах (тендерах) и осуществленных государственных закупках";

дополнить частями пятой, шестой и седьмой следующего содержания:

"Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и соответствующие распорядители бюджетных средств по итогам каждого квартала не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об исполнении программ развития социальной и производственной инфраструктуры, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в разрезе распорядителей бюджетных средств первого уровня.

Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, а по итогам года - до 1 апреля, размещают на своих официальных веб-сайтах перечень налоговых и таможенных льгот, а также информацию о размере предоставленных налоговых и таможенных льгот в разрезе налогоплательщиков.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов в обязательном порядке размещают на своих официальных веб-сайтах, а также на информационном портале "Открытый бюджет" постановления (распоряжения) по использованию дополнительных средств соответствующих местных бюджетов в течение трех рабочих дней после их принятия";

часть пятую считать частью восьмой;

в части восьмой слова "первой - четвертой" заменить словами "первой - седьмой";


19) текст статьи 167 изложить в следующей редакции:

"Кабинет Министров Республики Узбекистан до 5 апреля года, следующего за отчетным годом, направляет в Счетную палату Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов для проведения внешнего аудита и оценки.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента до 5 апреля, следующего за отчетным годом, направляют в Счетную палату Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в установленной форме Министерством финансов Республики Узбекистан для проведения внешнего аудита и оценки.

Счетная палата Республики Узбекистан:

не позднее 10 мая года, следующего за отчетным годом, направляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключения по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов;

не позднее 10 мая года, следующего за отчетным годом, направляет Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, соответствующие заключения по годовому отчету об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Кабинет Министров Республики Узбекистан не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан.

Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты представляют годовые отчеты об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента в сроки, предусмотренные в статье 168 настоящего Кодекса.

Заключения Счетной палаты Республики Узбекистан по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат обязательному опубликованию";


20) абзац второй статьи 174 изложить в следующей редакции:

"проведение экспертизы проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента".



Статья 3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года N ЗРУ-546 "О Счетной палате Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 7, ст. 384, N 9, ст. 588; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804) следующие изменения:


1) абзац второй статьи 4 изложить в следующей редакции:

"проведение экспертизы проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан (далее - закон о Государственном бюджете), проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и анализ фискальной стратегии на среднесрочный период";


2) статью 20 изложить в следующей редакции:


"Статья 20. Функции Счетной палаты в сфере проведения

экспертизы проекта закона о Государственном бюджете,

проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных

бюджетов областей и города Ташкента и анализа

фискальной стратегии на среднесрочный период


Счетная палата в сфере проведения экспертизы проекта закона о Государственном бюджете, проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и анализа фискальной стратегии на среднесрочный период:

проводит изучение и анализ формирования проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в целях определения обоснованности их показателей, дачи оценки качества прогнозирования их доходов и планирования расходов, долговой политики и межбюджетных отношений;

представляет заключение по проекту закона о Государственном бюджете, по проекту закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента";


3) абзацы девятый и десятый статьи 30 изложить в следующей редакции:

"представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также по проекту закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента заключение соответственно по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;

осуществляет внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента";


4) часть первую статьи 35 изложить в следующей редакции:

"Заключение готовится Счетной палатой по результатам экспертизы проекта закона о Государственном бюджете и анализа фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, по результатам внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, по результатам рассмотрения проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете, по результатам контроля за поступлением финансовых и иных средств политическим партиям и их целевым использованием, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством".



Статья 4. Счетной палате Республики Узбекистан, Министерству финансов Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 5. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 6. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 декабря 2021 г.