Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Закон Республики Узбекистан от 25.04.2022 г. N ЗРУ-766 "Об органической продукции" (Принят Законодательной палатой 03.12.2021 г., одобрен Сенатом 17.03.2022 г.)

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.04.2022 г.

N ЗРУ-766



ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Принят Законодательной палатой 3 декабря 2021 года

Одобрен Сенатом 17 марта 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области органической продукции (производства, переработки, хранения, транспортировки, маркировки и реализации органической продукции, а также оценки соответствия и авторизации).

Действие настоящего Закона не распространяется на органическую продукцию, произведенную для личного потребления.



Статья 2. Законодательство об органической продукции


Законодательство об органической продукции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об органической продукции, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


авторизация - выдача разрешения на осуществление деятельности в качестве аккредитованного органа по оценке соответствия уполномоченным государственным органом, ответственным за соблюдение требований, установленных настоящим Законом и иными нормативными документами в области технического регулирования в сфере органической продукции;


инспекционный контроль - процедура оценки соответствия органической продукции требованиям, установленным законодательством об органической продукции и нормативными документами в области технического регулирования;


органическая продукция - сертифицированная продукция, полученная с применением на всех этапах ее производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации производственных технологий, отвечающих требованиям законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;


производство органической продукции - деятельность по производству и переработке продукции с применением производственных технологий, отвечающих требованиям законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования, соблюдение которых необходимо для получения сертификата органического соответствия;


производитель органической продукции - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по производству органической продукции.



Статья 4. Основные принципы в области

производства органической продукции


Основными принципами в области производства органической продукции являются:

приоритет защиты жизни и здоровья граждан, а также охраны окружающей среды;

добровольность при выборе направления производства органической продукции;

прозрачность и открытость информации об органической продукции;

использование возобновляемых природных ресурсов;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 5. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области органической продукции


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области органической продукции;

утверждает государственные программы, направленные на развитие производства органической продукции, и обеспечивает их реализацию;

создает благоприятные правовые и экономические условия для развития производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции;

устанавливает нормы допустимого загрязнения при производстве органической продукции и требования к безопасности органической продукции, в том числе болезней органических культур (растений), и определяет допустимое количество остатков в органической продукции биологических и химических веществ, используемых для защиты от вредителей;

устанавливает требования к ввозу на территории Республики Узбекистан и вывозу с ее территории органической продукции, а также производству, переработке, хранению, транспортировке, реализации и утилизации органической продукции;

осуществляет международное сотрудничество в области органической продукции.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 6. Уполномоченный государственный орган

в области органической продукции


Уполномоченным государственным органом в области органической продукции является Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан (далее - уполномоченный государственный орган).

Уполномоченный государственный орган:

реализует единую государственную политику в области органической продукции;

разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области органической продукции;

обеспечивает создание системы производства органической продукции, основанной на принципе концепции устойчивого развития, в соответствии с целями и задачами государственной политики и программ по ее реализации;

осуществляет межотраслевую координацию деятельности по производству органической продукции, а также организации работы в рамках этого процесса;

проводит мониторинг соблюдения требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования, в том числе связанных с использованием сертифицированных семян, посадочных материалов, органических удобрений и средств защиты растений, кормового сырья, кормовых добавок, лекарственных препаратов, используемых при уходе за домашним скотом, птицей, пчелами, дезинфицирующих и чистящих средств, пищевых добавок и технологических компонентов при производстве органической продукции;

проводит авторизацию деятельности органов по оценке соответствия;

запрашивает и получает необходимую информацию о производстве органической продукции из других организаций, независимо от их формы собственности;

создает субъектам предпринимательской деятельности благоприятные условия для производства органической продукции с использованием инновационных агротехнологических приемов и технологий, методов и процессов, отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью человека, а также охраны окружающей среды;

оказывает услуги по обучению и консультированию по вопросам производства, переработки органической продукции;

проводит работу по популяризации знаний о целях и перспективах производства органической продукции;

определяет порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции;

разрабатывает меры по стимулированию производства органической продукции и осуществляет мониторинг их выполнения;

принимает меры по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области органической продукции;

поддерживает и развивает государственно-частное партнерство в области органической продукции;

поддерживает проведение целевых исследований по разработке инновационных методов и технологий в области органической продукции;

поддерживает развитие производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции на внешнем и внутреннем рынках;

осуществляет международное сотрудничество в области органической продукции.

Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия Службы санитарно-эпидемиологического

благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан

в области органической продукции


Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан:

обеспечивает внедрение в производство гармонизированных с международными стандартами и рекомендациями санитарных правил, норм и гигиенических нормативов по безопасности органической продукции;

проводит экспертизу нормативных документов в области технического регулирования на соответствие безопасности органической продукции.

Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Комитета ветеринарии и развития

животноводства при Министерстве сельского хозяйства

Республики Узбекистан в области органической продукции

Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан:

обеспечивает внедрение в производство гармонизированных с международными стандартами и рекомендациями ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм в области развития органического животноводства в сельском хозяйстве;

осуществляет контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством о ветеринарии, при выращивании производителями органической продукции, органической продукции животноводства и сырья животного и растительного происхождения.

Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 9. Полномочия Узбекского агентства по техническому

регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли

Республики Узбекистан в области органической продукции


Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

осуществляет аккредитацию органов по оценке соответствия и выдает им свидетельство об аккредитации;

утверждает форму и размер национального знака соответствия органической продукции;

оказывает на системной основе содействие в разработке и внедрении нормативно-правовых актов, нормативных документов в области технического регулирования, а также во внедрении в республике международных стандартов в области органической продукции;

организует мероприятия по повышению квалификации для специалистов органов по оценке соответствия в рамках проведения инспекционного контроля или в процессе сертификации.

Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия органов государственной власти

на местах в области органической продукции


Органы государственной власти на местах:

оказывают практическую помощь сельскохозяйственным предприятиям и перерабатывающим предприятиям в предоставлении земельных участков для организации производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции;

принимают меры по недопущению реализации продукции, не отвечающей требованиям законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования, в качестве органической продукции;

обеспечивают население информацией о выращивании органической продукции.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия органа по оценке соответствия


Орган по оценке соответствия имеет следующие полномочия:

обеспечивает соблюдение требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования при сертификации производства органической продукции в соответствии с международными стандартами;

принимает решения о сертификации производства органической продукции или об отказе в сертификации в случае несоблюдения требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;

осуществляет отбор проб почвы, воды, семян, саженцев и посадочного материала, а также пищевых продуктов и кормов с земельных участков, предоставленных производителям органической продукции для производства органической продукции;

выдает, приостанавливает действие и аннулирует сертификат органического соответствия в установленном законодательством порядке.

Орган по оценке соответствия может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Орган по оценке соответствия имеет право запрашивать у производителя органической продукции документы, необходимые для сертификации производства органической продукции.



Статья 12. Государственная поддержка в области

органической продукции


Государственная поддержка в области органической продукции осуществляется путем:

создания благоприятных условий для принятия и реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, включающих конкретные меры по обеспечению поддержки и развития производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции;

выделения субсидий на производство сертифицированной органической продукции с учетом специфики выращивания сельскохозяйственных культур, переведенных на производство органической продукции;

поощрения внедрения инновационных методов и технологий, а также передовых практик в области органической продукции;

содействия в финансировании производства органической продукции и предоставления информационных, консультационных и сертификационных услуг производителям органической продукции;

оказания содействия в рамках государственных и международных грантовых программ по развитию производства органической продукции и реализации пилотных проектов;

предоставления субсидий производителям продукции, не относящейся к категории органической продукции, при переходе на производство органической продукции.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ,

ГАРАНТИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 13. Права производителей органической продукции


Производители органической продукции имеют право:

использовать свое фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания при производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации органической продукции;

самостоятельно выбрать вид услуг (работ), необходимых для производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции, в том числе органы по оценке соответствия и организации, оказывающие консультационные услуги.

Производители органической продукции могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 14. Обязанности производителей органической продукции


Производители органической продукции при производстве, переработке, хранении, транспортировке, маркировке и реализации органической продукции обязаны соблюдать требования законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования.



Статья 15. Гарантии деятельности производителей

органической продукции


Производителям органической продукции предоставляются следующие гарантии деятельности:

осуществление размещения сельскохозяйственных культур на земельных участках, отведенных под производство органической продукции, в соответствии с научно обоснованными схемами севооборота, с учетом требований нормативно-правовых актов, а также нормативных документов в области технического регулирования;

свободное размещение сельскохозяйственных культур на земельных участках, отведенных под производство органической продукции.



ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 16. Условия перехода на производство

органической продукции


Условиями перехода на производство органической продукции являются:

заключение между производителем органической продукции и органом по оценке соответствия договора об оценке соответствия органической продукции;

приведение процесса производства продукции в соответствие с требованиями законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;

производство органической продукции осуществляется отдельно от производства продукции, не относящейся к категории органической;

маркировка и реализация произведенной продукции в переходном периоде как "органическая продукция в переходном периоде".

При переходе от производства продукции, не относящейся к категории органической продукции, к производству органической продукции устанавливается переходный период, в течение которого производителем продукции обеспечивается выполнение требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования.



Статья 17. Требования к производству органической продукции


К производству органической продукции предъявляются следующие требования:

использование здоровых животных и растений, безопасной продукции и сырья животного и растительного происхождения;

использование при производстве органической продукции технологий, соответствующих требованиям законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;

сохранение, восстановление и повышение плодородия почвы;

сохранение экологических систем при выборе конкретного вида органической продукции для производства;

использование возобновляемых природных ресурсов, включая продукты и отходы растительного и животного происхождения, в соответствии с требованиями законодательства об органической продукции;

сокращение использования невозобновляемых природных ресурсов;

использование технологий, не наносящих вреда здоровью человека, растениям и животным, предотвращающих или устраняющих последствия загрязнения окружающей среды;

для качественного выполнения технологических процессов использование пищевых добавок, микроэлементов в нормах, разрешенных нормативными документами в области технического регулирования;

принятие соответствующих мер по защите растений, включая применение механических, биологических и физических методов при выборе видов и сортов растений, устойчивых к севообороту, болезням, вредителям и сорнякам;

подбор адаптированных к местным условиям устойчивых видов, сортов растений и пород животных;

применение для производства органической продукции в животноводстве кормов и кормовых добавок, состоящих из ингредиентов, полученных из веществ природного происхождения;

использование при производстве органической продукции в качестве ингредиента воды, отвечающей требованиям, установленным законодательством для питьевой воды;

несмешивание органических и неорганических ингредиентов одного и того же типа в одну органическую продукцию.

При производстве органической продукции запрещается:

использование синтетических веществ, пестицидов, гормонов, антибиотиков и химических пищевых добавок;

применение методов выращивания растительной продукции без использования почвы;

использование ионизирующего излучения (источников);

использование химических методов обработки естественно растущих растений;

использование в качестве удобрения веществ, состоящих из осадка сточных вод, септических отходов и других отходов жизнедеятельности человека;

использование земельных участков, водных объектов и (или) их части, подвергшиеся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами;

применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов.

Особые требования к производству отдельных видов органической продукции, в том числе условиям их параллельного и одновременного производства, устанавливаются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 18. Ввоз органической продукции на территорию

Республики Узбекистан


При ввозе на территорию Республики Узбекистан органической продукции должны быть предоставлены копии сертификата органического соответствия, выданного органом по оценке соответствия иностранного государства, и сертификата, подтверждающего происхождение органической продукции по образцу, принятому в этой стране.

К органической продукции, ввозимой на территорию Республики Узбекистан, применяются установленные законодательством санитарные, фитосанитарные, ветеринарные и ветеринарно-санитарные правила и нормы.



Статья 19. Вывоз органической продукции с территории

Республики Узбекистан


Вывоз органической продукции с территории Республики Узбекистан осуществляется при предъявлении сертификата органического соответствия по форме, утвержденной Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ, АВТОРИЗАЦИЯ ОРГАНА

ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ, ОЦЕНКА ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ

В ОБЛАСТИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, МАРКИРОВКА

ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 20. Оценка соответствия органической продукции


Организация оценки соответствия производства, переработки, хранения органической продукции является добровольной для производителей органической продукции.

Инспекционный контроль при оценке соответствия производства, переработки, хранения, транспортировки, маркировки и реализации органической продукции осуществляется на предмет соблюдения требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования.

Результатом оценки соответствия производства, переработки, хранения, транспортировки, маркировки и реализации органической продукции является сертификат органического соответствия.

Производитель органической продукции имеет право использовать национальный знак соответствия органической продукции после прохождения процедуры подтверждения соответствия органической продукции и получения сертификата органического соответствия.

Описание, форма и технические требования к национальному знаку соответствия органической продукции устанавливаются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 21. Авторизация органа по оценке соответствия


Аккредитованный орган по оценке соответствия обязан пройти авторизацию уполномоченным государственным органом для последующего осуществления работ по оценке соответствия процессов производства переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции в соответствии с требованиями законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования.

Для прохождения авторизации орган по оценке соответствия подает заявление об авторизации уполномоченному государственному органу.

К заявлению об авторизации прилагаются:

копия свидетельства об аккредитации;

копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

копия устава и (или) учредительного договора юридического лица;

сведения о наличии постоянных инспекторов или инспектора в области производства, обработки, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции (органической растительной продукции, органической продукции животноводства, органической пищевой продукции, органической кормовой продукции и другие) со сведениями о базовой специализации;

перечень работников органа по оценке соответствия и документы, подтверждающие уровень их квалификации (опыт работы, специальные знания в области производства органической продукции, знание требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования) в области производства, обработки, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции.

Уполномоченный государственный орган принимает решение об авторизации органа по оценке соответствия или отказе в авторизации в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в части третьей настоящей статьи.

Орган по оценке соответствия:

в случае прохождения авторизации в установленном порядке проводит оценку соответствия процессов производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции в соответствии с требованиями законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;

в письменной форме уведомляет уполномоченный государственный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче, приостановлении действия или аннулировании сертификата органического соответствия;

предоставляет уполномоченному государственному органу годовой отчет о сертификатах, выданных в течение года.

Решение об отказе в авторизации органа по оценке соответствия принимается в следующих случаях:

подачи органом по оценке соответствия заявления об отмене авторизации;

нарушения органом по оценке соответствия требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования;

несоответствия требованиям части третьей настоящей статьи;

информация, указанная в представленных документах органом оценки соответствия, является недостоверной;

приостановления, прекращения действия или аннулирования свидетельства об аккредитации.

Орган по оценке соответствия в письменной форме обязан уведомить производителей органической продукции, с которыми заключен договор об оценке соответствия органической продукции, об отмене его авторизации.

Сертификат органического соответствия, выданный органом по оценке соответствия, авторизация которого отменена, признается действительным, а производители такой продукции сохраняют статус производителя органической продукции до истечения срока действия сертификата органического соответствия.



Статья 22. Оценка эквивалентности в области

органической продукции


Оценка эквивалентности в области органической продукции осуществляется уполномоченным государственным органом.

При оценке эквивалентности в области производства органической продукции изучаются требования законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования в соответствии с законодательством зарубежных стран и международными стандартами.



Статья 23. Маркировка органической продукции


Маркировка органической продукции осуществляется в установленном законодательством порядке.

Право использования национального знака соответствия органической продукции имеют производители органической продукции.

В маркировке органической продукции производителями органической продукции:

могут использоваться слова "organic" (органический), "biologic" (биологический), "ecologic" (экологичный), "natural" (натуральный) и также их сокращения или слова, производные от этих слов, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции;

указывается предусмотренный в Государственном реестре органов по оценке соответствия регистрационный номер свидетельства об аккредитации органа по оценке соответствия, который выдал сертификат органического соответствия.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 24. Реестр производителей органической продукции


Реестр производителей органической продукции формируется и ведется уполномоченным государственным органом в виде электронного документа.

Реестр производителей органической продукции размещается на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа.



Статья 25. Обеспечение прозрачности и открытости

информации об органической продукции


Уполномоченный государственный орган информирует население о мерах, направленных на предотвращение, сокращение последствий или устранение выпуска контрафактной органической продукции, которая может угрожать жизни и здоровью граждан или причинить материальный ущерб.

Лицам, занимающимся реализацией органической продукции, запрещается реализовывать органическую продукцию, не имеющую сертификат органического соответствия.

Орган по оценке соответствия представляет в уполномоченный государственный орган информацию о производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации органической продукции производителями органических продуктов, включая проведение их сертификации в установленном законодательством порядке.



Статья 26. Разрешение споров


Споры, возникающие в области органической продукции, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 27. Ответственность за нарушение

законодательства об органической продукции


Лица, виновные в нарушении законодательства об органической продукции, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 28. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 29. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республик Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 апреля 2022 г.


"Народное слово", 26 апреля 2022 г.